Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
Рыбинского муниципального округа Ярославской области
Построение образовательного пространства на основе
здоровьесберегающих технологий
Анализ ситуации
Замысел реализации идеи
Принципы построения модели здоровьесберегающей среды
Актуальность
Ожидаемые результаты
Апробация результатов
План реализации эксперимента по этапам
Критерии оценки ожидаемых результатов
Мероприятия, связанные с валеологическим и экологическим образованием
СОШ № 25
Модель матричной структуры методической службы
Презентация
Приложения
Приложение № 1: Службы внутришкольного сопровождения
Приложение № 2:Модель матричной структуры методической службы
Презентация "Построение здоровьесберегающего
образовательного пространства"
Презентация "Проблемно-ориентированный педагогический
анализ"

Анализ ситуации
Задача школы - полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав
все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь
играет не последнюю роль. Одно из основных условий, определяющих возможность
полноценного развития ребёнка-здоровье.
По данным Минздрава РФ, из 6 миллионов подростков 15-17 лет, прошедших профилактические
осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания.Педагогов очень
тревожит, что из-за учебных перегрузок и школьных стрессов страдает психика
учащихся. Под влиянием суммарной школьной нагрузки у учеников учащаются все
функциональные отклонения, особенно астенические и невротические проявления,
артериальная гипотония, преданемия, снижен иммунитет, что часто связано с хроническим
стрессом. Почти 40% юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в
Вооружённых силах, а те, кто призван годными, редко отличаются хорошим здоровьем.
Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может
сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Учителя надо обучить
психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы
не наносить ущерба здоровью своих учеников и на своих уроках, и в общей программе
работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех.
Замысел реализации идеи
- Апробация оригинальных методов медико-психологической диагностики.
- Разработка концептуальных основ построения собственной модели здоровьесберегающей
среды с позиций преемственности научных взглядов и существующей практики построения
подобных моделей на деятельностной основе.
- Создание модели предметно - развивающей среды.
- Реализация компетентностного подхода к оценке личных достижений участников
образовательного процесса.
- Определение организационных и психолого-педагогических условий функционирования
модели здоровьесберегающей среды с целью сохранения и укрепления здоровья.
- Проведение информационно - мотивационной работы, связанной с ознакомлением
педагогических работников, учеников и их родителей с особенностями здоровьесберегающей
модели учебного процесса, формированием мотивационных условий, обеспечивающих,
согласованность действий субъектов образовательного пространства при достижении
целей формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья
ребенка (на перспективу).

Принципы построения модели здоровьесберегающей среды
- Комфортность и безопасность среды (экологичность).
- Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.
- Возрастная перспектива.
- Информационная насыщенность.
- Автономность.
- Эстетизация.
Актуальность
По данным академика РАМН Ю.П. Лисицина, являющегося признанным авторитетом
в области профилактической медицины санологии, среди факторов, обуславливающих
здоровье человека, на долю экологических факторов, приходится примерно 20-25%
всех воздействий; 20% составляют биологические (наследственные) факторы; 10%
- развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором,
влияние которого на здоровье оценивается в 50 - 55% ,является образ жизни. Эти
данные свидетельствуют о приоритетной роли образования в сохранении и формировании
здоровья, поскольку они помогают человеку построить правильный образ жизни,
грамотно заботится о своём здоровье. Здоровьесберегающие образовательные технологии
можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики
- одной из самых перспективных образовательных систем ХХ1 века, и как совокупность
приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья,
и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию
её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является
сохранение и укрепление здоровья учащихся, имеющийся опыт работы в кадетских
классах и возможный переход на оборонно-спортивный профиль дают основание для
оптимизма
Актуальность выбранного направления обусловлена наличием в практике образования
ряда противоречий:
- потребностью в концептуальном, технологическом и методическом обеспечении
модели здоровьесберегающей среды и недостаточной разработанностью этого вопроса
в практике образования;
- потребностью в реализации выделенных направлений деятельности и отсутствием
взаимодействия и координации специалистов;
- потребностью в применении педагогами эффективных здоровьесберегающих технологий
и нехватка знаний по педагогике и психологии, слабая ориентация в современных
технологиях;
- потребностью в последовательном проектировании средств управления структурными
компонентами здоровьесберегающей развивающей среды учреждения и отсутствием
механизмов ее регулирования.
Ряд противоречий в образовательной практике школы позволяют говорить о своевременности
рассмотрения и обращения к поставленной проблеме.
Цель исследования: поиск оптимальной модели здоровьесберегающей среды,
обеспечивающей социальное, психическое и физическое здоровье учащихся.
Объект исследования - процесс сохранения, укрепления здоровья и формирования
ценностных ориентаций на здоровый образ жизни учащихся.
Предмет исследования - комплекс условий эффективности функционирования
модели здоровьесберегающего пространства.
Гипотеза эксперимента заключается в следующем: мы позволили себе предположить,
что если в ходе эксперимента разработать и апробировать:
- структуру модели развивающей и здоровьесберегающей среды;
- комплекс принципов функционирования модели проекта по каждому направлению;
- механизм регулирования здоровьесберегающей деятельности (управленческой
системы);
- образовательные программы, направленные на формирование ценностных установок
в отношении здоровья детей,
то это позволит:
- создать условия для сохранения и укрепления физического психического и
социального здоровья детей;
- повлиять на формирование мировоззренческих позиций;
- повысить профессиональный уровень педагогов-экспериментаторов;
- скоординировать деятельность школы в решении проблемы воспитания здорового,
самодостаточной и самореализованной личности.
Научная новизна и практическая значимость исследования определена созданием
нового типа СОШ здоровьесберегающей направленности "Школа здоровья".

Ожидаемые результаты
- Создание проекта организации эффективной модели развивающей среды;
- Овладение и апробация учителями технологий здоровьесбережения;
- Формирование в сознании учащихся установок на здоровый образ жизни;
- Поддержание здоровьесберегающего потенциала ребенка и возможно - совершенствование
его физического и психического здоровья;
- Отслеживание состояния здоровья ребенка;
- Качественные изменение социального и психологического климата учреждения
Апробация результатов
Результаты могут повлиять на многие стороны образовательной деятельности школы
модернизируя ее, уточняя специфику содержания, совершенствуя методическую систему,
предметную среду и организационно-управленческую структуру учреждения. По результатам
реализуемого проекта будут уточнены методические подходы к моделированию современного
образования как здоровьесберегающей технологии, сформулированы организационные,
психолого-педагогические условия функционирования эффективной среды.

План реализации эксперимента по этапам
2004-2005г.г.- подготовительный этап, поисково-теоретический
- Формирование педагогического и управленческого актива по организации экспериментальной
работы.
- Анализ философской, психофизиологической, педагогической литературы по проблемам
сохранения и совершенствования всех видов здоровья учащихся и учителей.
- Изучение практического опыта образовательных учреждений региона, России.
- Практико-ориентированный анализ ситуации развития образовательного учреждения.
- Выявление рисков и ограничений.
- Проведение педагогических советов, обучающих семинаров по выбранному направлению
развития, учеба специалистов, организация взаимообучения, научное консультирование.
- Уточнение и апробация принципов и условий построения модели здоровьесберегающей
среды.
- Разработка концепции и программы.
- Анализ мониторинга здоровья.
2005 - 2006 г.г.- этап внедрения, опытно-экспериментальный
- Постепенное наполнение учебного и воспитательного процессов валеологическим
и экологическим содержанием, направленным на обогащение знаний учащихся, их
познавательного и творческого потенциала.
- Формирование в контексте идеи модернизации российского образования профильных
классов на старшей ступени обучения, содержание образования в которых ориентировано
на реализацию здоровьесберегающего подхода.
- Организацию в школе творческой группы учителей, реализующих на своих уроках
валеологический подход.
- Использование в образовательном процессе богатого социокультурного окружения
школы с учетом стособностей,потребностей,интересов учащихся.
- Отражение идеи здоровьесбережения в оформлении школьного здания.
- Создание экспозиций школьного музея по данной тематике.
- Апробация модели здоровьесберегающей среды
- Разработка диагностического инструментария для оценки эффективности модели.
- Апробация технологии организации среды.
- Выявление необходимых условий, границ целесообразности функционирования
модели.
- Организация промежуточного мониторинга здоровья.
- Обеспечение возможности творческого роста учителей.
2006 - 2007г.г. - этап обобщения
- Корректировка и обобщение результатов экспериментальной работы.
- Подготовка рекомендаций.
- Защита исследовательского проекта.
Критерии оценки ожидаемых результатов
Признаки, на основании которых производится оценка результатов нашего педагогического
эксперимента следующие:
- Качественные изменения в состоянии физического, психического и социального
здоровья
- Изменения в поведении детей и появление в структуре ценностей - установок
на здоровый образ жизни;
- Изменение в состоянии участников эксперимента (осознание целесообразности
и значимости построения здоровьесберегающей среды; овладение здоровьесберегающими
технологиями, развитие их рефлексивной культуры, способностей к объективной
оценке результатов экспериментальной деятельности).
ФОРМОЙ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ в практику образования являются: отчеты,
доклады в рамках конференций и семинаров, тезисы, статьи, методические рекомендации,
проект модели здоровьесберегающей среды.
Элементы содержания валеологического образования в школе №25(из опыта работы).
- Профильные классы (кадетские 5-11 классы)
Раздельное обучение. Приоритетные направления - физическое развитие, формирование
потребности в здоровом образе жизни и патриотическое воспитание.
- Традиционные спортивные воспитательные мероприятия:
- Спартакиада "К защите Родины готовы";
- Игра "Зарница", "Зарничка";
- Конкурс "А ну-ка парни!", "А ну-ка мальчики";
- Смотр строя и песни;
- Соревнования по военно-прикладным видам спорта;
- Дни здоровья;
- "Весёлые старты";
- Муниципальная спартакиада школьников;
- Межрегиональный слёт "Юность. Отвага. Спорт."
- Праздник "За честь школы";
- "Осенний призыв", "Весенний призыв";
- Лёгкоатлетическая эстафета, посвящённая Дню Победы;
- "Защитник Отечества".
- Спортивные кружки и секции.
- Творческие объединения учителей и учеников. Реализация проекта "Школа
здоровья".
- Материально-техническое оснащение школы:
- Большой спортивный зал;
- Малый спортивный зал;
- Спортивный зал для начальной школы (филиал);
- Тир;
- Оборудованная спортивная площадка;
- Библиотека-"Информационный центр".
- Компьютерный класс.
- Кабинет ОБЖ (видеозал).
- Музей.
Мероприятия, связанные с валеологическим и экологическим образованием СОШ
№ 25
-
Подготовка учителями методических разработок, включающих элементы экологического
и здоровьесберегающего образования и воспитания в учебную и воспитательную
работу (в соответствии с особенностями своего предмета) .ПРИЛОЖЕНИЕ
-
Развитие центров возрождения народных промыслов.
-
Проекты участия школьников и учителей в решении экологических проблем своего
муниципального округа, проблем школьного образа жизни.
-
Проекты краеведческих исследований школьников.
-
Проект создания и поддержания экологических троп.
-
Проекты проведения летних экологических и геологических лагерей.
-
Проведение экологических и валеологических конференций, олимпиад.
-
Подготовка и издание учебных и методических пособий об особенностях экологически
безопасного и ноосферного развития в современных условиях России и Ярославской
области.
-
Повышение квалификации учителей в сфере здоровьесберегающего образовательного
пространства (в соответствии с особенностями преподаваемых дисциплин).
- Проведение семинаров и научно-практических конференций по вопросам отражения
в классной и внеклассной работе, проблем перехода России и Ярославской области
к экологически безопасному и устойчивому развитию;
- Издание информационных материалов для учителей по проблемам экологически
безопасного и ноосферного развития (в мире, России и Ярославской области),
по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни. ПРИЛОЖЕНИЕ
- Выставки детского творчества "Природа и мы - глазами детей", "Строем
мир без риска".
- Создание банков аудио - видиотек для экологического и валеологического обучения.
- Конкурсы МО на лучшую постановку экологического и валеологического образования.
- Проекты работы библиотеки по экологическому и здоровьсберегающему образованию
учащихся. ПРИЛОЖЕНИЕ
- Методическое сопровождение
Модель матричной структуры методической службы
При такой структуре происходит наложение специально созданных временных структур
на постоянные элементы структуры методической службы. Постоянными являются методические
объединения, научно методический совет. Временными - проектные группы или команды
для решения наиболее актуальных на данный момент проблем школы. Эти команды
создаются руководителями проектов, которыми становятся наиболее опытные педагоги
школы. Руководители проектов имеют право привлекать в свои группы любых учителей
школы. Это позволяет лучше использовать кадровые ресурсы, ускоряет принятие
решений.
Приложение № 1
Службы внутришкольного сопровождения

Приложение № 2
Модель матричной структуры методической службы

НОУ - научное общество учащихся
ВТК - временные творческие коллективы
