Методические рекомендации к организации учебно - воспитательного процесса обучения и развития детей 5-6 лет
При организации могут быть использованы следующие формы работы с детьми:
1. Занятия как специально организованная форма обучения.
2. Нерегламентированные виды деятельности детей (игровой час).
3. Организация свободного времени.
В работе с детьми следует обратить внимание:
1. На учет индивидуальности ребенка, его эмоционального благополучия и интереса к занятиям, желание посещать общеобразовательное учреждение, а затем и школу.
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально - психологического климата в детском коллективе.
2. На учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста:
а) не завышать требования, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка;
б) не давать детям те знания, которые будут изучаться в школе;
в) помнить, что ведущая деятельность детей этого периода - игра, она же приоритетный метод обучения на занятиях;
г) создавать условия для общения детей;
д) организовывать занятия с использованием различных разноуровневых заданий.
Эффективность работы подготовительных групп зависит от создания образовательной среды (наличие дидактических пособий, уголка живой природы, набора детских книг, настольно - печатных игр, разнообразных материалов для рисования, аппликации, конструирования и т.д.).
Умелая организация свободной игровой деятельности может осуществляться в виде игрового часа (особенно для недоигравших детей). Но игровая деятельность может быть успешна в том случае, если к этому у ребенка есть предпосылки: знания, разнообразные умения играть, умелое влияние педагога на содержание игры. Игровой час - время для возникновения и развития разных видов игр.
Предшкольное образование детей 5 - 6 - и лет может осуществляться в разных формах. Дети, которые посещают дошкольные образовательные учреждения, пройдут эту подготовку в них. Дети, не посещающие детские сады - в группах кратковременного пребывания, организованных при ДОУ, когда родители приводят ребенка на 2-3 часа. Часть детей от 5 до 7 лет - в подготовительных группах при школах, при учреждениях дополнительного образования. Некоторые - в комплексе "Начальная школа - детский сад", а также в частных дошкольных учреждениях. Использование разных форм предшкольной подготовки обеспечат успешную адаптацию ребенка к школе.
Организуя работу по данному направлению необходимо учесть все новые направления в современном дошкольном образовании: личностно-ориентированный подход к ребенку, самоценность ребенка, гуманизация, амплификация. Это поможет всем педагогам сориентироваться в новых подходах к организации работы по готовности ребенка к школе.
В подготовке ребенка к школе важно не "натаскивание", а развитие его воображения, особенно творческое. Развитие познавательной деятельности, которая направлена на обучение ребенка способам работы с материалом, овладение способами самостоятельного получения информации, развитие у ребенка потребности в учебной деятельности.
Проблему выравнивания стартовых возможностей детей, поступающих в первый класс, можно в какой-то степени решить за счет формирования преемственных связей программ дошкольного и начального образования в содержании, формах, методах и технологиях.
Наилучшие условия для предшкольной подготовки созданы в дошкольных образовательных учреждениях, т.к. именно в них выполняются функции социализации ребенка (умение жить в коллективе, общаться с другими детьми и с незнакомыми взрослыми), облегчается процесс адаптации к школе.
Для семей, где дети традиционно не посещают детский сад, а их воспитанием занимаются родители и бабушки, можно открыть консультативные центры в детских садах. Здесь будут консультировать педагоги, психологи, воспитатели, логопеды и другие специалисты. Сюда могут прийти как сами родители, так и привести для консультации ребенка. Благодаря этим центрам так называемые домашние дети смогут посещать праздники, утренники, мероприятия, которые проводятся в детских садах.
В некоторых детских садах создаются школы молодых родителей, школы будущих матерей. Педагоги могут помочь родителям не только в вопросах как правильно воспитывать ребенка, как лучше использовать возможности того или иного возраста, как преодолеть возрастные проблемы, но и как подготовить ребенка к школе.
Если педагоги, которые осуществляют предшкольную подготовку детей 5 - 6 - и лет в школах, в учреждениях дополнительного образования используют такие формы, как занятия или урок исключают свободную игру ребенка - то, что является его жизнью. Для возвращения игры детям можно рекомендовать педагогам проводить неделю игры и игрушки, неделю игры и забав. Такие мероприятия полезны для педагогов, родителей и детей.
В работе с детьми 5-6 - и лет можно использовать следующие программы:
- Программа "Преемственность" (Н.А.Федосова, Т.С.Комарова и др.), которая создает условия для обеспечения единого старта обучения для детей, поступающих в школу из детского сада и семьи.
- Оздоровительно - развивающая программа "Здравствуй" (М.Л.Лазарев), основная цель которой - помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации здоровья.
- Программа эстетического воспитания детей "Красота. Радость. Творчество".(Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина). Содержание программы направлено на приобщение дошкольников к искусству.
- Художественно - экологическая программа по изобразительному искусству для детских дошкольных учреждений и учебно - воспитательных комплексов "Природа и художник". (Т.А.Копцева). Данная программа направлена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как живом организме, на приобщение детей к миру искусств.
- Программа непрерывного образования "Детский сад - школа "Художественный труд". (Н.А.Малышева). Обучение детей направлено на развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Программа "Радость творчества". (О.А.Соломенникова). Данная программа направлена на развитие художественно - творческих способностей детей 5 - 7 лет средствами народного декоративно - прикладного искусства.
- Программа "Синтез искусств в эстетическом воспитании". (О.А.Куревина). Программа направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выявление способностей самовыражения через различные формы творчества детей.
- Программа "Какого цвета мир?". (С.А.Золочевский) Программа направлена на развитие у ребенка способности смотреть на мир глазами художника, на воспитание нравственного отношения к миру путем эстетического развития.
- Программа по изобразительной деятельности в детском саду. (Г.С.Швайко). Даная программа направлена на развитие художественно - творческих способностей детей средствами изодеятельности.
- и другие.
Материал подготовлен методистами кафедры дошкольного начального образования ИРО Шабалиной З.С., Терещук М.Н.
22.05 06г.
|