Сведения о школе
Характеристика окружающей среды и социальный заказ
Педагогический персонал
Учащиеся
Концепция развития начальной школы
План работы методического объединения учителей начальных классов
на 2002-2003 учебный год
План работы методического объединения учителей начальных классов
на 2003-2004 учебный год
Реализация работы над методической темой
План cовместной работы МО учителей начальных классов Болтинской средней общеобразовательной
школы и ДОУ "Солнышко" п. Судоверфь на 2003-2004 учебный год
Болтинская средняя общеобразовательная школа расположена в 20 километрах от города Рыбинска на берегу Рыбинского водохранилища в поселке Судоверфь. Свою историю школа ведет с 1876 года, когда было организовано Балобановское народное училище для детей крестьянского сословия.
Современное здание школы построено по типовому проекту в 1982 году. Усилиями учителей, учеников, родителей оборудован 21 кабинет, компьютерный класс, две мастерские. Школа имеет спортивный зал, библиотеку, столовую, гараж, медицинский кабинет. Имеется проекционная техника, три телевизора, два видеомагнитофона, видео камера, аудиоаппаратура. Силами учителей в кабинетах накоплен и систематизирован дидактический материал и наглядные пособия.
Начальная школа и специальные коррекционные классы работают в условиях пятидневной рабочей недели, общеобразовательные классы второй и третьей ступени шестидневной рабочей недели.
Школа находится в поселке Судоверфь, где проживает 2520 человек. Жилой фонд поселка представлен 2 - 5-ти этажными домами. Школа обучает детей из близлежащих деревень и поселков, где социальные условия для проживания хуже (13% детей живут в домах без удобств). Большинство семей с одним или двумя детьми, многодетных семей 32, неблагополучных 15 (где в основном, родители пьют), 6 учащихся находятся под опекой. За последние годы увеличилось число детей из неблагополучных семей, три семьи, в которых воспитывает детей один отец. Это является следствием социально - экономических процессов, происходящих в обществе (в частности, развал местного судостроительного завода), и естественно отражается на работе школы.
Социальный состав родителей разнообразный: рабочие - 43 %, служащие - 40%, военнослужащие - 2%, безработные - 10%, частные предприниматели - 4%, пенсионеры - 1 %.
В каждом классном коллективе сформировалось ядро родителей, которые являются главными помощниками школы. Система работы с родительской общественностью нашла свое отражение в школьной программе "Семья", целью которой является выполнение социального заказа общества по формированию высоконравственной, организованной личности.
Анализируя нынешний этап развития школы, мы обратились к родителям и учащимся с предложением высказать свои требования в адрес образовательного учреждения и вот какой заказ мы получили.
Родители:
Ученики хотят,
В начальных классах работают 6 учителей начальных классов и 4 учителя - предметника, из них 90% имеют высшее образование, 40% учителей аттестованы на высшую квалификационную категорию, 40% имеют первую квалификационную категорию, 40% учителей - отличники народного просвещения РФ, один педагог награжден орденом трудовой славы 3 степени. 90% учителей имеют стаж работы от 10 - 25 лет.
Каждый третий учитель начальной школы - ее выпускник.
В начальной школе 80 учеников, которые обучаются в пяти классах комплектах, один класс организован для детей с ЗПР.
Цель начальной школы - формирование активной, творческой, интеллектуально развитой личности, владеющей прочной базой ЗУН (на уровне 1 ступени обучения), умеющей и желающей учиться.
В начальной школе реализуется система развивающего образования. Ее суть состоит в том, что способности развиваются при включении детей в различные виды деятельности. В каждом возрасте дети выполняют несколько ее видов, но лишь один из них является главным и ведущим для возникновения и дальнейшего развития определенных психических способностей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. В процессе усвоения теоретических знаний по разным предметам у младших школьников развиваются основы теоретического мышления. Таким образом, мышление становится доминирующей функцией. Происходит развитие умственной деятельности во внутреннем плане, в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений. Тем самым обучение влечет за собой развитие.
Развитие способностей ребенка определяется содержанием, формами и методами его воспитания и обучения, т.е. развитие должно быть специально организованно. Хорошо известно, что чем выше уровень содержания образования и прогрессивнее методы и формы обучения, тем эффективнее и результативнее происходит развитие способностей.
Таким образом, на первой ступени обучения в нашей школе особое внимание уделяется:
Вся начальная школа перешла на систему Л.В. Занкова, в классе для детей с ЗПР используются альтернативные учебники А.А. Плешакова, введены курсы "Риторика" и "Экономика". К моменту окончания начальной школы обязательным является выполнение государственного стандарта образования, а также сформированность положительного отношения к учению, достаточно высокий уровень поведения, что означает умение включаться в задание, сохранять задачу, планировать и контролировать свои действия, действовать по плану; развитие способностей адаптации в условиях новой жизненной ситуации; овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности. Научить ребенка учиться - значит, обеспечить успешность его школьной жизни вплоть до самого выпуска.
Реализация концепции развития начальной школы невозможна без грамотно спланированной работы МО. Целью которой является оказание действенной помощи учителям, классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей.
Методическое объединение учителей начальных классов является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим проведение учебно - воспитательной, методической, опытно - экспериментальной и внеклассной работы.
Методическое объединение учителей начальной школы - это сложившееся, самоценное, самостоятельное подразделение методической службы Болтинской средней общеобразовательной школы.
Работа методического объединения начальной школы является визитной карточкой нашей школы, так как его работа направлена на представление особенности педагогической системы и тех образовательных услуг, которые интересны для учащихся и их родителей. Для этого необходима целенаправленная работа методического объединения.
Методическая тема школы: "Русская школа - средство национальной самозащиты"
Задачи МО:
Планирование заседаний МО.
Методическая тема школы: "Организация инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении."
Цели и задачи МО:
План заседаний МО.
Работа над личной методической темой учителя вытекает из профессионального интереса педагога. (см. анкету).
А Н К Е Т А
О работе над методической темой.
1. Ваша оценка работы над предыдущей методической темой
2. Как отразилась работа по этой теме
3. Над реализацией какой учебной программы вы хотите работать в этом учебном году
СПАСИБО
Практически вся работа учителя - творца предполагает постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего методического арсенала. Труд педагога многопланов, разнообразен и в каждом своем направлении принуждает его искать новые решения, переключаться с одной проблемы на другую, заниматься поисками, экспериментами и т.д.
Тема: Содержание и методические особенности курса математики 2 класса по УМК Т.К. Жикалкиной.
1 полугодие
2 полугодие
Тема: Содержание и методические особенности курса математики 3 класса по УМК Т.К. Жикалкиной.
1 полугодие
2 полугодие
Эффективной формой работы распространения удачных находок в учебно-воспитательной работе является "Школа педагогического мастерства". В нашем учебном заведении действует "Школа передового опыта" для учителей начальных классов, переходящих на обучение детей по системе Л.В. Занкова. Руководителем "Школы передового опыта" является Отличник народного просвещения Карпова Надежда Ивановна. Главным в работе ШПО - это непосредственное наблюдение учителями работы педагога - мастера, активное и целенаправленное освоение лучшего опыта, теоретическое осмысление его. Творческие поиски эффективных методов работы помогают участникам ШПО углубить свои знания, совершенствовать мастерство.
Задача школы передового опыта - поднять методический уровень педагогической работы, поддерживать в учительском коллективе интерес к новым разработкам в педагогике.
Октябрь
Декабрь
Февраль
Апрель
Появление в школе "Академии для будущих первоклассников"- это результат социального заказа общества, связанного с возрастающими запросами родителей, желающих, в одном случае, подготовить детей к обучению в школе, в другом - поднять общий уровень их развития. Занятия в "Академии" проводят учителя начальной школы.
Работа ведется по следующим направлениям:
Занятие первое
Занятие второе
Занятие третье
Занятие четвертое
Занятие пятое
Занятие шестое
Занятие седьмое
Занятие восьмое
Занятие девятое
Занятие десятое
Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих задач преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования, которые решают совместно воспитатели ДОУ "Солнышко" п. Судоверфь и учителя начальных классов Болтинской средней общеобразовательной школы.
месяц
|
мероприятия
|
ответственный
|
Сентябрь |
|
Рук. МО Балыкина Т.В. |
Октябрь |
|
Егорова Б.С. Воспитатели |
Ноябрь |
|
Гришмановская М.В. Краева О.Г. |
Январь |
|
Карпова Н.И. Андреева И.В. Егорова Б.С. Гришмановская М.В. |
Март |
|
Молчанова И.А. Струлева И.М. |
Май |
|
Рук. МО |
В 2001 году школа стала победителем муниципального конкурса "Школа года - 2001".
В 2002 году школа награждена Дипломом Департамента образования Администрации Ярославской области за целенаправленную работу по обновлению содержания образования. Несколько лет подряд коллектив школы работает над решением задачи воспитания учащихся на лучших традициях русского народа.
В 2003 году коллектив школы награжден Благодарственным письмом директора Департамента по делам образования и молодежи РМО за творческий подход в создании воспитательной системы по патриотическому и духовно - нравственному воспитанию детей. Не однократно коллективы кружков были победителями городских фестивалей декоративно - прикладного творчества "Уголок России", городских выставок непрофессионального мастерства "Вдохновение", муниципального конкурса "Песня о Рыбинске".
2000 - 2001 гг.
|
2001 - 2002 гг.
|
2002 - 2003 гг.
|
|
Окончили начальную школу |
33 - 100%
|
18 - 100%
|
23 - 100%
|
На "4" и "5" |
15 - 45.4%
|
9 - 50%
|
13 - 56.5%
|
класс
|
предмет
|
% справившихся
|
% качества
|
4а
|
Русский язык
|
100%
|
56.3%
|
класс
|
Ф.И. ребенка
|
Место по школе
|
Место по району
|
Место в регионе
|
3
|
Шихеева Милена
|
1
|
50
|
123
|
3
|
Сазанова Катя
|
2
|
57
|
141
|
3
|
Зинин Денис
|
3
|
71
|
197
|