Нашли идею - взяли, переработали и выдали за свою.
Вступление, написанное 13 апреля 1999 года: Перебирал я свои документы и нашел свой доклад, полуторагодовалой давности. Немного наивный, но приятный. Итак, я решил его слегка переоформить, кое-что выкинуть, кое-что добавить, в основном придать более эмоциональную и литературную окраску и выставить на обозрение. Доклад касался неплохих результатов, достигнутых в 1997- 98 учебном году в 7"а" классе. Читайте доклад и воспринимайте в скобках мои комментарии, добавленные сейчас :
МЕТОДЫ РАБОТЫ
7 класс
Немного истории.
Результаты.
Правила урока.
Примеры таблиц и требования к ним.
Плюсы и минусы.
Если Вы прочитали эту статью
Немного истории. В данном классе я преподаю математику второй год. Класс очень большой, 32 человека, непростой (в первый день моей работы в интернате эти "гаврики" заявили, что я у них восьмой по счету, что если я не буду стучать линейкой по столу, тогда не справлюсь и, наконец, коронная фраза – “Я Вам 100$, а вы задачу не даете”. Много позже из подобной ситуации я выпутался словами: Давай. Ответ: А у меня мелких нет. Я: А я разменяю. Больше вопрос не поднимался). Основные проблемы – дисциплина и очень разный уровень знаний. Шесть учащихся занимаются на пять и требуют дополнительной работы, четверо – середина, около десяти, тянут на тройки, а остальные вытягивают только на дополнительной работе, как очень-очень отстающие. Наверное, в каждой школе есть такой класс, в который попадают самые дикие, буйные и конфликтные (Но мне нравится работать в таких классах, они самые работоспособные и, если их направить в нужную сторону, – они горы свернут на пути познания математики). В прошлом учебном году в расписании математика стояла в один день двумя последними уроками, и, как следствие этого, дети уставали и начинали шуметь (очень деликатно сказано) и беситься, чтобы получить разрядку. Наконец я подобрал к ним тип игры “лучший ряд” - на заключительные 20 минут второго урока, на устный счет и знание правил. Она им очень понравилась, дисциплинировала и побуждала к повторению материала.
В этом учебном году игра перестала приносить такой эффект. Детки повзрослели немного, и групповое вознаграждение не доставляло такой радости и не вызывало такого интереса, как раньше. Прибавьте к этому усложнение материала, новые термины, больший объем правил. Стали возникать трудности в подаче и усвоении нового материала (иногда даже если все принципы обучения выполнены: научности, доступности и пр., ). Ну, а результаты очередной контрольной работы повергли в шок. Даже до жирафа в очках дойдет, что пора вносить коррективы. И тут ко мне в руки попал номер “Математики в школе”, из приложений к газете “Первое Сентября”. А там работа авторов Л. Коротковой, Н. Савинцевой, Г. Шаталовой “Дидактический материал для учащихся 7 классов коррекционно-развивающего обучения”. В ней дается теоретический материал в виде таблицы типизированных задач, самостоятельные и проверочные работы. Появилась мысль давать учебный материал табличным способом с очень подробным оформлением. Таким образом, у отстающих детей вырабатывается навык записи, а плюс немного графического оформления - и типы задач отпечатываются в головах. Почти сформированный навык. А успевающим ученикам та же таблица поможет понять математическую (научную) суть новой темы. Осталось совсем немного – придумать оболочку урока или стиль подачи материала. Вспомнилась игра, и пришло понимание, как соединить эту игровую форму с подачей материала. По сути, игра является самодисциплинирующим фактором, в качестве награды служит “лучший ряд”, плюс работа и соответствующая оценка за работу на уроке. В итоге получилась игра на усвоение новых знаний и умений, а не только на повторение старых.
Пришло время рассказать о результатах: проценты успеваемости и качества при проведении самостоятельной работы по теме “Степень с натуральным показателем” выросли до радующих глаза цифр. При этом более половины учащихся выполнили и дополнительные задания. Многие почувствовали утраченный было интерес к математике, уверенность в своих силах, желание работать. Следующие уроки подтвердили правильность подобного подхода. А открытый урок показал, как могут работать мои “двоечники”. Дети стали спокойней на других уроках, так как я старался координировать стадии урока с другими предметами, для выработки общего временного построения урока, стали вчитываться в условия, усваивать математическую речь. Записи в тетрадях стали понятнее.
А теперь правила и построение урока.
1.Организационная часть. Стандартное начало урока.
2.Основная часть. На дополнительной доске ставятся три "столбика": 1 ряд, 2 ряд и 3 ряд.
1.Устный опрос. Поднимаются учащиеся. Отвечают на вопросы. В случае правильного ответа ставится 1 балл за ответ его ряду. При грубой ошибкеснимается1 балл и право на ответ передается дальше. При неточности баллы не даются, и вопрос переходит дальше. Напоследок повторяются правила, необходимые далее.
2.Устный счет. На доске приготовлены примеры, связывающие теоретический материал с новой темой (если есть) или с пройденной темой. Отвечающий ученик должен дать ответ и прокомментировать его. Оценивание аналогичное. После устного счета еще раз спрашиваются правила, необходимые далее. Если идет урок-закрепление, то проверка домашней работы в классе. Называются ответы. У кого так, у кого не так? Баллы за правильные – на доску. У кого неправильно, сами исправляют, под комментарии тех, у кого правильно.
3.Если новая тема. Изложение теоретического материала, если нужно предварительное. Даются упражнения табличным способом. В каждом упражнении по два примера. Первый объясняется почти полностью учителем с легкой помощью учеников, причем оцениванию ответы не подлежат. Вторые примеры разбираются учащимися с легкой помощью учителя. В случае полного ответа ставится 1 балл. Если ответ не полный или учащийся не смог его закончить, то подхватывает следующий и так далее. Решивший пример получает балл. После решения всех примеров делается вывод. Два раза повторяется выведенное правило, один раз учителем, второй – учащимися. А СЕЙЧАС ВНИМАТЕЛЬНО: Первые в каждом ряде, написавшие таблицу, становятся проверяющими по своему ряду на наличие и правильность записи в тетради. Количество неуспевших обычно идет в минусы ряду, если только учащийся не дописывает последнее упражнение.
4.Урок-закрепление или первый после новой темы.( разница в выделяемом времени и качестве примеров). На доске номера классной работы. Делается стандартное объявление: “Первые пять человек, в случае правильного решения, получают 5 за работу на уроке себе и своему ряду. Таким образом ряд может заработать до 25 баллов. Кто работает у доски, получает оценку и себе, и ряду.” Далее обычная работа учащихся у доски. После работы у доски каждый получает вопрос, отвечает и садится. Оценка не объявляется, но выставляется в соответствующий ряд. После решения на доске одного номера выбираются проверяющие, и идет проверка на наличие номера в тетрадях. Количество не написавших идет в минус. При нарушении дисциплины идет снимается 1 балл.
5.Заключительная часть. Конец урока. Домашнее задание, хоровой подсчет баллов, выяснение победителя. Громко проговариваются оценки с комментарием. При незнании правил или отсутствии работы при устном счете или опросе итоговая оценка снижается.
Примеры таблиц, которые появляются на доске и в тетрадях:
А) Степень с натуральным показателем:Б) Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень:
Требования к таблице:
- Тщательный выбор заданий, второй пример должен быть на одном уровне с первым или чуть сложнее, на сложных темах наоборот, так как второй пример комментируют сами учащиеся.
- Условия упражнений должны развивать речь и логику, пусть даже самую элементарную, быть небольшими, сами упражнения должны иметь четкое построение.
- Должны быть соблюдены ВСЕ правила орфографии и пунктуации. После условия двоеточие, после первого примера запятая или точка с запятой, после второго точка или вопросительный знак, по условию. При решении тоже должны быть соблюдены эти правила. Акцентируйте на этом внимание учащихся.
- Само рисование таблицы учащимися служит отвлечением от основной работы, двумя минутами отдыха и для класса, и для учителя.
рассчитан на большое количество учащихся; | |
это мой самый энергичный класс , поэтому работает с большей отдачей; | |
очень большая разница в уровне - выравнивает; | |
четкая структура урока. В случае (чего не бывает) неготовности к уроку учителя( замещение или что-то другое) достаточно написать три римские цифры (первый ряд, второй ряд и третий ряд), и учащиеся сами включаться в работу. То есть они сами контролируют порядок урока, формы и методы. На открытом уроке всех изумило то, что я специально как бы ушел в сторону, и при этом весь урок прошел очень хорошо. |
требования к таблице; | |
каждый вопрос должен быть предназначен своему ряду, фактически учитель должен знать исход первой части урока, чтобы не разочаровать отстающий ряд; | |
первый блок уроков по такому методу превращается в одну большую "гонку", хотя где-то с третьего урока я уже начал "отпускать" класс; | |
неуниверсальность данного метода; | |
наконец, я два месяца к нему шел. |
Вы ознакомились со сжатым докладом "Методы работы - 7 класс":
Выскажите свое мнение. kvy_ramires@mail.ru
Можете прочитать истории 6"а" класса - это класс, учащиеся которого через год оказались героями этого доклада.