Компьютер на уроках черчения

Яхонтова Светлана Вячеславовна,

учитель черчения и информатики

лицея № 2 г. Рыбинска

 

Переход предприятий на различные автоматизированные системы, В том числе системы автоматизированного проектирования и автоматизации создания конструкторской документации ставит перед образованием определенные задачи.

Подготовка специалистов, свободно ориентирующихся в современных программных продуктах – главная задача образования.

Выполнение задачи идет поэтапно и  начало инженеру нового типа должно быть заложено в средних школах, ориентирующихся на это направление. Лицей в этом смысле отвечает требованиям времени, т.к. обеспечение допрофессиональных знаний, умений, навыков ведется через изучение современных инженерных технологий.

Базовые знания, полученные в школе, по возрастающей углубляются в ВУЗах.

На чем же основываются знания дисциплин графического цикла?

Без пространственного мышления и графического закрепления не может быть современного инженера.

В школах с углубленным изучением черчения компьютерный чертеж должен стать объектом пристального изучения. Освоив основы построения Компьютерного чертежа, в дальнейшем, овладевая глубже инженерным мастерством, сегодняшние школьники воплотят в жизнь все возможности компьютерной графики.

Возникают вопросы: как должны реагировать дисциплины  графического образования на «вызов» компьютеризации обучения?

Под последним здесь понимается внедрение ЭВМ в процесс  обучения. Вторым – внедрение ЭВМ в курс самих графических  дисциплин.

Значение графической грамотности – воспитание всесторонне развитой личности в целом.

Графические средства информации необходимы не только для участия в какой-то одной сфере деятельности. В процессе овладение и оперирования графическими средствами развиваются творческие возможности личности: Мышление, познавательные способности, Стремление к конструированию и рационализации. Воспитание этих качеств невозможно без наличия пространственных представлений.

В школе такие предметы как рисование и черчение почти всегда связаны. Эти два предмета объединяют ряд общих задач:

§        обучение умению анализировать форму и конструкцию изображаемых предметов их величину и пропорции, определять положение в пространстве;

§        формирование и развитие пространственных представлений;

§        развитие наблюдательности, внимания, образной памяти, глазомера, умения подмечать наиболее характерные  признаки в предмете и др.

Но психолого-физиологические исследования показали, что к сожалению не всегда навыки рисования оказывают положительное влияние на навыки черчения. Так, например, если при выполнении рисунка вертикальные линии проводят сверху вниз, а при выполнении чертежа – снизу вверх. При переходе в школе о рисования к черчению происходит интерференция - механическое перенесение навыков. При переходе от компьютерного рисунка к компьютерному чертежу интерференция просто необходима. Навыки общения с компьютером остаются применимы к любому графическому пакету.

Введение машинной графики в курс черчения имеет свои предпосылки, главной из которых является заинтересовать детей предметом «черчение» через компьютерный чертеж.

Не познав логику формирования чертежа, не получив знаний, умений и навыков графической деятельности, качественно выполнить чертеж невозможно. Это является аксиомой и для компьютерного чертежа. Но дети должны подойти к этой аксиоме сами. Как же это происходит?

Главной задачей черчения, как я уж говорила, является развитие пространственного воображения. Но в силу индивидуальных особенностей школьников развитие ощущения объема происходит у разных детей  по-разному. Испытывая определенные трудности, некоторые дети отчаиваются и перестают делать какие-либо усилия для их преодоления.

Организация усвоения знаний, приобретения умений, развития творческих возможностей должна неизменно сопровождаться формированием и обеспечением интереса к учению, Объектам изучения, ко всей работе в классе и вне класса.

Компьютер в применении к черчению может оказаться интересным только потому, что это компьютер.

Дети на какой-то момент становятся равными в своих знаниях и умениях в области владения компьютером для построения компьютерного чертежа.

В этот момент происходит психологический толчок в сознании тех, кто в процессе изучения основной программы курса «черчение» не мог качественно выполнить чертеж. Они осознают, что появилась реальная возможность «отличиться» или хотя бы «догнать» своих одноклассников: возникает положительная эмоция и результат, как правило, оправдывает средства. Формируется положительная «Я-концепция», повышается самооценка, возникает ситуация успеха, Нужное эмоциональное воздействие достигается при учете потребностей и мотивов учащихся, путем усиления их, если они соответствуют целям учителя.

Другой немаловажный фактор – это смена инструмента изготовления чертежа, но кроме того и смена общей обстановки , причем коренная смена. Это оказывает большое влияние на «производительность труда» и главное – усиливает желание познания, т.к. овладевая определенными навыками построения компьютерного чертежа, Ученик обнаруживает, что для дальнейшей работы в этой области у него не хватает базовых знаний по предмету и, следовательно, он  пытается восполнить пробелы сам или с моей помощью.

Накопленные знания базовых дисциплин, которые применяются для решения задач машинной  графики, позволяют внедрять методы представления,  обработки и использования знаний систем искусственного интеллекта для построения эффективного процесса обучения.

Углубленное изучение графических дисциплин способствует формированию фундаментальных знаний современного инженера, снабжая новыми средствами и методами проектирования. Графическая дисциплина «Черчение» в школьном курсе относится к разряду точных инженерных дисциплин и поэтому сочетание традиционных форм обучения с машинной графикой является очень актуальным. Обучение должно вестись по принципу «Школа мышления, а не школа памяти».

Работа школьников на ПЭВМ без глубоких, традиционных  знаний  сводится к механическому копированию чертежей без развития пространственного мышления.

Не познав логику формирования чертежа, не получив умений и навыков графической деятельности, трудно научиться читать чертежи.

Что же дало введение компьютерной графики в курс черчения? Мне, как учителю:

1.      Убеждение, что любой предмет может стать увлекательным и интересным, если чувствуешь, что это нужно детям и не только на сегодняшний день, но и в будущем. Для успеха предмета необходимо участие детей и не как просто «принимающих информацию», а именно заинтересованное, деятельное участие.

2.      Убеждение что успех в обучении детей новой дисциплине, такой как компьютерная графика может быть только в непосредственном контакте  УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК.

3.      Введение  компьютерной графики предусматривает пользование различными пакетами прикладных программ, а это всегда творчество, познание нового, что также очень важно для меня.

 

Для учащихся:

1.      Учащиеся успешно овладевают теоретическими и практическими навыками в общении с компьютером, когда они могут видеть результат своего труда. Именно так происходит при работе с графическими редакторами, где на экране появляются не цифры и знаковые символы, а изображения.

2.      Графический редактор AUTOCAD доступен для освоения и имеет достаточный запас функций для выполнения чертежа, что позволяет учащимся свободно работать.

3.      Работа с графическим пакетом развивает внимание, мышление, память, восприятие, воображение, целесообразность и точность движений.

4.      Учащиеся затрачивают меньше времени на операция создания чертежей в сравнении с традиционными методами.

5.      Самое главное – у учащихся появляется не просто интерес, а увлечение некогда для многих трудным, а поэтому неинтересным предметом – черчением. Интерес приходит с пониманием, и чем больше ученик понимает, тем больше ему хочется узнать нового.