Формирование учебной мотивации

Киселева Т.Г.
доцент кафедры дошкольного и
начального образования Института
развития образования
канд.псх.н.

Мотивация - это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремиться достичь, и внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и возможностей.

Формирование учебной деятельности начинается с принятия ее учеником. Возникает желание выполнить ее наилучшим образом, называемое детерминирующей тенденцией. Формирование этой тенденции приводит к активизации познавательной потребности, которая определяет личностный смысл будущей деятельности для ученика. Так возникает первичная мотивация на учебную деятельность.

Выявлены факторы, влияющие на субъективное принятие деятельности учеником. Внутренние: 1) уровень способностей и умений; 2) степень прилагаемых усилий. Внешние: 1) трудность задания; 2) социальные факторы; 3) факторы случайности. В зависимости от сочетания данных факторов у ученика формируется тот или иной тип направленности в деятельности.

В обучении мотивация выражается в принятии учеником целей и задач обучения как личностно для него значимых и необходимых. Мотивация может быть положительной и отрицательной.

Любая деятельность, в т.ч. и учебная, направлена на достижение цели. Цель - это представление о будущем результате, о том, что должно быть получено. Цель выступает в двух аспектах:

1. Цель- результат нормативного образца, который должен быть достигнут учеником. Внешне он выражен в виде учебного задания, а внутренне - в виде субъективного образа потенциального результата. Внешние воздействия, преломляясь через внутренние условия, трансформируют представления об эталонном результате в субъективную цель деятельности.

2. Цель - уровень достижений, представляющий собой количественный аспект цели. В зависимости от оценки своих возможностей, стремлений, прошлого опыта и социальных факторов ученик определяет для себя тот уровень достижения цели, который для него будет удовлетворительным. Привлекательность будущего результата придает ему мотивирующий характер. Привлекательность может быть внутренней, когда результат привлекателен сам по себе, и внешней, когда результат привлекателен своими последствиями.

Факторы внешней и внутренней привлекательности цели обучения

Внутренняя привлекательность
возникает тогда, когда результат:
Внешняя привлекательность
возникает тогда, когда результат:
1. обеспечивает самостоятельность мыслительной работы и деятельности 1. позволяет добиться авторитета в группе;
2. открывает путь собственного развития; 2. повышает престиж;
3. обеспечивает самовыражение; 3. обеспечивает безопасность;
4. вызывает чувство удовлетворения от правильно выполненного задания; 4. увеличивает возможность социально - психологических контактов;
5. удовлетворяет потребность в самоактуализации и самореализации; 5. обеспечивает материальное благополучие;
6. создает чувство самоценности 6. обеспечивает социальное признание

Мотив - это то, что позволяет ученику приписывать результату определенную ценность и значимость. Мотив является определившимся намерением, желанием что-то сделать и вместе с целью составляет основной регулятор поведения, включенный в высший уровень психологической системы деятельности. Чем выше привлекательность и значимость результата для личности, тем сильнее будет мотив.

Мотивирование может пониматься как создание условий для развития собственных мотивов учеников и как внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний. Соответственно целям существует внешняя и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация непродуктивна и кратковременна. Осуществляя учебу на основе внешней мотивации, ученик часто испытывает внутренний дискомфорт несогласованности требований деятельности с глубинными потребностями и мотивами. Возникновение дополнительных трудностей или снижение интенсивности внешнего фактора (например, уменьшение угрозы наказания) приводят к прекращению учебной деятельности. Внутренняя мотивация - это внутриличностная заинтересованность в деятельности - самомотивация. Она зависит от таких факторов, как значимость деятельности, любопытство, креативность, соперничество, уровень притязаний и т.п. Внешняя мотивация строится на внешних факторах: боязни наказания, приобретения каких-то моральных или материальных льгот и т.п.

Для развития желательного поведения учитель поощряет позитивные реакции учеников. Существует много способов подкрепления. Полезно изучить, что может являться лучшей наградой для каждого учащегося. Поощрением может стать внимание учителя, похвала, предоставление свободного времени и т.п. Принцип предпочитаемой активности утверждает, что она (предпочитаемая активность) может использоваться как награда за участие в менее желательном: "Сначала сделай то, что я прошу, а потом делай, что хочешь".

Степень внутренней мотивации зависит от знания результатов своей деятельности, т.е. от эффективности обратной связи в процессе обучения. В школьной практике мотивация на учебу чаще всего выступает в форме интереса. Учебный материал должен включаться в картину мира ученика, связываться с его повседневным жизненным опытом. Поскольку основной потребностью человека является познание мира и утверждение себя в нем, в учебной деятельности, обеспечивающей это познание, заложен мощный источник внутренней мотивации.

Задача педагога заключается в раскрытии внутреннего потенциала. Для этого необходимо:

  • Обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности.
  • Использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать мышление.
  • Организовать сотрудничество на уроках, взаимопомощь, позитивное отношение класса к предмету и учебе в целом.
  • Самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах, иметь авторитет.
  • Видеть индивидуальность каждого ученика.
  • Некоторых учеников приходится заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей для совместного контроля.

В перечисленных предложениях намечены основные направления работы по развитию внутренней мотивации учеников с использованием системы стимулирования. Внутренняя мотивация предполагает развитие собственных мотивов школьника, в первую очередь - самоуважения в деятельности, познавательных и социальных мотивов.

На мотивацию особенно влияет наше отношение к другим людям, вовлеченным вместе с нами в достижение поставленных задач. Возможны разные способы организации деятельности: совместная работа, соревнование, индивидуальная работа, которые по-разному влияют на отношение к группе и к себе как к члену группы. Совместная работа является наиболее полезной для развития социальных мотивов. В ней учащиеся учатся взаимодействовать и быть терпимыми к другим.

Механизмы мотивации

1. Субъективная вероятность успеха. Мотив достижения - это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности. Чем выше субъективная значимость деятельности, тем сильнее тревога. Наибольший комфорт и привлекательность вызывают задачи средней трудности, поскольку успех в них определяется, прежде всего, способностями и усилиями самого ученика. Именно в таких заданиях ребенок может реализовать себя, и они вызывают его интерес.

Это концепция мотивации достижений, объясняющая активность обучения. В ней интерпретирована связь между побуждением успеха (избеганием неудачи) и трудностью самой задачи. Побуждение к деятельности определенного уровня зависит от субъективной вероятности успеха. В результате формируется личный стандарт исполнения деятельности, или уровень притязаний, включающий субъективные качественные и количественные характеристики, которым должен, по мнению ученика, удовлетворять будущий результат его деятельности. В итоге формируется потребность достижений, т.е. предрасположенность к принятию в будущей деятельности максимально высокого личного уровня исполнения. Чем выше потребность достижений, тем более сложное задание будет выбирать ученик. Потребность достижений выступает центральным психическим регулятором учебной деятельности и стрежнем внутренней мотивации.

2. Другой механизм, обеспечивающий научение, раскрыт в концепции самоактуализации А. Маслоу - мотив личностного роста. Чем более интересную творческую деятельность осуществляет ученик, тем более удовлетворяется его мотив роста.

Классификация потребностей и мотивы учения (по Маслоу)

Потребности Мотивы учения
Самоактуализация, самосознание Самопознание, развитие представлений о себе и своих возможностях
Эстетические и творческие потребности Творческие: приятно творческое озарение, приведение в порядок взгляда на мир
Развитие интеллектуального уровня: понимание и объяснение Интересно учиться
Самоуважение, самопринятие Достижения: учиться хорошо, чтобы уважать себя
Принадлежность, любовь, принятие группой Социальные: учиться, чтобы уважали и любили
Безопасность: физическая и психологическая Под угрозой наказаний: учится, чтобы не наказывали
Потребности выживания; пища, вода, жилье… Материальные: учиться, чтобы получить вознаграждение

3. Третий механизм - в значительной степени формирование мотивационных установок у ребенка в учебном процессе обусловлено поведением педагога, стилем его управления. Три главные точки приложения сил учителя для развития мотива достижения у ученика:

  • создание реалистического уровня притязаний,
  • развитие чувств ответственности (поиск причин происходящего в себе),
  • поддержка уверенности ученика в своих силах (позитивная самооценка).

Благоприятное сочетание этих факторов возможно только при использовании индивидуальных норм оценивания.

Результирующая мотивация: итоговая тенденция мотивации; последствия взаимодействия, а иногда конфликта мотивов. Например, ученик постепенно делает выбор - стремиться к успеху или избегать неудач в учебной деятельности. Де Чармс предложил гипотезу: внешняя мотивация уменьшает внутреннюю мотивацию. Регулярное длительное подкрепление постепенно ослабляет внутреннюю мотивацию, т.к. воспринимается внешний контроль. Тщательный контроль за деятельностью резко ослабляет внутреннюю мотивацию, применение власти может полностью разрушить ее.

В результате исследований была выделена группа учебно-познавательных мотивов, т.е. специфических мотивов, направленных на усвоение научной информации и учебных навыков. Выделяют три уровня их развития:

  • широкий познавательный, направленный на усвоение новых знаний;
  • собственно учебно-познавательный, направленный на овладение способами добывания знаний;
  • уровень самообразования, направленный на совершенствование своей учебной деятельности в целом.

Важнейшим моментом в развитии мотивации является переход с одного уровня на другой. А.К. Маркова охарактеризовала взаимосвязь динамики мотивации с возрастом школьников:

  • в начальной школе формируется широкий познавательный мотив;
  • в средних классах школы начинают действовать учебно-познавательные мотивы;
  • в старших классах школы актуализируется мотив самообразования.

Учебно-познавательные мотивы выступают как личностные новообразования процесса обучения. Учебные программы, способы и формы должны соответствовать уровню учебно-познавательных мотивов и способствовать превращению их в устойчивые мотивы самообразования и саморазвития.

Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности заданий, времени усвоения и т.п., так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке.

Условия развития мотива, которые можно создать в процесс обучения

Полная программа обучения с усложняющимся спектром задач на каждом этапе обучения
Серия тестов, позволяющая фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе, ученик получает достоверную информацию о своих успехах.
Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается с усилием, а иногда возможно и неудача.
Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом, сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой прогресс

Ошибки в мотивировании

а) Тревожность и страх на уроках служат помехой развитию мотивации.

б) При неправильном мотивировании проявляются аффективные реакции, например, отказ от деятельности, агрессивное самоутверждение или пассивность и уныние. Ученики с аффективными реакциями имеют тенденцию выбирать задачи, не соответствующие их возможностям: или слишком трудные, или слишком легкие.
Аффективные реакции на успех проявляются как отказ от сложной деятельности, желание хотя бы сохранить достигнутое. Страх неудачи заставляет человека отказываться о задач, где его компетентность может быть подвергнута сомнению.
Аффективные реакции на неудачу проявляются в отказе признать свое поражение, обвинении всех окружающих в неудаче, самоутверждении путем фантазирования о своих воображаемых возможностях.

в) Приобретенная (выученная) беспомощность - безнадежность и покорность, приобретаемая в случае, если человек не чувствует возможности контроля над повторяющимися неприятными событиями. У нег усиливается ожидание неприятной неконтролируемой ситуации и появляется тройной эффект: мотивационный (отсутствие желания действовать), когнитивный (ощущение собственной беспомощности) и эмоциональный (негативное настроение).

Выводы и рекомендации учителю:

1. При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности

  • Спрашивайте у ученика: "Ты удовлетворен результатом?"
  • Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и промахов, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

2. Помните, что учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотива достижения, основанном на прошлом опыте.

  • Учащиеся, которые уже усвоили материал, могут отдохнуть. Приготовьте для них дополнительные задания.
  • Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, могут понадобиться такие задания, которые защитят их от публичного осуждения и критики.

3. Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбора цели.

  • В начале изучения темы информируйте учеников о том, чему они должны научиться, какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы, предложите полную программу действий с вариантами выбора.
  • Предлагайте ученикам выбрать для себя уровень сложности заданий.
  • Предложите выбрать способ достижения цели.
  • Предложите одаренным и отстающим ученикам вместе разработать индивидуальные планы обучения.

4. Помогайте ученикам ставить перед собой реалистические цели.

  • Поощряйте учеников, которые ставят перед собой достижимые цели, чтобы усложнять их со временем.
  • Когда ученики ставят перед собой нереально высокие цели, предложите им альтернативу.
  • Попросите учеников записывать в специальной тетради цели и задачи, которые они ставят перед собой на день, неделю или четверть.
  • Расспросите учеников о том, когда и где они будут работать над достижением своих целей, какие материалы им для этого понадобятся и когда они предполагают закончить.

5. Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи.

  • Если Вы делайте ошибку или ваша работа не выполнена на достаточно высоком уровне, обсуждайте это с учениками. Будьте самокритичны за свои ошибки.
  • Приглашайте на уроки гостей, которые рассказали бы о своих удачах и неудачах.
  • Попытайтесь находить смешной выход из ситуации. Иногда ошибки бывают веселыми.

6. Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда.

  • После выполнения задания попросите учеников рассказать, что было особенно трудно, и как они с этим справились.
  • Обсуждайте причины не только успехов, но и неудач.
  • Постарайтесь избегать быстрых собственных выводов о причинах успехов и неудач.

7. Сделайте ситуацию успеха достижимой.

  • Выбирайте такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач.
  • Если у учеников возникают проблемы, разделите изучаемый материал на более мелкие порции.
  • Выбирайте адекватную методику преподавания предмета.

Литература:

  1. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972
  2. Педагогическая психология: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 361-368
  3. Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1982
  4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2т. Т.2 М., 1986
  5. Чирков В.И. Психология мотивации деятельности достижения. Ярославль, 1994

на страницу кафедры дошкольного и начального образования