Нашли идею - взяли, переработали и выдали за свою.

Вступление, написанное 13 апреля 1999 года: Перебирал я свои документы и нашел свой доклад, полуторагодовалой давности. Немного наивный, но приятный. Итак, я решил его слегка переоформить, кое-что выкинуть, кое-что добавить, в основном придать более эмоциональную и литературную окраску и выставить на обозрение. Доклад касался неплохих результатов, достигнутых в 1997- 98 учебном году в 7"а" классе. Читайте доклад и воспринимайте в скобках мои комментарии, добавленные сейчас  :

МЕТОДЫ РАБОТЫ
7 класс

Немного истории.
Результаты.
Правила урока.
Примеры таблиц и требования к ним.
Плюсы и минусы.
Если Вы прочитали эту статью

Немного истории. В данном классе я преподаю математику второй год. Класс очень большой, 32 человека, непростой (в первый день моей работы в интернате эти "гаврики" заявили, что я у них восьмой по счету, что если я не буду стучать линейкой по столу, тогда не справлюсь и, наконец, коронная фраза – “Я Вам 100$, а вы задачу не даете”. Много позже из подобной ситуации я выпутался словами: Давай. Ответ: А у меня мелких нет. Я: А я разменяю. Больше вопрос не поднимался). Основные проблемы – дисциплина и очень разный уровень знаний. Шесть учащихся занимаются на пять и требуют дополнительной работы, четверо – середина, около десяти, тянут на тройки, а остальные вытягивают только на дополнительной работе, как  очень-очень отстающие. Наверное, в каждой школе есть такой класс, в который попадают самые дикие, буйные и конфликтные (Но мне нравится работать в таких классах, они самые работоспособные и, если их направить в нужную сторону, – они горы свернут на пути познания математики). В прошлом учебном году в расписании математика стояла в один день двумя последними уроками, и, как следствие этого, дети уставали и начинали шуметь (очень деликатно сказано) и беситься, чтобы получить разрядку. Наконец я подобрал к ним тип игры “лучший ряд” -  на заключительные 20 минут второго урока, на устный счет и знание правил. Она им очень понравилась, дисциплинировала и побуждала к повторению материала.

        В этом учебном году игра перестала приносить такой эффект. Детки повзрослели немного, и групповое вознаграждение не доставляло такой радости и не вызывало такого интереса, как раньше. Прибавьте к этому усложнение материала, новые термины, больший объем правил. Стали возникать трудности в подаче и усвоении нового материала (иногда даже если все принципы обучения выполнены: научности, доступности и пр., ). Ну, а результаты очередной контрольной работы повергли в шок. Даже до   жирафа в очках дойдет, что пора вносить коррективы. И тут ко мне в руки попал номер “Математики в школе”, из приложений к газете “Первое Сентября”. А там работа авторов Л. Коротковой, Н. Савинцевой, Г. Шаталовой “Дидактический материал для учащихся 7 классов коррекционно-развивающего обучения”. В ней дается теоретический материал в виде таблицы типизированных задач, самостоятельные и проверочные работы. Появилась мысль давать   учебный материал табличным способом с очень подробным оформлением. Таким образом, у отстающих детей вырабатывается навык записи, а плюс немного графического оформления - и типы задач отпечатываются в головах. Почти сформированный навык. А успевающим ученикам та же таблица поможет понять математическую (научную) суть новой темы. Осталось совсем немного – придумать оболочку урока или стиль подачи материала. Вспомнилась игра, и пришло понимание, как соединить  эту игровую форму с подачей материала. По сути, игра является самодисциплинирующим фактором, в качестве награды служит “лучший ряд”, плюс работа  и соответствующая оценка за работу на уроке. В итоге получилась игра на усвоение новых знаний и умений, а не только на повторение старых.

        Пришло время рассказать о результатах: проценты успеваемости и качества при проведении самостоятельной работы по теме “Степень с натуральным показателем” выросли до радующих глаза цифр. При этом более половины учащихся выполнили и  дополнительные задания. Многие почувствовали утраченный было интерес к математике, уверенность в своих силах, желание работать. Следующие уроки подтвердили правильность подобного подхода. А открытый урок показал, как могут работать мои “двоечники”. Дети стали спокойней на других уроках, так как я старался координировать стадии урока с другими предметами, для выработки общего временного построения урока, стали вчитываться в условия, усваивать математическую речь. Записи в тетрадях стали понятнее.

        А теперь правила и построение урока.

1.Организационная часть. Стандартное начало урока.

2.Основная часть. На дополнительной доске ставятся три "столбика": 1 ряд, 2 ряд и 3 ряд.


1.Устный опрос. Поднимаются учащиеся. Отвечают на вопросы. В случае правильного ответа ставится 1 балл за ответ его ряду. При грубой ошибкеснимается1 балл и право на ответ передается дальше. При неточности баллы не даются, и вопрос переходит дальше. Напоследок повторяются правила, необходимые далее.

2.Устный счет. На доске приготовлены примеры, связывающие теоретический материал с новой темой (если есть) или с пройденной темой. Отвечающий ученик должен дать ответ и прокомментировать его. Оценивание аналогичное. После устного счета еще раз спрашиваются правила, необходимые далее. Если идет урок-закрепление, то проверка домашней работы в классе. Называются ответы. У кого так, у кого не так? Баллы за правильные – на доску. У кого неправильно, сами исправляют, под комментарии тех, у кого правильно.

3.Если новая тема. Изложение теоретического материала, если нужно предварительное. Даются упражнения табличным способом. В каждом упражнении по два примера. Первый объясняется почти полностью учителем с легкой помощью учеников, причем оцениванию ответы не подлежат. Вторые примеры разбираются учащимися с легкой помощью учителя. В случае полного ответа ставится 1 балл. Если ответ не полный или учащийся не смог его закончить, то подхватывает следующий и так далее. Решивший пример получает балл. После решения всех примеров делается вывод. Два раза повторяется выведенное правило, один раз учителем, второй – учащимися. А СЕЙЧАС ВНИМАТЕЛЬНО: Первые в каждом ряде, написавшие таблицу, становятся проверяющими по своему ряду на наличие и правильность записи в тетради. Количество неуспевших обычно идет в минусы ряду, если только учащийся не дописывает последнее упражнение.

4.Урок-закрепление или первый после новой темы.( разница в выделяемом времени и качестве примеров). На доске номера классной работы. Делается стандартное объявление: “Первые пять человек, в случае правильного решения, получают 5 за работу на уроке себе и своему ряду. Таким образом ряд может заработать до 25 баллов. Кто работает у доски, получает оценку и себе, и ряду.” Далее обычная работа учащихся у доски. После работы у доски каждый получает вопрос, отвечает и садится. Оценка не объявляется, но выставляется в соответствующий ряд. После решения на доске одного номера  выбираются проверяющие, и идет проверка на наличие номера в тетрадях. Количество не написавших идет в минус. При нарушении дисциплины идет снимается 1 балл.

5.Заключительная часть. Конец урока. Домашнее задание, хоровой подсчет баллов, выяснение победителя. Громко проговариваются оценки с комментарием. При незнании правил или отсутствии работы при устном счете или опросе итоговая оценка снижается.

 Примеры таблиц, которые появляются на доске и в тетрадях:

А) Степень с натуральным показателем:

tab1.gif (17046 bytes)

Б) Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень:

tab2.gif (10425 bytes)

           Требования к таблице:

  1. Тщательный выбор заданий, второй пример должен быть на одном уровне с первым или чуть сложнее, на сложных темах наоборот, так как второй пример комментируют сами учащиеся.
  2. Условия упражнений должны развивать речь и логику, пусть даже самую элементарную,   быть небольшими, сами упражнения должны иметь четкое построение.
  3. Должны быть соблюдены ВСЕ правила орфографии и пунктуации. После условия двоеточие, после первого примера запятая или точка с запятой, после второго точка или вопросительный знак, по условию. При  решении тоже должны быть соблюдены эти правила. Акцентируйте на этом внимание учащихся.
  4. Само рисование таблицы учащимися служит отвлечением от основной работы, двумя минутами отдыха и для класса, и для учителя.

Плюсы и минусы.

Положительные стороны:

рассчитан на большое количество учащихся;
это мой самый энергичный класс , поэтому работает с большей отдачей;
очень большая разница в уровне -   выравнивает;
четкая структура урока. В случае (чего не бывает) неготовности к уроку учителя( замещение или что-то другое) достаточно написать три римские цифры (первый ряд, второй ряд и третий ряд), и учащиеся сами включаться в работу. То есть они сами контролируют порядок урока, формы и методы. На открытом уроке всех изумило то, что я специально как бы ушел в сторону, и при этом весь урок прошел очень хорошо.

 

Минусы:

требования к таблице;
каждый вопрос должен быть предназначен своему ряду, фактически учитель должен знать исход первой части урока, чтобы не разочаровать отстающий ряд;
первый блок уроков по такому методу превращается в одну большую "гонку", хотя где-то с третьего урока я уже начал "отпускать" класс;
неуниверсальность данного метода;
наконец, я два месяца к нему шел.

ЕСЛИ ВЫ ПРОЧИТАЛИ

Вы ознакомились со сжатым докладом "Методы работы - 7 класс":

  1. Выскажите свое мнение.  kvy_ramires@mail.ru 

  2. Можете прочитать истории 6"а" класса - это класс, учащиеся которого через год оказались героями этого доклада.