Болтинская средняя общеобразовательная школа

Преемственность между ступенями дошкольного и школьного образования

Сведения о школе
Характеристика окружающей среды и социальный заказ
Педагогический персонал
Учащиеся
Концепция развития начальной школы
План работы методического объединения учителей начальных классов на 2002-2003 учебный год
План работы методического объединения учителей начальных классов на 2003-2004 учебный год
Реализация работы над методической темой
План cовместной работы МО учителей начальных классов Болтинской средней общеобразовательной школы и ДОУ "Солнышко" п. Судоверфь на 2003-2004 учебный год

Сведения о школе

Болтинская средняя общеобразовательная школа расположена в 20 километрах от города Рыбинска на берегу Рыбинского водохранилища в поселке Судоверфь. Свою историю школа ведет с 1876 года, когда было организовано Балобановское народное училище для детей крестьянского сословия.

Современное здание школы построено по типовому проекту в 1982 году. Усилиями учителей, учеников, родителей оборудован 21 кабинет, компьютерный класс, две мастерские. Школа имеет спортивный зал, библиотеку, столовую, гараж, медицинский кабинет. Имеется проекционная техника, три телевизора, два видеомагнитофона, видео камера, аудиоаппаратура. Силами учителей в кабинетах накоплен и систематизирован дидактический материал и наглядные пособия.

Начальная школа и специальные коррекционные классы работают в условиях пятидневной рабочей недели, общеобразовательные классы второй и третьей ступени шестидневной рабочей недели.

Характеристика окружающей среды и социальный заказ

Школа находится в поселке Судоверфь, где проживает 2520 человек. Жилой фонд поселка представлен 2 - 5-ти этажными домами. Школа обучает детей из близлежащих деревень и поселков, где социальные условия для проживания хуже (13% детей живут в домах без удобств). Большинство семей с одним или двумя детьми, многодетных семей 32, неблагополучных 15 (где в основном, родители пьют), 6 учащихся находятся под опекой. За последние годы увеличилось число детей из неблагополучных семей, три семьи, в которых воспитывает детей один отец. Это является следствием социально - экономических процессов, происходящих в обществе (в частности, развал местного судостроительного завода), и естественно отражается на работе школы.

Социальный состав родителей разнообразный: рабочие - 43 %, служащие - 40%, военнослужащие - 2%, безработные - 10%, частные предприниматели - 4%, пенсионеры - 1 %.

В каждом классном коллективе сформировалось ядро родителей, которые являются главными помощниками школы. Система работы с родительской общественностью нашла свое отражение в школьной программе "Семья", целью которой является выполнение социального заказа общества по формированию высоконравственной, организованной личности.

Анализируя нынешний этап развития школы, мы обратились к родителям и учащимся с предложением высказать свои требования в адрес образовательного учреждения и вот какой заказ мы получили.

Родители:

Ученики хотят,

Педагогический персонал

В начальных классах работают 6 учителей начальных классов и 4 учителя - предметника, из них 90% имеют высшее образование, 40% учителей аттестованы на высшую квалификационную категорию, 40% имеют первую квалификационную категорию, 40% учителей - отличники народного просвещения РФ, один педагог награжден орденом трудовой славы 3 степени. 90% учителей имеют стаж работы от 10 - 25 лет.

Каждый третий учитель начальной школы - ее выпускник.

Учащиеся

В начальной школе 80 учеников, которые обучаются в пяти классах комплектах, один класс организован для детей с ЗПР.

Концепция развития начальной школы

Цель начальной школы - формирование активной, творческой, интеллектуально развитой личности, владеющей прочной базой ЗУН (на уровне 1 ступени обучения), умеющей и желающей учиться.

В начальной школе реализуется система развивающего образования. Ее суть состоит в том, что способности развиваются при включении детей в различные виды деятельности. В каждом возрасте дети выполняют несколько ее видов, но лишь один из них является главным и ведущим для возникновения и дальнейшего развития определенных психических способностей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. В процессе усвоения теоретических знаний по разным предметам у младших школьников развиваются основы теоретического мышления. Таким образом, мышление становится доминирующей функцией. Происходит развитие умственной деятельности во внутреннем плане, в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений. Тем самым обучение влечет за собой развитие.

Развитие способностей ребенка определяется содержанием, формами и методами его воспитания и обучения, т.е. развитие должно быть специально организованно. Хорошо известно, что чем выше уровень содержания образования и прогрессивнее методы и формы обучения, тем эффективнее и результативнее происходит развитие способностей.

Таким образом, на первой ступени обучения в нашей школе особое внимание уделяется:

Вся начальная школа перешла на систему Л.В. Занкова, в классе для детей с ЗПР используются альтернативные учебники А.А. Плешакова, введены курсы "Риторика" и "Экономика". К моменту окончания начальной школы обязательным является выполнение государственного стандарта образования, а также сформированность положительного отношения к учению, достаточно высокий уровень поведения, что означает умение включаться в задание, сохранять задачу, планировать и контролировать свои действия, действовать по плану; развитие способностей адаптации в условиях новой жизненной ситуации; овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности. Научить ребенка учиться - значит, обеспечить успешность его школьной жизни вплоть до самого выпуска.

Реализация концепции развития начальной школы невозможна без грамотно спланированной работы МО. Целью которой является оказание действенной помощи учителям, классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей.

Методическое объединение учителей начальных классов является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим проведение учебно - воспитательной, методической, опытно - экспериментальной и внеклассной работы.

Методическое объединение учителей начальной школы - это сложившееся, самоценное, самостоятельное подразделение методической службы Болтинской средней общеобразовательной школы.

Работа методического объединения начальной школы является визитной карточкой нашей школы, так как его работа направлена на представление особенности педагогической системы и тех образовательных услуг, которые интересны для учащихся и их родителей. Для этого необходима целенаправленная работа методического объединения.

План работы методического объединения
учителей начальных классов на 2002-2003 учебный год

Методическая тема школы: "Русская школа - средство национальной самозащиты"

Задачи МО:

  1. Знакомство с моделью "Русская школа" в рамках педагогических технологий авторских школ.
  2. Адаптирование учебных программ к программе "Мы - славяне", направленных на воспитание русской культуры у школьников.
  3. Преемственность дошкольного и начального обучения.
  4. Создание условий для развития и обучения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Планирование заседаний МО.

  1. Анализ методической работы за 2001 - 2002 учебный год. Планирование работы. (готовит Краева О.Г.) - сентябрь
  2. Знакомство с моделью "Русская школа" в рамках педагогических технологий авторских программ (готовит Греченева И.М. ) - ноябрь
  3. Совместные заседания с ДОУ.
  4. Система работы по формированию каллиграфического навыка, направленная на возрождение традиционной русской культуры. (готовят Краева О.Г., Балыкина Т.В., Андреева И.В.) - апрель
  5. Круглый стол (отчет по индивидуальным методическим темам) - май

План работы методического объединения
учителей начальных классов на 2003 - 2004 учебный год

Методическая тема школы: "Организация инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении."

Цели и задачи МО:

  1. Реализация дидактической системы Л.В. Занкова.
  2. Создание благоприятных, природосообразных условий для достижения оптимального общего развития каждого ребенка.
  3. Овладение новыми формами организации урока (практикум, лабораторная работа, исследование)
  4. Создание благоприятных условий для быстрой адаптации детей к школе, воспитание и актуального обучения детей, на основе совместной деятельности начальной школы и ДОУ.

План заседаний МО.

  1. Анализ методической работы за 2002 - 2003 учебный год. Планирование работы на текущий год (готовит Краева О.Г.) - сентябрь
  2. Совместное заседание МО учителей начальных классов и воспитателей ДОУ п. Судоверфь: "Преемственность работы по развитию мелкой моторики руки на занятиях в детском саду и уроков в начальной школе." (готовят Андреева И.В. (теория), Краева О.Г. (урок "Технология"), Балыкина Т.В. (урок "Письмо")) - ноябрь
  3. "Развитие связной речи (устной и письменной) младших школьников в системе Л.В. Занкова". (готовят Краева О.Г. (теория), Табакова М.А. (отслеживание результатов), Карпова Н.И. (урок "Литература" 4 класс) - февраль
  4. "Развивающие и коррекционные упражнения на уроках начальной школы" (готовят Андреева И.В., Карпова Н.И.) - апрель
  5. "Овладение новыми формами организации урока (практикум, лабораторная работа, исследование)". (круглый стол) - май
  6. Подведение итогов работы за год (готовит Краева О.Г.) - май

Реализация работы над методической темой

Работа над личной методической темой учителя вытекает из профессионального интереса педагога. (см. анкету).

А Н К Е Т А

О работе над методической темой.

1. Ваша оценка работы над предыдущей методической темой

2. Как отразилась работа по этой теме

3. Над реализацией какой учебной программы вы хотите работать в этом учебном году

СПАСИБО

Практически вся работа учителя - творца предполагает постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего методического арсенала. Труд педагога многопланов, разнообразен и в каждом своем направлении принуждает его искать новые решения, переключаться с одной проблемы на другую, заниматься поисками, экспериментами и т.д.

План работы над личной методической темой на 2000-2001 учебный год
учительницы начальных классов Краевой О.Г.

Тема: Содержание и методические особенности курса математики 2 класса по УМК Т.К. Жикалкиной.

1 полугодие

  1. Знакомство с содержанием и методическими особенностями курса математики 2 класса по УМК Т.К. Жикалкиной.
  2. Изучение методической литературы по данной теме.
  3. Сравнение программы по математике 2 класс (автор Т.К. Жикалкина) с традиционной программой.
  4. Выступление на МО учителей начальных классов по теме "Особенности курса математики 2 класса (автор Т.К. Жикалкина), его плюсы и минусы".
  5. Участие в ПГ по подготовке к педсовету по теме "Игровые технологии на уроках математики 2 класс".
  6. Подготовка к открытому уроку по математике для коллег.

2 полугодие

  1. Анализ контрольных работ по математике за 1 полугодие. Качество обученности учащихся.
  2. Открытый урок по математике для учителей начальных классов. Цель наблюдения: сходство и различие УМК Т.К. Жикалкиной по математике с традиционной системой.
  3. Математический КВН для ребят.
  4. Реализация практической части программы по математике 2 класс.
  5. Итоги годовой контрольной работы по математике. Качественный анализ успеваемости учащихся 2 класса по математике, автор Т.К. Жикалкина.

План работы над личной методической темой на 2001-2002 учебный год
учительницы начальных классов Краевой О.Г.

Тема: Содержание и методические особенности курса математики 3 класса по УМК Т.К. Жикалкиной.

1 полугодие

  1. Знакомство с программой третьего года обучения учащихся математике по УМК Жикалкиной Т.К.
  2. Работа с методической литературой по данной теме.
  3. Составление поурочного планирования на 5 часов в неделю.
  4. Сравнение данной программы с традиционной программой обучения математике 3 класс и соотнесение ее со стандартом и минимумом содержания образования.
  5. Подготовка к открытому уроку для МО учителей математики.
  6. Качественный анализ контрольной работы по математике за первое полугодие.

2 полугодие

  1. Использование нестандартных заданий на уроках математики 3 класс.
  2. Открытый урок для МО учителей математики и начальных классов по теме "Римская нумерация". Цель наблюдения сходство и различие традиционной системы обучения математике и по УМК Т.К. Жикалкиной.
  3. Выступление на МО "Основные содержательные линии курса математики по УМК Т.К. Жикалкиной".
  4. Математический КВН для учащихся .
  5. Отслеживание результативности обучения учащихся по математике автор Т.К. Жикалкина.

Эффективной формой работы распространения удачных находок в учебно-воспитательной работе является "Школа педагогического мастерства". В нашем учебном заведении действует "Школа передового опыта" для учителей начальных классов, переходящих на обучение детей по системе Л.В. Занкова. Руководителем "Школы передового опыта" является Отличник народного просвещения Карпова Надежда Ивановна. Главным в работе ШПО - это непосредственное наблюдение учителями работы педагога - мастера, активное и целенаправленное освоение лучшего опыта, теоретическое осмысление его. Творческие поиски эффективных методов работы помогают участникам ШПО углубить свои знания, совершенствовать мастерство.

Задача школы передового опыта - поднять методический уровень педагогической работы, поддерживать в учительском коллективе интерес к новым разработкам в педагогике.

План работы школы передового опыта на 2002 -2003 учебный год
Руководитель Карпова Н.И.

Октябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

Появление в школе "Академии для будущих первоклассников"- это результат социального заказа общества, связанного с возрастающими запросами родителей, желающих, в одном случае, подготовить детей к обучению в школе, в другом - поднять общий уровень их развития. Занятия в "Академии" проводят учителя начальной школы.

Планирование занятий в "Академии для будущих первоклассников"

Работа ведется по следующим направлениям:

Занятие первое

  1. "В гостях у речи" (знакомство с устной речью на основе русских народных сказок, пересказ по пиктограммам, составление рассказа по серии картинок, игра на развитие внимания и памяти).
  2. Взаимное расположение предметов в пространстве: впереди, сзади, рядом, между. Счет предметов.

Занятие второе

  1. Развитие речи, пространственная ориентировка. "Речь + предложение" (работа по мелкой моторике руки - "Кошкина пропись", подвижная игра "Два Мороза". Автоматизация определений речь и предложение).
  2. Распознавание предметов по их расположению: верхний, нижний. Рисование узора из геом. Фигур.

Занятие третье

  1. Развитие памяти. "Предложение и слово" (выделение слов из предложений игра "Хлопушка", пиктограммы к словам, развитие мелкой моторики руки, памяти и мышления. Прописи центра психологии и педагогики г. Волгоград)
  2. Направление движения сверху вниз, снизу вверх. Составление узора из геометрических фигур.

Занятие четвертое

  1. Развитие речи (составление текста по серии картинок, выделение предложений, слов, развитие мелкой моторики руки "Кошкина пропись", ориентировка в пространстве игра "Буги - вуги".
  2. Распределение предметов по их расположению: между, посредине. Понятие: один, много. Лепка предметов (один, много).

Занятие пятое

  1. В царстве звуков (выделение в словах гласных звуков (а, о, у ), подвижная игра "Аист", развитие выразительности, сочетание речи с движением, развитие внимания пропись "Буквы и слоги";
  2. Взаимное расположение предметов в пространстве: слева, справа. Понятие: большой, маленький. Лепка предметов из пластилина (большой, маленький).

Занятие шестое

  1. Выделение звуков (и, ы) (развитие слуховой памяти и выделение звука, игра "Запомни и изобрази"- пиктограммы)
  2. Распознавание предметов по материалу и назначению. Понятие каждый, все, один, остальные. Счёт предметов. Рисование групп предметов.

Занятие седьмое

  1. Выделение согласного звука (н, т) (развитие речи, составление сказки по серии картинок, выделение знакомых звуков, развитие внимания игра " Пять движений", пропись " Буквы и слоги".
  2. Сравнение групп предметов. Понятие столько же, одинаковое количество. Лепка групп предметов из пластилина.

Занятие восьмое

  1. Выделение согласных звуков( к, с). ( развитие речи, инсценировка сказки " Колобок",развитие мелкой моторики руки " Кошкина пропись", развитие двигательной памяти -игра " Если нравится тебе".
  2. Понятие больше, меньше. Сравнение двух совокупностей предметов по количеству. Рисование с помощью трафарета геометрических фигур. Группировка фигур по количеству.

Занятие девятое

  1. Выделение согл. звуков ( л, р).( развитие слуховой памяти - игра "Цепочка", развитие речи - игра "Угадай цветок по описанию", " Кошкина пропись"- развитие мелкой маторики руки.
  2. Порядковое значение чисел. Понятие: раньше, позже. Аппликация из геометрических фигур.

Занятие десятое

  1. Выделение согл. звуков( п, м),( развитие речи, составление рассказа " Моя семья", игра на развитие мышления "Путешествие". Пропись " Буквы и слоги"- пиктограммы к словам о семье. Работа по мелкой моторике руки " Кошкина пропись"
  2. Взаимное расположение предметов в пространстве: слева, справа, вверху, внизу. Лепка из пластилина героев сказки "Теремок".

План совместной работы
МО учителей начальных классов Болтинской средней общеобразовательной школы и ДОУ "Солнышко" п. Судоверфь на 2003-2004 учебный год

Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих задач преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования, которые решают совместно воспитатели ДОУ "Солнышко" п. Судоверфь и учителя начальных классов Болтинской средней общеобразовательной школы.

месяц
мероприятия
ответственный
Сентябрь
  • Составление плана совместной работы.
  • Введение первоклассников в школьную жизнь (методика Цуккерман)

Рук. МО Балыкина Т.В.
Уч. 1 класса

Октябрь
  • Совместный праздник "Мы теперь ученики"
  • Посещение воспитателями уроков в 1 классе
Егорова Б.С.
Воспитатели
Ноябрь
  • Заседание МО учителей начальных классов и воспитателей ДОУ по теме "Преемственность работы по развитию мелкой моторики руки на занятиях в детском саду и уроках начальной школы
Гришмановская М.В.
Краева О.Г.
Январь
  • Посещение учителями занятий в детском саду.
  • Собрание родителей будущих первоклассников.
  • Вечер отдыха для ребят первого класса и подготовительной группы ДОУ "Рождественские посиделки".
Карпова Н.И.
Андреева И.В.
Егорова Б.С.
Гришмановская М.В.
Март
  • Посещение логопедом школы занятий подготовительной группы.
  • Совместный праздник для ребят "Проводы зимы"
Молчанова И.А.
Струлева И.М.
Май
  • Подведение итогов работы.
Рук. МО

Преемственность в программном обучении ДОУ и начальной школы

В 2001 году школа стала победителем муниципального конкурса "Школа года - 2001".

В 2002 году школа награждена Дипломом Департамента образования Администрации Ярославской области за целенаправленную работу по обновлению содержания образования. Несколько лет подряд коллектив школы работает над решением задачи воспитания учащихся на лучших традициях русского народа.

В 2003 году коллектив школы награжден Благодарственным письмом директора Департамента по делам образования и молодежи РМО за творческий подход в создании воспитательной системы по патриотическому и духовно - нравственному воспитанию детей. Не однократно коллективы кружков были победителями городских фестивалей декоративно - прикладного творчества "Уголок России", городских выставок непрофессионального мастерства "Вдохновение", муниципального конкурса "Песня о Рыбинске".

Результаты итоговой успеваемости учащихся начальной школы

 
2000 - 2001 гг.
2001 - 2002 гг.
2002 - 2003 гг.
Окончили начальную школу
33 - 100%
18 - 100%
23 - 100%
На "4" и "5"
15 - 45.4%
9 - 50%
13 - 56.5%

Результаты мониторинговых исследований Центра оценки и контроля качества образования в 2003 учебном году (апрель)

класс
предмет
% справившихся
% качества
Русский язык
100%
56.3%

 

Мониторинг участия членов МО в городских и областных конкурсах

Участие ребят в международной математической игре "Кенгуру"

класс
Ф.И. ребенка
Место по школе
Место по району
Место в регионе
3
Шихеева Милена
1
50
123
3
Сазанова Катя
2
57
141
3
Зинин Денис
3
71
197