Общий анализ учебной деятельностиКиселева Т.Г.
доцент кафедры дошкольного и начального образования Института развития образования канд.псх.н. Мотивация - это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремиться достичь, и внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и возможностей. 1. Виды сотрудничества. Учащийся включен в 2 системы социальных отношений: 1) отношения со взрослыми и 2) отношения со сверстниками. Значимость каждой из этих систем разная на разных этапах обучения и развития. Например, в младшем школьном возрасте отношения с учителем становятся центром в жизни ребенка. Они определяют степень благополучия его жизни, они - олицетворение отношений ребенка с обществом. В.Я. Ляудис выделила и описала 8 разных типов отношений педагога с детьми от авторитарного до уважительного сотрудничества, направленного на получение продукта, который имеет социальную значимость. Ещё в XVII в Д.Локк писал, что учителю легче командовать, чем учить. Педагогика сотрудничества предполагает взаимодействие не только с учителем, но и со сверстниками. Исследования В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман показали, что совместная со сверстником работа приводит к:
Почему? Ответ на этот вопрос можно найти еще в работах Ж.Пиаже: 1. при кооперации сверстников отношения равноправные, чего нет при кооперации со взрослым; 2. отношения со сверстником допускают критичность, самостоятельность суждений (ошибки сверстника замечаются, а действия взрослого чаще воспринимаются как эталон). 2. Анализ деятельности учения. Процесс учения - это целостная система, это процесс решения задач, стоящих перед человеком (с точки зрения Талызиной). Деятельность всегда отвечает какой-то его потребности, направлена на предмет, способный удовлетворить эту потребность. Учение только тогда является познавательной деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Предметное воплощение потребности является мотивом деятельности. а) Отличительная особенность деятельности учения как ведущей деятельности является усвоение социального опыта. В других видах деятельности усвоение опыта является побочным продуктом. б) Учебная деятельность не имеет материального воплощения, не пополняет материальные богатства. Потребности - всегда предметны (мотивы);
Определенная потребность является мотивом. Мотивы характеризуются следующими особенностями:
В зависимости от характера построения учебного предмета этот % может быть увеличен. Если учебная деятельность строится как исследовательская, поисковая, направленная на раскрытие сущности, то учебно-познавательная мотивация выходит на первый план. Если же учащегося привлекает лишь занимательность фактов, то потеря интереса к фактам приводит к резкому снижению мотивации. Конкретизация мотивов идет за счет постановки целей. В учебной деятельности нельзя формировать: ЗНАНИЯ - можно лишь передавать информацию и развивать интеллектуальные действия по анализу данной информации, т.е. умения. НАВЫК - формируется годами; в рамках всей учебной деятельности можно говорить о формировании практических навыков, но на отдельном занятии сформировать навык нельзя. 3. Интеллектуальные действия - или программа деятельности. Все действия, входящие в деятельность учения можно разделить на два класса:
4. Формирование приемов логического мышления (творческого).
5. Соотношение знаний (З), умений (У) и логических приемов (ЛП). 1 тип 2 тип 3 тип Итак, познавательная деятельность - это система определенных действий и входящих в них знаний. При изучении любого предмета учитель должен определить, какие знания он будет нести и с какой целью, т.е. для решения каких задач учащимся будут необходимы данные знания. 6. Деятельность учения. Ученик - главное лицо в учебном процессе, заказчик. Действия учителя направлены на то, чтобы ученик хотел и мог учиться. Мог, т.е. обладал познавательными действиями, обеспечивающими усвоение нового материала. Деятельность учения складывается из действий, подлежащих усвоению (предмет усвоения), и действий, обеспечивающих усвоение первых (средства усвоения). Итак, в деятельности учения одно и то же действие может занимать разное место: вначале быть предметом усвоения, а потом - его средством. В умение учиться входят общие и специфические действия. В общих видах действий выделяют две группы: психологические и действия, составляющие приемы логического мышления. К общим психологическим действиям относятся планирование, контроль, корректирование своей деятельности, моделирование, кодирование и декордирование. на страницу кафедры дошкольного и начального образования |
|