Издание школьной газеты «Перемена»

Коптелова Наталья Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

лицея № 2 г. Рыбинска

 

Школьная печать – одна из активных и действенных форм воспитания, безусловен и интерес к ней.

            В лицее №2 г. Рыбинска долгое время существовала стенная общешкольная газета: в разные годы, то системно, то периодически, выходило такое издание.

            Идея многотиражной газеты с набором на компьютере и печатью на ризографе появилась около 8 лет назад, часто обсуждалась и учителями, и школьниками, а реальностью стала в 2002 году.

            Первый номер многотиражной общешкольной газеты, получившей название «NEW – Перемена» (стенная общешкольная газета носила название «Перемена» – отсюда и сегодняшнее), вышел в сентябре 2002 года. Издание стало ежемесячным, и 30 октября 2003 года, к 80-летию школы №2, вышел уже тринадцатый номер газеты. Тираж первого номера был сто пятьдесят экземпляров, последнего - пятьсот пятьдесят экземпляров.

Газета призвана осветить важнейшее события школьной жизни, поднять актуальные проблемы, это и поле реализации способностей учеников.

Издание имеет следующие рубрики. «Корень из 2» – так называется рубрика самых важных материалов (2 – номер лицея), здесь можно прочитать о последних успехах школы в научных конференциях или на олимпиадах, о Дне лицея, начале учебного года, поздравления с Юбилеем, Днем учителя. Официальный отдел – это документы и официальные материалы, например выписка из устава лицея или«Положение о Большом ученическом совете». Раздел «Цифры и факты» – статистический, рассказывающий о итогах четверти, года, распределении выпускников, а порой и о том, сколько булочек продается в школьной столовой за один день. В рубрике «Интервью номера» – разговор с интересными людьми, учителями и учениками. Центральный отдел газеты – «Хроника школьной жизни», суть которого отражает уже название. В каждом номере есть и «Проба пера», где публикуются произведения учеников (от первого до одиннадцатого класса), выпускников и учителей.  Неизменными оказываются разделы «Комната смеха», «Одной строкой» (новости, подробно не освященные в газете, объявления о будущих мероприятиях), спортивная рубрика и кроссворды также часты в «NEW – Перемене», последние - по различным отраслям знаний или, например, по истории школы. В связи с предметными неделями возможен и выпуск приложений к газете. Так, четвертый номер прошлого года вышел с приложением «Лицейский правовед», что было приурочено к декаде правовых знаний.

Содержание газеты во многом определяется ее читателями, ибо издание изначально задумывалось не просто как информационное, хотя и эта задача очень важна, а, прежде всего воспитывающее, утверждающее единый дух школы, общего коллектива учеников, учителей и родителей. Отметим, что все три эти категории – активные авторы газеты. Способствует тому и обратная связь: в библиотеке школы установлен почтовый ящик газеты, а в самой газете существует постоянная рубрика «В редакцию пришло письмо». Редакционная почта помогает найти темы для актуальных репортажей, выявить острые проблемы, требующие решения.

В связи с этим отметим и еще одну функцию газеты как трибуны, где может высказаться любой ученик – учитель – родитель, своеобразную демократическую функцию.

Ценнейшей, безусловно, является и возможность информировать через печать семьи школьников, внешкольное сообщество в целом. Здесь роль газеты трудно переоценить – это и объективность информации, и, в какой-то степени, реклама событиям школьной жизни, и даже вклад в создание имиджа лицея, поддержание его престижа.

Немаловажно, что информирование о факте существование  «NEW  Перемены» получилось достаточно широким: издание регулярно вывешивается на стенде в вестибюле школы, о газете писали «Рыбинские известия», был репортаж по местному телевидению. Рост тиража свидетельствует о ее популярности.

Издание общешкольной газеты, безусловно, служит и развитию детского самоуправления. В редколлегию принимаются все желающие. Состав работающих здесь подвижен и охватывает от пятнадцати до сорока человек на номер. Это ребята разных классов, в основном с седьмого по одиннадцатый.

Каждый номер, его содержание (а изначально и то, какой должна быть газета и ее рубрики) обсуждаются на собрании редколлегии. Необходимо отметить, что качество статей  школьников за это время возросло – можно говорить даже об обучающей роли газеты, а то, что это хорошая журналистская школа – абсолютно очевидно. Так, например, главный редактор – ученица девятого класса, уже сейчас квалифицированно справляется с речевой правкой текста, а авторы репортажей и статей идут к ней за советом даже чаще, чем к руководителю газеты. Таким образом, общешкольная газета – еще и способ самореализации, развития ученика.

Все это не могло бы быть реальностью без компьютера. Статьи поступают в технический отдел, где ученики набирают текст, часто авторы делают это и сами, сдавая уже компьютерный вариант. Технический редактор газеты – ученик девятого класса, занимается разбивкой страниц, компоновкой материала, компьютерным оформлением.

Безусловно, и в техническом отношении газета – это школа, ибо в процессе постигались и постигаются азы работы на компьютере не только школьниками, но и руководителем газеты, осваиваются и возможности цифровой фотографии, принтера, сканера, ризографа.

Что касается техники печати на ризографе – то это необязательно типография или  копировально-множительные отделы больших предприятий, есть такая техника созданная и адресно для школ. А печать на ризографе гораздо дешевле, нежели на ксероксе.

Таким образом, общешкольная многотиражная газета – действительно реальность, реальность во многом благодаря компьютеру.