2.4 Роль взрослого в педагогическом процессе ДОУ.
Формы групповой работы |
Параметры | Индивидуальная работа | Парная работа | Групповая работа | Коллективная работа | Фронтальная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель работы |
* запоминание и усвоение нового материала;
* проверка уровня усвоения
* запоминание и усвоение нового материала;
* взаимопомощь и взаимоконтроль
* запоминание и усвоение нового материала;
* взаимопомощь и взаимоконтроль; * распределение обязанностей и ролей
* запоминание и усвоение нового материала;
* взаимопомощь и взаимоконтроль; * распределение обязанностей и ролей; * навыки сотрудничества; * подчинение общим интересам; * принятие ответственности за себя и свою команду
* запоминание и усвоение нового материала;
* актуализация имеющихся знаний, навыков Роль учителя
|
* задает содержание работы;
* задает критерии оценки; * контролирует, * корректирует, * организует и направляет деятельность детей Учитель доминирует; учитель - контролер
* задает содержание работы;
* задает критерии оценки; * организует и направляет деятельность детей Учитель - помощник, "палочка-выручалочка"
* задает содержание работы;
* помогает в распределении ролей Учитель - арбитр в споре; судья
* задает границы (коридор) деятельности.
Учитель - консультант, фасилитатор, режиссер
* задает содержание работы;
* задает критерии оценки; * контролирует, * корректирует, * организует и направляет деятельность детей Учитель - контролер, "Фигаро" Характер деятельности учащихся
|
* следование образцу;
* четкое выполнение инструкций "Каждый сам за себя"
* согласование усилий, мнений, точек зрения;
* взаимодополнение и взаимопомощь "А у нас…(зачатки "Мы")"
* согласование усилий, мнений, точек зрения;
* взаимодополнение и взаимопомощь; * внутригрупповая солидарность и соперничество с другими группами Мы против всех"
* согласование усилий, мнений, точек зрения;
* взаимодополнение и взаимопомощь; * внутригрупповая солидарность; * распределение обязанностей и ответственности за общий результат "Мы все вместе"
* пассивно-созерцательная деятельность;
* активность в случае прямого обращения учителя "Кто кого" Мотивация деятельности
| Внешняя
| Взаимостимуляция
| Внутригрупповая стимуляция
| Внутренняя
| Внешняя
| Формируемые навыки и качества
|
* послушание;
* прилежание
* умение слушать партнера;
* умение просить помощь и оказывать помощь; * навык взаимооценивания
* умение слушать партнера;
* умение просить помощь и оказывать помощь; * навык взаимооценивания; * умение договариваться; * умение распределять обязанности; * генерирование идей
* умение слушать партнера;
* умение просить помощь и оказывать помощь; * навык взаимооценивания; * умение договариваться; * умение распределять обязанности; * генерирование идей; * умение планировать деятельность, формулировать цель и искать соответствующие средства * послушание; * прилежание Акценты
| Точное правильное, полное выполнение заданий
Взаимопомощь, обсуждение разных точек зрения; поиск правильного ответа
Работа в группе, бригаде, звездочке,
Обсуждение разных точек зрения, генерирование множественных идей; взаимообогащение и взаимопомощь Умение принимать коллективное решение, обсуждение разных точек зрения, поиск компромисса, самостоятельная деятельность детей, умение преодолевать трудности, генерирование множественных идей;
взаимообогащение и взаимопомощь Охват как можно большего числа учащихся;
множественность точек зрения; разнообразие жизненного опыта Трудности
|
* учет уровня индивидуального развития;
* нехватка дидактических пособий
* соответствие уровня индивидуального развития каждого ребенка в паре
* соответствие уровня индивидуального развития детей в группе;
* сформированность коммуникативных навыков; * групповая срабатываемость; * социально-психологические характеристики группы
* сформированность коммуникативных навыков;
* групповая срабатываемость; * социально-психологические характеристики группы; * уровень самоорганизации группы как коллектива
* методические трудности;
* проблема активизации каждого учащегося. |