На главную страницу (Информационно-методический центр ГУ ОЦДЮ)

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕЧКА

 

Программа
центра детей и юношества
“Одаренные дети”

С.К. Кожохина,
руководитель программы “Одаренные дети”

I. Обоснование

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.

Программа актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

Реализация программы позволяет:

– создать оптимальные условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;

– познакомить педагогов с психологическими чертами детей, выделяющихся необычайной потребностью в познании и продуктивностью мышления, явно опережающих сверстников по уровню интеллекта;

– получить знания об основных “составляющих” общей умственной одаренности и специальных видах одаренности;

– познакомить педагогов с вопросами диагностики умственной одаренности детей;

– осуществить разработку концепции психолого-педагогических основ одаренности, выявления и обучения одаренных и талантливых детей и подростков;

– сформировать банк данных по различным направлениям работы с одаренными детьми;

– объединить детей в совместной интеллектуально-творческой деятельности;

– подготовить программно-методические документы и пособия для педагогов, работающих с одаренными детьми и их родителями.

– укрепить материально-техническую базу Центра и объединений, работающих с одаренными детьми.

Основная цель программы “Одаренные дети” — создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей и социальная поддержка.

Структура содержания внешкольного дополнительного образования детей раскрывается в русле идей М.К. Скаткина в следующих его компонентах (см. таблицу):

l Опыт углубленного освоения заинтересовавших ребенка знаний.

l Опыт освоения предметного содержания деятельности.

l Опыт творческой деятельности.

l Опыт эмоционально-ценностных отношений.

Содержание социального опыта

Способ освоения опыта

Результат
освоения опыта

Знание

Решение познавательных задач

Знание

Опыт освоения предметного содержания деятельности

Решение практических задач

Мастерство

Опыт творческой
развивающей деятельности

Решение задач выявления и развития качеств личности

Способности

Опыт эмоционально-ценностных отношений

Решение ситуативных задач

Объединение
детей и взрослых

 

Психологическая справка
об одаренных детях

Для детей данной категории характерны повышенная умственная восприимчивость и постоянная готовность прилагать усилия. Их нетерпеливая тяга к умственным впечатлениям, к новой “умственной пище” побуждает к проявлению инициативы, к неиспробованным ходам мысли, к творческим поискам. При этом их неустанная умственная активность неразрывно связана с ее саморегуляцией. Такие дети не упускают из виду принятую ими цель и стремятся управлять своими действиями; при увлекающем занятии даже самые подвижные из них могут длительно поддерживать умственное напряжение или неоднократно возобновлять усилия. Вряд ли можно заставить таких детей быть пассивными, бездельничать. Их мозг нуждается не в отдыхе — ему необходима работа.

В результате такие дети как бы больше видят и слышат, больше узнают и больше понимают, чем их ровесники при тех же обстоятельствах. Неудивительно, что именно таких детей — с ускоренным умственным развитием — чаще всего и называют одаренными.

Их умственные успехи нельзя объяснить какими-нибудь особенными внешними условиями. Такой ребенок может оказаться и в семье с низким образовательным уровнем, где ребенку уделяется мало внимания, и в семье с высоким уровнем образованности родителей. Свойственная таким детям активность ума придает положительную эмоциональную окраску их умственным занятиям, повышает уровень мыслительной работы, пробуждает дремлющие силы.

Творческая сторона активности проявляется у такого ребенка в том, что он может быть очень изобретателен в занятиях: усвоение нового вызывает у него встречную активность — ему хочется не только познавать, получать впечатления, но он склонен и по-своему отзываться на них, пробовать, достигать чего-то необычного.

Необычайно быстрое, опережающее развитие ребенка в определенном возрасте характеризует его, прежде всего, именно как ребенка, т.е. возникает как бы на время. Ранние успехи еще не означают наличия у него тех свойств ума и того их уровня, которые понадобятся в более зрелые годы. Отсюда — неопределенность проявляемых в детстве признаков незаурядного интеллекта.

По современным психологическим представлениям интеллектуальное развитие происходит главным образом, в годы возрастного созревания. Психологи спорят между собой о том, к какому возрасту какая часть пути умственного развития человека бывает пройдена. Согласно получившей распространение точке зрения, к шести годам это развитие осуществляется уже больше, чем на треть, к восьми — наполовину, а к двенадцати годам — на три четверти.

В 1972 году в официальном докладе государственного отдела образования США конгрессу было предложено следующее определение, которым пользуются американские специалисты до настоящего времени:

“Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения (или имеют потенциальные возможности) в одной или нескольких сферах деятельности”. Для таких детей требуется создание дифференцированных учебных программ, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, дают возможность детям реализовать свои способности и внести вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):

• общие интеллектуальные способности;

• конкретные академические способности;

• творческое, или продуктивное мышление;

• лидерские способности;

• художественные и исполнительные искусства;

• психомоторные способности.

Что не удавалось и не удается при отборе умственно одаренных детей, так это заранее определить тех, у кого в дальнейшем проявятся наиболее значительные умственные возможности. Судя по всему, становление общественно значимого таланта — редкое и настолько сложное социально-психологическое явление, что те ранние признаки, по которым обычно судят о потенциале детей, оказываются недостаточными для его предвидения.

Основные структурные компоненты одаренности:

• доминирующая роль познавательной мотивации;

• исследовательская творческая активность;

• возможность достижения оригинальных решений;

• возможность прогнозирования и предвосхищения;

• способность к созданию эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Одаренность многолика и многогранна, ее можно классифицировать по различным основаниям [2]:

по широте проявления — общая или специальная;

по типу предпочитаемой деятельности — интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.;

по интенсивности проявления — повышенная готовность к обучению, одаренные, высоко одаренные, исключительно или особо одаренные;

по виду проявления — явная и скрытая (непроявившаяся);

по временным характеристикам — одаренные с нормальным типом возрастного развития, с его опрежением (вундеркинды) или отставанием;

по возрастным особенностям — стабильная или преходящая, временная;

• по личностным, гендерным (социально-половым) или иным особенностям.

Одаренность и(или) талант являются результатом взаимодействия многих факторов. В первую очередь, это означает, что одаренность не равняется высокому коэффициенту интеллектуального развития (IQ), а, следовательно, не определяется только исключительным интеллектом.

Каждый одаренный — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.