Издание
школьной газеты «Перемена»
Коптелова Наталья Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
лицея № 2 г. Рыбинска
Школьная печать – одна из
активных и действенных форм воспитания, безусловен и интерес к ней.
В
лицее №2 г. Рыбинска долгое время существовала стенная общешкольная газета: в
разные годы, то системно, то периодически, выходило такое издание.
Идея
многотиражной газеты с набором на компьютере и печатью на ризографе появилась
около 8 лет назад, часто обсуждалась и учителями, и школьниками, а реальностью
стала в 2002 году.
Первый
номер многотиражной общешкольной газеты, получившей название «NEW – Перемена»
(стенная общешкольная газета носила название «Перемена» – отсюда и
сегодняшнее), вышел в сентябре 2002 года. Издание стало ежемесячным, и
30 октября 2003 года, к 80-летию школы №2, вышел уже тринадцатый
номер газеты. Тираж первого номера был сто пятьдесят экземпляров, последнего -
пятьсот пятьдесят экземпляров.
Газета призвана осветить
важнейшее события школьной жизни, поднять актуальные проблемы, это и поле
реализации способностей учеников.
Издание имеет следующие
рубрики. «Корень из 2» – так называется рубрика
самых важных материалов (2 – номер лицея), здесь можно прочитать о последних
успехах школы в научных конференциях или на олимпиадах, о Дне лицея, начале
учебного года, поздравления с Юбилеем, Днем учителя. Официальный отдел – это
документы и официальные материалы, например выписка из устава лицея
или«Положение о Большом ученическом совете». Раздел «Цифры и факты» –
статистический, рассказывающий о итогах четверти, года, распределении
выпускников, а порой и о том, сколько булочек продается в школьной столовой за
один день. В рубрике «Интервью номера» – разговор с интересными людьми,
учителями и учениками. Центральный отдел газеты – «Хроника школьной жизни»,
суть которого отражает уже название. В каждом номере есть и «Проба пера», где
публикуются произведения учеников (от первого до одиннадцатого класса),
выпускников и учителей. Неизменными оказываются
разделы «Комната смеха», «Одной строкой» (новости, подробно не освященные в
газете, объявления о будущих мероприятиях), спортивная рубрика и кроссворды
также часты в «NEW – Перемене», последние - по различным отраслям
знаний или, например, по истории школы. В связи с предметными неделями возможен
и выпуск приложений к газете. Так, четвертый номер прошлого года вышел с
приложением «Лицейский правовед», что было приурочено к декаде правовых знаний.
Содержание газеты во многом
определяется ее читателями, ибо издание изначально задумывалось не просто как
информационное, хотя и эта задача очень важна, а, прежде всего воспитывающее,
утверждающее единый дух школы, общего коллектива учеников, учителей и
родителей. Отметим, что все три эти категории – активные авторы газеты.
Способствует тому и обратная связь: в библиотеке школы установлен почтовый ящик
газеты, а в самой газете существует постоянная рубрика «В редакцию пришло
письмо». Редакционная почта помогает найти темы для актуальных репортажей,
выявить острые проблемы, требующие решения.
В связи с этим отметим и еще
одну функцию газеты как трибуны, где может высказаться любой ученик – учитель –
родитель, своеобразную демократическую функцию.
Ценнейшей, безусловно,
является и возможность информировать через печать семьи школьников, внешкольное
сообщество в целом. Здесь роль газеты трудно переоценить – это и объективность
информации, и, в какой-то степени, реклама событиям школьной жизни, и даже
вклад в создание имиджа лицея, поддержание его престижа.
Немаловажно, что
информирование о факте существование «NEW – Перемены»
получилось достаточно широким: издание регулярно вывешивается на стенде в
вестибюле школы, о газете писали «Рыбинские известия», был репортаж по местному
телевидению. Рост тиража свидетельствует о ее популярности.
Издание общешкольной газеты,
безусловно, служит и развитию детского самоуправления. В редколлегию
принимаются все желающие. Состав работающих здесь подвижен и охватывает от
пятнадцати до сорока человек на номер. Это ребята разных классов, в основном с
седьмого по одиннадцатый.
Каждый номер, его содержание
(а изначально и то, какой должна быть газета и ее рубрики) обсуждаются на
собрании редколлегии. Необходимо отметить, что качество статей школьников за это время возросло – можно
говорить даже об обучающей роли газеты, а то, что это хорошая журналистская
школа – абсолютно очевидно. Так, например, главный редактор – ученица девятого
класса, уже сейчас квалифицированно справляется с речевой правкой текста, а
авторы репортажей и статей идут к ней за советом даже чаще, чем к руководителю
газеты. Таким образом, общешкольная газета – еще и способ самореализации,
развития ученика.
Все это не могло бы быть
реальностью без компьютера. Статьи поступают в технический отдел, где ученики
набирают текст, часто авторы делают это и сами, сдавая уже компьютерный
вариант. Технический редактор газеты – ученик девятого класса, занимается
разбивкой страниц, компоновкой материала, компьютерным оформлением.
Безусловно, и в техническом
отношении газета – это школа, ибо в процессе постигались и постигаются азы
работы на компьютере не только школьниками, но и руководителем газеты,
осваиваются и возможности цифровой фотографии, принтера, сканера, ризографа.
Что касается техники печати
на ризографе – то это необязательно типография или копировально-множительные отделы больших предприятий, есть такая
техника созданная и адресно для школ. А печать на ризографе гораздо дешевле,
нежели на ксероксе.
Таким образом, общешкольная многотиражная газета – действительно реальность, реальность во многом благодаря компьютеру.