Карягин В.Ю.
Как сделать интересным конкурс?
Как и всякий мой материал, этот универсален. Можно устроить внутриклассную викторину, можно другой конкурс. Лично я устроил массовое мероприятие. Два класса, две команды, много родителей, куча болельщиков и один актовый зал.
Поскольку я первый раз работаю (замещения не в счет) в пятых классах, то этот конкурс я хотел провести, чтобы посмотреть не столько уровень знаний учащихся, сколько свою способность самостоятельно разработать и провести, причем празднично и интересно для детей, данное мероприятие. Поэтому данное мероприятие носило скорее занимательно – развлекательный характер. Я проводил линейки, последние звонки, но всегда с огромной помощью, за которую благодарен коллегам. В классе провести конкурс нетрудно, но устроить именно праздник для всех… Итак, это был мой первый опыт такого крупного мероприятия в младших классах.
Предварительная подготовка: прежде всего я выбрал из своего 9 класса, где я классный руководитель, самую смелую ученицу, такую, что за словом в карман не полезет, и пару ребяток в качестве помощников. Ученики были наблюдателями (над каждой командой), ученица – дополнительной ведущей, которой я рассчитывал постепенно полностью отдать роль, а остальные девятиклассники (за три года привыкшие к таким вещам), взяли роль заводил болельщиков. В двух пятых классах выбрал по восемь человек в команды. Порекомендовал придумать эмблемы, название. Подговорил болельщиков, они подготовились, оформили себя и дополнительные материалы – плакаты, шарики и прочее. Заранее поставил в известность родителей о том, что их дети будут соревноваться между собой, и дал рекомендацию родительским комитетам обоих пятых классов: после конкурса в своих кабинетах закончить праздник сладким столом, чтобы день этот был полностью праздничным для наших маленьких пятиклассников. Тем более, что они этот праздник заслужили (но это другая история). И конечно, от каждого класса попросил подготовить один музыкальный номер. Правда, подготовку и репетицию этих номеров я жестко контролировал - они были нужны по сценарию. Подготовил музыкальное оформление так, чтобы на каждое событие, на каждую реплику была соответствующая музыка. Потом уточнил сценарий, проработал еще раз вопросы, синхронизировал сценарий с музыкой. Предупредил администрацию школы и отдал им заранее по экземпляру сценария на тот случай, если они придут посмотреть. Там была отведена роль каждому. И знаете, что? Они пришли и с блеском выполнили свою работу.Итак, кусочек сценария.
Правила и порядок игры. Вопросы находятся в одинаковых конвертах. Жюри случайным образом выбирает конверт и отдает его ведущим. Те зачитывают вопрос. Командам дается одна минута на обсуждение. Если есть ответ, тогда капитан команды дает знать об этом дежурному девятикласснику, который сообщает ведущим о наличии ответа. Ведущий дает слово капитану команды, тот называет игрока, который будет отвечать на вопросы. Игрок отвечает. Если правильно, тогда балл засчитывается этой команде. Если нет - у другой команды есть время подумать и дать ответ. Если ответ опять неправильный, отвечает ведущий и все повторяется. Дополнительный балл присуждается за вопрос болельщикам и за музыкальные паузы.
Игра ведется до шести баллов или до истечения времени.План мероприятия:
- Начало, рассаживание, приветствие.
- Начало игры. Повтор правил. Первые четыре вопроса.
- Музыкальная пауза 5 “а” класса.
- Еще четыре вопроса.
- Музыкальная пауза 5 “в” класса.
- Вопрос болельщикам.
- Еще два вопроса.
- Оценка жюри за музыкальную паузу.
- Итоги игры.
- Заключительное слово административных работников.
В состав жюри входят административные работники, пришедшие на конкурс. В их задачу входит случайный отбор вопросов, комментарии к выступлениям детей, оценка музыкального конкурса и заключительное слово. Заместитель по воспитательной работе подводит итог музыкального конкурса, а заместитель по естественно-математическому циклу дает заключительную оценку конкурсу.
Сценарий. (Ведущий – В., дополнительный ведущий – М, помощники - П)
Под музыку собираем, усаживаем. Выключаем музыку и начинаем.
Ведущий (В): Всем добрый день! Итак, мы все собрались здесь, чтобы провести Брейн Ринг “По естественным наукам”.
Дополнительный ведущий (М): Стоп, стоп, стоп! В. Ю. А что значит “естественные науки”? Это какие именно науки, и какие именно предметы изучают эти науки?
В: Ну это такие, как математика…
М: А-а-а! Наука о числах, их свойствах и прочем.
В: …география…
М: О нашей Земле.
В: …биология, природа…
М: О всем живом, животных и растениях.
В: Физика, химия и другие.
М: И другие.В: И другие. Сегодня в нашем зале собралось много людей, маленьких и больших, детей и взрослых и, конечно, две команды. Команда 5 “а” класса _____________________.
М: И команда 5 “в” класса _________________________.
(аплодируют, мы переводим дыхание)
М: Конечно, у нас есть жюри. Это (представляет тех, кто пришел):
Директор
Заместитель директора по естественно-математическому циклу
Заместитель директора по воспитательной работе
Заместитель директора по научной работеВ: Мы не должны забывать о болельщиках. Болельщики 5 “а” класса, покажитесь. (Вопли, пауза). Болельщики 5 “в” класса. (Вопли, пауза)
М: А также два помощника нашим маленьким знатокам (представляет) . И спасибо всем гостям нашего конкурса.
Начало конкурса. Жестко синхронизируем время и включаем музыкальное и световое оформление.
В: Итак, мы начинаем конкурс. Пожалуйста, жюри. Выберите первый вопрос.
Первые четыре вопроса по очереди проводит В. и М. После них.
М: А теперь музыкальная пауза. И я с большим удовольствием представляю музыкальный номер 5 “а” класса.
Потом задает вопрос болельщикам и проводит игру со зрителями В. Потом М. Объявляет музыкальный номер 5 “в” класса. После конкурса Мадина проводит два последних вопроса.
После.
В: А теперь пришло время подвести итоги музыкальных выступлений. Уважаемое жюри, пожалуйста, оцените выступление 5 “а” и выступление 5 “в” классов. Вы можете присудить одной из команд только один балл. (гибкая система, могу поменять на ходу)
Через минуту выключаю музыку. Слово одному заместителю. Называет победителей.
В. Подводит итоги и называет победителей.
В: Победителем в этом большом конкурсе становиться 5 ___ класс. (вопли, крики и прочее)
В: А награждение состоится на следующей неделе, когда мы подведем все итоги декады математического цикла. И сейчас заключительное слово предоставляется другому заместителю.
Речь.
Я: Всем спасибо за участие. Похлопаем сами себе; проигравшие, не расстраивайтесь. И до свидания.
А если серьезно: несколько советов тем, кто любит устраивать конкурсы:
- Рассчитывайте время. Максимальное время проведения конкурса в пятых и шестых классах – 40 минут, в седьмых и восьмых – один час, в девятых и далее – один час двадцать минут. Иначе ваши дети могут заскучать или устать до полного изнеможения.
- На любой случай, любую случайность и в любое время у вас должен быть запасной вариант, гибкая система оценивания, даже другой набор заданий. ВСЕ должно быть предусмотрено.
- По разные стороны и смотрится по-разному. Самый неудачный на ваш взгляд кусочек мероприятия на самом деле может быть самым удачным. Когда я пустил в зал загадку про корень уравнения, то первый ответ был от очень тихой пятиклассницы, очень стесняющейся: “Это… Это… Это то, что … то, что мы ищем … мы ищем в … в домашнем задании”. Сказать, что в зале был смех – ничего не сказать.
- Любая кассета, любой компакт-диск, любой шарик на сцене, любая бумажка и любой вопрос – все должно иметь дубликат. А все задействованные люди – замену, включая и вас.
- При подборе вопросов учитывайте (как на контрольной), что на 75% вопросов – ответят все, на 15% - некоторые и на оставшиеся 10% надо очень поднапрячься.
- Выработайте общую структуру (на внутриклассных мероприятиях), тогда и для детей это будет более привычным и стесняться они не будут.
- Еще и еще, и еще много раз все просчитывайте. Вплоть до того, кто окажется победителем.
А теперь те вопросы, которые я предложил на этот конкурс.
- С помощью какого инструмента можно узнать подробнее об острых и тупых? (Транспортир)
- Меня найти не так уж просто,
Все правила вам надо знать.
Но коль нашел, то без вопросов
Изволь сейчас же проверять. (Корень уравнения)- Четыре одинаковые бочки вмещают 22 ведра воды. Сколько ведер воды могут вместить 10 таких бочек? (55 бочек, в данной задаче не целочисленное деление, поэтому для начала пятого класса это задачка на сообразительность)
- Сколько городов находится в нашей республике? Назовите их. (Вопрос с учетом специфики нашего региона. У нас их шесть.
- Сколько треугольников на рисунке? (5, любой другой рисунок подойдет)
- Длина удава 38 попугаев. Какова длина удава, если рост попугая 20 сантиметров? (7 метров 60 сантиметров)
- Составьте как можно больше слов из слова “УРАВНЕНИЕ”. (Задание на время)
- Где кукушка вьет гнездо? (Нигде, она подбрасывает яйца в чужие гнезда)
- Что неправильно делают в стихотворении:
Какая бушует гроза!
Вот липа с густою листвою,
Бежим к ней, на лужах скользя,
Пускай нас от ливня укроет.(Вопрос по ОБЖ: в грозу под деревом прятаться нельзя)
- Что такое алое? И есть ли от него польза?
- Он рос зеленым, потом пожелтел.
Когда ж поседел – тогда облысел.
(Не совсем корректный вопрос, но ответ "одуванчик")
12. Придумайте задачу на составление уравнения: 2х+5х+2х+х=100 и решите ее. (Если останется время)