Информационная справка о методическом объединении учителей истории СОШ 24
Из всех существующих проблем современной педагогики академик Б. Лихачёв видит, как одну из главных, следующую: резко возрастают требования общества к человеку вообще и к школьнику в особенности. Сегодняшняя жизнь требует, как никогда, способности к творчеству в любой среде деятельности, самостоятельности мышления, способности к преодолению шаблонов и стереотипов. Изменяется характер организации всей жизни школы, в том числе и содержательно-педагогическая часть. Эффективное воздействие на ребёнка в процессе обучения и воспитания может быть достигнуто только через его внутренний мир, через его субъективность.
Личностный взгляд ребёнка, что особенно важно ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ, невозможно сформировать только на основе репродуктивных методов обучения. КАК ПРИВИТЬ ИНТЕРЕС К СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ? Как помочь ребёнку раскрыться личностно: не бояться высказывать свою точку зрения, умело её аргументировать, спорить, доказывать? Как дать почувствовать ребёнку свою принадлежность к истории, пригласив его вместе поразмышлять? Любому, даже начинающему учителю известно, что интерес обладает огромной силой: лучше усваивается то, что учащиеся считают интересным и важным!
Актуальность этой темы, значимость развития личностных, творческих возможностей учащихся очевидна сегодня, как никогда. Вместе с этим, она даёт возможность блестяще раскрыться и самому учителю, дать почувствовать детям свою заинтересованность, грамотность, компетентность. С другой стороны здесь требуется умение учителя анализировать, видеть реальные итоги и строить перспективы на будущее.
За последние годы изменился характер УМК (учебно-методического комплекса) по истории и обществознанию: новые учебники с проблемными, познавательными заданиями, практикумами, система рабочих тетрадей и задачников, многообразие дополнительной литературы по предмету и т. д. Но изменения характера и разнообразия учебной деятельности явно недостаточны. Именно поэтому учителя ищут нестандартные формы и внеурочной деятельности, тем самым, раскрывая возможности САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ мыслительной деятельности учащихся, формируя мировоззрение и социальный опыт детей, обязательно учитывая при этом возможности каждого ребёнка, ЗОНУ ЕГО БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ.
Школа целенаправленно работает над интеллектуальным развитием учащихся. Методическая тема школы - это "Использование методик и технологий развития учащихся с различным уровнем мотивации к учебно-познавательной деятельности". В соответствии с концепцией развития образования Ярославской области акцент в работе перенесён с преподавания на учение (т.е. самостоятельное познание). Но педагоги школы опираются не только на познавательную, но и на нравственно-волевую, эмоциональную мотивацию деятельности учащихся (то есть формирование внутренних мотивов).
Используются методики, дающие возможность проявления способностей и получения адекватной оценки детям с низким и среднем уровнем развития (интеллектуальный марафон, развивающие игры и др.), а также детям с высоким уровнем развития (школьное научное общество, дискуссионный клуб, олимпиады и др.).
Данные задачи считают основными как весь педагогический коллектив, так и МО учителей обществоведческих дисциплин школы № 24. Методической темой, над которой работает МО, является тема "Привитие интереса к изучению истории. Система интеллектуального развития учащихся на уроках и во внеурочной деятельности". Все учителя истории обладают достаточным опытом работы, постоянно повышают своё педагогическое мастерство.
Ф.И.О. учителя
|
Образование
|
Категория (дата аттестации)
|
Стаж работы
|
Нагрузка, классы
|
Огарева Е.М. | высшее | 2 категория 1995 г. 1 категория 2000 г. |
С 1989 года | История 5, 8, 11 кл., обществознание 8, 10, 11 кл. |
Каулина И.Г. | высшее | 2 категория 1996 г. 1 категория 2000 г. |
С 1995 года | История 9, 10 кл. Обществознание 9 кл. |
Бачаева С.Б. | высшее | высшая категория 1996, 2000 г. | С 1984 года | История 7, 11 кл. |
На основе имеющегося опыта можно выделить следующие ГЛАВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ, позволяющие решать задачи углублённого изучения или "погружения в предмет", развития творческого потенциала учащихся.
Широкое развитие вопросы творчества и проблемного обучения на уроках получили в старших классах, где особой популярностью пользуются проблемные семинары, дискуссии, "круглые столы", брифинги и другие нетрадиционные формы уроков. Эти формы работы позволяют учителям решать три важные задачи: приобщение учащихся к искусству доказательной полемики в диалоге, умению воссоздавать различные образы, осуществлять самостоятельную научно-поисковую работу по теме.
Кроме этого, показываются возможности сосуществования различных точек зрения в истории, науке, образцы научного спора. Это иллюстрирует проблему альтернативности в истории, степень изученности тех или иных вопросов. Ставя задачу вовлечь учащихся в спор на конкретную тему, учитель продумывает узловые моменты обсуждения, методические приёмы. В научных семинарах специально вычленяется элемент дискуссии и для неё оставляется резерв времени. Корме этого урок дополняется разрешением проблемных задач, творческими заданиями. Так учителями школы разработаны и проведены уроки-семинары с элементами дискуссии: "Россия: Запад или Восток?", "Иван Грозный: Избранная Рада или опричнина?", "Пётр I: обновитель или душитель России?" (см. Приложения).
Освоена методика разработки и проведения учебных игр делового, творческого, интеллектуального плана, которые проводятся на уроках, во внеурочное время, во время прохождения Предметной недели истории в школе. Некоторые из игр стали традиционными. Это "Эрудицион", "Сталкер", "О, счастливчик!", "Золото Рыбинска" и другие (см. Приложения).
Один из видов самостоятельной творческой деятельности учащихся - это ученические исследования. Их цель - не только формирование устойчивого интереса к исторической науке, прочных знаний по избранной проблеме, но и развитие элементарных навыков исследовательской работы. Процесс исследования носит индивидуальный характер и протекает по следующей схеме:
Учителя контролируют ход работы и консультируют учащихся.
Действенной данная форма работы становится, когда учащиеся имеют возможность обнародовать результаты своей исследовательской работы. Это происходит через систему работы с младшими школьниками, когда старшеклассники выступают перед ними с докладами, рефератами, сообщениями к знаменательным датам и т. д., овладевая тем самым не только новыми знаниями, но и ораторским искусством. В школе с 2001 - 2002 уч. Года существует НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ "Эврика", а при ём организована лекторской группы. Традиционным мероприятием в школе стало проведение Научно-практической конференции школьников, в которых могут принять участие все желающие учащиеся, кто занимается какой-либо научно-исследовательской работой. Работают секции:
Секция "История"
По итогам школьных чтений отбираются лучшие работы, которые затем представляются на городские научные чтения. Учащиеся школы зарекомендовали себя, как активные участники Золотарёвских чтений, конференции им. академика Ухтомского, выступают со своими работами в Ярославле, Москве, Санкт-Петербурге.
Коротко остановимся на школьных олимпиадах. На наш взгляд, они являются своего рода отчётом учителя о работе с учащимися, увлекающимися историей. В школе разработана традиционная форма проведения олимпиад в два этапа:
Разработана схема проведения олимпиады в школе. По итогам школьного тура формируется команда для участия в городских олимпиадах (см. таблицу участия школы в городской олимпиаде по истории в приложении).
Традиционным стало проведение в школе ШИМ (школьный интеллектуальный марафон), который предшествует школьным олимпиадам. Он включает в себя решение нестандартных задач, выполнение познавательных и творческих заданий по 4 направлениям: математика, филология, естествознание, культурология. В течение двух недель учащиеся выполняют задания по любому из выбранных направлений. Важно, что задания различаются по уровню сложности и обязательно включаются задания, решаемые всеми учащимися и такие, которые решаются немногими (см. Приложение о ШИМ). Каждый год увеличивается количество учеников, которые принимают участие в ШИМ (см. диаграмму).
В 2001 году школой разработана программа "Достижени-Я" - это программа руководства ростом интеллектуальных возможностей учащихся. Целью этой программы является создание условий для получения качественного образования, соответствующего временным представлениям, развитию эрудиции и потребности в самообразовании. Программа выстроена как индивидуальный маршрут каждого участника, состоящий из ряда этапов, каждый из которых является определенной ступенью в овладении технологией научно-исследовательской деятельности и шагом в развитии интеллекта. Отслеживанию индивидуальных результатов помогает фиксирование личных достижений учащегося в Листе достижений (см. приложение). Результаты анализируются на заседании МО, составляются и корректируются индивидуальные планы работы с учащимся (см. приложение).
Пять ступеней включенности учащихся в научно-исследовательскую деятельность:
Все учащиеся, включенные в программу "Достижени-Я", имеют высокий уровень мотивации к учебно-познавательной деятельности (см. диаграмму).
По инициативе учителей истории и старшеклассников в школе в 2000году был создан дискуссионный клуб старшеклассников "Альтернатива". Был разработан Устав клуба, Положение о школьном клубе, составлена тематика заседаний (см. приложения). Участие в работе клуба помогает старшеклассникам овладевать умением ведения научного спора, отбирать необходимые доказательства для защиты своей точки зрения. Любое заседание - это "столкновение" различных мнений. Наиболее показательными в этом отношении стали открытые заседания клуба по следующим темам:
На заседания клуба часто приглашаются гости - это выпускники школы, научные работники, представители различных профессий, таким образом каждое мероприятие клуба становится интереснейшим событием в жизни школы. (см. приложение)
Задачей школы является использование возможностей и потенциала не только самого образовательного учреждения, но и возможностей учреждений дополнительного образования. С этой целью бала создана программа работы школы с Рыбинским историко-художественным музеем-заповедником "Школа + Музей = Содружество". В нее были включены учебные экскурсии, выездные заседания, занятия в музее, которые учитывают потребности учителей- предметников (истории, биологии, МХК и др.), а также дают возможность развития познавательного интереса детей. Реализация этой программы осуществляется уже в течение нескольких лет (см. приложение).
Итак, анализируя все выше сказанное, следует отметить такие итоги: радует тот факт что большинство выпускников нашей школы обладают активной жизненной позицией, стремятся улучшить свое образование, поступая в высшие учебные заведения, причем такие где профилирующим экзаменом является история. Это Вологодский юридический университет, университеты Ярославля, Москвы, Иванова, Смоленска. Есть и выпускники Ярославского педуниверситета, решившие связать свою судьбу с преподаванием истории (Герасимов Михаил), с научной работой по юриспруденции в Ярославском университете (Вошатко Антон, Подречнев Сергей). Ежегодно увеличивается количество учеников, желающих принять участие в олимпиадах, ШИМ, в исследовательской деятельности. Экзамены, сдаваемые выпускниками, говорят о высоком качестве знаний (75-80%), все чаще ученики выбирают такую форму итоговой аттестации как написание научной работы, причем темы выбирают обязательно проблемные. В школе есть ежегодные победители городских и областных олимпиад по истории (Герасимов Игорь -1, 2, 3 места на городских олимпиадах по истории, 3 место на областной олимпиаде по истории), призеры и дипломанты городских Золотаревских чтений, научной конференции имени академика Ухтомского, участники и призеры областных и Всероссийских научных конференций в Москве, Санкт-Петербурге. При активной помощи и участии детей в школе созданы копилки познавательных задач, кроссвордов, тестов, вопросов и других творческих работ.
Таким образом, многие из поставленных задач по привитию интереса к предмету, развитию интеллектуальных способностей учащихся МО учителей истории школы № 24, весь педагогический коллектив решают успешно.
I. Петр Великий. Человек и политик.
Темы для размышлений:
II. Реформы Петра I. (Причины, цели, характер, результаты)
Темы для размышлений:
III. Конкурс видеом "Петр I и его время".
IV. Домашнее задание
Подготовьте письмо, написанное от лица человека жившего в Петровскую эпоху, с описанием происходящих событий:
Историческая обстановка "Смутного времени".
Отчет о работе семинара
"Положительное значение царя Ивана в истории далеко не так велико, как можно было думать, судя по шуму, какой производила его деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал. …
Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него, важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, которые были им подготовлены.
Важнее отрицательное значение этого царствования. Царь Иван был замечательный писатель, бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец.
Он был лишен практического такта, политического глазомера, чутья действительности и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для самого себя закончил тем, что поколебал самые основания этого порядка.
Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана - одно из прекраснейших по началу - по конечным результатам в один ряд с монгольским игом и бедствиями удельного времени. Вади произвола жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом.
Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели."
В.О.Ключевский, лекция ХХХ, т.2, стр.186-187.
Учитель: Огарева Е.М.
Место проведения урока: школа №24 г. Рыбинска
Место урока в курсе: урок-обобщене по курсам "История России с древнейших времён" и "Основы современной цивилизации" (объединяет темы обоих курсов).
Цель урока: раскрыть особенности цивилизационного развития России, опираясь на знания учащихся; рассмотреть, каким образом шёл процесс формирования русского культурно-исторического типа и какие факторы на него влияли; выяснить, что объединяет и рознит Россию с цивилизациями Запада и Востока; рассмотреть главные тенденции развития России на разных этапах и что влияло на складывание этих тенденций, какая из них одержала верх; обсудить основные концепции оценок исторического пути России, переломных моментов в становлении русской цивилизации, как формировалось национальное сознание и национальные традиции.
Форма урока: "круглый стол".
Задачи: способствовать формированию образных и логических способностей учащихся; создавать возможные условия для проявления индивидуальных творческих способностей и интересов; поощрять интерес к чтению дополнительной литературы: исторической, научно-популярной; продолжить формирование оценочных умений (анализировать разнообразные исторические источники, аргументировать свою точку зрения, вступать в дискуссию с одноклассниками и авторами различных трудов).
Методы:
Предварительная подготовка к уроку:
План дискуссии:
I. Обоснование сущности проблемы, актуальности темы, методов подхода к её решению и освещению.
II. Об организации работы "круглого стола" и правилах дискуссии: в ходе работы обсуждается тезис и антитезис, по окончании работы по каждому блоку обсуждения учащиеся индивидуально заполняют лист экспресс-оценки. По окончании всей работы даётся время на обсуждение итогов и оформление вывода по своей теме. Каждая группа (представитель) выступает в защиту своего вывода. После обсуждения с доски убирается тезис или антитезис (остаётся что-то одно; если останутся оба - это будет говорить о противоречивости проблемы).
III. Блоки обсуждения:
1-й блок: Характеристика "пространства" цивилизации:
Тезис
|
Антитезис
|
"Разницу в развитии Востока, Запада, России предопределили, помимо всего прочего, и разные географические условия…" | "Пространство" довлеет над Россией, как бы "давит" её. В этих условиях географический фактор приобретает первостепенное значение…" |
Вопросы для обсуждения:
2-й блок: Государственность:
Тезис
|
Антитезис
|
"Россия - самая безгосударственная и самая анархическая страна в мире. И русский народ - самый аполитический народ.., никогда не умевший устраивать свою землю. Он как будто бы хочет не столько свободного государства, сколько свободы от государства… Он всегда привык жить в тепле коллектива…"Эта славянофильская философия не объясняет загадку превращения России в великую империю, поэтому… | "Россия - самая государственная и бюрократическая страна
в мире; всё в России превращается в орудие политики… Русский народ создал
могущественнейшее в мире государство…" Н.А. Бердяев. Судьба России. |
Вопросы для обсуждения:
3-й блок: Экономика:
Тезис
|
Антитезис
|
"В экономике России сочетаются европейские формы и азиатское содержание. Может это и есть "особый" путь развития?.." | "Наш путь - это типично "азиатский" способ производства…" |
Вопросы для обсуждения:
4-й блок: О русском народе:
Тезис
|
Антитезис
|
"Русский народ - не чисто европейский, и не чисто
азиатский! В нём всегда боролись два начала…"
(и соединились!) Н. Бердяев |
"Русские особенны! В нас такое, что не свойственно до сих пор ни европейцам, ни азиатам, ни Западу, ни Востоку! Мы - это мы!!" |
Вопросы для обсуждения:
5-й блок: Культура и религия?
Тезис
|
Антитезис
|
"Российская культура - синтез культур мира, но при этом не утратившая свою самобытность…" | "В России на протяжении всей тысячи лет ощущается недостаток
культуры - она была "заморским" товаром и представляла тонкий,
хрупкий слой, прикрывавший нетронутую просвещением стихию…" Н. Ульянов, писатель. |
Вопросы для обсуждения:
Итоговое обсуждение в группах, выступление представителей, защита своей точки
зрения.
бщий вывод учителя.
УЧАСТНИКИ
Команды 7 классов - по 6 человек
УСЛОВИЯ ИГРЫ
1) Каждый класс придумывает вопросы
По темам (1 вопрос на каждую тему)
2) Каждая команда должна иметь название (историческое) и элементы костюма.
Цель:
Условия игры: Игра провидится с целым классом. В результате отборочного тура выделяются учащиеся непосредственно участвующие в ходе игры. Каждые два вопроса оцениваются одним баллом. Несгораемые числа - один, три. Заработанные оценки ставятся в журнал по желанию учащихся. Игрок использует подсказки:
Ход игры:
I. Отборочный тур.
Найди лишнее
П. Эрудицион.
Лист достижений учащегося класса школы № 24.
Ф.И.О. учащегося:
(программа руководства ростом интеллектуальных возможностей учащихся )
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Программа Достижения-Я направлена на создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании, исследовательской деятельности.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ: Программа Достижения-Я выстроена как индивидуальный маршрут каждого участника, состоящий из ряда этапов, каждый из которых является определенной ступенькой в овладении технологией научно-исследовательской деятельности и шагом в развитии интеллекта. Программа личностного роста - основа Достижения-Я.
ЭТАПЫ ДВИЖЕНИЯ по программе связаны с приобретением способностей
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Реализацией программы руководят учителя-предметники имеющие опыт руководства научно-исследовательской деятельностью учащихся, научные сотрудники музеев, библиотек, вузов, научно-исследовательских центров. Каждый составляет свою часть программы с учетом возрастных особенностей и исходного уровня, возможностей каждого ученика - участника программы или группы участников.
Виды занятий: индивидуальные (работа с персональным планом), групповые (консультации, работа в секциях, коллективные), интеллектуальный марафон, командные олимпиады, конференции и т.д.
Итогом претворения в жизнь программы должно стать максимальное развитие генетических возможностей и способностей личности; устойчивые научные взгляды на природу, общество; самостоятельное, рациональное, критическое мышление; убежденность; готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах; личностные продуктивно-практические достижения, индивидуальный рост.
Программа помогает отслеживанию индивидуальных результатов движения по программе, фиксированию личных достижений учащегося (Лист Достижений). Результаты, занесенные в Лист Достижений, анализируются на МС с целью коррекции индивидуальных планов работы с учащимися на следующий учебный год.
класс
|
содержание
|
Итоги достижения
|
9 |
|
|
10 |
|
Ф.И.О. учащегося:
Цель создания:
Участники:
Учащиеся 9-11 классов; в работе клуба могут принимать участие выпускники, родители. Для проведения занятий могут приглашаться специалисты.
Форма деятельности:
Клуб по интересам, клуб общения.
Выбранная форма подразумевает включение самого ребенка в воспитательный процесс в субъективной позиции.
Виды занятий, используемые методы:
ВСЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ МОЖНО РАСПРЕДЕЛИТЬ ПО УРОВНЯМ ОТ 1 ДО 3.
Каждый свидетельствует об общем понимании, способности вести коллективное обсуждение и требованиях, предъявляемых к включенности учеников.
1 уровень.
Вводные непродолжительные занятия, направленные на пробуждение интереса участников к обсуждаемому вопросу. Они не требуют больших навыков в ведении беседы и работы в группе.
2 уровень.
Учебные занятия, построены на принципах, сочетающих активность каждого и группы в целом. Необходима предварительная работа консультанта с группой, при этом формируется умение каждого слушать и понимать другого участника обсуждения.
3 уровень.
Продолжительные учебно-образовательные занятия, требующие навыков ведения беседы, работы в группе, умения работать сообща.
Механизм реализации программы.
Программа представляет собой 24 занятия-встречи /1 и 2 уровня/ и 6-8 дискуссий, ролевых игр /3 уровня/.
План подготовки и проведения занятий 3 уровня /форма - дискуссия/.
Этапы
1 этап: коллективный выбор темы обсуждения /дискуссии/.
Подходы к выбору темы: при выборе темы участники руководствуются такими принципами как актуальность, проблемность. Тема должна вызывать интерес.
2 этап: предварительный выбор позиции /занятие 1 уровня/ и формирование группы /не менее двух человек/. Участники группы объединены по принципу "Я разделяю эту же точку зрения".
3 этап: работа в группах /занятие 2 уровня/. На этом этапе участники отбирают факты, "шлифуют" свои позиции /каждая группа работает изолировано/, пытаются определить /предугадать/, "подводные камни", "узкие места" в будущей дискуссии и "авансом" найти аргументы против возможных контрдоводов своих оппонентов.
4 этап: "очная ставка" - дискуссия /занятие 3 уровня/.
Порядок проведения дискуссии.
Участвуют не менее 2 групп, каждая из которых, начиная дискуссию, кратко / одним предложением, девизом, метафорой/ представляют свою позицию.
Очень сложная роль у ведущего. Им чаще всего является учитель /специалист/, а при определенном стаже деятельности клуба в роли ведущего могут пробовать себя и старшеклассники, обладающие широким кругозором, эрудицией, гибкостью, критичностью мышления, умением слушать, "обострять" и "примирять" стороны.
Ведущий поощряет к активному слушанию и к активным действиям, предлагает участникам искать общие интересы, а не компромиссы и отказ от своих позиций.
Регламент дискуссии /в отличии от дебатов/ обычно не устанавливается. Общее время дискуссии - 1 час. Участники дискуссии должны руководствоваться определенными правилами:
5 этап: оценка или анализ представляют собой существенные моменты в процессе программы, поэтому каждое занятие должно заканчиваться обсуждением того, что узнал каждый участник и как относится этот опыт с его собственной жизнью.
Поэтому необходимо обсуждение следующих вопросов:
Также ведущий после каждого занятия останавливается на том, что было сделано всеми и кратко резюмирует:
составлена средней школой №24 совместно с Рыбинским историко-художественным музеем. (Огарева Е. М.)
Цель программы: привлечение музея к учебно-воспитательному процессу в школе; наиболее полное использование уникальных возможностей музейной педагогики в обучении и воспитании школьников и формирование целостного представления об окружающем мире; отработка механизмов сотрудничества школы и музея.
В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются все большие требования в плане обобщения и наполнения новым содержанием процессов воспитания и образования. В связи с этим возникает потребность наиболее полного сотрудничества со всеми внешкольными учреждениями, в том числе и с музеями, которые являются сосредоточением нравственных, художественных, эстетических ценностей, разнообразят опыт и знания детей. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается приобщение ребёнка к этим ценностям, тем эффективнее будут результаты. Поэтому назрела необходимость объединения усилий школьного учителя и музейного педагога. Условие такого сотрудничества - равноправные начала, взаимопомощь, заинтересованность, востребованность возможностей музея.
Данная программа предусматривает не только использование музея в воспитательной, внеурочной формах работы ( в виде музейных экскурсий, но и работу по включению музея в образовательную, учебную деятельность школы на уроках истории, литературы, МХК и др. При этом укрепляются интегрированные связи между учебными предметами. Данная форма работы предусматривает выездные занятия, музейные уроки, беседы в школе, лекции по заказным темам, которые проведет квалифицированный работник музея: ученый-историк, археолог, искусствовед; интегрированные уроки; Дни музея в школе и Дни школы в Музее, занятия с родителями и педагогами и т.д. Выездные занятия проводятся с привлечением музейных экспонатов, фотоматериалов, слайд фильмов. Все занятия предполагают как разовую, так и абонементскую форму работы.
Приложение: тематика возможных занятий (по предметам по классам);
Темы можно варьировать, расширять, изменять по согласованию с музеем.
Условные обозначения:
М - музейная экскурсия (обзорная, тематическая, специальная)
КМ - Занятия в учебном классе музея
МШ - выездные занятия музея в школе
10-11 - в - каких классах возможно данное занятие.
Темы занятий | История | МХК | Родное слово, литература | Биология, природоведение | Краеведение |
С любовью к отечеству и просвещению (о Мусиных - Пушкиных) | М, МШ, 8-11 | М, МШ, 5-9 | М, 5-11 | ||
История Рыбинска | М, 1-11 | М, 1-11 | |||
Пристань всей России…(Рыбинский порт) | М, 1-11 | ||||
Рыбинское бурлачество | М, МШ, 8-11 | М, 5-11 | |||
Наши деды-купцы | М, МШ, 1-11 | ||||
Все богатство купеческой России (о Рыбинских Купцах) | М, МШ, 8-11 | ||||
Предметы милой старины (дворянский быт) | М, МШ, 10-11 | М, МШ, 1-11 | |||
Дворянская усадьба | М, 1-11 | ||||
Храмы Рыбинска | М, 1-11 | М, 8-11 | М, 10-11 | ||
Крестьянский костюм
|
М, 7-8 | ||||
Кузнец - всем ремеслам отец |
М, 1-5 | ||||
Какого цвета радуга |
М, 7-8 | ||||
Что могут рассказать потемневшие доски |
ШМ, М, 3-7 | М.ШМ, 7-8 | |||
Мир геральдики | М, ШМ, 3-11 | ||||
Из истории образцов | М, ШМ, 1-5 | М, ШМ, 8 | |||
О колоколах, бубенцах и колокольчиках | М, ШМ, 1-5 | ||||
Образцы и символы русской иконы |
М, ШМ, 1-11 | М, ШМ, 8 | |||
Денежные знаки России |
М, ШМ, 7-11 | ||||
Памятные медали России | М, ШМ, 7-11 | ||||
Земляки - участники Великой Отечественной войны |
М, ШМ, 1-11 | М, ШМ, 8-11 | М, ШМ, 1-11 | ||
Рыбинск в годы войны |
М, ШМ, 1-11 | М, 1-11 | |||
Русская Атлантида (о Мологе) |
М, ШМ, 7-11 | М, ШМ, 8 | |||
А.А. Ухтомский |
М, ШМ, 7-11 | М, 7-11 | |||
"Старая" книга 1-7 8 | М, ШМ, 1-7 | М, ШМ, 8 |
В каждой строчке вычеркни одно "лишнее" слово, не подходящее по смыслу.
2. Подберите соответствие:
реставратор | награда за особые заслуги |
эпоха | человек, совершающий жертвоприношения богам |
адмирал |
специалист по восстановлению в первоначальный вид произведений искусства |
жрец | большой отрезок времени в жизни страны |
орден | воинское звание, чин |
3. Представь, что ты - участник археологической экспедиции в Древний Египет. Поисками каких "находок" могли быть заняты ученые, какие открытия они могли бы сделать, что нового узнать о Древнем Египте. Расскажи. Можно представить одну ситуацию. К какому периоду истории Др. Египта это относится.
4. Задача: в каком году произошло событие (построена первая в Египте пирамида фараона Джосера), если оно произошло 4645 лет тому назад? Начерти линию времени. Реши задачу. Нанеси необходимые даты.
5. Конкурс юных детективов. Познакомьтесь с отрывком из протокола допроса грабителей, поникших в захоронение одного из фараонов.
"Мы проникли во все помещения… Мы нашли божественную мумию царя… На шее его было великое множество амулетов и украшений из золота. Голова его была покрыта золотой маской. Священная мумия была вся украшена золотом. Покровы ее были вышиты серебром и золотом изнутри и снаружи украшены всевозможными драгоценными камнями. Мы сорвали золото, которое нашли на священной мумии этого бога, все его амулеты украшения, висевшие у него на шее, а также покровы, в которых он покоился.
Мы нашли и жену фараона. И сорвали с нее также все…
Мы унесли их утварь, которую нашли при них, там были сосуды из золота, серебра и бронзы. Все золото, найденное на мумиях этих двух богов, их амулеты украшения и покровы, мы поделили на восемь равных частей".
Вопросы юным детективам. Сколько всего было грабителей? По какой детали вы определили их число? Когда произошло ограбление - в наши дни или еще во времена Древнего Египта? Чем можете доказать свое мнение?
1. Противники или союзники?
Иннокентий III |
Крестоносцы |
Карл Великий | Саксы |
Григорий VII | Генрих IV |
Гильом Каль | "жаки" |
Филипп IV Красивый | сословия |
2.Кто и при каких обстоятельствах сказал?
3. Объясни, что означает и в связи с чем возникло крылатое выражение? Объясни смысл употребления этого выражения сегодня.
4. Представьте, что вы - цеховой старшина, который обнаружил у ремесленника товар плохого качества. Как вы поступите? Что при этом скажите?
5. Могли ли встречаться французский король Филипп IV Красивый и немецкий король Генрих IV?
1. Соедини стрелками события и имена людей, связанных с этими событиями:
Холдвиг | Открытие морского пути в Индию |
Жанна д'Арк | Куликовская битва |
Васко да Гама | Начало книгопечатания на Руси |
Иван Федоров | Освобождение Орлеана от осады англичан |
Иван IV | Крестьянская война |
Дмитрий Донской | Опричнина |
Степан Разин | Образование Франкской империи |
2. Веришь ли ты, что:
3. Кто и в связи с чем мог послать это донесение?
4. Сгруппируй по смыслу эти имена:
Архимед, А.В.Суворов, Наполеон, Робеспьер, Магеллан, А. Невский, Сократ, Марко Поло, Геродот, Колумб, Вильгельм Завоеватель, Марат, Цицерон, Крузенштерн, Кромвель, Дм. Донской, Лильберн, Авиценна, Мирабо, М. Кутузов, Кук, Тамерлан (Тимур), Америго Веспуччи, Ж. Руссо, А. Македонский, Пржевальский.
1. Кому принадлежат эти слова (выбери соответствие)
Святослав | "Из всех моих сражений самое страшное, то …" |
Владимир Мономах | "Тяжело в ученье, легко в бою" |
Петр I | "Иду на вы" |
Суворов А.В. |
"Что умеете, то не забывайте, а чего не умеете, -учитесь" |
Наполеон | "Зело жесток, сей орех был, однако, слава богу, счастливо разгрызен" |
2. Рано утром ноября этого страшного года тревожно зазвонил вечевой колокол. Он звонил упорно, настойчиво, своим звоном поднимая горожан, призывая, не мешкая идти на площадь перед собором Св.Софии. Все собрались на холме, с которого отрывался вид на далекие просторы степей. Там вдалеке, откуда восходит солнце, виднелись черные дымки. "Что это, камыши горят?" - спрашивали одни. "Нет, это татары греются у костров", - отвечали другие.
3. "Четвертый лишний" В каждой строке выбери одно слово, не подходящее другим по логике.
4. Отметь высказывания, с которыми согласились бы либеральные мыслители, и суждения, характерные для социалистических доктрин:
1. Какая идея выражала дух общества первой половины 19 века: "я познаю", "я действую"? Обоснуйте свой выбор. (1 балл)
2. Прочитайте отрывок:
"Доходили до государя императора сведения, что роты бунтовавшие были 5-я и 6-я Московского полка, что они уже вышли на площадь против Сената и что при них находится толпа разных людей в самом буйственном виде…"
о каком событии идет речь? Чьи взгляды на него выражает автор, почему вы так решили? Какие еще оценки события вам известны? (2 балла)
3. О каком государственном деятеле написал А. С. Пушкин? Почему автор выделил последние слова? Что вы знаете о герое этой эпиграммы? (3 балла)
4. О ком идет речь? "Этот бывший артиллерийский офицерик носился по всей Европе, как собак, которой привязали к хвосту гремящую жестянку - честолюбие, дрался, как лев, хитрил как лиса, пролез сначала в генералы, потом в консулы, потом в императоры и споткнулся тогда, когда…"
Обоснуйте свой ответ фактами. Продолжите высказывание. Согласны ли вы с интонацией автора? Почему? (3 балла)
5. На Красной площади есть памятник скульптора Мартоса с надписью: "Гражданину Минину и князю Пожарскому?" В каком смысле использовано слово "гражданин"? (17 век) Что означает это слово сейчас? (1 балл)
1. Определите исторического деятеля, о котором идет речь. Расскажите, что вы еще о нем знаете.
2. Вычеркните лишнее:
Алексей Михайлович, Петр I, Анна Иоанновна, Екатерина II, Павел I, Николай I, Александр II, Николай II.
3. Вычеркните лишнее:
Каролинги, Медичи, Валуа, Бурбоны, Стюарты, Орлеаны.
4. Соотнесите даты и события:
Битва на реке р. Сить | 1861 |
Крестьянская война Е. Пугачева | 1380 |
Битва при Ватерлоо | 1238 |
Указ о вольных хлебопашцах | 1815 |
Отмена крепостного права | 1773-1775 |
Куликовская битва | 1803 |
Бородинское сражение | 1653 |
Открытие Нового Света | 1767 |
Первая Конституция в США | 1812 |
Реформы Никона | 1492 |
5. Какой архитектурный стиль определяет облик большинства русских городов в XIX?
6. Вычеркните лишнее:
кальвинисты, еретики, гуситы, протестанты, кавалеры, англикане, лютеране, круглоголовые.
Везде объяснять свой выбор.
Цели и задачи марафона:
ШИМ является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы личности, а также сферы социальных навыков. Участвуя в ШИМ, ученик проявляет стремление к самореализации (потребностно-мотивационная сфера); у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления. Получение результатов своей деятельности и соотнесение их с результатами других участников способствует формированию у ученика адекватной самооценки и уровня притязаний, а также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы.
ШИМ даёт возможность каждому ученику:
тем самым у учащихся формируются стимулы саморазвития.
ШИМ даёт возможность учителям:
Ну и, наконец, ШИМ является МАССОВЫМ И УВЛЕКАТЕЛЬНЫМ УЧЕНИЧЕСКИМ СОРЕВНОВАНИЕМ.
Структура марафона (что включает в себя ШИМ):
Общая концепция составления заданий:
Подавляющее большинство заданий ШИМ составляются таким образом, что для успешного их решения не требуется знаний, выходящих за рамки школьной программы. Тем не менее, одни задания предполагают, что учащиеся имеют глубокие знания в какой-то отдельной области, а другие рассчитаны на общую эрудицию ученика.
Все задания должны быть сформулированы чётко, лаконично, с использованием известных школьнику терминов и быть интересными. Задания должны быть разнообразными по форме:
Важно, чтобы задания отличались по уровню сложности, обязательно наличие "утешительных", т.е. решаемых всеми учениками, заданий и тех, с которыми в итоге справятся немногие.
На ШИМ предлагаются задания по четырём циклам: математика, естествознание, культурология, языки.
Каждый цикл включает в себя задания разного уровня трудности и максимально разбросанные по тематике.
Максимальное количество баллов, которое может получить каждый участник в каждом цикле - 100 баллов ("ценность" каждого задания определена заранее и указана в тексте).
1. (15 баллов) Перед вами изображения сосудов. Какой из них характерен для оседлых племен, какой - для кочевых? Как вы считаете, какой их сосудов древнее? Объясните свою точку зрения.
2. (36 баллов) прочитайте текст. Найдите в нем фактические ошибки и напишите вместо них исторически правильные варианты.
"Молодой фараон Тутмос III вскочил на коня и поскакал осматривать строительство своей пирамиды. Его приближенные ехали на верблюдах. Ярко блестели стальные мечи наемников - греков. Начальник строительства, верховный жрец бога солнца Атона, пожаловался, что не хватает рабов для обжига кирпичей. Тутмос обещал пригнать "мёртвых ходячих" (так в Египте называли рабов), Захваченных при штурме нубийской крепости Мегиддо в 2000-ном году до нашей эры."
3. (5 баллов) Что общего между гербом России и копейкой?
4. (15 баллов) Какие особенности религиозных верований древних египтян нашли отражение в христианской религии?
5. (25 баллов) Какие легенды об умирающих и воскресающих богах вы знаете? Чем вы можете объяснить появление этих легенд?
6. (4 балла) Кого и почему называют "Отцом истории"?
1. (30 баллов) что означают следующие "крылатые" выражения? Объясните их происхождение.
а) Дары данайцев; б) драконовские законы; в) лаконичная речь; г) Ахилесова пята; д) Геростратова слава; е) Вавилонское столпотворение; ж) Каинова печать; з) Марсово поле; и) колесо фортуны; к) "…И ты, Брут?"
2. (24 балла) Прочитайте текст. Найдите в нем фактические ошибки и напишите вместо них исторически правильные варианты.
"Впервые города в Европе появились в VIII-IX веках. Первые жители - беглые крестьяне - строили их основательно. Места должно было хватить и для домов, и для площадей, и для пастбищ. Чтобы спокойно трудится, горожане нанимали отряды воинов для охраны города. Много городов было в Англии. Их описывает в своей хронике известный французский купец Марко Поло."
3. (15 баллов) Какое качество людей Средневековья считали главным: доброту, справедливость или верность? Обоснуйте свою точку зрения.
4. (15 баллов) Прокомментируйте высказывание: "Единый бог не мог появиться без единого царя".
5. (10 баллов) В Москве были названия: Кузнецкий мост, Бронная улица, Пушечная улица, Калашный и Скатертный переулки. Что могут вам рассказать эти названия о Москве XVI века?
6. (6 баллов) В честь какого Ивана названа колокольня Ивана Великого в Москве?
1. (20 баллов) Какая идея характерна для первого периода Новой истории: "я верую", "я познаю" или "я преобразую мир"? Обоснуйте свой ответ.
2. (36 баллов) Прочитайте текст. Найдите в нем фактические ошибки и напишите вместо них исторически правильные варианты.
"20 марта 1200 года. Шумит Владимир, стольный град Руси. Высоко возносят свои шатры соборы, рубленные из мощных дубовых бревен. У стен княжеского детинца раскинулось торжище. Вот боярский холоп покупает здесь товар особый - книги. " А ну, подходи, честной народ! Кто хочет узнать, откуда есть пошла Русская земля - покупайте "Повесть временных лет", сочинение Нестора - летописца", - кричит московский купец - гость".
3. (15 баллов) О каком историческом событии идет речь:
4. (9 баллов) Укажите "лишнее" имя в ряду известных личностей. Объясните свой выбор.
Д. Дефо, Д. Свифт, Ф. Рабле, И. В. Гете, Ф. Шиллер.
5. (20 баллов) "Свободный человек" в средневековом обществе: а) независимый человек; б) человек, не входящий ни в какое общество; в) человек, у которого сильный покровитель; г) предложите свой вариант.
Обоснуйте свой ответ.
1. (15 баллов) что вкладывалось в понятие "свобода" во Франции, России, Северной Америке в конце XVIII века?
2. (18 баллов) Прочитайте текст. Найдите в нем фактические ошибки и напишите вместо них исторически правильные варианты.
"В 1552 году Новгородское вече решило отправить в Сибирь ополчение, чтобы помочь опричникам в борьбе с ханом Кучумом."
3. (10 баллов) По выписке из воинского устава определите время ее появления (аргументируйте свой ответ):
"Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет своим государством и землями… по своей воле и мнению своему управлять".
4. (15 баллов) "Этот бывший артиллерийский офицерик носился по всей Европе, как собака, которой привязали к хвосту гремящую жестянку - честолюбие, дрался, как лев, хитрил, как лисица, пролез сначала в генералы, потом в первые консулы, потом в императоры и споткнулся тогда, когда…"
О ком идет речь (обоснуйте свой ответ конкретными актами)?
Придумайте окончание высказывания. Согласны ли вы с интонацией автора, почему?
5. (25 баллов) В каких литературных произведениях XIX века действие происходит в Москве?
6. (17 баллов) На плане Москвы показаны границы изменения ее территории.
Что фиксируют условные обозначения (буквы А, Б, В, Г, Д, Е и цифры 1-6)?
1. (10 баллов) Какая идея выражала дух индустриального общества первой половины XIX века: "я познаю", "я творю" или "я действую"? Обоснуйте свой выбор.
2. (20 баллов) Дайте оценку с позиции историка следующим строкам:
"Я слышу - гомонит нард:
"Попался. Барин безбородый!".
Тот барин - Пестель. Он идет
К петле за счастие народа".
3. (20 баллов) В первой половине XIX века москвичи называли Петербург "городом подъячих", а петербуржцы называли Москву - "городом аршинников". Как вы это объясните?
4. (5 баллов) Продолжите ряд: Иванов "Явление Христа народу", Ге "Тайная вечеря", Крамской " … ".
5. (20 баллов) Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Д. Беркли. Кто из этих ученых разрабатывал идею о разделении властей? В чем ее суть?
6. (21 балл) О каких выдающихся людях конца XVIII века сказано:
а) "Он был больше, чем человек. Он был веком";
б) "Сентиментальный тигр";
в) "Друг народа".
7. (4 балла) Допишите определение:
Передача собственного права пользоваться и распоряжаться его собственностью на определенный срок и за определенную плату называется … .
1. (36 баллов) установите соответствие между перечисленными идейными течениями в России конца XIX - начала XX в. в. и политическими деятелями этого времени:
Бакунин, Кропоткин, Милюков, Плеханов, Соловьев, Вернадский, Леонтьев, Мартов, Струве, Туган- Барановский, Ульянов.
2. (35 баллов) Время реформ, время застоя, время оттепели, время революции, время "загнивания", время контрреформ.
Какое из этих определений и почему характеризует наилучшим образом 1859 год? Какие периоды в российской истории характеризуют эти определения?
3. (18 баллов) Прочитайте текст.
"(он) сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах (его) … (он) не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг."
Из какого произведения взяты эти строки? Кто его автор? Где происходит действие? О ком идет речь? Какие имена давали "ему" в истории человечества?
4. (6 баллов) Германия, Португалия, Япония, Россия, Великобритания, Швеция, Австро-Венгрия, США, Франция, Италия, Турция. Какие из этих стран до 1914 года входили
а) в Антанту;
б) в Тройственный союз?
5. (8 баллов) Заполните пропуски в тексте:
"В любом обществе приходится делать ***, потому что не хватает ***, чтобы произвести все, в чем люди ***. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика называется ***."
1. (23 балла)
1) А. Бахрушин
2) П. Третьяков
3) К. Алексеев
4) С. Морозов
5) К. Солдатенков
6) С. Мамонтов
Какое явление отражено в приведенном списке и что объединяет этих людей? Чем известен каждый их них?
2. (5 баллов) Выберите правильное на ваш взгляд, завершение фразы: Основы христианской морали изложены…
а) в "Окровениях" Ионна Богослова
б) в "Деяниях апостолов"
в) в "Нагорной проповеди" Иисуса Христа.
3. (20 баллов) Прочитайте документ.
"Сталинский план реконструкции Москвы ставит исключительно ответственные задачи. Речь идет о том, чтобы по единому научно- разработанному плану перестроить великую столицу, чтобы эта перестройка была воплощена в такие прекрасные архитектурные формы, которые отражали бы все величие и красоту социалистической эпохи, радость нашей борьбы и наших побед".
(Из статьи "Дело всей страны", Правда, 19 июля 1935г.)
Сформулируйте проблему. Выскажите свое отношение к ней.
4. (15 баллов)
У верблюда два горба, | Рязани да Казани |
Нам один положено, | Поезда идут, идут, |
Вот единство и борьба | Отрицают отрицанье: |
Противоположного | Денег нет ни там, ни тут. |
Что высмеивает в этих частушках автор (А. Кнышев)? О каких пробелах в его философском образовании это, на ваш взгляд, свидетельствует?
5. (20 баллов) Какая из идей объединяет каждую группу имен? В чем суть идей?
а) Прудон, Бакунин, Кропоткин?
б) Кавелин, Чичерин, Грановский?
6. (12 баллов) В какой(ие) период(ы) в истории нашей страны действовали шестидесятники?
7. (5 баллов) Какая из перечисленных ниже проблем, с которыми сталкиваются все экономические системы, является наиболее фундаментальной?
а) инвестиции
б) производство
в) нехватка денег
г) потребление
д) ограниченность ресурсов.
1. Решение интеллектуальных задач по четырём номинациям:
2. Научно-практическая конференция школьников.
Предметные секции:
В каждой секции работают подсекции
3. Командные олимпиады.
4. Праздник знаний.
В современном обществе люди, работающие в различных отраслях - в бизнесе, политике, науке, - используют технику дебатов для принятия и обоснования принимаемых решений. Умение вести дебаты помогает в развитии критического мышления. Дебаты учат смотреть на вещи с разных точек зрения, подвергать сомнению факты и идеи, логически выстраивать аргументацию и убеждать. Они учат общаться. Участники получают знания и навыки в области риторики, логики, психологии, обществознания, права, экономики и т. д.
"Дебаты" - это прежде всего интеллектуальная игра, в которой участвуют две команды по 3 человека, ведущие спор по той или иной проблеме. Одна команда выступает в роли утверждающей стороны, вторая - отрицающей. Игра идет по определенным правилам, у каждого игрока - своя роль. В ходе подготовки к игре у учащихся отрабатываются исследовательские навыки. Часто для доказательства своих аргументов приходится обращаться к различным источникам: газетам, журналам, словарям, книгам. Помимо этого развиваются организационные навыки; организация материала, подготовленного по теме дебатов, отражается на эффективности сообщения и выступления в целом. Очень важное место в дебатах занимают навыки слушания и ведения записей, так как невозможно опровергнут!" аргумент оппонента, если не будет внимательно выслушана его речь и не будет понятна его аргументация. Разнообразие тем дебатов, касающихся различных сфер человеческой жизни, способствует в первую очередь развитию интеллекта старшеклассников. Поэтому приоритетной ролью игры "Дебаты" является общение и интеллектуальное развитие, а уже затем - стремление выиграть игру, так как суть дебатов состоит в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, то есть судей, в том, что аргументы команды лучше, чем аргументы оппонента.
Примерные темы дебатов
Пояснения к судейскому протоколу
Основная идея дебатов: "В демократическом государстве гражданское неповиновение
оправданно".
В парламентских дебатах приняли участие две команды, каждая - из двух человек:
Правительство: Премьер-министр, член Правительства.
Оппозиция: лидер Оппозиции, член Оппозиции.
В ход дебатов Правительство представило кейс, содержащий законопроект. Кейс Правительства был достаточно логичен и ясен, как этого требуют правила дебатов.
Оппозиция в ходе дебатов должна была опровергнуть кейс Правительства, обеспечив столкновение мнений.
Выступление команд и предъявление ими своих аргументов проходило в следующем порядке:
Во время конструктивных речей:
Премьер-министр предъявил формулировку законопроекта, выносимого на обсуждение; заявил аргументы; Лидер Оппозиции - акцентировал внимание на столкновение мнений с кейсом Правительства в защиту их кейса, затем ввёл аргументы в поддержку собственной позиции.
Член Правительства - восстановил аргументацию Правительства и понизил попытки Оппозиции, опровергнув её тем, что ответил на аргументы, введённые членом Оппозиции, предъявил новый аргумент в поддержку Правительства;
Член Оппозиции - восстановил основные аргументы Оппозиции, опроверг новые аргументы, введённые членами Правительства; развил доводы лидера Оппозиции.
В речах опровержения:
Лидер Оппозиции - указал на все фундаментальные недостатки позиции Правительства; усилил точку зрения Оппозиции, приведя новые, более убедительные примеры;
Премьер-министр напомнил о тех фундаментальных ценностях, которые были представлены в конструктивной речи Премьер-министра, ответил на наиболее важные новые аргументы, введённые членом Оппозиции, которая была заявлена в речи опровержения лидера Оппозиции.
Достаточно сложным для участников дебатов оказалось правило, согласно которому новые аргументы разрешены только в конструктивных речах и запрещены в речах-опровержениях; здесь приветствуются только новые примеры.
В ходе "Парламентских дебатов" участники могли задавать вопросы во время конструктивных речей в любое время, за исключением первой и последней минуты каждой из речей.
Выступающий имел право принимать или не принимать вопрос. Если вопрос принимался, ответ на него следовал сразу. В соответствии с правилами вопрос длился не более 15 секунд.
Правилами "Парламентских дебатов" предусматриваются речи из зала как способ привлечь аудиторию в ходе дискуссии. В ходе дебатов три ученика предложили по две речи в поддержку позиции Правительства и Оппозиции. Продолжительность речи не более 2 минут.
"Парламентские дебаты" оценивала коллегия судей, состоящая из трёх человек. Основной критерий: какая сторона - Правительство или Оппозиция - лучше утверждала свои аргументы и отвечала на аргументы оппонентов. Учитывалось также чёткое выполнение каждой из команд тех базовых правил, которые были уже названы. Кроме этого оценивалось умение соблюдать время , отведенное для каждой речи. С этой целью в "Парламентских дебатах" принимает участие таймкипер, действующий по следующей инструкции:
1-ая речь (речь Премьер-министра), длительность 7 минут. Одиночный удар таймкипера после прошествия 1 минуты от начала речи. Одиночный удар - после прошествия 6 минут от начала речи. Одиночный удар - после прошествия шести минут от начала речи (за минуту до конца речи).Двойной удар - после окончания речи (через 7 минут после начала речи). Поднять кулак после прошествия 30 секунд с момента окончания речи (через 7 минут 30 секунд с момента начала речи).
2-ая речь (речь лидера Оппозиции), длительность 8 минут.
3-я речь (речь члена Правительства), длительность - 8 минут.
4-ая речь (речь члена Оппозиции), длительность - 8 минут.
Одиночный удар - после прошествия 1 минуты от начала речи. Одиночный удар - после прошествия 7 минут от начала речи (через 8 минут 30 секунд) (за минуту до конца речи). Двойной удар - после окончания речи (через 8 минут после начала речи). Поднять кулак после прошествия 30 секунд с момента окончания речи (через 8 минут 30 секунд после начала речи).
5-ая речь (речь лидера Оппозиции), длительность - 4 минуты. Одиночный удар - после прошествия 3 минут от начала речи (поднять кулак за минуту до конца речи).
Двойной удар - после окончания речи (через 4 минуты от начала речи). Поднять кулак после прошествия 30 секунд от момента окончания речи (через 4 минуты 30 секунд после начала речи).
6-ая речь (речь Премьер-министра), длительность - 5 минут.
Одиночный удар - после прошествия 4 минут от начала речи (за минуту до конца речи). Двойной удар - после окончания речи (через 5 минут после начала речи). Поднять кулак после прошествия 30 секунд от момента окончания речи (через 5 минут после начала речи).
Представляется возможным широко использовать данный вариант обсуждения различных вопросов в ученической аудитории. На наш взгляд, возможна интерпретация правил проведения дебатов с целью вовлечения в них большого количества участников.
С 18 по 22 декабря 2001 года Объявление плана недели. Задания:
18.12. Оформление выставок:
1. Конкурс творческих работ учащихся 5-11 классов "Делаем историю своими руками" (работы по дереву, ткани, рисунки, макеты и т.д.) отв. Огарёва Е.М.
2. Конкурс стенных газет по географии. 8 классы. "Русские путешественники и исследователи XIX века" отв. Сапрыкина Л.А.
19.12. Игра "Эрудицион". Участвуют команды 8 классов. отв. Бачаева С.Б.
20.12. 1.Интеллектуальная игра "Исторический марафон" участвуют 8 классы отв. Огарёва Е.М.
2 Игра "О, счастливчик!" участвуют 10 - 11 классы. отв. Каулина И.Г.
21.12. 1 "Гладиаторские бои" (география) участвуют команды 7 классов. Отв. Каулина И.Г.
Ответственные организаторы Сапрыкина Л.А. и 11а класс
3 финал игры по избирательному праву "Требуется президент 2010 года". Встречаются команды 9 классов, группы поддержкии "Кандидаты в президенты" отв. Огарёва Е.М.
22.12 1 Краеведческая игра "Золото Рыбинска". Встречаются команды 5-6 классов. Отв. Каулина И.Г.
2 Игра "Великолепная семёрка". Участвуют представители 10 класс
Учебный год |
класс
|
учитель
|
место
|
Ф.И. учащегося
|
Место школы
|
1997 - 1998 |
9
10 11 |
Огарёва Е.М. Каулина И.Г. Огарёва Е.М. |
1
5 8 |
Герасимов И. Морозов А. Щербединский Н. |
3
|
1998 - 1999 |
9 |
Каулина И.Г. Огарёва Е.М. Каулина И.Г. |
2
2 8 4 |
Кукушкин А. Герасимов И. Кузнецов Д. Кузьмин К. |
5
|
1999 - 2000 |
9
10 11 |
Каулина И.Г. Каулина И.Г. Огарёва Е.М. |
13
8 14 7 3 |
Подречнев С. Мищенко Е. Кукушкин А. Кузнецов Д. Герасимов И. |
5
|
2000 - 2001 |
9
10 11 |
Огарёва Е.М. Каулина И.Г. Каулина И.Г. |
24
7 28 29 11 17 |
Шабалин Р. Корешова Ю. Подречнев С. Щенникова А. Кукушкин А. Мищенко Е. |
8
|
2001 - 2002 |
9
10 11 |
Бачаева С.Б. Огарёва Е.М. Каулина И.Г. |
12
3 7 8 |
Шишелева С. Корешова Ю. Холинов А. Подречнев С. |
3
|
2002 - 2003 |
9
10 11 |
Каулина И.Г. Бачаева С.Б. Огарёва Е.М. |
24 |
Смирнова Н. Соловьёв В. Шишелева С. Корешова Ю. Холинов А. |
8
|