Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
Рыбинского муниципального округа Ярославской области

Подготовка учителей к работе в профильных классах

Анализ ситуации

Результаты микроисследования

Готовность учителей к работе в профильных классах

Концептуальная модель системы подготовки учителей к работе в профильных классах

Содержание целенаправленной подготовки учителя к работе в профильных классах

Программа " Подготовка учителей к работе в профильных классах"

Презентация

Приложения

Приложение № 1: Особенности основных познавательных процессов у детей с доминированием левого и правого полушарий мозга (по В.В. Голенкову и Е.Б. Филипповой)
Приложение № 2: Особенности "левополушарной" и "правополушарной" стратегии обучения (по В.В. Голенкову и Е.Б. Филипповой)
Приложение № 3: Опросник на самооценку готовности учителей к работе в кадетских классах
Приложение № 3a: Анкета "Изучение профессиональной готовности учителей к применению современных образовательных технологий в педагогической деятельности (Л.В.Зевина)"
Приложение № 4: Качества учителя, определяющие его готовность к работе в профильных классах
Приложение № 5: Модель системы подготовки учителей к работе в профильных классах
Приложение № 6: Содержание целенаправленной подготовки учителя к работе в профильных классах
Приложение № 7: Процесс обучения
Приложение № 8: Виды деятельности учителей по овладению методическими знаниями и умениями, необходимыми при обучении учащихся
Приложение № 10: Современные технологии обучения, реализуемые в практике педагогов профильных школ
Приложение № 12: Шкала трудности предметов для младших классов
Приложение № 13: Модель плана работы ОУ по обновлению содержания образования профильной школы
Приложение № 14: Оборонно-спортивный профиль
Приложение № 15: Оборонно-спортивный профиль
Приложение № 24: Факторы урока
Приложение № 26: Диагностический инструментарий учителя работающего профильном в классе
Приложение № 27: Анкета для диагностики отношения учащихся к предмету
Приложение № 28: Анкета на выявление интересов и склонностей учащихся
Приложение № 31: Психолого-педагогический опросник для учителей в конце учебного года
Приложение № 32: Методики для психолого-диагностических исследований учащихся (социально-психологическая служба)
Приложение № 33: Темы индивидуальных заданий по спецкурсу
Приложение № 34: Карта педагогической готовности
Приложение № 35: Методика "Проблемное поле учителя"

Презентация

Анализ ситуации

ИДЕЯ: приобщения школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям

Последовательность шагов:

  1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости её незамедлительного разрешения.
  2. Признание педагогами школы своей ответственности за неблагополучное состояние здоровья школьников.
  3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций).
  4. Реализация полученной подготовки на практике, в тесной взаимодействии друг с другом, с медиками, с психологом, с самими учащимися и их родителями.

Главное направление в модернизации образовательной практики - переход на профильное образование, образование по выбору.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Главная задача профильного обучения - расширение возможностей социализации, оказания помощи подростку в осуществлении профессионального самоопределения. Учебный процесс должен иметь субьектно-ориентированную направленность. Профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы обеспечит учащимся хорошую базовую общеобразовательную подготовку на основе их умственного, нравственного и физического развития. Эта система должна быть ориентирована на индивидуализацию и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

На данном этапе необходимо обновить направления методической работы, ввести в качестве приоритетных направлений: деятельность, связанную с разработкой алгоритмов по решению проблем предпрофильного и профильного обучения.

Профильное обучение должны проводить специалисты высокого уровня - учителя 1 и высшей категории, окончившие курсы повышения квалификации по реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования. Педагог, осуществляющий профильное обучение должен в совершенстве владеть методикой преподавания предмета (базового, профильного, элективного) и в ходе учебного процесса обеспечить:

Сущность методической работы на данном этапе направлена на успешную организацию учебного процесса, на создание здоровьесберегающего образовательного пространства. В настоящее время существует настоятельная потребность в эрудированном и специально подготовленном учителе. Поэтому необходимо совершенствование профессионально-методической подготовки школьных учителей.

Творческой группой проведено анкетирование различных коллективов школы с целью выявления возможного поля проблем. Микроисследование показало, что большинство учителей нашей школы на первые места ставят необходимость обновления знаний по современной педагогике и психологии.

Результаты микроисследования

Проблемы педагогов:

  1. Слабая ориентация в современных образовательных технологиях
  2. Не хватает современных знаний по педагогике и психологии
  3. Страх, боязнь, негативное напряжение в связи с возможными проверками, аттестацией.
  4. Финансовые проблемы
  5. Неуверенность в собственной профессиональной компетентности
  6. Повышение нервозности, неадекватное восприятие происходящего
  7. Нравственная, эмоциональная, умственная, физическая усталость
  8. Информационный голод.

Проблемы учащихся:

  1. Подверженность влиянию внешних факторов (асоциальное поведение)
  2. Болезненность
  3. Сокращение возможности для выбора дела по душе
  4. Резкое несовпадение, интересов, взглядов, принципов взрослых и детей
  5. Активный отказ от классической литературы и искусства
  6. Быстрое вхождение в культуру потребления и снижения потребности в преодолении.
  7. Инфантильность и оторванность от жизни

На первые места среди проблем учащихся вышли - здоровье детей и их пагубные пристрастия. Учителя надо обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех.

На взгляд исследовательской группы в школе будет достигнут успех в обучении и воспитании учащихся, если решатся важнейшие проблемы:

Работа по обновлению содержания образования, введения предпрофильной подготовки и профильного обучения требует освоения не только традиционных, но и современных технологий.

Гуманизация образования означает его ориентацию на личность - ученика и учителя - как на приоритетную ценность, что предполагает гармонизацию интересов и взаимоотношений тех, кто учит и учится, а также созданию условий для их развития и саморазвития. Личностно-ориентированная педагогика выводит на первый план человека, его ценности, его личную свободу, его умение прогнозировать и контролировать себя. Цель обучения - не знание сами по себе, а развитие личности. Главным фактором гуманизация является перевод ученика из ранга объекта педагогического воздействия в субъект индивидуально-личностного развития. В связи с этим требуется соответствующее преобразование содержания образования.

Ориентация на личность не возможна без преобразования учителя в субъект педагогического творчества, чтобы он, осознавая себя не ретранслятором знаний, а создателем условий для раскрытия индивидуальности каждого ученика, умел найти подход к учащимся с учетом их возможностей и интересов, а значит организовать здоровьесберегающее обучение.

Опыт профильного обучения свидетельствует о необходимости максимального учета индивидуального фактора, а также об использовании разнообразных форм работы с учащимися в целях полноценного развития их природных склонностей. Однако преподаватели "непрофильных", но обязательных для получения среднего образования курсов и предметов также должны знать индивидуальные особенности учащихся. Без понимания этих особенностей и опоры на них не возможно построить эффективный процесс обучения и установить с учащимися отношения сотрудничества.

Как известно, в процессе мыслительной деятельности полушария головного мозга доминируют попеременно в зависимости от решаемой ими задачи. Подобное "разделение ролей" обоих полушарий, являющееся врождённым свойствам человека, во многом определяет черты его мышления, способность к обучению. Особенности основных интеллектуальных процессов у "правополушарных" и "левополушарных" детей представлены в таблице. (Приложение 1)

Мальчики являются в большей степени "левополушарными" (аналитико-синтетическое восприятие, словесная память, абстрактно-теоретическое мышление). В связи с этим обучение юношей кадетских классов должно основываться на "левополушарной" стратегии обучения. (Приложение 2)

Успех человека в любом виде деятельности определяется способностями к ней и соответствующими личностными качествами. Знание этих способностей должно помочь учителю в преподавании в профильных классах. Преподавание дисциплин в профильных классах требует особых подходов к отбору содержания, форм и методов обучения и построения такой технологии учебного процесса, которая в максимальной степени будет учитывать здоровьесберегающие факторы.

Готовность учителей к работе в профильных классах
(возможно оборонно-спортивного профиля)

Проблема некомпетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих подходов в обучении на сегодняшний день стоит остро. (Приложение 3, Приложение 3А)

Выявленные аспекты содержания и методики преподавания разных предметов предопределили целесообразность специальной подготовки учителей к работе в профильных классах. В связи с этим возник вопрос о том, что же должно способствовать успешному осуществлению указанной подготовки. Под готовностью к работе в профильных классах, мы понимаем совокупность личностных качеств, которые способствуют эффективному обучению учащихся и проявляются в конкретных видах педагогической деятельности.

Педагогическую направленность определяют три фактора:

Готовность учителя в профильных классах включает 4 структурных компонента:

Специально-методический компонент включает ведущую педагогическую деятельность учителя - обучение учащихся основам науки, т.е. специальные знания и умения учителя-предметника.

Культурологический компонент связан с уровнем общей и профессиональной культуры учителя. Как отмечают В.А. Мижериков и М.Н. Ермоленко, в науке сложились 3 критерии в оценке профессиональной культуры:

Гуманистический компонент структуры личности и деятельности учителя является неотделимой составляющей педагогической профессии. Содержание гуманитарных дисциплин ориентированно на человека, раскрытие его внутреннего мира, духовных потребностей, нравственное совершенствование. Учителя естественно-математического цикла должны восприниматься учащимися не только как специалисты в "своей" области, но и как интеллигентные, тактичные и высоконравственные люди.

Эти качества реализуются в таких видах деятельности, как:

Психофизиологический компонент означает наличие учителей специфических особенностей познавательной сферы (восприятие, мышление, память), характера и темперамента, способствующих успешной работе с учащимися в профильных классах. Одним из основных требований к отбору учителей для профильных классов является наличие у них личностных качеств характеризующих готовность (направленность) к данной работе.

Концептуальная модель системы подготовки учителей
к работе в профильных классах

Анализ содержания форм и методов обучения учащихся - кадетов в СОШ № 25, а также психолого-педагогической и специально-методической литературы по данной проблеме подтверждает необходимость подготовки учителей для работы в классах оборонно-спортивного профиля. Положительные результаты такая подготовка принесет только в том случае, если она будет проводиться специально и целенаправленно.

В связи с этим целесообразно говорить о системе целенаправленной подготовки учителей для работы в профильных классах. Системообразующим компонентам такой системы может стать разработанный нами спецкурс "Подготовка учителей к работе в профильных классах". Модель данной системы указана на схеме. (Приложение 5). Предложенный спецкурс базируется на знаниях и умениях учителей, приобретенных при изучении психолого-педагогических, социально-гуманитарных, естественно-математических дисциплин и, несомненно, методики обучения - как интегральной науки. Опорные знания должны стать теоретическим фундаментом, на котором основывается содержание предложенного спецкурса. Интеграция выделенных опорных знаний через спецкурс "Подготовка учителей к работе в профильных классах" переводит их на качественно новый уровень. Спецкурс более оперативен, чем обычный курс, а с другой стороны имеет специально-методическую направленность.

Цель системы подготовки учителя к работе с учащимися профильных классов

Значимость этого элемента огромна, поскольку именно целеполагание обуславливает содержательную и процессуальную стороны обучения.

Цель системы подготовки заключается в следующем:

  1. Сформировать у учителя сознание необходимости учитывать психофизиологические особенности учебно-познавательной деятельности учащихся при отборе содержания, форм и методов обучения в рамках здоровьесбережения профильном классе;
  2. Добиться прочного усвоения системы принципов отбора содержания курса, а также особенностей форм и методов обучения в классах оборонно-спортивного профиля;
  3. Научить учителя технологиям организации уроков разного типа, помочь им овладеть техникой и методикой школьного эксперимента, а также проведения внеклассных занятий по предмету с учащимися.
  4. Вооружить учителей умениями, позволяющими: оценивать эффективность своей работы с учащимися, изучать и обобщать передовой педагогический опыт обучения, совершенствовать своё методическое мастерство в указанном направлении.

Главная цель - подготовить учителя к осмыслению и грамотной реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Содержание целенаправленной подготовки учителя
к работе в профильных классах

Элемент содержания включает психолого-педагогический и конструктивно-моделирующий блоки. (Приложение 6)

Психолого-педагогический блок предполагает рассмотрение основных направлений обучения дисциплин как одного из средств гуманизации образования и диагностики его эффективности. В данном блоке должны быть представлены исторические аспекты проблемы гуманизации образования. Теоретические основы педагогического процесса необходимо излагать на основе концепции соотношения обучения и развития Л.С. Выготского, концепции учебной деятельности и теории содержательных обобщений В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, а также концепции личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской.

На фундаменте психолого-педагогического блока выстраивается конструктивно-моделирующий блок. Моделирование - способ изучения и прогнозирования заданной системы деятельности.

Конструктивно-моделирующий блок включает выявление возможностей содержания школьных курсов. В рамках этого же блока определяются формы, методы и средства обучения, наиболее приемлемые при обучении учащихся классов оборонно-спортивного профиля.

Элемент процесса обучения учителей работе в профильных классах включает четыре структурные составляющие:

Необходимо также создание условий, которые бы обеспечивали комфортность субъект-субъектных отношений преподавателя спецкурса и учителей.

Программой спецкурса предусмотрены конкретные виды индивидуальной творческой деятельности учителей, направленной на закрепление и совершенствование психолого-педагогических, конструктивно-моделирующих и других умений. Возможные виды деятельности, представлены на схеме (Приложение 7) под номерами 1-10, конкретизируются в таблице. (Приложение 8)

Указанный спецкурс предусматривает также совершенствование у учителей следующих умений:

  1. определять психофизические особенности учащихся, их познавательные интересы путем тестирования;
  2. осуществлять отбор содержания по темам школьных курсов на основании принципов валеологического отбора содержания обучения;
  3. отбирать и использовать наиболее эффективные формы и методы обучения в профильных классах;
  4. разрабатывать и проводить урок, а также внеклассное мероприятие с здоровьесберегающим компонентом.

Основные требования к организации и проведению спецкурсов.

  1. Разработка концепции спецкурсов по педагогическим дисциплинам должна базироваться на теоретическом фундаменте современных требований к учителю, научных подходах к формированию его готовности к творческому труду в школе, отраженных в профессиограмме.
  2. Спецкурсы призваны развивать учителей профессиональное мышление, педагогические интересы и способности, вооружать исследовательскими умениями и навыками, необходимыми для творческого самостоятельного труда в современной школе.
  3. Спецкурсы должны, органически включаясь в общую систему подготовки учителя, выполнять следующие функции: вводить в исследовательскую или практическую педагогическую деятельность; устанавливать связи между педагогикой, психологией, частными методиками и по возможности с другими дисциплинами.
  4. Спецкурсы должны дифференцироваться с учетом не только профиля школы, но и склонностей и способностей учителей, характера их педагогической деятельности.
  5. Необходимо детально разработать программу спецкурса, варианты планов-проспектов лекций, семинарских и практических занятий.
  6. Руководить спецкурсами могут преподаватели, хорошо знающие профильные дисциплины школы, имеющие практический опыт исследовательской работы.
  7. Одним из главных условий, обеспечивающих эффективность спецкурсов, является участие учителей в творческой самостоятельной работе.

Программа
"Подготовка учителей к работе в профильных классах"

ЧАСТЬ 1. Теоретический курс (16 часов)

РАЗДЕЛ 1
Психолого-педагогические основы гуманизации образования в контексте идеи здоровьесбережения (8 часов)

  1. Введение (6 часов).
    Современные проблемы обучения и преподавания. Структура, цели и задачи спецкурса. Сущность и различие понятий "гуманизация", "гуманитаризация", "технологизация", "профилизации", "дифференциация", "индивидуализация" "экологизация" - цели и задачи. Исторический аспект гуманизации и образования в свете проблемы всестороннего гармонического развития личности (взгляды Аристотеля, Квинтилиана, Д.Дидро, К. Гельвеция, М. Монтеня, Ф. Рабле, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, В.И. Вернадского). Здоровьесберегающее обучение как культурологическая проблема (мировоззренческий, нравственный, гражданский, эстетический, развивающий аспекты). Социальный характер обучения. Система обучения. (Приложение 9). Современные технологии обучения. (Приложение 10) Профессиографические особенности деятельности учителей по решению проблемы здоровьесбережения в образовательном процессе. Валеологическая культура личности учителя. (Приложение 11) Здоровьесберегающая организация учебного процесса. (Приложение 12)

  2. Психофизиологические особенности учебно-познавательной деятельности учащихся (в частности кадетов) и подходы к индивидуализации их обучения (2 часа)
    Понятие "кадет" и его характеристика. Типологические характеристики учащихся в соответствии с учением И.П. Павлова о высшей нервной деятельности (ВНД) (задатки, склонности, способности). Особенности обучения кадетов в сравнении с обучением других групп школьников.
    Психофизические особенности учащихся на основе дифференциации функциональной активности больших полушарий коры головного мозга, конкретизированные относительно воспитания и обучения. Характеристика восприятия, мышления, памяти, воображения, свойственные для мальчиков (воспитанники кадетских классов), и направления их использования в процессе обучения. Вопросы возрастной психологии и физиологии в приложении к подростковому возрасту.
    Теоретические основы гуманистического педагогического процесса (взгляды психологов). Концепция соотношения обучения и развития Л.С. Выготского; концепция учебной деятельности, теория содержательных обобщений В.В. Давыдова, Эльконина; концепция личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской.

РАЗДЕЛ 2
Содержание и дидактическая модель обучения в профильных классах в рамках здоровьесберегающего образовательного пространства (6 часов)

  1. Отбор содержания курсов для учащихся кадетских классов (2 часа)
    Обновление содержания образования профильной школы. (Приложение 13). Профили и их характеристики.
    Оборонно-спортивный профиль. (Приложение 14; Приложение 15)
    Понятие "содержание образования". Дидактические принципы (Приложение 16) построения содержания курсов для учащихся: принцип научности, принцип систематичности и последовательности (Приложение 17), принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип положительного эмоционального фона обучения, принцип связи обучения с жизнью, принцип историзма, принцип наглядности, принцип всестороннего воспитания и развития в процессе обучения. Система принципов отбора содержания школьного образования и их методическое обоснование: принцип полипредметной интеграции знаний, принцип историзма и методологизации, принцип экологизации, принцип социализации, принцип практической значимости, принцип региональности, принцип соответствия и необходимой достаточности (системообразующий и системоуправляющий принципы).

  2. Особенности форм, методов, методических приемов и средств обучения в профильных классах( оборонно-спортивного профиля )(2 часа).
    Понятия "форма обучения", "метод обучения" и "методический прием", "средство обучения". Систематизация методов. (Приложение 18, Приложение 19)
    Методическое обоснование использования наиболее эффективных, с учетом психологических особенностей кадетов, форм и методов обучения: перцептивных (диалоговые методы, иллюстрация, демонстрация, самостоятельный эксперимент); логических (индуктивный метод); гностических (эвристические методы и метод проблемного обучения); методы стимулирования и мотивации; методы контроля знаний (устный индивидуальный опросы и письменные тесты), исследовательские методы. (Приложение 20) Занимательный и историко-методологический эксперимент как специфический метод и средство обучения и расширения кругозора учащихся.

  3. Концептуальная модель построения урока с здоровьесберегающим компонентом (2 часа)
    Организационные формы обучения. Сущность урока. (Приложение 21) Современный урок. Аспекты урока. Типология уроков. (Приложение 22) Типы уроков. (Приложение 23).
    Понятие о двухкомпонентной структуре урока (инвариантное ядро и вариативная часть).
    Валеологический компонент как вариативная часть урока, его роль и направления использования Графическая модель урока с здоровьесберегающим компонентом. Количественная мера суммарного валеологического воздействия на уроке и ее пределы.
    Варианты уроков с здоровьесберегающим компонентом как средство расширения кругозора учащихся, соотнесенные с современной типологией уроков. Анализ урока Виды анализа. Валеологический подход к анализу урока. (Приложение 24, Приложение 25)

РАЗДЕЛ 3
Диагностика эффективности обучения с учетом психофизиологических особенностей учащихся (4 часа)

  1. Определение психофизических особенностей учащихся и их познавательных интересов (2 часа)
    Тесты: "ШТУР", "Правополушарник" или "левополушарник", "Экстраверт - интроверт - амбаверт", "Методика определения типа характера по К. Юнгу", "Память на образы", "Сложные аналогии, или Как у вас с абстрактным мышлением".
    Исследование познавательных интересов к предметам по методике "Карта интересов" или "Интересы и склонности". (Приложение 26, Приложение 27, Приложение 28, Приложение 31)

  2. Определение эффективности использования валеологического компонента (2 часа)
    Определение среднего коэффициента усвоения знаний.
    Нахождение коэффициента эффективности использования валеологического компонента на уроках.
    Вычисления табуляграммы (процент выполнения заданий с валеологическим компонентом).
    Оценка эффективности обучения. Эффективность методической системы обучения

ЧАСТЬ 11.Теоретический семинар (4 часа)

  1. Принципы отбора содержания для профильных классов и модели построения уроков с валеологическим компонентом (2 часа).

Вопросы для рассмотрения:

  1. Формы и методы обучения химии в профильных классах (2 часа).

Вопросы для рассмотрения:

ЧАСТЬ 111.Спецпрактикум (8 часов)

  1. Занимательный, экологический и историко-методологический эксперимент как один из наиболее эффективных наглядных методов обучения в профильных классах (2 часа).

В начале занятия следует актуализировать требования к проведению эксперимента: наглядность, простота, безопасность, надежность, теоретический комментарий. Фрагменты уроков с использованием занимательного, экологического и историко-методологического эксперимента проводится с последующим анализом.

  1. Разработка синхрокорреляционных таблиц и комментариев к ним (2 часа)

  2. Подготовка, проведение и анализ уроков в кадетских классах (2 часа)

  3. Выявления психофизиологических особенностей учащихся и их познавательных интересов (2 часа)

Приложение 32. Темы индивидуальных заданий по спецкурсу

Приложение 33. Методики для психолого-диагностических исследований учащихся

Приложение № 1

Особенности основных познавательных процессов
у детей с доминированием левого и правого полушарий мозга
(по В.В. Голенкову и Е.Б. Филипповой)

"Левополушарные" дети
"Правополушарные" дети
мышление
Скорее рациональное
Абстрактное, логическое, формальное, аналитическое (абстрактное познание)


Программируемое
Использование индукции (примат частного) Оперирование цифрами (в том числе счетной системой), математическими формулами и другими знаковыми символами
Скорее эмоциональное
Наглядно-образное, синтетическое мышление (чувственное познание); опора на ассоциации, интуицию, предвосхищение, творческие способности

Спонтанное
Использование дедукции (примат общегоПривлечение ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных представлений
восприятие
Дискретное (по частям)
Аналитико-рассудочное
Абстрактное, инвариантное
Лучше воспринимаются стимулы вербальные, легко различимые, знакомые
Хорошее восприятие речи (устной и письменное) ее смысловых аспектов; различение главного
Плохое восприятие сообщений на фоне шума
Хорошее восприятие высоких звуков
Восприятие целостное
Восприятие эмоционально-чувственное
Восприятие конкретное
Лучше воспринимаются стимулы невербальные трудно различимые, незнакомые
Целостно воспринимаются образная информация, пространственные соотношения, музыка (без ее анализа), шумы
Хорошее восприятие сообщений на фоне шума
Хорошее восприятие низких звуков
память

Хорошая слуховая память
Плохая память на образы
Хорошая память на цифры, формулы, слова
Доминирование функции перекодирования
Доминирование функции перекодирования (смысловое запоминание)
Хорошая произвольная память
Хорошее запоминание последовательности событий и их вероятностных свойств

Хорошая образная память
Плохая слуховая память
Хорошая зрительно-наглядная, образная, эмоциональная память, память на звуки, запахи и т.д.
Доминирование функции запечатления

Хорошая непроизвольная память
общая характеристика интеллекта
Хорошо развит вербальный, логический компонент; приверженность теории Хорошо развит невербальный, интуитивный компонент; приверженность практики

Приложение № 2
Особенности "левополушарной" и "правополушарной" стратегии обучения
(по В.В. Голенкову и Е.Б. Филипповой)

При "левополушарной" стратегии упор делается на слухоречевую память учащихся, т.е. учебный материал в основном дается вербально. В наглядном виде отражаются правила, структура изучаемых явлений, т.е. символиические обобщения (схемы) являются как бы вербальной формой запечатления.

Речь учителя для "левополушарных" детей должна быть логичной, "как доказательство теорем", без излишней эмоциональности, мимики и пантомимики. Нежелательны лишние жесты, кроме регулирующих. Темп речи и паузы при любом стиле преподавания должны соответствовать скорости перевода внешней речи учителя во внутреннюю речь учащихся. Паузы и громкость используются для более четкого выделения в речи смысловых частей.

"Правополушарная" стратегия обучения также характеризуется особенностями, соответствующими деятельности и психическому раскладу "правополушарных" детей.

Учебный процесс строится с опорой на образное мышление учащихся. Используемые при объяснении образы должны не дробиться на части, а отражать суть изучаемого явления и выступать основным средством донесения материала до учащихся. Главными при этом будут зрительные образы, в определенных случаях необходимо привлекать и слуховые, кинестетические (двигательные), и осязательные, и обонятельные, и эмоциональные, активизирующие соответствующие виды памяти.

Целесообразно применять наглядный материал, схемы, насыщать речь сравнениями и метафорами. Особенно эффективна динамическая наглядность (действующие модели), слуховая (различные шумы) и др. Вербальную информацию нужно подкреплять образной, желательно разворачивающейся во времени, включать эмоции, действия (например, чертить что-нибудь в воздухе), уделять особое внимание информационной значимости элементов объяснения (краткость и конкретика)

С помощью выразительных средств речи - интонации, громкости, пауз - учитель может управлять вниманием учащихся и устанавливать с ними доверительное общение, необходимое для сотрудничества на уроке. Обучение "правополушарных" учеников должно в максимальной степени опираться на их возможности, интерес к искусству, литературе и философским проблемам. При оценивании знаний важно учитывать повышенную эмоциональность этих детей и помнить, что "плохие" отметки не становятся для них стимулом в учении.

Приложение № 3
Опросник на самооценку готовности учителей к работе в кадетских классах

Коды ответов:

0 - никогда

1 - редко

2 - иногда

3 - часто

4 - почти всегда

5 - всегда

  1. Уделяли ли вы внимание изучению основных направлений теории лично ориентированного обучения?
  2. Интересовались ли вы проблемами преподавания в профильных классах?
  3. Занимались ли вы изучением психофизиологических особенностей учащихся?
  4. Приходилось ли вам определять тип мышления, памяти, восприятия у учащихся?
  5. Встречалась ли вам литература по преподаванию вашего предмета в профильных классах?
  6. Пытались ли вы осуществлять на практике основные идеи гуманизации образования школьников?
  7. Реализуете ли вы принципы отбора содержания курса вашего предмета при разработке уроков для учащихся - кадетов?
  8. Использовали ли вы исторический, экологический, региональный материал при подготовке к урокам?
  9. Считаете ли вы необходимой практическую направленность содержания курса для учащихся кадетских классов?
  10. Интересовались ли вы возможностями использования историко-искусствоведческой информации при обучении учащихся?
  11. Является ли, на ваш взгляд, необходимым использование на уроках в кадетском классе материалов о жизни и творческой деятельности ученых, а также сведений из истории и методологии науки?
  12. Размышляли ли вы о возможностях формирования высоких качеств учеников на материале содержания школьного курса?
  13. Приходилось ли вам подбирать литературные произведения с нравственным содержанием и обсуждать их с учениками?
  14. Интересовались ли вы новыми формами и методами преподавания дисциплин и возможностями их использования в процессе обучения?
  15. Разрабатывали ли вы уроки различных видов для учащихся кадетских классов?
  16. Использовали ли вы эвристические методы обучения при подготовке и проведении уроков?
  17. Занимались ли вы составлением заданий с валеологическим и экологическим содержанием?
  18. Пытались ли вы использовать историко-методологический и экологический эксперименты на уроке?
  19. Приходилось ли вам подбирать музыкальные заставки при подготовке уроков?
  20. Использовали ли вы комментированные синхрокорреляционные таблицы развития мировой культуры и цивилизации?
  21. Смогли бы вы подготовить внеклассное мероприятие для учащихся кадетских классов?
  22. Нужны ли учителю, работающему в кадетском классе, глубокие знания философии, истории, филологии, культурологии?
  23. Зависит ли, на ваш, взгляд, интерес учащихся к вашему предмету от общей эрудированности учителя?
  24. Считаете ли вы, что учитель, работающий с учащимися-кадетами, должен быть для этого специально подготовлен?

Приложение № 3a
Анкета
"Изучение профессиональной готовности учителей к применению современных образовательных технологий в педагогической деятельности (Л.В.Зевина)"

Сведения о себе:

  • возраст
  • специальность
  • педагогический стаж
 
№ п/п Теоретические и практические знания и умения Критерии готовности
Да
(2б)
Частично (1б) Не владею (0б)
1
Знание своего предмета      
2
Знание традиционной методики преподования предметов      
3

Знание современных образовательных технологий авторов:

  1. Л.В. Занкова;
  2. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова
  3. В.В. Фирсова;
  4. Р.Г. Хазанкина;
  5. И.П. Волкова
  6. А.Г. Ривина, В.К. Дьяченко;
  7. В.Ф. Шаталова;
  8. Н.П. Гузика;
  9. П.М. Эрдниева.
     
4

Знание методов:

  1. проблемного обучения;
  2. дифференцированного обучения;
  3. педагогики сотрудничества;
  4. опережающего обучения;
  5. модульного обучения;
  6. игровых;
  7. личностно-ориентированного обучения.
     
5 Применение методов
  1. проблемного обучения;
  2. дифференцированного обучения;
  3. педагогики сотрудничества;
  4. опережающего обучения;
  5. модульного обучения;
  6. игровых;
  7. личностно-ориентированного обучения;
     
6 Применение различных видов:
  1. контрольных работ;
  2. самостоятельных работ;
  3. тестовых заданий;
  4. устных опросов.

     
7 Знание методов педагогического исследования:
  1. наблюдение;
  2. собеседование;
  3. беседа;
  4. самооценка;
  5. рейтинг;
  6. педагогический эксперимент;
  7. хронометрирование;
  8. изучение психолого-педагогической литературы и школьной документации;
  9. анкетирование;
     
8 Применение методов педагогического исследования;
  1. наблюдение;
  2. собеседование;
  3. беседа;
  4. самооценка;
  5. рейтинг;
  6. педагогический эксперимент;
  7. хронометрирование;
  8. изучение психолого-педагогической литературы и школьной документации;
  9. анкетирование.
     
9 Знание целей и задач:
  1. традиционного обучения;
  2. личностно-ориентированного обучения;
  3. развивающего обучения;
  4. дифференцированного обучения;
     
10 Умение прогнозировать промежуточные и игровые цели:
  1. собственные цели;
  2. деятельности Учащихся.
     
11 Умение планировать:
  1. собственную деятельность;
  2. деятельность учащихся.
     
12 Умение корректировать:
  1. собственную деятельность;
  2. деятельность учащихся.
     

Приложение № 4
Качества учителя, определяющие его готовность к работе в профильных классах

Структурный компонент личности учителя Качества, соответствующие структурному компоненту личности Педагогические способности, необходимые учителю для работы в профильных классах
1 Специально-методический
Знание целей и особенностей обучения в профильных классах (специально-методические знания и умения) Дидактические, академические, организаторские, прогностические
2 Культурологический
Педагогическая эрудиция, широта кругозора (начитанность), увлечение искусством, стремление к творческому самосовершенствованию, вежливость, тактичность Дидактические, академические, коммуникативные, речевые
3 Гуманистический
Гуманность, любовь к детям, доброта, доброжелательность, искренность, чуткость, справедливость,отзывчивость Дидактические, коммуникативные, перцептивные
4 Психофизио-логический Эмоциональность, развитое образное мышление, богатство словесных и образных ассоциаций, артистичность, впечатлительность, общительность, чувство юмора Коммуникативные, перцептивные, речевые

Приложение № 5
Модель системы подготовки учителей к работе в профильных классах

Приложение № 6
Содержание целенаправленной подготовки учителя
к работе в профильных классах

Приложение № 7
Процесс обучения

Приложение № 8
Виды деятельности учителей по овладению методическими знаниями и умениями, необходимыми при обучении учащихся

Вид деятельности
Формы и содержание деятельности
Реализация психолого - педагогических умений Диагностика психофизиологических особенностей учебно - познавательной деятельности учащихся и их интересов (1)

Диагностика эффективности обучения (2)

Реализация конструктивно - моделирующих умений

Моделирование и проведение уроков или их фрагментов для учащихся с здоровьесберегающим компонентом (3)

Разработка задач с валеологическим содержанием (4)

Подготовка и проведение занимательного, историко - методологического и экологического эксперимента (5)

Конструирование синхрокорреляционных таблиц развития мировой культуры и цивилизации (6)

Разработка внеклассных мероприятий по предмету для учащихся в рамках здоровьесбережения (7)

Изготовление наглядных пособий и оформление кабинетов с учетом здоровьесберегающего пространства школы (8)

Другие виды

Выполнение творческих индивидуальных заданий (9)

Поисково - исследовательская работа учителей (10)

Приложение № 10
Современные технологии обучения, реализуемые в практике педагогов профильных школ

Педагогическая технология
Краткая характеристика
Построение учебного процесса на концептуальной основе Технология предполагает выявление идей учебного курса, создание комплекса межпредметных связей с другими курсами, разработку межпредметных логических заданий.
Обучение укрупненными дидактическими единицами Обеспечивает общее видение темы. Технология предполагает использование обобщенных характеристик, правил, информационно-емких опорных сигналов, конспектов, концептов. Организационной единицей при крупнооболочном построении обучения становится урок, учебный день, неделя (глубокое погружение).
Организационно-деятельностные, имитационные игры. ОДИ имитирует реальную деятельность, в т.ч. производственную и социальную, помогают вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности учащихся.
Технология КСО (коллективный способ обучения) Дидактическая основа КСО - сотрудничество. работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.
Технология полного усвоения знаний Ученику предлагаются блоки-модули, подлежащие усвоению. Эти блоки распечатываются как мини-учебник на бумажном носителе или в компьютерном варианте. Каждый блок имеет разноуровневое наполнение, сопровождается дидактическим и контрольными текстами. Переход к новому блоку разрешается только после полного усвоения предыдущего. Управление обучением организуется различными методами по усмотрению педагога.
Компьютерные технологии обучения Связаны с созданием и использованием программных средств (обучающие, контролирующие программы), использованием возможностей "Интернет" - обучения.
Дифференцированное обучение Дифференцированное обучение - традиционная образовательная технология и часть общедидактической системы. Реализуется в форме гомогенной и гетерогенной дифференциации. "Гомогенная" связана с созданием групп определенного профиля, интереса, уровня подготовки. "Гетерогенная" - внутригрупповая, требует разработки разноуровневых программ, овладения приемами разноуровнего обучения внутри одной группы
ТРИЗ (технология решения изобретательных задач) Используются приемы игротехники как средства мышления
Технология проектного обучения Исходный лозунг - "Все из жизни, все для жизни". Проектная деятельность по созданию материального или интеллектуального продукта (от замысла до результата), совершаемая в специально организованных педагогических условиях. Проектная деятельность организуется в рамках одного предмета или носит межпредметный характер. К руководству проектной деятельностью могут привлекаться несколько преподавателей.

Приложение № 12
Шкала трудности предметов для младших классов

Предмет
Балл
1 Математика 8
2 Русский (национальный) язык
7
3 Природоведение
6
4 Русская (национальная) литература 5
5 История (4 класс) 4
6 Рисование и музыка 3
7 Труд 2
8 Физкультура 1

Шкала трудности предметов для старших классов

Предмет
Балл
1 Математика, русский язык (национальная школа) 11
2 Иностранный язык
10
3 Физика, химии 9
4 История 8
5 Родной язык, литература
7
6 Естествознание, география, ОБЖ
6
7 Физкультура 5
8 Труд 4
9 Черчение 3
10 Рисование 2
11 Пение 1

Приложение № 13
Модель плана работы ОУ по обновлению
содержания образования профильной школы

Концептуальная и инструктивно-методическая база обновления содержания образования

Изучение и использование в практике преподавания и управления:

  • культурологической концепции обновления содержания образования;
  • концепции профильного обучения на старшей ступени образования;
  • проекта МО РФ по организации предпрофильной подготовки (авт. А.А. Пинский);
  • проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  • минимума содержания образования;
  • инструктивно-методических писем МО РФ и местных органов
  • управления образованием
Диагностические основы организации содержания образования

Диагностика:

  • уровня психофизического развития обучаемых;
  • образовательных потребностей учащихся и их родителей;
  • эффективности инноваций;
  • уровня профессиональной компетенции педагогических кадров
Стратегия развития содержания образования в данном ОУ

Разработка или корректировка:

  • программы развития;
  • образовательной программы ОУ;
  • проектов или комплексно-целевых программ по актуальным направлениям модернизации образования, например, по организации предпрофильного и профильного обучения
Конструирование учебного плана ОУ, наполнение его компонентов
  • введение региональных курсов и модулей содержания ;
  • профильных общеобразовательных и элективных курсов;
  • спецкурсов по выбору учащихся;
  • индивидуальных программ обучения;· методическое обеспечение нововведений
Программно-методическое обеспечение развития содержания образования
  • выбор современных программ и учебно-методических комплексов, их апробация;
  • освоение технологии разработки рабочей программы учителя, ее методическое обеспечение;
  • работа творческих групп педагогов по актуальным направлениям обновления содержания и технологию обучения;
  • разработка контрольно-измерительных материалов нового поколения.

Приложение № 14
Оборонно-спортивный профиль

позволяет обеспечить повышенный уровень изучения двух предметов":

"Физическая культура" представлена в составе базовых общеобразовательных предметов и как профильный предмет - "прикладная физическая подготовка".

"Основы безопасности жизнедеятельности" и "Основы военной службы" в базовые общеобразовательные предметы не включены, они присутствуют в составе профильных общеобразовательных и элективных курсов.

Элективные курсы служат для поддержки профильных предметов, например, "Военно-прикладная физическая подготовка" или для внутрипрофильной специализации, например, "Технико-тактические действия в избранном виде спорта", "Современные физкультурно-оздоровительные системы".

Предмет "Основы педагогики и психологии", заявленный в проекте БУП-2003 МО РФ как профильный общеобразовательный, переведен в предлагаемом проекте в разряд элективного курса - обязательного для выбора учащихся.

Приложение № 15
Оборонно-спортивный профиль

Учебные курсы
Число часов по БУП 98
10 класс
11 класс
Инвари-ант
Вариатив
Всего
Инвари-ант
Вариатив
Всего
ОУ
Ученик
ОУ
Ученик
1

Базовые общеобразовательные предметы

  • Русский язык
  • Литература
  • Иностранный язык
  • История
  • Обществознание
  • География
  • Химия
  • Биология
  • Физика
  • Математика
  • Физическая культура

 

 


2
2
3
1
1
1
1
1
3
2

 

 

1

1





1

 

 

 

 

 

1
2
3
3
1
1
1
1
2
3
2

 

 


2
2
2
2
1
1
1
1
3
2

 

 

1

1





1

 

 

 

 

 

1
2
3
2
2
1
1
1
2
3
2

2

Профильные общеобразовательные предметы

  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Прикладная физическая подготовка
  • Основы военной службы

 

 

3

1

 

 

 

 


4

 

 

 

2

 

 

3

3


4

 

 

3

1

 

 

 

 


4

 

 

 

2

 

 

3

3


4

3 Элективные курсы
(3 курса по выбору)

3

1
 
4

3

1
 
4
4 Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность    
1

1
   
1

1
5 Региональный компонент     1 1     1 1
 
Всего:
24 8 4 36 24 8 4 36

Приложение № 24
Факторы урока

Факторы урока
Уровни гигиенической рациональности урока
1 Плотность урока
Не менее 60% и не более 75-80%
85-90%
Более 90%
2 Число видов учебной деятельности
4-7
2-3
1-2
3 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
Не более 10 мин.
11-15 мин.
Более 15 мин.
4 Частота чередования различных видов учебной деятельности
Смена не позже чем через 7-10 мин.
Смена через 11-15 мин.
Смена через 15-20 мин.
5 Число видов преподавания
Не менее 3
2
1
Чередование видов преподавания
Не позже чем через 10-15 мин.
Через 15-20 мин.
Не чередуются
7 Наличие эмоциональных разрядок (число)
2-3
1
Нет
8 Место и длительность применения ТСО
Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся
Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся
Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем
9 Чередование позы
Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся
Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся
Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем
10 Физкультминутки
Две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого
1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью
Отсутствуют
11 Психологический климат
Преобладают положительные эмоции
Имеются случаи отрицательных эмоций.Урок., эмоционально индифферентный
Преобладают отрицательные эмоции.
12 Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности)
Не ранее чем через 40 мин.
Не ранее чем через 35-37 мин.
Менее чем через 30 мин.

Приложение № 26
Диагностический инструментарий учителя работающего
профильном в классе

Карта самооценки отношения учащихся к учебе

Предполагаются однозначные ответы - "да" или "нет"

  1. Свойства ума:
  2. Отношение к учебе:
  3. Умение мыслить:
  4. Познавательные трудности:
  5. Умение учиться:

Приложение № 27
Анкета для диагностики отношения учащихся к предмету

Предполагаются однозначные ответы - "да" или "нет"

  1. Предмет_____________
  2. Содержание:
  3. Средства обучения:
  4. Связь с гуманитарными предметами:
  5. Интерес к предмету:

Приложение № 28
Анкета на выявление интересов и склонностей учащихся

Коды ответов:

Очень нравится (+ 2)
Нравится (+ 1)
Не нравится (- 1)
Совсем не нравится (- 2)

Нравится ли вам…

  1. Читать книги по занимательной физике или математике?
  2. Читать книги о химических открытиях?
  3. Выяснять устройство электрических приборов?
  4. Читать журналы о технике?
  5. Узнавать о жизни народов и государственном устройстве других стран?
  6. Знакомиться с жизнью растений?
  7. Читать классиков литературы?
  8. Обсуждать текущие события в стране?
  9. Читать книги о сверстниках?
  10. Знакомиться с работой врачей?
  11. Заботиться о домашнем уюте?
  12. Ходить в театры и на выставки?
  13. Читать военные мемуары?
  14. Читать книги об открытиях в физике?
  15. Выполнять домашнее задание по химии?
  16. Чинить бытовые электроприборы?
  17. Слушать и смотреть передачи о новинках техники?
  18. Ходить в походы с целью изучения своего края?
  19. Выполнять задания по биологии дома?
  20. Читать критические статьи о произведениях литературы?
  21. Участвовать в общественной работе?
  22. Объяснять товарищам домашнее задание?
  23. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями?
  24. Готовит пищу и наводить в доме порядок?
  25. Читать об искусстве?
  26. Знакомиться с техникой?
  27. Проводить физический эксперимент?
  28. Осуществлять химический эксперимент?
  29. Читать о новинках радио?
  30. Чинить велосипед?
  31. Коллекционировать камни и минералы?
  32. Работать в огороде и саду?
  33. Письменно излагать свои мысли и наблюдения?
  34. Читать книги по истории
  35. Заниматься с младшими школьниками?
  36. Ухаживать за больными?
  37. Помогать по хозяйству?
  38. Заниматься в литературном, театральном кружке?
  39. Участвовать в военных играх?
  40. Заниматься в математическом кружке?
  41. Читать литературные произведения, в которых раскрывается поведение человека в ситуациях, требующих глубоких химических знаний?
  42. Собирать радиоприемник?
  43. Конструировать модели машин?
  44. Участвовать в географических и геологических экскурсиях?
  45. Наблюдать за жизнью животных?
  46. Изучать иностранный язык?
  47. Выступать с политической информацией?
  48. Заниматься с маленькими детьми?
  49. Работать вожатым?
  50. Делать покупки?
  51. Беседовать с товарищами об искусстве?
  52. Заниматься спортом?
  53. Принимать участие в олимпиадах по физике?
  54. Решать химические задачи?
  55. Работать с измерительными приборами?
  56. Использовать расчеты при конструировании моделей?
  57. Изучать литературу, посвященную открытиям в области географии?
  58. Работать при школьном участке?
  59. Обсуждать прочитанные книги?
  60. Интересоваться политическими событиями за рубежом?
  61. Обсуждать вопросы воспитания?
  62. Наблюдать за поведением животных?
  63. Убеждать в чем - либо товарищей?
  64. Знакомиться с литературой, посвященной истории искусства?
  65. Быть организатором?
  66. Вычислять по формулам?
  67. Использовать исторические экскурсы на уроках химии?
  68. Разбираться в радиосхемах?
  69. Чертить?
  70. Снимать план местности?
  71. Ухаживать за животными?
  72. Знакомиться с литературными произведениями, которые освещают вопросы истории культуры, литературы, языка?
  73. Готовить сообщение по исторической тематике?
  74. Отвечать на вопросы младших?
  75. Читать литературу, которая посвящена проблемам возникновения заболеваний?
  76. Знакомиться и общаться с новыми людьми?
  77. Участвовать в художественной самодеятельности?
  78. Соблюдать режим дня?


Приложение № 32
Методики для психолого-диагностических исследований учащихся
(социально-психологическая служба)

Графические методики:

Для выявления эмоциональных проблем.

Приложение № 33
Темы индивидуальных заданий по спецкурсу

  1. Профилизация образования как одно из основных направлений реформирования школы (обзор философской и педагогической литературы).
  2. Исторический аспект гуманизации образования.
  3. Концепция личностно ориентированного обучения И.С.Якиманской в свете гуманизации и гуманитаризации образования.
  4. Педагогический анализ психофизиологических особенностей учащихся.
  5. Реализация мировоззренческого начала гуманитарного потенциала науки в процессе обучения.
  6. Эстетический компонент вариативной оболочки содержания.
  7. Нравственная и гражданская составляющие содержания образования на примере жизни и научной деятельности известных ученых.
  8. Полипредметная интеграция наук как одно из направлений реализации концепции профильной школы.
  9. Реализация принципа историзма и методолизации в процессе обучения
  10. Экологизация школьных курсов как средство формирования гуманистической направленности личности.
  11. Использование принципа социализации при отборе содержания.
  12. Практическая направленность школьных курсов как средство мотивации изучения предмета.
  13. Использование регионального и краеведческого материала как средство актуализации изучения предмета.
  14. Мир науки глазами художника (историко-искусствоведческий аспект содержания школьных курсов).
  15. Значение музыки в жизни известных ученых.
  16. Использование художественной и научно-популярной литературы как средство активизации познавательной деятельности на уроках.
  17. Исторический школьный эксперимент как средство методологической подготовки учащихся.
  18. Экологически безопасный эксперимент как средство гуманизации и гуманитаризации обучения.
  19. Развитие познавательной активности учащихся при решении задач с вариативным содержанием.
  20. Методические аспекты применения комментированных синхрокорреляционных таблиц в процессе обучения учащихся.
  21. Применение современных педагогических технологий в процессе реализации концепции здоровьесбережения.
  22. Нетрадиционные формы проведения уроков в кадетских классах.
  23. Методические особенности внеклассной работы по предмету в кадетских классах.
  24. Методическая разработка темы.
  25. Особенности изучения темы.
  26. Методический анализ тем.

Приложение № 34
Карта педагогической готовности

Психологическая готовность Способность к толерантности (педагогической просвещенной, культурной терпимости и уважению к ребенку и коллеге)
Знание, понимание и умение использовать на практике положения, приемы, формы и содержательные рекомендации социальной психологии и психологии личности , в том числе возрастной психологии, психологии творчества, психологии общения
Желание и способность понять ребенка, почувствовать, когда ему трудно, когда он нуждается в помощи
Умение владеть собою, нести добро, сдерживать свои негативные эмоции и настроения
Умение разрядить обстановку доброй шуткой
Умение влиять на окружающих "собой" - нести заряд бодрости, увлеченности
Педагогическая готовность Умение, способность и желание извлекать в ходе учебного процесса, вне его, во время досуга воспитывающие моменты, умение без менторства и риторики создавать ситуацию, где выбор ребенка и слово учителя вступают в значимое единство
Предметная готовность Постоянное обновление знаний по предмету, чтение научной литературы и периодики. Знание и понимание основных узловых проблем и открытий в данной и сопределенных науках
Методическая готовность Знание дидактики, современных способов передачи информации, научения
Общекультурная готовность Оторванность от социальных проблем уклонение от активного познания, незнание современной жизни, литературы, искусства, спорта и кичливое нежелание знать что-либо снижают общекультурный уровень и интенсивность для учеников самого педагога

Приложение № 35
Методика "Проблемное поле учителя"

Цель: определить что и в какой мере является значимым для педагогов, влияет на их отношение к профессии, к окружающему миру; изучить проблемы педагогов, степень их влияния на комфортное состояние.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:
Выбрать из перечисленного списка семь наиболее значимых состояний.
Оценивать необходимо по следующей школе:

  1. Информационный голод.
  2. Неуверенность в собственной компетентности.
  3. Страх, боязнь, негативное напряжение в связи с возможными проверками. Аттестацией, экзаменами.
  4. Экономическое бессилие.
  5. Учащение стрессовых ситуаций и срывов на уроке и дома.
  6. Внутреннее осознание неуважительного отношения общества лично ко мне - учителю.
  7. Вечное нежелание готовиться к урокам.
  8. Недостаток душевных сил, необходимых для того, чтобы проявлять столь важые для педагога терпение, уважительное отношение к каждому ребенку, коллеге, родителю.
  9. Вечное ощущение одиночества.
  10. Весьма значительное за последние 10 лет снижение потребностей.
  11. Повышение нервозности, неадекватное восприятие происходящего.
  12. Ощущение, что ты как бы опустился на социальное дно и ничего не можешь позволить ни себе, ни своим детям.
  13. Когда дети подходят к тебе с вопросами, не связанными с учебным предметом, и ждут от тебя совета, ты понимаешь, что сам мало разбираешься в происходящем, да и зачастую нет желания тратить на это силы.
  14. Часто не хочется идти на работу.
  15. Постоянно мечтаешь о том, чтобы выспаться.
  16. Не хватает современных знаний по педагогике и психологии.
  17. Раздражают бесконечные придирки, совещания, отчеты, пустопорожняя болтовня.
  18. Мучает то, что собственные дети практически брошены.
  19. Поиски нового фактически сегодня не нужны, главное, чтобы хорошо прошли открытые уроки.
  20. Слабая ориентация в современных образовательных технологиях.

Приложение № 31
Психолого-педагогический опросник для учителей в конце учебного года

(Оценка производится по 10-бальной шкале или дается ответ в зависимости от содержания вопроса. Обработка проводится по каждой позиции, возможен выбор нескольких вариантов ответа. После обработки создается группа анализа и выработки вариантов решений)

  1. Степень удовлетворенности вашей работой.
  2. Уровень удовлетворенности вашими взаимоотношениями:
  3. Степень усталости.
  4. На сколько лет вы себя ощущаете?
  5. Сколько уроков в течение года (в %) у вас были:
  6. Уровень вашего здоровья (в%).
  7. Преобладающее настроение (поставьте галочки рядом с теми утверждениями, которые соответствуют вашим настроениям):
  8. Вам удалось реализовать то, что вы задумали в начале года:
  9. У нас в школе:
  10. У меня дома:
  11. Три ваших главных желания.

    1. _______________________________________________________________________________

    2. _______________________________________________________________________________

    3. _______________________________________________________________________________

  12. Как Вы думаете, ученики относятся к вам: