Управление образования мэрии г.Ярославля
Городской центр развития образования
г.Ярославля

 

 

 

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
АСИОУ «Школа» 3.0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информатизация управления муниципальным образованием – это прежде всего формирование единой управленческой информационной системы.

Основной составляющей этой системы является база данных мониторинга состояния муниципальной системы образования (МСО) по различным аспектам ее функционирования и развития.

Формирование и последующее постоянное обновление (актуализация) базы данных мониторинга МСО обеспечивает обратную связь в системе управления, так как позволяет в оперативном режиме получать данные о состоянии управляемого объекта и отслеживать изменения, происходящие в системе в процессе ее функционирования и развития.

Для обеспечения мониторинга состояния МСО по наиболее существенным аспектам ее жизнедеятельности АСИОУ «Школа» включает в себя ряд взаимосвязанных основных и прикладных подсистем, находящихся на разных стадиях разработки (на настоящий момент подсистем 11).

Состав и взаимосвязь основных и прикладных подсистем АСИОУ «Школа» показаны на рисунке.

Помимо основного своего предназначения – обеспечивать обратную связь в системе управления - АСИОУ решает целый ряд задач рутинизации школьного делопроизводства и информационно-аналитического обеспечения управления образовательным процессом, что делает целесообразным внедрение данной программной системы не только с точки зрения сотрудников органов управления образованием, но и с точки зрения специалистов образовательных учреждений.

Программное обеспечение АСИОУ «Школа» 3.0 разработано в

СУБД Clarion Professional Editor 5.0 for Windows (98/Me/2000/XP).


Основные подсистемы

Основные подсистемы образуют базовый комплекс информационной системы АСИОУ, структура которого обеспечивает принципиальную возможность мониторинга состояния образовательного процесса, в нем содержится необходимая информация об основных субъектах и объектах образовательного процесса (учащихся, педагогах, классах, учебных предметах) и о взаимосвязях между ними.

«Образовательное учреждение»

Базы данных этой подсистемы содержат сведения по каждому образовательному учреждению и используются программной системой более высокого уровня - «Сеть образовательных учреждений муниципальной системы образования», необходимой для функционирования автоматизированных рабочих мест большинства специалистов органов управления образования. Содержащаяся в этих базах данных информация необходима также и для обеспечения возможности формирования сводных статистических отчетов из баз данных всех остальных подсистем АСИОУ «Школа».

«Кадры»

Подсистема предназначена для автоматизации ведения кадров в общеобразовательных учреждения. В рамках внутришкольного делопроизводства подсистема обеспечивает следующие операции:

·          прием сотрудников в учреждение с внесением в базу данных всех необходимых сведений, предусмотренных номенклатурой дел, а также увольнение сотрудников с сохранением информации в базе данных (с возможностью восстановления при повторном приеме);

·          формирование ряда встроенных - по готовым формам отчетов;

·          формирование отчетов - по заданию пользователем условий построения выборки и позиций, из которых будет состоять отчет;

·          накопление банка форм отчетов, с возможностью их корректировки.

Подсистема позволяет также накапливать и сводить данные по процессу и результатам аттестации педагогов.

«Группы»

Подсистема предназначена для ведения сведений о классах и списков учащихся. Наличие этих сведений позволяет проводить мониторинг образовательного процесса в школе с использованием прикладных подсистем.

Для рутинизации внутришкольного делопроизводства в программе реализована следующая система отчетов:

ü   вспомогательные расчетные формы для ОШ-1:

ü   распределение учащихся по сменам (к разд.7)

ü   распределение учащихся по параллели и по классам (к разд.2)

ü   распределение учащихся по классам с указанием количества мальчиков и  девочек (к разд.4)

«Ученический контингент»

Подсистема предназначена для ведения ученического контингента общеобразовательного учреждения. Основные сведения об

учащихся вносятся в базу данных из личных дел и других документов, дополнительные могут быть получены от родителей.

Подсистема обеспечивает возможность оперативного восстановления всех связанных с конкретным учащимся данных, полу-

ченных с использованием прикладных подсистем (результатов тестирования, итоговых отметок, данных социометрических опросов и т.п.). Это дает возможность прослеживания и анализа динамики различных педагогических и социальных процессов в школе.

Для обеспечения автоматического формирования наиболее востребованных отчетов в подсистеме предусмотрены:

ü   форма для военкомата к ст.31, 53, 68 Руководства;

ü   списки девушек и юношей для поликлиники;

ü   личная карта учащегося;

ü   список учащихся, оставшихся на второй год;

ü   результаты обучения за учебный год;

ü   движение контингента;

ü   поствыпускное сопровождение и многие другие.

Подсистема дает возможность формировать отчеты и накапливать банк отчетов, по заданию пользователем условий построения выборки и полей, которые будут выводиться на печать.

«Учебный процесс»

Данная подсистема предназначена для организации взаимосвязи данных о преподавании педагогами учебных предметов в конкретных классах со сведениями из учебного плана, данными о конкретных классах со сведениями из учебного плана, данными о специфике преподавания, разбиением класса на подгруппы, данными о результатах обучения.

 

Прикладные подсистемы

«Мониторинг успеваемости»

Подсистема предназначена для анализа учебного процесса с использованием четвертных, годовых, экзаменационных и итоговых отметок учащихся.

В настоящее время подсистема обеспечивает формирование следующих отчетов как по каждому классу, так и по школе в целом:

·         списки отличников и хорошистов

·         списки неаттестованных (с указанием предмета)

·         процентная таблица распределения отметок по предметам.

·         данные о выставленных каждым учителем «двоек»;

·         процентная таблица по выставленным оценкам (по параллелям);

·         сводные таблицы по различным «категориям» учащихся (отличникам, имеющим одну четверку, хорошистам, имеющим одну тройку, имеющим двойки, неаттестованных).

Результаты обработки данных итоговой успеваемости представлены диаграммами, отражающими структуру успеваемости класса и рейтинг учащихся, как в статике, так и в динамике.

Кроме того, предусмотрена возможность создания формируемых отчетов, в которых можно задавать условия построения выборки, основания и глубину анализа.

«Тестовый мониторинг»

Подсистема включает в себя:

- Внутришкольный тестовый мониторинг (ВШТМ)

- Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ)

- Уровневую дифференциацию (УД)

и предназначена для обеспечения мониторинга качества усвоения учебного материала по результатам тестирования учащихся и используется при проведении анализа результативности учебного процесса.

Программная подсистема обеспечивает:

§          ввод структуры теста и его спецификации;

§          формирование и распечатку карточек для учащихся и рабочей матрицы со списком учащихся для внесения учителем результатов тестирования;

§          ввод результатов тестирования - вводятся выбранные учащимися варианты из закрытых заданий и баллы за открытые задания;

§          обработку результатов тестирования с использованием методов математической статистики и представление их в виде системы графических экранных форм.

«Авторский мониторинг»

Подсистема предназначена для анализа контрольных работ по параметрам, которые может задавать пользователь (педагог, замдиректора).

«Диагностика готовности к обучению в школе»

Подсистема предназначена для построения индивидуальных профилей готовности и статистической обработки данных, получаемых при проведении различных методик диагностики общеучебных навыков (техника чтения, устный счет), а также психологических методик по выбору пользователя. Индивидуальные результаты вносятся в базу данных для построения профиля готовности ребенка к обучению в школе. Предусмотрена также компьютеризированная обработка методик, представляющих из себя опросники с заданными вариантами ответов и ключом.

 

«Диагностика готовности учащихся к профессиональному самоопределению»

Подсистема предназначена для статистической обработки данных, получаемых при проведении опросов выпускников 9 и 11 классов в рамках технологии доведения профориентационного минимума до учащихся. Технология является авторской разработкой Г.А. Белой, руководителя лаборатории анализа проблем и системных технологий на рынке труда Ярославского областного центра профориентации и психологической поддержки населения «Ресурс».

«Социально-психологический мониторинг»

Подсистема включает в себя диагностику взаимоотношений:

- Ученик  Ученик («Социометрия»)

- Педагог  Класс («ПК-метрия»)

- Администрация  Педколлектив («АУД»)

Подсистема «Социометрия» предназначена для исследования системы межличностных взаимоотношений учащихся. Ее применение направлено на информационное обеспечение принятия управленческих и педагогических решений, требующих осведомленности о состоянии взаимоотношений между учащимися. Социально-психологическая информация может быть использована для оперативного выявления конфликтных или негативных ситуаций в ученической среде, при планировании индивидуальной и групповой воспитательной работы, при решении вопроса о целесообразности перевода учащегося в другой класс или другую школу, при формировании 5-х классов и подборе классного руководителя и т.п. Программное и математическое обеспечение подсистемы разработано на основе социометрического метода Дж.Морено с использованием шкалы оценки отношений от «+3» до «-3».

Подсистема «ПК-метрия» предназначена для исследования системы взаимоотношений учащихся и педагогов, складывающихся в ходе учебного процесса. Оценка педагогической деятельности учителя со стороны учащихся каждого класса производится в ходе анонимного опроса. Ответы учащихся вводятся в базу данных подсистемы, в результате их обработки получаются усредненные оценки по классам, которые и используются в анализе. В качестве усредненной оценки учебной деятельности учащихся класса используется усредненная оценка из журнала, выставленная педагогом за четверть.

Подсистема «АУД» предназначена для исследования психологического климата в коллективе и мнения педагогов о различных аспектах управленческой деятельности администрации.

Представление данных социально-психологического мониторинга реализовано в виде системы графических экранных форм с использованием когнитивной компьютерной графики.

 

Управление образования мэрии г.Ярославля EDUDEP.YAR.RU

Адрес: г.Ярославль, Волжская наб., д.27 Телефон: (0852)304-673;

Городской центр развития образования

Адрес: г.Ярославль, Советский пер., д.2/23а Телефон: (0852)329-475,

30-79-53 (отдел информатизации) E-mail: root@edudep.yar.ru

Авторизованный дилер

ООО Научно-внедренческий центр «Грин плюс»

Адрес: Ярославская обл., г.Рыбинск, Красная площадь, 4

тел./факс (0855) 201-559, 201-514,28-17-17 WWW.GRINP.RU

E-mail: admin@grinp.ru