Приложения
Приложение № 3: Детская исследовательская деятельность. Тема проекта " Питание и здоровье"
Приложение № 4: Тест "Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?" (для педагогов и родителей)
Приложение № 5: Валеологическая газета для родителей "Будь здоров, малыш!"
Приложение № 8: Картотека - конструктор "Анатомия"
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.
Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.
Осознавая важность поставленной проблемы, нами был проведен анализ организации
познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного
отношения детей к своему здоровью.
Выявлены положительные тенденции, а именно:
Однако обозначилось проблемное поле:
В результате исследовательской деятельности по проблемному полю была определена цель работы - разработка системы занятий познавательного цикла, оказывающих влияние на формирование здорового образа жизни у детей.
Этапы работы:
Исходя из вышеизложенного перед педагогическим коллективом детского сада в 2004 -2005 учебном году были поставлены следующие задачи:
Был составлен перспективный план мероприятий для решения этих задач (Приложение № 1), определены формы и методы работы. Работа над темой "Занятия познавательного цикла с детьми по формированию здорового образа жизни" велась как часть системы физкультурно-оздоровительной работы ДОУ.
В старшем дошкольном возрасте еженедельно проводятся занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе. Тематика занятий: "Чудо - нос", "Чей нос лучше", "Эти ушастые животные", "Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!" и др. Познавательные занятия разнообразны по форме: дидактические игры, самостоятельные исследования, "круглые столы", викторины, игровые познавательные программы и т.п. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме.
Более глубокое и точное представление формируется у детей, если знания они получают через цикл последовательных занятий (Приложение № 2 - цикл занятий "Волшебное зеркало"). Некоторые циклы познавательных занятий были разработаны педагогами детского сада, некоторые заимствованы из методического пособия М. Ю. Картушиной "Быть здоровыми хотим".
Занятия проводятся в игровой форме, на протяжении всего цикла к детям на занятия приходит один и тотже персонаж, каждое последующее занятие начинается с закрепления полученных ранее знаний. Непременное условие - постоянное наблюдение за самочувствием детей, позитивный эмоциональный настрой детей и предупреждение утомления. В ходе каждого занятия используются различные виды массажа, динамических и оздоровительных пауз, пальчиковых игр.
Занятия - это всегда театрально - игровое действо, они заряжают детей положительными
эмоциями. Желательно проводить занятие или несколько занятий, объединенных одной
большой тематической игрой или путешествием.
На занятиях широко используются художественные произведения - литературные,
изобразительные, анимационные. Например, стихи для малышей Н. Пикулевой
и М. Дружининой, "Мойдодыр" К. Чуковского с иллюстрациями
В. Конашевича, книги Г. Юдина "Главное чудо света" и М. Москвиной
"Приключения Олимпионика", "Неболейка" И. Соковня и
"Румяные щечки С. Прокофьевой. Художественные образы помогают ребенку
осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик,
желание подражать любимым героям.
Положительное воздействие на детей в рамках воспитательно-образовательного процесса оказывает музыкально - звуковое окружение, как в качестве звукового фона, так и на занятиях для развития творческой, когнитивной, деятельностной сторон личности ребенка. Правильно организованная музыкально - звуковая среда ведет к оздоровлению детей и эстетизации их жизнедеятельности.
Наряду с традиционными рисунками и плакатами, в ходе занятий используются разнообразные предметы, окружающие детей в повседневной жизни (полиэтиленовый пакет с молоком, шарниры, резинки). С их помощью можно продемонстрировать работу суставов и сокращение мышц.
Для того чтобы определить влияние циклов познавательных занятий на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью, использовались опросы детей до и после проведения циклов занятий. Сделать их привлекательными для детей позволяет использование таких форм, как викторины, КВН, "Звездный час" (Приложение № 2).
Игры и занятия познавательного цикла носят рекомендательный характер. Они используются как дополнение к занятиям по познавательной деятельности, игровые программы по ним проводятся как развлечения.
Для того чтобы познавательные занятия оказывали положительное влияние на формирование здорового образа жизни у детей, много внимания уделяется их планированию. Так в опыте работы воспитателя Марковой Е.Ю. на тему "Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с организмом человека" использовано тематическое планирование. Составлен перспективный план работы на год. Каждый месяц для изучения берется одна тема, по ней планируются формы работы с детьми: занятия познавательного цикла, занятия продуктивными видами деятельности, физкультурные занятия, а также самостоятельная деятельность детей; работа с родителями и литература для изучения для педагога (Приложение № 7).
В процессе работы у нас возникла проблема сбора и накопления опыта. Известно, что если даже разработать все циклы познавательных занятий, не все воспитатели смогут воспользоваться ими, поскольку творческий педагог все равно обязательно видоизменит их: дополнит, заменит один прием другим, а иногда поменяет местами части занятия, сместив акцент в нужную для себя сторону.
Хорошая идея создания картотеки - конструктора была заимствована нами из журнала "Обруч" №6, 1999г. Переработав имеющийся материал, мы стали заносить его на карточки. За основу взяли один из методов или приемов, которые обычно используются на занятиях: объяснение, рассказ, использование малых литературных форм, опыты, наблюдения, дидактические игры и т.д. Мы сознательно не стали (за редким исключением) разделять информацию с расчетом на разные возрастные группы. Воспитатель, исходя из уровня подготовленности детей и своих возможностей, сам подбирает тот материал, который считает нужным дать ребятам. Внимательно прочитав всю информацию, занесенную на карточки, педагог в течение нескольких минут может не только подготовить конспект одного занятия (остается продумать лишь связки между частями), но и, при желании, увидеть весь цикл занятий, составленный по мере усложнения, в соответствии с возрастом детей. Если тема увлекла, то изучать ее можно не только на специальных занятиях (Приложение № 8).
Основные достоинства картотеки - конструктора:
Для реализации поставленных целей и задач по формированию здорового образа жизни в детском саду, как форма организации образовательного пространства, используется проектный метод. Его особенностью является интеграция или взаимопроникновение разных разделов программы: физического и музыкального развития; театральной, игровой и изобразительной деятельности. Это позволяет осуществить сотрудничество специалистов при решении задачи формирования здорового образа жизни у детей. Серия занятий объединена основной проблемой. Так в октябре месяце в детском саду был реализован проект "Питание и здоровье" (Приложение № 3).
Цель проекта - помочь детям узнать о влиянии правильного питания на здоровье, познакомить с витаминами и продуктами питания, в которых они содержаться. При этом использовалась заинтересованность каждого ребенка тематикой проекта, поддерживались его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Дети вводились в проблемную ситуацию, доступную для их понимания; у них создавалась игровая мотивация. Такая форма работы эффективна как в смысле укрепления, конкретизации знаний детей, так и в налаживании сотрудничества между педагогами и специалистами, поскольку занятия познавательного цикла служат хорошей предварительной работой для занятий продуктивными видами деятельности на здоровье. В результате познавательных занятий "Витаминный калейдоскоп", "Полезные продукты" дети узнали, какие продукты полезны для организма, какие витамины содержаться во фруктах и овощах. Полученные знания были закреплены на занятии по изодеятельности "Рисование натюрморта" и в лепке овощей и фруктов из соленого теста. В ходе работы над проектом были организованы выставки поделок из овощей "Осенняя фантазия" с привлечением родителей.
Заключительный этап работы над проектом - презентация, был проведен как развлечение для детей старших групп "Картошечка", оформление выставки фотографий и детских работ.
Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми. Поэтому заведующей и старшим воспитателем детского сада планируются и организуются различные формы работы с педколлективом по повышению компетентности в области формирования у детей здорового образа жизни: семинары, консультации, педсоветы. В детском саду создана творческая группа по разработке и написанию циклов познавательных занятий для детей с валеологической направленностью. В течение года организован обмен опытом педагогов по проведению таких занятий. В результате проведенной работы знания педагогов по валеологии стали более точными и глубокими, они шире стали использовать в работе с детьми новые эффективные методы и приемы: экспериментирование, создание проблемных ситуаций, моделирование и другое.
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Анкетирование родителей показало, что, хотя все родители имели высшее и среднее образование, уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок.
Это обусловлено тем, что основная масса родителей не понимает самой сущности "здоровья", рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаляющих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья - физического, психического и социального. Поэтому необходимо знакомить родителей с работой, которая проводится в детском саду по формированию здорового образа жизни у детей.
Полученные детьми на занятиях знания должны непременно подкрепляться в повседневной жизни. Необходим также положительный пример взрослых, окружающих детей и, в первую очередь родителей. Особое значение в пропаганде здорового образа жизни в дошкольных образовательных учреждениях придается наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказывая семье практическую помощь.
Особой формой наглядной пропаганды здоровьесохранения детей среди родителей являются валеологические газеты. Материал для них подбирают воспитатели, оформляют и включают в план валеологической работы с родителями. Газета должна привлекать внимание родителей, поэтому она должна быть красиво оформлена, тексты должны быть интересны и понятны родителям. В нашем дошкольном учреждении валеологическая газета располагается в вестибюле, а также ее рублики периодически вносятся в родительские уголки на группах.
Тематика газет может быть разнообразной.
В работе с родителями также можно использовать различные тесты, которые помогают родителям определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье (см. Приложение № 4).
При организации проектной деятельности ДОУ по формированию здорового образа жизни важно ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчеств.
Реализуя данную систему работы, мы отследили следующие результаты. Более полные представления у детей формируются через:
Обозначены прогнозы и задачи деятельности на следующий учебный год, а именно:
Сверхзадача нашей работы - пропаганда здорового и творческого образа жизни,
формирование у ребенка желания "сделать себя лучше, сильнее, умнее",
научить его фантазировать и делать дело, иными словами - "создать свой
собственный великолепный мир и воплощать его в реальность". Причем не когда
- нибудь потом, в будущей взрослой жизни, а сегодня, сейчас, немедленно, не
теряя драгоценного времени.
Месяц | Содержание мероприятия | Работа с педагогами | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь |
|
|
Антропомет-рическое обследование детей. | Общее родительское собрание на тему: "Знакомство родителей со статистикой о состоянии здоровья детей в Ярославской области и системой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ". |
Октябрь |
|
Педагогический совет на тему: "Индивидуализация работы с детьми по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья". |
|
Организация выставки поделок из овощей "Осенняя фантазия", фотовыставки "Наш дом - "Колобок". |
Ноябрь |
|
Работа творческой группы педагогов над разработкой циклов познавательных занятий валеологической направленности: "Волшебное зеркало", "Дыхание", "Цветок Здоровья". | Просмотр открытого занятия по валеологии в подготовительной группе "Дыхание человека" (воспит-ль Жирнова Ю.А.) |
|
Декабрь |
|
|
Просмотр открытых прогулок в группах № 5,№ 9, № 10. |
|
Январь |
|
Консультация на тему: "Дискомфортные состояния детей. Создание условий для благополучного эмоционального состояния детей." (ст. воспитатель Кучеровская Т.Н.) | Просмотр открытого занятия по игровому стрейтчингу в средней группе (кружковая работа - Каляпичева Е.Н.) | Оформление валеологической газеты на тему: "Здоровая улыбка". |
Февраль |
|
|
Просмотр открытого занятия в ср. гр. № 7 на тему: "Знакомство с генеалогическим деревом". |
|
Март |
|
Консультация для педагогов из опыта работы по углубленной теме "Роль художественного слова в активизации движений детей" (отв. воспитатель Устименко Е.Ю.). | Просмотр открытого занятия по развитию движений в 1младшей группе № 2. | Оформление уголка для родителей по теме углубленной работы (отв. воспитательУстименко Е.Ю.) |
Апрель |
|
Контроль за сервировкой стола, созданием у детей положительных эмоций во время приема пищи. | Открытый просмотр организации питания в группах № 1, № 6. | Консультация на тему: "Как обучить малыша культурно - гигиеническим навыкам" (воспитатель Старкова И.Л.) |
Май |
|
|
Физкультурный праздник для детей среднего дошкольного возраста "Если хочешь быть здоров!" (отв. инстр. по физкультуре Маркова Е.Ю.) |
|
разработала воспитатель Соловьева М.А. при использовании учебно-методического пособия "Будь здоров, малыш!" Шахомировой А.Я., Синфа Л.Ю.
Программное содержание: Учить детей любить себя, свое тело и свой организм. Помочь детям понять, что от слов - хороших или плохих - зависит здоровье, как самих детей, так и окружающих. Помочь детям ближе познакомиться друг с другом, создать обстановку психологического комфорта.
Оборудование: корзина с зеркалами, камешки желтого цвета (на каждого ребенка), костюм сказочницы, фортепиано, магнитофон, кукла Солнышко, большой мяч, карта звездного неба.
Ход занятия
Воспитатель: (в костюме Сказочницы).
![]() |
Знаю, что вы любите сказки. |
Здравствуйте, дети! Меня зовут Солнышко. Я желтого цвета и все состою из солнечных лучиков. Я проникло к вам через стекло, И вот я у вас в гостях. Вас тут так много и я хочу с вами познакомиться. Давайте поиграем! |
Проводится психогимнастика "Ласковушка":
Дети и воспитатель бросают мяч друг другу, называют ласковым именем того,
кому кидают мяч.
Солнышко: Вот я и познакомилось с вами. Я радо, что вы по-доброму
относитесь друг к другу. Хотите, я покажу вам самое дорогое, что есть на свете?
Я принесло волшебные зеркала. (Воспитатель раздает детям из корзины зеркала).
Посмотрите в них, и вы увидите…себя. Вы и есть самое дорогое, что есть на
свете. А чтобы вы не забыли этой мудрости, давайте выучим волшебные слова,
которые вы будете говорить перед зеркалом.
Дети смотрят в зеркала и сначала говорят, а затем под аккомпонимент фортепиано поют:
Свет мой, зеркальце, скажи Правду, путь мне укажи: Кто на свете всех дороже, Всех милее и пригоже? Вижу в зеркальце ответ: "Пред тобою меркнет свет! Каждый встречный и прохожий - Для себя он всех дороже" Любим мы и пап и мам, Но дороже всех я сам! |
Солнышко: Вот вы и узнали, что каждый из вас есть самое дорогое на свете. Ну а теперь, до свидания. Спешу к другим мальчикам и девочкам.
Воспитатель: Ушло Солнышко, но оставило нам желтые камешки (раздает детям). В следующий раз, когда захотим увидеть Солнышко, возьмем в руки желтый камешек, сожмем его в руке и, Солнышко вновь придет к нам в гости.
Программное содержание: Учить детей любить себя и окружающих людей. Дать детям понять, что человек - живое существо. Учить находить сходство и различие между ребенком и куклой. Формировать представление о развитии и изменении человека в течение жизни. Воспитывать привязанность к своей семье, своему роду, друзьям.
Оборудование: корзина с зеркалами, кукла Солнышко, куклы, мяч, фото человека в разные периоды жизни от рождения до старости. Иллюстрации: "Кто как появился на свет: цыпленок из яйца, бабочка из кокона…" Фото семьи.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, вы хотели бы вновь увидеть Солнышко? Возьмите желтые камешки, сожмите их в ладошке, зажмурьте глаза и…
Солнышко: Здравствуйте, ребята! Я радо, что вы захотели меня увидеть.
Предлагаю вам взять зеркала и посмотреть в них. Каждый из вас видит себя - самое
дорогое, что есть на свете. А теперь давайте споем те слова, которые мы выучили
с вами в прошлый раз
дети поют.
Солнышко: Ребята, я часто заглядываю в комнаты к детям. И вот как-то раз я рано утром пробралось в группу и услышало разговор кукол. Они говорили о том, что не хотят жить в кукольном мире, а хотят жить среди людей. Давайте позовем кукол и спросим, так ли это?
Куклы: Да-да, мы хотим жить в мире людей.
Солнышко: Куклы очень похожи на людей. Но чтобы человек рос и развивался, ему нужно дышать, питаться, двигаться, разговаривать. У кукол есть ноги, но ходить они не могут. Есть руки, но самостоятельно двигаться они не могут, питаться им не нужно. Кукла внутри пустая, а у человека есть органы.
Воспитатель: Дети, вы знаете, как куклы появляются на свет?
Дети: Их изготавливают на фабрике игрушек. Значит, они неживые.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как появляются на свет живые существа (рассматривают иллюстрации).
Физкультминутка: Точка, точка, запятая- Вот и рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик- Вот и вышел человечек. Голова большая, Круглая такая Но еще ребенок, Хоть и без пеленок. |
Воспитатель: Кукол изготавливает мастер такими, какими их придумал художник. А ребенок появляется на свет похожим, на кого-нибудь из своих родных.
На кого похож ребенок Тот, что смотрит из пеленок. Ручкой пухлой нам грозит Лобик морщит и кричит? На кого похож малыш, Удивительный крепыш? Глазки, бровки - как у мамы, Носик, профиль - как у папы, Весь характером в сестренку, А одет он в распашонку. |
Воспитатель: Ребенок может быть похож не только на маму или папу, а
даже на бабушку, дедушку, прабабушку и прадедушку. А вы на кого похожи? (Ответы
детей)
У каждого из вас есть семья. Давайте, перечислим всех членов семьи (дети
перечисляют, воспитатель выставляет иллюстрации). У всех людей есть имена.
Имена бывают короткие и полные: например, Алеша и Алексей. Взрослых людей называют
по имени-отчеству: например, Алексей Сергеевич.
Солнышко предлагает детям назвать свое полное и короткое имя.
Воспитатель: В течение жизни у человека меняется не только имя, но и внешний облик (дети рассматривают фотографии людей в детстве, юности, зрелом возрасте).
Солнышко: Ну, а теперь, дети, мне пора уходить. Надо спешить к другим ребятам. До свидания!
Воспитатель: Вот и ушло Солнышко. А нам надо написать письмо, чтобы куклы передали его своим друзьям. В письме обобщаются знания, полученные на занятии (можно нарисовать человека, или ребенка со своей семьей, или ребенка с куклой по желанию детей).
Программное содержание: Учить детей любить себя и окружающих людей. Дать понять детям, что человек - часть природы и о взаимодействии всех природных объектов. Дать краткие сведения об организме и взаимодействии организмов между собой. Учить детей бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: Игра - лото "Живая и неживая природа", схематическое изображение человека и дерева. Схематическое изображение внутренних органов. Иллюстрации мужчин и женщин, девочек и мальчиков, разных видов деревьев. Заготовки для аппликации (большой белый лист с голубым кругом, элементы живой и неживой природы), клей, кисти.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, вы хотели бы вновь увидеть Солнышко? Тогда давайте его позовем (дети берут в руки желтые камешки и сжимают их).
Солнышко: Здравствуйте, ребята! А вот и я. Я очень радо встрече с вами. Вы все живете на одной большой планете Земля. Земля - общий дом для детей и взрослых, птиц и рыб, животных и растений. Одни проклевываются на свет из яйца, другие появляются на свет из тела матери. У одних тело покрыто перьями, у других - чешуей, у третьих - толстой прочной шкурой. Все живые существа относятся к живой природе. К живой природе относятся и растения, т.к. они питаются, растут, дышат.
Проводится игра - лото "Живая и неживая природа".
После игры выставляется иллюстрация человека и дерева. Дети и воспитатель рассматривают
и показывают части. У дерева: корни, ствол, ветви, крона. У человека: ноги,
руки, туловище, голова.
Выставляются иллюстрации разных видов деревьев.
Солнышко: На первый взгляд все деревья похожи друг на друга, но если
приглядеться повнимательней, то можно заметить, что каждое из них обладает своим
неповторимым обликом. А теперь подойдите к зеркалу
(дети встают перед большим зеркалом) Каждый из вас видит себя - самое
дорогое, что есть на свете. Посмотрите, одинаковые ли вы все? (нет, разные)
Правильно, люди тоже отличаются друг от друга.
Высокие и низкие, далекие и близкие, Гиганты, гномы, малыши, Слабые и крепыши. Блондины, брюнеты, шатены И всякие аборигены. И папы, и мамы, и дети- Роднее их нет на свете. |
Посмотрите, Саша от Вити отличается цветом волос, Никита от Сережи ростом. Люди отличаются друг от друга цветом кожи. Мальчики и девочки тоже отличаются друг от друга. Рассматривают иллюстрации.
Физкультминутка: По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке. По тропинке побежали, до лужайки добежали. На лужайке, на лужайке мы попрыгали, как зайки. Стоп, немного отдохнем, и домой пешком пойдем. |
Воспитатель: Дерево покрыто корой, а человек - кожей. Внутри каждого из нас есть органы (показ органов человека на таблице). Каждый орган выполняет свою работу. Все органы вместе называются организмом. Если у человека не будет какого-то органа, то он не сможет жить, потому что организм - это единое целое. Пока все органы человека дружно работают - человек здоров. Чтобы быть всегда здоровым, нужно правильно питаться, закаляться, больше двигаться. Человек очень тесно связан с природой. Если долго гулять в сырую холодную погоду, то можно простудиться и заболеть. А если на улице хорошая погода, светит солнце, то и у людей хорошее настроение. Вот и все, что я хотел вам сегодня рассказать. А теперь, дети, мне пора в гости к другим девочкам и мальчикам. До свидания!
Воспитатель: Солнышко ушло. А мы с вами давайте, выполним коллективную аппликацию. На большом листе с изображением Земли наклеим частички живой и неживой природы.
Ты станешь славным человеком, Найдешь заветную мечту, Ведь ты возьмешь с собой в дорогу Свою сестренку - доброту. Мне быть всегда бы с тобой рядом! А ты расти, а ты взрослей, Как тебя люблю я, Так же люби людей, люби людей. |
Программное содержание: Учить детей любить себя и свое тело. Познакомить с частями тела человека.
Оборудование: кукла Солнышко, плакат с изображением человеческого тела, внутренних органов, корзинка с зеркалами.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте позовем к нам в гости Солнышко. Возьмите желтые камушки, сожмите их в ладошке, зажмурьте глаза и…
Солнышко: Здравствуйте, ребята! Я радо, что вы захотели меня увидеть. Сегодня я вам расскажу, из каких частей состоит тело человека. Подойдите к большому зеркалу и посмотрите внимательно на себя, какие части есть у вашего тела. А теперь давайте посмотрим на этот плакат. Дети рассматривают плакат с изображением человеческого тела, называют части: голову, ноги и руки. Ответьте на вопросы:
Воспитатель подзывает ребенка и на нем показывает: вот грудь, живот, спина.
Воспитатель: Все части тела нам необходимы: руками мы едим, рисуем, выполняем разную работу, с помощью ног мы можем передвигаться. Голова нужна нам, чтобы думать, на лице у нас есть глаза, чтобы видеть, уши - слышать, нос - дышать и ощущать запахи. И туловище нам необходимо, т.к. внутри него находятся органы: сердце, легкие, желудок, кишечник (показывает на таблице).
Вопросы к детям:
Солнышко: Молодцы, ребята, я вижу, что вам интересно узнать новое о своем теле. А теперь давайте отдохнем и поиграем.
Физкультминутка: Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка, На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть. Солнышко: А теперь отгадайте загадки: На земле он всех умней, Потому, что всех сильней ( человек). Всю жизнь ходят в обгонку, А обогнать друг друга не могут (ноги). Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором (пальцы). Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит (нос). День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук (сердце). |
Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили название частей тела.
Программное содержание: Учить детей любить себя и свое тело, свой организм. Познакомить со строением кожи, её значением. Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции. Помочь понять, что от чистоты кожи зависит здоровье человека. Активизировать словарь детей.
Оборудование: кукла Солнышко, зеркала, схема строения кожи. Бумага на каждого ребенка для схематического изображения кожи, цветные карандаши, лупы, желтые камушки.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, вы хотели бы вновь увидеть Солнышко? Тогда давайте возьмем в руки желтые камушки и сожмем их.
Солнышко: Здравствуйте, ребята. Вот я и опять у вас в гостях. Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по организму человека. Мы с вами побываем на необычной планете. Это планета - загадка для нас. Я думаю, вам будет интересно. О прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним, какие части тела вы знаете (дети перечисляют). Молодцы, теперь можно отправляться в путь. А куда, нам подскажут зеркала. Посмотрите внимательно на себя в зеркало и скажите, чем покрыто ваше тело? Правильно, кожей. Кожа - наша природная одежда и защита. Дерево защищено корой, фрукт - кожурой, а у животных тело защищает шерсть (показ картинок).
Физкультминутка: Мы становимся все выше, Достаем руками крыши, На два счета поднялись, Три, четыре - руки вниз. |
Воспитатель: Кожа помогает нам ощущать холод, тепло, боль.
Провести опыты:
Солнышко: За кожей нужно бережно ухаживать, беречь и содержать её в чистоте, но об этом мы поговорим в другой раз. До свидания! Будьте здоровы!
Программное содержание: учить детей любить себя и свое тело, прививать гигиенические навыки, активизировать словарь детей.
Оборудование: кукла Солнышко, иллюстрации: ребенок под солнцем, ребенок под душем, ребенок одевается. Картинки с изображением одежды в зависимости от времен года. Желтые камушки, таблица " Предметы гигиены", посылка от Мойдодыра.
Ход занятия
Воспитатель: На прошлом занятии Солнышко рассказало нам о строении и
свойствах кожи и обещало нам в следующий раз продолжить свой рассказ.
Так давайте-же его снова позовем к нам. Возьмите желтые камешки и сожмите их
в ладони.
Солнышко: А вот и я. Здравствуйте!
Давайте вспомним для чего человеку кожа?
(-кожа защищает организм, она не пропускает воду, защищает от воды и холода).
А чтобы кожа могла выполнять все эти функции ее надо содержать в чистоте.
Дети, которые всегда следят за своей чистотой, никогда не болеют, а если и болеют,
то очень редко.
Поэтому следует выполнять гигиенические правила:
Все предметы гигиены можно разделить на 2 группы:
Физкультминутка: Раз - сомкнуться - разомкнуться, |
Вы знаете, что кожа защищает нас от жары и холода. Но долгое пребывание на солнце может привести к беде. От солнца могут быть ожоги и солнечный удар.
А если долго находиться на холоде. Не защищая кожу одеждой, рукавицами, обувью, то может произойти переохлаждение, обморожение.
Провести дидактическую игру "Одежда по сезону"
Солнышко: Ну, вот я вам и рассказал, как ухаживать за кожей. А теперь мне пора к другим ребятам. До свидания!
Стук дверь.
Воспитатель: Принесли посылку. Посмотрим от кого она. От Мойдодыра.
(Вскрывает посылку, вынимает письмо и читает).
Дорогие ребята! Я Мойдодыр, прошу вас вступить в общество "Друзей чистоты". Членами этого общества могут быть те, кто дружит с мылом, мочалкой, зубной щеткой, зубной пастой.
Кто желает быть членом этого общества, должен ответить на вопросы:
В посылке есть еще что-то? Да это же загадки.
Кирпичик розовый, душистый (Мыло) |
Ношу их много лет, (Волосы) |
|
Зубов много, (Расческа) |
Ускользает как живое, (Мыло) |
|
Резинка Акулинка (Губка) |
Вот какой забавный случай! (Душ) |
|
|
Говорит дорожка - (Полотенце) |
Воспитатель: Ну, вот ребята вы справились со всеми заданиями и можете считать себя членами общества "Друзья чистоты".
Программное содержание: Учить детей любить себя, свое тело, свой организм. Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.
Оборудование: Кукла Солнышко, камешки желтого цвета, микроскоп или рисунок микроскопа, иллюстрации, изображающие бактерии, зеркала.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы хотите опять увидеть Солнышко? Давайте его позовем. Возьмите камешки, зажмите их в ладошке и закройте глаза.
Солнышко: А вот и я! Здравствуйте ребята!
Прошлый раз мы с вами говорили о гигиене кожи. Ответьте мне, пожалуйста "Зачем
надо умываться?" Молодцы!
А теперь посмотрите в зеркала и посмотрите в них. Там вы увидите себя - самое
дорогое на свете для мам, пап, бабушек, дедушек, и т.д.
Вы все здоровы. А для того, чтобы вы оставались здоровыми, вы должны знать, как возникают болезни и как от них уберечься. Слушайте меня внимательно.
Люди издавна знали о существовании различных недугов. Иногда люди заболевали, заражаясь, друг от друга, а иногда просто потому, что ели немытые фрукты и овощи.
Порой болезнь поражала жителей целого города или страны. Но никто не мог сказать, в чем ее причина, как инфекция переходит от человека к человеку и как от нее защититься. Так происходило до тех пор, пока ученые не изобрели микроскоп. (Показать микроскоп или картинку). Заглянув в него, врачи, наконец, увидели мельчайшие организмы, которые вызывают у совершенно здоровых людей ту или иную болезнь. Их назвали микробами, бактериями и вирусами. (Показать иллюстрации).
Попав в организм человека с пищей или с воздухом, эти невидимые враги мгновенно размножаются и отправляют его в кровь, вызывая то или иное заболевание. Большинство болезней - инфекционные, т.е. ими можно заразиться от больного человека и даже от животного. Часто переносчиками различных болезней становятся мухи. Есть микробы, которые живут и размножаются в воде. Некоторые инфекции, например, грипп, передаются по воздуху. Порой инфекцию, опасную для человека, в дом заносят с улицы домашние животные - собаки и кошки.
Как же уберечься от инфекции?
От многих инфекционных болезней лучше всего защищают прививки.
Если ты все-таки заболел, то надо выполнять следующие правила:
Если вы будете следовать этим правилам, то быстро оправитесь. Ну, а теперь
мне пора к другим ребятам, я должен и им рассказать, откуда берутся болезни,
и как от них уберечься.
До свидания!
Физкультминутка. Руки на пояс поставьте сначала. Влево и вправо качайте плечами. Вы дотянулись мизинцем до пятки? Если сумели - все в полном порядке. |
Программное содержание: Учить детей любить себя, свое тело, свой организм. Бережно относиться к своему здоровью и к здоровью окружающих, закрепить знания о частях тела.
Оборудование: Большие зеркала, кукла Солнышко, желтые камешки.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, вы хотели бы вновь увидеть Солнышко? Возьмите желтые камешки, сожмите их в ладошке, зажмурьте глаза и...
Солнышко: Здравствуйте, ребята! Я рад, что вы захотели меня увидеть. Предлагаю вам подойти к зеркалам. (Воспитатель заранее продумывает, как разместить большие зеркала, чтобы каждый ребенок мог увидеть себя "всего" в зеркале). Каждый из вас видит себя - самое дорогое, что есть на свете. Сегодня мы с вами в игровой форме повторим, из чего же состоит тело человека.
Повторяйте за мной и показывайте то, о чем мы будем говорить.
Вот и повторили, из чего состоит тело человека. Ну, вот детки, вы уже многое
узнали о том, как заботиться о себе, сохранять здоровье. И я прощаюсь с вами,
улетаю домой, к звездам.
До свидания! Не болейте!
План - схема проекта "Питание и здоровье"
Название проекта, мероприятия
|
Вид проекта
|
Взаимодействие педагогов
|
Возраст детей
|
Продукт детской деятельности
|
Сроки реализации
|
"Питание и здоровье" | исследовательский | ||||
Познавательное занятие "Приготовление салата" | Воспитатель старшей группы № 12 Пискунова С.В. |
5-6 лет
|
Кулинарный класс - приготовление осеннего салата. |
26.10.2004
|
|
Познавательное занятие "Витаминный калейдоскоп" | Воспитатель старшей группы № 11 Сорокина Е.В. |
5-6 лет
|
26.10.2004
|
||
Дидактические игры (пособие "Играйка" Нищеева Н.В.) | "Вершки- корешки", " В огороде у козы Лизы", "Веселый повар" | Педагоги на группах | 5-6 лет | Сентябрь- октябрь в свободное время | |
Кроссворд к теме "Питание" | 5-6 лет | октябрь | |||
Занятие по изодеятельности "Рисование натюрморта" | Руководитель изостудии Кузнецова Ж.Г. | 5-6 лет | Детские рисунки, коллективная работа | 27.10.2004 | |
Лепка овощей и фруктов из соленого теста | Руководитель студии художественного труда Васильева Р.И. | 5-6 лет | Использование поделок для сюжетно-ролевой игры в "Магазин" | 25.10.2004 | |
Оформление ширмы - передвижки "Азбука здоровья", "Как ты ешь" | Старший воспитатель Кучеровская Т.Н. | октябрь | |||
Выставки поделок из овощей "Осенняя фантазия" | Родители детей старших групп | 5-6 лет | Поделки для уголка природы | октябрь | |
Развлечение "Картошечка" | Муз. рук. Фомичева Г.Ю., рук. театральной студии Буробина Е.А. | 5-6 лет | 28.10.2004 |
Конспект познавательного занятия с детьми: Приготовление салата " Осенняя мозаика"
Воспитатель: Пискунова С.В.
Программное содержание: закреплять понятия "овощи", "фрукты", учить резать овощи, развивая при этом мелкую моторику рук; дать возможность детям побыть в роли взрослого.
Словарь: салатница.
Продукты: помидор, огурец, лук, петрушка, яблоко, груша, соль, масло растительное.
Оборудование: разделочные доски, ножи, салатница, подносы для обрезков, фартуки, платочки, таз с водой; игрушка - домовенок Кузя; картины: сад, огород; раздаточные картины: овощи, фрукты.
Ход занятия
1. Дети сидят полукругом на стульчиках.
2. Игра " Что, где растет?"
На столах лежат картины, на которых изображены сад и огород. У детей на столе
разложены предметные картинки с овощами и фруктами. Дети классифицируют их по
группам, что растет в саду, что на огороде.
3. Входит в гости домовенок Кузя с корзиной. В корзине находятся овощи и фрукты.
Дети рассказывают стихи об овощах и фруктах:
И зелен, и густ На грядке вырос куст, Не укроп и не лаврушка, А душистая петрушка. |
Очень будете довольны, Съев огурчик малосольный! А уж свежий огурчик Вам понравится, конечно. На зубах хрустит, хрустит… Я могу вас угостить! |
|
Я - приправа в каждом блюде И всегда полезен людям. Угадали, Я ваш друг. Я - обыкновенный лук. |
Как на вашей грядке Выросли загадки - Сочные да круглые, Вот такие крупные, Летом зеленеют, осенью краснеют. (помидоры). |
|
Круглое, румяное Я расту на ветке Любят меня взрослые И маленькие детки. (яблоко) |
Домовенок Кузя хвалит детей за стихи.
Но, чтобы приготовить салат, нужно знать, что делать, как и в какой последовательности:
А теперь начитаем готовить салат. В процессе уточняем правила пользования ножом.
Дети делают, воспитатель рассказывает:
В конце дети угощаются, пробуют приготовленный салат.
Активизируйте всю иммунную систему и избавьтесь от недомоганий, прежде чем они примут серьезный характер. Предлагаемый тест покажет, умеете ли вы заботиться о своем здоровье. Пометьте выбранный Вами ответ.
Подведите итог:
Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильных ответов
1(б), 2(в), 3(б), 4(в), 5(а), 6(в), 7(а), 8(б), 9(б), 10(б),
сложите полученные очки.
8 - 10 баллов - Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.
5 - 7 баллов - Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако кое - какие вопросы Вам неплохо было бы освежить в памяти.
4 и меньше баллов - Не отчаивайтесь, еще не все потеряно - эта глава поможет Вам приобрести полезные привычки повседневной жизни.
Есть в ванной комнате у зеркала стаканчик, стоит в нем зубная щетка, дважды в день, если, конечно, успею и не забуду, я машинально повожу ею по зубам; если она совсем разлохматится,- вздохну и куплю новую, никому другому не дам - вещь все-таки интимная. Ну, еще иногда пожую жвачку без сахара - освежу дыхание. Вроде бы все. А на самом деле это далеко не все. Уход за полостью рта - процесс сложный и постоянный.
В возрасте 2-3 лет ребенок начинает учиться чистить зубы. Конечно, только в присутствии родителей и с их помощью. Стоматологи рекомендуют пользоваться специальной детской щеткой, достаточно маленькой, чтобы можно было добраться до каждого зуба. Детская зубная щетка должна иметь нейлоновые щетинки средней мягкости и с закругленными концами. На влажную зубную щетку выдавливают небольшое количество пасты - с горошинку. Помогите вашему малышу научиться правильно, чистить зубы. Приложите щетку к основанию зуба и продольными движениями старайтесь снять налет от края десны и между зубами. Покажите, что движения должны быть мелкими, а нажим легким.
Привычка-вторая натура
Как только ваш ребенок научится правильно чистить зубы, постарайтесь сделать так, чтобы это вошло у него в привычку. Для этого недостаточно сказать: так надо! Ваш малыш как раз входит в возраст "почемучки" - он любопытен, он ищет объяснений всего происходящего на свете. Поэтому наберитесь терпения и расскажите ему то, сто вы знаете о зубах: как они растут, как выглядит здоровый зуб и как больной, что бывает с зубами, если за ними не ухаживать, и почему это бывает. Объясните, что на зубах постоянно образуется зубной налет - мягкий, липкий, почти невидимый слой. Показать его несложно. Попросите детей вымыть руки, затем предложите им ногтем осторожно провести по поверхности зуба сверху вниз. Объясните: белое вещество на ногте и есть зубной налет; если мы не будем заботиться о наших зубах, бактерии, которые живут в этом самом налете, начнут разрушать зуб. Это и будет очень неприятное заболевание - кариес.
Какая зубная паста лучше? Импортная или отечественная?
Главное требование, предъявляемое к зубной пасте, - необходимое содержание в ней фтора. Фтористое соединение укрепит эмаль зуба и будет способствовать постепенному восстановлению известкового слоя. Так что, как ни жаль, но пока, по результатам исследований, импортные пасты выгодно отличаются по качеству. С точки зрения профилактики они на порядок выше отечественных.
Значение правильного питания.
Количество, качество, разнообразие продуктов, своевременность и регулярность приема пищи решающим образом влияют на здоровье зубов, а самым страшным, но вид таким безобидным врагом наших зубов является сахар. С одной стороны, сахар - это самый дешевый углевод, доступный всем. Он необходим организму, но при неправильном его потреблении сахар становится основной причиной кариеса. Так что же делать? Не исключать, конечно, сахар из нашего рациона вообще. Это и тяжело, и неправильно. Просто запомните сами и постарайтесь объяснить своим маленьким сластенам: самый большой вред зубам наносит беспорядочное употребление пирожных, печенья, сладких напитков, конфет. Старайтесь не давать сладкого вашему ребенку между основными приемами пищи. Лучше пусть он съест пирожное после обеда или выпьет колу, а потом сразу же пожует жвачку или прополощет рот…Знайте, что пакетик конфет, съедаемых в течение дня, наносит зубам больше вреда, чем все конфеты, съеденные за один прием. Запомните, какие продукты являются вредными для зубов, а какие - нет, и старайтесь, чтобы в рацион ребенка они входили хотя бы в равных пропорциях. Итак, особенно портят наши зубы: липкие конфеты (ириски), изделия из муки мелкого помола (печенье, пирожные, торты, пирожки), консервированные продукты (компоты, сиропы), а также сладкие шипучие напитки и нектары. А еще, как не обидно, в этот список входят и наши любимые бананы. Однако не менее длинен и перечень полезных, безопасных для зубов продуктов: сырые фрукты и овощи, орехи и семена, любая рыба, маложирные сыры, натуральные соки и йогурты, частично обезжиренное молоко, чай.
Зачем идти к врачу?
Итак, если вы учли все наши рекомендации, если у вашего ребенка красивые белые зубки, если на зубную боль он не жалуется, вы вздыхаете с облегчением и, оберегая себя и малыша от лишних переживаний, решаете к стоматологу не идти. Однако неплохо запомнить: все ранние стадии заболеваний полости рта проходят практически безболезненно. Обнаружить их может только стоматолог. Поэтому и посещать зубной кабинет для профилактического осмотра надо регулярно - не реже двух раз в год. Именно от вас зависит, будет ли дверь этого кабинета внушать вашему ребенку панический ужас или нет.
Не надо вести его туда обманом - будто собрались в магазин или к бабушке: ребенок не простит этого и станет недоверчивым. Не пытайтесь применить шантаж: дашь доктору поставить тебе пломбу, тогда получишь десять рублей. Не взывайте к силе воли: ты же мужественный мальчик, потерпи. Во всех этих случаях доктор со всеми его пыточными инструментами предстанет неким чудовищем, в лапы которого добровольно, или обманом, или за плату должен попасть беззащитный малыш. Лучше попробуйте рассказать ему, как отважный зубной врач день и ночь готов сражаться за его зубки. Кстати о хороших врачах: человек в белом халате, которому вы доверяете своего малыша, должен быть не только отличным специалистом. Ни на минуту он не имеет права забыть, что перед ним сидит маленький напуганный человечек, что страх мучает его гораздо больше, чем зубная боль. А если у зубоврачебного кресла стоит не человек, а бездушная машина, не лучше ли заглянуть в соседний кабинет?
№ | Вопросы по теме | До изучения темы | После изучения темы |
|
Как ты понимаешь, что такое организм? |
|
|
|
Какие части тела ты знаешь? |
|
|
|
Из каких маленьких частичек состоит наш организм? |
|
|
|
Какие органы ты можешь назвать? |
|
|
|
Для чего человек должен знать свой организм? |
|
|
|
Как можно использовать знания об организме в жизни? |
|
|
№ | Тема | Срок выполнения |
1 | Диагностика и закрепление материала
|
Сентябрь |
2 | "Я - это кто?" | Октябрь |
3 | Кости и скелет - опора тела. | Ноябрь |
4 | Мышцы, их роль в осуществлении движений нашего организма. | Декабрь |
5 | Плоскостопие.Царственная осанка - залог здоровья. | Январь |
6 | Что такое сердце? | Февраль - март |
7 | Для чего мы дышим? | Апрель - май |
8 | Будьте - здоровы! | Май - июнь |
Анатомия | Нос | 1 | Анатомия | Нос | 1 | ||
Загадки о носе Между двух светил посредине один. |
Игра "Узнай по запаху" Предложить детям закрыть глаза и определить некоторые знакомые запахи. Для этого можно использовать лекарство (например, микстуру от кашля на
основе аниса), жевательную резинку, дольку апельсина, пихтовое масло (хвойный
запах), чеснок, соления (запах маринада). |
||||||
Анатомия | Нос | 3 | Анатомия | Нос | 4 | ||
Мой замечательный нос Я ничего не знаю. Э. Мошковская |
Зачем нам нос? И зачем только они нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь, да нос расшибешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали - носовой. Дышать мы и ртом можем. Так? Так, да не так. Нос наш не менее важен, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему? А вот послушайте. Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Вы сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт. (Можно показать рисунок - нос в разрезе). Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью - слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организмКроме того, проходя по лабиринтам, воздух согревается. Так что в легкие он попадает уже теплым и очищенным от микробов. Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем: А-ап-чхи! И нос очищается.А еще нос первым сообщит мозгу о не пригодном для дыхания воздухе (газ, химические запахи)А как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос! |
||||||
Анатомия | Нос | 5 | Анатомия | Нос | 6 | ||
Насморк Чаще всего простуда начинается с насморка. Нос первым вступает в бой с микробами. Прежде всего, он начинает вырабатывать как можно больше слизи. С ее помощью нос пытается задержать нашествие микробов, не дать им проникнуть в горло и к легким. Когда слизи становится очень много, нос пытается освободиться от нее. Как? А вот так: А-ап-чхи! Но при чихании необходимо прикрывать нос платком, иначе своими микробами мы можем заразить всех, кто находится рядом. |
Откуда пришли выражения? Носом землю рой, а найди. Держи нос по ветру. Носом чую: беда будет. |
||||||
Анатомия | Нос | 7 | Анатомия | Нос | 8 | ||
Как бороться с насморком Вспомните, что делает ваша мама, когда у вас начинается насморк? Во-первых, нужно потеплее одеться. И главное, чтобы ноги оказались в тепле. При чем здесь ноги? А вот причем. Еще древние греки заметили связь между состоянием ног и насморка. Промочил ноги - схватил насморк. Поэтому возьмите тазик с горячей (но такой, чтобы не обжечься) водой, можно добавить сухой горчицы, опустите в него ноги и посидите, погрейтесь. Затем вытрите сухо-насухо ноги и поскорее надевайте теплые шерстяные носки. Не забудьте про горячее питье. Подойдет чай с медом, малиной, другими лекарственными травами. Можно попить теплое молоко. Главное, побольше тепла! |
Профилактика насморка Еще древние греки говорили: "Держи голову в холоде, желудок в голоде, А НОГИ В ТЕПЛЕ". Старайтесь, чтобы ноги были всегда теплые и сухие. Промочили ноги - немедленно домой переобуваться. Опытные туристы и путешественники всегда носят с собой запасные носки и обувь. И никогда не тронуться в путь, пока не высушат, отсыревшую пару у костра… Можно нос закалить. Для этого нужно два раза в день промывать его подсоленной водой (на стакан воды комнатной температуры полчайной ложки соли).Можно закапывать в нос настойку из чеснока (мелко нарезанный зубчик чеснока заливается стаканом воды и настаивается 1-2 часа). |
||||||
Анатомия | Нос | 9 | Анатомия | Нос | 10 | ||
" ак найти дорожку" Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Стали они к разным зверям обращаться, дорогу спрашивать. Белка посоветовала с одного дерева на другое перепрыгивать. А вот какой разговор произошел с зайцем: "Скачет заяц. Ребята и ему спели свою песенку:-Зайка, зайка, расскажи.
Зайка, зайка, покажи, как найти дорожку к дедушке в сторожку. Как вы думаете, смогут ли по такому описанию ребята найти дом дедушки? Почему не смогут? В. Берестов |
Правила гигиены и безопасности Нельзя ковырять в носу пальцеми тем более острым предметом. Нельзя засовывать в нос посторонние предметы. При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха. Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным для каждого члена семьи. |
||||||
Анатомия | Нос | 11 | Анатомия | Нос | 12 | ||
Замечательные носы в сказках, мифах и в жизни Нос Буратино длинный, тонкий, отражает любопытный характер своего хозяина, который очень любил совать свой нос во все дела (А. Толстой. "Золотой ключик, или Приключения Буратино"). Нос Пинноккио рос, если хозяин говорил неправду. Карлик Нос до встречи с ведьмой был нормальным мальчиком. Но, насмеявшись над носом старухи, и сам стал обладателем безобразного носа. (В. Гауф. "Карлик Нос"). Очень большим носом обладал французский поэт Сирано де Бержерак. Над ним часто подсмеивались, но Сирано так ловко и остроумно отвечал обидчикам, что тем приходилось прикусить язык. К тому же Сирано был так умен и образован, что его некрасивый нос совершенно не замечался его друзьями. |
Когда так говорят? Совать нос не в свое дело. Водить за нос. Остаться с носом. Нос не дорос. Нос повесил. Держи выше нос. Нос утереть. |
||||||
Анатомия | Глаза | 1 | Анатомия | Глаза | 2 | ||
Загадки о глазах На краю полей пшеничных |
Игра "Покажи и позвони" Правила: Перед детьми расположены картинки с изображением предметов (опасные, безопасные предметы для глаз), повернутые изображением вниз. Дети под музыку выполняют разные движения, на конец музыки нужно взять любую картинку. У кого - опасные предметы - поднять картинку вверх. |
||||||
Анатомия | Глаза | 3 | Анатомия | Глаза | 4 | ||
А знаете ли вы, что Муравьи даже днем видят звезды Стрекоза хорошо различает цвета, но только нижней частью глаза. Верхняя половинка всегда смотрит в небо, на фоне которого добыча хорошо заметна. У пчел пять глаз: два больших и три маленьких. Кроме того пчелы необычно воспринимают цвета. Так, например, они не опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет. |
Дальтонизм Есть люди, которые не различают цвета. Они страдают болезнью, которая называется "дальтонизм". Распознали эту болезнь в 1875 году. Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в результате которого погибло много людей. Осталось непонятным, как мог машинист повести поезд на красный свет. Объяснение оказалось неожиданным. Оставшемуся в живых машинисту показали мотки цветных ниток и установили, что он не различает цвета. Явление цветовой слепоты описал английский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим недугом. |
||||||
Анатомия | Глаза | 5 | Анатомия | Глаза | 6 | ||
Почему так говорят? Глаза - зеркало души. Слепые люди видят по - своему. |
Беседа о зрении. Цель: выявить имеющиеся у детей знания, подвести их к пониманию
того, как нелегко живется слепым людям, формировать гуманные чувства по
отношению к инвалидам. Воспитатель может рассказать детям о специальном шрифте для слепых людей в виде выпуклых букв - шрифте Брайля, предложить детям с завязанными глазами узнать буквы на ощупь. Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию того, что у слепых
из- за невозможности видеть окружающее обостряются другие виды чувствительности. |
||||||
Анатомия | Глаза | 7 | Анатомия | Глаза | 8 | ||
Опыт № 1. Цель: определить реакцию зрачков на различное освещение. Детям
предлагают рассмотреть зрачки друг друга, сначала в освещенной комнате,
а потом в полумраке (при задернутых шторах). |
Опыт № 2 Цель: доказать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение. Материал: Карточка, в левом верхнем углу которой нарисован крест, а в правом нижнем два круга (маленький и по - больше). Ребенку предлагают смотреть одним глазом на крест, второй глаз закрыть ладошкой. При этом в поле зрения находятся два круга. Затем ребенка просят попеременно приближать и удалять карточку, не переводя взгляда с креста. В какой - то момент один из кругов перестает быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно. |
||||||
Анатомия | Глаза | 9 | Анатомия | Глаза | 10 | ||
Разберемся вместе, дети, Н. Орлова |
Беседа "Для чего нужны глаза" Глазами мы видим разные предметы: их форму, величину, окраску, видим весь мир, читаем книги, смотрим телевизор. Закройте глаза, и все как - будто исчезло, одна чернота. Для большей убедительности можно предложить детям закрыть глаза и рассказать, что они ощущают. Откройте глаза и все опять появится. Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз? Природа заботливо оберегает глаза, они расположены в специальных углублениях - глазницах. Закрывает этот дом специальная дверца - веко. Потечет пот со лба - его остановит бровь. Ветер понесет в глаза пыль - ее задержат реснички. А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед глазами. Весь глаз похож на шар и называется глазным яблоком. Радужная оболочка может быть разного цвета, а в центре радужной оболочки находится зрачок |
||||||
Анатомия | Глаза | 11 | Анатомия | Глаза | 12 | ||
У всех представителей животного мира разные глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут. "Глазные пятна", воспринимающие свет есть даже у простейших животных. Воспринимают свет даже растения, поворачивая к нему свои листья. Но "глазные пятна не способны воспринимать изображение, они лишь реагируют на свет. Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться. У раков глаза расположены на специальных антенках - стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. И еще у раков есть глаз на хвосте, который помогает ориентироваться когда рак пятится назад. А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча. У совы и филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же видят они в темноте. |
Правила гигиены и безопасности. - Читать, рисовать надо только при хорошем освещении. При этом нужно, чтобы расстояние от стола до глаз было не меньше 30 см. - После длительного напряжения глаз рекомендуется поднять голову и посмотреть вдаль. - Нельзя смотреть без темного стекла на солнце, сварку и другие яркие предметы. А вот зеленый цвет растений благоприятно воздействует на зрение. -Нельзя долго смотреть телевизор, если смотришь, нужно, чтобы был еще источник света, т.к. яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Нельзя сидеть близко к экрану. - Опасно тереть глаза руками, особенно если они грязные. Если в глаз что-нибудь попало, нужно промыть его водой. Если мусор не вынимается, нужно срочно обратиться к врачу. |