Утверждена решением
педагогического совета школы
15 мая 2002 года
Разработчики Программы
Паспорт Программы
Обоснование Программы
Основные направления Программы
Основные формы духовно- нравственной работы с учащимися
План реализации Программы "Мы - славяне"
Структура Программы "Мы - славяне"
Результативность работы по Программе "Мы - славяне"
Приложения
Приложение № 1: Планы работы экспозиций школьного музея "История
родного края"
Приложение № 2: План работы экспозиции "История школы"
Приложение № 3: План экспозиции "Мологская слободка"
Приложение № 4: Тест по краеведению
Приложение № 5: Примерный план проведения экскурсий на болтинской
земле
Презентация "Художественно-эстетическое
развитие"
Директор Программы - Рыбакова Ирина Владимировна, директор школы.
Разработчики Программы:
Горшкалева Т.Л., заместитель директора школы по воспитательной работе
Греченева И.М., заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе
Андреева И.В., заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе
Егорова Б.С., заведующая школьной библиотекой
Бульдина Л.А., учитель географии
Румянцева Т.Н., учитель математики
Баракина А.И., учитель математики
Краева О.Г., учитель начальных классов
Карпова Н.И., учитель начальных классов
Короткова Л.А., учитель литературы
Шелковой Е.В., преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Арефьева М.В., учитель технологии
Рыбкина Е.А., учитель технологии
Смирнова Т.А., учитель изобразительного искусства
В разработке и обсуждении Программы принимали участие:Харитонская С.Л., учитель истории
Барыльникова Н.В., учитель истории
Аксенова Л.В., воспитатель
Иванова Т.В., учитель литературы
Патрухина В.С., учитель физической культуры
Арефьев С.С., учитель технологии
Смирнова Н.К., Глава сельской Судоверфской администрации
Бушуева Т.А., заведующая КСК "Судоверфь"
Цепкова Г.А., председатель Совета ветеранов п. Судоверфь
Программа разработана с целью реализации муниципальной программы "Патриотического воспитания и молодежи в Рыбинском муниципальном округе на 2002-2005 гг."
Здоровье - это состояние полного физического,
психического и социального благополучия,
а не просто болезни и физических дефектов.
( Всемирная организация здоровья)
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения нравственного здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остаётся ведущим аспектом её деятельности, важнейшим фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьников.
Разработка эффективных мер по укреплению нравственного здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной образовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса.
Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной среды жизнедеятельности, основу которого определяет система нравственных ценностей. На сохранение духовно-нравственного здоровья нацелена школьная программа " Мы - славяне".
Цель программы:
Приоритетные задачи:
Наименование Программы | Программа совершенствования нравственного воспитания школьников "Мы - славяне" |
Заказчики Программы | Родительская общественность и Совет ветеранов микрорайона поселка |
Директор Программы | Рыбакова Ирина Владимировна, директор школы |
Разработчики Программы | Горшкалева Т.Л. , заместитель директора
школы по воспитательной работе Греченева И.М., заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Андреева И.В., заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Егорова Б.С., заведующая школьной библиотекой Бульдина Л.А., учитель географии Румянцева Т.Н., учитель математики Баракина А.И., учитель математики Краева О.Г., учитель начальных классов Карпова Н.И., учитель начальных классов Короткова Л.А., учитель литературы Шелковой Е.В., преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности Арефьева М.В., учитель технологии Рыбкина Е.А., учитель технологии Смирнова Т.А., учитель изобразительного искусства |
Главная Цель Программы | Создание в микрорайоне единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность ребенка; формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых обстоятельствах сохранять уважение и любовь к Отчизне, умение и желание защищать ее, сохранять и преумножать ее достояние, таким образом воспитать духовно- нравственного здорового гражданина. |
Приоритетные задачи Программы |
|
Основные направления Программы |
|
Сроки реализации Программы | 2002 - 2009 годы |
Этапы реализации |
Подготовительный: 2002-2003 гг. Основная задача:
Начальный: 2003-2006 гг. Основная задача:
Основной: 2007-2009 гг. Основная задача:
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
|
Порядок контроля реализации Программы |
|
"Идея России, которая осознается
нами, должна определить путь
нашего будущего служения ей"
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных объединений и организаций.
Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет духовное здоровье, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
В связи с этим значительно возросла роль школы, в рамках которых происходит духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни.
Таким образом, перед педагогическим коллективом стоит цель: формирование социально-активной,
нравственно- здоровой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной
гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью
к его защите.
Для достижения данной цели создана Программа совершенствования духовно- нравственного
здоровья школьников " Мы - славяне ".
Цель программы:
Приоритетные задачи:
Диапазон форм, который используется в школе, составлен на основании анализа массовой практики нравственного воспитания учащихся за несколько лет с учетом нормативных документов органов народного образования.
Для учащихся 1 - 4 классов:
Для учащихся 5 - 8 классов:
Для учащихся 9 - 11 классов
Наименование мероприятия
|
Исполнители
|
Участники
|
1. Воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. | ||
|
кл.рук, родители, |
с 1-11 класс с 1-11 класс с 1-11 класс с 1-11 класс 5-11 класс с 1-11 класс с 1-11 класс с 1-11 класс с 1-11 класс с 1-11 класс |
|
кл.рук., зав.библиотекой кл.рук., родители, зав.библ. кл.рук, лект.группа учащ кл.рук., зав.библиотекой Аксенова Л.В., зав.библ зам. директора по ВР с зам. директора по ВР с зам. директора по ВР с Егорова Б.С. кл.рук, препод. ОБЖ администр. школы, зав. библ. педагогический кол. зав.муз.экспозициями, лектор, группа учащихся |
с 1-11 класс с 1-11 класс с 1-11 класс с 1-11 класс 9-11 класс 1-11 класс 1-11 класс 1-11 класс 1-9 класс с 1-11 класс 4кл, 6кл, 9кл, 10к 1-11 класс с 1-11 класс |
|
классные руководители классные руководители классные руководители классные руководители классные руководители классные руководители классный руководитель классный руководитель классный руководитель классный руководитель классный руководитель классный руководитель |
9 - 10 кл 1-4 класс 6-7 класс 8-9 класс 3,4, 8, 9,10 кл 5, 4, 6 класс с 1 - 11 класс 11 класс 1-4, 7-9кл. 4 -5 кл 4 -5 кл 5 кл |
|
рук. НОУ рук. НОУ учитель ИЗО, вожатаая учитель ИЗО, вожатаая учителя литературы учителя физич. культ., ОБЖ вожатая, учитель музыки вожатая, учителя технологии учитель физ.культ, ОБЖ учителя истории учитель физ.культ, ОБЖ учитель физ. культ., ОБЖ учителя литерат, музыки, ИЗО кл. руководители, ОБЖ кл. руковод, учителя ИЗО Учителя физич. культуры учителя физ. культуры, ОБЖ |
5-11 кл 5-11 кл 1-11 класс 1-11 класс 1-11 класс 9-11 класс с 1 - 11 класс с 1 - 7 класс с 9-11 класс 8 - 11 класс 9 - 11 класс 5 - 11 класс 1 - 11 класс 9 - 11 класс с 1 - 11 класс 3 - 11 класс 8 - 10 класс |
2. Воспитание интереса к истории учебного заведения, на базе школьного музея "История родного края" | ||
|
рук. музейных экспозиций кл. руководители кл. рук., зам. дир по ВР кл. рук., зам. дир по ВР зам. дир во ВР, учителя Бульдина Л.А., Рыбакова И.В. учителя, админ.школы учителя Бульдина Л.А., учит. литерат. Бульдина Л.А. |
лект. группа с 1 - 11 класс с 1 - 11 класс с 1 - 11 класс 11 класс 3,4,10 - 11 класс 4, 9, 11 класс 11 класс 7-10 класс 9 класс |
3. Воспитание уважительного отношения к истории рода, семьи (на базе музея школы "История родного края". | ||
|
зам. дир УВР, рук.НОУ рук. экспозиции кл. руководители, зам.по ВР кл. руководители, зам.по ВР |
5 - 11 класс актив экспозиции с 1 - 11 класс с 1 - 11 класс |
4. Воспитание любви к родному краю, расширение знаний о нем. | ||
|
рук.НОУ, научные руковод. зам.дир по ВР., УВР, учителя классные руководители зам. директора по ВР |
5 - 11 класс с 1 - 11 класс с 1 - 11 класс 5 - 11 класс 5 - 11 класс 11 класс 11 класс 8 - 11 класс с 1 - 11 класс 9 - 11 класс 5 - 11 класс 10 класс с 1 - 11 класс с 5 - 11 класс с 1 - 11 класс с 9-11 класс |
Из года в год неуклонно растет в нашей стране число школьных музеев. Большинство из них давно уже стало важным звеном педагогического процесса. По своему содержанию и характеру школьные музеи различны. Но цель любого из них - содействовать патриотическому воспитанию учащихся, повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.
Школьный музей - это широкое поле творчества учащихся и педагогов. Организация и деятельность школьных музеев в значительной мере связаны с краеведением. Говоря о краеведческой и о музейной работе, отмечаем, что такая работа дает очень много и ученикам и учителям: она воспитывает, учит " смотреть" вокруг себя и " видеть", учит получать знания из самой жизни. Таким образом, углубленное знакомство ребят с отечественной историей, деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу усиливает чувство любви к Родине, к своему народу, и приобретенные во время поиска и в ходе музейной работы знания и навыки оказываются полезными и нужными. Какую бы профессию в будущем ни избрали школьники.
Материалы для создания школьного музея начали собирать с 1988 года.
В настоящее время в музее работают 3 экспозиции: "Русская изба", "Мологская слободка", "История школы". Наш музей можно назвать " волшебной машиной времени", за считанные минуты, за короткое время, отведенное на урок или внеклассное занятие, ученик может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. В каждой экспозиции музея составлен план работы. В 2004 году экспозиция "Мологская слободка" впервые участвовала в муниципальном смотре-конкурсе музеев и комнат боевой славы, где заняла 1 место. В этом же году школьный музей был паспортизирован № 933. Благодаря курсовой подготовке учителей по программе Intel "Обучение для будущего" в России в 2004 году создан и развивается электронный музей "История родного края"
Школьная практика выработала большое число методических приемов, видов и форм учебной работы с материалами музеев. Методическая многоплановость, разнообразие в содержании деятельности музея, педагогически продуманное сочетание различных приемов и форм работы обеспечивают высокий патриотический и нравственный эффект всей деятельности школьного музея. Материалы школьных музеев используются в рамках школьного научного общества для написания научно-исследовательских работ учащимися.
В настоящее время перед педагогическим коллективом ставится задача формирования высоко духовной гражданской позиции учеников, развития их творческих способностей, содействия их самоопределения. Одним из направлений работы школы, позволяющим решать данную задачу, является организация исследовательской работы.
В течение последних 3-х лет четко прослеживается повышение интереса учащихся школы к научно исследовательской деятельности. Этому способствовало участие ребят в краеведческих чтениях (малых и больших Золотаревских), краеведческих конференциях (памяти Академика А.А. Ухтомского), поэтому с января 2003 года было решено создать в школе научное общество школьников, целями которого является:
В нашей школе основу научного общества учащихся составляют те ученики, тематика исследований которых связана с историей родного края. Краеведческая проблематика ученических исследований имеет свою специфику, так как краеведческие объекты, как правило, мало изучены. Особенно это касается населенных пунктов, учреждений. Изменения, происшедшие в нашем обществе в течение последних десятилетий, переход на новую структуру исторического образования, обновление его содержания, процесс "Открытия" архивов - все это делает исследования по краеведческой тематике актуальными и интересными.
Наиболее распространенными направлениями изучения родного края являются: - историческое краеведение
Деятельность НОУ в школе выстраивается в соответствии с этими направлениями.
Исследовательская деятельность учащихся в школе имеет постоянную перспективу. С этой целью ребята - старшеклассники проводят беседы, классные часы у учащихся П ступени обучения, являются экскурсоводами в школьных музеях. Участники школьного научного общества являются постоянными участниками муниципальных малых и больших Золотаревских чтений, научно-краеведческой конференции им. академика А.А. Ухтомского, проводимой учреждением дополнительного образования "Молодые таланты", ребята принимают участие в областных конкурсах исследовательских краеведческих работ участников туристско-краеведческого движения " Отечество". В 2003 году ученица 10 класса Денисова Ольга заняла 1 место во ХI Всероссийском краеведческом конкурсе работ "Отечество". Неоднократно ученики нашей школы награждаются премией мецената В.В. Нефедова за изучение истории родного края.
На базе нашей школы прошла региональная краеведческая конференция "Волга
- исторический путь России".
Коллектив учителей и учеников являются победителем конкурсной программы "Дым
Отечества", созданной Центром краеведения и туризма города Рыбинска для
сельских школ округа
При разработке ее концептуальных основ мы исходили из образа школы, основных
характеристик ее выпускников.
Важно, чтобы сами дети были не только объектом учебно-воспитательного процесса,
но и ее активным субъектом. Учащиеся - не просто ведомые, а союзники и единомышленники.
Первым и самым важным для нас было наполнить жизнь ученического коллектива многообразной по содержанию деятельностью, использовать формы массовой, коллективной. групповой, индивидуальной работы с учащимися, которые бы позволили каждому из них включиться в интересную и значимую для него деятельность. Для этого существуют объединения школьников "Допризывник", "Совет спорта и здоровья", "Совет музеев" и т.д. в рамках школьного самоуправления.
Реализацией задач Программы по сохранения духовно - нравственного здоровья занимаются клуб " Допризывник" и Совет спорта и здоровья. В эти объединения входят ребята разного возраста.
Для работы с учащимися приглашаются педагоги физической культуры, ОБЖ, ветераны
Великой Отечественной войны, военнослужащие и др. заинтересованные люди. Совместными
усилиями была спланирована следующая работа клуба "Допризывник":
Название мероприятия
|
Ответственный
|
Организационное собрание клуба | Зам.директора по ВР |
Планирование работы | Зам.директора по ВР, вожатая |
Подготовка к муниципальному мероприятию "Осенний призыв" | Учителя физ. культуры, ОБЖ |
Участие в мероприятии "Осенний призыв" | Учитель ОБЖ |
Тематическая беседа: "Знакомство с видами вооруженных сил и родами войск" | Учитель ОБЖ, военнослужащие, ветераны войны |
Участие в школьном конкурсе "День допризывника" | Учителя физической культуры и ОБЖ |
Уроки мужества и патриотизма в кабинете "Ярославское воинство" | Зам.директора по ВР, вожатая, ветераны войны |
Участие в поселком мероприятии "День призывника" | КСК " Судоверфь", учитель ОБЖ |
Акция "Солдатское письмо" | Зам.директора по ВР, вожатая |
Тематическая беседа: "Города - герои!" | Учителя истории |
Первенство школы" Меткий стрелок" | Учитель ОБЖ, учитель физкульт. |
Участие в муниципальном мероприятии "Школа безопасности" | Учителя физкультуры, ОБЖ |
Подготовка к проведению военно-спортивной школьной игры "Зарница" | Учителя физкультуры, ОБЖ |
Проведение военно-спортивной школьной игры "Зарница" | Учителя физкультуры, ОБЖ |
Акция "Солдатское письмо" | Зам.директора по ВР, вожатая |
Первенство школы по армреслингу | Учителя физкультуры, ОБЖ |
Экскурсии в краеведческий музей : "Наш край в Великую Отечественную войну" | Зам. директора по ВР, вожатая, руководители школьного музея |
Тематическая беседа: "Воздушный таран" | Руководитель музыкальной экспозиции "История школы" |
Экскурсия в воинскую часть д. Андрейково | Учитель ОБЖ |
Акция "Ветеран рядом!" | Зам. директора по ВР, вожатая |
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны |
Зам.директора по ВР, вожатая Учителя физкультуры, ОБЖ |
Участие в муниципальном мероприятии "Весенний призыв" | |
Походы по историческим местам | Учителя физкультуры |
Реализация этого плана позволила школе стать победителем муниципального конкурса по подготовке юношей к службе в Вооруженных силах РФ, организованного департаментом по делам образования и молодежи администрации Рыбинского муниципального округа, районным военным комиссариатом и Советом ветеранов войны и труда округа.( см. прил. ) В рамках подготовки к 60-летию Победы запланировано открытие кабинета Воинской Славы.
УДО | Название мероприятия | Результат |
Муниципальные мероприятия
|
Первенство Рыбинского района по баскетболу Первенство Рыбинского района по мини-футболу 56-я легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы на приз газеты "Рыбинские Известия" "Весенний призыв" " Осенний призыв" "Школа безопасности" ( мед подготовка) "Школа безопасности" ( пажарно-спасательный спорт) "Организация отдыха и оздоровления детей летом" Муниципальная спортакиада среди сельских школ 1 тур (среди 1 - 4 классов) 2 тур (среди 5-8 классов) 3 тур (среди 9 - 11 классов) Итог: См. приложение № 1 См. приложение № 1 Выступление, участие в конкурсах. Представление фотогазеты Городской конкурс походов туртехника Спортивное ориентирование (младшая группа) ( старшая группа) Спортивное (старшая группа) |
1 место 1 место 1 место 5 место 7 место 1 место 1 место 2 место 2 место 1 место участие 1 место 1 место См. мониторинг См. мониторинг Участие 1 место 3 место 1 место участие 4 место 2 место 2 место |
Областные мероприятия
|
Соревнования областной Спартакиады департамента образования по баскетболу среди команд юношей учащихся сельских общеобразовательных школ 1988-89 г. рождения. Первенство Ярославской области Конференция XI туристско-краеведческого движения "Отечество" 2003 год:
2004 год:·
|
3 место
1 место
1 место
2 место 3 место |
Всероссийские мероприятия
|
2003 год: XI Всероссийский конкурс участников туристско-краеведческого движения "Отечество"
Первенство РФ в беге по шоссе
Всероссийская спартакиада школьников Зональные спортивные соревнования по Центральному ФО
Первенство РФ
|
|
класс | Ф.И. ученика | Ф.И.О.руков. | Тема работы | Выступление | Результат |
2002 - 2003 учебный год
|
|||||
5 |
Бульдина А. | Андреева И.В. | "О чем рассказал детский сапожок" | V малые Золотаревские чтения | 11 место в номинации "Находка года" |
7 |
Таева В. | Барыльникова Н.В. | "650-летию битвы на реке Сить" | V малые Золотаревские чтения | 1 место в номинации "Летопись родного края" |
6 |
Клочкова Ю. |
Иванова Т.В. | "Благородство и щедрость рыбинского купечества" | V малые Золотаревские чтения | Ш место в номинации"Земляки" |
10 |
Денисова О. |
Горшкалева Т.Л. |
"Исторический и природный памятник - о.
Юршино" |
ХIII Большие Золотаревские чтения |
11 м.в номинации"Природное наследие" |
10 | Глебова Н. |
Короткова Л.А | "Шекснинский край в произведениях В.А. Капустиной" |
ХIII Большие Золотаревские чтения | 11 место в номинации "Литературное краеведение" |
10 | Денисова О. |
Горшкалева Т.Л. | "Исторический и природный памятник - о. Юршино" | Х областная краеведческая конференцияучащихся России "Отечество" | 1 м.в номинации"Природное наследие"г.
Ярославль |
10 | Глебова Н. |
Короткова Л.А | "Шекснинский край в произведениях В.А. Капустиной" |
Муниципальная научная конференция памяти А.А.
Ухтомского |
Ш место в номинации "Литературное краеведение" |
10 | Денисова О. | Горшкалева Т.Л. | "Исторический и природный памятник - о. Юршино" | Всероссийская конференция "Отечество"г. Москва | 1 место |
2003 - 2004 учебный год
|
|||||
5 | Селезнева К. | Короткова Л.А. | "А я чаю накачаю…" | 1V малые Золотаревские чтения | 1 местов номинации "Находка года" Ш место в номинации "Этнография" |
6 | Бульдина А. |
Бульдина Л.А. | "Игры и игрушки наших дедов и прадедов" | 1V малые Золотаревские чтения | Диплом участника в номинации "Находка года" |
7 | Клочкова Ю. |
Иванова Т.В. | "Образы рыбинских купцов в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина" | 1V малые Золотаревские чтения | Ш место в номинации "Литературное краеведение" |
8 | Давыдова Е. | Смирнова Т.А. | "Рыбинская пожарная каланча" |
Х1V Большие Золотаревские чтения | 1V м.в номинации "Культурное наследие" |
9 | Яценко М. | Баракина А.И. | "История становления Болтинской школы" | Х1V Большие Золотаревские чтения | Ш место в номинации "Школьные музеи |
10 | Рыбина О. | Железняк И.Г. | "Детство за колючей проволокой" |
Х1V Большие Золотаревские чтения | П место в ном. "Дети и война" |
10 | Виноградов А. | Бульдина Л.А. | "Свиньино - Свиньины - Свингино" | Х1V Большие Золотаревские чтения | Диплом участника в номинации "Летопись родного края" |
10 | Николаева С. | Бульдина Л.А. | "У памятника репрессированным" | Х1V Большие Золотаревские чтения | Ш место в номинации"Земляки" |
10 | Табакова О. | Бульдина Л.А. | " История одной фотографии" | Х1V Большие Золотаревские чтения | 1 место в номинации "Находка года" |
11 | Торпашова О. | Короткова Л.А. | "Фольклорные мотивы в лирике рыбинских поэтов" | Х1V Большие Золотаревские чтения | П место в номинации "Литературное краеведение" |
9 | Яценко М. | Баракина А.И. | "История Болтинской школы" | Муниципальная научная конференция памяти А.А. Ухтомского | III место |
10 | Иванова Л. | Горшкалева Т.Л. | "История Судоверфи" | Муниципальная научная конференция памяти А.А. Ухтомского | II место |
2004 - 2005 учебный год
|
|||||
9 | Анисимова Ю. | Короткова Л.А. | ХV Большие Золотаревские чтения | участие | |
9 | Короткова Ю. | Короткова Л.А | "Поэт, земляк, фронтовик - В. Тухтин" | ХV Большие Золотаревские чтения | III место |
8 | Арефьев Д. | Бульдина Л.А. | "Орден им. земляка Ф.Ф.Ушакова" | ХV Большие Золотаревские чтения | участие |
11 | Певчева А. | Бульдина Л.А. | "Раннее творчество А. Суркова" | ХV Большие Золотаревские чтения | III место |
11 | Иванова Л. | Горшкалева Т.Л. | "История Судоверфи" | ХV Большие Золотаревские чтения | III место |
11 | Певчева А. | Бульдина Л.А. | "Раннее творчество А. Суркова" | Х11 областная краеведческая конференция учащихся России "Отечество" | участие |
9 | Короткова Ю. | Короткова Л.А | "Поэт, земляк, фронтовик - В. Тухтин" | Х11 областная краеведческая конференция учащихся России "Отечество" | участие |
Бульдина Л.А. | "Краеведческая работа по подготовке к 60-летию Победы" | Х муниципальные краеведческие чтения педагогов им. Н.А. Петуховой | 1 место |
Проект "Русский стиль", созданный для творчества детей и молодежи, сегодня - это огромный мир, где есть современная материально-техническая база для работы с детьми, разнообразные направления творческого развития и нравственного воспитания ребенка.
Проект "Русский стиль" направлен на развитие общей культуры детей, художественное восприятие и развитие творческих способностей. Проект помогает учителям воспитывать у детей бережное отношение к памятникам культуры, развивать интерес и уважение к истории своего народа.
Для этого в школе были организованы следующие творческие мастерские:
К счастью, школа не одинока в своей работе. Нас окружает благоприятное соседство - наше воспитательное пространство, которое создает условия для успешного воспитания у учащихся общей культуры, верности традициям России.
Года Мероприятия |
2002-2003 учебный год
|
2003-2004 учебный год
|
2004-2005 учебный год
|
Примечания
|
Клубно-спортивный комплекс "Судоверфь"
|
участие
участие участие
|
участие
участие
|
участие
участие
|
Призовые места:- малый уголок Великой России (1 место)- художественный конкурс- "Резервы" (1 место)- литературный (1 место)
|
Участие школы в 2004-2005 году отмечено не полностью
40 лет назад, 11 ноября 1963 года, в селе Болтино была найдена могила Героя Советского Союза, командира эскадрильи, летчика , майора Геннадия Александровича Троицкого, совершившего первый воздушный таран над Ярославской землей.
40 лет назад учащиеся Болтинской школы под руководством опытных педагогов нашли сведения о летчике и о 721-ом истребительном авиаполке. Долгое время шла переписка с родственниками Геннадия Александровича, неоднократно в школу приезжали его мать Мария Ивановна, жена Мария Алексеевна и братья - Федор Александрович и Николай Александрович. Пионерской дружине было присвоено имя Героя Советского Союза Троицкого Г.А. Учителя и ученики по сей день продолжают ухаживать за могилой Героя Советского Союза Г.А. Троицкого.
В память о подвиге героя в 1990 году на заработанные деньги учащихся во дворе школы был установлен бюст. В день открытия памятника встречали в Болтинской школе сына Геннадия Александровича - Вадима. В этот день в школе было много гостей: жители близлежащих деревень, представители общественности Рыбинска, родители учащихся, выпускники.
В кабинете " Ярославское воинство" хранится историческая реликвия - боевой листок 721 авиаполка, посвященный подвигу легендарного героя, хранятся письма жены и матери Г.А. Троицкого, орденская книжка, орден Красного Знамени, полученный за трех сбитых самураев на Халхин-Голе.
Каждый год в Болтинской школе проходят торжественные линейки, посвященные Дню Победы, у бюста героя выставляется почетный караул, возлагается гирлянда на могилу летчика (Балобановское кладбище) и к его бюсту. В этот день в школе главными гостями являются ветераны Великой Отечественной войны их в нашем поселке 10 человек. Классные руководители вместе с учениками проводят беседы и встречи с ветеранами, готовят для них концерты, изготавливают памятные сувениры.
28 апреля 2004 года исполнилось 62 года со дня подвига Героя на рыбинской земле. Каждый год в этот день традиционно в школе проходят общешкольные линейки, приглашаются ветераны Великой Отечественной войны на уроки Мужества, посвященные подвигу легендарного летчика. К бюсту и к могиле Героя возлагаются гирлянды Славы. Для наших детей война - далекое прошлое, о котором напоминают только памятники и мемориальные доски на домах, но они знают, что мир на нашей земле сохранили и летчики 721-го истребительного авиаполка.
Месяц | Планируемые мероприятия | Примечание |
август |
|
|
сентябрь |
|
актив экспозиции |
октябрь |
|
(п. Свингино.) |
ноябрь |
|
(музей, архив, ЦТК и Э.) (Детский сад.) (для 1-6 кл.) |
декабрь |
|
(для 7-11 кл.) (Стар. гр. Детского сада "Солнышко") |
январь февраль |
|
(начальная школа.) 1-11 кл. |
март апрель |
|
Актив экспозиции Актив экспозиции и активные слушатели |
май |
|
Темы занятий | Количество часов | теория | Практика, в т.ч. экскурсий | Сроки |
ВВЕДЕНИЕ | 3 | 3 | Сентябрь | |
Техника безопасности на занятиях кружка. Цели
и задачи краеведения. |
||||
УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ… |
24 | Сентябрь | ||
Училище для детей крестьянского сословия |
3 | 3 (экскурсия в школьный музей) | Сентябрь | |
Болтинская школа до революции | 3 | 3 (экскурсия в Балобановскую церковь) | Сентябрь | |
Школа во время Великой Отечественной войны | 3 | 3 | Сентябрь | |
Герой Советского Союза Г.А. Троицкий | 3 | 3 | Сентябрь | |
Директора школы (к 100-летию Н.М. Иванова) | 3 | 3 (встреча с родственниками Иванова) | Сентябрь | |
Они работали в нашей школе (памяти Шалаевой И.К.) | 3 | 3 (Встреча с сестрой Шалаевой И.К.) | Сентябрь | |
Стихи и песни об учителе | 3 | Сентябрь | ||
Итоговое занятие по теме | 3 | 3 (участие в празднике "Учитель, перед именем твоим…" | Сентябрь | |
АЛЕКСЕЙ СУРКОВ -"ПЕВЕЦ ПОБЕДЫ" | 15 3 3 33 6 3 |
Октябрь | ||
Актуальность творчества А. Суркова "Что такое наше время" | 3 | 3 | Октябрь | |
"Была иная молодость у нас…" (Биография А. Суркова) | 3 | 3 | Октябрь | |
Стихи военных лет А. Суркова | 3 | 3 | Октябрь | |
Н.А. Суркова - хранительница наследия А. Суркова | 3 | 3 (встреча с Н.А. Сурковой и композитором Ю.Е. Бирюковым) | Октябрь | |
Итоговое занятие по теме "А. Сурков" | 3 | 3 | Октябрь | |
"МОЛОГСКАЯ СЛОБОДКА" | 33 | В течении года | ||
История Мологского края, история города Мологи. | 6 | 3 | 3 (экскурсия в школьный музей) | Октябрь |
Заочное путешествие по улицам города Мологи | 3 | 3 | Декабрь | |
Игры и забавы детей Мологского края | 6 | 3 | 3 | Январь |
Народные промыслы Мологи | 3 | 3 | Январь | |
Художник Сотсков о современном Рыбинскм водохранилище, о затопленной Мологе | 3 | 3 | Январь | |
Художник Солнцев | 3 | 3 | Январь | |
Песни рыбинских авторов о Мологе | 3 | 3 | Январь | |
Наши родственники - мологжане | 3 | 3 | Январь | |
Итоговое занятие "Итория Судоверфи - история Мологи" | 3 | 3 | Январь | |
УЧАСТИЕ В КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИГРАХ, ПРОВОДИМЫХ ЦДЮТЭ | 81 | 51 | 30 | В течении года |
Подготовка к игре "На волжских просторах" и игра в ЦДЮТЭ. | 6 | 3 | 3 | Октябрь |
Волга - исторический путь России | 3 | 3 | Ноябрь | |
Путешествие Павла1 по Ярославской губернии. Остановка в Селихово | 3 | 3 | Ноябрь | |
Рыбинск - столица бурлаков |
3 | 3 | Ноябрь | |
Рыбинск- город купеческий | 3 | 3 | Ноябрь | |
Мусины-Пушкины в Рыбинске и Мологе | 3 | 3 | Ноябрь | |
Подготовка к краеведческой игре "Город и горожане". Основные вехи в истории Рыбинска и Рыбной Слободы (16-18 век) | 3 | 3 | Февраль | |
Город Рыбинск - "Бурлацкая столица". История женской бурлацкой артели | 3 | 3 | Февраль | |
Изучение творчества Капустиной В.А. о бурлацкой столице | 3 | 3 | Февраль | |
Заочное путешествие по улицам города Рыбинска | 3 | 3 | Февраль | |
Рыбинское купечество. Благотворительная деятельность рыбинских купцов. | 6 | 6 | Февраль | |
Геральдика г. Рыбинска | 3 | 3 | Февраль | |
Город мастеров. Защита проектов памятников к 500-летию Рыбинска | 3 | 3 | Февраль | |
Творчество учащихся к юбилею г. Рыбинска |
3 | 3 | Март | |
Участие в игре ЦДЮТЭ | 3 | 3 | Март | |
Геологическое прошлое Рыбинска | 6 | 3 | 3 (экскурсия в кабинет геологии ЦДЮТЭ) | Март |
История памятников в городе Рыбинске | 12 | 6 | 6 (экскурсии к памятникам) | Март |
Архитектура провинциального города |
3 | 3 | Апрель | |
Участие в игре ЦДЮТЭ | 9 | 3 | 6 | Апрель |
ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ |
6 | 6 | Декабрь | |
Старинный род Свиньиных и рыбинский край | 6 | 6 | Декабрь | |
60-летию Победы посвящается |
33 | 6 | 27 | Апрель-май |
Герои Советского Союза г. Рыбинска | 12 | 6 | 6 | Апрель |
Наша семья в годы войны | 3 | 3 | Апрель | |
Встречи с участниками ВОВ и написание рукописнойя
книги "Жизнь прожита не зря" |
12 | 12 | Май | |
Участие в подготовке и проведении Дня Победы |
6 | 6 | Май | |
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ И ЭКСПОНАТОВ В "МОЛОГСКОЙ
СЛОБОДКЕ" |
6 | 3 | 3 | Май |
Содержание вопросов | "Учитель! Перед именем твоим…" | |
1. Дата рождения Болтинской школы | А. 1876 Б. 1982 В. 2000 |
А. 1876 |
2. В апреле 2004 года исполнилось бы 100 лет одному из недавних директоров Болтинской школы. Его трудовая деятельность связана с городом Мологой. | А. Барабанова Н.В. Б. Бульдина Л.А. В. Иванов Н.М. |
В. Иванов Н.М. |
3. Новое здание Болтинской школы жители посёлка Судоверфь ждали с нетерпением. Назовите фамилию директора верфи, который добился в министерстве судостроения выделения денег на строительство школы. | А. Смирнов Л.В. Б. Храмов П.П. В. Шаронов Н.Н. |
А. Смирнов Л.В. |
4. В этом учебном году Света Николаева, уч-ся 10 класса, работала над темой "Репрессии 1937 года в нашем крае" Одна из учительниц нашей школы в своём дневнике оставила воспоминания об этих трагических днях. Назовите имя этой удивительной учительницы. | А. Шалаева И.К. Б. Баракина А.И. В. Смирнова Л.Н. |
А. Шалаева И.К. |
"Сурков А.А.- "певец Победы" | ||
1. А.Сурков - военный корреспондент, в ноябре 1941 года вёл репортаж с Белорусского вокзала города Москвы. В какой газете печатались его заметки? | А. "Красноармейская
правда" Б. "Комсомольская правда" В. "Рыбинские известия" |
А. "Красноармейская
правда" |
2. Родина А.Суркова? | А. Болтино Б. Середнево В. Истра |
|
3. Стихи "Землянка", "Дорогая, хорошая, сердце моё…" посвящены жене поэта. Её имя? | А. Наталья Суркова Б. Софья Кревс В. Софи Лорен |
Б. Софья Кревс |
"Рыбинское море, Судоверфь и Волга, вы с судьбой моею навсегда слились.." | ||
1. Кто из царствующих особ останавливался в деревне Селехово? | А. Екатерина 2 Б. Павел 1 В. Александр 2 |
Б. Павел 1 |
2. Кому установлен памятник у заводоуправления верфи? | А. Макарову Б. Троицкому В. Смирнову |
А. Макарову (адмиралу) |
3. Дата начала строительства посёлка? | А. 1947 Б. 1982 В. 1941 |
А. 1947 |
Возможна организация встречи с поэтами г. Рыбинска, композитором Ю. Бирюковым
по теме "Ах, память, память" (к 60-летию Победы" или "Мой
Рыбинск не хуже Парижа" или "Дорогая, хорошая, сердце мое" (к
юбилею А. Суркова)
Возможен поход на берег водохранилища в районе пос. Свингино.
Начало экскурсии на Судоверфи "Дворянский род Свиньиных и Рыбинский край"
Поход на берег водохранилища (2-3 км)
Отъезд от Свингино в 17 час., авт № 102.
Стоимость экскурсий 5 рублей с человека.
Вопросы организации экскурсий в мае-июне, августе обговаривать по телефону ЦДЮТЭ
52-36-56 (для Бульдиой Л.А.) или 200-931 доб.512 Бульдина Л.А.(лучше вечером)