Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Рыбинского муниципального округа

Православная культура как основа формирования
духовно-нравственного здоровья школьников
(Из опыта работы средней школы № 3)

 

Введение
Основная часть

Заключение
Cписок литературы

Приложение 1: План проведения педагогического совета па тему: "Нравственное воспитание школьников"
Приложение 2: Планирование работы проблемной группы "Духовно-нравственное воспитание школьников"
Приложение 3: Методологическая матрица по географии, технологии, истории России, изобразительному искусству, музыке
Приложение 4: Конспект урока по литературе ""Живые мощи" Тургенев И.С."
Приложение 5: Конспект урока по истории России "Правление Владимира Святославовича"
Приложение 6: Конспект интегрированного урока по изобразительному искусству и музыке "Древнерусская церковная архитектура"
Приложение 7: Сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся школы
Приложение 8: Конспект классного часа-размышления "Поговорим об ответственности"
Приложение 9: Конспект классного часа "Качества человека"
Приложение 10: Программа кружка "Основы православной культуры"
Приложение 11: План эксперимента "Курс "Основы православной культуры" как одно из направлений нравственного воспитания учащихся
Приложение 12: Методические рекомендации для проведения занятий кружка "Основы православной культуры"
Приложение 13: Конспект внеклассного мероприятия "Как князь Владимир веру выбирал"
Приложение 14: Конспект внеклассного мероприятия "Преподобный Сергий Радонежский"
Приложение 15: Фотоколлаж

 

Введение


Здоровье - одна из важнейших человеческих ценностей. Французский писатель Стендаль писал: "Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы стать счастливым". А люди говорят проще: "Здоровье за деньги не купишь". Поэтому одна из важнейших задач школы - укрепление здоровья людей с детского возраста.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

В теории и практике работы школ широко рассматривается вопрос о сохранении школьниками физического и психического здоровья, над чем работают педагоги, медики, психологи; но практически отсутствуют концептуальные, методологические разработки, проекты по формированию у школьников духовно-нравственного здоровья. А ведь все виды здоровья взаимосвязаны между собой, и духовное здоровье влияет на уровень физического - это подтверждает сама жизнь.

Современное образование переживает процесс модернизации, что связано с обновлением общественных отношений в нашем обществе и неизбежно повлекло изменение духовно-нравственных ориентиров, которые становятся не только регуляторами жизнедеятельности общества, но и приоритетным направлением в формировании целостной личности с высоким уровнем интеллектуального кругозора, плюрализма, свободы мировоззренческих установок, нравственных ориентиров и открытости.

Фактором, способным на наш взгляд вывести систему образования на новый качественный уровень является православная культура.

Православная культура в содержании общего образования усиливает мотивационную и стимулирующую стороны педагогического процесса. Учитель, используя православную культуру, формирует общую культуру школьников, эмоционально-ценностное отношение к культуре, истории, народу, повышает нравственный уклад и образ жизни личности. В итоге закладывается потребность в духовном, нравственном развитии, культуре. Основная цель и смысл использования православной культуры - духовно-нравственное воспитание школьников, т. е. формирования у них духовно-нравственного здоровья.

Основная часть

Православная культура - часть мировой культуры

Культура является тем мировоззренческим пластом, той сферой, где религия и образование реализуют свои функциональные возможности в духовно-нравственном становлении личности.

В энциклопедическом словаре по культурологи в состав религиозной культуры включены следующие компоненты: художественное творчество (религиозная живопись, ваяние и зодчество, литература, музыка и т.д.), научно-просветительская деятельность (религиозные учебные заведения, библиотеки, издательства), филосовско-политическая мысль (религиозная философия, партии), мораль (религиозные нравственные поучения).

Православная культура предусматривает взаимосвязь мировых религий. Знание мировых религий позволяет человеку тоньше и глубже понять культуру своего народа. Культура России исторически формировалась под воздействием православия. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания и основа формирования духовно-нравственного здоровья детей.

Российская школа после крушения старой идеологии остается все еще атеистической, однако идет путем диалога с религией. Система образования России обращается к вековой народной мудрости, православной культуре и пытается определить содержательное и смысловое наполнение, определить общий характер и ориентацию образования.

"Из всех видов воспитания нравственное является самым важным, оно формирует личность человека"

В.С. Сухомлинский

В нашей школе мы пытаемся создать систему духовно-нравственного воспитания, которая разрабатывалась на педагогическом совете, проходившем в марте 2004 г. (Приложение 5.1.) В его работе участвовали представители общественности, что позволило привлечь к данной проблеме людей разных профессий, родителей учащихся школы. На педагогическом совете была определена цель нравственного воспитания - это формирование нравственности, морали, принципов повседневной жизни. Основа системы нравственного воспитания отражена в логико-смысловой модели, где рассматриваются задачи духовно-нравственного воспитания в школе, пути их реализации через учебную работу и внеурочную деятельность.

Некоторые педагоги изъявили желание работать над данным направлением в дальнейшем и в этом учебном году в школе действует проблемно-творческая группа "Духовно-нравственное воспитание школьников", которой руководит Чайченко Наталья Николаевна (Приложение 5.2.).

Возможность проведения эффективной работы по использованию православной культуры в духовно-нравственном оздоровлении школьников во многом определяется готовностью к этому педагогического коллектива. Обратимся к результатам анкетирования, проведенного среди учителей школы. В нем приняли участие 41 чел.

Считают, что обладают основами знаний православного вероучения 44% педагогов, частично - 49%, всякие знания отсутствуют у 7% учителей. Причем 4 человека или 10% считают, что обладают основами знаний буддизма, а один человек или 2% дополнительно знаниями иудаизма. 49% педагогов на вопрос "Ваше отношение к православной вере?", ответили "верую", 41%-сочувствую, 10%-атеист.

Все учителя гуманитарных и естественных предметов используют элементы православной культуры. Это объясняется особым содержанием этих предметов. А учителя информатики, химии, физики, ОБЖ не используют их вообще.

В формировании духовно-нравственного здоровья школьников принимают участие 88% педагогов. 80% учителей хотят лично расширить знание православной культуры с целью использования в учебно-воспитательном процессе.

Проанализировав выше приведённые данные можно отметить, что педагогический коллектив нашей школы психологически готов к использованию знаний православной культуры в учебно-воспитательном процессе.

Рассмотрим схему проектирования православной культуры в содержании учебно-воспитательного процесса:

Православная культура в содержании учебного процесса

Для того, чтобы включить материал с элементами православной культуры в программное содержание предметов, следует выделить темы, которые позволяют использовать данный учебный материал, то есть выявить педагогические возможности действующих программ всех предметов. С этой целью в нашей школе разработана "методологическая матрица", с помощью которой предусматривается проведение проектного анализа содержания учебных предметов для использования разными педагогами на разных предметах элементов православной культуры на необходимом уровне и в определенном объеме. "Методологическая матрица" нужна для создания единого интегрированного учебного пространства по использованию православной культуры в учебном процессе.

"Методологическая матрица" представляет собой прямоугольную форму, состоящую из правой и левой частей. В левой части матрицы - учебный материал, который составляет базовое содержание учебных предметов, а в правой части - учебный материал, который включается в содержание предметов с целью формирования национальной религиозной культуры учащихся. Рассмотрим матрицу, в которой монтируется учебный материал, способствующий формированию целостного представления о православной христианской религии (Приложение 5.3.)

Для примера приводим "методологическую матрицу" по географии.

инвариантные компоненты вариативные компоненты
9 класс
Тема: "Центральная Россия"
Урок: "Города Центрального района, их типы".
Города "Золотого кольца" их архитектурные особенности. Древнейшие храмы.
Урок: "Центральный район, его особое место в жизни России. Памятники истории и культуры." Монастыри: Троице-Сергиева лавра. Ипатьевский монастырь г. Кострома, Борисоглебский монастырь и пр.
Тема: "Северо-Запад"
Урок: "Петербург, как центр русской культуры".
Святыни Санкт-Петербурга Александро-Невская лавра, Иоановский монастырь и пр.
Тема: "Европейский север"
Урок: "Роль севера в развитии русской культуры. Северные монастыри. Древнее зодчество."
Монастырская колонизация севера. Монастыри севера.
10 класс
Тема: "Современная политическая карта мира".
Урок: "Влияние международных отношений на политическую карту мира".
Очаги международных конфликтов на религиозной почве.Международный терроризм. Отношение русской православной церкви к этим вопросам.
Тема: "География мировых природных ресурсов".
Урок: "Рекреационные ресурсы".
Духовные центры православия, ислама, буддизма, имеющие мировое значение. Места паломничеств.
Тема: "География населения мира".Урок: "Состав населения". География мировых религий. Численное соотношение между различными религиозными конфессиями. Православные страны мира.

Однако для успешного усвоения межпредметного содержания учебного материала необходимо выделить возможности интеграции, которые сводятся к следующему:

При интеграции содержания православной культуры в содержание учебных предметов является необходимым учитывать возрастные особенности учащихся, специфику структурирования культурологического учебного материала в программах, учебниках, конспектах уроков. В данной работе представляем развернутые конспекты уроков, где используются элементы православной культуры, по:

Православная культура в содержании воспитательного процесса

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, в транспорте мы приходим к горестным размышлениям о их низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственности и недостойных поступках. Педагоги при тесном взаимодействии с семьей, с общественностью, призваны формировать у школьников морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность духовно-нравственного воспитания детей. Под духовно-нравственным воспитании мы также понимаем выработку таких личностных качеств у школьников, которые определяют отношение человека к добру, истине, красоте. Совокупность данных общественно значимых качеств личности, отражающих ее всестороннее развитие, характеризуется комплексным свойством - воспитанностью.

Воспитанность человека постоянно проявляется в повседневном поведении, в конкретных поступках и делах, в высказываниях, эмоциональных реакциях, в отношении к окружающему. О воспитанности можно в определенной степени судить по жестам, мимике, интонации, порой даже по молчанию или бездействию.

Поскольку воспитанность школьников представляет собой выражение результатов воспитательного процесса, следовательно, она позволяет судить об эффективности воспитания. Сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся школы за несколько лет приведен в Приложении 5.7. Из него видно, что в направлении повышения уровня воспитанности школьников предстоит потрудиться всему педагогическому коллективу в союзе с родителями и общественностью. А для целенаправленной и плодотворной работы следует конкретизировать содержание разработанной системы нравственного воспитания с осознанием значительной роли духовно-нравственного воспитания школьников.

Элементы православной культуры используются в содержании классных часов, бесед, диспутов на следующие темы:

В работе приведены примеры конспектов воспитательных мероприятий:

Православная культура в содержании внеклассной работы

Преодолеть бездуховность, безнравственность современного общества помогают традиции православной культуры, которые учащиеся нашей школы познают в кружке "Основы православной культуры". Таких кружков у нас три: в 4-х, 5-х, 6-х классах. Работают второй год.

По итогам анкетирования большинство детей на вопрос о причинах выбора данного кружка ответили, что им интересно, любопытно.

Например, Иванов Саша написал: "Хочу узнать про свою Родину", а Черкасова Саша: "Хотелось больше узнать о православной культуре".

Практически у всех ребят в семьях есть верующие, но не все ребята крещёные.

На вопрос: "что бы хотел(а) изучить, с чем познакомиться на занятиях кружка?" многие школьники изъявили желание больше путешествовать, что в дальнейшем было учтено. Были и другие ответы: "Узнать о Боге, о православной вере", "Я хочу узнать о церкви, о прошлом Родины" (Черкасова Саша), "Хочу сходить в церковь (в храм)" (Иванов Саша, Семёнова Даша, Разумова Ира, Шевченко Филипп).

Работа кружка организуется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Для работы кружка оформлены документа:

Программа кружка (Приложения 5.10., 5.11.) в соответствии с Приложением к письму МО РФ №14-52-876 ин/16 от 22.10.2002 г. придерживается следующих содержательных линий:

  1. Православная христианская картина мира.
  2. История православной религии и культура.
  3. Православная культура и религии мира.
  4. Письменная культура Православия.
  5. Православный образ жизни.
  6. Нравственная культура Православия.
  7. Художественная культура Православия.
  8. Православие - традиционная религия русского народа
  9. Региональный компонент образования.

Помощь школе в обеспечении курса кружка необходимой методической литературой, аудио-видеоматериалами, учебными пособиями, оказывает Вознесенско-Георгиевская церковь г. Рыбинска, с воскресной школой, которая работает при ней, у нас тесная связь.

Руководят кружком работники школы Раева О. Н., Клевцова Р.Ф., которые имеют многолетний опыт работы в воскресной школе и хорошую теоретическую подготовку. Они проводят занятия кружка в соответствии с методическими рекомендациями. (Приложение 5.12).

На занятиях кружка дети посещают церкви г. Рыбинска и других городов нашей области, узнают историю нашего города, края, традиции русского народа (Приложения 5.13, 5.14., 5.15.).

Наше общество болеет… Алкоголизм, рост наркомании, преступности, деморализация, рост числа самоубийств. Что же делать?

Обществу надо объединять свои усилия, восстанавливая традиционное духовно-нравственное воспитание, которое поможет вылечить наше общество, а детей сделать духовно-нравственно здоровыми.

Заключение

Духовно-нравственный потенциал православной культуры в образовательном процессе нашей страны только начинает исследоваться и представляет большую актуальность для педагогической практики, так как православная культура на протяжении целого исторического периода была исключена из сферы образования. В настоящее время мы имеем возможность рассматривать ее как основу формирования духовно-нравственного здоровья школьников.

Вместе с тем анализ практической реализации ценностей православной культуры в учебно-воспитательном процессе показывает ряд проблем, которые снижают эффективность данного процесса:

Следовательно, заявленная тема требует дальнейшей разработки методологических подходов и концептуальных положений включения и использования православной культуры в содержании образования.

Воспитание нравственного здоровых людей станет надежным залогом политического, экономического развития нашего общества, процветания нашего государства в будущем.

Список литературы

  1. Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании образования. - М.:Просвещение, 2002

Приложение 2
План работы творческой группы
"Духовно-нравственного воспитание школьников"
на 2004-2005 учебный год

ЦЕЛИ:

  1. Создание необходимой методической базы для развития внутришкольной воспитательной системы, для создания единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью которого является личность ребенка, ее развитие, самореализация и самоопределение в обществе, формирование гражданина, патриота:
  2. Совершенствование содержания и механизмов нравственного воспитания учащихся.
  3. Повышение профессионального уровня управления воспитательным процессом.

1 четверть

Введение:

2, 3 четверть

Работа по подгруппам:

Задачи каждой подгруппы:

  1. Разработать подробные конспекты различных форм работы, с указанием темы, основной цели и задач соответственно каждой возрастной подгруппе.
  2. Представить результаты работы каждой подгруппы на обсуждение внутри группы.

4 четверть

  1. Составление программы по нравственному воспитанию школьников для 1-11 классов.
  2. Подведение итогов группы за 2004-2005 учебный год.

Приложение 3
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ МАТРИЦА

История России

Инвариантная часть
Вариантная часть
6 класс
Происхождение Руси. Язычество. "Повесть временных лет" - самый древний исторический источник. Нестор - монах Киево-Печерского монастыря. Отличительные признаки язычества от христианства.
Первые киевские князья. Княгиня Ольга, ее крещение.
Владимир святой. Принятие христианства. Предпосылки крещения Руси, значение принятия христианства.
Ярослав Мудрый. Борис и Глеб - первые православные святые. Расцвет православной культуры при Ярославе Мудром.
Начало раздробленности Руси. Объединительная политика православной церкви, осуждение ею усобиц.
Нашествие Батыя на Русь. Евпраксинья Рязанская.
Борьба Руси с западными завоевателями. Крестовые походы на Русь. Святой Александр Невский.
Русь и Золотая Орда. г. Владимир - центр русской православной церкви.
Культура русских земель. Строительство Дмитриевского собора в Киеве. Бытовые сюжеты в церковном искусстве.
Возвышение Москвы. Куликовская битва. Роль православной церкви в объединении Руси. Сергий Радонежский. Пересвет и Ослябля.
Церковь и государство в конце XV - начале XVI века. Собор 1448г. Независимость русской православной церкви от греческой. Москва - третий Рим и центр православия. Роль монастырей в жизни страны. Борьба с ересями.
Начало правления Ивана IV. Благословение митрополитом Макарием Ивана IV на царствование. Священник Сильвестр.
Опричнина. Конфликт Ивана IV с митрополитом Макарием, изгнание Сильвестра, попытки Ивана VI подчинить себе церковь.
Культура XVI века. Роль церкви в развитии образования и литературы. Московская летопись 1479 г. Андрей Рублев. Феофан Грек.
7 класс
Смутное время Филарет. Игнатьевский монастырь - убежище Михаила Романова. Благословение М. Романова на царство.
Русская православная церковь. Раскол. Конфликт между духовной и светской властью. Никон и Аввакум. Раскол и раскольники.
Народные движения С. Разин. Предание анафеме"бунтовщика" С. Разина.
Культура и быт XVII века. Влияние православной церкви на развитие русской культуры и быт.
Преобразование Петра I. Взаимоотношения духовной и царской власти. Священный Синод. Выступления раскольников.
Екатерина II и просвещенный абсолютизм. Взаимоотношения церкви и государства.
Крестьянская война под руководством Е Пугачева. Отношение церкви к крестьянской войне. Предание Пугачева анафеме.
Русско-турецкие войны. Идея восстановления Византийской империи и православия и возвращения Константинополю (Стамбулу) статуса центра православного мира.
Русская культура 2 половины XVIII века. Влияние православной церкви на развитие русской культуры 2 половины XVIII века.
8 класс
Отечественная война 1812 г. Поддержка православной церковью народно-освободительного движения.
Общественное движение при Александре I. Православная церковь и масонское движение.
Общественное движение при Николае I. Славянофилы: православие - неотъемлемая часть России.
Художественная культура 1 половины XIX века. Влияние православия на развитие художественной культуры: оперы К. Кавоса "Иван Сусанин", М.Глинки "Жизнь за царя!", А. Иванов "Явление Христа народу" и т.д.
Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. Поддержка Россией балканских христиан. Роль русской православной церкви в организации борьбы за освобождение южных славян.
Внутренняя политика Александра III. Развитие церковно-приходских школ. Политика государства по укреплению позиций православной церкви.
Положение основных слоев общества при Александре III. Положение духовенства во 2 половине XIX века.
Культура и быт 2 половины XIX века. Влияние церкви на культуру и быт 2 половины XIX века.
9 класс
Россия к началу XX века Православная церковь в начале XX века, ее место в обществе и государстве.
Специальная структура в начале XX века. Духовенство в начале XX века.
Русско-японская война. Отношение церкви к войне.
Россия в 1 мировой войне. Отношение церкви к войне.
Становление советской власти. Церковь и советская власть. Начало гонений на церковь. Декрет об отделении школы от церкви и церкви от государства.
Гражданская война. "Красный террор" в отношении церковнослужителей. Нейтральная позиция церкви в гражданской войне. Церковный комитет помощи голодающим.
Развитие политического процесса в годы НЭПа.
1922 г. - декрет о конфискации церковных ценностей, грабеж церковного имущества.1922 г. - судебный процесс над патриархом Тихоном.
Духовная жизнь в 20-е годы. Раскол церкви. Создание т.н. "Живой церкви".
Политическая система сталинизма.
30-е гг. - массовые репрессии в отношении церковнослужителей, разрушенных храмов (в т.г. Христа Спасителя).
Великая Отечественная война Поддержка церковно-освободительной войны сов. Народа. Временное прекращение гонений на церковь.
"Оттепель" в духовной жизни. Новый виток гонений на церковь.
Страна в годы перестройки. Начало возвращения общества к православным ценностям. 1000-летие крещения Руси.
География
Инвариантная часть Вариантная часть
9 класс
Тема: "Центральная Россия"Урок: "Города Центрального района, их типы". Города "Золотого кольца" их архитектурные особенности. Древнейшие храмы.

Урок: "Центральный район, его особое место в жизни России. Памятники истории и культуры. Монастыри: Троице-Сергиева лавра. Ипатьевский монастырь г. Кострома, Борисоглебский монастырь и пр.
Тема: "Северо-Запад"Урок: "Петербург, как центр русской культуры". Святыни Санкт-Петербурга Александро-Невская лавра, Иоановский монастырь и пр.
Тема: "Европейский север"Урок: "Роль севера в развитии русской культуры. Северные монастыри. Древнее зодчество. Монастырская колонизация севера. Монастыри севера.
10 класс
Тема: "Современная политическая карта мира".
Урок: "Влияние международных отношений на политическую карту мира".
Очаги международных конфликтов на религиозной почве.Международный терроризм. Отношение русской православной церкви к подобным вещам.
Тема: "География мировых природных ресурсов".
Урок: "Рекреационные ресурсы".
Духовные центры православия, ислама, буддизма, имеющие мировое значение. Места паломничеств.
Тема: "География населения мира".
Урок: "Состав населения".
География мировых религий. Численное соотношение между различными религиозными конфессиями. Православные страны мира.
8 - 9 класс
География Ярославской области.Урок: "Население Ярославской области".
Православие - основная религия в области. Секты и православие. Как пришло православие на Ярославскую землю.
Урок: "Путешествие по городам Ярославской области". Духовные памятники Ярославской области Спасо-Преображенский монастырь г. Ярославль. Храмы Углича и др.
6 класс
Тема: "Гидросфера"Урок: "озера" История образования Мертвого озера. Библейский сюжет "Садом и Гамора".
Тема: "Жизнь на Земле".Урок: "Население Земли".
Традиции и обычаи народов Земли. Религии мира.
Урок: "Равенство рас". Объяснение по библии, возникновение рас. Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет.
7 класс
Тема: "Литосфера и рельеф".
Урок: "Гипотезы и теории происхождения Земли, материков и впадин океанов".
Библейская теория происхождение Земли.


Тема: "Гидросфера. Мировой океан - главная часть гидросферы".
Урок: "Соотношение воды и суши. Св-ва океанических вод".
Происхождение Мирового океана. Всемирный потоп.
Тема: "Освоение Земли человеком".
Урок: "Страны мира. Расселение человека по материкам".
Вавилонское столпотворение.
Тема: "Африка".  
Тема: "Австралия и Океания". Религия народов населяющих данные регионы.
Тема: "Южная Америка".  
Тема: "Северная Америка".
Язычество и православие.
Тема: "Евразия".
Урок: "Обычай и традиции народов".
Коренное отличие.
8 класс
Тема: "Пространство России".
Урок: "Формирование территории России".
Киевская Русь. Князь Владимир. Распространение православия.
Тема: "Народы и религия России".
Урок № 1: "Религии России. Роль религий в формировании Российского государства".
Роль православия в формировании Российского государства.
Урок № 2: "Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь людей". Влияние православия на духовную жизнь людей.
Технология
Инвариантная часть Вариантная часть
5 класс
Кулинарные работы Блюда из яиц. Традиции, праздники, ритуалы.П.р. "Варка яиц в луковой шелухе".
6 класс
Рукоделие Вышивка по контуру и крестом.
П.р. "Вышивание рождественских сувениров".
7 класс
Рукоделие Вышивка.
П.р. "Вышивка крестом рождественских открыток".
8 класс
Кулинарные работы. Национальные традиции.
П.р. "Приготовление праздничного кулича".
9 класс
Экскурсия в музей. Ткани. Виды тканей.
П.р. "Культовые ткани их свойства и особенности".
Прикладное искусство.
5 класс
Вышивка. П.р. "Вышивание сувенира к празднику".
6 класс
Работа с природным материалом. П.р. "Составление пасхальной композиции с использованием вербы".
7 класс
Работа с природным материалом. П.р. "Роспись пасхальных яиц".
Изобразительное искусство.
Инвариантные компоненты. Вариативные компоненты.
3 класс (2 часть)
Тема:
Задача:
Задание:
Наследие предков - памятники архитектуры
Познакомить детей с памятниками архитектуры родного города.
Изображение архитектурных памятников.
3 класс (2 часть)
Тема:
Задача:



Задание:
Музеи архитектуры.
Знакомство с музеями архитектуры под открытым небом (Нижний Новгород, Кижи, Ростов Великий, Ярославль, Суздаль, Псков).
Импровизация на тему древнерусской архитектуры:
  1. Коллективное панно (цветная бумага, мелки)
  2. Индивидуальная работа
4 класс (2 часть)
Тема:
Задача:
Задание:
Образ древних русских городов.
Познакомить детей с архитектурой храмов, церквей Древней Руси.
Изображение церквей Древней Руси.
7 класс (3 часть)
Тема:
Задача:
Задание:
Пасха - великий церковный праздник.
Знакомство с церковными праздниками и обрядами.
Роспись пасхальных яиц (дерево, гуашь).

Приложение 4
Литература, 10 класс, Тургенев И.С. "Живые мощи"
Учитель: Климова В.Н.

Тайны русской "живой" души

Цель: Новое прочтение рассказа, дающее возможность современно поставить проблему антикрепостнической направленности: не только в социальном, но и в национальном ключе, то есть вывести на первый план "масштабные временные сплетения" (В.Ю. Лебедев), вековые свойства русского национального характера.

Задачи:

  1. Овладевать навыками вдумчивого и внимательного чтения, открывая мир художественного творчества через читательский и жизненный опыт.
  2. Выявить лейтмотив рассказа - стремление к нравственному совершенствованию, христианскому подвигу, к открытию живой любви ко всему живому и святому в душе каждого русского человека.
  3. Вызвать эмоциональный отклик на диалог Лукерьи с Петром Петровичем, открывшей свою душу.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

В цикле "Записки Охотника" не только выносит приговор крепостничеству, не только изображает народные (типы), утверждая нравственное величие русского крестьянина - чувство собственного достоинства, ум, любознательность, но и развивает тему смысла человеческой жизни, выявляя вековые свойства русского национального характера, художественно воплощая одну из триад христианства - дух - душа - тело, которая определяет духовное состояние русского народа.

  1. Погружение в тему. Стих "Стой!"
  2. Как видим, чем старше становился Иван Сергеевич, а стихи в прозе носят название "Старческое", тем глубже постигал духовное содержание жизни человека. В 1873г. Тургенев пишет рассказ "Живые мощи", включает его в цикл "Записки охотника", рассказ занимает особое место в цикле, именно в нём великий художник слова (отмечает исследователь творчества Лебедев), развивая тему русского национального характера, "постоянно обращается к читателю, доверчиво делится с ним всем, что он видел, слышал, чувствовал. Автор побуждает читателя к откровенности и к такой же душевной чуткости, какую дарит ему сам".

И мы сегодня на уроке попробуем сохранить атмосферу живого общения с героями, постигая тайну русского национального характера.

  1. Как вы определили идею урока ?
  1. Обратимся к названию.

Определяем значение слова мощи.

  1. В. Даль "Мощи - нетленное тело угодника Божьего".
  2. Словарь Шанского. "Мощи - останки людей, считаемые церковью святыми"
    Из старославянского языка. Мошть - сила.
    Следовательно, "силы, способные совершить чудеса"
  3. Ожегов С.И.
    Мощи - высохшие останки людей, считаемые церковью святыми.
    Живые мощи - переносное значение, так говорят об исхудалом человеке

Видим, что толкуются 2 значения:

  1. Из религиозной сферы.
  2. Из сферы обыденного словоупотребления.

Тело без души мертво, но и душа без тела не может быть полноценной. Следовательно, тема рассказа

человек - живое существо, наделённое душой, и радость его тела есть и радость его души.

В определённый момент жизни вопрос встаёт перед каждым - каков смысл жизни, что предназначено судьбою, почему одним рай, а другим ад, в чём же вековые традиции русского национального характера.

Так как именно русская земля богата великими святыми - Сергий Радонежский, Протопоп Аввакум, Серафим Саровский.

  1. Обратимся к эпиграфу рассказа.

2 строки стихотворения Тютчева. Ключевые слова? Что они подсказывают?

Долготерпение стало отправной точкой постижения автором духовной самобытности русского православного человека.

Тургенев и Тютчев принадлежали к одной русской христианской культуре, давшей миру высочайшие образцы художественного воплощения самых чистых и возвышенных состояний человеческой души.

  1. Почему Лукерья искренне и подробно повествует о жизни, открывая мир своих мыслей и чувств неожиданному гостю?
  1. Как можно описать, выразить своё отношение к услышанному вместе с рассказчиком П.П.

Пение - ещё одно потрясение рассказчика.

1 часть заканчивается трагическим вздохом о гибели красоты Лукерьи.
Но автор подготавливает движение внутренней темы от телесного - к духовному.

  1. Обращение к схеме. В пору физического совершенства Лукерье наслаждается красотой, земными радостями. Затем голос судьбы (это бывает в жизни каждого) Он зовёт! Испытание судьбой. (вот он зов судьбы) У каждого своё. (Терпи, терпящим есть награда)
  2. Что помогает Лукерьи не "жалеть себя" и говорить: "Мне ничего не нужно, всем довольна"?

Десятский говорит: "Ни ропота от неё не слыхать, ни жалоб".
Э. Терпи, терпящим есть награда.

И здесь:

  1. находясь в состоянии телесной неподвижности, Лукерья оказывается душевно подвижной: она способна переживать маленькие радости не менее остро, чем здоровый, свободный в физических движениях человек.

текст с. 319.

Это черта не только Лукерьи, но и общечеловеческая.
С потерей одних способностей человек более остро воспринимает жизнь другими чувствами.

  1. Помогает ей терпеливость, безропотность, религиозность, которая проявилась в ясном, спокойном отношении к испытанию, её скромность

текст с. 321

  1. Душевные качества Лукерьи: мудрость, сострадание к ближнему, забота о ближнем.

С. 318 о Васе

С. 326 - просьба облегчить участь крестьян, ничего не прося для себя, заботится о крестьянах.

  1. Оценивая своё положение, Лукерья постоянно имеет в виду судьбы более тяжёлые.
  "А у кого пристанища нет,
А иной слепой или глухой?"
  1. Лукерья верит в добрых людей, и эта вера ей помогает, несмотря на болезнь, одиночество, Лукерья ощущает своё единство с окружающим миром.

В силу своей немощи Лукерья очищена, ей даже исповедаться не в чём, (С. 319) а в мыслях - грех не велик, да она старается и не думать о себе, запретила. Отделённая от суеты, она интуитивно сближает себя с миром природы, ощущает своё единство с этим миром (с. 3.)

 

" Будь около меня люди - ничего бы не было,
и ничего бы я не чувствовала,
окромя своего несчастья"

П. П., рассказчик, беседует с Лукерьей, и перед ним только больная Лукерья. Но автор, отдельными деталями подготавливает дальнейшее повествование, говорит о таком типе человека, который даже в своём тяжёлом состоянии умеет порадоваться счастью другого человека, может посмотреть на себя глазами человека горшей, с его точки зрения, судьбы. Больная Лукерья отдаёт последнее - душевное сострадание тем, кому хуже бывает.

Велик тот, кто может отдать последнее, это одна из величайших добродетелей человека. Здесь уместно вспомнить стих "Два богача" и его героев.

Лукерья пребывает в особом состоянии гармонии с миром, состоянии осененности.

(Пример из текста рассказа)

Лукерья отказывается от помощи П. П. наверно ещё потому, что чувствовала: в ней есть то, что потеряется с выздоровлением, с обыкновенной жизнью среди других людей (С. 321-322).

Автор всё чаще заставляет рассказчика быть просто слушателем, полностью переключая внимание на Лукерью. Композиция этой части рассказа соотносится с рассказом Лукерьи о трёх снах.

Сны - один из приёмов, помогающий постигнуть психологию героев. Где уже встречались?

  1. сон. Двумирие параллелизм: тут и там
Вася
васильки
несжатая нива
лунный серп
Христос - Вася
на одежде золотой пояс -
цвет нивы, цвет земли
лунный серп
венец на голове
Лукерья - Христова невеста.
За что выбрана?
Не только за терпение.
За мудрость
Приятие жизни
Скромность
Сострадание ближнему
Заботу о ближнем
Щедрость души
За веру в доброту человеческую

Нельзя не сказать об особом состоянии - осененности - то есть интуитивном постижению Божественного присутствия в жизни человека, мира.

Телесное, душевное и духовное взаимосвязаны в человеке, значимо только их соотношение, то, что преобладает в человеке в разные периоды его жизни и внутреннего развития.

Постепенно в рассказе обнаруживается расхождение рассказчика и автора: рассказчик по-прежнему согласен с характеристикой русского народа, данной в эпиграфе: долготерпение, которым он прежде всего и объясняет жизнь Лукерьи, тогда как автор всё более глубоко изображает внутреннее религиозное состояние Лукерьи, её христианский подвиг.

Лукерья не жалеет себя, и во второй части рассказа автор говорит о том, что является для неё высшим терпением и "подвигом": жизнь святых, Божьих угодников и людей, идущих на мученическую смерть ради своего народа.

  1. сон - видение. Только духовному чину
    "Есть мир духовный; есть общение душ, удалениях расстоянием, и - людей умерших, видят и слышат они нас …" (И. Кронштадский)
    - воплощено одно из основных положений христианства: дети замаливают грехи родителей, своей праведной жизнью облегчают загробную участь своих родителей.
  2. сон - вещий. Предчувствие смерти, тематически соотносимый с христианским
    представления о том, что человеку, ведущему праведную жизнь, перед кончиной посылается ангел, даётся знание срока своей смерти.
    Христиане не боятся смерти как физического явления, христианин знает и чувствует, что не в земной жизни смысл, а в том, чего будет его душа удостоена там, на небесах.
    Душа верующего человека находится между двумя мирами:
    Чувство двойного бытия с необычной поэтической и религиозной силой. Тютчев в одном из стихотворений 1855 г.
  О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьёшься на пороге.
Как бы двойного бытия!

Тютчев говорит о смирении, приятии жизни. Желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие, и саму смерть за имя Христово и за истинную Православную веру. (Обращаемся к эпиграфу урока).

Поэтому Лукерья переживает чувство осененности, видит сны, полные глубоко христианского смысла, а перед кончиной слышит колокольный звон. "Лукерья говорит, что звон слышит не от церкви, а "сверху". Вероятно, не посмела сказать: с неба" - так заканчивает Тургенев рассказ о русской крестьянке, о праведнице (не называя её таким именем).

Новый предмет изображения:

  Терпи, терпящим есть награда,
И здесь и там, где бог живёт.
Здесь - в чистой совести отрада,
А там - прекрасный рай их ждёт.

человек в единстве духа, души и тела, - не стал главным в творчестве Тургенева, но, наблюдая в человеке тот "тайный свет", который помогает преодолеть все тяготы жизни и к которому стремится православная душа, Тургенев силою своего таланта, силою перевоплощения оказался способен к творческому прозрению и пониманию христианских основ бытия.

Если назначение поэта - пробуждать добрые чувства, то чистоту и высшие устремления своей души поэт и завещал потомкам.

  1. Поэтому "Живые мощи" - одно из главных произведений Тургенева, его призыв не только к доброте, состраданию, любви, не только размышления о злободневных проблемах современности, но и проникновение в ту духовную реальность, устремлённость к которой составляет смысл жизни русского православного человека.
    Индивидуальное отношение к Лукерьи.
    Лукерья терпеливая и поэтичная, верит, любит, несёт свой крест, хранит и воплощает силу духа русского человека.
  2. Каково настроение после прочтения рассказа? - мрачное, безысходное, трагичное или благоговейное, явно-спокойное, трепетное .
    Лебедев отмечает, что "человеческий мир у Тургенева эпически масштабен во всех своих проявлениях, и во всех своих проявлениях он продолжается в природе, природою осеняется. Поэтому книга в основе своей глубоко оптимистична".
    Мы прошли путь от встречи с героями Тургенева через полилог друг с другом и автором к открытой живой любви ко всему живому и святому в душе каждого русского человека.

Д/З - Идейно - художественный анализ рассказа.


 

Приложение 5
История России - 7 класс
Правление Владимира Святовславича

Тип урока: комбинированный

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Восстановительные задачи: формирование у учащихся убежденности в том, что год крещения Руси (988) стал переломным для России, что именно русская православная церковь способствовала становлению единой национальной культуры

Внутрипредметные связи: история средних веков

Оборудование урока: карта "Раннефеодальное государство Киевская Русь в IX - XI в.в.", слайды: В. Верещагин "Закладка Владимиром Десятинной церкви в Киеве", скульптор М. Антокольский "Нестор - летописец"

План урока:

  1. Повторение материала (фронтальный опрос)
  2. Вступление Владимира на Киевский престол. Укрепление внешней безопасности страны
  3. Причины принятия христианства
  4. Крещение Руси
  5. Структура русской православной церкви
  6. Значение принятия христианства

Даты и понятия урока:

Ход урока

Начать урок целесообразно с фронтального опроса учащихся по предыдущему материалу:

  1. При каких обстоятельствах княгиня Ольга стала правительницей Руси?
  2. Дайте оценку реформаторской деятельности княгини Ольги
  3. Почему княгиня Ольга признана русской православной церковью Святой?
  4. Разделял ли князь Святослав христианские взгляды своей матери? Докажите свое мнение историческими фактами
  5. Дайте оценку политике князя Святослава. Можно ли считать, что он продолжил политическую линию своих родителей? Докажите свое мнение

Изучение нового материала следует начать с описания обстоятельств вступления князя Владимира на престол. Владимир не имел прав на престол, так как был рожден от матери - рабыни. В ходе междоусобной борьбы он организовал убийство своего брата Ярополка, затем женился на его вдове Рогнеде и усыновил ее сына Святополка (впоследствии Святополк получит в народе прозвище Окаянный за убийство братьев Бориса и Глеба, а Борис и Глеб будут признаны русской православной церковью Святыми). В первые годы своего правления Владимир был убежденным язычником, шел по пути насилия, убийств, ожесточенных войн, грандиозных побед и тяжких поражений.

Ему удалось продолжить политику своих предшественников по объединению восточнославянских племен: он покорил вятичей, радимичей и Полоцкое княжество, отвоевал у Польши центры племени волынян - города Червень и Перемышль.

Но главная заслуга Владимира состояла в том, что он создал надежный заслон на южной границе Руси от печенегов, построив четыре оборонительных рубежа, состоящих из цепочки крепостей и сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное нападение .

Затем следует перейти к вопросу о принятии христианства на Руси. Учащимся предлагается самостоятельно прочитать п.2 §5 учебного пособия (авт. А. Данилов, Л. Косулина) и выписать в тетрадь причины принятия христианства. Затем кто-то из учащихся записывает полученный результат на доске. После этого учитель демонстрирует учащимся свои записи по данному вопросу, заранее записанные и закрытые на доске. Класс сравнивает и обсуждает полученные варианты:

 
Учащийся
Учитель
  1. христианство - сила для удержания власти над славянскими племенами
  2. единый бог на небе соответствует единому князю на земле
  3. давние связи с центром христианства - Византией
  4. князь Владимир нуждался в религии, способной сплотить и объединить славянские племена
  1. христианство соответствовало русскому национальному духу: он поверил в чудотворные иконы Богородицы, спасающие русские города от вражеских нашествий, воспринял искупительную жертву Христа
  2. истины новой веры прозвучали сразу на родном языке (переводы Евангелия братьями Кириллом и Мефодием)
  3. давние связи Руси с Византией - наследницей культуры Греции, Рима и Востока

Учащимся предлагается выбрать тот вариант, который они считают правильным.

Далее переходим к рассмотрению материала о крещении Руси. Рассказ учителя: Владимир в 988 г. крестился, а затем женился на византийской принцессе. Затем вернулся домой в сопровождении византийских священников. Учитель предлагает учащимся рассмотреть иллюстрацию учебника стр. 40 и проводит беседу:

Затем переходим к рассмотрению вопроса о структуре русской православной церкви. Учитель излагает материал, используя схему, заранее изображенную на доске или листе ватмана (можно использовать слайд в компьютере).

Особое внимание следует уделять вопросу о значении принятия христианства. Рассмотрение данного вопроса можно начать, поставив перед учащимися вопрос:

Учитель подчеркивает огромное влияние христианства на международное положение Руси (Русь встала в общий ряд христианских государств).

Общий вывод по данной теме зачитывается вслух на стр. 42 учебника: "Князь Владимир объединил восточнославянские племена в границах Руси. Принятие христианства укрепило государство, изменило быт и нравы населения, способствовало развитию культуры".

 

Приложение 6

Конспект урока на тему
"Древнерусская церковная архитектура"

 

Цель:

Задачи:

Методы:

Оборудование:

Материал:

Ход урока:

"Храм - это образ мира и человека".

  1. Вводная беседа.

Звучит вступление на фортепиано к "Зимней песенке" (муз. Х. Недялковый, сл. Д. Спасова), уже знакомое учащимся. Учитель музыки вместе с этой песней предлагает ребятам отправиться в путешествие "на тройке". В руках у них колокольчики и бубны, которыми они аккомпанируют себе в припеве.

После исполнения учитель задает детям вопросы:

  1. Основная часть:

Учитель ИЗО: тема сегодняшнего урока "Русская церковная архитектура".

Храм - это образ мира и человека. Храмы собирали людей в дни радостей и тревог, колокольные звоны возвещали о праздниках и звучали набатом в дни испытаний.

Приняв от греков веру, мы одновременно позаимствовали у них и форму храмов. Форма плана церкви представляла квадрат, равносторонний крест.

Первый вид русского стиля носит название "шатровой" (церковь имеет вид шатра, увенчанного куполом или главкой). Характерной особенностью русских куполов являлась особая главка, напоминавшая луковицу.

Крест - связь между миром земным и миром небесным, между человеком и богом.

Изображение полумесяца у подножия креста являет собой видоизменившийся знак змия (зла), попранного крестом, символ чаши, в которую в которую стекала кровь Христова.

Окно - неусыпное око, образ света, ясности, устанавливающий связь человека, его души с Богом.

Учитель музыки:

Особенно поражает нас своим великолепием архитектурный ансамбль Ростова Великого. Очень славятся по всему миру колокольные звоны Ростовского Кремля (без предварительного вступления звучит запись "Ростовские звоны").

Учитель ИЗО:

Колокольни и храмы строились сильным и талантливым народом - нашими предками. Все храмы русских народов не похожи друг на друга, все они имеют свои особенности. Каждый строитель хотел построить с своем городе храм самый красивый и неповторимый (уч-ся читают по ролям отрывок из баллады "Зодчие" Д.Б.Кедрин (см. приложение). Так, например, храмы Великого Новгорода суровые, мощные, неприступные; Пскова - приземистые, домовитые; Владимира - спокойные, стройные украшенные каменной резьбой.

Но и храмы других городов поражают нас своим великолепием. Например, архитектурный ансамбль Московского Кремля (Благовещенский собор, Архангельский собор, Успенский собор).

Окончание первого урока

Второй урок:

Учитель ИЗО:

  1. Практическая часть:

Детям предлагается выполнить зарисовку мелом на листе архитектурного ансамбля одного из древнерусских городов.

Предварительно детям предлагается алгоритм выполнения работы (таблица на доске):

  1. формат (какие виды форматов вы знаете?)
  2. композиция (Что такое композиция? Равновесие в композиции)
  3. пропорции (определение пропорций)
  4. набросок
  5. прорисовка

Под музыкальное сопровождение "Ростовские звоны" дети выполняют практическое задание.

  1. Итог урока:

Учитель музыки:

Красота, величие, могущество в русской архитектуре глубоко связана с этими же чертами русского человека. Не случайно М.И.Глинка в своей первой русской опере "Иван Сусанин" прославлял непобедимость русского народа. Впервые из русских композиторов включил в звучание заключительного хор "Славься" звучание колоколов.

Отрывок из баллады Дмитрия Борисовича Кедрина "Зодчие":

 

Как побил государь
Золотую орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.

И велел благодетель, -
Гласит летописца сказанье, -
В память одной победы
Да выстроят каменный храм!

И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных, Босых, Молодых.

Смерды!
Можете ль церковь сложить
Иноземных пригожей,
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю? -

И тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
- Можем.
Прикажи, государь! -
И ударились в ноги царю.

А как храм освятили
То с посохом,
В шапке монаршей,
Обошел его царь -

От подвалов и служб до креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
- Лепота - молвил царь.
И ответили все:
-Лепота!

Спросил благодетель:
-А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю? -

И тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
- Можем!
Прикажи, государь! -
И ударились в ноги царю.

И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в суздальских землях,
И в землях рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!

 

 

Приложение 7
Сравнительный аналих уровня воспитанности учащихся школы

Уровни
2001-2002 уч.г.
2002-2003 уч.г.
2003-2004 уч.г.
Высокий 4 класса - 12.1% 1 класс (6б) - 3.2%
3 класса (6б, 7б, 11а)- 10.3%
Средний 19 классов - 57.5% 24 класса - 77.4% 24 класса - 82.7%
Низкий 10 классов - 30.3% 6 классов - 19% 2 класса (6а, 8а) - 6.9%

 


Приложение 8
Конспект классного часа-размышления "Поговорим об ответственности", проведенного учащимися 8 Б класса

Кл. руководитель: Чайченко Н.Н.

Цели:

Способствовать развитию у учащихся чувства ответственности; содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера; прогнозировать последствия своих действий; убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.

Подготовительная работа:

  1. Подбор научно-методической, публицистической и художественной литературы по теме классного часа.
  2. Определение классным руководителем совместно с учащимися перечня вопросов для обсуждения в ходе подготовки и проведения классного часа. В него были включены следующие вопросы:
    • Что такое ответственность? Когда возникает это чувство?
    • Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия, каких действий можно исправить?
    • Почему ответить на вопрос легче, чем за поступок?
    • Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?
    • Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?
    Перечень этих вопросов заранее помещается в классном уголке.
  3. Формирование 5 групп учащихся для совместного обсуждения и поисков ответов на перечисленные вопросы. Каждая группа получает задание: подготовить ответ на один из пяти вопросов и постараться творчески его проиллюстрировать.
  4. Изготовление карточек с заданиями, которые будут выполняться группами учащихся на классном часе.

Оформление, оборудование:

Ход проведения:

  1. Классный руководитель предлагает учащимся вместе поразмышлять об ответственности человека и постараться найти ответы на 5 вопросов, которые были предложены.
  2. Учащиеся 1 группы отвечают на первый вопрос. Они дают определение ответственности, характеризуют ситуации, в которых это чувство проявляется, зачитывают фрагмент рассказа А.П.Гайдара "Честное слово" в качестве примера проявления чувства ответственности.

По просьбе учителя, ученики проводят другие примеры о проявлениях данного чувства.

Классный руководитель, подводя итог размышлений детей по первому вопросу, обращает внимание на то, что жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно. Он спрашивает, какие поступки, по мнению учащегося, можно отнести к непоправимым, а последствия каких действий можно исправить.

  1. Представители второй группы высказывают свое мнение, а педагог записывает на доске в две колонки (непоправимые и житейские поступки). К непоправимым учащимся относят такие, как убийство, казнь, отречение, предательство. В качестве примеров приводятся сказки "Аленький цветочек", "Василиса Премудрая", "Морской царь". Семиклассники называют множество житейских поступков, к которым относят опоздание, шалость, потерю чего-либо и др. Главным "специалистом" в этой области считают Карлсона. Классный руководитель обращает внимание на то, большинство житейских ошибочных действий и их последствия нельзя назвать роковыми, так как многое можно исправить. Тем более, что близкие люди способны простить друг друга и понять причины того или иного проступка. Педагог замечает, что практически любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать. Но вспоминать и говорить о нем неприятно. Почему же на вопрос ответить легко, а за проступок трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?
  2. Члены третьей группы говорят о чувстве стыда, страхе перед наказанием, боязни унижения, опасения, что люди смогут понять провинившегося. Они иллюстрируют свой ответ с помощью плаката, составленного по рассказу Н.Н. Носова "О походе в зоопарк", а также вспоминают, что все страдания и приключения Оли и Яло в королевстве кривых зеркал произошли из-за разбитой банки варенья. Завершая обсуждение третьего вопроса, классный руководитель делает акцент на то, что эти неприятные последствия можно было предвидеть, и простит четвертую группу перечислить черты характера, которые по их мнению приводят к непоправимым поступкам.
  3. Уч-ся называют излишнюю доверчивость, подтверждая свое суждение чтением по ролям басни И.А. Крылова "Ворона и лисица", легкомыслие, называя для примера сказку "о Царевне-лягушке".

Затем каждая группа учащихся получает от учителя карточку с заданием, выполнение которого предполагает коллективное обсуждение и поиск ответа на один из пяти предлагаемых вопросов:

  1. Какая черта характера премудрого пискаря-героя сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина - заставила его всю свою жизнь прятаться в норе и жить скучной, однообразной жизнью? (трусость)
  2. Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (из-за непослушания)
  3. Что заставило царя в сказке "Конек-Горбунок" прыгнуть в кипящий котел? (зависть к красоте и молодости Ивана)
  4. Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке "Красная Шапочка"? (болтливость)
  5. Что погубило раджу - героя мультфильма "Золотая антилопа" (жажда наживы)

На этом этапе классного часа происходит обсуждение пословицы "Не ошибается тот, кто ничего не делает".

Учитель прелагает ответить на вопросы:

Далее представители 5 групп высказываю свое мнение о том, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях даже уважать. Пр.: Буратино достоин уважения. Ведь он по глупости поверил коту Базилио и зарыл денежки на Поле Чудес. Его подтолкнула к неверным действиям не жадность, а желание купить папе Карло новую куртку. Свою версию ответа на пятый вопрос можно представить в форме интервью с Буратино.

Педагог задает вопрос: "Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?" Уч-ся приходят к выводу, что такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.


Приложение 9
Конспект классного часа для учащихся 6-а класса по теме
"Качества человека"

Составлен классным руководителем: Бутылкиной И. Н.

Цели:

  1. Знакомство учащихся с понятиями "отрицательные" и "положительные" качества личности.
  2. Расширение представлений о качествах человека.
  3. Развития умения оценивать свои личностные качества.
  4. Формирования навыков общения: умения договариваться в группе, выслушивать собеседника.

Материал: карточки с набором качеств, карточки "противоположные качества", шаблоны "солнце" для работы в группах.

На нашей планете живет много людей и все они разные: высокие и низкие, темноволосые и светловолосые, кареглазые и голубоглазые.

Внутренние качества людей тоже бывают разные, но условно их можно разделить на две группы: одни качества помогают нам общаться с людьми, помогают в учебе и работе - это положительные качества, а другие - наоборот, мешают - это отрицательные качества.

Мы должны уметь отличать положительные качества от отрицательных.

У вас на партах лежит список качеств (приложение №1), распределите их пожалуйста и запишите положительные качества в левую колонку, а отрицательные в правую.(проверка задания - качества зачитываются вслух).
"+"
"-"
   

У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества, но мы должны стремиться развивать в себе положительные и избавляться от отрицательных качеств.

( Выслушивание и обсуждение ответов учащихся).

Любому отрицательному качеству мы можем противопоставить положительное. Подумайте, пожалуйста, какими хорошими качествами мы можем заменить предложенные здесь (приложение № 2).

Проверка заданий, обсуждение

От нашего поведения, наших поступков зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и настроение окружающих. Если мы будем добры, заботливы по отношению к другим людям, то и в ответ будем получать хорошее отношение.

Я предлагаю вам распределиться на группы (с помощью разноцветных фигур дети делятся на группы).

2-3 минуты идет, работа в группах, затем представитель от каждой группы объясняет, почему именно эти качества выбраны. На общем плакате отмечаются те качества, которые написали дети и выбирается 5 наиболее популярных качеств.

Приложение №1

Набор качеств

Забота
честность
капризность
аккуратность
доброта
лживость
ответственность
ум
решительность
активность
жадность
уравновешенность
взаимовыручка
организованность
правдивость
доброжелательность
злость
отзывчивость
трусость
равнодушие
справедливость
зависть
упрямство
терпение
дружелюбие
обидчивость
любознательность
злопамятность
вежливость

Приложение№ 2

Какими качествами можно победить предложенные здесь:

Работа в группах

Группа № 1                Группа№ 2                  Группа № 3

Портрет качеств человека

  1. Доброта.
  2. Вежливость.
  3. Забота.
  4. Честность.
  5. Трудолюбие.

Выбор качеств


Приложение 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе курса "Основы православной культуры"

Программа курса "Основы православной культуры" рассчитана на три года обучения детей 10-12 лет (4, 5, 6 классы).

В программе за основу взято обращение к отечественным традициям нравственного и эстетического воспитания детей. Ряд насущных проблем современного общества требует переосмысления самого подхода к проблемам воспитания и образования. Образование, не имеющее под собой прочного фундамента воспитания нравственности, может дать обществу лишь людей с определенным уровнем знаний, но, увы, без причастности к культурным традициям своего Отечества. Традиции православной культуры, будучи глубоко укоренены в истории русского народа, помогают подрастающему поколению обрести тот нравственный идеал, который в течение многих столетий был главным критерием морально-этических поведенческих норм русского человека.

Цель курса
Нравственное и эстетическое воспитание учащихся на основе отечественной духовной традиции и культуры.

Задачи курса:

  1. Воспитывать у учащихся культуру морально-этических поведенческих норм личной и общественной жизни через приобщение к духовно-нравственным традициям русского народа.
  2. Содействовать формированию основ православного мировосприятия.
  3. Формировать навыки доброделания, самопознания, самовоспитания.
  4. Познакомить с основными направлениями русской православной культуры и искусства.
  5. Обучать практическому использованию полученных знаний в дальнейшей жизни.

Программа курса "Основы православной культуры"

I год обучения

  1. Введение.
    1. Понятие о культуре. Кого можно считать культурным человеком. Взаимосвязь религии и культуры.
    2. Понятия "религия" и "вера". Религии мира.
  2. II. Мир вокруг нас.
    1. Мир, который нас окружает. Красота и мудрость Божьего мира. Конкурс рисунков "Мир вокруг нас".
    2. Сотворение мира. Великие ученые о сотворении мира. (Коперник, Б.Паскаль).
    3. Сотворение человека. Грехопадение. Грех.
    4. Беседы о добре и зле.
    5. Морально-этическая беседа: "Что такое совесть? Что делать если тебя мучает совесть".
    6. О Боге. Диспут "Есть ли Бог". Свидетельства ученых о существовании Бога. Качества Бога, согласно православного вероучения.
    7. О Библии. Откуда люди получают знания о Боге? Кто писал Библию? Великие ученые о Библии. Ветхий завет. Новый завет.
  3. Сюжеты Ветхого завета.
    1. Каин и Авель, первое братоубийство.
    2. Всемирный потоп.
    3. Авраам. Явление Аврааму Святой Троицы. "Троица" А.Рублева.
    4. Садом и Гомора.
    5. Исаак.
  4. Сюжеты Нового завета.
    1. Рождество и благовещенье Пресвятой Девы Марии.
    2. Рождество Христово. Поклонение волхвов. Сретенье.
    3. Детство Иисуса Христа.
    4. Крещение и проповедь Иисуса Христа.
    5. Беседа по заповеди "Возлюби ближнего своего, как самого себя".
    6. Нагорная проповедь.
    7. Чудеса Иисуса Христа.
    8. Вход Господень в Иерусалим. Тайня Вечеря. Моление в Гефсиманском саду.
    9. Предание Иисуса Христа. Распятие и смерть Иисуса Христа.
    10. Воскресение Христово. Вознесение.
  5. Храм - дом Божий.
    1. Для чего строят храмы? Зачем люди ходят в храм? Правила поведения в храме.
    2. Сектантство. Кто такие сектанты? История возникновения некоторых сект. (Мармоны, Свидетели Иеговы).
    3. Молитва. Значение молитвы для православного христианина. Знакомство с молитвами "Отче наш", "Богородице Дево, радуйся".
  6. О святых иконах.
    1. Что такое иконы. Как появились первые иконы. Отличие иконы от идола. "Спас нерукотворный". Чудотворные иконы.
    2. Чудотворная икона Казанской Божией Матери. Чудотворная икона Владимирской Божией Матери.
    3. Паломническая поездка в г.Тутаев. Икона "Прибавление ума".
  7. О святых. Жития святых.
    1. Кто такие святые? Святые земли русской. Сергий Радонежский.
    2. Александр Невский. Православие и католицизм.
    3. Серафим Саровский.
  8. Святыни земли Ярославской.
    1. Воскресенский собор г.Тутаев. Борисоглебский монастырь. Спасо-Преображенский собор г.Переславль-Залесский.
    2. Русская Атлантида. Монастыри скрытые под водой. Леушино. Югская Дорофеева пустынь.

Программа курса "Основы православной культуры"

II год обучения

  1. Введение.
    1. Повторение основных вопросов, изучавшихся ранее.
    2. Возникновение христианства и православной церкви
    3. Православный крест.
  2. Страницы русской истории.
    1. Как жили русские люди до принятия христианства. Язычество.
    2. Как православие пришло на русскую землю. Просвещение славян. Апостол Андрей Первозванный, Равноапостальные Кирилл и Мефодий.
    3. Святая, равноапостальная княгиня Ольга.
    4. Владимир - Красное солнышко. Крещение Руси.
    5. Страстотерпицы Борис и Глеб.
    6. Как православие пришло на Ярославскую землю. Первые ярославские епископы Феодор, Илларион, Св.Леонтий.
  3. Сюжеты Ветхого завета.
    1. Моисей. Исход из Египта. К земле обетованной.
    2. Моисей на горе Синай. Заповеди Божьи.
    3. Беседа по заповеди: "Не сотвори себе кумира".
    4. Ветхозаветные пророки. Кто такие пророки. Пророк Илия.
  4. Сюжеты Нового завета.
    1. Земная жизнь Пресвятой Богородицы.
    2. Рождество Христово. Бегство в Египет. Избиение младенцев. Возвращение в Назарет. Отрок Иисус в храме.
    3. Иоанн Предтеча.
    4. Крещение Иисуса Христа.
    5. Иисус Христос в пустыне. Искушение от дьявола.
    6. Чудеса Иисуса Христа: исцеление расслабленного, укрощение бури, насыщение хлебами пяти тысяч человек.
  5. Храм - дом Божий.
    1. Назначение храма. Храм - как явление общественной жизни.
    2. Внутреннее и внешнее убранство храма.
    3. Молитва мытаря. Молитва святому духу.
    4. Как молитва помогает человеку. Примеры из жизни святых.
    5. Храмы города Рыбинска.
    6. Экскурсии в храм.
  6. О святых иконах.
    1. Иверская икона Божией матери.
    2. Тихвинская икона Божией матери.
  7. О святых. Жития святых.
    1. Николай Угодник.
    2. Георгий Победоносец. Геральдика русского государства.
  8. Уроки добродетели.
    1. Добродетели и пороки. Беседа о милосердии о доброте. Притча о милосердном самарянине.
    2. Гордыня и смирение. Притча о мытаре и фарисее.
    3. Диспут на тему: "Телевизор - зло или благо цивилизации".

Программа курса "Основы православной культуры"

III год обучения

  1. Введение.
    1. Повторение основных вопросов, изучавшихся ранее.
    2. Истоки и традиции православного вероучения.
    3. Вселенские соборы. Символ веры.
  2. Православные праздники.
    1. Как православные христиане отмечали праздники.
    2. Основные православные праздники. Рождество пресвятой Богородице. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Благовещенье.
    3. Сретенье Господне.
    4. Покров Пресвятой Богородицы..
    5. Рождество Христово.
    6. Крещение Господне.
    7. Крестовоздвиженье.
    8. Вход Господень в Иерусалим. Пасха.
    9. Троица.
  3. Сюжеты Нового завета.
    1. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства.
    2. О прощении обид. Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце.
    3. Беседа о неосуждении ближнего "Не судите и не судимы будете".
  4. Притчи Господни.
    1. Притча о богатом и Лазаре.
    2. Притча о неразумном богаче.
    3. Притча о блудном сыне.
  5. Храм - дом Божий.
    1. Откуда взят образ храма. Скиния собрания и откровения. Священное писание об устроении Скинии.
    2. Древнее культовое зодчество на Руси. Первые русские храмы.
    3. Святыни - храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Храм Христа Спасителя г.Москва.
    4. Экскурсия в храм.
  6. О святых иконах.
    1. Церковное искусство. Назначение и особенности церковного искусства. Русская икона.
    2. Иконопись на Руси. Иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублев.
    3. Чудотворные иконы. Новгородская икона Божией Матери "Знамение".
    4. Державная икона.
  7. О святых. Жития святых.
    1. Иоанн Кронштадский.
    2. Ксения Петербургская.
  8. Святыни земли Ярославской.
    1. Толгский монастырь
    2. Никитский монастырь.
    3. Святыни г.Углича.
  9. Религиозное искусство.
    1. Религиозная тематика в искусстве народов мира. Знакомство с репродукциями картин Рембрант Харменс ван Рейн "Возвращение блудного сына", Иванов А.А. "Явление Христа народу".
    2. Крамской И.Н. "Христос в пустыне", Юон К.Ф. "Купола и ласточки".
    3. Духовная поэзия П. Вяземского, А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева.

Приложение 11
Эксперимент
"Курс "Основы православной культуры" как одно из направлений нравственного воспитания учащихся"

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА

Наше общество болеет… С этим согласны, пожалуй, все люди, обладающие разным жизненным опытом. Диагноз болезни каждый ставит свой: кто-то говорит, что все беды коренятся в экономике, другие ругают политиков и государственных деятелей, иные ищут корни неустройств во внешних причинах. Но следует попытаться понять на какие духовные и нравственные ценности необходимо ориентироваться в настоящее время в воспитании детей, когда в обществе господствует безнравственность и бездуховность, что является причинами болезни общества.

Для решения проблем воспитания в школе вводится кружок "Основы православной культуры". При этом речь не идёт о религиозном аспекте жизни школы, о навязывании школьникам православной веры. Ребенок должен знать духовные традиции и культуру своих предков. А идти ему в Церковь или нет, он уже решит сам.

Курс содержит материал о православной культуре и духовно-нравственных заповедях, которыми жила и крепилась Святая Русь.

Задачи:

  1. Создать программу трехгодичного курса "Основы православной культуры" для учащихся 4-го, 5-го, 6-го классов, поурочное планирование. Приобрести необходимые методические, аудио-видео материалы.
  2. Установить контакты с представителями Ярославской православной епархии с целью координации действий (экспертиза программы: помощи в обеспечении методической литературой, аудио-видео материалами, совместном контроле).
  3. Разработать нормативно-правовую базу для преподавания курса.

Планируемая продолжительность работы по эксперименту - 3 года.

Объект эксперимента - учащиеся 4-х, 5-х, 6-х классов.

ПЛАН РАБОТЫ НА 2003-2005 учебный год

№ п/п
Содержание работы
Ответственные
Сроки выполнения
1 Принятие решения о введении курса "Основы православной культуры" Педагогический совет Август 2003, 2004г
2 Создание программы Раева О.Н., Соколова О.Н. Июнь 2003г
3 Экспертиза программы Рыбинское благочиние Ярославской епархии Август 2003г
4 Утверждение программы
Рыбинское благочиние Ярославской епархии Сентябрь 2003г
5 Кадровое обеспечение Соколова О.Н. Август 2003г
6 Проведение классных и родительских собраний с целью освещения вопроса о целях и содержании курса. Раева О.Н., Соколова О.Н. Сентябрь 2003, 2004г
7 Сбор заявлений родителей Раева О.Н., Соколова О.Н. сентябрь
8 Апробация программы Раева О.Н., Клевцова Р.Ф. 2003-2006 г
9 Анкетирование учащихся Соколова О.Н. В течение эксперимента
10 Административный контроль. Контроль со стороны Ярославской епархии Волкова Е.И.
Священник Игорь Петров
По плану
11 Коррекция программы Раева О.Н., Соколова О.Н. Июнь 2004, 2005г

Приложение 12
Методические рекомендации для проведения занятий кружка "Основы православной культуры"

Приложение 13
КАК КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ВЕРУ ВЫБИРАЛ

Действующие лица (в порядке их появления):князь Владимир, Добрыня, дружинники, Велимир, слуга, посол-магометанин, посол-еврей, греческий монах, рассказчик, три княжеских посла.

ЯВЛЕНИЕ 1

Сцена изображает княжеские покои. За столом, уставленным блюдами и кубками, пирует князь Владимир с дружинниками. Занавес поднимается под крики пирующих.

За сценой слышны шум и крики. Кто-то кричит: "К князю пустите, к князю!" Вбегает Велимир и кланяется князю.

Пауза

Занавес

ЯВЛЕНИЕ 2

Та же палата, но стол, за которым пировали, убран. Князь Владимир и Добрыня беседуют вдвоем.

Входят персиянин в халате, чалме, еврей, тоже в длинной одежде, маленькой шапочке, с боковыми длинными локонами, и греческий монах в длинной черной одежде и клобуке. Все трое кланяются князю, каждый по-своему.

Рассказчик (читает). Долго длилась беседа князя Владимира с приехавшими учеными. Сильно подействовали на него слова грека, но он все-таки не мог решить, какая вера лучше. И пришло ему на мысль послать своих людей объездить разные страны, посмотреть, какие там веры.

ЯВЛЕНИЕ 3

Князь Владимир, Добрыня, несколько дружинников стоят у окна.

За сценой слышны крики: "Едут... Едут..."

Если при постановке пользуются занавесом, его надо на минуту задернуть. Если занавеса нет, говорит рассказчик.

Занавес.

Рассказчик. И собрал князь Владимир войско свое, и пошел в страну греческую. Там принял он святое крещение, взял в жены Анну, сестру императоров, и вернулся в Киев, чтобы крестить свой народ и обучить его вере христианской православной.

Хор поет балладу "По лону Днепровских сияющих вод..."