Предисловие
К истории появления кабинетной системы обучения
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса
Модель предметно-развивающего пространства
Организация взаимодействия специалистов при осуществлении развивающего
обучения и воспитания детей
Концепция деятельности воспитателя
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ.
Коррекционно - формирующий аспект воспитания дошкольников с различными
видами речевых нарушений.
Положение о кабинете МОУ детского сада комбинированного вида №106.
Концептуальная модель деятельности педагога - специалиста по
развитию речи и театрализованной деятельности в МОУ детском саду комбинированного
вида №106
Психологическая служба МОУ детского сада комбинированного вида
№ 106
Благодарности
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МОУ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №106
Статистическая информация показателей здоровья дошкольников по
МОУ детского сада комбинированного вида №106
СОТРУДНИЧЕСТВО С СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ.
Здоровье сберегающие компоненты организации воспитательно-образовательного
процесса
Взаимодействие с родителями воспитанников МОУ детский сад комбинированного
вида №106
Организация воспитательно-образовательного процесса
МОУ детский сад комбинированного вида №106
Презентация выступления
Дошкольное образование становится неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом. Современная педагогика из дидактической становится развивающей, "динамичной". Все большее значение приобретает ценность развития личности ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Осознаем, что дети современные и жившие два тысячелетия назад отличаются друг от друга.
Каким хочется видеть сегодняшнего воспитанника: Здоровым? Умным? Интеллигентным? Добродетельным? Вежливым? Но как достичь этого? Развить, воспитать, научить?… Как сделать обучение для них радостным и интересным? Следовательно, педагогический процесс дошкольного учреждения необходимо переориентировать на создание условий для развития образа духовного "Я" ребенка, где составляющими являются:
Воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения должен представлять собой единую целостную педагогическую систему, функционирующую по общим педагогическим принципам.
Да, воспитателем - универсалом сегодня быть очень сложно как физически, так и психологически. Трудно быть одновременно историком, биологом, искусствоведом, хранителем старины и творцом нового. Следовательно, нужны союзники, позволяющие не вслепую, а с учетом психофизиологических способностей организовать познавательную, художественную деятельность ребенка; помогающие ему познать свое Я в разных ситуациях, проявлениях, достигать определенных успехов, уметь радоваться за них вместе с друзьями, родными, педагогами. Вот именно здесь и приходит на помощь кабинетная система обучения дошкольников - слаженное взаимодействие всех взрослых: воспитателей, специалистов, педагога - психолога, учителя - логопеда, старшей медицинской сестры, старшего воспитателя, заведующей, объединенных общей заботой о всестороннем и гармоничном развитии ребенка…
Образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №106 Департамента по делам образования и молодежи Рыбинского муниципального округа Ярославской области основано 29 декабря 1979 года. Детский сад был построен по типовому проекту, как отдельно стоящее здание, расположенное внутри жилого комплекса микрорайона Веретье.
27 июля 1980 года ясли сад № 106 "Малыш" приветливо распахнул двери для маленьких граждан страны, именно это время можно считать днем рождения нынешнего образовательного учреждения. В новом детском саду был сформирован коллектив единомышленников, в составе 26 педагогов, из них 2 воспитателя на замену отпусков, 2 музыкальных руководителя. Количество общеобразовательных групп - 12. Зарождение лучших традиций, основных принципов будущей деятельности детского сада закладывались именно тогда.
Педагогический коллектив стремился воспитать личность с самостоятельной инициативой, личность с любовью ко всему человеческому, возвышенному и прекрасному, личность отзывчивую на все доброе и хорошее. Детский сад стремился стать центром воспитания детей совместно с семьей.
В 1992 году на основании приказа Исполнительного комитета Рыбинского городского Совета народных депутатов отдела народного образования №145 от 29.12.92., в соответствии с Законом "Об образовании" расформировывается одна возрастная группа с распределением детей по остальным группам, без сокращения планового контингента. Высвободившиеся воспитатели становятся преподавателями по предметам.
На осводившихся площадях создаются кабинеты: развития речи и театрализованной деятельности; занимательной математики, изостудии. Реконструируется помещение музыкального зала, оно становится изолированным. Для решения задач физического развития детей, проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий открывается физкультурный зал с наличием спортивного оборудования и инвентаря.
В 1996 году снова происходит техническое переоснащение детского сада - появление экологической комнаты, хореографической студии, кабинета конструирования. Учреждение постоянно работает над укреплением материально - технической базы, созданием медико-социальных условий.
Сотрудники много сил и творческой энергии вкладывают в то, чтобы сделать его настоящим вторым домом для малышей. Педагоги, проявляя фантазию и богатый творческий потенциал, несмотря на экономическую ситуацию собственными усилиями, начиная с необычных занавесок, художественно - оформленных лестничных площадок и заканчивая развивающими играми, максимально обеспечивали условия для развития и эмоционального благополучия ребенка.
В штат дошкольного учреждения вводится учитель - логопед. Организуется работа логопедического кабинета, комплектуется логопедическая группа из детей, имеющих речевые нарушения, по возрастному принципу от пяти до семи лет (старшая и подготовительная группы). Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие позволяет устранять речевые дефекты у детей и предупреждать возможные трудности в процессе школьного обучения.
Появление психологической службы в лице педагога - психолога способствует созданию оптимальных условий для полноценного психического развития дошкольников, повышения профессиональной психологической культуры педагогов, оказанию консультативной психологической помощи родителям по вопросам развития, воспитания и обучения детей.
В 1999 году на базе МОУ прошел областной семинар по теме "Организация развивающей среды в современном дошкольном учреждении". Детский сад делился опытом кабинетной системы обучения и насыщенностью и разнообразием развивающей среды, обеспечивающей занятость каждому ребенку.
В мае 2003 учебного года МОУ детский сад комбинированного вида № 106 прошло аттестацию - комплексную экспертизу деятельности дошкольного образовательного учреждения на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта. По результатам аттестации аттестационной комиссией сделаны выводы: по условиям, содержанию, уровню и качеству работы с детьми дошкольное образовательное учреждение превышает государственные требования по всем четырем сферам деятельности (Физкультурно-оздоровительной и коррекционной работе, познавательно - речевом, социально - личностном, художественно - эстетическом развитии). В ходе последующей аккредитации имеет право на получение фирменного названия - "Центр развития ребенка - детский сад".
Детский сад является кузницей педагогических кадров. Многие педагоги, придя молодыми девушками из стен педагогических училищ и став опытными педагогами, работают и сейчас. Единению и сплоченности коллектива способствует общая атмосфера творчества. Детский сад является базой для прохождения педагогической практики студентами РПК.
Воспитанники - неоднократные победители конкурсов и фестивалей, педагоги делятся опытом со своими коллегами города, района, области.
По итогам Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений, проводимых журналом "Карьера" детский сад вошел в 100 лучших садов России. В городском конкурсе "Детский сад года" получил звание лауреата конкурса.
История детского сада продолжается…
Специфика организации воспитательно-образовательного процесса охватывает не только обучение, но и все основные моменты жизнедеятельности детей с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
Содержание организованной учебно-познавательной деятельности структурируется на основе государственного стандарта дошкольного уровня образования, инновационных образовательных программ, педагогических технологий, программно - методических материалов, рекомендаций, разработок, предлагаемых на педагогическом рынке. При их определении выстраивается целостный педагогический процесс и фокусируется внимание только на актуальных, значимых и доступных пониманию ребенка темах и задачах (см. приложение).
Учебно-воспитательный процесс с детьми осуществляют 29 педагогов из них:
1- заведующая
1- старший воспитатель
18- воспитатели
1- учитель - логопед
1 - педагог - психолог
Специалисты:
1- инструктор по физической культуре
1- по развитию элементарных математических представлений
1- по развитию речи и театрализованной деятельности
1- по изобразительной деятельности
1- хореограф
2- музыкальных руководителя
1- преподаватель экологии дополнительного образования из "Экологического
центра"
13 - имеют высшее образование, аттестованы:
2 - на высшую категорию
13 - на первую категорию
9- на вторую категорию
Роли каждого работника МОУ определены следующим образом:
Воспитатели, педагоги - специалисты, педагог - психолог, старший воспитатель, заведующая, ведут постоянное наблюдение за педпроцессом, анализируют его результаты по следующим параметрам:
Воспитательно-образовательный процесс в группах раннего возраста осуществляют воспитатели. В этом возрасте большой акцент делается на физическое, сенсорное и речевое развитие ребенка, но, разумеется, не в ущерб социально - эмоциональному, эстетическому, познавательному. Прежде всего, надо помочь малышу уверенно стать на ноги, а значит обеспечить ему соответствующее возрастным показателям психомоторное развитие, достаточность словарного запаса для контактов со сверстниками, проложить путь к становлению интеллектуально - познавательной деятельности через совершенствование сенсорных способностей. Раннее детство - самый подающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Развитие и обучение малышей происходит в специально организованных играх занятиях, в процессе которых детьми приобретаются знания и умения, без которых невозможно их нормальное развитие. Игры - занятия с детьми ясельного возраста проводятся воспитателями в группах.
Методика занятий с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей:
Развитие детей раннего возраста систематически контролируется воспитателем группы, педагогом - психологом, старшей медицинской сестрой, старшим воспитателем. Цель контроля - определить фактический уровень развития ребенка и возрастной группы в целом; выявить правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания качество воспитательной работы. На основе критериев развития детей раннего возраста воспитателем и педагогом психологом заполняется индивидуальная карта сопровождения развития ребенка, позволяющая обнаружить первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия.
В группах дошкольного возраста осуществляется кабинетная система обучения, но при этом не допускается применение классно - урочной системы занятий по типу школьных уроков.
Учебный год начинается 1 сентября, продолжительностью до 25 мая. В учебном году предусматриваются - Каникулы, Дни радости, Дни здоровья во время которых с детьми организуются занимательные конкурсы и развлечения.
Сентябрь - май, время диагностических заданий. К анализу качества и уровня результативности воспитательно-образовательного процесса подходим дифференцированно. Методы отслеживания: наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностирование, беседы. Диагностическая деятельность, позволяет констатировать содержание, целесообразность методов воспитания и обучения, определить продвижение детей в усвоении программы "Детство", осуществить контроль за психическим и личностным развитием дошкольников, спроектировать индивидуальную программу работы со слабоуспевающими детьми и опережающими в своем развитии сверстников. Союзом содружества - воспитателей, специалистов, педагогом - психологом заполняется индивидуальная карта сопровождения развития ребенка дошкольного возраста. Таким образом, осуществляется индивидуальное сопровождение развития воспитанника от даты его поступления в дошкольное учреждение до выпуска в школу.
Ранее кабинетная система обучения дошкольников в детском саду начиналась со второй младшей группы, в начале этого учебного года педагогический коллектив, на основе эксперимента, начал обучение и развитие малышей с первой младшей группы. Новый вид начавшейся педагогической деятельности уже дает положительные результаты. Малыши легко идут на контакт со взрослыми, с удовольствием действуют сообща, у детей стала активно развиваться речь.
Формирование учебно-познавательной деятельности осуществляется как в процессе занятий, так и в повседневной жизни, в процессе других видов деятельности детей (совместная деятельность педагога и детей; самостоятельная деятельность детей). Назначение занятий состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка; в освоении новых сложных способов познавательной деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Занятия организуются по инициативе педагога, он ставит перед детьми задачи, задает необходимые средства, оценивает правильность решения. Используя строгую последовательность учебных задач, варьирует конкретный материал, опираясь в отборе на склонности своих воспитанников и уровень их развития. Воспитатель сам вызывает активность детей, вовлекая их в ту или иную деятельность, демонстрируя собственную увлеченность. В этом контексе ребенок выступает в качестве субъекта деятельности.
Занятия проводятся деятельностным методом, когда знания не даются в готовом виде, а постигаются путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков. Ребенок выступает в роли исследователя "открывающего" основополагающие свойства и отношения. А педагог подводит детей к этому "открытию", организуя и направляя их учебные действия. Обучение строится как увлекательная проблемно - игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Принципы построения обучения:
Занятия с детьми проводятся в самой различной форме: свободной игры, когда дети перемещаются по всему кабинету; бесед и слушания чтения, когда дети сидят на полу, за столиками и пр. За время занятия часто происходит смена форм и видов деятельности детей. Каждое занятие целостно обращено к наиболее сущностным потребностям детей дошкольного возраста: познавательной и игровой деятельности, общении и творчестве.
Все занятия проводятся по подгруппам. Подгруппы составляются на разных основаниях: это могут быть "сильная и "слабая" подгруппы по разным видам занятий, смешанные подгруппы, где "слабые" дети имеют возможность видеть особенности выполнения заданий "сильными" детьми, переменные подгруппы, когда дети объединяются на отдельные занятия по разным признакам.
Широко используется интеграция естественных для дошкольника видов деятельности, которая позволяет сократить количество занятий в целом и их продолжительности, снизить нагрузку на детей, расширить сферу получаемой информации на основе целостного взгляда на мир, без которого невозможно его познание. Особенно эффективным является взаимное "пронизывание" различных видов предметности в разных видах детской деятельности: развитие математических представлений в процессе рисования или при наблюдении на прогулке за червячком, исследование физических свойств тел при лепке, в процессе конструирования из кубиков или вырезания ножницами из различных материалов; приобретение навыков чтения, письма и счета в процессе игры в магазин или в больницу и т.п.
Интегрирующим направлением планирования учебно-познавательной деятельности являются занятия по развитию речи и театрализованной деятельности. Обязательными для всех групп являются занятия по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью, математическому развитию, изобразительной деятельности, музыке и физической культуре. В средней группе вводятся занятия по обучению грамоте, которые проводятся воспитателями в группе. Организацией занятий рисования занимается специалист по ИЗО, занятия по аппликации, лепке, конструированию, ручному труду - проводятся воспитателями.
Между различными занятиями координирует внутренняя интеграция, обеспечивающаяся тематикой, которая учитывает основную значимую на тот или иной отрезок времени тему или событие окружающей жизни. Но тематическая и содержательная интеграция занятий не предусматривается на все занятия в течение года. Каждое из них имеет свой тезаурус учебно-познавательной деятельности, свои специфические особенности и цели, которые требуют погружения или сосредоточения внимания в рамках одной образовательной области. Тематика занятий удобна при планировании индивидуальной работы и деятельности воспитателя по развитию познавательных способностей детей вне занятий.
Образовательное учреждение рассматривается в контексе проектирования, как объект, представляющий собой систему пространств, в которых развертываются определенные функциональные процессы, связанные с жизнеобеспечением детей и их полноценным развитием.
Развивающая среда по содержанию соответствует реализуемым программам, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.
На основе учета принципов построения развивающей среды:
оборудованы и оснащены помещения и кабинеты МОУ.
Все знают, что театр начинается с вешалки. Настрой ребенка, его желание заниматься во многом зависят от оформления зала, кабинета, студии. Важно придать помещению яркий, необычный вид, создать ощущение сказочного уюта и тепла.
Все предметы убранства и оборудования в группах, специализированных кабинетах, залах и студиях представляют некое визуально - воспринимаемое единство, гармоничное сочетание по цвету, стилю, материалам.
Каждый кабинет функционирует по своему графику, программе, согласно целям и разработанным задачам (см. приложение).
Физическое развитие и здоровье:
Спортивный зал находится в просторном помещении. Для соблюдения техники безопасности на окна натянуты сетки. Все пособия хранятся вдоль стены в ящиках. Такой способ хранения удобен тем, что не загромождается зал и не отвлекается внимание детей.
Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм и методов индивидуального подхода к детям. Физкультурное пособия и атрибутика вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть. Использование трежанорного комплекса, пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми.
С целью повышения интереса детей к физической культуре, а также учета интересов
детей разных возрастных групп пересмотрена организация процесса физического
воспитания, классификация занятий по физической культуре и их содержание. Системная
работа по физическому воспитанию включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику,
физкультурные занятия с включением компонента корригирующих упражнений с целью
лечения нарушений осанки, сколиоза, профилактики плоскостопия. Прогулки на свежем
воздухе, спортивные праздники, развлечения помогают решению задачи оздоровления
детей.
В каждой возрастной группе особое внимание уделяется "уголку спорта", где дети могут свободно поиграть с кеглями и мячами, обручами и прыгалками, походить босиком по контактным коврикам.
Большое внимание медико - педагогический коллектив уделяет закаливающим процедурам, т.к закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом рекомендаций старшей медицинской сестры, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Закаливающие процедуры проводятся на фоне положительных эмоций и теплового комфорта для организации ребенка.
Для профилактики и снижения инфекционной заболеваемости проводится сезонная витаминотерапия, прием в пищу чеснока, С - витаминизация третьего блюда в обед.
В детском саду функционирует фитобар, где дети, состоящие на диспансерном учете, принимают отвары из трав.
В этом учебном году старшей медицинской сестрой, на платной основе, проводится оздоровительный массаж. Детей на массаж направляет участковый педиатр поликлиники.
Познавательно - речевое развитие:
Кабинет занимательной математики оснащен специализированным оборудованием и пособиями, логико-математическими играми, нестандартными дидактическими средствами - блоками Дъенеша, палочками Кюзенера, счетными палочками, наглядными моделями, макетами, символами и пр. Имеются иллюстрированные тематические панно, позволяющие решать различные математические задачи: развивать способности видеть открывать в окружающем мире свойства и отношения, зависимости, умения "конструировать" предметами, знаками, словами. Овладение дошкольником математическими понятиями открывает перед ним мир количественных, пространственно - временных отношений, учит решать при этом самые разнообразные творческие задачи, а значит, формирует активность, самостоятельность мышления, творческое начало детской индивидуальности.
Кабинет
конструирования позволяет решать задачи развития конструкторских и художественных
способностей детей; формировать у дошкольников познавательную и исследовательскую
активность, стремление к умственной деятельности; развить эстетический вкус,
конструкторские навыки и умения. Кабинет оснащен мелким (настольным) и крупным
(напольным) строительным материалом; материалом для художественного конструирования;
конструкторами. Для образцов используются рисунки, иллюстрации, фотографии,
чертежи, схемы.
Экологическая комната погружает ребенка в мир природы, изящества, красоты. Здесь можно увидеть птиц и животных, многообразие видов растений; коллекции и гербарии, аквариум с рыбками, собраны дидактические картинки и иллюстрации о природе.
Центры экспериментирования, оборудованные в группах младшего, среднего, старшего дошкольного возраста - источник информации и неиссякаемого интереса, развивающий наблюдательность и мыслительную деятельность ребенка.
Кабинет развития речи оснащен необходимым оборудованием и пособиями: предметами, игрушками, пейзажными картинами русских художников, дидактическими играми и пр., помогающими педагогу решать задачи речевого развития детей, учить их познавать закономерности и особенности родного языка, формировать культуру речевого общения и развивать коммуникативные способности.
Социально - личностное развитие:
Социально - личностному развитию воспитанников способствует созданная в учреждении доброжелательная и психологическая атмосфера, позволяющая ощутить ребенку себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, левши и правши; дети из обеспеченных и малоимущих семей. Личностно - ориентированное взаимодействие и сотрудничество педагогов с детьми развивает в детях положительное отношение к себе, к другим людям, окружающему миру, способствует развитию коммуникативной и социальной компетентности. В каждой группе можно увидеть сделанные руками воспитателя "Чудесный мешочек", "Чудесную шкатулку", которые ежедневно преподносят детям маленькие сюрпризы; "Сундучки секретов"- для самых сокровенных тайн; "Центры общения", "Коробочки добрых дел"; стенды с кармашками настроений, пиктограммы эмоционального состояния детей; оформленные семейные альбомы; в группах старшего дошкольного возраста "Уголки уединения".
Кабинет психолога встречает детей своей располагающей, уютной обстановкой, в которой дети чувствуют себя комфортно и расковано. Мягкая мебель, пуфики, игрушки и развивающие игры, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности. В кабинете проводятся как индивидуальные, так и подгрупповые занятия с детьми. Деятельность педагога - психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Художественно - эстетическое развитие:
Театральная
студия способствует приобщению воспитанников к сценическому искусству, совершенствованию
пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению
детской индивидуальности. Студия оборудована сценой, зеркалами, иллюстрированными
панно, выполненными на материале изобразительными средствами; имеются в наличии
различные виды театров, пособия, костюмы для инсценировки, дидактические игры,
аудиокассеты с записями избранных произведений музыкальной классики, магнитофон.
В группах спроектированы центры уголки художественно речевой и театрализованной деятельности с предусмотрением возрастной адресованности оборудования и материалов, где представлены разные виды театров, имеются разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям; ширмы для постановки и демонстрации спектаклей; условия для игр - драматизаций.
В этом учебном году специалистом по развитию речи и театрализованной деятельности, на основе платных услуг, проводится кружковая работа по театрально - игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Изостудия
- это особая среда, способствующая развитию эмоционально - чувственного
мира ребенка. Особый микроклимат изостудии способствует взаимодействию специалиста
ИЗО с детьми, родителями, другими педагогами, формирует у детей коммуникативные
способности; приобщает к миру взрослых, развивает у них художественный вкус,
эстетическую восприимчивость, творческие способности. Студия оснащена столами
для рисования, мольбертами, доской для детского творчества, различными материалами
и средствами изобразительной деятельности. Здесь собран демонстрационный материал
для предметного и сюжетного рисования, по декоративно - прикладному искусству,
имеются репродукции картин, наборы дидактических игр и пособий; представлена
необходимая искусствоведческая литература. На постоянной основе функционирует
выставка детских работ. Наличие центров изобразительной деятельности в группах
дает возможность детям проявить фантазию, творчество в работе с различными материалами.
Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность - создают уют торжественной обстановки. Зал оснащен музыкальным центром, магнитофоном, фортепиано; нотным материалом, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и инструментами, музыкально - дидактическими играми, аудиокассетами. Здесь дети в танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах учатся создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.
Уголки музыкальной деятельности в группах содержат музыкально - дидактические игры, альбомы, музыкальные инструменты, совместно созданные детьми и взрослыми из бросового материала, а также фабричного изготовления.
Зал хореографии выдержан в оттенках белых тонов, что вызывает ощущение достаточного объема и комфорта, необходимого: для создания творческой атмосферы, для музыкально - ритмического воспитания дошкольников, для развития и становления у них творческих танцевальных способностей. Зал оборудован хореографическими станками, зеркалами по противоположным сторонам помещения. Глядя, на себя в зеркало, ребенок может контролировать качество и технику выполнения движения.
Этаж
|
Набор помещений
|
Назначение в данное время
|
1
|
Групповая №1
Групповая №3
Кабинет зам. по АХЧ
Групповая №4
|
По назначению
По назначению Физкультурный зал Логопедический кабинет Изостудия |
2
|
Групповая №5 Методический кабинет |
По назначению По назначению
|
Концепция реализуется при грамотном взаимодействии специалистов, деятельность которых нацелена на осуществление развивающего обучения. Взаимодействие включает в себя преемственность в осуществлении:
Опыт предметников в детских садах, - их деятельность облегчает решение таких целей и задач, как воспитание всесторонне развитой личности, компетентное формирование творческих и интеллектуальных возможностей каждого ребенка.
Учебная деятельность становится содержательней, качественней, не теряет, а наоборот, приобретает развивающую силу. "Узкие специалисты" - воспитатели - практики, мастера, творцы - исследователи, обеспечивающие ребенку условия для максимальной творческой самостоятельности. Ни о каком кастовом, сословном разделении детей при введении кабинетной системы обучения не происходит, так как заповеди "Не навреди! Пойми, признай, прими, развей и воспитай любя!" выполняются всеми педагогами без исключения. Каждая встреча педагогов с детьми начинается с "доброго взгляда", умения проявить внимание ко всем детям и к каждому в отдельности, создать в процессе общения атмосферу доверия, сотрудничества, сотворчества. Девиз работы: "Сначала любить, а потом учить".
Работа одного специалиста не определяет полноценности развития ребенка. Работая в одном приоритетном направлении, специалист - "предметник" имеет возможность углубиться в свою деятельность, свободно и творчески совершенствуя методику обучения и развития детей, накопить арсенал приемов воздействия, позволяющих повысить результативность профессиональной деятельности, разработать новые пособия, игры по направлению, отслеживать результаты динамики группового и индивидуального развития, осуществляя личностно - ориентированный подход к детям.
Абсолютно очевидно, что специалист в области развития элементарных математических представлений быстрее и грамотнее научит детей осваивать свойства и отношения объектов, чисел, арифметических действий, величин, пространственно - временных отношений, многообразие геометрических форм через практические виды деятельности: сравнение, преобразование, воссоздание, счет, измерение, комбинирование, моделирование др., чем это сделал бы специалист в области музыкального развития. Каждый специалист, работая на общую цель развития личности ребенка, ставит перед собой строго специфические задачи, присущие только его области деятельности. Так, инструктор по физической культуре приоритетными для себя задачами определяет охрану жизни и здоровья детей, а также формирование их двигательного опыта. А преподаватель по экологическому воспитанию - развитие экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней, овладения умениями разнообразной деятельности в природе, накопления эмоционального позитивного опыта общения с природой. Тем самым инструктор по физической культуре воздействует на область физического развития, а специалист экологии на развитие экологической воспитанности дошкольников, но в тоже время работают на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования по своему направлению. Знания, полученные у специалистов, закрепляет воспитатель в окружающей действительности, обучая ребенка ориентироваться в социуме. Например, специалист в области экологии дает детям представление о диких животных, о приспособлении их к сезонным изменениям в природе, что служит воспитателю и детям основой при восприятии литературных произведении на природную тематику. Специалист в области изобразительного искусства предлагает детям отразить свои впечатления в рисунке. В ходе постановки детских спектаклей, занятий по речевому развитию специалист развития речи имеет возможность поупражнять детей в имитации повадок и голосов животных.
Специалист - "предметник" ни в коей мере не принижает роль воспитателя как основной фигуры педпроцесса, а наоборот, помогает ему решать задачи всестороннего развития способностей детей, своевременного распознания их индивидуальных способностей, создания возможностей для формирования интересов и мотивов деятельности, наблюдательности, любознательности и других качеств.
Воспитатели не остаются в стороне от нововведений, а "обучаются вместе с детьми, посещая занятия специалистов, помогая им организовать и корректировать педпроцесс, уделяя больше внимания развивающим играм, решению проблемных ситуаций в повседневной жизни, организации двигательной активности и свободной деятельности детей.
Такие задачи, как духовно - нравственное развитие, воспитание физически здорового ребенка, знакомство с окружающим миром и социальной действительностью полностью решает воспитатель. В задачу воспитателя также входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, формирование интереса к занятиям. Реализация этих задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагог умеет разбираться в различных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки утомленности, истощенности, пассивности, конфликтности. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные социально - приемлемые отношения. Он принимает активное участие в играх, помогая, подбадривая, отмечая успехи тех, кто с трудом или частично справляется с ролью. Созданная воспитателем в группах развивающая среда во многом определяет успешность развития личности ребенка. Воспитатель решает важнейшую задачу, привития детям культурно - гигиенических навыков, умения заботиться о своем организме, закладывая тем самым основы здорового образа жизни.
Союз воспитателей и специалистов, умных, хорошо воспитанных, многое умеющих и знающих, становится образцом для подражания, помогает детям освоить нормы и правила общения, поведения в большой дружной семье сверстников и взрослых; приобрести умения и навыки в различных видах деятельности; без всякого принуждения проникнуться любовью к окружающим и самим себе. Этот союз позволяет реализовать основные направления концепции дошкольного образования - личностно-ориентированный подход к ребенку, доброжелательные отношения детей и взрослых.
Союз воспитателей и "узких специалистов", совместно работающих на конечный результат ("радостное проживание ребенком детства и подготовка к обучению в школе"), заставляет родителей более ответственно, заинтересованно включаться в триаду "педагог - ребенок - родитель", учиться понимать своего ребенка, не мешать ему запретами на все, самим осваивать азы изобразительной, художественно - театрализованной, языковой, музыкально - эстетической деятельности.
Никакого отчуждения детей друг от друга и воспитателя не происходит, не блокируются и способности детей к сопереживанию. Дети, наоборот, лучше поют, рисуют, танцуют, играют, более раскованы и эмоциональны, отзывчивы, выполняют огромное количество разнообразных поделок, различной сложности, тематики. В детском саду проводятся тематические выставки работ детей, педагогов и родителей; ставятся музыкально - драматические спектакли, организуются музыкальные и спортивные праздники.
Эффективность работы образовательного учреждения подтверждают неоднократные достижения воспитанников в городских конкурсах, смотрах, выставках (см. приложение).
В качестве перспективного плана действий МОУ детского сада комбинированного вида №106 выступает "Программа развития дошкольного образовательного учреждения" спланированная на 5 лет, в 2000 году. Именно в ней, частично и определен долгосрочный прогноз развития детского сада. В 20004 году результативность реализуемой программы будет пересмотрена и проанализирована.
Исходя из приоритетных направлений деятельности МОУ, в дальнейшем планируем:
Физическое развитие
Познавательно - речевое развитие
Социально - личностное развитие
Художественно - эстетическое развитие
Каждый педагог, работающий в детском саду, знает, что творческое начало есть в каждом ребенке, но нужно проделать длинный и сложный путь, для того, чтобы уникальный дар, данный от природы, раскрыть, сделать востребованным и в результате дать возможность каждому малышу познать чувство Тайны, Радости и Успеха Победы. Это труд каждодневный, творческий. Сколько еще нужно сделать важного, интересного, разнообразного…
Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей и своевременное оказание специализированной консульттантивно - диагностической, коррекционно-восстановительной и психологической помощи ребенку в своевременном и правильном овладении им речью. А также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Для организации логопедической работы созданы условия:
Основными задачами кабинета являются:
Проведение логопедической работы в логопункте осуществляется в несколько этапов:
Логопедическая группа, кабинет логопеда, психолога, оздоровительно - компенсирующий центр сосредоточены в одном крыле, что облегчает организационные моменты в коррекционно-образовательном процессе.
Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.
Учитель-логопед и воспитатель проводят релаксацию, дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, массаж, ставят и автоматизируют звуки, развивают фонематический слух и т.д. Воспитатели совместно с логопедом закрепляют полученные знания, доводят звуки до автоматизма, расширяют словарь детей по лексическим темам, помогают им практическим путем овладеть навыками словообразования и словоизменения, грамматическими категориями, согласованием в роде, числе и падеже, что является профилактикой возможных нарушений письменной речи.
Музыкальный руководитель проводит логоритмические занятия, индивидуально - подгрупповую работу по постановке диафрагмально-речевого дыхания, голоса, работает над просодической стороной речи, развивает общую и мелкую моторику, отрабатывает координацию движений, согласованность с речью, подбирает музыкальные произведения для артикуляционной гимнастики, пропагандирует и вводит музыкотерапию в повседневную жизнь.
Педагог-психолог совместно с логопедом и воспитателями занимается диагностикой, выявляет компенсаторные возможности и трудности в развитии интеллектуально - познавательной деятельности, проводит тренинговые группы уверенного поведения, знакомит воспитателей и родителей с технологиями оказания помощи ребенку, испытывающему трудности в социальной адаптации.
Стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с его сетью интегративных связей.
1. Общие положения
1.1. Кабинет музыкального развития детского сада №106 создается в целях обеспечения условий для гармоничного развития воспитанников, формирования социально - активной и творческой личности, как фактор общественного прогресса.
1.2. Оборудование кабинета предполагает осуществление интегрированного подхода в деятельности всех работающих педагогов, что позволяет придать воспитательному процессу направленный характер.
1.3. Кабинет позволяет реализовать следующие направления взаимодействия с ребенком:
1.4. Кабинет функционирует на основе учета (обеспечения) следующих принципов построения развивающей среды:
1.5. Научное руководство работой кабинета осуществляется освобожденным педагогом - специалистом, деятельность которого курирует старший воспитатель.
2. Основные задачи, содержание и формы работы
2.1. Основными задачами кабинета являются:
2.2. Содержание работы кабинета определяет принятая к исполнению образовательная программа "Детство" при возможности руководителя кабинета использовать собственные прошедшие утверждение педагогического совета, разработанные адаптивные модели деятельности.
2.3. Основными формами работы кабинета являются:
Благодарственное письмо Управления по делам образования и молодежи:
"За участие в Фестивале детского творчества 2000 г. "Путешествие на
волшебном корабле". Хореографическая композиция: "Ностальжи",
"Китайский танец".
Диплом Управления по делам образования и молодежи ЦДО "Молодые таланты".
Награждается танцевальный коллектив д/с №106 лауреат городского конкурса фестиваля
молодых талантов "Пьедестал".
Диплом Департамента по делам образования и молодежи Администрации Рыбинского
муниципального округа:
Награждается коллектив д/с №106 лауреат 11 городской выставки технического и
прикладного творчества "Достижения молодых".
2001 г.
Диплом Департамента по делам образования и молодежи Администрации Рыбинского
муниципального округа:
Награждается коллектив д/с №106 - дипломант муниципального округа "Детский
сад -2001".
Диплом Департамента по делам образования и молодежи Администрации Рыбинского
муниципального округа:
Награждается участник областного -смотра - конкурса "Детский сад года-2001"
МДОУ д/с №106 г. Ярославль.
2002 г.
Благодарственное письмо Департамента по делам образования и молодежи Администрации
Рыбинского муниципального округа:
За участие в благотворительной акции "женщины города - детям сиротам".
Диплом Департамента по делам образования и молодежи Администрации Рыбинского
муниципального округа:
Награждается театральный коллектив д/с №106 Победитель в номинации "Надежда"
в первом фестивале любительских театров "Рыбинское театральное половодье".
Грамота Департамента по делам образования и молодежи Администрации Рыбинского
муниципального округа:
Награждается коллектив д/с №106 лауреат 111 городской выставки технического
и прикладного творчества "Достижения молодых".
2003г.
Грамота Департамента по делам образования и молодежи Администрации Рыбинского
муниципального округа:
2-е место в конкурсе "новогодний сувенир".
Диплом Департамента по делам образования и молодежи Администрации Рыбинского
муниципального округа:
Награждается танцевальный коллектив д/с №106 лауреат муниципального конкурса
фестиваля юных талантов "Пьедестал".
Участники муниципальной выставки детского творчества "Страна детей"
ЦДЮТ г. Рыбинска.
Грамота Департамента по делам образования и молодежи Администрации Рыбинского
муниципального округа:
Награждается коллектив д/с №106 лауреат 1v городской выставки технического и
прикладного творчества "Достижения молодых".
№
|
Критерии и показатели
|
2000 год
|
2001 год
|
2002 год
|
1 | Количество детей от 1 года до 3 лет |
43
|
39
|
43
|
Количество детей от 3- 7 лет |
151
|
147
|
149
|
|
2 | Количество врачей, работающих в ДОУ(выделено ставок / занято ставок) |
0,25 /0,25
|
0,25 /0,25
|
0,25 /0,25
|
Количество медсестер, работающих в ДОУ(выделено ставок / занято ставок) |
1,5 /1,5
|
1,5 /1,5
|
1,5 /1,5
|
|
3 | Наличие: - физиокабинета |
-
|
-
|
-
|
- медицинского кабинета |
1
|
1
|
1
|
|
- логопункта |
1
|
1
|
1
|
|
4 | Количество дней, пропущенных дошкольниками |
17807
|
15859
|
15425
|
из них пропущено по болезни |
3187
|
3370
|
2873
|
|
5 |
Физическое развитие дошкольников (количество человек):
|
|
159 15 - 5 3 1 3 |
139 37 - 10 2 1 3 |
6 |
Распределение дошкольников по группам здоровья (количество человек):
|
52 118 23 1 |
46 107 33 2 |
32 120 37 3 |
7 |
Результаты осмотров дошкольников педиатром(количество человек):
|
194 194 - |
186 186 - |
192 192 - |
8 |
Результаты осмотров дошкольников хирургом(количество человек):
|
125 108 122 |
101 94 98 |
18 20 25 |
9 |
Результаты осмотров дошкольников окулистом(количество человек):
|
125 101 4 |
108 90 6 |
122 100 3 |
10 |
Результаты осмотров дошкольников невропатологом (количество человек):
|
125 107 4 |
108 91 5 |
122 104 8 |
11 |
Результаты осмотров дошкольников лор - врачом (количество человек):
|
125 99 18 21 |
|
|
12 |
Заболеваемость:
|
З98 201 |
340 175 |
253 133 |
13 | Количество детей, состоящих на диспансерном учете |
60
|
63
|
55
|