Управление образования мэрии
г.Ярославля
Городской центр развития образования
г.Ярославля
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ
СИСТЕМА
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
АСИОУ «Школа» 3.0
Информатизация
управления муниципальным образованием – это
прежде всего формирование единой управленческой информационной системы.
Основной
составляющей этой системы является база
данных мониторинга состояния муниципальной системы образования (МСО) по различным аспектам ее функционирования
и развития.
Формирование и последующее постоянное
обновление (актуализация) базы данных мониторинга МСО обеспечивает обратную связь в системе управления, так
как позволяет в оперативном режиме получать данные о состоянии управляемого объекта
и отслеживать изменения, происходящие в системе в процессе ее функционирования
и развития.
Для обеспечения мониторинга состояния МСО по
наиболее существенным аспектам ее жизнедеятельности АСИОУ «Школа» включает в
себя ряд взаимосвязанных основных и прикладных подсистем, находящихся на разных
стадиях разработки (на настоящий момент подсистем 11).
Состав и взаимосвязь основных
и прикладных подсистем АСИОУ «Школа» показаны на рисунке.
Помимо основного своего предназначения
– обеспечивать обратную связь в системе управления - АСИОУ решает целый ряд
задач рутинизации школьного делопроизводства и информационно-аналитического
обеспечения управления образовательным процессом, что делает целесообразным
внедрение данной программной системы не только с точки зрения сотрудников
органов управления образованием, но и с точки зрения специалистов
образовательных учреждений.
Программное обеспечение АСИОУ «Школа» 3.0
разработано в
СУБД
Clarion Professional Editor 5.0 for Windows (98/Me/2000/XP).
Основные
подсистемы
Основные подсистемы образуют базовый комплекс
информационной системы АСИОУ, структура которого обеспечивает принципиальную возможность
мониторинга состояния образовательного процесса, в нем содержится необходимая
информация об основных субъектах и объектах образовательного процесса
(учащихся, педагогах, классах, учебных предметах) и о взаимосвязях между ними.
«Образовательное
учреждение»
Базы
данных этой подсистемы содержат сведения по каждому образовательному учреждению
и используются программной системой более высокого уровня - «Сеть
образовательных учреждений муниципальной системы образования», необходимой для
функционирования автоматизированных рабочих мест большинства специалистов
органов управления образования. Содержащаяся в этих базах данных информация
необходима также и для обеспечения возможности формирования сводных
статистических отчетов из баз данных всех остальных подсистем АСИОУ «Школа».
«Кадры»
Подсистема предназначена для
автоматизации ведения кадров в общеобразовательных учреждения. В рамках
внутришкольного делопроизводства подсистема обеспечивает следующие операции:
·
прием
сотрудников в учреждение с внесением в базу данных всех необходимых сведений,
предусмотренных номенклатурой дел, а также увольнение сотрудников с сохранением
информации в базе данных (с возможностью восстановления при повторном приеме);
·
формирование
ряда встроенных - по готовым формам отчетов;
·
формирование
отчетов - по заданию пользователем условий построения выборки и позиций, из
которых будет состоять отчет;
·
накопление
банка форм отчетов, с возможностью их корректировки.
Подсистема позволяет также
накапливать и сводить данные по процессу и результатам аттестации педагогов.
«Группы»
Подсистема предназначена для
ведения сведений о классах и списков учащихся. Наличие этих сведений позволяет
проводить мониторинг образовательного процесса в школе с использованием
прикладных подсистем.
Для рутинизации
внутришкольного делопроизводства в программе реализована следующая система
отчетов:
ü вспомогательные расчетные
формы для ОШ-1:
ü распределение учащихся по
сменам (к разд.7)
ü распределение учащихся по
параллели и по классам (к разд.2)
ü распределение учащихся по
классам с указанием количества мальчиков и
девочек (к разд.4)
«Ученический
контингент»
Подсистема предназначена для
ведения ученического контингента общеобразовательного учреждения. Основные
сведения об
учащихся вносятся в базу
данных из личных дел и других документов, дополнительные могут быть получены от
родителей.
Подсистема обеспечивает
возможность оперативного восстановления
всех связанных с конкретным учащимся данных, полу-
ченных
с использованием
прикладных подсистем (результатов тестирования, итоговых отметок, данных
социометрических опросов и т.п.). Это дает возможность прослеживания и анализа
динамики различных педагогических и социальных процессов в школе.
Для обеспечения
автоматического формирования наиболее востребованных отчетов в подсистеме
предусмотрены:
ü форма для военкомата к ст.31,
53, 68 Руководства;
ü списки девушек и юношей для
поликлиники;
ü личная карта учащегося;
ü список учащихся, оставшихся
на второй год;
ü результаты обучения за
учебный год;
ü движение контингента;
ü поствыпускное сопровождение и
многие другие.
Подсистема дает возможность
формировать отчеты и накапливать банк отчетов, по заданию пользователем условий
построения выборки и полей, которые будут выводиться на печать.
«Учебный
процесс»
Данная подсистема
предназначена для организации взаимосвязи данных о преподавании педагогами
учебных предметов в конкретных классах со сведениями из учебного плана, данными
о конкретных классах со сведениями из учебного плана, данными о специфике преподавания,
разбиением класса на подгруппы, данными о результатах обучения.
Прикладные
подсистемы
«Мониторинг
успеваемости»
Подсистема предназначена для
анализа учебного процесса с использованием четвертных, годовых, экзаменационных
и итоговых отметок учащихся.
В настоящее время подсистема
обеспечивает формирование следующих отчетов как по каждому классу, так и по
школе в целом:
·
списки
отличников и хорошистов
·
списки
неаттестованных (с указанием предмета)
·
процентная
таблица распределения отметок по предметам.
·
данные
о выставленных каждым учителем «двоек»;
·
процентная
таблица по выставленным оценкам (по параллелям);
·
сводные
таблицы по различным «категориям» учащихся (отличникам, имеющим одну четверку,
хорошистам, имеющим одну тройку, имеющим двойки, неаттестованных).
Результаты обработки данных
итоговой успеваемости представлены диаграммами, отражающими структуру
успеваемости класса и рейтинг учащихся, как в статике, так и в динамике.
Кроме того, предусмотрена
возможность создания формируемых отчетов, в которых можно задавать условия
построения выборки, основания и глубину анализа.
«Тестовый
мониторинг»
Подсистема включает в себя:
- Внутришкольный тестовый
мониторинг (ВШТМ)
- Единый Государственный
Экзамен (ЕГЭ)
- Уровневую дифференциацию
(УД)
и предназначена для
обеспечения мониторинга качества усвоения учебного материала по результатам
тестирования учащихся и используется при проведении анализа результативности
учебного процесса.
Программная подсистема
обеспечивает:
§
ввод структуры теста и его спецификации;
§
формирование и распечатку карточек для учащихся и рабочей
матрицы со списком учащихся для внесения учителем результатов тестирования;
§
ввод результатов тестирования - вводятся выбранные учащимися
варианты из закрытых заданий и баллы за открытые задания;
§
обработку результатов тестирования с использованием методов
математической статистики и представление их в виде системы графических
экранных форм.
«Авторский
мониторинг»
Подсистема предназначена для
анализа контрольных работ по параметрам, которые может задавать пользователь
(педагог, замдиректора).
«Диагностика готовности к обучению в
школе»
Подсистема предназначена для
построения индивидуальных профилей готовности и статистической обработки
данных, получаемых при проведении различных методик диагностики общеучебных
навыков (техника чтения, устный счет), а также психологических методик по
выбору пользователя. Индивидуальные результаты вносятся в базу данных для
построения профиля готовности ребенка к обучению в школе. Предусмотрена также
компьютеризированная обработка методик, представляющих из себя опросники с
заданными вариантами ответов и ключом.
«Диагностика
готовности учащихся к профессиональному самоопределению»
Подсистема
предназначена для статистической обработки данных, получаемых при проведении
опросов выпускников 9 и 11 классов в рамках технологии доведения
профориентационного минимума до учащихся. Технология является авторской
разработкой Г.А. Белой, руководителя лаборатории анализа проблем и
системных технологий на рынке труда Ярославского областного центра
профориентации и психологической поддержки населения «Ресурс».
«Социально-психологический
мониторинг»
Подсистема включает в себя
диагностику взаимоотношений:
- Ученик – Ученик
(«Социометрия»)
- Педагог – Класс
(«ПК-метрия»)
- Администрация – Педколлектив
(«АУД»)
Подсистема «Социометрия»
предназначена для исследования системы межличностных взаимоотношений учащихся.
Ее применение направлено на информационное обеспечение принятия управленческих
и педагогических решений, требующих осведомленности о состоянии взаимоотношений
между учащимися. Социально-психологическая информация может быть использована
для оперативного выявления конфликтных или негативных ситуаций в ученической
среде, при планировании индивидуальной и групповой воспитательной работы, при
решении вопроса о целесообразности перевода учащегося в другой класс или другую
школу, при формировании 5-х классов и подборе классного руководителя и т.п.
Программное и математическое обеспечение подсистемы разработано на основе
социометрического метода Дж.Морено с использованием шкалы оценки отношений от
«+3» до «-3».
Подсистема «ПК-метрия»
предназначена для исследования системы взаимоотношений учащихся и педагогов,
складывающихся в ходе учебного процесса. Оценка педагогической деятельности учителя со стороны учащихся каждого
класса производится в ходе анонимного опроса. Ответы учащихся вводятся в базу
данных подсистемы, в результате их обработки получаются усредненные оценки по
классам, которые и используются в анализе. В качестве усредненной оценки учебной деятельности учащихся класса
используется усредненная оценка из журнала, выставленная педагогом за четверть.
Подсистема «АУД»
предназначена для исследования психологического климата в коллективе и мнения
педагогов о различных аспектах управленческой деятельности администрации.
Представление данных
социально-психологического мониторинга реализовано в виде системы графических
экранных форм с использованием когнитивной компьютерной графики.
Управление образования мэрии
г.Ярославля EDUDEP.YAR.RU
Адрес:
г.Ярославль, Волжская наб., д.27 Телефон: (0852)304-673;
Городской центр развития
образования
Адрес:
г.Ярославль, Советский пер., д.2/23а Телефон: (0852)329-475,
30-79-53
(отдел информатизации) E-mail: root@edudep.yar.ru
Авторизованный дилер
ООО
Научно-внедренческий центр «Грин плюс»
Адрес:
Ярославская обл., г.Рыбинск, Красная площадь, 4
тел./факс
(0855) 201-559, 201-514,28-17-17 WWW.GRINP.RU
E-mail: admin@grinp.ru