Готовность учителей к работе в профильных классах
Концептуальная модель системы подготовки учителей к работе в профильных классах
Содержание целенаправленной подготовки учителя к работе в профильных классах
Программа " Подготовка учителей к работе в профильных классах"
Приложения
Приложение № 1: Особенности основных познавательных
процессов у детей с доминированием левого и правого полушарий мозга (по В.В. Голенкову
и Е.Б. Филипповой)
Приложение № 2: Особенности "левополушарной"
и "правополушарной" стратегии обучения (по В.В. Голенкову и Е.Б. Филипповой)
Приложение № 3: Опросник на самооценку готовности учителей к работе
в кадетских классах
Приложение № 3a: Анкета "Изучение профессиональной
готовности учителей к применению современных образовательных технологий в педагогической
деятельности (Л.В.Зевина)"
Приложение № 4: Качества учителя, определяющие его готовность
к работе в профильных классах
Приложение № 5: Модель системы
подготовки учителей к работе в профильных классах
Приложение № 6: Содержание целенаправленной подготовки учителя
к работе в профильных классах
Приложение № 7: Процесс обучения
Приложение № 8: Виды деятельности учителей по овладению методическими
знаниями и умениями, необходимыми при обучении учащихся
Приложение № 10: Современные
технологии обучения, реализуемые в практике педагогов профильных школ
Приложение № 12: Шкала трудности предметов для младших классов
Приложение № 13: Модель плана работы ОУ по обновлению
содержания образования профильной школы
Приложение № 14: Оборонно-спортивный
профиль
Приложение № 15: Оборонно-спортивный профиль
Приложение № 24: Факторы урока
Приложение № 26: Диагностический инструментарий
учителя работающего профильном в классе
Приложение № 27: Анкета для
диагностики отношения учащихся к предмету
Приложение № 28: Анкета на выявление интересов
и склонностей учащихся
Приложение № 31: Психолого-педагогический опросник
для учителей в конце учебного года
Приложение № 32: Методики для психолого-диагностических
исследований учащихся (социально-психологическая служба)
Приложение № 33: Темы индивидуальных заданий по
спецкурсу
Приложение № 34: Карта педагогической
готовности
Приложение № 35: Методика "Проблемное поле
учителя"
Презентация
ИДЕЯ: приобщения школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям
Последовательность шагов:
Главное направление в модернизации образовательной практики - переход на профильное образование, образование по выбору.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Главная задача профильного обучения - расширение возможностей социализации, оказания помощи подростку в осуществлении профессионального самоопределения. Учебный процесс должен иметь субьектно-ориентированную направленность. Профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы обеспечит учащимся хорошую базовую общеобразовательную подготовку на основе их умственного, нравственного и физического развития. Эта система должна быть ориентирована на индивидуализацию и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
На данном этапе необходимо обновить направления методической работы, ввести в качестве приоритетных направлений: деятельность, связанную с разработкой алгоритмов по решению проблем предпрофильного и профильного обучения.
Профильное обучение должны проводить специалисты высокого уровня - учителя 1 и высшей категории, окончившие курсы повышения квалификации по реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования. Педагог, осуществляющий профильное обучение должен в совершенстве владеть методикой преподавания предмета (базового, профильного, элективного) и в ходе учебного процесса обеспечить:
Сущность методической работы на данном этапе направлена на успешную организацию учебного процесса, на создание здоровьесберегающего образовательного пространства. В настоящее время существует настоятельная потребность в эрудированном и специально подготовленном учителе. Поэтому необходимо совершенствование профессионально-методической подготовки школьных учителей.
Творческой группой проведено анкетирование различных коллективов школы с целью выявления возможного поля проблем. Микроисследование показало, что большинство учителей нашей школы на первые места ставят необходимость обновления знаний по современной педагогике и психологии.
Проблемы педагогов:
Проблемы учащихся:
На первые места среди проблем учащихся вышли - здоровье детей и их пагубные пристрастия. Учителя надо обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех.
На взгляд исследовательской группы в школе будет достигнут успех в обучении и воспитании учащихся, если решатся важнейшие проблемы:
Работа по обновлению содержания образования, введения предпрофильной подготовки и профильного обучения требует освоения не только традиционных, но и современных технологий.
Гуманизация образования означает его ориентацию на личность - ученика и учителя - как на приоритетную ценность, что предполагает гармонизацию интересов и взаимоотношений тех, кто учит и учится, а также созданию условий для их развития и саморазвития. Личностно-ориентированная педагогика выводит на первый план человека, его ценности, его личную свободу, его умение прогнозировать и контролировать себя. Цель обучения - не знание сами по себе, а развитие личности. Главным фактором гуманизация является перевод ученика из ранга объекта педагогического воздействия в субъект индивидуально-личностного развития. В связи с этим требуется соответствующее преобразование содержания образования.
Ориентация на личность не возможна без преобразования учителя в субъект педагогического творчества, чтобы он, осознавая себя не ретранслятором знаний, а создателем условий для раскрытия индивидуальности каждого ученика, умел найти подход к учащимся с учетом их возможностей и интересов, а значит организовать здоровьесберегающее обучение.
Опыт профильного обучения свидетельствует о необходимости максимального учета индивидуального фактора, а также об использовании разнообразных форм работы с учащимися в целях полноценного развития их природных склонностей. Однако преподаватели "непрофильных", но обязательных для получения среднего образования курсов и предметов также должны знать индивидуальные особенности учащихся. Без понимания этих особенностей и опоры на них не возможно построить эффективный процесс обучения и установить с учащимися отношения сотрудничества.
Как известно, в процессе мыслительной деятельности полушария головного мозга доминируют попеременно в зависимости от решаемой ими задачи. Подобное "разделение ролей" обоих полушарий, являющееся врождённым свойствам человека, во многом определяет черты его мышления, способность к обучению. Особенности основных интеллектуальных процессов у "правополушарных" и "левополушарных" детей представлены в таблице. (Приложение 1)
Мальчики являются в большей степени "левополушарными" (аналитико-синтетическое восприятие, словесная память, абстрактно-теоретическое мышление). В связи с этим обучение юношей кадетских классов должно основываться на "левополушарной" стратегии обучения. (Приложение 2)
Успех человека в любом виде деятельности определяется способностями к ней и соответствующими личностными качествами. Знание этих способностей должно помочь учителю в преподавании в профильных классах. Преподавание дисциплин в профильных классах требует особых подходов к отбору содержания, форм и методов обучения и построения такой технологии учебного процесса, которая в максимальной степени будет учитывать здоровьесберегающие факторы.
Проблема некомпетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих подходов в обучении на сегодняшний день стоит остро. (Приложение 3, Приложение 3А)
Выявленные аспекты содержания и методики преподавания разных предметов предопределили целесообразность специальной подготовки учителей к работе в профильных классах. В связи с этим возник вопрос о том, что же должно способствовать успешному осуществлению указанной подготовки. Под готовностью к работе в профильных классах, мы понимаем совокупность личностных качеств, которые способствуют эффективному обучению учащихся и проявляются в конкретных видах педагогической деятельности.
Педагогическую направленность определяют три фактора:
Готовность учителя в профильных классах включает 4 структурных компонента:
Специально-методический компонент включает ведущую педагогическую деятельность учителя - обучение учащихся основам науки, т.е. специальные знания и умения учителя-предметника.
Культурологический компонент связан с уровнем общей и профессиональной культуры учителя. Как отмечают В.А. Мижериков и М.Н. Ермоленко, в науке сложились 3 критерии в оценке профессиональной культуры:
Гуманистический компонент структуры личности и деятельности учителя является неотделимой составляющей педагогической профессии. Содержание гуманитарных дисциплин ориентированно на человека, раскрытие его внутреннего мира, духовных потребностей, нравственное совершенствование. Учителя естественно-математического цикла должны восприниматься учащимися не только как специалисты в "своей" области, но и как интеллигентные, тактичные и высоконравственные люди.
Эти качества реализуются в таких видах деятельности, как:
Психофизиологический компонент означает наличие учителей специфических особенностей познавательной сферы (восприятие, мышление, память), характера и темперамента, способствующих успешной работе с учащимися в профильных классах. Одним из основных требований к отбору учителей для профильных классов является наличие у них личностных качеств характеризующих готовность (направленность) к данной работе.
Анализ содержания форм и методов обучения учащихся - кадетов в СОШ № 25, а также психолого-педагогической и специально-методической литературы по данной проблеме подтверждает необходимость подготовки учителей для работы в классах оборонно-спортивного профиля. Положительные результаты такая подготовка принесет только в том случае, если она будет проводиться специально и целенаправленно.
В связи с этим целесообразно говорить о системе целенаправленной подготовки учителей для работы в профильных классах. Системообразующим компонентам такой системы может стать разработанный нами спецкурс "Подготовка учителей к работе в профильных классах". Модель данной системы указана на схеме. (Приложение 5). Предложенный спецкурс базируется на знаниях и умениях учителей, приобретенных при изучении психолого-педагогических, социально-гуманитарных, естественно-математических дисциплин и, несомненно, методики обучения - как интегральной науки. Опорные знания должны стать теоретическим фундаментом, на котором основывается содержание предложенного спецкурса. Интеграция выделенных опорных знаний через спецкурс "Подготовка учителей к работе в профильных классах" переводит их на качественно новый уровень. Спецкурс более оперативен, чем обычный курс, а с другой стороны имеет специально-методическую направленность.
Цель системы подготовки учителя к работе с учащимися профильных классов
Значимость этого элемента огромна, поскольку именно целеполагание обуславливает содержательную и процессуальную стороны обучения.
Цель системы подготовки заключается в следующем:
Главная цель - подготовить учителя к осмыслению и грамотной реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.
Элемент содержания включает психолого-педагогический и конструктивно-моделирующий блоки. (Приложение 6)
Психолого-педагогический блок предполагает рассмотрение основных направлений обучения дисциплин как одного из средств гуманизации образования и диагностики его эффективности. В данном блоке должны быть представлены исторические аспекты проблемы гуманизации образования. Теоретические основы педагогического процесса необходимо излагать на основе концепции соотношения обучения и развития Л.С. Выготского, концепции учебной деятельности и теории содержательных обобщений В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, а также концепции личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской.
На фундаменте психолого-педагогического блока выстраивается конструктивно-моделирующий блок. Моделирование - способ изучения и прогнозирования заданной системы деятельности.
Конструктивно-моделирующий блок включает выявление возможностей содержания школьных курсов. В рамках этого же блока определяются формы, методы и средства обучения, наиболее приемлемые при обучении учащихся классов оборонно-спортивного профиля.
Элемент процесса обучения учителей работе в профильных классах включает четыре структурные составляющие:
Необходимо также создание условий, которые бы обеспечивали комфортность субъект-субъектных отношений преподавателя спецкурса и учителей.
Программой спецкурса предусмотрены конкретные виды индивидуальной творческой деятельности учителей, направленной на закрепление и совершенствование психолого-педагогических, конструктивно-моделирующих и других умений. Возможные виды деятельности, представлены на схеме (Приложение 7) под номерами 1-10, конкретизируются в таблице. (Приложение 8)
Указанный спецкурс предусматривает также совершенствование у учителей следующих умений:
Основные требования к организации и проведению спецкурсов.
ЧАСТЬ 1. Теоретический курс (16 часов)
РАЗДЕЛ 1
Психолого-педагогические основы гуманизации образования в контексте идеи здоровьесбережения
(8 часов)
РАЗДЕЛ 2
Содержание и дидактическая модель обучения в профильных классах в рамках здоровьесберегающего
образовательного пространства (6 часов)
РАЗДЕЛ 3
Диагностика эффективности обучения с учетом психофизиологических особенностей
учащихся (4 часа)
ЧАСТЬ 11.Теоретический семинар (4 часа)
Вопросы для рассмотрения:
Вопросы для рассмотрения:
ЧАСТЬ 111.Спецпрактикум (8 часов)
В начале занятия следует актуализировать требования к проведению эксперимента: наглядность, простота, безопасность, надежность, теоретический комментарий. Фрагменты уроков с использованием занимательного, экологического и историко-методологического эксперимента проводится с последующим анализом.
Приложение 32. Темы индивидуальных заданий по спецкурсу
Приложение 33. Методики для психолого-диагностических исследований учащихся
"Левополушарные" дети
|
"Правополушарные" дети
|
мышление
|
|
Скорее рациональное Абстрактное, логическое, формальное, аналитическое (абстрактное познание) Программируемое Использование индукции (примат частного) Оперирование цифрами (в том числе счетной системой), математическими формулами и другими знаковыми символами |
Скорее эмоциональное Наглядно-образное, синтетическое мышление (чувственное познание); опора на ассоциации, интуицию, предвосхищение, творческие способности Спонтанное Использование дедукции (примат общегоПривлечение ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных представлений |
восприятие
|
|
Дискретное (по частям) Аналитико-рассудочное Абстрактное, инвариантное Лучше воспринимаются стимулы вербальные, легко различимые, знакомые Хорошее восприятие речи (устной и письменное) ее смысловых аспектов; различение главного Плохое восприятие сообщений на фоне шума Хорошее восприятие высоких звуков |
Восприятие целостное Восприятие эмоционально-чувственное Восприятие конкретное Лучше воспринимаются стимулы невербальные трудно различимые, незнакомые Целостно воспринимаются образная информация, пространственные соотношения, музыка (без ее анализа), шумы Хорошее восприятие сообщений на фоне шума Хорошее восприятие низких звуков |
память
|
|
Хорошая слуховая память |
Хорошая образная память Плохая слуховая память Хорошая зрительно-наглядная, образная, эмоциональная память, память на звуки, запахи и т.д. Доминирование функции запечатления Хорошая непроизвольная память |
общая характеристика интеллекта
|
|
Хорошо развит вербальный, логический компонент; приверженность теории | Хорошо развит невербальный, интуитивный компонент; приверженность практики |
При "левополушарной" стратегии упор делается на слухоречевую память учащихся, т.е. учебный материал в основном дается вербально. В наглядном виде отражаются правила, структура изучаемых явлений, т.е. символиические обобщения (схемы) являются как бы вербальной формой запечатления.
Речь учителя для "левополушарных" детей должна быть логичной, "как доказательство теорем", без излишней эмоциональности, мимики и пантомимики. Нежелательны лишние жесты, кроме регулирующих. Темп речи и паузы при любом стиле преподавания должны соответствовать скорости перевода внешней речи учителя во внутреннюю речь учащихся. Паузы и громкость используются для более четкого выделения в речи смысловых частей.
"Правополушарная" стратегия обучения также характеризуется особенностями, соответствующими деятельности и психическому раскладу "правополушарных" детей.
Учебный процесс строится с опорой на образное мышление учащихся. Используемые при объяснении образы должны не дробиться на части, а отражать суть изучаемого явления и выступать основным средством донесения материала до учащихся. Главными при этом будут зрительные образы, в определенных случаях необходимо привлекать и слуховые, кинестетические (двигательные), и осязательные, и обонятельные, и эмоциональные, активизирующие соответствующие виды памяти.
Целесообразно применять наглядный материал, схемы, насыщать речь сравнениями и метафорами. Особенно эффективна динамическая наглядность (действующие модели), слуховая (различные шумы) и др. Вербальную информацию нужно подкреплять образной, желательно разворачивающейся во времени, включать эмоции, действия (например, чертить что-нибудь в воздухе), уделять особое внимание информационной значимости элементов объяснения (краткость и конкретика)
С помощью выразительных средств речи - интонации, громкости, пауз - учитель может управлять вниманием учащихся и устанавливать с ними доверительное общение, необходимое для сотрудничества на уроке. Обучение "правополушарных" учеников должно в максимальной степени опираться на их возможности, интерес к искусству, литературе и философским проблемам. При оценивании знаний важно учитывать повышенную эмоциональность этих детей и помнить, что "плохие" отметки не становятся для них стимулом в учении.
Коды ответов:
0 - никогда 2 - иногда |
3 - часто 4 - почти всегда 5 - всегда |
Сведения о себе:
|
№ п/п | Теоретические и практические знания и умения | Критерии готовности | ||
Да (2б) |
Частично (1б) | Не владею (0б) | ||
1
|
Знание своего предмета | |||
2
|
Знание традиционной методики преподования предметов | |||
3
|
Знание современных образовательных технологий авторов:
|
|||
4 |
Знание методов:
|
|||
5 | Применение методов
|
|||
6 | Применение различных видов:
|
|||
7 | Знание методов педагогического
исследования:
|
|||
8 | Применение методов педагогического
исследования;
|
|||
9 | Знание целей и задач:
|
|||
10 | Умение прогнозировать промежуточные
и игровые цели:
|
|||
11 | Умение планировать:
|
|||
12 | Умение корректировать:
|
№ | Структурный компонент личности учителя | Качества, соответствующие структурному компоненту личности | Педагогические способности, необходимые учителю для работы в профильных классах |
1 | Специально-методический |
Знание целей и особенностей обучения в профильных классах (специально-методические знания и умения) | Дидактические, академические, организаторские, прогностические |
2 | Культурологический |
Педагогическая эрудиция, широта кругозора (начитанность), увлечение искусством, стремление к творческому самосовершенствованию, вежливость, тактичность | Дидактические, академические, коммуникативные, речевые |
3 | Гуманистический |
Гуманность, любовь к детям, доброта, доброжелательность, искренность, чуткость, справедливость,отзывчивость | Дидактические, коммуникативные, перцептивные |
4 | Психофизио-логический | Эмоциональность, развитое образное мышление, богатство словесных и образных ассоциаций, артистичность, впечатлительность, общительность, чувство юмора | Коммуникативные, перцептивные, речевые |
Вид деятельности
|
Формы и содержание деятельности
|
Реализация психолого - педагогических умений | Диагностика психофизиологических
особенностей учебно - познавательной деятельности учащихся и их интересов
(1) Диагностика эффективности обучения (2) |
Реализация конструктивно - моделирующих умений |
Моделирование и проведение уроков
или их фрагментов для учащихся с здоровьесберегающим компонентом (3) Разработка задач с валеологическим содержанием (4) Подготовка и проведение занимательного, историко - методологического и экологического эксперимента (5) Конструирование синхрокорреляционных таблиц развития мировой культуры и цивилизации (6) Разработка внеклассных мероприятий по предмету для учащихся в рамках здоровьесбережения (7) Изготовление наглядных пособий и оформление кабинетов с учетом здоровьесберегающего пространства школы (8) |
Другие виды |
Выполнение творческих индивидуальных заданий
(9) Поисково - исследовательская работа учителей (10) |
Педагогическая технология
|
Краткая характеристика
|
Построение учебного процесса на концептуальной основе | Технология предполагает выявление идей учебного курса, создание комплекса межпредметных связей с другими курсами, разработку межпредметных логических заданий. |
Обучение укрупненными дидактическими единицами | Обеспечивает общее видение темы. Технология предполагает использование обобщенных характеристик, правил, информационно-емких опорных сигналов, конспектов, концептов. Организационной единицей при крупнооболочном построении обучения становится урок, учебный день, неделя (глубокое погружение). |
Организационно-деятельностные, имитационные игры. | ОДИ имитирует реальную деятельность, в т.ч. производственную и социальную, помогают вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности учащихся. |
Технология КСО (коллективный способ обучения) | Дидактическая основа КСО - сотрудничество. работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых. |
Технология полного усвоения знаний | Ученику предлагаются блоки-модули, подлежащие усвоению. Эти блоки распечатываются как мини-учебник на бумажном носителе или в компьютерном варианте. Каждый блок имеет разноуровневое наполнение, сопровождается дидактическим и контрольными текстами. Переход к новому блоку разрешается только после полного усвоения предыдущего. Управление обучением организуется различными методами по усмотрению педагога. |
Компьютерные технологии обучения | Связаны с созданием и использованием программных средств (обучающие, контролирующие программы), использованием возможностей "Интернет" - обучения. |
Дифференцированное обучение | Дифференцированное обучение - традиционная образовательная технология и часть общедидактической системы. Реализуется в форме гомогенной и гетерогенной дифференциации. "Гомогенная" связана с созданием групп определенного профиля, интереса, уровня подготовки. "Гетерогенная" - внутригрупповая, требует разработки разноуровневых программ, овладения приемами разноуровнего обучения внутри одной группы |
ТРИЗ (технология решения изобретательных задач) | Используются приемы игротехники как средства мышления |
Технология проектного обучения | Исходный лозунг - "Все из жизни, все для жизни". Проектная деятельность по созданию материального или интеллектуального продукта (от замысла до результата), совершаемая в специально организованных педагогических условиях. Проектная деятельность организуется в рамках одного предмета или носит межпредметный характер. К руководству проектной деятельностью могут привлекаться несколько преподавателей. |
№
|
Предмет
|
Балл
|
1 | Математика | 8 |
2 | Русский (национальный) язык |
7 |
3 | Природоведение |
6 |
4 | Русская (национальная) литература | 5 |
5 | История (4 класс) | 4 |
6 | Рисование и музыка | 3 |
7 | Труд | 2 |
8 | Физкультура | 1 |
№
|
Предмет
|
Балл
|
1 | Математика, русский язык (национальная школа) | 11 |
2 | Иностранный язык |
10 |
3 | Физика, химии | 9 |
4 | История | 8 |
5 | Родной язык, литература |
7 |
6 | Естествознание, география, ОБЖ |
6 |
7 | Физкультура | 5 |
8 | Труд | 4 |
9 | Черчение | 3 |
10 | Рисование | 2 |
11 | Пение | 1 |
Концептуальная и инструктивно-методическая база обновления содержания образования |
Изучение и использование в практике преподавания и управления:
|
Диагностические основы организации содержания образования |
Диагностика:
|
Стратегия развития содержания образования в данном ОУ |
Разработка или корректировка:
|
Конструирование учебного плана ОУ, наполнение его компонентов |
|
Программно-методическое обеспечение развития содержания образования |
|
позволяет обеспечить повышенный уровень изучения двух предметов":
"Физическая культура" представлена в составе базовых общеобразовательных предметов и как профильный предмет - "прикладная физическая подготовка".
"Основы безопасности жизнедеятельности" и "Основы военной службы" в базовые общеобразовательные предметы не включены, они присутствуют в составе профильных общеобразовательных и элективных курсов.
Элективные курсы служат для поддержки профильных предметов, например, "Военно-прикладная физическая подготовка" или для внутрипрофильной специализации, например, "Технико-тактические действия в избранном виде спорта", "Современные физкультурно-оздоровительные системы".
Предмет "Основы педагогики и психологии", заявленный в проекте БУП-2003 МО РФ как профильный общеобразовательный, переведен в предлагаемом проекте в разряд элективного курса - обязательного для выбора учащихся.
№
|
Учебные курсы
|
Число часов по БУП 98
|
|||||||
10 класс
|
11 класс
|
||||||||
Инвари-ант
|
Вариатив
|
Всего
|
Инвари-ант
|
Вариатив
|
Всего
|
||||
ОУ
|
Ученик
|
ОУ
|
Ученик
|
||||||
1 |
Базовые общеобразовательные предметы
|
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
2 |
Профильные общеобразовательные предметы
|
3 1 |
|
2 |
3 3
|
3 1 |
|
2 |
3 3
|
3 | Элективные курсы (3 курса по выбору) |
3 |
1 |
4 |
3 |
1 |
4 |
||
4 | Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность | 1 |
1 |
1 |
1 |
||||
5 | Региональный компонент | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Всего:
|
24 | 8 | 4 | 36 | 24 | 8 | 4 | 36 |
№
|
Факторы урока
|
Уровни гигиенической рациональности урока
|
||
1 | Плотность урока |
Не менее 60% и не более 75-80%
|
85-90%
|
Более 90%
|
2 | Число видов учебной деятельности |
4-7
|
2-3
|
1-2
|
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности |
Не более 10 мин.
|
11-15 мин.
|
Более 15 мин.
|
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности |
Смена не позже чем через 7-10 мин.
|
Смена через 11-15 мин.
|
Смена через 15-20 мин.
|
5 | Число видов преподавания |
Не менее 3
|
2
|
1
|
Чередование видов преподавания |
Не позже чем через 10-15 мин.
|
Через 15-20 мин.
|
Не чередуются
|
|
7 | Наличие эмоциональных разрядок (число) |
2-3
|
1
|
Нет
|
8 | Место и длительность применения ТСО |
Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель
наблюдает за посадкой учащихся
|
Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель
иногда контролирует посадку учащихся
|
Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется
учителем
|
9 | Чередование позы |
Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель
наблюдает за посадкой учащихся
|
Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель
иногда контролирует посадку учащихся
|
Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется
учителем
|
10 | Физкультминутки |
Две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5
повторений каждого
|
1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью
|
Отсутствуют
|
11 | Психологический климат |
Преобладают положительные эмоции
|
Имеются случаи отрицательных эмоций.Урок., эмоционально
индифферентный
|
Преобладают отрицательные эмоции.
|
12 | Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности) |
Не ранее чем через 40 мин.
|
Не ранее чем через 35-37 мин.
|
Менее чем через 30 мин.
|
Карта самооценки отношения учащихся к учебе
Предполагаются однозначные ответы - "да" или "нет"
Предполагаются однозначные ответы - "да" или "нет"
Коды ответов:
Очень нравится (+ 2) Нравится (+ 1) |
Не нравится (- 1) Совсем не нравится (- 2) |
Нравится ли вам…
Графические методики:
Для выявления эмоциональных проблем.
Психологическая готовность | Способность к толерантности (педагогической
просвещенной, культурной терпимости и уважению к ребенку и коллеге) Знание, понимание и умение использовать на практике положения, приемы, формы и содержательные рекомендации социальной психологии и психологии личности , в том числе возрастной психологии, психологии творчества, психологии общения Желание и способность понять ребенка, почувствовать, когда ему трудно, когда он нуждается в помощи Умение владеть собою, нести добро, сдерживать свои негативные эмоции и настроения Умение разрядить обстановку доброй шуткой Умение влиять на окружающих "собой" - нести заряд бодрости, увлеченности |
Педагогическая готовность | Умение, способность и желание извлекать в ходе учебного процесса, вне его, во время досуга воспитывающие моменты, умение без менторства и риторики создавать ситуацию, где выбор ребенка и слово учителя вступают в значимое единство |
Предметная готовность | Постоянное обновление знаний по предмету, чтение научной литературы и периодики. Знание и понимание основных узловых проблем и открытий в данной и сопределенных науках |
Методическая готовность | Знание дидактики, современных способов передачи информации, научения |
Общекультурная готовность | Оторванность от социальных проблем уклонение от активного познания, незнание современной жизни, литературы, искусства, спорта и кичливое нежелание знать что-либо снижают общекультурный уровень и интенсивность для учеников самого педагога |
Цель: определить что и в какой мере является значимым для педагогов, влияет на их отношение к профессии, к окружающему миру; изучить проблемы педагогов, степень их влияния на комфортное состояние.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:
Выбрать из перечисленного списка семь наиболее значимых состояний.
Оценивать необходимо по следующей школе:
(Оценка производится по 10-бальной шкале или дается ответ в зависимости от содержания вопроса. Обработка проводится по каждой позиции, возможен выбор нескольких вариантов ответа. После обработки создается группа анализа и выработки вариантов решений)
1. _______________________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________________
3. _______________________________________________________________________________