ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Программа семинара
"Эффективность воспитательно-образовательной работы в малокомплектных детских садах"
Введение
Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать дошкольное образование. Процессы обновления предъявляют повышенные требования к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, к личности педагога и заставляют искать нестандартные подходы в решении задач, встающих перед практикой дошкольного воспитания.
Среди многообразных проблем современного дошкольного образования есть одна, лежащая, на первый взгляд, в плоскости принципов организации деятельности дошкольных учреждений - проблема разновозрастных групп.
В практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные группы (РВГ). Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д. Разновозрастные группы имеются как в малокомплектных дошкольных учреждениях (чаще в сельской местности, в малых городах, отдельных городских районах), так и многокомплектных детских садах (круглосуточные группы, санаторные группы, группы повышенной комфортности и др.). Формирование таких групп обусловлено объективными причинами (контингент детей, территориальная ограниченность ДОУ, запрос родителей и др.). В разновозрастные группы подбираются дети двух, а иногда и трех возрастов.
В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий ДОУ и семьи.
Работа в таких группах требует от воспитателя хорошего знания программы для всех возрастных групп, умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способность правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу.
Однако, несмотря на обилие литературы, выпускаемой сейчас различными издательствами, вопросам организации работы в разновозрастных группах не уделяется должного внимания. В ДОУ пользуются литературой 70-х годов (В.Н. Аванесова, В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, М.В. Минкина), да рядом статей в периодике (журнал "Дошкольное воспитание" 80 - 90-х годов). Многие издания морально устарели, а новых - нет. Полностью отсутствует литература по организации работы с семьями воспитанников детей, посещающих разновозрастную группу. Между тем анализ практики работы разновозрастных групп показывает, что педагоги постоянно сталкиваются с одними и теми же проблемами:
- недостаточность знаний психических и физических особенностей детей разного возраста: постоянное общение с младшими, может иногда несколько ограничить интересы и кругозор старших детей, в их развитии могут наблюдаться отставания
- трудности в организации режима дня: в организации учебной деятельности педагогам приходится тратить в два, а то и в три раза больше времени, чем в одновозрастной группе
- трудности в построении предметно-развивающей среды: требуется разработка концепции предметно - развивающей среды для таких групповых сообществ детей
- низкая компетентность в вопросах сопровождения адаптационного периода: переходя из младшей разновозрастной группы в старшую, ребёнок второй раз переживает адаптационный период, так как происходит смена его возрастного статуса.
Кроме того, педагогу важно иметь определенные знания для оказания адресной помощи родителям детей разных возрастов по их запросам, умения сплотить, объединить взрослых и детей для совместной продуктивной деятельности, оказывать им посильную помощь и поддержку, предупреждать намечающиеся и разрешать возникающие конфликты. Все эти проблемы и обусловили цель и содержание данного семинара.
Цель семинара:
- повышение компетентности воспитателей и специалистов по дошкольному образованию в вопросах организации и методического обеспечения деятельности разновозрастных групп.
Содержание основных разделов:
1.Психологические основы построения воспитательно-образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ
1.1 Аспекты психического и физического развития детей дошкольного возраста. Особенности в межличностных отношениях детей в разновозрастной группе, их влияние на развитие детей разных возрастных групп. Основные проблемы, возникающие в процессе межличностного общения разновозрастных детей.
1.2 Деятельность воспитателя по социально-личностному развитию детей в разновозрастной группе. Профилактика возможных отклонений в поведении детей (практическое задание по планированию профилактических мероприятий).
2.Организация работы разновозрастных групп
2.1 Педагогические основы комплектования разновозрастных групп. Технология проведения первичных приемов семей, поступающих в ДОУ.
2.2 Построение предметно-развивающей среды в группе. Принципы построения предметно-развивающей среды в разновозрастной группе. Критерии оценки эффективности предметно-развивающей среды.
2.3 Распорядок работы групп. Распределение обязанностей между воспитателем и младшим воспитателем в целях наиболее эффективной реализации воспитательных задач. Составление расписания занятий с учетом возрастных особенностей детей группы (практическое задание по разработке расписания подгрупповых занятий, в т.ч. комплексных занятий).
3. Особенности планирования педагогического процесса
3.1 Основные принципы планирования работы разновозрастной группы. Сопровождение периода адаптации ребенка в разновозрастной группе. Диагностика развития ребенка.
3.2 Особенности организации воспитательного процесса. Планирование совместной деятельности детей вне занятий (практическое задание по разработке планирования воспитательной работы)
3.3 Способы интеграции различных видов деятельности детей с целью рационального использования времени для занятий. Знакомство с практическими методами (посещение открытого занятия в разновозрастной группе). Алгоритм адаптации образовательных программ к условиям разновозрастной группы (практическое задание по разработке конспектов занятий на основе данных диагностики детей).
4. Особенности взаимодействия с родителями детей разновозрастной группы
4.1 Взаимодействие ДОУ с семьей на современном этапе развития дошкольного образования. Анализ причин возникающих проблем.
4.2 Основные подходы к установлению контакта с семьями воспитанников. Формы работы с семьей с учетом разновозрастности контингента детей.
4.3 Специфика организации совместных мероприятий с родителями. Развлечения как средство обеспечения эмоционального благополучия ребенка (разработка сценариев). Использование активных методов обучения взрослых на родительских собраниях и консультациях (разработка сценариев).
на страницу кафедры дошкольного и начального образования
|