Интересное событие в жизни образования Ростовского МР

23 апреля 2008 года на базе МОУ гимназии им. А.Л. Кекина состоялась зачетная сессия межшкольных творческих групп (МТГ) учителей. Педагоги – члены семи МТГ подвели итоги своей работы в течение 2007/2008 уч. года.

На заседании сессии присутствовали заместители директоров по УВР, МР, ИТ школ образовательного округа, руководители школьных методических объединений, методисты ГОУ ЯО ИРО, методисты ММЦ г. Переславля-Залесского.

 

О трехлетнем опыте организации сетевого взаимодействия педагогов через работу МТГ учителей, о работе по выстраиванию образовательной сети округа рассказала методист ИОЦ Орлова Татьяна Николаевна, являющаяся также руководителем МТГ учителей физики.

Немного истории МТГ.

Межшкольные творческие группы учителей по внедрению ИКТ в учебно-воспитательный процесс по решению методического совета Ростовского городского образовательного округа функционируют на базе гимназии им. А.Л. Кекина с 2005/2006 уч. года. Цель создания таких творческих групп – ориентация педагогов на овладение и широкое использование в учебном процессе технологий, стимулирующих активность учащихся, раскрывающих их творческий потенциал.

В 2005/2006 уч. году работала только одна МТГ учителей предметов гуманитарного цикла. Но уже на следующий год к коллегам присоединились учителя физики, биологии и начальных классов, а в  2007/2008 уч. году функционировали уже семь МТГ:

-        учителей русского языка и литературы;

-        учителей истории;

-        учителей биологии;

-        учителей  химии;

-        учителей физики;

-        учителей математики;

-        учителей начальных классов.

 

Орлова Т.Н., методист ИОЦ

Растет число МТГ. Их уже 7!

 

С интересными творческими отчетами выступили руководители всех МТГ.

Ваколюк И.В. – МТГ учителей
начальных классов

Выступление учеников нош № 6 г. Ростова

Недодаева С.Б. –  МТГ учителей
русского языка и литературы

Новикова Г.С., Топунова Е.Н. – МТГ учителей химии и биологии

 

Рационально и обоснованно использовать ИКТ на уроке и во внеклассной деятельности, объединить эффективные методы и формы обучения – задачи, которые ставят пред собой педагоги – члены творческих групп. Все они освоили компьютер, научились создавать презентации и веб-сайты, работать в различных тестовых средах. Все используют в своей деятельности метод проектов.

А еще коллеги говорили о том, что работа в МТГ дала им возможность для творческого роста, общения и обмена опытом. Все материалы,  представленные творческими группами, будут растиражированы в школы образовательного округа.

 

Что-то же представили на суд своих коллег члены МТГ?!

Первыми представляли свою работу учителя начальных классов (нош № 6, сош № 3 и гимназии им. А.Л. Кекина г. Ростова).

«Нам жизнь дана на добрые дела» – проект осуществлен в нош № 6 г. Ростова. Дети размышляли над вопросами – Какие черты характера присущи доброму человеку? и Люди доброй воли – кто они?

Участники проекта опросили 90 учащихся своей школы, сформулировали советы одноклассникам, как избежать конфликтных ситуаций или выйти из них, как быть, если поссорились. «Добрым быть совсем не просто, нам жизнь дана на добрые дела» – к такому выводу пришли ребята.

Учителя сош № 3 г. Ростова представили проект о странах БеНиЛюкс. Оказывается Бельгия знаменита не только своей природой, но и шоколадом и кружевом. А Нидерланды – сырами, праздниками цветов и мельницами. И как же интересно на уроке технологии изготовить свою ветряную мельницу, а на уроках изобразительного искусства придумать свой ковер из цветов.

Вырежем детали мельницы из картона и соединим с помощью клея

А есть и нестандартные решения:

сладкая мельница и мельница из спичек

Ковер «Дельфинчик»
Анциферов Виталий (3 «Б» класс)

Ковер «Цветочная радуга»
Плаксина Юлия (3 «Б» класс)

 

Волшебная сила слова! Как сделать речь детей богаче, красочнее.

Направление, по которому работали учителя гимназии им. А.Л. Кекина г. Ростова – речевое развитие как основная составляющая общего развития младшего школьника. Был разработан ряд уроков по развитию речи и литературному чтению, обобщен и систематизирован богатейший дидактический, изобразительно-иллюстритивный и методический  материал, который используется в урочной и внеклассной работе с учащимися начальной школы.

Как мы видим, не могли педагоги пройти мимо творчества А.С. Пушкина, и многих других замечательных поэтов.

А еще они предлагают своим ученикам выяснить, где живут картины (Заочное путешествие в Третьяковскую галерею на уроках развития речи) и подобрать к понравившимся картинам поэтический материал.

 

Творческая группа «Филологи» - первопроходцы. Группа работает уже три года. Состав группы меняется, костяк группы составляют учителя русского языка и литературы гимназии им. А.Л. Кекина.

Основные направления работы группы:

-        систематическое использование ИКТ на уроках русского языка и литературы;

-        освоение цифровых образовательных ресурсов;

-        организация исследовательской деятельности учащихся с помощью ИКТ.

В 2007/2008 уч. год группа работала над созданием тематических сайтов.

Восемь педагогов группы работали над созданием тематического сайта по творчеству А.Н. Некрасова. На сайте можно найти биографию поэта, тексты его произведений, критические отзывы о творчестве, методические материалы: подходы к изучению программных произведений, комментарии к стихотворениям и поэмам, разработки уроков, творческие задания. Авторы предлагают различные варианты контроля за усвоением тем (даны возможные темы сочинений и развернутые планы, контрольные и тестовые работы).

 

Кроме творчества А.Н. Некрасова, члены творческой группы работали над темами «Лексика», «Стили речи», «Анализ эпизода». Итогом этой работы также стали тематические сайты.

 

В течение учебного года состоялись два учебных проекта.

Учителя сош № 4 г. Ростова Дементьева Галина Викторовна и Алексеева Наталья Ивановна представили учебный проект «Ассоциативные связи искусства литературы с искусством архитектуры». Литература и архитектура – больше сходств или различий? –  вот основополагающий вопрос, на который искали ответ ученики 11 классов.

Навальная О.Н., учитель гимназии им. А.Л. Кекина представила учебный проект «Поэты-земляки». Творчество Л. Ошанина, А. Гаврилова,  М. Сударушкина, Н. Родионова, биографии и художественный мир поэтов стали предметом интереса учащихся 8-9 классов. Данный проект представлен на XI конкурс учебных проектов выпускников программы Intel. «Обучение для будущего», проводимый ГОУ ЯО ИРО.

По крупицам собран материал о рано ушедшем ростовском поэте, выпускнике гимназии Александре Гаврилове.

К юбилею поэта-земляка была издана книга стихов «У любви не бывает разлуки», составителем которой является поэт, журналист, член СП России Н. М. Родионов. Ученики гимназии, работавшие в проекте, стали инициаторами открытия мемориальной доски поэту А. Гаврилову. Открытие состоялось во время литературного вечера, посвящённого 60‑летнему юбилею поэта. Участники проекта представили гостям вечера свои работы.

 

Члены другой немногочисленной МТГ – три учителя математики гимназии им. А.Л. Кекина, сош № 2 и 3 представили элективный курс для учащихся старшей профильной школы.

Материалы курса представлены на страницах тематического сайта «За страницами учебника алгебры».

Элективный курс предусматривает не только овладение различными умениями, приемами решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения ученика, логической и эвристической составляющих мышления. Ценность задач элективного курса – демонстрация их общности с точки зрения исследования и анализа реальных процессов средствами математики. Значительное место в курсе уделено практической направленности материала, его приложений.

 

МТГ учителей истории – в группе педагоги 4 школ (гимназия им. А.Л. Кекина, сош № 2, Семибратовская сош, Судинская оош).

Эпоха Ивана Грозного – тема, над которой работали члены группы. На страницах тематического сайта учителя найдут материал для подготовки к урокам в 6 и 10 классах по теме «Россия в XVI веке».

 

 

В 2007-2008 учебном году на базе сош № 4 г. Ростова была создана стажерская площадка учителей естествознания. В составе МТГ учителей химии и биологии работали 13 педагогов, преподающих химию и биологию в школах города и района – это самая многочисленная творческая группа.

Главной особенностью своей площадки педагоги считают интеграцию учителей естественнонаучного цикла, возможность их творческого общения.

Руководитель МТГ учителей химии Новикова Галина Сергеевна (сош № 4 г. Ростова) в своем выступлении сказала: «Современному учителю  дан уникальный шанс всё время учиться». И не случайно у МТГ есть девиз – «Уча, учись!»

В начале учебного года было разработано Положение о стажерской площадке, проведена установочная сессия, на которой состоялось знакомство с опытом работа МТГ в 2006/2007 уч. году, были определены приоритеты работы площадки, выбраны темы для работы участников.

В течение учебного года в рамках работы стажерской площадки состоялись два круглых стола по темам «Проектная методика – педагогическая технология нового образования» и «Перспективы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе».  Были проведены три мастер-класса по использованию ИКТ в учебном процессе, состоялся детский эколого-биологический фестиваль «Я и компьютер».

Создан сайт стажерской площадки.

На страницах «Секция биологов» и «Секция химиков» представлены разнообразные материалы: презентации учителей, программы элективных курсов, материалы учебных проектов, тематические сайты, методические и дидактические материалы к урокам.

 

Завершили заседание итоговой сессии МТГ физики.

 МТГ работает уже второй год. В 2006/2007 уч. году основным направлением работы  были межшкольные учебные проекты. Таким межшкольным проектом, например,  стал проект «Плавание тел». В проекте участвовали учащиеся Шурскольской сош, сош № 2 и 3, гимназии им. А.Л. Кекина.

В 2007/2008 уч. году основными направлениями работы МТГ были: вовлечение педагогов и учащихся в проектно-исследовательскую деятельность и организация личного информационного пространства учителя.

Руководитель МТГ Орлова Татьяна Николаевна в своем выступлении говорила о том, что «в условиях сетевого взаимодействия открываются возможности для учителей-предметников повысить свой профессиональный уровень, и построение личного информационного пространства учителя позволит решить две задачи: повысить эффективность учебного процесса при увеличении жизненного цикла информационных ресурсов; интегрировать личное информационное пространство педагога в единое информационное образовательное пространство школы, системы образования района.»

МТГ учителей физики создан сайт «Физика 7 – 11».

Сайт содержит информацию, необходимую для конструирования уроков в разных классах по разным темам, материалы учебных проектов, любопытные факты, полезные советы, обращается к истории науки, ссылается на другие важные источники информации.

 

Работа по организации личного информационного пространства учителя продолжается...

 

В заключении своими впечатлениями поделились гости.

Потехин Н.В., ст. методист Центра информационных технологий ГОУ ЯО ИРО

Кук Надежда Алексеевна, руководитель ММЦ г. Переславля-Залесского

Спасибо участникам межшкольных творческих групп за общение, возможность познакомиться с интересным опытом.