Карягин В.Ю.

Как сделать интересным конкурс?

Как и всякий мой материал, этот универсален. Можно устроить внутриклассную викторину, можно другой конкурс. Лично я устроил массовое мероприятие. Два класса, две команды, много родителей, куча болельщиков и один актовый зал.
Поскольку я первый раз работаю (замещения не в счет) в пятых классах, то этот конкурс я хотел провести, чтобы посмотреть не столько уровень знаний учащихся, сколько свою способность самостоятельно разработать и провести, причем празднично и интересно для детей, данное мероприятие. Поэтому данное мероприятие носило скорее занимательно – развлекательный характер. Я проводил линейки, последние звонки, но всегда с огромной помощью, за которую благодарен коллегам. В классе провести конкурс нетрудно, но устроить именно праздник для всех… Итак, это был мой первый опыт такого крупного мероприятия в младших классах.
Предварительная подготовка: прежде всего я выбрал из своего 9 класса, где я классный руководитель, самую смелую ученицу, такую, что за словом в карман не полезет, и пару ребяток в качестве помощников. Ученики были наблюдателями (над каждой командой), ученица – дополнительной ведущей, которой я рассчитывал постепенно полностью отдать роль, а остальные девятиклассники (за три года привыкшие к таким вещам), взяли роль заводил болельщиков. В двух пятых классах выбрал по восемь человек в команды. Порекомендовал придумать эмблемы, название. Подговорил болельщиков, они подготовились, оформили себя и дополнительные материалы – плакаты, шарики и прочее. Заранее поставил в известность родителей о том, что их дети будут соревноваться между собой, и дал рекомендацию родительским комитетам обоих пятых классов: после конкурса в своих кабинетах закончить праздник сладким столом, чтобы день этот был полностью праздничным для наших маленьких пятиклассников. Тем более, что они этот праздник заслужили (но это другая история). И конечно, от каждого класса попросил подготовить один музыкальный номер. Правда, подготовку и репетицию этих номеров я жестко контролировал - они были нужны по сценарию. Подготовил музыкальное оформление так, чтобы на каждое событие, на каждую реплику была соответствующая музыка. Потом уточнил сценарий, проработал еще раз вопросы, синхронизировал сценарий с музыкой. Предупредил администрацию школы и отдал им заранее по экземпляру сценария на тот случай, если они придут посмотреть. Там была отведена роль каждому. И знаете, что? Они пришли и с блеском выполнили свою работу.

Итак, кусочек сценария.

Правила и порядок игры. Вопросы находятся в одинаковых конвертах. Жюри случайным образом выбирает конверт и отдает его ведущим. Те зачитывают вопрос. Командам дается одна минута на обсуждение. Если есть ответ, тогда капитан команды дает знать об этом дежурному девятикласснику, который сообщает ведущим о наличии ответа. Ведущий дает слово капитану команды, тот называет игрока, который будет отвечать на вопросы. Игрок отвечает. Если правильно, тогда балл засчитывается этой команде. Если нет - у другой команды есть время подумать и дать ответ. Если ответ опять неправильный, отвечает ведущий и все повторяется. Дополнительный балл присуждается за вопрос болельщикам и за музыкальные паузы.
Игра ведется до шести баллов или до истечения времени.

План мероприятия:

  1. Начало, рассаживание, приветствие.
  2. Начало игры. Повтор правил. Первые четыре вопроса.
  3. Музыкальная пауза 5 “а” класса.
  4. Еще четыре вопроса.
  5. Музыкальная пауза 5 “в” класса.
  6. Вопрос болельщикам.
  7. Еще два вопроса.
  8. Оценка жюри за музыкальную паузу.
  9. Итоги игры.
  10. Заключительное слово административных работников.

В состав жюри входят административные работники, пришедшие на конкурс. В их задачу входит случайный отбор вопросов, комментарии к выступлениям детей, оценка музыкального конкурса и заключительное слово. Заместитель по воспитательной работе подводит итог музыкального конкурса, а заместитель по естественно-математическому циклу дает заключительную оценку конкурсу.

Сценарий. (Ведущий – В., дополнительный ведущий – М, помощники - П)

Под музыку собираем, усаживаем. Выключаем музыку и начинаем.

Ведущий (В): Всем добрый день! Итак, мы все собрались здесь, чтобы провести Брейн Ринг “По естественным наукам”.

Дополнительный ведущий (М): Стоп, стоп, стоп! В. Ю. А что значит “естественные науки”? Это какие именно науки, и какие именно предметы изучают эти науки?

В: Ну это такие, как математика…
М: А-а-а! Наука о числах, их свойствах и прочем.
В: …география…
М: О нашей Земле.
В: …биология, природа…
М: О всем живом, животных и растениях.
В: Физика, химия и другие.
М: И другие.

В: И другие. Сегодня в нашем зале собралось много людей, маленьких и больших, детей и взрослых и, конечно, две команды. Команда 5 “а” класса _____________________.

М: И команда 5 “в” класса _________________________.

(аплодируют, мы переводим дыхание)

М: Конечно, у нас есть жюри. Это (представляет тех, кто пришел):
Директор
Заместитель директора по естественно-математическому циклу
Заместитель директора по воспитательной работе
Заместитель директора по научной работе

В: Мы не должны забывать о болельщиках. Болельщики 5 “а” класса, покажитесь. (Вопли, пауза). Болельщики 5 “в” класса. (Вопли, пауза)

М: А также два помощника нашим маленьким знатокам (представляет) . И спасибо всем гостям нашего конкурса.

Начало конкурса. Жестко синхронизируем время и включаем музыкальное и световое оформление.

В: Итак, мы начинаем конкурс. Пожалуйста, жюри. Выберите первый вопрос.

Первые четыре вопроса по очереди проводит В. и М. После них.

М: А теперь музыкальная пауза. И я с большим удовольствием представляю музыкальный номер 5 “а” класса.

Потом задает вопрос болельщикам и проводит игру со зрителями В. Потом М. Объявляет музыкальный номер 5 “в” класса. После конкурса Мадина проводит два последних вопроса.

После.

В: А теперь пришло время подвести итоги музыкальных выступлений. Уважаемое жюри, пожалуйста, оцените выступление 5 “а” и выступление 5 “в” классов. Вы можете присудить одной из команд только один балл. (гибкая система, могу поменять на ходу)

Через минуту выключаю музыку. Слово одному заместителю. Называет победителей.

В. Подводит итоги и называет победителей.

В: Победителем в этом большом конкурсе становиться 5 ___ класс. (вопли, крики и прочее)

В: А награждение состоится на следующей неделе, когда мы подведем все итоги декады математического цикла. И сейчас заключительное слово предоставляется другому заместителю.

Речь.

Я: Всем спасибо за участие. Похлопаем сами себе; проигравшие, не расстраивайтесь. И до свидания.

А если серьезно: несколько советов тем, кто любит устраивать конкурсы:

  1. Рассчитывайте время. Максимальное время проведения конкурса в пятых и шестых классах – 40 минут, в седьмых и восьмых – один час, в девятых и далее – один час двадцать минут. Иначе ваши дети могут заскучать или устать до полного изнеможения.
  2. На любой случай, любую случайность и в любое время у вас должен быть запасной вариант, гибкая система оценивания, даже другой набор заданий. ВСЕ должно быть предусмотрено.
  3. По разные стороны и смотрится по-разному. Самый неудачный на ваш взгляд кусочек мероприятия на самом деле может быть самым удачным. Когда я пустил в зал загадку про корень уравнения, то первый ответ был от очень тихой пятиклассницы, очень стесняющейся: “Это… Это… Это то, что … то, что мы ищем … мы ищем в … в домашнем задании”. Сказать, что в зале был смех – ничего не сказать.
  4. Любая кассета, любой компакт-диск, любой шарик на сцене, любая бумажка и любой вопрос – все должно иметь дубликат. А все задействованные люди – замену, включая и вас.
  5. При подборе вопросов учитывайте (как на контрольной), что на 75% вопросов – ответят все, на 15% - некоторые и на оставшиеся 10% надо очень поднапрячься.
  6. Выработайте общую структуру (на внутриклассных мероприятиях), тогда и для детей это будет более привычным и стесняться они не будут.
  7. Еще и еще, и еще много раз все просчитывайте. Вплоть до того, кто окажется победителем.

А теперь те вопросы, которые я предложил на этот конкурс.

  1. С помощью какого инструмента можно узнать подробнее об острых и тупых? (Транспортир)
  2. Меня найти не так уж просто,
  3. Все правила вам надо знать.
    Но коль нашел, то без вопросов
    Изволь сейчас же проверять. (Корень уравнения)

  4. Четыре одинаковые бочки вмещают 22 ведра воды. Сколько ведер воды могут вместить 10 таких бочек? (55 бочек, в данной задаче не целочисленное деление, поэтому для начала пятого класса это задачка на сообразительность)
  5. Сколько городов находится в нашей республике? Назовите их. (Вопрос с учетом специфики нашего региона. У нас их шесть.
  6. Сколько треугольников на рисунке? (5, любой другой рисунок подойдет)
  7. trg.jpg (10788 bytes)

  8. Длина удава 38 попугаев. Какова длина удава, если рост попугая 20 сантиметров? (7 метров 60 сантиметров)
  9. Составьте как можно больше слов из слова “УРАВНЕНИЕ”. (Задание на время)
  10. Где кукушка вьет гнездо? (Нигде, она подбрасывает яйца в чужие гнезда)
  11. Что неправильно делают в стихотворении:
  12. Какая бушует гроза!
    Вот липа с густою листвою,
    Бежим к ней, на лужах скользя,
    Пускай нас от ливня укроет.

    (Вопрос по ОБЖ: в грозу под деревом прятаться нельзя)

  13. Что такое алое? И есть ли от него польза?
  14. Он рос зеленым, потом пожелтел.
    Когда ж поседел – тогда облысел.
    (Не совсем корректный вопрос, но ответ "одуванчик")

    12. Придумайте задачу на составление уравнения: 2х+5х+2х+х=100 и решите ее. (Если останется время)