Программа семинара
"Эффективность воспитательно-образовательной работы в малокомплектных детских садах"

Методическое обеспечение семинара

1. Психологические основы построения воспитательно-образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ (Коточигова Е. В., кандидат псх. наук, доцент)

1) "Особенности в межличностных отношениях детей в разновозрастной группе, их влияние на развитие детей разных возрастных групп". Тезисы.

Создание разновозрастных групп предполагает использование положительных моментов семейного воспитания в единстве с целенаправленным воспитательным процессом в ДОУ, способствует созданию оптимальных условий социализации ребенка-дошкольника. В дошкольной педагогике показано, что разновозрастная группа имеет значительный развивающий потенциал, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми. Впервые приходя в дошкольное учреждение, малыши попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям.

В тоже время в отечественной литературе крайне скупо представлены исследования, посвященные психолого-педагогическому анализу отношений детей в РВГ, хотя общепризнанно, что дошкольный возраст является периодом первоначального складывания личности, и первый опыт отношений с другими детьми во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшего коммуникативного развития. В этой связи чрезвычайно важно понять специфику детских отношений в РВГ и выявить те факторы, которые способствуют или препятствуют становлению позитивных, просоциальных форм поведения.

Одним из факторов являются психологические особенности детей группы: особенности возраста, эмоциональные особенности, особенности личности.

В исследовании В.Н.Бутенко выделены следующие особенности, возникающие в межличностных отношениях детей:

  • возрастание степени влияния взрослого на отношения между детьми;
  • снижение побудительной, мотивационной основы взаимодействий между детьми разного возраста;
  • преобладание одного из начал в отношениях: объектного или субъектного;
  • сложность в со-организации детей разного возраста при взаимодействии.

Рассмотрим подробнее выделенные особенности.

Одна из важных особенностей заключается в возрастании степени влияния взрослого на отношения между детьми в РВГ. В постоянных межвозрастных взаимодействиях у старшего ребенка появляется необходимость в самоопределении по отношению к младшему как к "другому", не похожему в объектной составляющей отношений. К сверстнику отношения все время балансируют между двумя полюсами как "к себе" и как "к другому". Младший ребенок - "другой" - непохожий в своих эмоциональных, поведенческих реакциях, в способностях к сотрудничеству, умениях. С определенного момента ребенок начинает осознавать себя "другим", "старшим", после чего у него появляется необходимость заполнения разрыва в представлениях о том, как относиться к отличиям "младшего" и к своим возрастным преимуществам. С позиции превосходства и обесценивания, с позиции "социальной ответственности" - как помогающий, поддерживающий, сотрудничающий или позиции избегания, игнорирования отношений. Помимо позиционирования старшего к младшему как к "другому", социум предъявляет требования к его более зрелым формам поведения - как "старшего". Отношения "младший - старший" возникают благодаря возрастным различиям, этим они схожи с отношениями "взрослый - ребенок". Для старшего ребенка актуализируется позиция взрослого, в своем желании быть "старшим" ребенок стремится подражать поведению взрослого.

Другой особенностью межличностных отношений в РВГ является снижение побудительной, мотивационной основы взаимодействий между детьми разного возраста. Согласно деятельностной концепции общения, потребность в общении, во взаимодействии с другими есть познание себя. Сверстник помогает ребенку определить границы своих возможностей: сильные и слабые стороны, свои достоинства и недостатки. Младший ребенок теряет для старшего подобную привлекательность. Помимо этого, общение с младшим требует от старшего дополнительных усилий по со-организации взаимодействий.

Третьей особенностью межличностных отношений детей в РВГ является преобладание одного из начал в отношениях: объектного или субъектного. Развитие отношений детей разного возраста, может происходить в двух направлениях: в восполнении объектной составляющей отношений либо в возрастании роли субъектной (личностной) составляющей. Развитие отношений детей разного возраста путем восполнения объектной составляющей более простой и естественный путь. В этом случае во взаимодействиях, общении детей все время присутствуют разговоры о том кто больше, кто лучше, кто старше и т.д. При утверждении существующего объектного неравенства дети начинают выстраивать и все дальнейшие отношения - как определенную иерархию в отношениях - иерархию прав, возможностей, обязанностей. Развитие в отношениях личностной составляющей происходит при возрастании эмоционально-чувственных, душевных усилий и, соответственно, для своего становления и развития требуют дополнительного внешнего ресурса.

Следующей особенностью отношений детей в РВГ является сложность в со-организации детей разного возраста при взаимодействии, что отражается на их межличностных отношениях. В силу меньшего уровня развития самоорганизации и саморегуляции поведения по сравнению со старшими, младшие дети могут проявлять нечувствительность при совместном взаимодействии: мешать, разрушать, нарушать и т.д. У старших детей процессы произвольности поведения находятся на стадии становления, вследствие этого они еще не способны в полной мере регулировать взаимодействия с младшими. Взаимодействия детей разного возраста, без помощи в со-организации их взрослого, приобретают конфликтный или хаотичный характер - что влияет на отношения детей в РВГ в целом.

Таким образом, можно утверждать, что особенности в отношениях детей разного возраста могут иметь как негативные последствия для возрастного, личностного развития детей, так и являться дополнительным ресурсом развития. Особую роль в развитии отношений детей в РВГ играет взрослый. Поэтому большое значение имеет дальнейшая работа по разработке диагностики отношений детей в РВГ и выявлению стратегии воздействия взрослого, способствующей развитию личностного начала в межличностных отношениях детей.

2) Деятельность воспитателя по социально-личностному развитию детей в разновозрастной группе.

Обсуждение участниками семинара проблем, возникающих во взаимоотношениях детей разновозрастной группы и выявление наиболее актуальных (порядка четырех-пяти).

3) Работа в проблемных группах.

Каждой подгруппой выбирается проблема, с которой сталкиваются воспитатели в процессе межличностных взаимоотношений детей группы.

Задание: подберите формы и тематику педагогических мероприятий, направленных на решение и предотвращение проблемы, оформите результат в виде плана работы.

Вспомогательный материал: методические пособия по социально-личностному и эмоциональному развитию детей (Котова Е. В. "В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей". - М., 2007; Жукова Р. А. "Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет. Разработки занятий". - Волгоград, 2006; Калинина О. В., Чижова С. Ю. "Детская агрессивность". - Ярославль, 2005, Гризик Т. И., Доронова Т. Н. и др. "Работаем в малокомплектном детском саду". - М., 2006.)

4) Коллективное обсуждение результатов работы каждой подгруппы.

Основные позиции обсуждения:

  • Целесообразность выбранных методов
  • Предполагаемый результат

на страницу кафедры дошкольного и начального образования