Компьютер
на уроках черчения
Яхонтова Светлана Вячеславовна,
учитель черчения и информатики
лицея № 2 г. Рыбинска
Переход предприятий на
различные автоматизированные системы, В том числе системы автоматизированного
проектирования и автоматизации создания конструкторской документации ставит
перед образованием определенные задачи.
Подготовка специалистов,
свободно ориентирующихся в современных программных продуктах – главная задача
образования.
Выполнение задачи идет поэтапно и
начало инженеру нового типа должно быть заложено в средних школах,
ориентирующихся на это направление. Лицей в этом смысле отвечает требованиям
времени, т.к. обеспечение допрофессиональных знаний, умений, навыков ведется
через изучение современных инженерных технологий.
Базовые знания, полученные в
школе, по возрастающей углубляются в ВУЗах.
На чем же основываются
знания дисциплин графического цикла?
Без пространственного
мышления и графического закрепления не может быть современного инженера.
В школах с углубленным
изучением черчения компьютерный чертеж должен стать объектом пристального
изучения. Освоив основы построения Компьютерного чертежа, в дальнейшем,
овладевая глубже инженерным мастерством, сегодняшние школьники воплотят в жизнь
все возможности компьютерной графики.
Возникают вопросы: как
должны реагировать дисциплины
графического образования на «вызов» компьютеризации обучения?
Под последним здесь
понимается внедрение ЭВМ в процесс
обучения. Вторым – внедрение ЭВМ в курс самих графических дисциплин.
Значение графической грамотности
– воспитание всесторонне развитой личности в целом.
Графические средства информации необходимы не
только для участия в какой-то одной сфере деятельности. В процессе овладение и
оперирования графическими средствами развиваются творческие возможности
личности: Мышление, познавательные способности, Стремление к конструированию и
рационализации. Воспитание этих качеств невозможно без наличия пространственных
представлений.
В школе такие предметы как
рисование и черчение почти всегда связаны. Эти два предмета объединяют ряд
общих задач:
§
обучение
умению анализировать форму и конструкцию изображаемых предметов их величину и
пропорции, определять положение в пространстве;
§
формирование
и развитие пространственных представлений;
§
развитие
наблюдательности, внимания, образной памяти, глазомера, умения подмечать
наиболее характерные признаки в
предмете и др.
Но психолого-физиологические исследования показали, что к сожалению не
всегда навыки рисования оказывают положительное влияние на навыки черчения.
Так, например, если при выполнении рисунка вертикальные линии проводят сверху
вниз, а при выполнении чертежа – снизу вверх. При переходе в школе о рисования
к черчению происходит интерференция - механическое перенесение навыков. При
переходе от компьютерного рисунка к компьютерному чертежу интерференция просто
необходима. Навыки общения с компьютером остаются применимы к любому
графическому пакету.
Введение машинной графики в
курс черчения имеет свои предпосылки, главной из которых является
заинтересовать детей предметом «черчение» через компьютерный чертеж.
Не познав логику
формирования чертежа, не получив знаний, умений и навыков графической
деятельности, качественно выполнить чертеж невозможно. Это является аксиомой и
для компьютерного чертежа. Но дети должны подойти к этой аксиоме сами. Как же
это происходит?
Главной задачей черчения,
как я уж говорила, является развитие пространственного воображения. Но в силу
индивидуальных особенностей школьников развитие ощущения объема происходит у
разных детей по-разному. Испытывая
определенные трудности, некоторые дети отчаиваются и перестают делать
какие-либо усилия для их преодоления.
Организация усвоения знаний,
приобретения умений, развития творческих возможностей должна неизменно
сопровождаться формированием и обеспечением интереса к учению, Объектам
изучения, ко всей работе в классе и вне класса.
Компьютер в применении к
черчению может оказаться интересным только потому, что это компьютер.
Дети на какой-то момент
становятся равными в своих знаниях и умениях в области владения компьютером для
построения компьютерного чертежа.
В этот момент происходит
психологический толчок в сознании тех, кто в процессе изучения основной
программы курса «черчение» не мог качественно выполнить чертеж. Они осознают,
что появилась реальная возможность «отличиться» или хотя бы «догнать» своих
одноклассников: возникает положительная эмоция и результат, как правило,
оправдывает средства. Формируется положительная «Я-концепция», повышается
самооценка, возникает ситуация успеха, Нужное эмоциональное воздействие
достигается при учете потребностей и мотивов учащихся, путем усиления их, если
они соответствуют целям учителя.
Другой немаловажный фактор –
это смена инструмента изготовления чертежа, но кроме того и смена общей
обстановки , причем коренная смена. Это оказывает большое влияние на
«производительность труда» и главное – усиливает желание познания, т.к.
овладевая определенными навыками построения компьютерного чертежа, Ученик
обнаруживает, что для дальнейшей работы в этой области у него не хватает
базовых знаний по предмету и, следовательно, он пытается восполнить пробелы сам или с моей помощью.
Накопленные знания базовых
дисциплин, которые применяются для решения задач машинной графики, позволяют внедрять методы
представления, обработки и использования
знаний систем искусственного интеллекта для построения эффективного процесса
обучения.
Углубленное изучение
графических дисциплин способствует формированию фундаментальных знаний
современного инженера, снабжая новыми средствами и методами проектирования.
Графическая дисциплина «Черчение» в школьном курсе относится к разряду точных
инженерных дисциплин и поэтому сочетание традиционных форм обучения с машинной
графикой является очень актуальным. Обучение должно вестись по принципу «Школа
мышления, а не школа памяти».
Работа школьников на ПЭВМ
без глубоких, традиционных знаний сводится к механическому копированию
чертежей без развития пространственного мышления.
Не познав логику
формирования чертежа, не получив умений и навыков графической деятельности,
трудно научиться читать чертежи.
Что же дало введение компьютерной графики в курс черчения? Мне, как
учителю:
1.
Убеждение,
что любой предмет может стать увлекательным и интересным, если чувствуешь, что
это нужно детям и не только на сегодняшний день, но и в будущем. Для успеха
предмета необходимо участие детей и не как просто «принимающих информацию», а
именно заинтересованное, деятельное участие.
2.
Убеждение
что успех в обучении детей новой дисциплине, такой как компьютерная графика
может быть только в непосредственном контакте УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК.
3.
Введение компьютерной графики предусматривает
пользование различными пакетами прикладных программ, а это всегда творчество,
познание нового, что также очень важно для меня.
Для учащихся:
1.
Учащиеся
успешно овладевают теоретическими и практическими навыками в общении с
компьютером, когда они могут видеть результат своего труда. Именно так
происходит при работе с графическими редакторами, где на экране появляются не
цифры и знаковые символы, а изображения.
2.
Графический
редактор AUTOCAD доступен для освоения и имеет достаточный запас
функций для выполнения чертежа, что позволяет учащимся свободно работать.
3.
Работа
с графическим пакетом развивает внимание, мышление, память, восприятие,
воображение, целесообразность и точность движений.
4.
Учащиеся
затрачивают меньше времени на операция создания чертежей в сравнении с
традиционными методами.
5.
Самое
главное – у учащихся появляется не просто интерес, а увлечение некогда для
многих трудным, а поэтому неинтересным предметом – черчением. Интерес приходит
с пониманием, и чем больше ученик понимает, тем больше ему хочется узнать
нового.