Концепция гражданского, патриотического воспитания
Обоснование необходимости краеведческой деятельности в школе
Подходы и принципы организации и функционирования системы
краеведения в школе
Роль учебно-методического совета в организации краеведческой
деятельности
Комплекс программ по краеведению. Краеведческий компонент
предметов базисного плана
Результативность образовательной и воспитательной системы
краеведения
В процессе модернизации российского образования последнего десятилетия все большую актуальность приобретают воспитательные системы гражданского, патриотического направления. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2001-2005 г (Постановление правительства Р. Ф. От 16. 02. 01. № 122 о государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы". Вестник образования 2001, № 23). На ее основе разработана региональная программа, хотя основной нормативный уровень уже заложен в законе Российской Федерации об образовании.
Основополагающая идея Закона - органическое единство интересов личности, общества, государства в деле воспитания гражданина России. Эта идея имеет прямое отношение и краеведению, как к одной из составляющих в решении этой задачи. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Надо знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами.
В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае - существенная его часть. В то же время краеведение - плодоносное поле для самостоятельных учебно-исследовательских поисков школьников, обладания ими начала творческой деятельности, выработки умения понимать действительные ценности прошлого, настоящего и будущего. Краеведение помогает реализовать в школьной практике следующие принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании (Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1. Основные кодексы и законы РФ .- СПб, 2002, с 629):
Занятие краеведением поможет школьникам глубже уяснить смысл, сущность разных юридических норм, включенных в Конституцию страны: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Уберечь памятники истории и культуры". "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (Конституция Рос. Федерации: Санкт-Петербург.1997 / статья 44, часть 3, с 14; статья 58, с 16).
Школа № 15 представляет собой образовательную микроструктуру, которая расположена на окраине г. Рыбинска, в удаленном на 12 км. от центра микрорайоне - поселке Переборы, где еще в изобилии сохранились коммунальные квартиры и "трудные семьи". Поселок небольшой, родившийся на месте деревни с одноименным названием благодаря стройке века - созданию первого в мире крупнейшего равнинного водохранилища-Рыбинского. Предпосылками второго рождения стал гидроузел, Волгострой, Волголаг.
В 1970 году в поселке Переборы появилась третья школа, контингент которой был собран из двух других, конечно, не самый лучший, много было социально запущенных детей, из неблагополучных семей. Педагогический коллектив в те годы принимает мудрое решение: вовлечь детей в поисковую деятельность по изучению истории поселка.
Здание, куда поместили школьников, с 1941 по 1943 год было отдано под госпиталь № 2748, вернувший в строй 3 тысячи раненых, завершивший свой боевой путь на подступах к Берлину.
Поисковая деятельность экспедиционных отрядов клуба "Поиск" захватила следопытов. С величайшим энтузиазмом за 5 лет они создали "Музей боевой и трудовой славы поселка Переборы", который был паспортизирован в 1975 году (свидетельство № 2657 ). Музей неизменно занимал призовые места в смотрах- конкурсах областного уровня, награжден почетным знаком к 40-летию Победы.
В условиях пионерской и комсомольской организации школьный музей всегда был центром, координирующим работу школы. Поэтому, когда всесоюзные детские организации перестали существовать, краеведение заполнило образовавшийся вакуум и стало стержнем воспитательной деятельности педколлектива. Именно через краеведение идет воспитание высоких гражданских качеств, веры в Россию, ее возрождение и развитие. Через деятельное образование осуществляется социальное становление и самоопределение молодого поколения.
Принимая во внимание важность и значимость краеведения вообще и его главенствующее значение для школы в частности, педагогический коллектив решил, что определяющим подходом к краеведческой деятельности должен стать комплексный подход. А на педагогическом совете в августе 1995 г. был определен самый оптимальный вариант краеведческий всеобуч.
Осуществление всеобуча возможно только через урок. Поэтому в учебный план основной общеобразовательной школы №15 был введен курс "Краеведение". Программы разработаны педагогами школы в соответствии с концепцией общего среднего образования, утверждены комиссией при Управлении по делам образования и молодежи города Рыбинска и Рыбинского района ( протокол № 7 от 08. 02. 1996 г).
Так краеведение пришло к нам на урок.
Продолжением урока, естественно, является внеурочная, внешкольная деятельность. Правда, у нас в школе она опередила рождение уроков краеведения. Сначала, к примеру, в течение десятков лет ( а начали эту работу те, кто трудился в стенах школы со дня ее основания: Ювченко Л.В., Макшанова Т.И. и другие ) собирался материал по направлениям в схеме "Госпиталь № 2748", "История поселка", "История Волгостроя, Волголага", "Военный поселок" и т. д. ( приложение № 1 ), а затем отбирался, систематизировался, включался в программу "Перебороведение". Вся цепочка различных видов деятельности, как это видно на схеме, в конечном итоге работает на урок, но на качественно новый урок.
Что-то отбрасывается, что-то приобретается, происходит освоение накопленного материала, преумножение его.
Поскольку речь идет о комплексном подходе к изучению родного края и краеведческом всеобуче, возникла необходимость создания учебно-методического совета. Детская организация клуб "Поиск", построенная на основе деятельности экспедиционных отрядов, совета музея, существовала с 1975 года. Но в связи с созданием краеведческого лагеря "Изыскатель", клуб решили переименовать. Пора было задуматься над осуществлением принципа непрерывного образовательного процесса, уровневой дифференциацией, что отражает данная динамическая схема.
Для добившихся результатов | ![]() |
Для интересующихся | ![]() Отряды: "Бурлак""Окраина", "Наследие" |
Для всех детей | ![]() Программа "Мой дом - моя Родина" (1-4 классы) |
Ведь основную базу знаний дает урок краеведения, а детям, интересующимся, добившимся результатов, мы должны были предоставить возможность применить свой опыт, свои знания, приобретенные в пассивной и полуактивной форме, в активной деятельности.
Этим требованиям отвечает программа профильного краеведческого лагеря "Изыскатель", построенная в форме сюжетно - ролевой игры "Иду по земле родной".
Основные принципы деятельности:
Структура лагеря предусматривает через спецсеминар - экскурсию - День открытий выход - на краеведческую игру. Сначала узнаем, как брать интервью, работать с устными источниками, а потом пойдем интервьюировать. Сначала в музей сходим, узнаем, какие растения указывают на кислотность почвы, познакомимся с техникой забора воды, потом пойдем на Фоминский ручей. Походим, посмотрим, записи сделаем, зарисовки, фотофиксацию произведем, с товарищами открытиями поделимся, а потом в ходе игры знания свои проверим, приз выиграем.
Вот перечень деревень в окрестностях поселка Переборы, по которым прошли наши изыскатели с отрядом "Окраина" за три года: Переборы, Юршино, Завражье, Льгонец, Свингино, Якушево, Балобаново, Селехово, Фоминское, Ильино, Стерлядево, Голодяево, Ануфриево, Малинники, Макарово, Куклино, Жупино. Смена ролей: топограф, фольклорист, фотограф, этнограф, художник, биолог, эколог, летописец и т. д. (смена ролей происходит каждую неделю на основе тестирования и индивидуального первенства) не дает угаснуть интересу и игре.
Успехи фиксируются в личной книжке краеведа, которая ведется с 5 класса.
Карьерная лестница такова:
Исследовательской работой детей в краеведческом лагере руководили учителя - специалисты: химики, биологи, литераторы, историки, географы. За три года школу "Изыскателя" прошло 15 учителей. Пока будут существовать профильные краеведческие отряды "Окраина", "Бурлак", "Наследие", содержание уроков краеведения будет постоянно обогащаться. Ведь работа летом - выход на собственную тему, исследовательскую работу, а это дает детям возможность участия в школьных, областных, республиканских краеведческих чтениях, олимпиадах, конкурсах. На урок придут новые карты, схемы, фотографии, альбомы, рукописные журналы, видеофильмы и т. д., что в какой-то мере решает проблему создания учебно-методической базы уроков краеведения, которая с первых дней введения нового предмета в школьное расписание стояла и теперь стоит перед педагогическим коллективом школы. Ведь начинать пришлось с нуля, а сейчас работники музея, участники всевозможных семинаров, городских, областных, межрегиональных, выражают заинтересованность, знакомясь с наглядно - иллюстративными и дидактическими материалами по истории родного края.
Стремление реализовать один из основных принципов обучения - принцип наглядности, что особенно важно на начальном этапе приобретения знаний, вызвало необходимость создания кабинета начального краеведения, единственного в городе. Есть здесь музейный уголок, собраны поурочные папки, различные виды игр, лото, кроссвордов, опорных схем, макетов и т. д.
При отборе фактов, понятий, закономерностей, реализуемых на уроках краеведения, нельзя недооценивать такой важный дидактический принцип, как принцип научности, что требует от учителя дополнительных усилий.
Повышению уровня знаний в области краеведения способствуют ежегодно проводимые ЦДЮТЭ краеведческие чтения педагогов. Наши учителя были победителями первых, вторых, четвертых, пятых, седьмых, восьмых краеведческих чтений в городе, участвовали в единственный раз проводимых областных краеведческих чтениях, удостоившись дипломов первой степени в секциях "Историческое краеведение" и "Великая Отечественная война" ( учителя русского языка и литературы Ювченко Л.В и Руденко Т.В.). На третьих и четвертых Всероссийских педагогических чтениях нам довелось представлять Ярославскую область.
Встречи с педагогами-единомышленниками из других регионов страны, ведущими учеными, методистами, занимающимися вопросами краеведения, всегда необычайно плодотворны: многому учишься, пополняя свою методическую копилку. Сами делимся опытом, проводя, многочисленные семинары.
Говоря об основных принципах, положенных в основу построения системы краеведческой деятельности в школе № 15, нельзя не сказать о принципе концентризма.
Обучение ведется по концентрам своеобразным кругам знаний.
Данные концентры можно обнаружить во всех краеведческих программах, входящих в школьный комплекс. Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, а главное, понимали необходимость единства, "прозрачность" их границ, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возращения от далекого к более близкому. Такой принцип организации краеведческо-познавательной деятельности учащихся принято еще называть "принципом маятника" (или челнока ).
Между тем необходимо, чтобы реализовался и "принцип спирали", когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год по восходящей системе, углубляя свои познания, расширяя круг привлекаемых источников, беря на вооружение более сложные приемы и методы исследования.
Здесь важно не нарушить принцип учета возрастных и индивидуальных различий и особенностей учащихся, что находит выражение в принципе доступности обучения, которое должно проводиться так, чтобы изучаемый материал по содержанию и объему был посилен учащимся. Применяемые методы в краеведческой деятельности должны соответствовать развитию учащихся, ориентироваться на зону "ближайшего развития" (Л.С. Выготский), развивать их силы и способности. Такие подходы и принципы в функционировании системы краеведческой работы избавляют от формализма в воспитательной и образовательной сфере.
Системный подход наряду с раскрытием педагогической эффективности школьного краеведения позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения.
Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения определяются целями и задачами учебно - воспитательного процесса школы № 15, требованиями учебных программ по краеведению.
Поскольку речь идет о комплексном подходе в изучении родного края и краеведческом всеобуче, а работа эта сложная и многогранная, требуется четкая организация и планирование всех ее разделов, единство и целеустремленность в деятельности школьного коллектива.
С 1995 года в школе успешно функционирует учебно-методический совет по краеведению, возглавляющий и координирующий краеведческую деятельность, принято положение об УМС по краеведению, определена его структура.
Председателем совета является организатор краеведческой работы ( приказ № 100 от 06. 09. 1994 года ), в совет входит администрация школы, осуществляющая контроль за краеведческой деятельностью по схеме:
Распределение обязанностей по контролю.
А также турорг, руководители методических объединений, учителя, имеющие большой опыт организации краеведческой деятельности.
Полностью УМС собирается 4 раза в год, определяя основную идею, регулируя ход ее реализации. В промежутках ведется обсуждение коллективных краеведческих дел (ККД).
Данная таблица представляет спектр идей, разработкой которых занимался УМК по краеведению:
1995 | Комплексный подход к изучению родного края. Разработка авторских программ по краеведению |
1996 | Роль кабинета начального краеведения в решении задач воспитания и образования младших школьников |
1997 | Личная книжка знатока. Летние профильные смены |
1998 | Краеведческий компонент в преподавании предметов базисного плана |
1999 | Краеведческая деятельность школьной библиотеки. Интегрированная программа по литературному краеведению |
2000 | Школьный музей - поисково-творческая лаборатория. Школьные традиции |
2001 | Деятельность отряда "Юный спасатель". Формирование эмоционально-волевых качеств гражданина - патриота России |
2002 | Учебно-методическая база уроков краеведения (конкурс) |
2003 | Гражданско-патриотический аспект краеведческой деятельности |
2004 | Критерии оценки знаний и умений учащихся на уроках краеведения, уровня гражданской позиции |
Как мы видим, прежде всего требовалось объединить усилия учителей, разрабатывающих авторские программы. Первыми эту задачу решала группа учителей начальных классов: Буланина И.В., Малярова Н.Г., Демидова Ю.В., Андреева И. В., Лопотина Т.А. программа "Край, в котором мы живем". Сейчас в 1-4 классах ведется адаптированная программа "Мой дом - моя Родина" 0,5 часа в неделю.
Ученики получают первичное представление о природном, культурном, историческом ландшафте Ярославской области, готовятся к более глубокому знакомству со своей малой Родиной.С 1996 г. функционирует кабинет начального краеведения, имеющий музейный уголок, который принял не одну сотню посетителей, учителей и учеников города. Он превратился в учебно-методическую площадку для учителей, которые только начинают заниматься учебным краеведением. В среднем звене в учебном плане на краеведение отводится 1 час в неделю. В 5-6 классах ведется программа "Перебороведение" ч. 1 "Дважды рожденный", ч. 2 "Военный поселок".
Содержательная часть программ строилась учителями Ювченко Л.В. , Руденко Т.В. на базе основного и вспомогательного фондов школьного музея. Разработан педагогический инструментарий уроков, положительно оцененный ведущими краеведами города Н.А. Петуховой, Ю.И. Чубуковой, сотрудниками музея-заповедника.
У программы сильная практическая направленность. Уроки проводятся в музее. Экспонаты - учебно-наглядные пособия для урока. Первая часть "Дважды рожденный" уже с 1995 г. начинается с уроков России, дает представление об истории поселка Переборы, нескольких вариантах исторического названия, первых жителях, превращении деревни в большой поселок городского типа, микрорайон Рыбинска, дает знания о создании Рыбинского гидроузла и водохранилища, знакомит с историей затонувшей Мологи и деревень, с историей Волгостроя - Волголага и т. д. Часть вторая "Военный поселок" дает знания о важнейших событиях ВОв, вкладом города и области в общую победу, видными военачальниками - земляками, историей госпиталя № 2748, историей 42 авиаполка БДД, базировавшегося в районе деревни Якушево, 201 зенитно- артиллерийского полка, защищавшего гидроузел, участниками ВОв - жителями нашего поселка и т. д.
Программа по литературному краеведению, разработанная в 1999 году учителем Руденко Т.В., носит интегрированный характер, опирается на знания по истории края. Она знакомит семиклассников с развитием литературы в регионе, выдающимися писателями-земляками, деятелями культуры, побывавшими в городе, области литераторами, отразившими жизнь края в литературных произведениях, способствует воспитанию действительно нравственной личности, имеющей широкий культурный кругозор, уважительно относящейся к истории прошлому Родины .
В 8 классе изучаются программы естественно-научного цикла:
Учителями Демидовой Е.М. и Тарлыковой И.А. используются программы региональных курсов: География Ярославской области. ( составители.: В. А. Щенев, профессор кафедры эк. географии ЯГПУ.- Ярославль: Ярославский областной центр дистанционного обучения школьников, 1997.)
Краеведческий компонент широко используется в преподавании предметов базисного плана. Разработан дидактический материал, тексты диктантов и изложений для проведения уроков русского языка, в тематическое планирование уроков литературы включается краеведческий материал, естественно, в обязательном порядке введен он в содержание уроков обществоведческого и исторического курсов.
Программа "Географическое краеведение" знакомит с географическим положением Ярославской области, позволяет учащимся узнать основные черты строения земной коры, рельефа, минеральными ресурсами и климатом области, внутренними водами и водными ресурсами, почвами, земельными ресурсами, зональными ландшафтами, населением и культурой края. При изучении краеведения используется блочно-модульный подход, позволяющий каждому ребенку самостоятельно достигать целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем-целевым функциональным узлом, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием.
Программа "Экологическое краеведение" знакомит с окружающей природной средой, ее состоянием, основными экологическими проблемами и мерами по их решению, формирует экологическую культуру личности. Круг вопросов, решаемых программой, обозначен на схемею.
Программа носит активный деятельностный характер, тесно связана с внеклассной внешкольной деятельностью. Не только узнаем, но и стараемся помочь экологической системе. Поэтому тесно сотрудничаем с гидрометобсерваторией, вырубаем погибшие деревья на Юршинском острове, проводим экодесанты по сбору мусора на пляжном побережье.
Для 9 класса учителем Савиной О.А. разработана программа "Памятники архитектуры Ярославской области", большую помощь в создании которой оказал Е.П. Балагуров. Программа функционировала несколько лет. Ученики знакомились с особенностями декоративно-прикладного искусства, известными архитекторами, памятниками архитектуры Рыбинска, Ростова Великого, Ярославля и т. д.
Краеведческим ориентированием школьники овладевали на занятиях кружков, проводимых на базе ЦДЮТЭ. Занимали первые места в городских соревнованиях по краеведческому ориентированию. По кадровым причинам на время от этого вида дополнительного образования пришлось отказаться. Вернувшаяся в школу Савина О.А., переработав программу, создала цикл классных часов по архитектуре Ярославской области для учащихся 8-9 классов.
Целями и задачами обществоведческого и исторического курсов являются:
Исходя из этих целей и задач на уроках обществознания, учащиеся знакомятся с понятиями гражданин, гражданство, государство, права и обязанности гражданина, высшие проявления гражданственности.
Поскольку программой предусмотрено выделение времени на региональный компонент содержания обществоведческой подготовки, при изучении данных понятий учителем Лаврухиной Ю.В. привлекается краеведческий материал.
Наличие интегрирующего центра - школьного музея, системы ККД (коллективных краеведческих дел), школьных традиций, вокруг которых разворачивается воспитательный процесс, клубной работы, краеведения в образовательной структуре приносит свои результаты. В классе, за учебной партой, при помощи тестов, анкет, диагностик можно определить ступени гражданского становление личности школьника, уровня его воспитанности.
Результаты уровня воспитанности отслеживаются учителями, классными руководителями по методике М. И. Шиловой. Сейчас появилось множество других новых технологий оценки изучения воспитанности, но педколлектив решил, что целесообразнее оставить количественную и качественную характеристику показателей воспитанности, выделенную Шиловой М. И., так как именно эта технология использовалась на момент начала функционирования системы краеведческой деятельности. Такой подход к оценке воспитанности диктовался необходимостью дальнейшего сравнения результатов, что возможно сделать, имея одинаковые средства получения обратной информации. Администрация на основе анализа листов для фиксирования уровня сформированности качеств учащихся ежегодно дополняет сводную таблицу.
Это делается для сравнения результатов, дает представление об объективном положении дел, помогает строить планы на будущее.
Учебный год
|
Уровень воспитанности
|
|||
высокий
|
средний
|
низкий
|
Очень низкий
|
|
1996/1997
|
27
|
27
|
38
|
8
|
1997/1998
|
25
|
25
|
40
|
10
|
1998/1999
|
22
|
23
|
42
|
13
|
1999/2000
|
21
|
22
|
42
|
15
|
2000/2001
|
20
|
23
|
44
|
13
|
2001/2002
|
25
|
26
|
40
|
9
|
2002/2003
|
28
|
30
|
34
|
8
|
Диагностики формирования нравственных качеств в конце учебного года, как правило, бывает недостаточно. Поэтому, чтобы выяснить промежуточный уровень и уровень самооценки учащихся, их отношение к КТД, используются цветовые аппликации, карьерные линии роста. Так в летнем оздоровительном лагере "Изыскатель" - 2003 линия роста состояла из 5-ти ступеней:
В лагере был собран туристско- краеведческий актив, ребята из отряда "Юный спасатель", которым с 2000 года руководит Павлов И.А. Гражданская позиция воспитывается именно в таких профильных полевых лагерях, где на первый план выступает поисковая, природоохранная, социально значимая деятельность учащихся. (Для людей, для Родины, для себя.)
Гражданская позиция проявляется в делах и поступках: в маленьких добрых поступках и больших общественно полезных делах, где рядом дети и взрослые. Именно так, по мнению педагогов нашей школы, формируются межличностные, внутриколлективные, межвозрастные, межпоколенческие связи (выпускники, родители, население ).
К таким делам можно отнести:
Можно сказать, что конкретные положительные результаты краеведческой деятельности отражены и в количестве призовых мест, которые завоевывают наши ученики на краеведческих конкурсах, чтениях, олимпиадах, разного уровня: городских, областных, всероссийских. Перечислить все грамоты и дипломы, которые были получены за последние годы, просто невозможно, поэтому ниже представлены награждения областного и всероссийского уровня:
Катя Сеченых представляла на олимпиаде исследовательскую работу "Жизнь и судьба в творчестве А.Д. Радловой", интерес к которой возник по сути дела еще в 8 классе. В течение часа девочка отвечала на вопросы членов жюри и слушателей, сама выступала в качестве оппонента, участвовала в различных литературных конкурсах, в одном из которых ей нужно было дать характеристику поэзии серебряного века. Эта тема в школьной программе ею еще не изучалась, но она с ней справилась - помогли занятия краеведением, которые расширяют, дополняют стандарт.
После окончания гимназии № 8 Катя поступила в Ярославский Государственный университет им. Демидова на исторический факультет. На 2 курсе ее курсовая работа была посвящена Волголагу, за помощью обратилась в музей, связь с которым никогда не прерывала. Катя приняла участие в школьной научно-практической конференции "Переборы - столица Волголага", которая была посвящена 50-летию со дня закрытия Волжского лагеря. В работе конференции участвовали ученики школ микрорайона.
Опираясь на многолетний опыт, можно сделать вывод, что систематическая краеведческая деятельность наших учеников способствует их общему развитию, опыт публичных выступлений дает им уверенность в себе, воспитывает гражданские, патриотические чувства, побуждает к самоусовершенствованию.
Такая работа привлекает учащихся новизной, необычностью формы, побуждает к активной познавательной деятельности, связанной с решением задач исследовательского характера, помогает в самореализации личности.
Только связав урок с привычной для ребенка средой,с тем селом, деревней, поселком- местом, где он получил первые жизненные впечатления, мы сможем воспитать патриотические, гражданские чувства в душах наших детей, сблизить процессы воспитания, обучения и развития, создать единое пространство для творческой активности.