Образование, полученное школьником, признается качественным, если его результаты соответствуют операционально-заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика.
Изменяющиеся условия в политике, экономике, образовании требуют и изменений в управлении качеством образования, поэтому меняются и управленческие структуры в гимназии №18.
Цель
|
Конечный результат
|
Структура.
|
Обновление содержания образования | Модель выпускника детского сада, начальной школы, гимназии. Модель учителя. | Кафедры |
Преемственность в содержании образования | Творческая личность ученика и учителя. | Творческие лаборатории. |
Интеграция | Самосовершенствующаяся личность гимназиста и педагога. | Творческие профессиональные объединения. |
Новизна представленного опыта заключается в том, что гуманитарно-музыкальная гимназия - интегрированное учреждение, где через непрерывный педагогический процесс осуществляется развитие ребёнка от 3 до 17 лет.
Осуществление преемственности между детским садом "Развитие" и начальной школой, начальной школой и средним звеном обеспечивается
В целом можно сказать, что в гимназии №18 сложилась система преемственности, способствующая качественному образованию ребёнка от дошкольного возраста до выпуска. (см Приложение №1).
Эта система хорошо просматривается в работе профессионального творческого объединения преподавателей трёх кафедр:
Востребованность представленного нами опыта очевидна, поскольку в г. Рыбинске уже есть интегрированные учреждения "детский сад-школа". На примере гимназии № 18 можно убедиться, как через решение вопросов преемственности добиться значительных результатов в качественном обучении и воспитании подрастающего поколения.
В гимназии ведётся отслеживание каждого ребёнка с 3 до 17 лет, и составляется карта его развития. Кроме того, педагоги проводят мониторинг обученности гимназистов по четвертям и на конец учебного года.
Вот какие данные были получены преподавателями творческой лаборатории "Слово" (их ученики в 4Б (5Б) классах) по сравнению с традиционным способом обучения (ученики 4А (5А) классов).
2001-2002 учебный год
|
2002-2003 учебный год
|
|||
стандарт
|
на "4" и "5"
|
стандарт
|
на "4" и "5"
|
|
4А (5А) - Полякова Л.П. (Клочухина С.И.) |
100%
|
71,4%
|
85,7%
|
57,4%
|
4Б (5Б) - Попова Н.А. (Бачурина С.В.) |
100%
|
94,1%
|
88,2%
|
76,4%
|
Разница между результатами диктанта, проведённого в 5-м классе и итогами года за 4-й класс, следующая:
Вид деятельности |
Результаты
|
||
4А
|
4Б
|
||
1
|
Читают выше нормы |
72%
|
81%
|
2
|
Читают в норме |
16%
|
19%
|
3
|
Читают ниже нормы |
12%
|
-
|
4
|
Читают без ошибок |
61%
|
70%
|
5
|
Читают целыми словами |
88%
|
100%
|
6
|
Понимают прочитанное |
88%
|
100%
|
Именно анализ этих показателей ещё раз подтвердил, насколько важно решение вопросов преемственности при переходе ребёнка из детского сада в начальную школу и из начальной школы в среднее звено.
И именно эти показатели привели к мысли о том, что необходимо переходить на более высокий уровень управления качеством, ибо освоение технологии саморазвития личности требует формирования у гимназистов навыков самообразования и самовоспитания, и решать эти вопросы надо комплексно, в системе, не допуская разрывов и несогласованности на каждой ступени обучения.
Концептуальную основу гимназии №18 образуют следующие фундаментальные положения, на основе которых строит свою деятельность творческое профессиональное объединение педагогов "Слово и речь".
А технология саморазвития личности предполагает вооружить учащихся знаниями и умениями саморазвития и за счёт этого поднять уровень внутренней мотивации подростка к учению, а в дальнейшем создать условия для личности самосовершенствующейся.
Заявленный опыт связан с задачами муниципальной методической службы и программы развития системы образования округа, а также соответствует теме конкурса, поскольку показывает роль творческого профессионального объединения педагогов "Слово и речь" в управлении качеством образования через решение вопросов преемственности и в учебно-воспитательном процессе.
Гуманитарно-музыкальный комплекс был создан в 1992 году. Новые цели учебного заведения потребовали создания новых структур управления. Одной из них стали кафедры. Мы рассмотрим деятельность трёх из них:
Одной из приоритетных гуманитарных задач было формирование филологической, языковой культуры выпускника UVR/
Начиная с детского сада, ребёнок стал вводиться в мир художественного отображения окружающей действительности и с помощью языка.
Работая над вопросами изменения содержания образования, преподаватели кафедр дополнили основную базовую программу по русскому языка и литературе спецкурсами:
Стали создаваться сквозные и авторские программы, учителя осваивали методику проведения нетрадиционных уроков, создавались первые печатные материалы.
В коммуникативной сфере отрабатывались локальные взаимодействия учащихся. Начала создаваться карты развития детей как элемент мониторинга учебно-воспитательного процесса. Одновременно росло и педмастерство учителей кафедр, их стремление к повышению квалификационной категории.
Однако жизнь не стояла на месте. Развитие рынка и рыночных отношений диктовало необходимость изменений в учебно-воспитательном процессе. Нужно было сформировать творческую личность, которая смогла бы приспособиться к новым внешним условиям, найти свою нишу на рынке труда.
Управлять новым качеством образования должны были новые структуры, и они появились - творческие лаборатории. Решая вопросы преемственности между детским садом и начальной школой, они формировали творческую личность и учителя и ученика. И результаты деятельности оказались более высокими (см раздел "Опора на результаты мониторинга и диагностики").
Однако и формирование творческой личности оказалось недостаточным. Программой развития учреждения определяется новый конечный результат - воспитание самосовершенствующейся личности ученика и педагога. Чтобы управлять новым качеством образования, потребовались творческие профессиональные объединения преподавателей.
Первыми такое объединение создали преподаватели кафедр дошкольного воспитания, начальных классов и историко-филологической кафедры, назвав его "Слово и речь". Им предстоит управлять качеством образования, чтобы освоить технологию саморазвития личности, для этого:
За более чем 10-летний период функционирования учреждения преподаватели кафедр и творческих лабораторий достигли определённых успехов. А впереди новые трудности, проблемы, победы…
Управленческая структура
|
Столбкова Н.В.
|
Филатова Т.В.
|
Сургучёва Л.К.
|
Попова Н.А.
|
Политова Е.А.
|
Бачурина С.В.
|
Клочухина С.И.
|
Трошичева Т.Л.
|
Кафедры1992-1995 г.г. |
2 категория
|
Базовая категория
|
Базовая категория
|
2 категория
|
Базовая категория
|
Базовая категория
|
Базовая категория
|
2 категория
|
Творческие лаборатории "Слово", "Малыш"1995
- 2002 г.г. |
1 категория | 2 категория | 2 категория | 1 категория | 2 категория | 1 категория | Высшая категория | 1 категория |
Творческое профессиональное объединение педагогов "Слово и речь" 2003 г. - ... | 1 категория | 1 категория | 1 категория | Высшая категория | 1 категория | Высшая категория | Высшая категория | Высшая категория |
1993 г |
|
1994 г |
|
1995 г. |
|
1996 г. |
|
1997 г. |
|
1998 г. |
|
1999 г. |
|
2000 г. |
|
2001 г. |
|
2002 г. |
|
2003 г. |
|
1.1 Кафедра образовательного учреждения:
1.2 Кафедра организуется при наличии не менее 5 учителей, в состав кафедры могут входить учёные и научные сотрудники, работающие в гимназии по совместительству, а также иностранные специалисты.
1.3 Кафедру возглавляет заведующий. Он назначается директором гимназии из числа лучших учителей высшей или первой категории, склонных к научно-исследовательской деятельности, способных организаторов, коммуникабельных и обладающих высокими нравственными качествами.
1.4 Деятельность кафедры координируется заместителем директора по научно-методической работе и подчиняется педагогическому совету образовательного учреждения.
1.5 Кафедра оформляет следующую документацию:
2.1 Целью деятельности кафедры гимназии является обеспечение научно-теоретического, научно- практического и практического управления воспитательно-образовательным процессом, научно-исследовательской деятельностью педагогов и учащихся.
2.2 Для реализации данной цели кафедра решает следующие задачи:
3.1 Разработка инновационных программ, и новых учебных курсов по дисциплинам кафедры и внесение их на утверждение научно-методического совета
3.2 Апробация и интеграция инновационных программ и новых учебных курсов в учебный план гимназии.
3.3 Рецензирование учебных программ, методических рекомендаций, учебных пособий, дидактических материалов (в случае обращения на кафедру).
3.4 Анализ экспериментальной деятельности и ее результатов по профилю кафедры.
3.5 обсуждение на кафедре научно-исследовательской работы (доклады, рефераты, отчеты и т.д.), вынесение решения о возможности представления работы на конкурсы, конференции олимпиады всех уровней.
3.6 Организация систематической учёбы членов кафедры, обеспечивающей повышение культуры научного труда учителя, знакомство и овладение новыми образовательными технологиями.
3.7 Организация мониторинговых исследований по проблемам развития гимназии
3.8 Создание банка данных актуально7го педагогического опыта, учебно-методических материалов, авторских разработок.
3.9 Активное участие в ежегодных научно-практических конференциях гимназии.
4.1 Состав кафедры определяется в соответствии со специализацией членов педагогического коллектива.
4.2 Заседания кафедры протоколируются; доклады, методические разработки и другая продукция кафедральной деятельности передается методическому кабинету гимназии.
4.3 Кафедра образовательного учреждения осуществляет связи с другими кафедрами гимназии, а также методическими подразделениями других школ для обсуждения современных научных проблем, тенденций и перспектив развития образования.
1.1 Творческая лаборатория (далее ТЛ) является структурным подразделением методической службы учреждения, объединяющим кафедры по предметам, образовательным областям, видам воспитательной работы.
1.2 ТЛ создаётся при наличии двух кафедр смежных образовательных областей и возглавляется учителем - предметником (классным руководителем) высшей или первой категории.
1.3 Деятельность ТЛ основывается на программе развития и образовательной программе учреждения, опирается на педагогический анализ, прогнозирование и планирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с типом и видом образовательного учреждения.
1.4 Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы ТЛ определяются его членами в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения и утверждаются научно-методическим советом.
2.1 Целью деятельности ТЛ является создание условий для творческой работы в обеспечении качества образования, практического решения вопросов преемственности и воспитания творческой личности ученика и учителя.
2.2 Деятельность ТЛ направлена на выполнение следующих задач:
3.1 Диагностика затруднений, связанных с вопросами преемственности и повышения качества учебно-воспитательного процесса.
3.2 Планирование и анализ деятельности.
3.3 Разработка рекомендаций, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, направленных на устранение выявленных затруднений.
3.4 Разработка основных направлений и форм активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся (конкурсы, викторины, предметные недели, выставки работ и т.д.)
3.5 Совершенствование содержания образования через создание сквозных и авторских программа.
3.6 Совершенствование педагогического мастерства учителя через творческий подход к учебно-воспитательному процессу.
3.7 Организация диагностики (мониторинга) эффективности деятельности членов ТЛ.
4.1 ТЛ работает совместно с научно-методическим советом гимназии, осуществляет взаимосвязи с педагогическим советом директором и его заместителями.
4.2 Свою деятельность ТЛ организует в соответствии с программой развития гимназии и координационным планом работы на каждый учебный год.
1.1 Творческое профессиональное объединение учителей (ТПО) является структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, объединяющим кафедры по предмета, образовательным областям, видам воспитательной работы.
1.2 ТПО создается при наличии не менее трёх кафедр одной или смежных образовательных областей и возглавляется учителем- предметником (классным руководителем) высшей категории.
1.3 Деятельность ТПО основывается на программе развития и образовательной программе учреждения, опирается на педагогический анализ, прогнозирование и планирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с типом и видом образовательного учреждения.
1.4 Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы ТПО определяются его членами в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения и утверждаются научно-методическим советом .
2.1 Целью деятельности ТПО является создание условий для творческой работы в обеспечении качества образования, практического решения проблем межпредметных связей и воспитание самосовершенствующейся личности гимназиста и педагога.
2.2 Деятельность ТПО направлена на выполнение следующих задач:
3.1 Диагностика и анализ затруднений в деятельности с выходом на проблемы.
3.2 Планирование деятельности с учётом мероприятий, направленных на разрешение выявленных затруднений и проблем.
3.3 Разработка рекомендаций, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, направленных на устранение имеющихся затруднений и проблем.
3.4 Разработка основных направлений и форм активизации познавательной, научно- исследовательской деятельности учащихся (олимпиады, интеллектуальный марафон, "Праздник мысли", литературная гостиная, концерты, публикации в газетах, поэтический альманах и др.)
3.5 Совершенствование содержания образования через интеграцию.
3.6 Совершенствование педагогического мастерства учителя через освоение новых технологий и форм работы.
3.7 Организация диагностики (мониторинга) эффективности деятельности членов ТПО.
4.1 ТПО работает совместно с научно-методическим советом гимназии, осуществляет взаимосвязи с педагогическим советом, директором и его заместителями.
4.2 Свою деятельность ТПО организует в соответствии с программой развития гимназии
и координационным планом работы на каждый учебный