Программа семинара
"Эффективность воспитательно-образовательной работы в малокомплектных детских садах"

Результаты работы семинара

1) Итоги заседания круглого стола

В ходе заседания была проведена рефлексия участников семинара. В начале семинара педагогами были определены основные трудности в организации работы разновозрастных групп, влияющие на результат: построение предметно-развивающей среды, сложность в организации воспитательно-образовательного процесса, невозможность осуществления индивидуального подхода, замедление в развитии более старших детей, недостаточная компетентность кадров в вопросах развития детей, слабое методическое обеспечение РВГ, вынужденная "ротация" детей. По окончании работы семинара участниками было отмечено, что полученные теоретические знания и практические умения позволят им во многом решить обозначенные проблемы. Более того, материалы семинара являются основой для повышения профессиональной компетентности педагогов и оптимизации работы малокомплектных садов. Руководители ДОУ и старшие воспитатели высказали пожелания о проведении повторных семинаров с воспитателями и продолжении уже прошедшего семинара.

2) Результаты анкетирования слушателей.

Совпадение ожиданий с результатами семинара
полностью - 62%
частично - 0%
превзошли ожидания - 38%

Наиболее значимые для практической работы части семинара
Теоретические материалы:
Психологические основы построения педагогического процесса в разновозрастной группе
Планирование воспитательного и образовательного процесса
Взаимодействие с семьями воспитанников разновозрастной группы
Практические материалы: все, предложенные организаторами семинара и разработанные слушателями.

Отношение к семинару:

Показатели Низкая Средняя Высокая
Степень контактности с преподавателем 3% 10% 87%
Степень контактности с другими участниками семинара 0% 37% 63%
Возможность обмена опытом 8% 42% 50%
Профессиональная удовлетворенность от работы семинара 0% 37% 63%
Эмоциональная удовлетворенность от участия в семинаре 0% 13% 87%

3) Разработанные в ходе семинара методические материалы:

  • Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста в разновозрастной группе детского сада
  • Разработки педагогических ситуаций обучения старшими детьми младших в различных видах совместной деятельности
  • Сценарии родительского собрания и совместного праздника по теме "Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"
  • Варианты расписания занятий в разновозрастной группе
  • Варианты распределения обязанностей воспитателя и младшего (помощника) воспитателя в разновозрастной группе

Литература

  1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. - М.: Просвещение, 1979. - 176 с.
  2. Буре Р.С., Михайленко Н.Я. "Воспитание детей в дошкольных учреждениях села" (в условиях разновозрастной группы). - М., 1998.
  3. Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. -Волгоград: Изд-во "Панорама", 2006. - 128 с.
  4. Гризик Т.И., Доронова Т. Н. и др. "Работаем в малокомплектном детском саду". - М., 2006.
  5. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ - М.: ТЦ Сфера , 2006. - 144 с.
  6. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002. - 120 с.
  7. Доронова Т.Н. "Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях" / Дошкольное воспитание, 1984 - №2, с.46-50.
  8. Доронова Т.Н. Развитие детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 2003. - 114 с.
  9. Дошкольная группа. Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст/ Под ред. Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой. М., 2002.- 60 с.
  10. Жукова Р А. "Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет. Разработки занятий". - Волгоград, 2006.
  11. Закон Российской Федерации "Об образовании". - 8-е изд. - М.: Издательство "Ось-89", 2004. - 64 с.
  12. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.
  13. Калинина О.В., Чижова С. Ю. "Детская агрессивность". - Ярославль, 2005.
  14. Князева О.Л. "Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников". - М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  15. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-112 с.
  16. Короткова Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада. - М.., 2002. - 75 с.
  17. Котова Е.В. "В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей". - М., 2007.
  18. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.
  19. Лыкова И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа: планирование, конспекты, методические рекомендации". - М.:Карапуз-дидактика, 2007.
  20. Лыкова И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа: планирование, конспекты, методические рекомендации". - М.:Карапуз-дидактика, 2007
  21. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.; Речь, 2005.-112 с.
  22. Маханева М.Д., Князева О. Л. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с. (Приложение к журналу "Управление ДОУ")
  23. Минкина М.В. Методика работы в разновозрастной группе детского сада. - Минск: Высшая школа, 1977. - 153 с.
  24. Минкина М.В. "Работа в разновозрастной группе детского сада". - Минск, 1963.
  25. Одинцова Л. Организация педпроцесса в разновозрастной группе. - Дошкольное воспитание, 1987. - № 8, - с.17 - 19.
  26. Приглашает детский сад! (О группах кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении). М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2002. - 144 с.
  27. Типовые положения о ДОУ. Конвенция о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 80 с.
  28. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  29. http://ippd.univers.krasu.ru/bibl/pedagog_razvitie/pr_st.html

на страницу кафедры дошкольного и начального образования