Средняя общеобразовательная школа № 20

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
работы учебно-воспитательного центра "ДЕТСТВО" учителей начальной школы

Факультативные курсы
Анализ работы УВЦ "Детство" по инновационным курсам
"Русская школа"
"ТРИЗ - педагогика"
Иностранный язык
Обучение чтению без букварного периода по А. Кушниру
Курс "Уроки психологической разгрузки"
Курс "Этическая грамматика"
Курс "Человек и окружающая среда"

УВЦ "Детство" принимает участие в смотре-конкурсе методических служб образовательных учреждений города Рыбинска "Роль методической службы в управлении качеством образования".

УВЦ "Детство" представляет на конкурс внедрение и освоение инновационных курсов и факультативных занятий по выбору учащихся и родителей:

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ КУРСЫ:

АНАЛИЗ работы УВЦ "Детство" по инновационным курсам.

Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика. Формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности. Эта цель реализуема, т.к. ведущее место в школе отводится индивидуализации учебной и дифференциации обучающей деятельности, что обеспечивает выпускнику школы возможность дальнейшего успешного самообразования.

УВЦ "Детство" является структурным подразделением начальной школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательной программы.

Содержание начального образования составляет чтение, письмо и счет. В школе имеют место различные программы, связанные с именами А. Кушнира, Л.В. Занкова и другие.

Урок представляет собой сложный психолого-педагогический процесс, акт учительского творчества, которому предъявляется множество различных требований. Так учителя Ролдугина Е.Ю., Алексеева Л.М. работают по учебникам Бунеевых Р.Н. и Е.В.; Некрасова Н.И. и Тихомирова Ю.В. работают по программе Л.В. Занкова; учителя Новикова Т.В. и Минкина М.Б. работают по программе "Школа 2100"; Пелевкина С.Ю. работает по системе "Гармония"; учителя Кондрашина И.С. и Сейфельмлюкова О.В. работают в классах специальной коррекции; учителя Терентьева Т.В., Савельева Е.А. и Земель Т.А. работают в классах педагогической поддержки. Начальная школа полностью перешла на четырехлетнюю систему обучения. Все остальные учителя начальных классов включают в свои уроки развивающие задания из программы Л.В. Занкова, Ю. Дмитриева, А.А. Плешакова, Истоминой, продолжая всестороннее общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни на ряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов, типов общения).

Исходя из основной научно-методической темы школы "Формирование основных компетенций на основе требований жизни с целью самореализации учащихся" учебно-воспитательный центр "Детство" продолжает работу по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Главной целью деятельности начальной школы на современном этапе является развитие личности учащегося.

Процесс гуманизации образования, индивидуализации обучения, его дифференциация и вариативности, потребовал инновационных программ, новых учебных предметов, интегрированных курсов и как следствие - изменения методологии и технологии в организации учебно-воспитательного процесса.

УВЦ "Детство" с 1998 года ввело следующие инновационные предметы и курсы:

"РУССКАЯ ШКОЛА"

Ведется по программе Гончарова, адаптированной учителями начальной школы, с тематическим планированием уроков курса "Русская школа" в 1-4 классах, утвержденным на Методическом Совете школы, можно ознакомиться в методическом кабинете школы № 20.

Задачи курса:

  1. Восстанавливать чувства национального достоинства у ныне растерявшегося поколения через демонстрацию того, что Россия дала миру.
  2. Убеждать учащихся в том, что русский человек - носитель прекрасных самобытных нравственных качеств, хранитель духовного звена нации.
  3. Знакомить с историческими символами России и русского человека, т.е. тем, что сделало наше Отечество великим, а человека самобытным, духовно богатым.

В 1997-1998 учебном году был проведен семинар для директоров школ города по теме "Работа школы по созданию системы дифференцированного обучения в начальных классах".

С проведением открытых уроков по темам:

В 2001 году был проведен городской семинар по теме "Эффективность использования методов ТД в воспитательной работе учителей УВЦ "Детство". (из опыта работы: "Школа + краеведческий музей".) Были проведены:

По данному курсу было проведено тестирование:

  1. Результативность обучения.
  2. Мотивация обучения.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Инновационная группа ( 4 "б") Контрольная группа
  • Красный - отлично
  • Желтый - хорошо
  • Зеленый - удовлетворительно
  • Синий - неудовлетворительно

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

  • Синий - высокий уровень
  • Бордовый - средний уровень
  • Зеленый - низкий уровень

МОТИВЫ ОБУЧЕНИЯ

  • Жёлтый - самостоятельное познание мира
  • Бордовый - нужно для учёбы
  • Синий - нужно для будущей жизни
  • Голубой - боязнь получения плохой оценки

Изучение курса "Русская школа" продолжается в среднем звене (в 5-6 классах). В рамках курса "Русская школа" ведется курс "Музейная педагогика"(на базе историко-архитектурного музея г. Рыбинска) в течение 9 лет. Программа "Край, в котором мы живем" составлена учителем начальных классов 1 категории Некрасовой Н.И. совместно с сотрудниками историко-архитектурного музея города. Программа и тематическое планирование утверждено на Методическом Совете школы, с которым можно ознакомиться в методическом кабинете школы №20. Преемственность сохраняется и в средней школе: 5-9 классах введен курс краеведения. Программа и тематическое планирование утверждено Методическим Советом школы, познакомиться с программой можно в методическом кабинете школы.

"ТРИЗ - педагогика"

С 1998 года введен курс "ТРИЗ-педагогика"(теория решения изобретательских задач). Ведущая роль принадлежит формированию мышления, воспитанию умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач развивается творческая и прикладная стороны мышления. Главная задача курса развивать "тризовское" мышление, которое включает в себя:

Программа и тематическое планирование по курсу "ТРИЗ-педагогика" составлена учителем начальных классов 1 категории Ашметковой В.В. и утверждено Методическим Советом школы, с которыми можно ознакомиться в методическом кабинете школы № 20. Преемственность изучения курса сохраняется:

Тематическое планирование по данным курсам утверждено на Методическом Совете школы, с которым можно ознакомиться в методическом кабинете школы №20.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Инновационная группа (4-в класс) Контрольная группа
Бордовый - "отлично",    желтый - "хорошо",      синий -"удовлетворительно"

"МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ"

  • Синий - высокий уровень
  • Бордовый - средний уровень

МОТИВЫ ОБУЧЕНИЯ

  • Желтый - самостоятельное познание мира
  • Голубой - нужно для будущей жизни
  • Синий - нужно для учебы
  • Бордовый - боязнь получить плохую отметку
  • Фиолетовый - влияние родителей

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Пропедевтический курс "Иностранный язык" ведется в начальной школе с 1998 года с первого класса(английский язык - 5 лет, немецкий язык - 2 года).

ЗАДАЧИ КУРСА:

  1. Формирование всесторонне развитой, социально-активной личности;
  2. Открытие доступа к культурным и научным ценностям других народов;
  3. Развитие интереса к иностранным языкам;
  4. Формирование коммуникативных качеств учащихся.

Программа "Английский, немецкий языки" 1-4 классы под редакцией Н.Д. Гальсковой, З.Н. Никитенко. Тематическое планирование разработано на основе данной программы учителями иностранного языка Одинцовой Т.Ю. (2 категория), Калининой С.А. (1 категория), Фокиной Е.В. (2 категория).

МОТИВЫ ОБУЧЕНИЯ

  • желтый - нужно для учебы
  • синий - нужно для будущей жизни
  • бордовый - влияние родителей

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

  • Синий - очень нравится
  • Бордовый - нравится
  • Желтый - не нравится

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ БЕЗ БУКВАРНОГО ПЕРИОДА ПО А. КУШНИРУ

С 1997 года ведется обучение чтению без букварного периода по А. Кушниру.

ЗАДАЧИ:

  1. Помочь решить одну из вечных проблем педагогики - ребенок и книга.
  2. Воспитывать любовь и пристрастие к книге и чтению.
  3. Увеличивать объем чтения учащихся и темп чтения увеличить в 2 раза.
  4. Сознательность чтения.

Авторская программа и тематическое планирование составлено учителем начальной школы 1 категории Телешевой О.Ю. и утверждено на Методическом Совете школы.

СРАВНЕНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ: ТЕМП ЧТЕНИЯ

КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС

Синий - выше нормы, бордовый - норма, желтый - ниже нормы.

ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ

КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС

желтый - с ошибками, голубой - без ошибок.

СПОСОБ ЧТЕНИЯ

КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС
Бордовый - чтение словами и слогами, голубой - чтение по слогам

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО КЛАССА

 

 

 

СРАВНЕНИЕ ТЕМПА ЧТЕНИЯ В КОНТРОЛЬНОМ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ КЛАССЕ

 

 

КРУГ ЧТЕНИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ КЛАССЕ

 

 

МОТИВ ЧТЕНИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ КЛАССЕ

 

 

КРУГ ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ ( с 1-9 класс)

МОТИВЫ ЧТЕНИЯ в 1-9 классах

 

В настоящее время по данной методике работает учитель начальной школы 1 категории Ролдугина Е.Ю.

КУРС "УРОКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ"

Уроки психологической разгрузки проводятся в классах специальной коррекции и педагогической поддержки.

ЗАДАЧИ:

  1. Направлены на коррекцию психики детей.
  2. На совершенствование внимания, процессов памяти, словесного языка чувств.
  3. Формирование правильных оценок черт характера.
  4. Обучение элементам саморасслабления (релаксации).

Программа курса "Уроки психологической разгрузки" и тематическое планирование для учащихся 1-4 классов, имеющиеся в методическом кабинете, составлены проблемной группой учителей начальной школы,

В методическом кабинете школы разработаны программа "Коррекционно-развивающее обучение в среднем звене" и тематическое планирование учебного материала (для 5-6 классов), разработаны проблемной группой под руководством учителя Хрусталевой Е.М.

КУРС "ЭТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА"

С 1998 года ведется курс "Этическая грамматика" по программе С.Г. Колбовской.

ЗАДАЧИ:

  1. Ознакомление с понятием о личности. Ее структурой, с местом эмоций в жизни человека.
  2. Формирование воспитанности.
  3. Знакомство с законами нравственности, которые помогут найти ребенку опору в жизни, понять ее смысл, смысл своего существования, правильно ориентироваться в жизни, не бояться настоящего, готовиться к будущему.
  4. Развитие умения общаться со сверстниками, взрослыми.

В рамках курса "Этическая грамматика" ведется курс "Риторика".

ЗАДАЧИ:

  1. Учить правилам и приемам построения своей речи.
  2. Выбирать речевые и изобразительные средства.
  3. Учить владеть голосом, дикцией, артикуляцией звуков речи, интонацией.
  4. Развивать умение свободно держаться перед слушателями.

Программа курса "Риторика" под редакцией Ладыженской адаптирована учителями начальной школы Новиковой Т.В. (2 категория), Ролдугиной Е.Ю. (1 категория). На основе данной программы разработано тематическое планирование для 1-4 классов, утвержденное на Методическом Совете школы. Материалы по курсу находятся в методическом кабинете школы.

КУРС "ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА"

С 1997 года в школе ведется курс "Человек и окружающая среда" по программе А.А. Плешакова "Зеленый дом". Тематическое планирование составлено учителем начальной школы 1 категории Липатовой И.Н.

ЗАДАЧИ:

  1. Помочь учащимся познавать самих себя, определить свое место в обществе и природе.
  2. Осуществлять экологическое воспитание учащихся.
  3. Прививать любовь к родному краю, Родине.

Результатом изучения данного курса являются творческо-исследовательские работы учащихся начальных классов, которые представляются на заседаниях школьного научного общества ШМАН (ШКОЛЬНОЙ МАЛОЙ АКАДЕМИИ НАУК ).

В методическом кабинете школы создан ИННОВАЦИОННЫЙ БАНК, где собран материал инновационной работы в начальной школе, что позволяет отслеживать результат по обучению нововведениям и прослеживать преемственность в среднем и старшем звеньях. На каждого учителя, ведущего инновационный курс, заполняется карта инновации. УВЦ "Детство" в течение 2001-2002 и 2002-2003 учебных годов принимал участие во Всероссийском конкурсе "Учитель года России". В 2002 году учитель-логопед высшей категории Савельева Л.Г. представляла работу по теме "Система заинтересованного взаимодействия по преодолению замкнутого круга неуспехов у детей младшего школьного возраста" и стала дипломантом муниципального тура конкурса. В 2003 году она представляла опыт работы по теме "Уроки психологической разгрузки в системе коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими ЗПР- составляющие комплексного подхода к усвоению ими содержания начальной ступени обучения и реализации стандарта требований к знаниям и умениям учащихся", в муниципальном туре заняла 3 место, а в областном туре стала дипломантом.

Учениками, родителями, общественностью отмечаются позитивные изменения, даются положительные отзывы по результатам нововведений УВЦ "Детство" ОУ средней общеобразовательной школы № 20.