Основные направления подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Зайцева Наталия Владимировна,
доцент кафедры дошкольного
и начального образования ГОУ ЯО ИРО
В условиях внедрения в практику работы образовательных учреждений вариативных образовательных программ, реализующих различные подходы к образованию и развитию ребенка, проблема преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования стала более острой. На современном этапе решение данной проблемы рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Известно, что успешное обучение ребёнка в школе может осуществляться на основе определенного уровня готовности, который предполагает наличие у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и социальную подготовку. Для обучения в школе необходимы достаточно высокий уровень ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения.
При существующей вариативности содержания программ дошкольного образования необходимо сохранить направленность педагогической деятельности на постановку тех приоритетных задач, обозначенных в Концепции непрерывного образования, решение которых повлечет за собой именно изменения в физическом, познавательном, художественно-эстетическом и социально-личностном развитии ребенка (т.е. приведет к формированию значимых новообразований дошкольного возраста), а не типичную подготовку к школе, превратившуюся в "натаскивание" ребенка по различным предметным областям.
В настоящее время существует множество вариативных программ по подготовке детей к школе и программ начального обучения. Их содержание постоянно обновляется и уточняется с учетом требований времени и новейших достижений в области научных исследований. К сожалению, необходимо признать, что эти изменения касаются, в основном, содержания в образовательных областях "Словесность" и "Математика".
Не претендуя на подробный анализ программ, укажем лишь на некоторые факты. Так, частично материал программы начальной школы перенесен в ДОУ (например, чтение текстов, введение правил написания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, анализ слов с йотированными буквами Е,Ё,Ю,Я когда они обозначают два звука и т.д.). Вследствие такого переноса происходит увеличение объема изучаемого материала и автоматический рост нагрузки. Позже, при обучении в школе, ребенок вдруг замечает, что это он уже "учил в садике", хотя материал был предложен педагогом как ознакомительный, пропедевтический.
Поэтому педагогам ДОУ необходимо более тщательно подходить к отбору материала. Желательно исключить из программы школьный материал и увеличить время на продуктивную работу по становлению личностных качеств дошкольника, необходимых в качестве его готовности к школе (например, исключить изучение правил о гласной после шипящих, о Ь и Ъ разделительных знаках, обязательное чтение текстов всеми детьми и др.).
Рассмотрим примерное содержание программы обучения грамоте. Успешное обучение грамоте в школе предполагает, что на этапе дошкольной подготовки основной задачей подготовки к ОГ является ПРАКТИЧЕСКОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ со звуками речи и предложением. Сюда же войдут правильная посадка при письме, умение располагать тетрадь, правильно держать ручку и карандаш, развитие и укрепление мелких мышц пальцев и кисти руки, элементарных графических навыков (пространственная ориентировка на листе бумаги и др.)
Если условно разделить всю работу по общей теме "Звуки речи", то можно выделить в подготовке к ОГ два этапа:
- на первом этапе формируем умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатываем четкую артикуляцию звуков, уточняем их звучание. Без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове;
- на втором этапе развиваем у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в слова различной слоговой структуры - именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.
Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.
Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте. Основная задача подготовительного курса - формирование умений интонационно выделять любой звук в слове, что поможет детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных и согласных звуков (возможна дифференциация согласных звуков по звонкости-глухости, мягкости-твердости, также возможно первичное ознакомление со слоговой структурой слова и словесным ударением). Основная задача - формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
В подготовительной группе дети знакомятся с буквами русского алфавита и правилами их печатного начертания, начинают овладевать слоговым способом чтения, строят схемы по следам звукового анализа, выкладывают слова из букв разрезной азбуки (возможно обучение и слитному способу чтения, выкладывание простейших предложений из букв разрезной азбуки). Основная задача - анализ и синтез слов и предложений разной конструкции.
Помочь реализовать все вышеназванные задачи поможет развивающая среда, которая окружает ребенка и в ДОУ, и дома. Это специально организованная личностно-ориентированная среда, которая побуждает ребенка делать осознанный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, учит принимать и осуществлять самостоятельные решения, самому оценивать свои действия и вносить в них свои коррективы, следовательно, идти по пути творческого развития. Эта среда учит уважать и учитывать интересы и потребности других, умению сообща и бесконфликтно решать возникающие проблемы, отвечать за свои слова и поступки.
В помощь педагогам разработаны памятки по формированию навыков звукового анализа у дошкольников; речевые задачи, стоящие перед детьми каждой возрастной группы; направления работы со словом, приемы работы со словом; направления работы по обучению построению предложения и связного высказывания; приемы работы с предложением и текстом.
Например, общие правила по формированию навыков звукового анализа.
1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа:
- выделение звука из слова;
- определение первого звука;
- определение последнего звука;
- установление места звука в слове (начало, конец, середина слова);
- полный звуковой анализ.
2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:
- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);
- в речевом плане (проговаривание);
- по представлению - в уме (самое трудное).
3. Соблюдение последовательности предъявления слов для звукового анализа:
- слова из двух гласных (ау, уа);
- слова из двух звуков (ум, ах, ус);
- слова из трех звуков (дым, мир);
- слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
- слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
- слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
- слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
- слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).
4. Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.
|