Результативность деятельности клуба "Молодой учитель"
Известный педагог и музыкант Г. Нейгауз писал: "Талант создавать нельзя, но можно создать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты".
Эти слова можно отнести и к школе, так как нет таких ВУЗов, которые готовили бы сразу талантливых педагогов, но в школе, в которую приходит молодой учитель, могут и должны быть созданы условия для выявления и развития его способностей, для адаптации и становления. Тема заявленного опыта "Система работы с молодыми учителями через клуб "Молодой учитель" как путь к повышению качества образования школьников" актуальна:
Для того, что бы с первых дней работы учителей школа стала для них домом Знаний, копилкой передового педагогического мастерства, нельзя полагаться на благоприятное стечение обстоятельств, необходима специально организованная работа.
Российская школа последовательно и необратимо идет по пути преобразований. Развитие школы стало ключевой идеей, охватившей все категории просвещения - руководителей всех рангов, организаторов образования и самую массовую категорию - учителей. Стремясь осуществить эту идею, руководители активизировали работу с педагогическими кадрами, а учителя в свою очередь, предприняли попытки разобраться в идее развития, активизируя свою методическую деятельность. Такая активность породила новые формы работы с педагогическими кадрами. Если раньше почти все совершенствование квалификации учителей в школе осуществлялось через предметные методические объединения, то в настоящее время появились различные микроколлективы, группы, отражающие процесс демократизации в жизни педагогов и процесс развития школы.
Отличительным фактом организации клуба как внутришкольного профессионального объединения является создание его на добровольной основе. Школьная жизнь, совместная работа в одних классах, общность интересов, естественные психологические контакты, ежедневные общения, отсутствие опыта педагогической работы подтолкнуло молодых учителей к объединению, т.к. порознь решать многие задачи просто непрофессионально, а совместные действия продуктивны.
О том, что данная форма работы востребована, говорят результаты диагностики, запросы молодых учителей на помощь в совершенствовании тех или иных аспектов педагогической деятельности, как в обучении, так и в воспитании школьников.
В теории социального управления понятие "качество" принято рассматривать в узком и широком смысле. Качество в узком смысле - это качество результатов, качество в широком смысле - это не только качество продукции, но и качество производственного процесса и условий, в которых он осуществляется: качество подготовки кадров, качество технологии, качество концептуального курса управления и т.д.
Работа клуба "Молодой учитель" рассматривается как один из ресурсов повышения качества образования как в узком, та к и в широком смысле.
В теоретической, практической деятельности клуба выделяется работа по обучению учителей обеспечивать показатели качества образования в узком смысле слова, качество результатов на уровне государственных стандартов и государственных заказов: обученность школьников, уровень сформированности общешкольных умений и навыков, уровень владения творческой деятельностью, уровень воспитанности, развития учащихся в психическом, социальном, биологическом аспектах, социальной адаптации.
Управлять качеством - значит создавать условия для обеспечения качества и, прежде всего - качества подготовки кадров, управления образовательным процессом, научно методической работы, содержания образовательного процесса, преподавания и т.д.
Способствует созданию системы работы с молодыми специалистами выявление их ценностных приоритетов и ориентаций. Самое высокое ранговое место среди признаваемых ценностей заняли:
Не наблюдается стремление к таким ценностям, как собственная "самостоятельность и независимость", "здоровье, безопасность и самосохранение", "власть", соответствие собственных ценностей социально одобряемым". Больше всего волнует молодых учителей отсутствие опыта, необходимых знаний, трудности в установлении взаимоотношений.
Но очень важно, что именно у молодых учителей ярко выражено стремление к ценности "самостоятельность и независимость ребенка", что позволяет использовать данный факт в работе с учащимися на их развитие.
В работе с начинающими педагогами через клуб проводится понятие, видение ими качества образования как соответствия образования образовательным потребностям учащихся, запросу родителей, общественных институтов, рынка труда, требованиям профессионального образования. Это помогает определить векторы формирования идеологии, а в дальнейшем и технологии управления качеством образования.
Участники работы клуба знакомы с алгоритмами действий в управлении качеством образования, что помогает им ориентировать свою деятельность на конечный результат, на стратегию и тактику в работе с учащимися. Организация работы с начинающими учителями строится исходя из запросов и учета того, кого бы они хотели видеть в качестве помощников. Чаще всего они хотели взаимодействовать с коллегами, затем с наставником и далее с администрацией.
Но в связи с изменившейся ситуацией, молодые педагоги предпочитают свободу выбора, возможность творчества и поиска. Примерно треть из них считают, что необходим наставник, а по мнению остальных, такой институт нужен лишь в некоторой степени, а то он и вовсе мешает адаптации. Большинство учительского пополнения нуждается в возможности получить методическую, психолого-педагогическую, управленческую и другую информацию.
Адаптация и становление молодых учителей в клубе ведется через различные формы и методы деятельности:
Примеры.
При рассмотрении темы "Организация работы с родителями" предлагаются методические разработки "Методики подготовки и проведения беседы с родителями", тест для родителей, тематика родительских собраний, методика подготовки и проведения собраний, рекомендуется литература по вопросу. Обязательно - педагогические задачи, где предлагаются различные ситуации, выход из которых должен предложить учитель.
На занятия по вопросам развивающего обучения дается теория вопроса, обеспечивается встреча с учителями, работающими по системе РО или посещаются и анализируются уроки, выдаются памятки "Сравнение традиционного и развивающего обучения".
На занятиях по проблемам активизации учебно - познавательной деятельности учащихся даются теоретические, психологические основы вопроса, проводится игра - тренинг, где участники клуба показывают свои варианты начала урока (окончания). Выдаются методические разработки: способы организации работы учащихся с учебником, текстом, виды уроков (лекция, семинар, диспут, беседа… и методика их подготовки и проведения.
Рассматривая вопросы о совершенствовании аналитической культуры учителя как основы повышения корректирующего влияния на образовательный процесс, каждый участник семинара получает методические разработки:
Проводится урок одним из членов клуба, организуется самоанализ и анализ его.
На занятии "Классный час, как урок взаимопонимания" участникам предлагается методическая разработка тематики беседы с подростками или модели классного часа. Чаще - показ классного часа и его анализ через самоанализ, защита модели классного часа.
Тема занятия "Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика". Предлагается тема дискуссий: "Оценка и отметка - одно и тоже или нет?"
"Контроль знаний. Причины неэффективности". Ведется работа участников над методической разработкой по системе мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников, выдается методическая памятка по вопросу.
Как видно, разнообразны формы, приемы работы клуба, но цель одна: вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
Тематика заседаний клуба разнообразна и направлена прежде всего на формирование и воспитание у учителей потребности в непрерывном самообразовании, оказание помощи в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта, а также формирование индивидуального стиля творческой деятельности. Каждое занятие строится по трем направлениям:
Так, ежегодно в сентябре проводится микроисследование потенциальных возможностей молодых педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, их предпочтений при выборе форм повышения квалификации и причин, побуждающих к профессиональной учебе. Новички знакомятся с локальными актами школы, положениями и инструкциями по ведению документации, ведению и проверке тетрадей, дневников учащихся, о предметных кружках и факультативах, о дежурном классе и дежурном учителе, планом работы школы, планом работы учителя и т.д.
При первых же встречах и беседах вновь пришедших молодых специалистов на заседании клуба коллеги знакомятся с особенностями мотивации профессиональной деятельности, то есть историей его профессионального выбора, перспектив, что позволяет прогнозировать возможное формирование и развитие мотивации его деятельности. (смотри приложение)
Обязательно проводится обзорное изучение уроков молодых учителей, беседа по результатам увиденного, что позволяет определить уровень профессиональной подготовки учителя, его личные качества, профессиональные интересы, склонности, на основе чего администрация школы ПГ, МО определяют приоритетные направления, цели и содержание его самообразовательной работы, выявляют и оценивают вместе с учителем возникающие трудности, определяют меры по их устранению, то есть появляется возможность адресной работы с учителем.
Первые уроки, занятия - молодые учителя проводят самостоятельно, а уже спустя какое-то время (оговоренное с учителем) посещаются уроки молодых учителей с целью ознакомления их с уровнем подготовки: теоретической, методической, коммуникабельности их.
Считаем целесообразным знакомить молодого учителя с опытом молодых коллег, а потом - с опытом мастеров педагогического труда. Почему?
Как правило, когда учитель-новичок видит урок мастера, он пугается - "я так не смогу", а увидев уроки ровесника у него формируется убеждение, что он и сам справится и стремление к совершенствованию не пропадет. Посещая занятия молодого учителя, беседуя с ним, вместе определяем первоочередные задачи, составляем первоочередные ходы, программы, а при анализе отмечаем, что изменилось в деятельности с учениками, в классе и так далее.
Все крупицы нового, интересного, полезного в деятельности молодого специалиста президентом клуба доводятся до всего коллектива - это моральное стимулирование. На ряду с этим коллеге говорят при анализе и об ошибочных, неправильных действиях, побуждая у него критическое отношение к себе. Это позволяет избежать как его чрезмерного захваливания, так и критики. Это связано с тем, что учитель в первом случае может перестать критически оценивать свои действия и теряет профессионализм, а во втором случае резко снижает профессиональный тонус.
В связи с тем, что с качественным преобразованием деятельности молодого учителя меняется его положение в коллективе, администрация старается подчеркивать роль и значение всего коллектива, особенно опытных учителей в профессиональном становлении молодого специалиста.
С другой, стороны прислушиваемся к мнению, советам, критическим замечаниям молодых учителей, так как это может стать важным условием формирования нравственного и творческого климата в педагогическом коллективе.
Анализируя работу молодого учителя через 2-3 года, мы отмечаем, что у него возникает такая связь: я уже понимаю - понимая, делаю - делая, критичнее отношусь к сделанному - критичнее отношусь к себе, больнее переживаю неудачи, внимательнее всматриваюсь в опыт наставника - внимательнее всматриваюсь, больше понимаю - понимая, делаю, и все с начала, то есть рождается одно из главных качеств учителя - здоровая неудовлетворенность своим трудом.
Очень важной составляющей в работе с молодыми коллегами мы считаем их стимулирование, и не обязательное материальное: поощрение, благодарности, проведение творческих отчетов, открытых уроков и дел, выступления на педагогических Советах, семинарах, работах в МО, ПГ. Важное значение придаем формам работы, как традиционным, так и интерактивным, модернизированным с учетом изменений, происходящих в образовании.
Традиционные формы работы, такие как беседы, консультации, посещение о обсуждение уроков дают свой результат, однако, больший результат дают новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческое лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы "Молодой учитель года", "Самый классный классный ", круглые столы совместно с родителями и учениками, мозговые штурмы, разработка и презентация моделей уроков, презентация себя, как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами - все это ускоряет процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Учитель чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. Особое внимание уделяем индивидуальной работе, а в результате молодые коллеги смело заявляют себя на аттестацию, растет их профессионализм.
Через деятельность клуба ведется работа со всем педагогическим коллективом по обеспечению благополучного вступления в профессию молодого учителя, так как это ведет к объединению коллектива, повышению творческого потенциала педагогов и развитию учащихся. А именно прием специалистов коллективом, психологической совместимостью работающих в одном коллективе - основа его настроя на профессиональную деятельность.
Но не только коллектив влияет на молодого учителя, но и появление его в школе несет положительный заряд, свежесть и обновление в школьную жизнь, радость, бодрость, приподнятость, щедрость, теплоту. Это - эффект омолаживания, "психологического заражения". Не упустить это в молодежи, направить в русло профессионализма, - задача клуба, школьных корифеев, администрации.
Очень важно в работе с начинающими специалистами уделять внимание индивидуальным формам методической помощи: собеседования, консультации, наставничество, посещение уроков, их анализ через обязательный самоанализ учителем своего урока, приглашение учителей на уроки коллег с последующим совместным анализом уроков, открытые уроки членами администрации для учителей, в том числе в этой категории.
Большую помощь в работе клуба оказывают учителя-мастера своего дела, которые дают уроки для членов клуба, делятся своим опытом через заседания клуба, ШПО - Заремба Э.Д., Логинова Л.П., Бокарева С.А., Иванова Н.Н., Старкова Г.Е.., Бурчевская Е.В., Цибакина Н.М.
Важным в организации работы клуба является проведение микроисследований потенциальных возможностей молодых педагогов в обучении, воспитании проведении экспериментальной работы, их предпочтений при выборе форм повышения квалификации и причин, побуждающих к профессиональной учебе.
Начальные знания управления качеством образования школьников молодые педагоги получали через систему знаний в клубе. В результате этого:
1. Выпускниками клуба стали 21 человек.
Из них:
Все выпускники клуба и сегодняшние члены его участвуют в обновлении содержания
образования обучения школьников. (новые комплексы, дидактическая СРО в начальном
и среднем звене, модернизация программы старшего звена в рамках взаимодействия
"Школа - ВУЗ", ведение ИВТ, иностранного языка с 1-го класса)
Многие выпускники продолжают сотрудничество с клубом (Логинова Л.П., Бокарева
С.А., Бурчевская Е.В., Заремба Э.Д., Старкова Г.Е., Калякина Л.Г., Москвина
В.В.)
2. Повысили квалификационный разряд из 14 членов клуба 7 человек через аттестацию. Готовятся к аттестации в 2004- 2005 годах. 5 человек.
3. Все члены клуба включены в подготовительную или практическую работу по реализации программы развития школы (через семинар Куприяновой Г.В.), внедрение курса "Профессиональное самоопределение школьников", разработку положений научно-методического совета и т.д.
4. Участие молодых учителей в управлении школой идет через семинары разного уровня, работу педагогических советов, проблемных предметных групп, временных рабочих групп, общественную жизнь, привлечение к тематическим проверкам, участие во внутришкольном контроле, в панорамах открытых уроков, проведение показательных классных часов, родительских собраний (Кувтырева С.В., Девяткина Ю.Н., Баранова И.Н., Петрова Т.В., Баханова Н.В., Румянцева Л.А.)
5. Благодаря работе клуба осуществляется преемственность педагогического мастерства через использование передового педагогического опыта: Сасарина Е.Е. - опыт Антонышевой А.Л. - логопеда школы № 33; Кувтырева С.В. - опыт Старковой Г.Е., учителя начальной школы; Баханова Н.В. - опыт Заремба Э.Д. учителя русского языка и литературы; Баранова И.Н. - опыт Журковой Т.И., учителя английского языка педагогического колледжа; Мартынова Ю.С. - опыт Решетниковой Н.М., учителя обслуживающего труда; Абушкина Н.В. - опыт Москвиной В.В., учителя химии, биологии.
6. Работа клуба "Молодой учитель" способствует быстрому вхождению учителей в новый коллектив учащихся, родителей, педагогов. В результате все они адаптируются к школе без психологических проблем и барьеров.
7. Фактически были уходы молодых учителей из школы, но по причине смены места жительства или перехода на более оплачиваемую должность (банк, ЧП, фирма).
8. Сравнительный анализ состояния успеваемости школьников в 2001-2002, 2002-2003 уч. годах показывает положительную динамику повышения качества обученности школьников у большой части молодых учителей.
9. Члены клуба прививают интерес к учебе у учащихся, что подтверждается высоким процентом поступления в ВУЗы, другие учебные заведения и дальнейшее обучение их в аспирантуре.
Аспиранты из выпусков учащихся школы последних лет:
10. Десять молодых учителей являются классными руководителями, трое - руководителями кружков, двое - кураторами детских органов самоуправления, что способствует укреплению взаимодействия педагогов со школьниками и их родителями.
Все молодые учителя активные организаторы и участники внеклассной работы с учащимися.
11. Диагностика классов, где классные руководители - члены клуба "Молодой учитель" показывает:
12. К настоящему времени сформировался индивидуальный стиль педагогической деятельности у Бахановой Н.В., Сасариной Е.Е., Барановой И.Н., Виноградовой Л.Н.
13. Все молодые учителя, пришедшие в школу после педагогического колледжа, заочно получают высшее образование (Сасарина Е.Е., Фирсова Ю.Н., Баранова И.Н.).
14. Живое участие принимали все члены клуба "Молодой учитель" в подготовке и презентации работы школы в рамках конкурса "Молодой учитель".
15. Молодые специалисты Баханова Н.В., Фирсова Ю.Н. стали призерами школьного конкурса "Учитель года ", "Самый классный классный".
№ п/п |
Ф.И.О. учителя
|
успеваемость
|
качество
|
||
2001-2002
|
2002-2003
|
2001-2002
|
2002-2003
|
||
1 | Баханова Н.В. |
д/о
|
р. яз 91,3%
лит. 96,8% |
д/о
|
р. яз 51,1%
лит.69,9% |
2 | Абушкина Н.В. |
вновь пришедший учитель
|
|||
3 | Красноштанова Е.Б. |
99,3%
|
94,7%
|
59%
|
56,0%
|
4 | Петрова Т.В. |
100%
|
100%
|
60,5%
|
62,5%
|
5 | Мартынова Ю.С. |
100%
|
98,7%
|
97%
|
95,3%
|
6 | Румянцева Л.А. |
92,3%
|
безотметочная система
|
||
7 | Кувтырева С.В. |
100%
|
безотметочная система
|
||
8 | Арефьева Е.В. |
100%
|
безотметочная система
|
||
9 | Макова Ю.В. |
д/о
|
|||
10 | Юдина Т.В. |
вновь пришедший учитель
|
|||
11 | Новожилова Н.А. |
психолог
|
|||
12 | Сасарина Е.Е. |
логопед
|
|||
13 | Баранова И.Н. |
100%
|
д/о
|
46% | д/о |
14 | Виноградова Л.Н. |
99,3%
|
95,7%
|
46,7%
|
43,6%
|
1 | Стажировка у опытных, интересных педагогов |
10
|
2 | Посещение уроков молодых коллег |
8
|
3 | Курсы ИРО |
5
|
4 | Творческие мастерские |
12
|
5 | Самообразование |
14
|
6 | Тематические педагогические советы, семинары в школе |
2
|
7 | Посещение семинаров, конференций, курсов по линии ИОЦ |
11
|
8 | Обмен опытом в порядке личной инициативы |
14
|
9 | Посещение лекций по своей инициативе (каждый учитель показывает несколько форм) |
6
|
№
|
причина
|
кол-во человек
|
1 | Личная инициатива |
14
|
2 | Инициатива администрации |
6
|
3 | Подготовка к аттестации и получение более высокого разряд |
14
|
4 | Изменение содержания учебной программы, выполнение стандартов |
14
|
5 | Желание расширить знакомство с передовым педагогическим опытом |
12
|
6 | Желание изменить специальность |
1
|
7 | Для общего развития |
9
|
№ |
Контакты с…
|
Принесли пользу | Не были продуктивными | Не контактировала |
1 | Методистами ИРО. |
12
|
-
|
2
|
2 | Коллегами городских МО. |
14
|
-
|
-
|
3 | Членами аттестационной комиссии. |
2
|
-
|
12
|
4 | Независимой аттестационной комиссией. |
-
|
-
|
-
|