ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕЧКА
центра детей и юношества
“Одаренные дети”
С.К. Кожохина,
руководитель программы “Одаренные дети”
I. Обоснование
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.
Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.
Программа актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.
Реализация программы позволяет:
– создать оптимальные условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
– познакомить педагогов с психологическими чертами детей, выделяющихся необычайной потребностью в познании и продуктивностью мышления, явно опережающих сверстников по уровню интеллекта;
– получить знания об основных “составляющих” общей умственной одаренности и специальных видах одаренности;
– познакомить педагогов с вопросами диагностики умственной одаренности детей;
– осуществить разработку концепции психолого-педагогических основ одаренности, выявления и обучения одаренных и талантливых детей и подростков;
– сформировать банк данных по различным направлениям работы с одаренными детьми;
– объединить детей в совместной интеллектуально-творческой деятельности;
– подготовить программно-методические документы и пособия для педагогов, работающих с одаренными детьми и их родителями.
– укрепить материально-техническую базу Центра и объединений, работающих с одаренными детьми.
Основная цель программы “Одаренные дети” — создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей и социальная поддержка.
Структура содержания внешкольного дополнительного образования детей раскрывается в русле идей М.К. Скаткина в следующих его компонентах (см. таблицу):
l
Опыт углубленного освоения заинтересовавших ребенка знаний.l
Опыт освоения предметного содержания деятельности.l
Опыт творческой деятельности.l
Опыт эмоционально-ценностных отношений.
Содержание социального опыта |
Способ освоения опыта |
Результат |
Знание |
Решение познавательных задач |
Знание |
Опыт освоения предметного содержания деятельности |
Решение практических задач |
Мастерство |
Опыт творческой |
Решение задач выявления и развития качеств личности |
Способности |
Опыт эмоционально-ценностных отношений |
Решение ситуативных задач |
Объединение |
Психологическая справка
об одаренных детях
Для детей данной категории характерны повышенная умственная восприимчивость и постоянная готовность прилагать усилия. Их нетерпеливая тяга к умственным впечатлениям, к новой “умственной пище” побуждает к проявлению инициативы, к неиспробованным ходам мысли, к творческим поискам. При этом их неустанная умственная активность неразрывно связана с ее саморегуляцией. Такие дети не упускают из виду принятую ими цель и стремятся управлять своими действиями; при увлекающем занятии даже самые подвижные из них могут длительно поддерживать умственное напряжение или неоднократно возобновлять усилия. Вряд ли можно заставить таких детей быть пассивными, бездельничать. Их мозг нуждается не в отдыхе — ему необходима работа.
В результате такие дети как бы больше видят и слышат, больше узнают и больше понимают, чем их ровесники при тех же обстоятельствах. Неудивительно, что именно таких детей — с ускоренным умственным развитием — чаще всего и называют одаренными.
Их умственные успехи нельзя объяснить какими-нибудь особенными внешними условиями. Такой ребенок может оказаться и в семье с низким образовательным уровнем, где ребенку уделяется мало внимания, и в семье с высоким уровнем образованности родителей. Свойственная таким детям активность ума придает положительную эмоциональную окраску их умственным занятиям, повышает уровень мыслительной работы, пробуждает дремлющие силы.
Творческая сторона активности проявляется у такого ребенка в том, что он может быть очень изобретателен в занятиях: усвоение нового вызывает у него встречную активность — ему хочется не только познавать, получать впечатления, но он склонен и по-своему отзываться на них, пробовать, достигать чего-то необычного.
Необычайно быстрое, опережающее развитие ребенка в определенном возрасте характеризует его, прежде всего, именно как ребенка, т.е. возникает как бы на время. Ранние успехи еще не означают наличия у него тех свойств ума и того их уровня, которые понадобятся в более зрелые годы. Отсюда — неопределенность проявляемых в детстве признаков незаурядного интеллекта.
По современным психологическим представлениям интеллектуальное развитие происходит главным образом, в годы возрастного созревания. Психологи спорят между собой о том, к какому возрасту какая часть пути умственного развития человека бывает пройдена. Согласно получившей распространение точке зрения, к шести годам это развитие осуществляется уже больше, чем на треть, к восьми — наполовину, а к двенадцати годам — на три четверти.
В 1972 году в официальном докладе государственного отдела образования США конгрессу было предложено следующее определение, которым пользуются американские специалисты до настоящего времени:
“Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения (или имеют потенциальные возможности) в одной или нескольких сферах деятельности”. Для таких детей требуется создание дифференцированных учебных программ, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, дают возможность детям реализовать свои способности и внести вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):
• общие интеллектуальные способности;
• конкретные академические способности;
• творческое, или продуктивное мышление;
• лидерские способности;
• художественные и исполнительные искусства;
• психомоторные способности.
Что не удавалось и не удается при отборе умственно одаренных детей, так это заранее определить тех, у кого в дальнейшем проявятся наиболее значительные умственные возможности. Судя по всему, становление общественно значимого таланта — редкое и настолько сложное социально-психологическое явление, что те ранние признаки, по которым обычно судят о потенциале детей, оказываются недостаточными для его предвидения.
Основные структурные компоненты одаренности:
• доминирующая роль познавательной мотивации;
• исследовательская творческая активность;
• возможность достижения оригинальных решений;
• возможность прогнозирования и предвосхищения;
• способность к созданию эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Одаренность многолика и многогранна, ее можно классифицировать по различным основаниям [2]:
• по широте проявления — общая или специальная;
• по типу предпочитаемой деятельности — интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.;
• по интенсивности проявления — повышенная готовность к обучению, одаренные, высоко одаренные, исключительно или особо одаренные;
• по виду проявления — явная и скрытая (непроявившаяся);
• по временным характеристикам — одаренные с нормальным типом возрастного развития, с его опрежением (вундеркинды) или отставанием;
• по возрастным особенностям — стабильная или преходящая, временная;
• по личностным, гендерным (социально-половым) или иным особенностям.
Одаренность и(или) талант являются результатом взаимодействия многих факторов. В первую очередь, это означает, что одаренность не равняется высокому коэффициенту интеллектуального развития (IQ), а, следовательно, не определяется только исключительным интеллектом.
Каждый одаренный — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.