МОУ основная общеобразовательная школа № 35

"Точка опоры" методического объединения в формировании профессиональной компетенции учителя и развитии творческих способностей учащихся.

Автор: Белякова Л.М.
руководитель методического объединения учителей гуманитарно-эстетического цикла средней школы № 35

Введение. Педагогика здравого смысла
Глава I. Вера и значение в педагогическом образовании (характеристики компетентности учителя)
   §1. Позиция МО в общей педагогике и дидактике.
   §2. Методическое объединение как часть образовательной среды.
   § 3. Компетентность учителя как основной фактор в управлении качеством образования.
Глава 2. Совершенствование организационно - методических условий формирования творческой личности.
   §1. Модель сотрудничества учителя и ученика.
   §2. Методы проблемного обучения в формировании творческого потенциала личности.
Заключение. Категория красоты и профессия учителя.
Список литературы

Как сделать, чтобы годы учения,
годы детства, отрочества и юности
стали для каждого ученика точкой
опоры на всю последующую жизнь?
Точка опоры - это прежде всего
обретение достоинства.

В. Шаталов

Знания - ориентиры в мире,
необходимы, чтобы уметь жить
и действовать в этом мире.

А. Леонтьев

Введение

Педагогика здравого смысла

Что такое сегодняшняя школа? Это школа, имеющая дело с реальностями сегодняшнего дня. С детьми именно такими, какими они является сегодня, с их сегодняшними целями и ценностями, сегодняшними интересами.

Сейчас в педагогике появились модные слова - " проектирование", "конструирование". Они напоминают бумажную архитектуру, когда создаются чертежи здания, которое никогда в необозримое время не будет построено. Конечно, нужна и бумажная архитектура - из неё в реальные здания переходят какие - то яркие находки. Но без неё можно и обойтись. А вот без реальных чертежей, по которым сегодня строится реальный дом, в котором завтра будут жить реальные люди, - обойтись невозможно.

Наше МО, общий педагогический стаж которого 97 лет, почти век! Ставит себе задачу создать такую модель обучения, которую смог бы реализовать каждый учитель. Нам кажется, что мы отстаиваем в педагогике и педагогической психологии позицию, которую можно назвать позицией здравого педагогического смысла.

Конечно, наша деятельность основывается на педагогическом наследии Л.С. Выготского, П.П. Блонского, Л.Н. Толстого, на психологических идеях Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина. Мы стараемся освоить те концепции, которые были разработаны в последнее десятилетия создателями авторских школ - Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским, А.Н. Тубольским, Е.А. Ямбургом, но при этом остаёмся самими собой. Все учителя, МО - яркие личности, готовые щедро делиться знаниями и опытом:

Глава I. Вера и знания в педагогическом образовании
(характеристики компетентности учителя)

§ 1. Позиции МО в педагогике и дидактике

Согласно закону РФ " Об образовании", содержание образования должно быть ориентированно на "обеспечение самоопределения личности создание условий для её самореализации" и должно обеспечивать, в частности, "адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающего адекватно современному уровню знаний картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру…". Исходя из этого, мы предлагаем следующую концепцию, считая её личностно - ориентированной.

Система педагогических принципов

адаптивная школа -(по Е.А. Ямбургу)

развивающее обучение

развитие творческой активности

Школа должна быть "школой для всех", в ней должны найти своё место, "чувствовать себя дома" все учащиеся независимо от индивидуальных способностей и особенностей

Школа должна быть "школой для каждого"

Главная задача школы МО - развитие школьникапричём, не только развитие его мышления, а в первую очередь! - целостное развитие личности.

В нашем понимании Важно не "тянуть" ученика, а "толкать"его

Ученику должно быть комфортно и приятно на уроке (психологичекая комфортность) учение должно быть гуманным, "новая школа - школа человечности"

(П.П. Блонский)

Система культурологических и дидактических принципов

  1. Понятие ОБРАЗ МИРА школьника - ключевое понятие.
    Не набор и даже не система отдельных знаний ученика, а целостное представление о мире, о месте в нём человека - основное в содержании обучения.
  2. Реализация интегрированных занятий, переход от " предметоцентризма" к "образовательным областям". (А.Г. Асмолов). Содержание образования должно быть целостным, голова ученика не может быть устроена по образцу приложения к школьному аттестату зрелости - разделена на графы и клеточки.
    Ум един, как едино и сердце!
  3. Непрерывность, системность и преемственность в обучении.
    Мы рассматриваем начальную школу как часть " настоящей" школы. Открытость учения "вверх" и "вниз" - одно из условий успешного образования.
  4. Образ мира у ребёнка - это не абстрактное, холодное знание о нём. Это не знания для МЕНЯ, это МОИ знания. Одним словом, это мир, состоящий из личностных смыслов. Ведь позиция бесстрастного наблюдателя очень мало способствует познанию этой жизни. Учитывая это, в школе расширяется область гумманитарно - эстетических дисциплин. Курс МХК введён с 5 - ого класса и успешно реализуется 8 - ой год. Кроме этого, введение детей в мир человеческих отношений, нравственных ценностей осуществляется через программы М.Б. Ладыгина (4-ый год - Ткаченко Ю.Н., 3- ий год Цветкова С.В. , 1- ый год Кузнецова О.В.; - Кутузова 1- ый год Белякова Л.М.)
  5. Знание - ориентиры в мире, необходимые, чтобы уметь жить и действовать в этом мире.
    Учителя используют такую методику представления знаний, которая максимально понимаема учащимися, сохраняя при этом язык и структуру научного знания.

МО сформировало главный критерий педагогического здравого смысла.
Учить детей так, чтобы никакие, даже самые глубокие изменения в окружающем мире не смогли поставить его в тупик. Ориентировать ребёнка на возможное будущее, а не мифологическое прошлое.

В этой связи предлагаем своеобразную модель выпускника сегодняшней школы.
По нашему мнению, она складывается из следующих компонентов:

  1. готовность к производительному труду;
  2. готовность к дальнейшему обучению;
  3. сформированность мировоззрения;
  4. сформированность культуре;
  5. сформированность умений творческой деятельности;
  6. сформированность педагогических умений.

§ 2.МО как часть образовательной среды

Какие конкретные технологии апробированы учителями, способные " учить результативно"? Ответ напрашивается однозначно: учить "по-всякому" нельзя.

Конгломерат закономерностей (содержательно-процессуальных, гносеологических, психологических, социологических, кибернетических, организационных) открывает возможности управления качеством образования.

Без теории практика слаба. Чтобы вызвать доверие к педагогической теории, её надо сначала изучить, а затем принимать. Практика показывает, что такие знания радикально меняют отношение учителя к труду, повышают его профессиональный статус, делают его компетентным в области деятельности, т.е. качественного образования школьников.

Давно осознана польза фундаментального образования. Школы " без стен" и " без слёз", возможно, нужны и важны, но более нужны гарантии, что ребёнка обучает хорошо. Сегодня наступит новый мир педагогических отношений, где нет места ни иллюзорным теориям, ни волюнтаристской практике.

Какую позицию занимает МО , обсуждая и реализуя стандарты образования? Условно её можно определить как систему " минимакса". Это означает, что мы выделяем в стандартах 2 уровня: знания предполагаются учащиеся по МАКСИМАЛЬНОМУ уровню. Ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

Ученик, по тем или иным причинам не успевающий, слабый, ограничится минимумом. Ученик очень сильный возьмёт всё, что ему дают, и пойдёт выше. Кстати, такой подход даёт больше возможностей, чтобы оценить не " степень незнания", а степень знания.

Позиция оценки и контроля также ориентирована на позитивное подкрепление знаний учащихся. В этом вопросе МО придерживается следующие мнения:

Наши учителя давно отказались от анекдотического принципа "клади больше", заменив новым конкретно методическим смыслом: для чего?

Наш подход к проблемам образования, в т.ч. и главной - управление качеством - не исключает поиска, т.е. таких педагогических решений, которые бы стимулировали ученический процесс. Многие из учителей (Васюхина Ю.К., Иванова Ж.А., Ткаченко Ю.Н.) обладают высоким творческим потенциалом, находят новые оригинальные решения, приёмы, повышающие качество учебного процесса. Так, например, Ткаченко Ю.Н. является автором методической разработки "Нестандартные задания на уроках русского языка и литературы", которая может быть полезна любому учителю.

Размышляя над проблемой качества образования, стоит обратить внимание на выбор учебника, который "должно быть не только проекцией научного знания, но и учитывать психологические механизмы интеллектуального развития (О.Б. Опарина "Технология внедрения учебников нового поколения", ж "Школьные технологии", 2003, № 4).

Используя новые технологии выбора учебника, предполагающие несколько этапов (от формально-ознакомительного до обобщающего), 6 учителей из 7 успешно работают по новым учебникам. Профессиональная компетентность учителя, современный учебник, новые технологии гарантируют высокое качество образования выпускников.

§ 3.Компетентность учителя как основной фактор в управлении качеством образования

Современное преобразовании в обществе, новые ориентиры в различных сферах жизни - всё это кардинально изменило требования к образованию и, конечно, к личности учителя. В образовательной практике смена старой парадигмы педагогического образования, которая сводилась к учебной дисциплине "Педагогика", компетентность включает в себя сложное, ёмкое содержание, интегрирующее профессиональные, социальные, правовые и другие характеристики. В обобщенном виде компетентность - это совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Критерием же оценок деятельности служит результат труда, его авторитет и социально - трудовой статус.

Параметры определения содержат стороны, которые могут быть проиллюстрированы следующим образом:

Чтобы эта категория (компетентность) успешно развивалась, необходима постоянная поддержка учителя в его духовном и профессиональном самостроительстве "Прорабом" выступило МО, определив следующие процессы компетентности.

Компетентность смыслообразование
смыслоосознание
смыслостроительство

С этой целью все педагоги МО перешли в рефлексивную позицию, выделив 2 направления:

  1. переработка жизненного опыта и
  2. переход определённых знаний, умений в форму актуально значимых.

В результате нами были созданы и реализованные различные по характеру задания (в рамках первого направления), они были направлены на:

Вот пример такого рода заданий:

  1. С какими событиями школьной жизни связаны ваши педагогические эмоции? Дайте им оценку с позиций современной педагогической теории.

  2. Рассказ Ю. Нагибина "Как трудно быть учителем!" заканчивается словами: "Как трудно быть учителем, но и как трудно быть учеником!" Трудно быть учеником…Это действительно так? Почему? Опишите, в чём проявляются эти трудности.

  3. Что вас больше всего огорчало в школьной жизни?

Подобные тренинги наполнили новым смыслом работу каждого. На основе своего жизненного опыта происходило понимание проблемно - конфликтных ситуаций, мысленная апробация стереотипов опыта, инновация принципов поведения.

Отношение к уроку изменилось кардинально. Урок стал "феноменом культуры", местом, где ребёнок может ответить на все волнующие его вопросы.

Реализация ценностно - смыслового подхода к развитию профессиональной компетенции учителя выразилась и количественными показателями и качественными. В 2002 году аттестовались 4 учителя, Результат: Ткаченко Ю.Н. - высшая категория, Цветкова С.В. - I категория, Кузнецова О.В. и Иванова Ж.А. - II категория. Белякова Л.М. приняла участие в муниципальном конкурсе "Учитель года 2003". Стала Победителем в нём и Лауреатом в областном конкурсе.

МО активно передаёт накопленный опыт коллегам. В рамках проблемных групп, спецсеминаров учителями МО в 2002-2003 г. проведено 11 открытых уроков. 3 октября 2002г. учителя - словесники приняли в школе городскую группу учителей русского языка, работающих по программе М.М. Разумовской, показав марафон уроков по данной программе.

Учитель МХК Белякова Л.М. участвовала во Всероссийском семинаре музейных педагогов в рамках которого провела урок МХК в 10 классе 649 школы г. Москвы. Её интегрированные уроки не раз были опубликованы в газете " Искусство" (приложение к "Первому сентября", а по итогам 2002 г. она стала победителем рубрики " Я иду на урок".

Позитивная деятельность МО - источник рождения нового смысла в деятельности каждого учителя, восхождение его ко всё более высокому уровню.

Глава II. Совершенствование организационно - методических условий формирования творческой личности

§ 1.Модель сотрудничества учителя и ученика

Американский учёный А. Маслоу доказал, что главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить, что в нём заложено, а не обучать его, " отливая в определённую форму", придуманную кем - то заранее. Ученик является центральной фигурой в процессе обучения, американский учёный называет его солнцем, вокруг которого вращается весь педагогический процесс. С этой мыслью соглашаются все учителя нашего МО, изменив, в первую очередь, традиционную парадигму образования:

учитель - учебник - ученик

на новую

ученик - учебник - учитель

Таким образом, изменился процесс сотрудничества учителя и ученика, который мы обобщим в следующей таблице:

Учитель
Ученик
1. Организатор познавательной деятельности 1. Субъект обучения, с помощью учителя самостоятельно добывает знания.
2. направляет познавательный процесс, обеспечивая самостоятельную деятельность учащихся в рамках взаимодействия. 2. Включается в активный мыслительный процесс.
3. Доминирует демократичный стиль отношения, в основе - сотрудничество, кооперация. 3. Активный участник педагогического процесса, в котором самореализуется и самоутверждается.
4. Разделяет ответственность за результаты образовательного процесса к учащимся. 4. Включен в ответственность за результаты процесса, осознавая их значимость для своего развития.
5. Обеспечивает мотивационное обучение. 5. Доминирует внутренняя мотивация
6. Доминируют методы самостоятельной работы, ("мозговой штурм"). 6. Выполняет исследовательскую работу, нестандартного задания. (См. приложение МР учителя Ткаченко Ю.Н. "Нестандартные задания на уроках русского языка и литературы"
7. Использует рефлексивное управление познавательной деятельностью ученика. 7. Включается в самоанализ, самооценку мыслительной деятельности.

Изучив творческие и практические вопросы по внедрению новых педагогических технологий, МО заинтересовалось технологическими картами (В.М. Монахов), которые разрабатывает первоначально учитель, а далее это может делать сам ученик. Такой рабочий документ не только развивает ученика, но и повышает степень ответственности, помогает дифференцированно снимать некоторые учебные проблемы. Такую технологию наиболее успешно реализует Ткаченко Ю.Н., Цветкова С.В.

Сторонников у этой технологии МО много, т.к. она убедительно показывает свою универсальность (разноуровневое, модульное, обучение, метод проектов, личностно - ориентированный подход).

Выстроенная модуль сотрудничества учителя и ученика делает школу для ребёнка комфортным местом, а учебную деятельность - средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого уровня.

§2. Методы проблемного обучения в формировании творческого потенциала личности

Нашей школе в 2002 году исполнилось 65 лет. Но мы не считаем её старой, более того, работая по - новому, делаем её привлекательной и краше день ото дня. Есть у нас, учителей, одно незыблемое правило: Чтобы учить по - новому (эффективно, прагматично, творчески), надо учиться самим.

Уже 2- ой год внутри МО реализуется спецкурс " Культура познания". Программа * школой была заимствована нами у коллег г. Челябинска. Она предлагает соответствующее организационное и методическое объединение процессов эффективности формирования школьников.

На наш взгляд, формирование творческого потенциала возможно только при смене приоритетов в образовании: с усвоения готовых знаний - на самостоятельную познавательную деятельность ученика. Для организации таковой мы считаем важнейшими методы проблемного обучения.

В современной дидактике рассматривается три метода проблемного обучения:

проблемное обучение

проблемное изложение
эвристический
исследовательский

В основе первого, как правило, находится проблемный вопрос. Например, на уроке русского языка в 6 класс (учитель Ткаченко Ю.Н.) при изучении "Суффиксов - ся - глагола" учитель ставит перед учащимися проблему: " Почему суффикс-ся - изменяет традиции и находится после окончаний глаголов?

Отвечая на этот вопрос, школьники обращаются к этимологии суффикса - ся -, высказывают предположения об особой семантике его, т.е. формируя, прибегают к синтезу знаний по многим разделам лингвистики.

Путь от детали - к идее урока является основным в методиках Васюхиной Ю.К., Ивановой Ж.А., Ткаченко Ю.Н.

Новые учебники по русскому языку М.М. Разумовской и литературы М.Б. Ладыгина весь учебный материал подают через проблемное изложение.

Эвристический метод - путь научного поиска, координатором которого на этом этапе является учитель. Он составляет задания, намечает пути следования. Например, одиннадцатиклассники (экология, учитель Иванова Ж.А.) выполняли на местности работу "Изучение морфо - разнокачественности особей популяции растений". В качестве вывода по работе школьники должны быть ответить на вопрос о значении выявленной морфологический и экологической разнокачественности особей в функционировании растительной популяции. Ответ требовал не только учения тематического материала, но и конкретного изучения природных объектов.

Исследовательский метод эффективно использует учитель Белякова Л.М. на уроках мировой художественной культуры. Ею разработаны алгоритмы анализа художественных произведений (живописи, музыки, скульптуры)

На каждом своём уроке учитель предлагает ту или иную проблему и организует самостоятельную поисковую деятельность.

Так, например, на уроке МХК в 8 классе "Душа осветится и освятится". ("Возвращение блудного сына" Рембрандта в осмыслении "вечных" проблем) школьникам предлагается прослушать притчу (в аудиозаписи) и составить таблицу несоответствий между полотном к текстом притчи. В результате их деятельности появляется следующая таблица.

Произведение Рембрандта
"Возвращение блудного сына"

Притча о возвращении блудного сына

1. Действие происходит на пороге сына

1.Действие происходит в поле.

2. Есть свидетели события

2.Свидетелей встречи нет

3. Сын не выражает осуждения

3. Вернувшись, старший сын укоряет отца в нелюбви к себе

Почему Рембрандт интерпретирует текст притчи? Ответ на этот вопрос предполагает глубокое исследование особенностей композиции, колорита, светотени живописного полотна.

Таким образом, наша работа по формированию творческого потенциала школьников основывается на внимании к самому процессу усвоения знаний, на тех методах, которые использует учитель во время проведения урока.

Анализируя свою деятельность, нами было определено 5 основных факторов, влияющих на познавательную активность старших школьников:

Исследование, проведённое в 9,10,11 классах, показало, что учащиеся старших классов на первое место ставят группу процессуальных факторов, включающих в себя формы сотрудничества учителя и ученика. Результат исследования мы представляем в таблице:

Степень влияния факторов на формирование познавательной активности и развитие творческих способностей старших школьников. (69 - учащихся)

Факторы

9 класс

10 класс

11 класс

Итого (9-11)

1. Побудительные:

  • любопытство, любознательность
  • интерес к предмету
  • желание лучше подготовиться к дальнейшему образованию

31,1

4,4
11,1
15,6

23,5

2,7
5,4
13,5

29,4


2,9
26,6

28,0

3,5
6,5
18,6

2. Образовательные:

  • представления, факты, законы

4.4

5.4

2.9

4.2

3.Процессуальные:

  • экспериментальные задания
  • проблемные изложения
  • олимпиады
  • научные работы, конференции
  • полевые практики

33,3

2,2
4,4
13,4
2,2
11,1

45,9

5,4
8,1
13,5
19,8
8,1

44,1

2,9
5,8
14,7
17,8
2,9

41,1

3,5
6,1
13,8
13,2
7,4

4.Социальные:

  • родители
  • средства МИ
  • знакомство со специалистами, работниками в определённой области

20,0

11,1
2,2
6,7

16,2

8,1
2,7
5,4

14,7

8,9
2,9
2,9

17,0

9,4
2,6
4,1

5.Психологические:

  • склонности, способности, интересы

 

6,7

 

8,1

 

2,9

 

6,0

6. Другие

4,4

2,7

5,8

4,3

На основе нашего исследования можно сказать, что чем старше школьники, тем более осознано и прагматично они подходят к вопросу о своём образовании и тем более высокие требования предъявляют к организации учебного процесса.

Заключение

В педагогической миниатюре "Красота, Вдохновение, Радость и Тайна" В. Сухомлинский утверждает: "Красота вечна" Эта категория близка нашей профессии: учитель тоже вечен, но более того, именно он помогает насладиться красотой своим ученикам. И путь к этому - урок.

Какие критерии отличают современный урок сегодня?

Учителя нашего МО руководствуются следующими пастушатами:

  1. Смотреть не на себя, а на своё отражение в учениках;
  2. Блестяще знать и любить то, что адресуешь детям;
  3. Быть доброжелательным, чутким, благородным человеком;
  4. Владеть широким спектром методических приёмов и средств;
  5. Овладевать инновационными программами.

Список литературы

  1. Айзерман Л.С. "Урок литературы сегодня", М: Просвещение ,1974г.
  2. Ильин Е.Н. " Шаги навстречу" М: Просвещение, 1986г.
  3. Темирбаев К.М., Украинцев В.В. " Очерки истории современной культуры" М: Просвещение , 1980г.
  4. Шаталов В.Ф. " Точка опоры" М: " Педагогика",1987г.
  5. Школа 2000. Концепция и программы непрерывных курсов. Сборник СБ , выпуск №1 ( под ред. А.Леонтьева), 1998 г.
  6. Эксперимент: совершенствование структуры и содержания образования. М: Владос 2001(под ред. А.Ф. Киселёва)