Программа семинара
"Эффективность воспитательно-образовательной работы в малокомплектных детских садах"

Методические рекомендации

4. Особенности взаимодействия с родителями детей разновозрастной группы.

1) "Организация продуктивного взаимодействия ДОУ и семьи" (Захарова Т.Н., старший преподаватель). Лекционные материалы.

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 "Семейного кодекса" РФ, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов (общеобразовательных учреждений, учреждений культуры, здравоохранения, дополнительного образования).

Одной из основных задач работы ДОУ является повышение педагогической культуры, просвещение родителей, привлечение их к совместной деятельности с педагогическим коллективом с целью совершенствования воспитательно-образовательного процесса в детском саду и семье.

К сожалению, приходится отмечать, что современные семьи не всегда педагогически состоятельны, они остро нуждаются в квалифицированной поддержке и помощи различных специалистов. В последнее время исследователи (Доронова Т.Н., Глебова С.В., Козлова А.В., Давыдова О.И. и др.) все чаще говорят о разрушении традиционных устоев семьи, что является одной из причин кризиса в социокультурной и нравственной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

  • Изменяются нравственные представления о браке и семье (растет число разводов; супружество, воспитание детей стало восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя),
  • Постепенно утрачивается традиционное восприятие родительства и детства (культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста приводит к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; увеличивается число нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей),
  • Отмечаются деформации в сфере семейного воспитания (отсутствие общности родителей и детей, навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни; отмечается размытость представлений о целях и задачах семейного воспитания, путях и средствах развития детей; нарушены внутрисемейные родительские и детско-родительские отношения).
  • Растет число детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевом и интеллектуальном развитии, у многих детей нарушена коммуникативная сфера, отмечаются стойкие проявления отклоняющегося от нормы поведения.
  • Родители зачастую пассивны, занимают потребительские позиции в отношении образовательных учреждений.

Решить имеющиеся проблемы, возможно, только осуществляя новые подходы при организации взаимодействия ДОУ с семьей.

Новые подходы к организации взаимодействия с семьей

Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество", "взаимодействие" и "социальное партнерство".

В современной системе дошкольного образования имеет место как поддерживающее взаимодействие педагогов с родителями, которое обеспечивает решение практических, ближайших задач воспитания ребенка в обновляющемся обществе, так и конструктивное взаимодействие (продуктивное), позволяющее снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания, обеспечить необходимые глубинные связи между детским садом и семьей.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы (Солодянкина О.В.):

  • родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  • необходимо единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
  • помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.

Педагогу, организуя взаимодействие, необходимо помнить, что родители - взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Необходимо подбирать такие подходы, в которых отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач, а также необходимо владеть принципами работы с взрослыми. Такими принципами являются:

  • отказ от критики участников взаимодействия,
  • обеспечение свободы мнений в процессе обсуждения актуальных проблем,
  • уважение жизненных позиций партнеров,
  • удовлетворение познавательного интереса партнеров по общению.

Педагогу необходимо владеть приемами создания благоприятной психологической атмосферы для продуктивного взаимодействия, обеспечения комфортного пребывания в ДОУ (музыкальный фон, организация предметного пространства, взаимное уважение участников процесса взаимодействия, доброжелательное отношением друг к другу, умение понять и принять позиции различных сторон).

Для успешного взаимодействия с родителями необходим новый взгляд на семью, открытость ДОУ, умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами приемами и навыками продуктивного взаимодействия с родителями.

Методика организации взаимодействия с семьей

Следуя методическим рекомендациям (Е.С.Евдокимова, Н.В.Додокина, Е.А.Кудрявцева) организация продуктивного взаимодействия с семьей предусматривает прохождение следующих фаз:

1 фаза. Открытие.
Задачи. Знакомство с достижением сторон (семьи и дошкольного образовательного учреждения) в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка

2 фаза. Прояснение ожиданий.
Задачи. Выяснение семьей и детским садом ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка.

3 фаза. Согласование.
Задачи. Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи с опорой на ответственность сторон

4 фаза. Оформление документов.
Задачи. Составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи.

5 фаза. Проектирование взаимодействия.
Задачи. Совместное создание программы и плана взаимодействия детского сада и семьи в проблемном поле взаимодействия дошкольников.

6 фаза. Социально - педагогический мониторинг.
Задачи. Постоянное наблюдение за развитием взаимодействия детского сада и семьи (в системах: "родители - дети", "педагоги - дети", "педагоги - родители"). Анализ, оценка полученных результатов, уточнение программы и плана взаимодействия.

7 фаза. Рефлексия.
Задачи. Критический анализ и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга.

Важными характеристиками продуктивного взаимодействия детского сада и семьи является ответственность и активность сторон. Ответственность родителей и педагогов обусловлена требованиями общества и выражает степень их участия, как в собственном развитии, так и в воспитании, образовании и развитии детей. (Закон "Об образовании", ст. 18)

Активность - это поведение социальных субъектов (личности, группы, общности), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их личную структуру. Применительно к системе "Детский сад - семья", активность это поведение педагогов, родителей (а так же других членов семьи) и детей, определяющее развитие личности, как воспитывающего взрослого, так и ребенка.

Очень важно организаторам взаимодействия (методисту) строить так работу, чтобы осуществлялся субъективный подход к каждому его участнику.

Субъективный подход к организации взаимодействия между ДОУ и семьей - учет интересов, запросов, возможностей каждого из его участников.

Характеристиками, определяющими степень активности субъектов взаимодействия, являются:

  • осознанность ценностей и смыслов взаимодействия;
  • разнообразие способов и сфер взаимодействия педагогов, родителей и детей;
  • привлечение к взаимодействию других субъектов воспитания (например - специалистов учреждений культуры);
  • мобильность в решении проблем воспитания ребенка;
  • творческий потенциал детского сада и семьи, установка на поиск новых форм взаимодействия.

Организация работы с родителями разновозрастной группы

В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, воспитания в старших детях терпимости, заботливости, ответственности, самостоятельности, открытости, социальной гибкости. А малышам легче овладеть навыками культурного поведения, общения, игрового взаимодействия, трудовыми умениями перенимая опыт и уже имеющиеся знания у более старших детей.

Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий ДОУ и семьи.

Работа в таких группах требует от воспитателя хорошего знания программы для всех возрастных групп, умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способность правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу.

Педагогу важно иметь определенные знания для оказания адресной помощи родителям детей разных возрастов по их запросам, умения сплотить, объединить взрослых и детей для совместной продуктивной деятельности, оказывать им посильную помощь и поддержку, предупреждать намечающиеся и разрешать возникающие конфликты. Воспитателю необходимо учитывать возраст родителей; их образовательный уровень; наличие или отсутствие специальных знаний, необходимых для воспитания детей; желание взаимодействия с ДОУ. Педагог должен владеть навыками организации индивидуальной, групповой и фронтальной работы с родителями с целью повышения их родительской компетентности, оптимизации детско-родительских отношений, объединения интересов родителей и педагогов для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе.

Первоначальное знакомство с семьей, поступающей в разновозрастную группу, происходит при поступлении ребенка в детский сад. Собирается информации о ребенке и родителях, оформляется "Социальный паспорт семьи"; выясняются проблемы, с которыми в воспитании и развитии ребенка приходится сталкиваться дома; определяется круг вопросов интересных родителям, получить ответ, на которые они могут в процессе совместных мероприятий и индивидуальных консультаций.

Если родители первоначально не могут определиться с тематикой родительских встреч, им предлагается примерный перечень тем, которые обычно бывают востребованы родителями данных возрастных групп.

Во время первых посещений группы "новенькими", воспитатель старается установить доверительные отношения с ребенком и его родителями, стремиться обеспечить благоприятные условия для адаптации ребенка к детскому саду (одновременно уточняются сведения об индивидуальных особенностях ребенка, его привычках, навыках).

В первые дни допускается присутствие мамы в группе (если это необходимо). Находясь в группе, мама уделяет внимание не только своему ребенку, но и детям, которые обращаются к ней с просьбой, знакомится с ними, показывает ребенку способы взаимодействия с детьми разного возраста и воспитателями на группе, участвует в режимных моментах.

Работа с вновь поступившими детьми и их родителями направлена на формирование положительного отношения ребенка к детскому саду. В этот период родителей знакомят с правилами, традициями группы, совместно вырабатывают стратегию взаимодействия с ребенком в период адаптации (единый режим в ДОУ и семье, создание условий для спокойного отдыха ребенка дома, т.к. он в этот период перегружен впечатлениями и др.). Помощь в адаптации вновь поступивших детей оказывают и дети группы. Для "новеньких" организуется "Праздник новичка". На празднике более старшие ребята проводят для него экскурсию по группе, "знакомят" с игрушками, обитателями живого уголка, "дарят" ребенку кроватку, шкаф для раздевания. Проводят сами или при помощи взрослых хороводы ("Каравай", "Надувайся пузырь, да не лопайся!", "А кто у нас хороший").

Родителям вновь поступивших детей не всегда легко бывает влиться в коллектив родителей детей уже не первый год посещающих группу. Поэтому в начале года проводится их "Посвящение в родителей детсадовцев", "Вечер знакомств", они получают информацию о детях и родителях группы, традициях, совместных мероприятиях проводимых в детском саду.

Особенностью организации работы с семьей в разновозрастной группе является необходимость подгрупповой работы с родителями детей каждой возрастной группы (консультации по возрастным психическим и физическим особенностям детей, по проблемам воспитания и др.), индивидуальной - с семьями, нуждающимися в поддержке и помощи воспитателя и специалистов. Не менее значимой и важной для сплочения родителей, формирования коллектива взрослых и детей является фронтальная работа, которая имеет различные виды:

  • вовлечение родителей в культурно-досуговую деятельность (праздники, развлечения, походы),
  • проведение выставок продуктов совместной деятельности детей и взрослых,
  • организация обмена опытом воспитания детей в семье (опыт родителей более старших детей группы интересен тем, кому еще только предстоит подойти к проблемам данного возраста).
  • конференции, семинары, собрания.

Родительские собрания - действенная форма общения воспитателя с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада.

Педагогу необходимо владеть навыками организации деятельности взрослых, использовать в своей работе мобильные формы организации собраний.

Выбор тем определяется на основе запросов родителей, объективных проблем детей. Сообщения по теме - лаконичные, краткие, с использованием ярких образных примеров, проблемных вопросов. Воспитателю важно создать интерес у всех участников к рассматриваемой проблеме; способствовать возникновению у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысливанию своей родительской позиции, желанию поделиться своим опытом воспитания детей с теми, кому это необходимо.

Подобная форма проведения встреч - собраний вызывает у родителей большой интерес, ведь родителей видят развитие детей в динамике. То, на что они не обратили бы внимания в младшем дошкольном возрасте, в старшем может стать большой проблемой. Им нравиться обмениваться опытом воспитания с родителями детей разных возрастов. Порой снимается уникальность ситуации ("Как, Вы тоже с этим столкнулись в 2,5 года? А что предприняли?").

Роль педагога - организовать встречу, спланировать ее ход, грамотно расставить акценты на наиболее значимых вопросах, помочь в разрешении затруднений, подготовить раздаточный материал, памятки, продумать практическую часть, подвести итоги работы, поблагодарить родителей за активность, желание работать вместе.

Тематика встреч может быть самой разной: "Азы воспитания", "Будь здоров!", "Зачем детям мама?", "Ребенок у экрана" и др.

Фронтальной формой работы с семьей является и родительский уголок. Но специфика разновозрастной группы накладывает и на его содержание свои особенности. Каждый выпуск должен содержать информацию, которая будет интересна, полезна практически для всех родителей. ("Пальцы помогают говорить", "Учим с малышом стихи", "Предупреждение травматизма в быту", "Игры и игрушки" и др.)

Разнообразие форм работы, заинтересованность воспитателя тесным взаимодействием с семьей способствует не только сплочению родителей, повышению их активности, педагогической грамотности, оптимизации детско-родительских отношений, но и совершенствованию воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе.

Работать в разновозрастной группе достаточно сложно, но в тоже время и очень интересно. От педагога требуется высокий уровень мастерства во владение детским и родительским коллективом, хорошее знание специфики каждого возраста, представленного на группе, тонкое знание особенностей семейного воспитания, умение работать с родителями разных возрастов, профессий, образовательного уровня.

2) Специфика организации совместных мероприятий с родителями (Тихомирова О.В., методист по дошкольному образованию, Захарова Т.Н., старший преподаватель)

5. Заключительная часть семинара

Круглый стол "Результаты работы семинара" (ведущий - Тихомирова О. В)

Вопросы к обсуждению:

  • Каким образом практические и теоретические материалы семинара позволят повысить эффективность работы вашего учреждения? Рассмотрим этот вопрос, основываясь на критериях оценки результативности работы ДОУ: повышение уровня качества образования, внедрение инновационных технологий и методов дошкольного образования, повышение уровня профессионализма педагогов, расширение спектра образовательных услуг ДОУ, создание системы взаимодействия ДОУ с социальными партнерами, многофункциональная предметно-развивающая среда.
  • Какие из материалов семинара (готовых и разработанных) могут стать "точкой роста" малокомплектного ДОУ?
  • Дайте оценку работе семинара и вашему личному вкладу в эту работу.

на страницу кафедры дошкольного и начального образования