На главную страницу (Информационно-методический центр ГУ ОЦДЮ)
В областном Центре детей и юношества с именем Татьяны Георгиевны Лихачевой связана, в общем-то, вся его жизнь, большие и малые вехи: на рубеже веков Дворцу исполнится 30, и больше 25 лет назад пришла сюда Т.Г.
Это с нее в стенах Дворца, в “спальном” районе, начался стремительный взлет Брагинбурга - города, в котором каждый ребенок чувствовал свою нужность и сопричастность общему делу, заботу и понимание. Это был своего рода маленький “Орленок” - частица того черноморского лагеря, в котором Таня Лихачева учила подрастающих орлят дарить радость людям и дух которого был ей очень дорог. “Орленок” - это не просто слово или название южной пионерской здравницы. Это жизненный девиз, принципы, смысл жизни. Это постоянное стремление ввысь - к чистому небу и солнечному теплу. Орленок - это жизнь в полете, без границ, это преодоление трудностей. Это добрые дела и решительность, совесть без компромиссов и такт.
Брагинбург, говоря научно, это целая воспитательная система, которую строили единомышленники-взрослые для его маленьких жителей. Система - в центре которой всегда был ребенок, с его интересами, радостями и проблемами. Брагинбург - это множество увлекательных дел, праздничных и трудовых, приносящих радость победы и пользу окружающим. Но жизнь Брагинбурга никогда не была игрой взрослых с детьми в демократию и равенство, творчество и дружбу. Самые разные учреждения Брагинбурга - города Мастеров, его пресс-центр и совет кружковцев, которые тоже начинались с Т.Г.Лихачевой, были наполнены теплотой отношений старших и младших, бурными спорами и фантазией, общей работой со всеми ее трудностями и успехами. Это не было имитацией жизненных ситуаций, специально создаваемыми, как теперь принято говорить, условиями для развития личности и приобретения ею социального опыта - это была просто детская жизнь, которая в умелых педагогических руках становилась действительно Детской, наполненной радостью, детской непосредственностью и необыкновенной живостью; ничто в Брагинбурге не было искусственно, ничто никогда не застаивалось, и даже процесс сочинения громких пионерских приветствий к знаменательным событиям и политическим датам превращался в настоящую “творческую кухню”.
Мы сегодня сетуем на то, что изменились дети, что экономическая ситуация диктует и педагогам рыночные условия, и в них мы начинаем продавать былые идеалы. А дети остались детьми, у них прибавилось проблем, мир, окружающий их, стал более жестоким. Именно поэтому нынешние дети еще больше нуждаются в искреннем педагогическом участии. И если взрослый духовно богат и щедр, если он верит в добро и стремится нести его детям - никакие политические перевороты и экономические проблемы не повлияют на взаимоотношения педагога и его подопечных. Педагогическая судьба Татьяны Георгиевны Лихачевой, как и мноих самоотверженных педагогов разных веков, еще раз подтверждает это.
Татьяна Георгиевна - человек истинной русской культуры, талантливый умелец, настоящий воспитатель - нашла то дело, которое ближе всего ребенку, которое позволяет сохранить островки детства и во взрослой жизни, которое может дать ребенку и радость, и мудрость, и терпение. Это дело - Игрушка.
Из кружка мягкой игрушки выросла мастерская “Игрушечка” - настоящий детский мир, где в старинных сундуках, комодах и шкафах хранятся не просто изделия: каждая игрушка - свой неповторимый образ, в который ребенок вкладывает свои мысли и чувства. Это не просто вещь, которую можно сшить для себя или в подарок, это часть нашей культуры и жизни. Коллекция тряпичных кукол не только воссоздает старинную технологию изготовления кукол, а погружает в мир наших предков - тоже сложный, но самобытный. Куклы в национальных костюмах не только передают русский национальный колорит, они - связь времен, одухотверенная детским образом. Педагог в творческом процессе, где нет ограничений для выдумки, вместе с ребятами погружается в быт, традиции, мастерство русского народа. Удивительна коллекция Лиц (не масок и не игрушек, а именно лиц); каждое лицо - не просто полет детской фантазии, это представление ребенка о самом себе, о тех, кто его окружает; это детское представление о человеке будущего. Если вглядеться в эти лица, можно, как книгу, открыть внутренний мир его автора, понять, что вкладывает педагог в детские души. Все лица - разные, выполненные с детской непосредственностью, фантазией, но мастерски. Но главное - они добрые, улыбчивые, хотя есть немножко грустные, и очень открытые, незащищенные, как и сами юные их ваятели.
Думая об образе детского объединения, Татьяна Георгиевна неслучайно выбрала мастерскую. Мастер - такой специалист своего дела, которому доверяешь, который вкладывает душу в свои произведения, отличающиеся от штамповки индивидуальностью, неповторимостью. Мастер - это трудолюбие, терпение, нелегкий путь к успеху. Мастер - это признание и ответственность за то, что ты делаешь. Мастер, ремесленник, умелец - это очень русское, то, на чем строилась и держится наша национальная культура, как, впрочем, и культура любого другого народа. А еще само слово “мастерская” сродни детству - там можно мастерить, выдумывать и творить в полном смысле этого слова.
“Игрушечка” - настоящая мастерская и по духу своему, и по той деятельности, которая бурлит в ее стенах. Старинная мебель, уголки русского быта, книги, утварь, небольшой творческий, лишь кажущийся беспорядок, цветы и самые разные игруши придают учебному кабинету неповторимый колорит, уют и привлекательность для ребенка. Самовар - это не пустой модный атрибут, а действующий символ этого дома, вокруг которого постоянно объединяются педагоги и их подопечные. Нередко здесь бывают и младшие собратья человека, чаще всего - кошки и собаки, и, как правило, израненные, требующие ухода, которых ребята бережно выхаживают.
Идея Татьяны Георгиевны - не только обучение ребенка разным ремеслам, которые могут стать для него впоследствии делом жизни или профессией, но передача из рук в руки русских рукодельных секретов вместе с культурными традициями, самобытностью, богатым нравственным миром. Так в мастерской постепенно появлялись самые разные виды и направления мягкой и глиняной игрушки, родилась идея программы “Культура”, объединяющая педагогов разных направлений, но верящих в то, что истинная культура всегда нравственна и поэтому вечна. Культура - во всех ее пониманиях - самое эффективное воспитательное средство, живое, возволяющее не воздействовать на ребенка, а быть ему сопричастным. В интегрированной программе “Культура”, которую возглавляет Т.Г.Лихачева, выражается не только интеграция культуры и образования, но в приоритет выдвигается истинное нравственное воспитание, такое не модное сегодня при множестве концепций социальной адаптации и т.д., но от отсутствия которого жизнь теряет смысл. Программа “Культура” - это включение ребенка в активную культуротворческую деятельность, создание культурно-педагогической воспитывающей среды, объединение воспитательных усилий образовательных и культурных учреждений, возрождение национальных традиций.
В мастерской “Игрушечка” работают вместе девчонки разных возрастов, из старых ненужных вещей они сотворяют удивительные изделия, каждое из которых не похоже на другое. В этом году подмастерья из “Игрушечки” попробовали себя в роли кукольников-мультипликаторов, изготовив игрушки, которые затем с помощью компьютеров оживили и озвучили ребята Детского телевидения. Сегодня их русалка со своим “Щас спою” - любимая заставка к детской программе областного телевидения. Конечно, мастерская игрушки - сегодня дело экономически трудное, не всегда возможно то, что хочется, и творчество зависит от того, что в данный момент есть под руками. Но важно то, что в “Игрушечке” не угасает радость творчества, что любой здесь не боится быть подмастерьем, не устает быть любопытным, а педагог-мастер не устает отвечать на самые разные детские вопросы - по-доброму, терпеливо, уважительно.
На главную страницу (Информационно-методический центр ГУ ОЦДЮ)