Имитация World Wide Web
при отсутствии реального доступа к сети Internet

Шляхтина Светлана Александровна, преподаватель профиля “Пользователь ПЭВМ”, учебно-производственный комбинат, г.Екатеринбург

На втором международном конгрессе ЮНЕСКО “Информатика в образовании” (июль, 1996 г.), было отмечено, что скорость внедрения компьютеров в учебный процесс значительно отстает от темпов развития компьютерных технологий. Поэтому одной из главных задач, выдвинутых перед участниками конгресса, - было найти способы, которые помогут учебному процессу не отставать от прогресса, а использование преподавателями новых технологий в процессе передачи знаний определено в качестве одного из двух условий информатизации образования.

Необходимость широкого применения НИТ в образовании, в частности получение доступа к необъятным ресурсам Internet, подтвердило проведение 3-6 ноября 1998г. в Москве VIII международной конференции-выставки “Информационные технологии в образовании”.

Однако, реальные условия действительности, когда практический доступ к Internet имеется лишь у ребят достаточно узкого круга учебных заведений, казалось бы, полностью блокируют какие-либо шаги в данной области.

Долгое время так казалось и мне, т.к. в нашем учебно-производственном комбинате реальное подключение еще долго, вероятно, будет оставаться несбыточной мечтой.

Но 2,5 года назад мне пришла идея: “Нельзя ли, используя какой-либо броузер, познакомить ребят хотя-бы с основными принципами работы в сети и некоторыми серверами путем имитации начальных страниц серверов, а затем и конкретных Web-документов?”. Эта идея оказалась решением вопроса в наших условиях и вот уже 2 года мы с ребятами практически знакомимся с Internet и, более того, используем возможности сети при изучении самых разных тем (“Защита информации”, “Графическая прикладная система для работы с растровой графикой Photoshop”, ...).

Итак, основная задача статьи - выяснить, как практически изучать с ребятами тему “Internet” при отсутствии реального доступа к сети.

Интересовать нас будет самый популярный сервис Internet - World Wide Web.

Основная идея

Главное условие успешного решения данной задачи - копирование начальных страниц серверов и определенных Web-страниц на диск в виде файлов, а затем редактирование данных файлов нужным образом, чтобы в результате внешний вид загружаемых с диска Web-страниц не отличался от внешнего вида соответствующих страниц на серверах. При желании, таким образом, можно создать некоторый объем информации на диске, достаточный для получения ребятами представления о работе с World Wide Web.

Естественно, нужно разумным образом подойти к выбору серверов и подбору информации на них. Вероятно, необходимо в число серверов включить Web-сервера всех основных типов (поисковые, информационно-поисковые и информационные). Что касается информации, то желательно представить информацию на самые разные темы, чтобы у ребят сложилось правильное впечатление о неограниченных возможностях World Wide Web.

Каким образом можно проводить практические занятия в сети?

В качестве броузера мною был выбран самый популярный броузер Internet Explorer под Windows95, имеющий интерфейс, соответствующий интерфейсу любой программы под Windows95, а значит, прекрасно знакомый учащимся.

Данный выбор позволяет быстро ознакомить ребят с особенностями работы в среде броузера и перейти к практическому его освоению, в ходе которого мы с учащимися:

  1. внимательно изучаем электронный учебник по Internet (вызываемый в реальных условиях при обращении к справке) и отвечаем на некоторый перечень вопросов;
  2. подробно знакомимся с работой кнопки “Поиск” (доступ к англоязычным поисковым серверам);
  3. путешествуем по русским информационно-поисковым серверам www.ru,   www.stars.ruwww.rest.ru;
  4. знакомимся с информацией на информационных серверах www.museum.ru и hobby.imfo.ru.

Затем ребята уже самостоятельно:

  1. находят нужную им для выполнения заданий информацию и создают сообщения в среде текстового редактора Word на различные темы:

•“Ювелирная фирма Карла Фаберже и императорский дом Романовых”;
•“Александр II - краткие исторические и биографические сведения”;
•“Малыши в Калининградском зоопарке”.
•“Москва золотоглавая”;
•“Золотой век Екатеринбурга и современность”;
•“Легковые автомобили и грузовики как экспонаты музея автомотостарины”;
•и т.д.

  1. создают условия для быстрого запуска необходимых для выполнения предыдущего задания Web-страниц, используя кнопку “Избранное” броузера.

Как сделать доступной информацию в World Wide Web для учащихся?

Практически любая Web-страница кроме текста содержит:

•набор графической информации (фон, фотографии, рисунки, анимации, графические заголовки и т.д.);
•набор ссылок к другим Web-страницы;
•набор ссылок к начальным страницам серверов.

При загрузке любого Web-документа с диска после отключения от Internet пути до названных выше объектов перестают соответствовать действительности. В результате с экрана исчезает вся графическая информация и перестают работать ссылки.

Если же отредактировать пути до указанных объектов, то Web-страницы примут свой первоначальный вид и будут пригодны для использования.

Этапы подготовки Web-страниц для последующего использования

  1. получение подходящей для занятий информации, естественно, в процессе реальной работы в сети;
  2. сохранение в определенном каталоге (рабочем каталоге) на диске основных html-файлов (команды “Файл”, “Сохранить как файл” из командного меню);
  3. копирование во временный каталог на диске всех загруженных в кэши броузера файлов с целью их последующего подключения (кэши броузера - каталоги cache1, cache2, cache3, cache4, расположенные по умолчанию в C:\Windows\Temporary Internet Files\);
  4. открытие в Internet Explorer последовательно всех html-файлов и их редактирование нужным образом.

Основной порядок действий для редактирования html-документа

  1. открыть нужный html-документ в Internet Explorer (команды “Файл”, “Открыть” из командного меню);
  2. выбрать последовательно команды “Вид”, “Источник” из командного меню;
                                                                        В результате откроется блокнот
                                                                         с загруженным HTML-документом
  3. выбрать последовательно команды “ Поиск”, “Найти” из командного меню;
  4. ввести образец для поиска;
  5. последовательно щелкать на кнопке “Найти далее” и редактировать путь нужным образом;
  6. по достижении конца документа закрыть окно “Поиск”;
  7. записать новую версию документа (команды “Файл”, “Сохранить” из командного меню);
  8. закрыть блокнот;
  9. щелкнуть на кнопке “Обновить”.

Графические файлы

Необходимо в качестве пути указать планируемый путь на диске.

В WWW возможно использование графических файлов вида: *.jpg, *.gif.
Поэтому в окне поиска нужно в качестве выражения поиска задавать выражение вида: “jpg” или “gif”.

Обычно разработчики Web-страниц все графические файлы помещают в каталог картинок и называют его images, pict, picture и т.д.

Поэтому нужно посмотреть в документе, где преимущественно расположены, согласно листингу, картинки и переделать все пути под обращение к одному (так меньше приходится проверять потом страницу) каталогу. Если его нет, а картинок много, то лучше его все-таки создать, иначе в огромном количестве файлов потом сложно ориентироваться.

Как посмотреть, где расположена картинка и как она называется?

Image5.gif (3795 bytes) В окне Internet Explorer

•установить указатель на картинку
•щелкнуть правой кнопкой
•Свойства

Порядок действий при работе с графическими файлами

  1. выяснить, как называется каталог с графическими файлами и создать его в рабочем каталоге;
  2. посмотреть в Internet Explorer названия картинок;
  3. найти во временном каталоге соответствующие файлы и перенести их в каталог картинок;
  4. щелкнуть на кнопке “Обновить”;
  5. в случае не загрузки ряда картинок отредактировать пути до этих картинок:

•Вид, Источник
•Поиск, Найти
•ввести образец для поиска (“gif” или “jpg”)
• ...

  1. щелкнуть на кнопке “Обновить”; в результате вся графическая информация должна появиться на экране.

Другие html-страницы

Необходимо в качестве пути указать планируемый путь на диске.

В WWW возможно использование файлов вида: *.htm, *.html.
Поэтому в окне поиска нужно в качестве выражения поиска задавать выражение вида: “htm” или “html”.

Порядок действий при работе с html-файлами

  1. найти названия html-страниц и отредактировать пути до этих страниц:

•Вид, Источник
•Поиск, Найти
•ввести образец для поиска (“htm”)
•...

  1. найти во временном каталоге и скопировать в рабочий каталог данные страницы;
  2. щелкнуть на кнопке “Обновить”;
  3. щелкнуть мышкой на ссылке, соответствующей интересующей странице и проверить, произойдет ли загрузка; если все сделано правильно, то должна загрузиться данная Web-страница.

Начальные страницы серверов

Обращение удаляется, т.к., очевидно, что ни о какой связи с серверами в наших условиях имитации не может быть и речи.

Начало любого WWW-адреса - фраза “http” (вообще-то, http - протокол передачи данных), это и будет выражением для поиска.

Порядок действий при работе с начальными страницами серверов

  1. найти обращения к начальным страницам серверов и удалить пути до этих серверов:

•Вид, Источник
•Поиск, Найти
•ввести образец для поиска (“http”)
•...

  1. щелкнуть мышкой на кнопке “Обновить”;
  2. щелкнуть мышкой на соответствующей ссылке и проверить, не появится ли сообщение об ошибке спустя некоторый промежуток времени; если все сделано правильно, то сообщение появиться не должно.

В заключение

После выполнения всех указанных выше действий можно приступить к практическому освоению World Wide Web учащимися. Конечно, данный способ не может сравниться с возможностью реальной работы в Internet. Однако, в условиях вечного недостатка средств на образование перед преподавателями, в сущности, стоят два пути: не работать практически в данной среде или работать в условиях имитации. Несомненно, второй вариант все-таки лучше первого.

Кроме того, у данного варианта неисчерпаемые возможности в плане изучения различных разделов программы, ведь Internet нужно использовать не столько ради Internet, а в качестве инструмента для получения информации на самые разнообразные темы, а обращение к World Wide Web помогает быстро найти необходимую информацию; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым разделам Web-страниц; наряду с кратким текстом создает условия для изучения огромного набора фотографий, рисунков, анимаций и прочих графических материалов, иными словами, WWW предоставляет возможности и преимущества мультимедиа-технологий.