Карягин Валентин Юрьевич

ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Введение

Изучение математики с самого начала предусматривает достаточно четкую структуру, в которой (казалось бы) нет места каким бы то ни было элементам творчества. Естественно, предусматриваются игровые моменты на ранних стадиях изучения математики, конкурсы и так далее. Но почему-то только говорят – красота математики, математика - интересная наука. На самом же деле возможности для творчества детей есть, и очень большие. При этом у учащихся повышается интерес к математике как к науке, предмету. Появляется желание самостоятельной проработки дополнительного материала. И в конце концов им просто начинает нравится эта достаточно сложная наука.
Какие же возможности есть у преподавателя, и что он может предложить детям? Я выделил ряд основных моментов, на некоторых из них остановлюсь более подробно чуть ниже.

Итак, элементы математики, определенные мной как возможность для творчества:

  1. По учебной программе – номера, заранее предусматривающие художественное оформление.
  2. Различные самостоятельные графические построения.
  3. Небольшие “математические” сочинения – в основном пятые, шестые классы.
  4. Поиск вариантов решения задач и примеров.
  5. В свободное время поиск интересных математических загадок и логических задачек.
  6. Составление задач по готовым решениям.
  7. “Потерянные” решения, отдельные числа и цифры.
  8. Кроссворды, и многое другое.

Это не полный список возможностей для интересной работы педагога, но это то, что я использую на своих уроках наиболее часто. Теперь же я остановлюсь на них более подробно.

Как же это делается?

Идеальных готовых рецептов нет. Все зависит от индивидуальных особенностей каждого класса, детей и, конечно, учителя. Но какие-то общие наработки вполне возможны. Я  же привожу свои наработки по каждому из пунктов.

  1. По учебной программе – номера, предусматривающие заранее художественное оформление. Типа: в кружочках напишите числа и выполните указанные действия.
  2. sh.jpg (6861 bytes)

    Такие задания даются отдельно с требованием выполнения на альбомных листах. Дети с большим удовольствием выполняют эти работы. На следующем уроке работы собираются, и выделяется несколько лучших работ. Выбираются три представителя “счетной комиссии” из первого, второго и третьего рядов. Каждому дается листик с фамилиями претендентов, карандаш. Представитель обходит свой ряд, подсчитывая голоса. По трем листам определяется победитель. Лучшая работа вывешивается на стенде “Лучшие работы Н-го класса” в кабинете.

    К докладу прилагаю лучшие работы 5 “а” и 5 “в” класса. На время каникул, я думаю, их можно снять со стенда.

  3. Различные самостоятельные графические построения. В шестом классе при прохождении темы “Масштаб” для большей мотивации изучения предмета предлагалось нарисовать план своего дома. Некоторые работы оказались несколько более личными, чем я ожидал. Двое учащихся начертили план домов, где, насколько я понял, они хотели бы жить. Зная их жилищные условия, я был удивлен точностью и скрупулезностью их работ. Они предусмотрели все. И это было немного тяжело проверять в психологическом плане.
  4. В пятом классе – Построения на координатном луче, прямые, лучи и отрезки. “Путешествие по координатному лучу” - одна из наиболее интересных для учащихся форм игрового восприятия материала. При этом последовательность движений (сложения и вычитания) строят сами учащиеся с целью попасть из одной точки в другую и  при этом осложнить тот же путь соперничающей команде. Здесь я обычно применяю игру “Лучший ряд”, которая является одной из первых моих разработок и показала очень высокий результат (см. доклад “Методика работы в 7 “а” классе”).

    И, конечно, к этому пункту следует добавить изготовление учащимися геометрических фигур,  тел и иллюстраций к задачам по геометрии. Разукрашенные многогранники – интерес к ним у ученика не меньший, чем и к построениям. Это же сделано своими руками! И какое чувство испытывает ребенок, когда именно его кубик я использую в качестве наглядного пособия или украшения кабинета!

  5. Небольшие “математические” сочинения – в основном пятые классы. В данном случае детям дается тема (“Математика в жизни моих родителей”, “Где я вижу геометрические фигуры” и прочее), полученный в ответ материал дети с удовольствием читают друг другу. С проведением таких работ я стараюсь подгадать под декаду естественно-математического цикла. Тогда наиболее интересные и заслуживающие внимания работы идут в школьные газеты. Но идея здесь не моя.
    Я ее перенял у Ильиновой Н. А. при прошлогоднем проведении декады. Большое ей спасибо!
  6. Поиск вариантов решения задач и примеров. Решать задачи не по действиям, а с помощью выражений, пользоваться свойствами сложения и вычитания при решении уравнений, а не находить скобки как неизвестные компоненты. В старших классах поиск более простого или короткого способа, который хотя бы использовался для проверки правильности решения задачи (Пример: Метод решения геометрических задач с помощью центра масс). Оригинальное решение, естественно. поощряется.
  7. К докладу прилагаю несколько тетрадей с оригинальными решениями. За подробностями обращайтесь в кабинет №14.

  8. В свободное время поиск интересных математических загадок и логических задачек. Все начинается с первого урока, на который я готовлю наиболее интересные для данной возрастной группы задачи, загадки и прочее. Здесь возможностей много, соответствующая литература существует (М. Гарднер, Бизам и Герцег, Сборники задач и головоломок, в крайнем случае, Интернет ). Обязательно затрагиваются палиндромы (А роза упала на лапу Азора). Дети начинают вспоминать свои загадки, интересные слова. Здесь главное - не потерять начальную заинтересованность, и следующие уроки по загадкам готовят уже сами дети. На уроке они задают их друг другу, самые интересные участвуют в конкурсе загадок. В общем, идет развитие у детей интереса к предмету и логического мышления.
  9. Составление задач на готовые решения. Это развивает речь, дети начинают потом более внимательно  вчитываться в условия стандартных книжных задачек. Поскольку тетрадки для таких дополнительных заданий у детей на руках, то привожу прямо в докладе.

Пример: Давалось решение без условия:

  1. 120+40=160 (…) - …
  2. 314-160=154 (…) - …

Ответ: 154 …

Наиболее интересные ответы (цитирую):

Самая литературная задача.

Аветикова Евгения, 5 класс: За летние каникулы я мечтала посмотреть 314 серий “Элен и ребята”. 120 серий я уже проспала, 40 были не для моего возраста. О скольких сериях можно еще мечтать?

Решение:

  1. 120+40=160 (с) – потеряны навсегда
  2. 314-160=154 (с) – мечтаю посмотреть

Ответ: о 154 сериях.

Самая интересная с точки зрения мат. условия.

Цебоев Валерий, 5 класс: В первый день чуть-чуть украли. И из-за этого собрали 120 кг картошки. Во второй день почти всю картошку сожрала медведка (насекомое – комментарий В. Ю.) и поэтому собрали только 40 кг картошки. В третий день собрали 314 кг. На сколько кг картошки больше собрали в третий день, чем в первый и второй вместе взятые?

Это ли не творчество?

  1. Потерянные решения, отдельные числа и цифры. В этом случае в готовых решениях отсутствуют некоторые числа или цифры. Чаще всего в результате каких-либо интересных и смешных ситуаций. Детям интересно их находить и восстанавливать примеры. Тоже творчество.
  2. Кроссворды и прочее. Это стандарт. Но и здесь можно более занимательно подать материал. Обычные проверочные работы на знание правил, свойств и определений (математические диктанты) можно предлагать в виде решения кроссворда. И тут нет ограничения на возраст учащихся. Это интересно всем. Также полезно давать возможность детям самим составлять их. Чаще всего их даже не надо выводить на мысль, они сами изъявляют желание.
  3. Кроссворд, составленный Карсановым Муратом, прилагаю к докладу.

  4. Дополнительно. В 9 классе я рискнул и провел что-то типа “Учитель на один день”. Я заранее предупредил учащегося, что он должен провести урок геометрии, дал ему приблизительный способ, как это сделать (урезанный конспект урока). Он подготовился и начал проводить урок вместо меня. Я находился на задней парте и изредка тихо приструнивал наиболее буйных. Для класса это стало небольшим сюрпризом. Не знаю, детское ли это творчество или только сильная мотивация, но учащийся достаточно хорошо подготовился и продумал свои реплики. После него попробовать свои силы на педагогическом поприще изъявила желание треть учащихся. Если учесть, что проведение урока требует отличного знания материала, то почему бы и нет?

Заключение

Вопрос: А нужно ли это? Разве нет уроков изобразительного искуcства? Труда?

Ответ: Нужно, если мы хотим получить на выходе гармонично развитую личность, относящуюся к миру с интересом к его познанию, а не как к обязательному фактору, ничего для него не значащему. А равнодушных людей не надо! Их и так много. Равнодушных, жестоких, потерянных.

К тому же мне просто интересно вот так с ними работать, а им интересно вот так у меня учиться. Я так думаю!