Э.В.Небахарева
Проблемы адаптации детей в образовательном учреждении
Если задуматься над вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для людей ХХ столетия, то проблема общения наверняка займет одно из первых мест. И в этом нет ничего удивительного. Все больше людей живет в крупных городах, где человек на каждом шагу вынужден вступать в контакт с незнакомыми людьми. Нагрузка на психику сейчас несравненно больше, чем раньше. В этом виноват и сумасшедший ритм жизни, и обилие информации, и калейдоскоп событий и лиц, мелькающих перед глазами любого горожанина... Дети, естественно, делят со взрослыми все эти трудности.
Приход ребенка в образовательное учреждение (в том числе и дополнительного образования) почти всегда сопровождается психологическими трудностями для него, поскольку ребенок попадает из знакомой обстановки в новую среду, в новый коллектив. Новые для человека социальные условия требуют приспособления к ним, адаптации. Для многих детей эта задача довольно сложна. Резкая смена условий сопровождается переживаниями, волнениями, адаптация затруднена. У ребенка, попавшего в непривычные условия, может развиться состояние страха, подавленности, психической напряженности - вплоть до эмоционального стресса. Новая социальная среда предъявляет к ребенку особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Так, одной из причин того, что ребенок через месяц-другой уходит из учреждения дополнительного образования, может быть именно проблема адаптации, преодолеть которую могут не все дети.
Социальная адаптация (приспособление человека к условиям новой социальной среды) является одним из основных механизмов социализации личности. Поэтому в педагогической практике важно учитывать процесс адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в учреждение, при вхождении в новый коллектив. Очень важно, чтобы встреча с новыми
взрослыми, незнакомыми детьми была плавной, мягкой, бестравматической. Многое здесь зависит от педагога, берущего на себя ответственность за развитие ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие жизни.Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие черты. Как правило, ребенок, не страдающий отклонениями в развитии и не избалованный ежеминутной опекой родителей, быстро и хорошо приспосабливается к новым условиям, т.е. адаптация проходит успешно. У детей, подверженных невротическим расстройствам, часто проявляются беспокойство, страхи и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность). У детей, имеющих трудности произвольной регуляции своего поведения, преобладают повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, порой в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в учреждении психического напряжения.
Дети с флегматическим темпераментом в ответ на эмоциональный стресс склонны скорее затормаживаться, чем возбуждаться; в то время как дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут в первую очередь возбуждаться, а не затормаживаться. В период адаптации, следовательно, происходит аффективное заострение свойственного детям темперамента. Хуже всех чувствуют в образовательных учреждениях мальчики и девочки с флегматическим темпераментом, гораздо легче процесс адаптации протекает у детей с холерическим темпераментом. Флегматики порой не успевают за темпом жизни детского коллектива. Поэтому педагогам не следует повторять ошибки родителей, которые постоянно “подстегивают” небыстрых детей и не дают им возможности побыть самими собой.
Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, особенно те, кого переучивали в первые годы жизни. Левшество подразумевает преобладание активности правого полушария, более чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов.
Требуют постоянного внимания педагогов боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Они ведут себя нерешительно, часто и много волнуются и беспокоятся, сомневаются в правильности своих действий, легко обижаются, заостренно реагируют на неудачи, и в то же время им не хватает гибкости, доверчивости и простоты в отношениях со сверстниками. Дети напряжены, скованы, не могут быть собой при всем желании общаться и быть принятым в коллективе. Поэтому им нужна своевременная психологическая помощь и поддержка, т.к. слабых любят обижать, дразнить и отвергать ровесники с противоположным типом поведения.
По наблюдениям педагогов-психологов средний срок адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном учреждении в норме составляет примерно один месяц. По мере взросления детей адаптационный период постепенно удлиняется, отражая этим возрастающий уровень самосознания и критичности.
В зависимости от степени сложности прохождения процесса адаптации (т.е. его характера) среди детей можно выделить четыре группы:
1 группа - адаптация легкая: ребенок быстро и хорошо приспосабливается к новым условиям.
2 группа - адаптация средней тяжести: смягчается за счет контакта с детьми.
3 группа - адаптация тяжелая: усугубляется за счет малой подвижности.
4 группа - адаптация крайне тяжелая.
Параметры оценки адаптации детей с учетом данного группирования можно представить в виде таблицы.
характер адаптации
I группа легкая
II группа средней тяжести
III группа тяжелая
IY крайне тяжелая
настроение
бодрое контактное
бодрое неуравновешенное очень эмоциональное
спокойное уравновешенное неконтактное неэмоциональное
вялое неконтактное
поведение на занятии
сосредоточен инициативен быстро отвечает уравновешен
не сосредоточен не активен возбудим
малоактивен заторможен замедлен в реакциях инертен
не сосредоточен пассивен
предел работоспособности
соответствует норме и возрасту
быстро наступает утомление
соответствует возрастной норме
низкий
признаки утомления
небольшая возбудимость нервной системы
возбудимость нервной системы, нарушение координации движений
замедленная ответная реакция
явно выраженные признаки утомления
Используя данную таблицу, педагог может выявить детей, наиболее уязвимых в плане социальной адаптации,, требующих постоянного внимания, помощи и поддержки. Особенно это важно в первые месяцы посещения ребенком образовательного учреждения.
Как видно из вышеназванного, проблемы социальной адаптации возникают в результате разнообразных причин и в зависимости от них проявляются по-разному. Разобраться в источниках и видах этих проблем - непростая задача, и, безусловно, никто не требует от педагога точной диагностики и обязательств. Тем не менее педагогу необходимо вовремя обратить внимание на подобные проявление у ребенка и постараться помочь ему. Как это сделать? Об этом хотелось бы поговорить подробнее, поскольку не всегда педагог владеет необходимыми приемами, методиками,
средствами.Еще до первой встречи с ребенком (или на первом этапе вхождения ребенка в коллектив) педагогу желательно познакомиться с его родителями, установить с ними контакт, узнать об условиях развития, личностных особенностях ребенка. Ведь облегчение процесса адаптации во многом зависит от родителей, которые должны активно способствовать физическому и психическому развитию ребенка и, что особенно важно, формированию у него навыков общения. Все особенности каждого ребенка сразу выяснить сложно, да и невозможно, но в ознакомительной беседе с родителями реально узнать, каковы характерные черты поведения ребенка, его склонности, интересы и привычки - это поможет впоследствии учитывать их при педагогическом взаимодействии с воспитанником.
Для облегчения адаптации особую роль играют первые контакты педагога с детьми. Основная задача педагога в этот период - наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, заботы и внимания, попытаться вызвать положительное отношение к занятиям в учреждении. Первое занятие лучше провести в яркой игровой форме праздника. Ведь дети еще не потеряли той способности к удивлению вещами, миром и человеком, которая роднит их с философами.
Многим детям (особенно дошкольного и младшего школьного возраста) помогает адаптироваться любимая игрушка, которая может выполнять роль посредника между ним и другими детьми.
При первом знакомстве детей с кабинетом и его предметным содержанием особое внимание необходимо обратить на те объекты, которые станут “собственностью” ребенка (стол, стул, папка, альбом, станок и т.п.): осознание, что здесь, как и дома, есть вещи, принадлежащие лично ему, позволит ребенку легче привыкнуть к новым условиям. С предметами личной собственности детей важно специальным образом познакомить:
торжественно вручить именную визитку, подписать папку или альбом (лучше - в уменьшительно-ласкательной форме) и т.п. Использование именных визиток дает возможность детям быстрее познакомиться друг с другом, помогает педагогу запомнить воспитанников по именам.При первом знакомстве следует четко, ясно сказать детям, как можно называть педагога. Форма обращения может быть разной - главное, чтобы она была приемлема для педагога и понятна ребятам. Если дети умеют читать, то в течение первого месяца занятий можно использовать визитку-бэдж (имя и отчество). Тогда дети быстро запомнят имя педагога и не будет теряться в ситуациях общения, что способствует установлению контакта.
Обдумывая интерьер кабинета, важно ориентироваться на то, чтобы создать атмосферу тепла и легкости. Кабинет должен создаваться как дом, в котором будут жить дети - именно жить, а не обучаться. Необходимо, чтобы дети и все работающие здесь взрослые чувствовали себя уютно, спокойно, без напряжения в этом помещении. Стены желательно окрасить в теплые пастельные тона, лучше - светлые. Особую атмосферу создадут мягкая мебель, гардины, тюлевые занавеси необычной формы, а также подушки, большие мягкие игрушки, ковер, на котором дети могут поваляться и таким образом отдохнуть. Стоит все выдержать в едином стиле: стремиться создать гармоничное цветовое сочетание, избегать навязчивой пестроты в оформлении, которая быстро утомляет. Ведь интерьер должен быть не для постороннего глаза эффектным и оригинальным, а уютным и удобным для его обитателей. Основное
правило, которым следует руководствоваться: “Не делайте в кабинете того, чего Вы не стали бы делать в собственном доме!” Кабинет (особенно для младших детей) не должен быть похож на кабинет - это комната, в которой нет места строгому стилю. Здесь все: обои, шторы, мебель - проникнуто теплом и уютом дружелюбного мира, в котором ребенок не чувствует себя скованным и зажатым.Чтобы увидеть адаптационные трудности у учащихся, педагогу необходимо постоянно наблюдать за тем, как ведет себя каждый ребенок: контактирует, тянется к общению, раскован либо стесняется, уединяется, зажат; конфликтует, дерется либо легко находит общий язык со сверстниками и т.п. Весьма показательна реакция детей на незнакомого человека, выступающего в роли педагога. Она может быть самой разнообразной - от полной раскованности до патологической зажатости, когда формой ответа на любой вопрос служит кивок головой, а на просьбу рассказать что-либо - молчание.
Дети с невротической симптоматикой, высоким уровнем тревожности могут работать очень медленно, не отвечать на вопросы. Они требуют к себе особо бережного, щадящего отношения со стороны педагогических работников. Если взрослому удается завоевать их доверие, то раскрываются сильные стороны их личности, и степень дезадаптации резко снижается
.Если ребенку свойственная инертность нервной системы, нужно снизить объем нагрузки на занятии, чтобы он мог достигнуть успеха, работая в своем темпе. Важно помнить, что таких детей, а также тревожных, астентичных нельзя торопить - в условиях ограничения времени они работают очень плохо.
Следует обращать особое внимание на детей с низкой самооценкой, неуверенных в себе, застенчивых - они нуждаются в специальной индивидуальной работе. Таких детей целесообразно выявить в организационный период для того, чтобы во время занятий оказать им психологическую поддержку в особо яркой и акцентрированной форме. Все дети нуждаются в психологической поддержке, но для неуверенных в себе она особенно значима. Для таких детей желательно также проявление невербальной эмоциональной поддержки: доброжелательно посмотреть в глаза, слегка дотронуться до плеча и т.п.
Обычно ребенок тянется к общению с другими детьми и достаточно легко вступает с ними в контакт. Но бывают и мальчики, и девочки, у которых даже при общении с ровесниками возникают серьезные барьеры. Убеждать таких детей не бояться, не стесняться - бессмысленно: это все равно что принуждать кого-либо принять участие в концерте, когда он даже одним пальцем на пианино ничего не сыграет. Безусловно, ободрение необходимо, но
застенчивых детей ни в коем случае нельзя принуждать к знакомству друг с другом - тем более во всеуслышание. Для них это очередная психическая травма. Лучше затеять игру, к которой незаметно для себя присоединится и застенчивый ребенок. Коллективное, совместное занятие сплачивает детей гораздо быстрее. Даже взрослым легче сойтись с незнакомым человеком, когда их объединяют не слова, а дела. Что же говорить тогда о ребенке, который скован, напряжен, часто теряется и не в силах придумать тему для дружеской беседы!Поскольку многие проблемы таких детей как коренятся, так и проявляются в неловкости, мышечной зажатости, скованности, хорошо бы использовать на занятиях методики по развитию крупной и мелкой моторики, снятия психоэмоционального напряжения, зажимов. Раскрепощающие игры и упражнения помогают детям почувствовать себя более свободно, раскованно.
Во время занятий важно поощрять у детей естественность, изобретательность в самовыражении, стремление к самостоятельности, независимым суждениям, подчеркивать и хвалить выразительную мимику и речь, жестикуляцию, гибкость в поведении. Большое внимание следует уделять игровым моментам, предоставлять ребенку право выбора между сложным и легким заданиями, снимать внутреннее напряжение детей, создаваемое трудностями адаптации.
Благодаря играм педагог доказывает свое добросердечное отношение к детям, становится для них интересным партнером, устанавливает близкий, доверительный и продуктивный контакт. При этом важно способствовать возникновению эмоционально насыщенной атмосферы в игре:
включаться в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями;
использовать выразительные движения, мимику, интонированную речь;
организовывать игры с учетом личностных особенностей детей: игры, стимулирующие активность застенчивых детей, повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей и т.п.
Совершенно очевидно, что предупредить все случаи затруднений в адаптации не удастся. Всегда будут эмоционально чувствительные, впечатлительные и легкоранимые дети, а также дети с нервными нарушениями. Всегда будут, к сожалению, и конфликты в некоторых семьях, и неблагоприятные черты характера и личности родителей и педагогов. И все же можно сделать так, чтобы большинство детей с желанием ходили в образовательное учреждение. Несомненно, очень многое здесь зависит именно от педагога. Для успешности детей и своей профессиональной деятельности сам педагог должен обладать необходимыми личностными качествами: быть терпеливым и гуманным, эмоциональным и отзывчивым, гибко реагирующим на происходящие изменения в группе детей и способным обеспечить в ней приемлемый для всех детей социально-психологический и эмоциональный климат.
Серьезным тормозом для успешной адаптации детей является повышение нервозности педагога, в первую очередь - невротические расстройства его личности, обычно сопровождающиеся эмоционально неровным, непоследовательным и противоречивым отношением к детям. Нервный педагог не может найти общий язык прежде всего с нервно настроенными детьми. Вместо понимания, адекватной заботы и поддержки он переносит на детей свое раздражение, нетерпеливость и беспокойство.
Лучший способ дать детям почувствовать, что взрослый всегда рядом, всегда готов прийти на помощь, - безграничное терпение! Желание понять ребенка и предоставить ему столько свободы, сколько необходимо для нормального развития, проявляется именно в каждодневном терпении.
Понятно, что никто не способен быть терпеливым до бесконечности. Поэтому надо учитывать свой характер и свое настроение. Взрослые ведь тоже не всегда абсолютно уверены в себе и идеально уравновешены, а потому не стоит претендовать на то, чтобы эти качества проявлялись у детей.
И, в заключении, еще один ключ для преодоления трудностей адаптации детей: чем больше педагоги будут избавляться от напряженности, тревоги и неуверенности в себе, тем скорее освободятся от них и дети!
Об авторе: Эльвира Владимировна Небахарева, социальный педагог областного Центра детей и юношества, г. Ярославль; тел. (0852) 55 - 66 - 04.