Художник И.Лобова

"Равный" старт или на пороге школы

Предшкольное образование

Исследование удовлетворенности родителей подготовкой детей к школе

Коточигова Е.В., зав. кафедрой дошкольного
и начального образования, канд. псх. наук, доцент
Жихарева Ю.Н., доцент кафедры дошкольного
и начального образования, канд. псх. наук
Холодаева О.В., методист кафедры дошкольного
и начального образования

Одним из приоритетных направлений российского образования является создание условий для организации предшкольного образования. Необходимость введения новой ступени образования обусловлена запросом как со стороны государства (увеличение процента охвата детей дошкольным образованием), так и со стороны родителей (доступность подготовки детей к школе для всех социальных групп населения). Выше названные тенденции отражены в Федеральной целевой программе развития образования 2006-2010 гг., в региональной программе развития образования [1,2,3].

Введение предшкольного образования предполагает обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, делая акцент на обеспечении единого старта детей, идущих в школу. Под "единым стартом", "выравниванием стартовых возможностей" мы понимаем не "причесывание всех под одну гребенку", не нивелирование индивидуально-личностных особенностей, а лишь формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех качеств, которые обеспечат успешность адаптации первоклассника, освоение программы обучения в начальной школе. Согласимся с мнением В.И. Слободчикова, что "обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу должно заключаться не столько в специфической подготовке к школьному обучению детей 5-7 лет, а в общем развитии ребенка на протяжении первых семи лет жизни" [4].

Организуя предшкольное образование, важно знать существующую в регионе ситуацию с подготовкой детей к школе. В связи с этим, целью нашего исследования было изучение удовлетворенности родителей подготовкой детей 6-7 лет к обучению в школе. Исследование проводилось в октябре-ноябре, то есть в то время, когда дети начали учиться в школе, а родители могли увидеть, какие трудности в обучении испытывает ребенок.

В исследовании принимали участие родители учеников городской школы с углубленным изучением иностранного языка (ОУ 2), обычной общеобразовательной школы (ОУ 1), комплекса "Начальная школа - детский сад" одного из муниципальных округов (ОУ 3), школы малого города Ярославской области (ОУ 5), малокомплектной сельской школы (ОУ 4), (всего 5 образовательных учреждений). Для изучения удовлетворенности родителей подготовкой детей к школе нами был разработан опросник (авторы - составители: Коточигова Е.В., Жихарева Ю.Н., Холодаева О.В.).

Ответы родителей показали, что большинство детей проходили подготовку к школе в детском саду и семье. Меньше всего пользовались услугами репетитора, за исключением родителей учащихся комплекса "Начальная школа - детский сад", где около трети опрошенных пользовались услугами репетитора при подготовке к школе. Родители во всех школах указали, что наибольший вклад в подготовку детей к школе внес детский сад. Эти данные позволяют говорить о том, что организацию предшкольного образования надо начинать не "с нуля", "не на пустом месте". Важно сохранить и развить то лучшее, что наработано системой дошкольного образования при работе с детьми старших и подготовительных групп.

Родители детей, обучающихся в городских школах, хорошо осведомлены о программе, по которой занимался их ребенок в дошкольном образовательном учреждении, в то время как большинство родителей "из глубинки" этого не знали. Это можно объяснить как степенью заинтересованности родителей условиями образования своих детей, так и PR-деятельностью детского сада, организацией работы ДОУ с родителями.

Более 50% родителей городских школ и "школы-сада" полностью удовлетворены уровнем подготовки детей к школе, большинство родителей сельских школ удовлетворены частично. Неудовлетворенные родители подготовкой детей к школе отсутствуют во всех образовательных учреждениях. Представленные данные позволяют предположить, что в условиях конкуренции ("из нашего детского сада дети идут в школы с углубленным изучением предметов"), подушевого финансирования городские детские сады ведут более целенаправленную работу по формированию школьной зрелости, нежели чем сельские. Заметим, что удовлетворенность родителей подготовкой их детей к обучению в школе не снимает задачи просвещения родителей, оказания им консультативной помощи, сопровождение семьи "у школьного порога".

В ответах родителей мы можем видеть сходные тенденции, за исключением одного образовательного учреждения (ОУ 4). Средние значения для всей выборки обозначены красным цветом (рисунок 1).

Наименее развитыми качествами, необходимыми для обучения в школе у первоклассников оказались: "способность внимательно работать над поставленной задачей" (№3), "графические умения и навыки" (№6), "умение организовать свою деятельность" (№11).

Рис.1. Оценка качеств, необходимых для обучения в школе

Самый высокий балл, по мнению родителей, имеют качества №1 и №2 - "желание учиться, ходить в школу" и "любознательность". Сплав этих двух потребностей (желание учиться, чтобы занять определенную позицию в обществе и познавательная потребность) формирует новое отношение ребенка к окружающему миру. Данное новообразование было названо Л.И. Божович "внутренней позицией школьника". Именно сформированность этой позиции служит критерием психологической готовности к школе [5].

Из общей "картинки" выпадает ОУ 4 - малокомплектная школа. Результаты по этому образовательному учреждению требуют перепроверки и уточнения, но можно предположить, что родители давали социально-одобряемые ответы, не указывая реального положения дел.

Таким образом, все родители нашей выборки удовлетворены подготовкой детей к школе, либо полностью, либо частично. Приоритеты в формировании школьной готовности, как показал опрос, остаются за дошкольным образовательным учреждением и семьей.

В то же время, проблемы при переходе детей из дошкольного образовательного учреждения в школу остаются, даже в условиях получения предшкольного образования на базе дошкольного образовательного учреждения, заинтересованности родителей в развитии своего ребенка. По результатам нашего опроса таковых можно назвать несколько:

  • несовершенство произвольной сферы детей 6-7 летнего возраста;
  • неразвитость внимания;
  • несовершенство графических навыков.

На этих направлениях работы могут быть сделаны акценты при организации курсов повышения квалификации для педагогов ДОУ, педагогов, занимающихся предшкольным образованием (учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования), создании рекомендаций для родителей, самостоятельно готовящих детей к поступлению в школу.

Проведенное исследование удовлетворенности родителей подготовкой детей к обучению в школе является пилотажным, позволяющим делать лишь предварительные выводы. В дальнейшем, мы планируем расширить выборку, применить математико-статистические методы, и получить результаты, позволяющие судить о потребностях семей, имеющих детей дошкольного возраста, в различных формах предшкольного образования.

Литература

  1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы. Постановление Правительства РФ (с приложением)/ Официальные документы в образовании (ОДвО) №3 (215) январь 2006
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы/Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации.№1, 2006
  3. Областная целевая программа развития образования на 2006-2007 годы и перспективу до 2010 года. Департамент образования Администрации Ярославской области. - Ярославль, 2005. - 44 с.
  4. Детский сад. Управление, №10, 2006
  5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972