Факультативные курсы
Анализ работы УВЦ "Детство" по инновационным курсам
"Русская школа"
"ТРИЗ - педагогика"
Иностранный язык
Обучение чтению без букварного периода по А. Кушниру
Курс "Уроки психологической разгрузки"
Курс "Этическая грамматика"
Курс "Человек и окружающая среда"
УВЦ "Детство" принимает участие в смотре-конкурсе методических служб образовательных учреждений города Рыбинска "Роль методической службы в управлении качеством образования".
УВЦ "Детство" представляет на конкурс внедрение и освоение инновационных курсов и факультативных занятий по выбору учащихся и родителей:
Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика. Формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности. Эта цель реализуема, т.к. ведущее место в школе отводится индивидуализации учебной и дифференциации обучающей деятельности, что обеспечивает выпускнику школы возможность дальнейшего успешного самообразования.
УВЦ "Детство" является структурным подразделением начальной школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательной программы.
Содержание начального образования составляет чтение, письмо и счет. В школе имеют место различные программы, связанные с именами А. Кушнира, Л.В. Занкова и другие.
Урок представляет собой сложный психолого-педагогический процесс, акт учительского творчества, которому предъявляется множество различных требований. Так учителя Ролдугина Е.Ю., Алексеева Л.М. работают по учебникам Бунеевых Р.Н. и Е.В.; Некрасова Н.И. и Тихомирова Ю.В. работают по программе Л.В. Занкова; учителя Новикова Т.В. и Минкина М.Б. работают по программе "Школа 2100"; Пелевкина С.Ю. работает по системе "Гармония"; учителя Кондрашина И.С. и Сейфельмлюкова О.В. работают в классах специальной коррекции; учителя Терентьева Т.В., Савельева Е.А. и Земель Т.А. работают в классах педагогической поддержки. Начальная школа полностью перешла на четырехлетнюю систему обучения. Все остальные учителя начальных классов включают в свои уроки развивающие задания из программы Л.В. Занкова, Ю. Дмитриева, А.А. Плешакова, Истоминой, продолжая всестороннее общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни на ряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов, типов общения).
Исходя из основной научно-методической темы школы "Формирование основных компетенций на основе требований жизни с целью самореализации учащихся" учебно-воспитательный центр "Детство" продолжает работу по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Главной целью деятельности начальной школы на современном этапе является развитие личности учащегося.
Процесс гуманизации образования, индивидуализации обучения, его дифференциация и вариативности, потребовал инновационных программ, новых учебных предметов, интегрированных курсов и как следствие - изменения методологии и технологии в организации учебно-воспитательного процесса.
УВЦ "Детство" с 1998 года ввело следующие инновационные предметы и курсы:
Ведется по программе Гончарова, адаптированной учителями начальной школы, с тематическим планированием уроков курса "Русская школа" в 1-4 классах, утвержденным на Методическом Совете школы, можно ознакомиться в методическом кабинете школы № 20.
Задачи курса:
В 1997-1998 учебном году был проведен семинар для директоров школ города по теме "Работа школы по созданию системы дифференцированного обучения в начальных классах".
С проведением открытых уроков по темам:
В 2001 году был проведен городской семинар по теме "Эффективность использования методов ТД в воспитательной работе учителей УВЦ "Детство". (из опыта работы: "Школа + краеведческий музей".) Были проведены:
По данному курсу было проведено тестирование:
Инновационная группа ( 4 "б") | Контрольная группа |
|
|
|
![]() |
|
![]() |
Изучение курса "Русская школа" продолжается в среднем звене (в 5-6 классах). В рамках курса "Русская школа" ведется курс "Музейная педагогика"(на базе историко-архитектурного музея г. Рыбинска) в течение 9 лет. Программа "Край, в котором мы живем" составлена учителем начальных классов 1 категории Некрасовой Н.И. совместно с сотрудниками историко-архитектурного музея города. Программа и тематическое планирование утверждено на Методическом Совете школы, с которым можно ознакомиться в методическом кабинете школы №20. Преемственность сохраняется и в средней школе: 5-9 классах введен курс краеведения. Программа и тематическое планирование утверждено Методическим Советом школы, познакомиться с программой можно в методическом кабинете школы.
С 1998 года введен курс "ТРИЗ-педагогика"(теория решения изобретательских задач). Ведущая роль принадлежит формированию мышления, воспитанию умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач развивается творческая и прикладная стороны мышления. Главная задача курса развивать "тризовское" мышление, которое включает в себя:
Программа и тематическое планирование по курсу "ТРИЗ-педагогика" составлена учителем начальных классов 1 категории Ашметковой В.В. и утверждено Методическим Советом школы, с которыми можно ознакомиться в методическом кабинете школы № 20. Преемственность изучения курса сохраняется:
Тематическое планирование по данным курсам утверждено на Методическом Совете школы, с которым можно ознакомиться в методическом кабинете школы №20.
Инновационная группа (4-в класс) | Контрольная группа |
Бордовый - "отлично", желтый
- "хорошо", синий -"удовлетворительно"
|
|
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
Пропедевтический курс "Иностранный язык" ведется в начальной школе с 1998 года с первого класса(английский язык - 5 лет, немецкий язык - 2 года).
ЗАДАЧИ КУРСА:
Программа "Английский, немецкий языки" 1-4 классы под редакцией Н.Д. Гальсковой, З.Н. Никитенко. Тематическое планирование разработано на основе данной программы учителями иностранного языка Одинцовой Т.Ю. (2 категория), Калининой С.А. (1 категория), Фокиной Е.В. (2 категория).
|
![]() |
|
![]() |
С 1997 года ведется обучение чтению без букварного периода по А. Кушниру.
ЗАДАЧИ:
Авторская программа и тематическое планирование составлено учителем начальной школы 1 категории Телешевой О.Ю. и утверждено на Методическом Совете школы.
КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС |
Синий - выше нормы, бордовый - норма, желтый - ниже нормы. |
|
![]() |
![]() |
КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС |
желтый - с ошибками, голубой - без ошибок. |
|
![]() |
![]() |
КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС |
Бордовый - чтение словами и слогами, голубой - чтение
по слогам
|
|
![]() |
![]() |
В настоящее время по данной методике работает учитель начальной школы 1 категории Ролдугина Е.Ю.
Уроки психологической разгрузки проводятся в классах специальной коррекции и педагогической поддержки.
ЗАДАЧИ:
Программа курса "Уроки психологической разгрузки" и тематическое планирование для учащихся 1-4 классов, имеющиеся в методическом кабинете, составлены проблемной группой учителей начальной школы,
В методическом кабинете школы разработаны программа "Коррекционно-развивающее обучение в среднем звене" и тематическое планирование учебного материала (для 5-6 классов), разработаны проблемной группой под руководством учителя Хрусталевой Е.М.
С 1998 года ведется курс "Этическая грамматика" по программе С.Г. Колбовской.
ЗАДАЧИ:
В рамках курса "Этическая грамматика" ведется курс "Риторика".
ЗАДАЧИ:
Программа курса "Риторика" под редакцией Ладыженской адаптирована учителями начальной школы Новиковой Т.В. (2 категория), Ролдугиной Е.Ю. (1 категория). На основе данной программы разработано тематическое планирование для 1-4 классов, утвержденное на Методическом Совете школы. Материалы по курсу находятся в методическом кабинете школы.
С 1997 года в школе ведется курс "Человек и окружающая среда" по программе А.А. Плешакова "Зеленый дом". Тематическое планирование составлено учителем начальной школы 1 категории Липатовой И.Н.
ЗАДАЧИ:
Результатом изучения данного курса являются творческо-исследовательские работы учащихся начальных классов, которые представляются на заседаниях школьного научного общества ШМАН (ШКОЛЬНОЙ МАЛОЙ АКАДЕМИИ НАУК ).
В методическом кабинете школы создан ИННОВАЦИОННЫЙ БАНК, где собран материал инновационной работы в начальной школе, что позволяет отслеживать результат по обучению нововведениям и прослеживать преемственность в среднем и старшем звеньях. На каждого учителя, ведущего инновационный курс, заполняется карта инновации. УВЦ "Детство" в течение 2001-2002 и 2002-2003 учебных годов принимал участие во Всероссийском конкурсе "Учитель года России". В 2002 году учитель-логопед высшей категории Савельева Л.Г. представляла работу по теме "Система заинтересованного взаимодействия по преодолению замкнутого круга неуспехов у детей младшего школьного возраста" и стала дипломантом муниципального тура конкурса. В 2003 году она представляла опыт работы по теме "Уроки психологической разгрузки в системе коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими ЗПР- составляющие комплексного подхода к усвоению ими содержания начальной ступени обучения и реализации стандарта требований к знаниям и умениям учащихся", в муниципальном туре заняла 3 место, а в областном туре стала дипломантом.
Учениками, родителями, общественностью отмечаются позитивные изменения, даются положительные отзывы по результатам нововведений УВЦ "Детство" ОУ средней общеобразовательной школы № 20.