Формы деятельности педагогического коллектива
Схема подготовки педкадров школы №17 к разработке программы развития
школы
План разработки программы развития школы
Материалы педсовета "Проблемный анализ состояния работы
школы" (22 ноября 2002 года)
Материалы Совета старшеклассников
Материалы занятия в мастер - классе
Список использованной литературы
Презентация выступления
Выбранные при разработке программы развития ОУ формы деятельности педагогического коллектива представляются целесообразными, т.к. в целом способствуют росту профессионального уровня и компетентности педагогов, что сказывается на повышении качества образования в школе.
Педагогический совет - "мозговой штурм" по проблемно-ориентированному
анализу
Данная активная форма работы не только дает возможность формирования навыка
научного, системного проблемного анализа у педагогов, но и способствует повышению
методического уровня учителей. Подобная форма работы может быть применима учителями
на уроке, может стать инструментом работы учителя с детьми.
Работа в группах сменного состава
Эта форма работы, опробованная в ходе разработки программы развития школы, может
быть использована учителем при организации деятельности учащихся на уроке, а
также в работе классного руководителя при проведении коллективных творческих
дел. Она позволяет активизировать участников коллектива, включить в работу каждого,
формирует коммуникативные навыки.
Совет Старшеклассников
Привлечение учащихся старших классов к разработке программы развития позволило
педагогам увидеть возможности и важную роль ученического актива в организации
любого дела. Форма деловой игры на Совете - одна из возможных методик проведения
нестандартного учебного занятия или классного часа.
Занятие в мастер - классе
Обучение моделированию и проектной деятельности - одна из перспективных форм
учебной работы. Представленная форма была использована как одна из основных
в работе мастер-класса при летнем оздоровительном лагере. Данную методику учителя
внедряют сегодня в учебный процесс, особенно при работе с одаренными детьми
и в работе научного общества учащихся в школе. Моделирование - один из способов
научно-поисковой работы старшеклассников.
Разработка логико-структурных схем при планировании и организации деятельности
Данная форма прежде всего была опробована в процессе управления ОУ административной
командой школы. После знакомства с логико-структурным подходом других педагогов,
стала очевидной возможность его применения при планировании и организации любого
процесса в ходе УВП, а особенно при планировании, проведении и анализе урока.
Родительский Совет
Форма способствовала привлечению родителей к управлению школой, активизации
и укреплению связей родителей с педагогическим коллективом.
Таким образом, методическая работа школы в ходе разработки программы развития ОУ активизировалась, педагоги получили возможность обогатить свой методический арсенал новыми формами и способами деятельности, что привело к повышению педагогического мастерства целого ряда учителей.
№ п\п | Мероприятия и их содержание | Формы проведения | Срок | Ответственные | Итог |
1 | 1 Создание рабочей группы | Опрос-анкетирование | сентябрь | Методический совет | Утверждение состава на педсовете |
2 | Подготовка информационной справки о школе | Анализ материалов ВШК | октябрь | МетодсоветТворческая группа по разработке ПР | Доклад на педсовете 22.11.02 |
3 | Проблемный анализ состояния работы школы Анализ, структурирование, вычленение приоритетных проблем школы | Педсовет - "мозговой штурм" Заседание творческой группы |
22.11.02 05.12.02 |
Методсовет Творческая группа |
Выявление проблем Выступление на оперативном совещании учителей |
4 | Формирование концепции нового состояния школы 1.Описание нового управляемого объекта:- модели участников образовательного процесса (выпускника, педагога, родителя) |
Совет старшеклассников (деловая игра). Заседание творческой группы (деловая игра) Заседание родительского совета |
25.12.02 26.12.02 3.10.03 |
Творч. группы сменного состава | Модель№1 Модель№2 Модель №3 |
- Структура нового состояния образовательного процесса (по ступеням образования); учебного плана; технологий обучения; миссии школы | Совместное заседание методсовета и творческой группы | к 10.02.03 |
Зам. директора по НМР, творческая группа Администрация |
Обсуждение проекта на производственном совещании учителей | |
- Характеристика нового содержания, принципов, структуры, организации воспитательной работы | Заседания МО классных руководителей и родительского совета | к 25.02.03 | творческая группа Зам. директора по ВР; МО классных руководителей |
Обсуждение концепции воспитательной работы на родительском собрании | |
2.Описание управляющей системы. | Совместное заседание административного совета и творческой группы | 27.02.03 | Администрация ОУ | Обсуждение на оперативном совещании учителей | |
5 | Разработка стратегии и задач перехода к новому состоянию школы (Определение этапов перехода; задач реализации программы по каждому направлению изменения состояния школы) | Заседание творческой группы | Март 2003 | Творческая группа | Обсуждение на заседании административного совета |
6 | Формулировка целей ближайшего этапа развития школы | Заседание творческой группы | 20.03.03 | Творческая группа | Обсуждение на заседании административного совета |
7 | Разработка плана действий по реализации идей программы (перечень мероприятий, их сроки, исполнители, финансовые затраты) | "Круглый стол" при участии творческой группы и заинтересованных лиц | 25.03.03 | Творческая группа | Обсуждение на оперативном совещании учителей |
8 | Сборка, редактирование текста программы | Заседание творческой группы | К 05.04.03 | Творческая группа | Готовность 1 варианта программы развития школы |
9 | Ознакомление с программой развития педагогов, родителей, учащихся.Зам | а) совещание учителей б) родительская конференция в) собрания учащихся |
Апрель, май | Зам. директора по НМР, по УВР, по ВР | Включение участников образовательного процеса в решение задач, обозначенных в программе развития |
10 | Принятие и утверждение программы развития | Педсовет | Август 2003г | Директор школы зам. директора по НМР |
Программа развития школы - основной стратегический документ в деятельности ОУ |
Тема педсовета "Проблемный анализ состояния работы школы"
Срок проведения - 22 ноября 2002 года.
Форма проведения - "мозговой штурм".
Организация работы участников педсовета:
№ п/п | Время | Этап педсовета | Деятельность участников |
1 | 13.00 - 13.10 | Цель, задачи педсовета. (Программа развития школы и роль проблемного анализа в ней) | Выступление директора школы Смирновой Т.А. |
2 | 13.10 - 13.25 | Информационная справка о школе - источник выявления проблем | Выступление зам. директора Степановой Л.М. |
3 | 13.25 - 13.40 | Постановка конкретной задачи группам. Групповая работа по выявлению проблем школы, поиск их причин | Обсуждение проблем школы в группах. Подготовка выступающих |
4 | 13.40 - 14.00 | Выступление спикеров групп.Коллективный анализ проблем | Межгрупповая дискуссия |
5 | 14.00 - 14.10 | Анализ и обобщение проблем экспертами-аналитиками: фиксация проблем, оценка их значимости, ранжирование по степени значимости | Выступление экспертов-аналитиков |
6 | 14.10-14.15 | Утверждение состава творческой группы по разработке программы развития школы | Процесс голосования |
7 | 14.15 - 14.25 | Принятие решения педсовета | Выступление зам. директора с проектом решения педсовета. Внесение поправок и предложений. Голосование |
Реализация задач достижения нового качества образования, обозначенных в государственной, региональной, муниципальной программах развития образования, в материалах нашего августовского педсовета, невозможна без разработки и реализации целевой комплексной программы развития школы.
Программа развития школы, над созданием которой мы начали работать в текущем учебном году, рассматривается как важнейший инструмент управления развитием школы, главный стратегический документ, рассчитанный на системное преобразование школы, призванный определить
Работу над первым этапом мы в основном завершили - создана "Информационная справка" о нынешнем состоянии школы как системы, главные положения которой будут представлены докладчиком для последующей работы в группах с целью определения как позитивных моментов жизнедеятельности школы, так и имеющихся проблем. Работа педсовета необходима для дальнейшей разработки модели желаемого состояния школы. В итоге мы должны будем выявить наиболее важные для её развития несовпадения, рассогласования, разрывы между желаемыми результатами деятельности школы и её реальными результатами.
В процессе предстоящей работы в группах по выявлению и анализу проблем школы необходимо помнить, что проблемный анализ проводится от конца к началу, т.е. от результатов, которые вам будут предложены, к процессам и условиям как причинам. По В.И.Далю, "аналитика в логике - разбор, способ решения вопроса от следствий к началам, от действия или явления к причинам".
В ходе анализа необходимо ответить на следующие основные вопросы:
При этом будем помнить, что
Итогом работы педсовета должно стать выстраивание первичного комплекса проблем школы и их причин, с которыми затем будет организована большая работа, направленная на переход от проблем к стратегии необходимых изменений в школе.
В результате анализа необходимо выявить список важнейших проблем в деятельности школы и главных причин, объясняющих существование этих проблем. При условии нашей эффективной работы в ходе педсовета будет легко перейти к определению управленческих решений и к планированию дальнейшей работы.
"Плюсы" |
"Минусы" |
|
В ходе проблемного анализа выявились трудности, которые необходимо учесть при планировании и проведении педсовета по проблемному анализу:
|
В целом, работа педсовета была полезным и результативным звеном в процессе разработки программы развития школы. Цель достигнута: выделены проблемы для их ранжирования и классификации творческой группой.
Дата проведения - 23 декабря 2002 года
Приглашение
_____________________Дорогой старшеклассник!
Педколлективу нужна твоя помощь в важном деле - разработке
Программы развития школы. Нам очень важно твоё мнение о том, какой должна стать наша школа в ближайшем будущем. Приглашаем тебя на Совет старшеклассников в понедельник, 23 декабря, в 15:00.
(кабинет 238).
----------------------------------------------------------------------------------
Присутствовало 16 человек (актив 9-11 классов).
Повестка заседания
Ход заседания.
Старшеклассникам было предложено назвать качества, которыми должен обладать выпускник школы №17, совместно определены его основные черты, а затем ученики оценили по названным параметрам сегодняшнего старшеклассника, в т.ч. и себя. Была предложена оценка по 5-балльной системе:
"5" - обладает данным качеством в полной мере;
"4" -обладает в достаточной для дальнейшего развития мере;
"3" - обладает на недостаточном уровне, это качество необходимо развивать;
"2" - неудовлетворительный уровень;
"1" - полное отсутствие"
Итог: учащиеся высоко оценили уровень общительности (коммуникативные способности) современного выпускника (4 балла); уровень его творческих способностей (3,9 балла); комфортное состояние учеников в школе (4 балла).
По мнению старшеклассников, дальнейшего развития требуют такие качества, как ответственное отношение к учебе (3,4 балла); активность в общественной работе (3,3 балла); некоторые нравственные качества.
По данной схеме были определены и оценены качества учителя будущей и современной школы и родителей как участников образовательного процесса. Учащиеся достаточно высоко оценили профессиональные качества педагогов, уровень взаимопонимания между родителями, учениками и педагогами, высказали пожелание о более тесном сотрудничестве и контактах семьи и школы.
Материалы Совета старшеклассников использованы в дальнейшей работе творческой группы при разработке моделей участников образовательного процесса.
Проведено 20.06.03
Место проведения - каб. № 204 средней школы №17 г. Рыбинска
Время проведения - 9.30 20.06.03
Участники - 15 уч-ся 6-7 класса
Тема занятия " Моделирование школы будущего"
Цели:
Ход проведения занятия
В ходе соревнования используются задания на диагностику уровня креативности (в том числе тесты Торранса).
Задание 1. Разгадайте метафоры:
Суметь увидеть необычное в обычном - важный признак способности к творчеству.
Задание 2. "Ассоциативная продуктивность"
-Необходимо создать как можно больше ассоциаций по сходству, ответив на
вопрос: "На кого или на что это может быть похоже?" Учитываются
все, особенно самые оригинальные ответы: чем больше, тем лучше. Например, на
что похож утюг? Самые прямые сравнения: пароход, асфальтовый каток, печка. Более
интересны оригинальные ассоциации: стартующая ракета, зеркало, горячий паровозик.
Но самыми ценными будут совсем необычные сравнения: груженая баржа, шипящий
муж, мамина рука, первопроходец чистого белья.
-А теперь ваше задание. На кого или на что похожа школа? Даны
3 минуты для обсуждения в группах.
( На муравейник, на большую семью, на огромный перенаселенный многоэтажный дом,
на своих учеников, на планету Земля)
Задание 3. "Использование предметов"
-Перечислите как можно больше способов использования предмета.
Например, как можно использовать лопнувший воздушный шарик? (Надуть из него
много маленьких шариков; сделать из него флажок; налить в него воды (сосуд);
подарить его кому-нибудь на день рождения, как Пятачок ослику Иа и др.)
Соревнование в командах.
-За 3 минуты запишите как можно больше способов применения прочитанной
газеты.
(Основные категории ответов классифицированы Торрансом. См. кн.: ФетискинН.П.
Психодиагностика детской одаренности. Практикум, - Москва, Кострома, 2001 -
с112-113.)
Задание 4 "Составление предложений"
-Объедините в одно предложение 3 далеких друг от друга по смыслу слова.
Например, ЗАЯЦ. ЧАСЫ. ЧАШКА.
Вот как их объединила Алиса в сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес":
"Мартовский ЗАЯЦ взял ЧАСЫ и уныло посмотрел на них, потом окунул их в
ЧАШКУ с чаем…"
Соревнование.
- За 3 минуты составьте разные предложения, в которых объедините слова: ШКОЛА.
СОЛНЦЕ. ЗЕРКАЛО.
(Лучшие из предложенных вариантов:
Над зеркалом в школе было нарисовано солнце.
Когда я шел в школу, ярко светило солнце и отражалось в зеркале луж.
В солнце, как в зеркале, я увидел отражение школы.)
Задание 5 "Словесная ассоциация"
-Подберите как можно больше определений, признаков предмета. Например, назовите
признаки книги.
(Интересная, прочитанная, старая, новая, рукописная, напечатанная, художественная,
фантастическая, справочная, библиотечная, личная, популярная, редкая, дорогая,
дешевая, умная, полезная и т. д.)
Соревнование.
-У вас опять 3 минуты. Назовите как можно больше признаков 2-х объектов: УЧЕНИК
И УЧИТЕЛЬ.
Запись ведется в две колонки.
(Было предложено около 3 десятков определений, достаточно объективно отражающих школьную жизнь. Определения можно сгруппировать в 5-6 классов: внешность, возраст, положительные черты характера, отрицательные черты характера, способность к взаимодействию "учитель - ученик" )
-Разминка окончена. Вы действительно творческие люди. Однако, основное
творческое дело у нас впереди. Выполняя последнее задание, мы с вами подошли
к теме нашего проекта. Нам необходимо смоделировать школу будущего.
Попробуем представить, какой будет школа через 20-25 лет, когда в ней будут
учиться ваши дети.
Ваши мысли о будущей школе - не только игра, педагоги тоже задумываются о будущем
школы. Так, в этом году педколлектив вместе со старшеклассниками разработал
Программу развития школы на ближайшие годы. А мы с вами попробуем заглянуть
еще дальше - через 20 лет. И вполне возможно, ваши идеи помогут педагогам спланировать
развитие нашей школы на ближайшие десятилетия.
Действие первое.
Давайте подумаем и представим, что может в школе измениться за 20-25 лет, что
будет не таким, как сейчас. Ваши варианты?
(Новые предметы, по-новому оборудованные учебные кабинеты, новые формы проведения
уроков, новые взаимоотношения между учениками и учителем. А нужен ли вообще
будет учитель? Может быть, его заменит компьютер? Нужна ли такая замена?)
Действие второе.
Моделирование школы будущего.
а) Распределите роли в командах:
· кто будет рисовать проект внешнего вида школы и её кабинетов;
· кто - составлять расписание школы будущего;
· кто будет фиксировать идеи, составлять "Банк идей" для разработки
проекта новой школы;
· кто потом представит проект команды
б) 15 минут на выполнение задания.
Действие третье и четвертое.
-Предоставляем слово командам для презентации моделей школы будущего.
Другие команды в это время выступают в роли экспертов, оценивают проекты друг
друга.
Правила экспертизы.
Это непросто.
У каждой команды будет две команды экспертов. Причем одна из них будет находить
положительное, "плюсы" в представленной модели, а другая должна конструктивно
критиковать, задавать вопросы и, может быть, с чем-то не соглашаться.
Команда, которая находит плюсы - эксперты в белой шляпе (выдается символ), а
другая, которая будет критиковать - эксперты в черной шляпе (выдается символ).
Просьба слушать внимательно, одобрять действительно хорошие идеи, а критиковать
доброжелательно и справедливо.
(Используются элементы методики психолога де Боно "Латеральное мышление")
Процедура презентации и экспертизы моделей друг друга.
Интересные предложения в "Банке идей" для разработки проекта новой школы:
-Мне очень понравились ваши творческие идеи. Благодарю всех за совместную работу.
Анализ итогов проведенного занятия
Достигнуты следующие цели: