Муниципальное образовательное учреждение
Ломовская средняя общеобразовательная школа
Рыбинского муниципального округа

Профилактика асоциальных явлений

Аннотация опыта
Общие положения

Функциональные обязанности работников школы
Циклограмма деятельности
Сотрудничество с учреждениями, организациями, службами, центрами
Выполнение Устава школы. Правила для учащихся
Возрастной подход к организации работы
Организация помощи
Приемы индивидуального воздействия
Перечень необходимой документации
Содержание папки классного руководителя
Список использованной литературы
ПрезентацияП
риложение 1. Программа методического обеспечения
Приложение 2. Перечень педагогических советов
Приложение 3. Перечень родительских собраний
Приложение 4. Перечень классных часов
Приложение 5. Педагогическая диагностика
Приложение 6. ПОЛОЖЕНИЕ о школьном конкурсе "Лучший дежурный класс"

Аннотация опыта

Полное наименование программы: Профилактика асоциальных явлений

Адресат: Участники образовательного процесса Ломовской средней общеобразовательной школы

Дата решения по разработке программы: Решение педсовета Ломовской средней школы "Анализ учебно- воспитательной работы Ломовской средней школы 30.06.02.

Заказчики программы: Административная комиссия при Ломовской сельской администрации

Руководитель программы: Колычева Ж.В. - зам. директора по ВР

Координаторы программы:

Винокурова Е.А. - директор школы
Федулова Т.М. - зам. директора по УВР
Данилова З.О. - зам. директора по УВР в СКК
Носова Е.Б. - председатель комиссии, директор ЦД

Основные разработчики программы:
Творческая группа МО классных руководителей

  1. Программа социального закаливания школьников - ДДОМ
  2. Устав школы
  3. Школьная программа "Сохранение и укрепление здоровья школьников"

Цели и задачи программы:

Сроки и этапы реализации

Исполнители программы: МОУ Ломовская средняя общеобразовательная школа
Сотрудничество с

Ожидаемые конечные результаты программы:

Методическое обеспечение: Педагогические советы, родительские собрания, классные часы
Номенклатура дел по организации работы учащимися, "Папка классного руководителя".

Общие положения

Принципы организации и осуществление работы

Показания к применению:
Социальная апатия, аутизм, агрессивность, раздражительность, отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству, чрезмерная эмоциональность, раздражительность, конфликтность, отсутствие интереса к творчеству и обучению.

Цель: социальная адаптация трудновоспитуемых учащихся. Разрушение негативных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формировании социально приемлемых с целью достижения самореализации личности в обществе.

Задачи

  1. развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,
  2. научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения
  3. прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
  4. пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов
  5. оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия

  1. снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации
  2. вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения
  3. организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения
  4. демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)

Направления работы, содержание

Диагностика

  1. Информация об учащихся (сбор сведений; акты)
  2. Информация о семьях (сбор сведений, акты)
  3. Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты)
  4. Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся
  5. Списки состоящих на учете
  6. Списки уклоняющихся от учебы
  7. Папка классного руководителя

Профилактика правонарушений

  1. Беседы по факту
  2. Операция "Подросток"
  3. Операция "Внимание, дети"
  4. Акция "Детям - заботу взрослых"
  5. Лекции специалистов, классные часы
  6. Конференция "Знаешь ли ты закон?"
  7. Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями
  8. Смотр-конкурс информационных листов "Профилактика асоциальных явлений"
  9. Кинофильмы "Вредные привычки"
  10. Родительские собрания
  11. Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы
  12. Выступления с информацией о состоянии преступности
  13. Собеседования с классными руководителями по работе с т/в, семьями
  14. Профилактика употребления ПАВ
  15. Организация летнего отдыха
  16. Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы
  17. Вручение паспортов
  18. Заседания Административной Комиссии
  19. Работа родительского комитета
  20. Рейды в семьи
  21. Работа органов ученического самоуправления

Контроль

  1. Индивидуальные карточки учета
  2. Рейды в семьи повторные
  3. Рейды по поселку в вечернее время
  4. Подготовка материалов на неблагополучные семьи в КДН
  5. Совместная работа с инспектором по охране прав детства
  6. Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий
  7. Проверка занятости после уроков
  8. Выполнение решений АК Ломовской СА
  9. Дежурство ОППН на мероприятиях
  10. Анализ социального паспорта семей школы
  11. Отчет классного руководителя за четверть
  12. Работа МО классных руководителей
  13. Совещания при директоре
  14. Административные совещания
  15. Методические семинары
  16. Инструктивно-методические совещания

Психологическое сопровождение

  1. Специально - коррекционные занятия
  2. Индивидуальные консультации
  3. Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками
  4. Диагностические методики:

Функциональные обязанности работников школы

Директор школы

Совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением "трудных" детей, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности. Осуществляет сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних при УВД, с административной комиссией по делам несовершеннолетних при Ломовской сельской администрации, с социальным агентством молодежи по организации просветительской работы с родителями, с центром занятости по трудоустройству. Осуществляет подготовку документов на лишения родительских прав. Осуществляет контроль за работой заместителей, пишет обобщающие справки. Проводит индивидуальную работу с детьми и семьями. Руководит работой родительского комитета.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Заботится о получении школьниками базового образования. Организует работу ГПД, дополнительные занятия по предметам, материальную помощь, медицинскую помощь, вовлечение в кружки, корректирует обучение и воспитание на уроке, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определение подходов в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности в школе, детской среде. Контролирует посещаемость и успеваемость, индивидуальную работу через Учком школы, отчисление учащихся в вечернюю школу, трудоустройство выпускников. Отвечает за организацию и вовлечение в кружки, привлечение к дополнительным занятиям.

Заместитель директора по УВР специальных коррекционных классов

Отвечает за организацию работы в ГПД, диагностику заболеваний учащихся, индивидуальную работу детей из СКК, организацию специальных коррекционных занятий. Контролирует посещаемость и успеваемость детей из СКК. Сотрудничает с ПМПК.

Заместитель директора по воспитательной работе

Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Организует работу с "трудными" подростками и их наставниками. Заботится о микроклимате в школе и классах. Контролирует работу классных руководителей. Вовлекает учащихся в досуговую деятельность. Анализирует и организует занятость в каникулы. Отвечает за планирование работы, сотрудничество с комиссией по защите прав детей, написание представлений, ведение карточек учета "трудных" детей и семей, другой документации.

Школьный психолог

Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применения методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т.д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.
Психолог предполагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

Классный руководитель

Решает задачи трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с "трудными" и их семьями, педагогами, работающими с данным ребенком, коллективом сверстников, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.
Знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся и детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации. Он изучает личность "трудного" ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентаций подростка и воспитательных возможностей семьи и коллектива, делает выбор методов, приемов, форм перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности, реализует воспитание "трудного" на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет дневник наблюдений.
Постоянно контролирует посещаемость и успеваемость трудновоспитуемых учащихся. Обладает информацией: дата рождения, место жительства, семья, причина неблагополучия, место учета, планируемая работа, результативность. Ведет документацию: характеристика, краткая характеристика т.р., проводимая работа, результативность, акт обследования жилищно-бытовых условий. Привлекает учащихся к участию в общешкольных мероприятиях, кружках, секциях, изучив и расширив круг интересов. Находится в постоянном контакте с родителями. Имеет информацию о неблагополучных семьях, уклоняющихся от надлежащего воспитания детей, контактирует, ведет информирующую работу. Своевременно сообщает администрации о сложных ситуациях в семьях, о нарушениях, взаимодействует с родительским комитетом, инспектором ОППН. Интересуется о занятости в свободное время учащихся, пропускающих школу без уважительной причины, о месте работы семей.

Учителя-предметники

Создают "ситуацию успеха", формирует отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке. Своевременно сообщают классным руководителям о проблемах в учебной деятельности, недостаточном обеспечении школьными принадлежностями, о пропусках, поведении на уроках учащихся класса.

Совет по профилактике правонарушений, Административная комиссия при Ломовской с/а

Осуществляет контроль за реализацией программы работы с "трудными" детьми, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказывает помощь, закрепляет наставников, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростков. Осуществляет взаимосвязь учреждений микрорайона по работе с неблагополучными семьями. Проводит заседания, планирует и анализирует работу.

Родители

Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице. Через работу родительского комитета организуют необходимую помощь, контроль.

Инспектор по делам несовершеннолетних отдела профилактики и 9 предупреждения правонарушений несовершеннолетними

С каждым трудным школьником, уклоняющимся от учебы и труда, проводит следующую работу:

Общественный инспектор по охране прав детей

Документация, которую должен иметь общественный инспектор по охране прав детей

  1. План работы на год
  2. Дневник, отражающий повседневную работу инспектора
  3. Картотека многодетных семей.
  4. Картотека неполных семей
  5. Картотека неблагополучных семей
  6. Картотека трудных подростков
  7. Копии исходящей документации по вопросам охраны прав детства.

Возрастной подход к организации работы

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство; капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".

Средний школьный возраст

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников. Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым "трудным" детством.

Старший школьный возраст

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

Организация помощи

Организация педагогической помощи

  1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
  2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
  3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
  4. Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика ,его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
  5. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация медицинской помощи

  1. Проведение систематического диспансерного осмотра врачами "трудных" школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера
  2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.
  3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
  4. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.

Организация психологической помощи

  1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
  2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
  3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
  4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
  5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания

Организация свободного времени "трудных" школьников

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.

  1. Изучение интересов и способностей детей.
  2. Вовлечение "трудных" в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
  3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
  4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.
  5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
  6. Определение одним из главных направлений работы территориального социально - педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с "трудными" детьми.
  7. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.

Примерный перечень мероприятий по работе школы с "трудными" детьми

  1. Выявление педагогически запущенных детей.
  2. Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка.
  3. Ведение картотеки "трудных" детей.
  4. Встречи с работниками ИДН.
  5. Правовое просвещение "трудных" подростков
  6. Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.
  7. Семинар "Трудный подросток" для родителей
  8. Совет по профилактике правонарушений при директоре
  9. Педагогические советы "Работа с трудновоспитуемыми" , "Работа с семьями педагогически запущенных детей".
  10. Организация клубов для "трудных": выходного дня, на один вечер и др.
  11. Психологические консультации для детей и родителей.
  12. Организация психолого-педагогических консилиумов
  13. Изучение положения подростка в коллективе (социометрия)
  14. Индивидуальная работа с "трудными"
  15. Организация индивидуального наставничества (соц. педагоги, старшеклассники)
  16. Вовлечение "трудных" подростков в воспитательные центры, кружки, секции
  17. Военизированные игры для подростков
  18. Круглые столы "Уроки детского досуга", "Мы и наши дети" и др. Организация игр - упражнений и игр - тренингов для "трудных" подростков: "Рыцарский турнир", "День фантазера" и др.

Приемы индивидуального воздействия

Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:

Активизация волевой установки:

Одобрение первых успехов в деятельности:

Щажение самолюбия:

Подчеркивание неизбежности выполнения задания:

Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля:

Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания:

Перечень необходимой документации

  1. План работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
  2. Социальный паспорт школы
  3. Анализ состояния детской преступности (за 3 года)
  4. Анализ воспитательной работы (в годовом плане работе школы - по разделу работы с неблагополучными семьями)
  5. Акты обследования семей.
  6. Дневник работы с "трудными" подростками и неблагополучными семьями.
  7. Психолого-педагогическое просвещение педагогов (проведение семинаров, тренингов по работе с "трудными" детьми)
  8. Рассмотрение вопросов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях методических объединений классных руководителей.
  9. Реализация программы "Социальное закаливание школьников" (мероприятия в рамках программы)
  10. План совместной работы школы с инспекцией по делам несовершеннолетних по профилактике социальной дезадаптации подростков.
  11. План работы родительского университета педагогических знаний.
  12. Рассмотрение вопросов профилактики социальной дезадаптации на производственных совещаниях, заседаниях педагогических советов.

Номенклатура дел по организации работы с трудными учащимися

  1. Приказ о распределении функциональных обязанностей по работе с трудными.
  2. Планирование
  3. Списки неблагополучных семей.
  4. Списки учащихся, состоящих на учете в школе, ИНН
  5. Информация
  6. Справки об итогах контроля
  7. Отчеты об операции "Подросток"
  8. Акты обследования условий жизни
  9. Анализ занятости детей в летнее время
  10. Тетрадь учета посещаемости общественной комиссии по делам несовершеннолетних
  11. Выписки из протоколов заседаний родительского комитета по работе с трудными.
  12. Учет проводимой индивидуальной работы
  13. Докладные, объяснительные
  14. Характеристики

Содержание папки классного руководителя:
"Организация работы с трудновоспитуемыми учащимися, неблагополучными семьями"

  1. Таблица учета "Индивидуальная работа с "трудными" учащимися класса".
  2. Карточка учета социально - опасной семьи
  3. Акт обследования условий жизни и воспитания н/л
  4. Характеристика
    1. Педагогическая характеристика
    2. Краткая характеристика "трудного" ребенка
    3. Вид проводимой работы
    4. Результативность проводимой работ
  5. Отчет классного руководителя за четверть
  6. Представление о принятии мер к родителям
  7. Документы на отчисление в вечернюю школу:
    1. Представление
    2. Выписка из решения педсовета
    3. Ходатайство
    4. Ведомость оценок
  8. Социальный паспорт класса
  9. Акт председателя комиссии по опеке и попечительству
  10. Акт контрольного обследования условий жизни и воспитания подопечного инспектора по охране прав детства
  11. Акт контрольного обследования условий жизни учащихся школы
  12. Перечень документов по защите прав ребенка

Схема педагогической характеристики

Фамилия, имя, отчество.
Дата рождения.
Класс.

  1. Учебная деятельность
    1. Успеваемость (преобладающие оценки, указать одинаково ли успевает по разным предметам)
    2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность)
    3. Развитие речи (запас слов, образность, умение выразить свою мысль)
    4. Способности к учению
    5. Организованность в учебной работе
    6. Интерес к знаниям (учится с интересом, без интереса, проявляет интерес к таким-то предметам)
    7. Умения в учебной работе (умеет ли работать над учебным материалом, как усваивает этот материал - заучивает механически, с пониманием дела, умеет ли составлять план, конспект)
  2. Труд
    1. Уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно
    2. Заинтересован ли в общественной полезности своего труда
    3. Любит ли трудиться и что именно его привлекает в труде
    4. Трудовые навыки и умения.
    5. Организованность и дисциплинированность в труде
    6. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям, какие виды труда предпочитает
  3. Способности и интересы
    1. Интересы.
    2. Чтение (что и как читает)
    3. Отметить, есть особые способности к какой-либо деятельности
    4. Что намеревается делать в будущем. Проф. направленность.
  4. Дисциплинированность
    1. Общая характеристика поведения
    2. Выполнение школьного режима
    3. Выполнение требований взрослых, типичные нарушения дисциплины
  5. Общая направленность и активность
    1. Отношение к общественной жизни коллектива
    2. Интерес к общественной жизни страны
    3. Какие общественные обязанности имеет
  6. Взаимоотношения с коллективом
    1. Положение в коллективе
    2. Отношение к товарищам по классу, доволен ли положением в коллективе
  7. Особенности характера
    1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера (чувство долга, честность, организованность, настойчивость, эгоизм, недисциплинированность)
    2. Есть ли повышенная обидчивость, упрямство, скрытность, замкнутость
    3. Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное)
  8. Отношение к школе, семье.
    1. Дорожит ли честью школы, что особенно ценит.
    2. Отношение к учителям, к родителям, другим членам семьи.

Краткая характеристика "трудного" ребенка

  1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям:
  2. Уровень социально-ценного жизненного опыта:
  3. Я - концепция личности (эмоциональный аспект):
  4. Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам:
  5. Уровень самоуправлением поведением:

Принятие мер воспитательного, общественного воздействия, оказание всех видов материальной помощи
________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

Проводимая работа

_________кл. ________________________________________________

дата
вид работы
выводы

 

 

 

   

Результативность проводимой работы

Ф.И.О. уч-ся _________________________________________________________________

класс_______________классный руководитель ___________________________________
предмет
ч е т в е р т ь
Итог у/г
1
2
3
4
Русский язык          
Литература          
Алгебра
         
Геометрия
         
История
         
География
         
Биология
         
Физика          
Иностранный язык
         
Физическая культура          
Трудовое обучение          
Кол-во пропущенных уроков          
Посещение кружков          
Участие в общественной жизни класса          
Участие в общественной жизни школы          
Поведение          


Ближайшие цели воспитательной работы: ___________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

Отчет классного руководителя
за ______ четверть ______________ г.

о работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

кл. руководитель: ______________________________________ класс _______________

  1. Всего учащихся ________________
  2. Из них с отклонениями в поведении (ФИО)____________________________________
    _________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________
  3. Неуспевающие ( предмет) __________________________________________________
    _________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________
  4. Кого из них посещали на дому ______________________________________________
    _________________________________________________________________________

5. С кем из родителей встречались в школе ______________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

В каких кружках, секциях занимаются эти дети, чем увлекаются ____________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

Укажите местонахождение ребят на каникулах ___________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

Какие формы Вы используете в работе с подростками _____________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

Каковы результаты Вашей работы ______________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

Какие Вы испытываете трудности по данному вопросу _____________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

число _____________________ подпись ______________________

В комиссию по раннему отчислению
Департамента по делам образования и молодежи
Рыбинского муниципального округа

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

на ученика(цу) _____ класса Ломовской средней школы
дата рождения: ____________, проживающий(ая) по адресу:
Дюдьково, Рыбинского района, Ярославской области


Мать: ___________________________________________________________
Отец: ___________________________________________________________

обучается в данной школе с __________г. Во время обучения в начальной школе в первом классе был(а) оставлен(а) на повторный курс. В ____ классе имеет неудовлетворительные оценки по _______________, по _____________ предметам не аттестована. Он(а) часто пропускает занятия в школе без уважительной причины. За три учебные четверти им(ею) было пропущено ________уроков, из них ________ уроков по болезни.

В ___________ четверти не посетил(а) ни одного занятия. Классный руководитель, школа, администрация неоднократно проводили определенную работу: беседы с ____________ и родителями, посещение семьи, вызов на административную комиссию по делам несовершеннолетних, вызов матери в школу. Все это результатов не дало.

Ходатайствуем о переводе _________________________в вечернюю школу.


Директор школы: ____________________

 

ВЫПИСКА

из решения педагогического совета Ломовской средней школы

от _________________


ПРОТОКОЛ № ____


Слушали классного руководителя _______________ о переводе ученика(цы) _______класса ____________________________ в вечернюю школу.

Рассмотрели заявление родителей.

Постановили: ходатайствовать перед Департаментом по делам образования и молодежи о переводе в вечернюю школу.

Директор школы: ____________________

 

В Департамент по делам образования и
и молодежи РМО


ХОДАТАЙСТВО

Администрация Ломовской средней школы ходатайствует перед Департементом по делам образования и молодежи об отчислении ученика(цы) _____ класса _______________________ в вечернюю школу.

 

Директор школы: __________________________

Ведомость оценок ученика(цы) Ломовской средней школы

Предметы
Четверть
1
2
3
Год

Русский язык

       
Литература        
Алгебра        
Геометрия        
История        
География        
Биология        
Физика        
Иностранный язык        
Физическая культура        
Технология        
Кол-во пропущенных уроков        

Приложение 5
Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе

Инструкция

Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.

Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.

В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога. Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополненная наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение ее одновременно с учащимися, учителями, классными руководителями, родителями, общественным активом класса.

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.

АНКЕТА № 1

  1. Интересно ли тебе на уроках?
  2. Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
  3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
  4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
  5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
  6. Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
  7. Сам ли стираешь себе рубашки?
  8. Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
  9. Помогаешь ли дома по хозяйству?
  10. . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
  11. Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
  12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
  13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
  14. Куришь ли ты?
  15. Приходилось ли убегать из дома?

АНКЕТА № 2

  1. Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
  2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
  3. Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
  4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
  5. Случалось ли быть участником драки в школе?
  6. Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
  7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
  8. Пытался ли избегать общественных поручений?
  9. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
  10. Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
  11. Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
  12. Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
  13. Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
  14. Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
  15. Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

АНКЕТА № 3

  1. С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
  2. Выполняешь ли ты домашние задания?
  3. Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
  4. Вежлив ли со взрослыми вне школы?
  5. Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
  6. Считаешься ли с мнением родителей?
  7. Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
  8. Выбирали ли тебя в актив класса?
  9. Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
  10. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
  11. Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
  12. Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
  13. Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
  14. Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
  15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.

Сумма баллов по параметру
Уровень педагогической запущенности
Итоговая сумма баллов
6 > N > 3 I - начальный уровень трудновоспитуемости 30 > N > 15
3 > N > 0 II - дезорганизаторы 15 > N > 0
N < 0 III - особо трудные N < 0

Характеристика уровней ( по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)

  1. уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
  2. уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
  3. уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.

Состояние здоровья и самочувствия

Выберите тот или иной вариант ответа и напишите его на отдельном листке.

  1. Как вы поступите, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше вас?
  2. Пойдете ли вы в поход в компании людей значительно моложе вас?
  3. Если у вас выдался более тяжелый учебный день, чем обычно, пропадет ли у вас желание делать вечером что-либо, обещающее быть интересным?
  4. Каково ваше мнение о турпоходе всей семьей?
  5. Что вы охотнее и чаще всего делаете, когда устаете?
  6. Что важнее всего для поддержания хорошего самочувствия?
  7. Принимаете ли вы регулярно лекарства?
  8. Какое блюдо вы предпочтете?
  9. Что для вас наиболее важно, когда вы отправляетесь на отдых?


Формирование представлений о здоровом образе жизни

Анкета

  1. Что заставляет тебя употреблять спиртное?
  2. Какой напиток сейчас популярен среди молодежи? (Назовите)
  3. В каком классе ты первый раз попробовал закурить?
  4. Самый оптимальный возраст, по твоему мнению, для начала половой жизни.
  5. Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому (по десятибалльной системе).

    АНАЛИЗ (к п.5):

Анкета
"Приобщение к здоровому образу жизни"

  1. Есть ли у тебя друзья, которые употребляют алкогольные напитки?
  2. Как ты относишься к тезису: "Курить - это модно"?
  3. Есть ли у тебя друзья, которые курят?
  4. Пробовал ли ты курить? Если да, то какое ощущение ты испытывал?
  5. Что такое наркотики?

Спросите себя:

"Формирование полового самосознания и здорового образа жизни"
Недописанный тезис

"Быть счастливым значит быть здоровым …"
"Курить значит стать взрослее …"
"Наркотик убивает жизнь …"

Шкалирование

Курение     Алкоголь     Наркотики        Спорт
    да                  да                    да                     да
____________________________________________________

   нет                нет                  нет                    нет

Помогает выявить отношение учащихся к так называемым вредным привычкам, определить "болевые" точки.

Вредные привычки

Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.

Анкета помогает получить информацию:

Анкета для учащихся начальной школы

  1. С какого возраста, по твоему, человеку можно:
  2. Как ты относишься к ребятам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю…)
    мальчикам -
    девочкам -
  3. Как твои родители относятся к таким привычкам?
  4. Твои родители
  5. Пробовал ли ты (да, нет)

Анкета для учащихся 5 - 10 классов

  1. С какого возраста, по твоему, человеку можно
  2. Пробовал ли ты (да, нет)
  3. С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
  4. Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
  5. Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
  6. Твои родители
  7. Как родители относятся к твоим привычкам?
  8. Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
    юношам -
    девушкам -

Что мы знаем о курении
Тест

При ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".

  1. Подростки курят, чтобы "быть как все".
  2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
  3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает
  4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
  5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
  6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
  7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
  8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
  9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
  10. Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.

Ответы:

1. Верно 2. Верно 3. Неверно 4. Верно 5. Неверно
6. Неверно 7. Неверно 8. Верно 9. Неверно 10. Неверно

Приложение 6

ПОЛОЖЕНИЕ
О школьном конкурсе "Лучший дежурный класс"

  1. Общее положение
    1. Общешкольный конкурс "Лучший дежурный класса" проводится ежегодно.
      Результаты конкурса подводятся каждую четверть.
    2. Задачи конкурса
      Коллегией дисциплины и порядка осуществляется контроль за проведением конкурса с целью:
      • сохранения материально- технической базы школы :
      • воспитания дисциплины учащихся
      • формирования ответственности жителей "Волжской республики"
    3. Участниками конкурса являются учащиеся 5-11 кл.
    4. Дежурство осуществляется в течении недели
      • в понедельник на о/м линейке подводятся итоги; выпускается малоформатная
        газета "События недели"; объявляется количество набранных баллов компаний за:
      • сохранность школьного имущества
      • выполнение зарядки
      • поведение на переменахвыполнение режимных моментов Устава школы
        и передается ст. дежурным и кл. руководителям журнал дежурства, беджики,
        повязки и т.п.
  2. Организация и проведение конкурса
    1. Для проведения конкурса на основании приказа директора школы создается оргкомитет и жюри
    2. Оргкомитет
      • определяет критерии оценки результатов каждого тура конкурс
      • анализирует и обобщает результаты
    3. В состав жюри входят:
      От учащихся От учителей

      Красавина Н.
      Сидоренко Ю.
      Руцкий С.
      Семенова С.
      Корнева Л.

      Данилова З.О.
      Сенченко Е.В.
      Лобова И.Н.
    4. Класс- победитель определяется по наибольшему количеству баллов по
      критериям:
       
      max (баллы)

      деятельность старшего дежурного
      дежурство на закрепленных постах
      сохранность школьного имущества
      сохранность школьного имущества
      дисциплина на переменах
      выполнение режимных моментов
      сохранность атрибутов дежурных
      проведение тематического рейда по школе
      выпуск малоформатной газеты "События недели"

      10
      8
      50
      50
      20
      30
      10
      30
      20
  3. Программа конкурса
    1. этап - 1 неделя дежурства по школе
    2. этап - жюри оценивают уровень дежурства
    3. этап - награждение по итогам конкурса
    4. этап - награждение по итогам года
  4. Награждение: