Средняя общеобразовательная школа № 17

Роль методической службы в повышении качества образования и компетентности педагогов через работу над программой развития школы

Формы деятельности педагогического коллектива
Схема подготовки педкадров школы №17 к разработке программы развития школы
План разработки программы развития школы
Материалы педсовета "Проблемный анализ состояния работы школы" (22 ноября 2002 года)
Материалы Совета старшеклассников
Материалы занятия в мастер - классе
Список использованной литературы
Презентация выступления

Выбранные при разработке программы развития ОУ формы деятельности педагогического коллектива представляются целесообразными, т.к. в целом способствуют росту профессионального уровня и компетентности педагогов, что сказывается на повышении качества образования в школе.

Педагогический совет - "мозговой штурм" по проблемно-ориентированному анализу
Данная активная форма работы не только дает возможность формирования навыка научного, системного проблемного анализа у педагогов, но и способствует повышению методического уровня учителей. Подобная форма работы может быть применима учителями на уроке, может стать инструментом работы учителя с детьми.

Работа в группах сменного состава
Эта форма работы, опробованная в ходе разработки программы развития школы, может быть использована учителем при организации деятельности учащихся на уроке, а также в работе классного руководителя при проведении коллективных творческих дел. Она позволяет активизировать участников коллектива, включить в работу каждого, формирует коммуникативные навыки.

Совет Старшеклассников
Привлечение учащихся старших классов к разработке программы развития позволило педагогам увидеть возможности и важную роль ученического актива в организации любого дела. Форма деловой игры на Совете - одна из возможных методик проведения нестандартного учебного занятия или классного часа.

Занятие в мастер - классе
Обучение моделированию и проектной деятельности - одна из перспективных форм учебной работы. Представленная форма была использована как одна из основных в работе мастер-класса при летнем оздоровительном лагере. Данную методику учителя внедряют сегодня в учебный процесс, особенно при работе с одаренными детьми и в работе научного общества учащихся в школе. Моделирование - один из способов научно-поисковой работы старшеклассников.

Разработка логико-структурных схем при планировании и организации деятельности
Данная форма прежде всего была опробована в процессе управления ОУ административной командой школы. После знакомства с логико-структурным подходом других педагогов, стала очевидной возможность его применения при планировании и организации любого процесса в ходе УВП, а особенно при планировании, проведении и анализе урока.

Родительский Совет
Форма способствовала привлечению родителей к управлению школой, активизации и укреплению связей родителей с педагогическим коллективом.

Таким образом, методическая работа школы в ходе разработки программы развития ОУ активизировалась, педагоги получили возможность обогатить свой методический арсенал новыми формами и способами деятельности, что привело к повышению педагогического мастерства целого ряда учителей.

Схема подготовки педкадров школы №17 к разработке программы развития школы


План разработки программы развития школы

№ п\п Мероприятия и их содержание Формы проведения Срок Ответственные Итог
1 1 Создание рабочей группы Опрос-анкетирование сентябрь Методический совет Утверждение состава на педсовете
2 Подготовка информационной справки о школе Анализ материалов ВШК октябрь МетодсоветТворческая группа по разработке ПР Доклад на педсовете 22.11.02
3 Проблемный анализ состояния работы школы Анализ, структурирование, вычленение приоритетных проблем школы Педсовет - "мозговой штурм"
Заседание творческой группы
22.11.02

05.12.02
Методсовет

Творческая группа
Выявление проблем Выступление на оперативном совещании учителей
4 Формирование концепции нового состояния школы
1.Описание нового управляемого объекта:- модели участников образовательного процесса (выпускника, педагога, родителя)
Совет старшеклассников (деловая игра).
Заседание творческой группы (деловая игра)
Заседание родительского совета
25.12.02


26.12.02


3.10.03
Творч. группы сменного состава Модель№1


Модель№2


Модель №3
  - Структура нового состояния образовательного процесса (по ступеням образования); учебного плана; технологий обучения; миссии школы Совместное заседание методсовета и творческой группы к 10.02.03

Зам. директора по НМР,
творческая группа
Администрация
Обсуждение проекта на производственном совещании учителей
  - Характеристика нового содержания, принципов, структуры, организации воспитательной работы Заседания МО классных руководителей и родительского совета к 25.02.03 творческая группа
Зам. директора по ВР;
МО классных руководителей
Обсуждение концепции воспитательной работы на родительском собрании
  2.Описание управляющей системы. Совместное заседание административного совета и творческой группы 27.02.03 Администрация ОУ Обсуждение на оперативном совещании учителей
5 Разработка стратегии и задач перехода к новому состоянию школы (Определение этапов перехода; задач реализации программы по каждому направлению изменения состояния школы) Заседание творческой группы Март 2003 Творческая группа Обсуждение на заседании административного совета
6 Формулировка целей ближайшего этапа развития школы Заседание творческой группы 20.03.03 Творческая группа Обсуждение на заседании административного совета
7 Разработка плана действий по реализации идей программы (перечень мероприятий, их сроки, исполнители, финансовые затраты) "Круглый стол" при участии творческой группы и заинтересованных лиц 25.03.03 Творческая группа Обсуждение на оперативном совещании учителей
8 Сборка, редактирование текста программы Заседание творческой группы К 05.04.03 Творческая группа Готовность 1 варианта программы развития школы
9 Ознакомление с программой развития педагогов, родителей, учащихся.Зам а) совещание учителей
б) родительская конференция
в) собрания учащихся
Апрель, май Зам. директора по НМР, по УВР, по ВР Включение участников образовательного процеса в решение задач, обозначенных в программе развития
10 Принятие и утверждение программы развития Педсовет Август 2003г Директор школы
зам. директора по НМР
Программа развития школы - основной стратегический документ в деятельности ОУ

Материалы педсовета

"Проблемный анализ состояния работы школы"
22 ноября 2002 года

Тема педсовета "Проблемный анализ состояния работы школы"
Срок проведения - 22 ноября 2002 года.
Форма проведения - "мозговой штурм".

Организация работы участников педсовета:

План проведения педсовета

№ п/п Время Этап педсовета Деятельность участников
1 13.00 - 13.10 Цель, задачи педсовета. (Программа развития школы и роль проблемного анализа в ней) Выступление директора школы Смирновой Т.А.
2 13.10 - 13.25 Информационная справка о школе - источник выявления проблем Выступление зам. директора Степановой Л.М.
3 13.25 - 13.40 Постановка конкретной задачи группам. Групповая работа по выявлению проблем школы, поиск их причин Обсуждение проблем школы в группах. Подготовка выступающих
4 13.40 - 14.00 Выступление спикеров групп.Коллективный анализ проблем Межгрупповая дискуссия
5 14.00 - 14.10 Анализ и обобщение проблем экспертами-аналитиками: фиксация проблем, оценка их значимости, ранжирование по степени значимости Выступление экспертов-аналитиков
6 14.10-14.15 Утверждение состава творческой группы по разработке программы развития школы Процесс голосования
7 14.15 - 14.25 Принятие решения педсовета Выступление зам. директора с проектом решения педсовета. Внесение поправок и предложений. Голосование

Выступление Смирновой Т.А.
Цель и задачи педагогического совета
Программа развития школы и роль проблемного анализа в ней

Реализация задач достижения нового качества образования, обозначенных в государственной, региональной, муниципальной программах развития образования, в материалах нашего августовского педсовета, невозможна без разработки и реализации целевой комплексной программы развития школы.

Программа развития школы, над созданием которой мы начали работать в текущем учебном году, рассматривается как важнейший инструмент управления развитием школы, главный стратегический документ, рассчитанный на системное преобразование школы, призванный определить

  1. исходное, достигнутое состояние школы;
  2. образ её желаемого состояния;
  3. алгоритм действий перехода в запланированное состояние.

Работу над первым этапом мы в основном завершили - создана "Информационная справка" о нынешнем состоянии школы как системы, главные положения которой будут представлены докладчиком для последующей работы в группах с целью определения как позитивных моментов жизнедеятельности школы, так и имеющихся проблем. Работа педсовета необходима для дальнейшей разработки модели желаемого состояния школы. В итоге мы должны будем выявить наиболее важные для её развития несовпадения, рассогласования, разрывы между желаемыми результатами деятельности школы и её реальными результатами.

В процессе предстоящей работы в группах по выявлению и анализу проблем школы необходимо помнить, что проблемный анализ проводится от конца к началу, т.е. от результатов, которые вам будут предложены, к процессам и условиям как причинам. По В.И.Далю, "аналитика в логике - разбор, способ решения вопроса от следствий к началам, от действия или явления к причинам".

В ходе анализа необходимо ответить на следующие основные вопросы:

  1. Какие результаты школы не удовлетворяют нас и должны быть изменены?
  2. Из-за чего возникли эти проблемы? Что необходимо изменить (в содержании, в методах, средствах, формах и т.п.)?
  3. Что необходимо изменить в ресурсах и в деятельности, чтобы обеспечить требуемое качество школьных процессов?
  4. Что надо изменить в управлении школой, чтобы устранить выявленные дефекты и решить проблемы?

При этом будем помнить, что

  1. Проблемы не следует путать с ограничениями, т.е. внешними проблемами.
  2. Их не следует путать с областями существования проблем (например, сказать, что нас не устраивает качество подготовки выпускников - значит, определить область существования проблемы, т.к. конкретная проблема предполагает, что должно быть сказано, чего не хватает нашим выпускникам до требуемого уровня)
  3. Проблемы не следует путать с их причинами (и областями существования этих причин). Пример: финансовые ресурсы - область существования причин проблем, а пример конкретной причины из этой области - мы не можем получить нужных результатов. Т.к. объем финансирования на столько-то меньше требуемого.
  4. Проблемы не следует путать с трудностями, социальным заказом.

Итогом работы педсовета должно стать выстраивание первичного комплекса проблем школы и их причин, с которыми затем будет организована большая работа, направленная на переход от проблем к стратегии необходимых изменений в школе.

В результате анализа необходимо выявить список важнейших проблем в деятельности школы и главных причин, объясняющих существование этих проблем. При условии нашей эффективной работы в ходе педсовета будет легко перейти к определению управленческих решений и к планированию дальнейшей работы.

Схема проблемно-ориентированного анализа


Выявленные педсоветом проблемы

  1. Необходимость дифференцированного подхода к обучению.
  2. Обучение одаренных детей в общеобразовательных классах.
  3. Недостаточная эффективность применяемых технологий в обучении уч-ся коррекционных классов, проблема психологического сопровождения в обучении таких детей.
  4. Необходимость более эффективных форм работы с родителями, привлечение родителей к участию в УВП и всей деятельности школы.
  5. Недостаточно высокий уровень воспитанности учащихся.
  6. Отсутствие системы в самоуправлении учащихся и воспитательной работе школы.
  7. Необходимость повышения уровня материально-технической базы школы.

Выписка из проекта решения педсовета

  1. Утвердить состав творческой группы по разработке программы развития школы
  2. Принять за основу проблемно-ориентированного анализа деятельности школы обозначенные в ходе педсовета проблемы.
  3. Привлекать к разработке программы развития школы не только творческую группу, ответственную за составление программного документа, но и весь коллектив учителей, учащихся и родителей школы в составе творческих групп сменного состава.
  4. На основе проблемного анализа строить концепцию развития школы и дальнейшую работу по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.

Анализ результатов педсовета

"Плюсы"

"Минусы"

  • К проблемному анализу привлечен весь педколлектив.
  • Апробирован алгоритм проблемно ориентированного анализа, предложенный Лазаревым и Поташником:
  • Более четко обозначился состав творческой группы по разработке ПР школы, он сложился из тех, кто принял самое активное участие в педсовете и проявил наибольшую заинтересованность в разработке программного документа.
  • Определен достаточно большой круг проблем для дальнейшего анализа, указаны их причины.
  • Мотивация педагогов на решение проблем, которые выявлены при их непосредственном участии.

В ходе проблемного анализа выявились трудности, которые необходимо учесть при планировании и проведении педсовета по проблемному анализу:

  • Недостаточная теоретическая и практическая готовность отдельной части педколлектива к проблемному анализу. Это проявилось в следующем:
    1. Испытывали трудности в отделении проблем от причин и следствий.
    2. Затруднялись в достаточно четкой формулировке проблем.
    3. Выделяли "мелкие" проблемы, которые порой заслоняли собой для педагогов видение серьезных, приоритетных проблем школы.
    4. Были названы проблемы, не входящие в сферу компетентности педагогического коллектива ОУ.
  • Рекомендации: заранее, до педсовета, готовить к проблемному анализу группу экспертов-аналитиков, которые организуют и направят обсуждение проблем.

В целом, работа педсовета была полезным и результативным звеном в процессе разработки программы развития школы. Цель достигнута: выделены проблемы для их ранжирования и классификации творческой группой.

Материалы Совета старшеклассников


Дата проведения - 23 декабря 2002 года

Приглашение
_____________________

Дорогой старшеклассник!
Педколлективу нужна твоя помощь в важном деле - разработке
Программы развития школы. Нам очень важно твоё мнение о том, какой должна стать наша школа в ближайшем будущем. Приглашаем тебя на Совет старшеклассников в понедельник, 23 декабря, в 15:00.
(кабинет 238).
----------------------------------------------------------------------------------



Присутствовало 16 человек (актив 9-11 классов).

Повестка заседания

  1. Вступительное слово зам. директора по НМР (о новых подходах к образованию в мире, о необходимости научного прогнозирования развития ОУ, о программе развития школы как важном стратегическом документе).
  2. Постановка задачи перед Советом старшеклассников: определение моделей основных участников образовательного процесса.
  3. Коллективное обсуждение моделей выпускника школы, учителя, родителя.

Ход заседания.

Старшеклассникам было предложено назвать качества, которыми должен обладать выпускник школы №17, совместно определены его основные черты, а затем ученики оценили по названным параметрам сегодняшнего старшеклассника, в т.ч. и себя. Была предложена оценка по 5-балльной системе:

"5" - обладает данным качеством в полной мере;
"4" -обладает в достаточной для дальнейшего развития мере;
"3" - обладает на недостаточном уровне, это качество необходимо развивать;
"2" - неудовлетворительный уровень;
"1" - полное отсутствие"

Итог: учащиеся высоко оценили уровень общительности (коммуникативные способности) современного выпускника (4 балла); уровень его творческих способностей (3,9 балла); комфортное состояние учеников в школе (4 балла).

По мнению старшеклассников, дальнейшего развития требуют такие качества, как ответственное отношение к учебе (3,4 балла); активность в общественной работе (3,3 балла); некоторые нравственные качества.

По данной схеме были определены и оценены качества учителя будущей и современной школы и родителей как участников образовательного процесса. Учащиеся достаточно высоко оценили профессиональные качества педагогов, уровень взаимопонимания между родителями, учениками и педагогами, высказали пожелание о более тесном сотрудничестве и контактах семьи и школы.

Материалы Совета старшеклассников использованы в дальнейшей работе творческой группы при разработке моделей участников образовательного процесса.

Анализ результатов заседания Совета старшеклассников

  1. Включение учащихся старших классов в обсуждение проблем школы и формирование образа будущего ОУ.
  2. Реализация потребности старшеклассников в соучастии в процессе управления школой.
  3. Учет мнения учащихся как основных участников образовательного процесса в разработке концепции будущего состояния школы.
  4. Формирование мыслительных, прогностических и аналитических способностей школьников.

Материалы занятия в мастер - классе при летнем оздоровительном лагере
Моделирование школы будущего

Автор разработки и организатор мероприятия Степанова Л.М.


Проведено 20.06.03

Место проведения - каб. № 204 средней школы №17 г. Рыбинска
Время проведения - 9.30 20.06.03
Участники - 15 уч-ся 6-7 класса

Тема занятия " Моделирование школы будущего"

Цели:

  1. Развитие творческих способностей учащихся.
  2. Обучение моделированию как способу умственной деятельности.
  3. Актуализация коммуникативных навыков при работе в команде.


Ход проведения занятия

  1. Формирование проектных групп (команды по 5 человек)
  2. Разминка - соревнование: какая команда самая творческая?

В ходе соревнования используются задания на диагностику уровня креативности (в том числе тесты Торранса).

Задание 1. Разгадайте метафоры:

Суметь увидеть необычное в обычном - важный признак способности к творчеству.

Задание 2. "Ассоциативная продуктивность"
-Необходимо создать как можно больше ассоциаций по сходству, ответив на вопрос: "На кого или на что это может быть похоже?" Учитываются все, особенно самые оригинальные ответы: чем больше, тем лучше. Например, на что похож утюг? Самые прямые сравнения: пароход, асфальтовый каток, печка. Более интересны оригинальные ассоциации: стартующая ракета, зеркало, горячий паровозик. Но самыми ценными будут совсем необычные сравнения: груженая баржа, шипящий муж, мамина рука, первопроходец чистого белья.

-А теперь ваше задание. На кого или на что похожа школа? Даны 3 минуты для обсуждения в группах.
( На муравейник, на большую семью, на огромный перенаселенный многоэтажный дом, на своих учеников, на планету Земля)

Задание 3. "Использование предметов"
-Перечислите как можно больше способов использования предмета.
Например, как можно использовать лопнувший воздушный шарик? (Надуть из него много маленьких шариков; сделать из него флажок; налить в него воды (сосуд); подарить его кому-нибудь на день рождения, как Пятачок ослику Иа и др.)

Соревнование в командах.
-За 3 минуты запишите как можно больше способов применения прочитанной газеты.
(Основные категории ответов классифицированы Торрансом. См. кн.: ФетискинН.П. Психодиагностика детской одаренности. Практикум, - Москва, Кострома, 2001 - с112-113.)


Задание 4 "Составление предложений"

-Объедините в одно предложение 3 далеких друг от друга по смыслу слова.

Например, ЗАЯЦ. ЧАСЫ. ЧАШКА.
Вот как их объединила Алиса в сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес": "Мартовский ЗАЯЦ взял ЧАСЫ и уныло посмотрел на них, потом окунул их в ЧАШКУ с чаем…"

Соревнование.
- За 3 минуты составьте разные предложения, в которых объедините слова: ШКОЛА. СОЛНЦЕ. ЗЕРКАЛО.
(Лучшие из предложенных вариантов:
Над зеркалом в школе было нарисовано солнце.
Когда я шел в школу, ярко светило солнце и отражалось в зеркале луж.
В солнце, как в зеркале, я увидел отражение школы.)


Задание 5 "Словесная ассоциация"
-Подберите как можно больше определений, признаков предмета. Например, назовите признаки книги.
(Интересная, прочитанная, старая, новая, рукописная, напечатанная, художественная, фантастическая, справочная, библиотечная, личная, популярная, редкая, дорогая, дешевая, умная, полезная и т. д.)

Соревнование.
-У вас опять 3 минуты. Назовите как можно больше признаков 2-х объектов: УЧЕНИК И УЧИТЕЛЬ.
Запись ведется в две колонки.

(Было предложено около 3 десятков определений, достаточно объективно отражающих школьную жизнь. Определения можно сгруппировать в 5-6 классов: внешность, возраст, положительные черты характера, отрицательные черты характера, способность к взаимодействию "учитель - ученик" )


-Разминка окончена. Вы действительно творческие люди. Однако, основное творческое дело у нас впереди. Выполняя последнее задание, мы с вами подошли к теме нашего проекта. Нам необходимо смоделировать школу будущего.

Попробуем представить, какой будет школа через 20-25 лет, когда в ней будут учиться ваши дети.
Ваши мысли о будущей школе - не только игра, педагоги тоже задумываются о будущем школы. Так, в этом году педколлектив вместе со старшеклассниками разработал Программу развития школы на ближайшие годы. А мы с вами попробуем заглянуть еще дальше - через 20 лет. И вполне возможно, ваши идеи помогут педагогам спланировать развитие нашей школы на ближайшие десятилетия.

Действие первое.

Давайте подумаем и представим, что может в школе измениться за 20-25 лет, что будет не таким, как сейчас. Ваши варианты?
(Новые предметы, по-новому оборудованные учебные кабинеты, новые формы проведения уроков, новые взаимоотношения между учениками и учителем. А нужен ли вообще будет учитель? Может быть, его заменит компьютер? Нужна ли такая замена?)

Действие второе.

Моделирование школы будущего.

а) Распределите роли в командах:
· кто будет рисовать проект внешнего вида школы и её кабинетов;
· кто - составлять расписание школы будущего;
· кто будет фиксировать идеи, составлять "Банк идей" для разработки проекта новой школы;
· кто потом представит проект команды

б) 15 минут на выполнение задания.

Действие третье и четвертое.

-Предоставляем слово командам для презентации моделей школы будущего.
Другие команды в это время выступают в роли экспертов, оценивают проекты друг друга.

Правила экспертизы.

Это непросто.
У каждой команды будет две команды экспертов. Причем одна из них будет находить положительное, "плюсы" в представленной модели, а другая должна конструктивно критиковать, задавать вопросы и, может быть, с чем-то не соглашаться.
Команда, которая находит плюсы - эксперты в белой шляпе (выдается символ), а другая, которая будет критиковать - эксперты в черной шляпе (выдается символ). Просьба слушать внимательно, одобрять действительно хорошие идеи, а критиковать доброжелательно и справедливо.
(Используются элементы методики психолога де Боно "Латеральное мышление")

Процедура презентации и экспертизы моделей друг друга.

Интересные предложения в "Банке идей" для разработки проекта новой школы:

-Мне очень понравились ваши творческие идеи. Благодарю всех за совместную работу.


Анализ итогов проведенного занятия

Достигнуты следующие цели:

  1. Включение учащихся, участников мастер - класса в обсуждение проблем школы и моделирование её будущего (в игровой форме).
  2. Учет мнения учащихся как основных участников образовательного процесса в разработке концепции будущего состояния школы.
  3. Формирование мыслительных, творческих и коммуникативных способностей школьников.

Список использованной литературы
по программно-целевому управлению школой

  1. Ильенко Л.П. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное планирование работы. Опытно-ориентированная монография, пособие для руководителей различных типов образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2001.
    (Книга содержит описание опыта разработки программы развития образовательного учреждения. Концепция новой школы строится на организации эффективной методической службы в школе. Приводится пример разработанной образовательной программы.)
  2. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - М.: Новая школа, 1993
    ( В данном пособии изложены теоретические основы процесса разработки программы развития ОУ. Даны рекомендации по организации работы над программным документом в школе, рекомендации по структуре программы развития.)
  3. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности): пособие для руководителей образовательных учреждений/ под ред. М.М.Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
    (В данном пособии рассмотрена роль заместителя директора по НМР в организации работы школы над программой развития. Содержатся требования к программе развития школы и пути обеспечения их выполнения, укуазана структура программы, названы этапы разработки и ожидаемые результаты от внедрения программного документа.)
  4. Плахова Л.М. Как сделать хорошую школу? - М.: Центр "Педагогический поиск", 2000.
    ( Книга содержит практический материал для руководителей по созданию концепции новой школы, включает описание пошаговой деятельности администрации школы и педагогического коллектива по созданию успешно развивающейся школы.)
  5. Поташник М.М. Управление качеством образования. - М.: "Наука",2001.
    (В книге даны теоретические рекомендации руководителям ОУ по программно-целевому управлению развитием школы.)
  6. Программа развития образования в Ярославской области на 2001 - 2003 г.г. и перспективы по 2005 г. Департамент образования Администрации Ярославской области. - Ярославль, 2001.
    (Региональная программа стала одним из основных источников для выбора стратегии развития школы, позволила определить основные направления развития ОУ.)
  7. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы/ под ред. А.М.Моисеева. - М.: Педагогическое общество России, 1999.
    (В пособии описан опыт разработки программ развития образовательных учреждений разного типа, содержатся рекомендации для разработчиков стратегического документа.)
  8. Степанов Е.Н., Лузина А.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера,2002.
    (Книга поможет определиться в выборе концепции воспитательной системы в школе.)
  9. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2001.
    (В данном пособии содержится материал для разработки концепции адаптивной школы, приведены примеры программ развития образовательных учреждений адаптивного типа.)