Муниципальное образовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа
Рыбинского муниципального округа
Школьный летний оздоровительный лагерь
"Планета Почемучек"

Введение
Общие положения:
Концептуальная модель детской оздоровительной смены "Планета
почемучек"
Основные направления и виды деятельности
Структурная модель программы "Планета почемучек"
Заключение
Презентация
Введение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа работает в режиме разноуровневого
обучения, осуществляя дифференцированный и личностно ориентированный подход
к обучению и воспитанию учащихся в соответствии с основными задачами и направлениями
"Программы преобразования системы образования РМО" и "Программы
развития школы". Образовательное учреждение является с 2002 года экспериментальной
площадкой ЯИРО по теме "Развитие личности сельского школьника средствами
современных образовательных технологий", с 2005 года экспериментальной
площадкой международной академии наук педагогического образования "Самосовершенствование
личности сельского школьника".
Внедрение педагогических технологий требует большой теоретической и практической
подготовки кадров, увлеченности их процессом обучения воспитания, не создавая
перегрузки как себе, так и учащимся (Приложение № 1 "Анализ состояния здоровья
школы"). Поэтому одной из важнейших задач не данном этапе является достижение
положительной динамики состояния здоровья участников образовательного процесса
(Приложение № 2 "Концептуальные идеи школьной программы "Здоровье").
Особенности учебно-воспитательного процесса в контексте решения этой задачи:
- разноуровневое обучение в общеобразовательных и специально-коррекционных
классах;
- занятия для учащихся с психологом логопедом;
- щадящий режим учебно-воспитательного процесса в 1 классах, группах продленного
дня, дневной сон первоклассников;
- дифференцированный подход к занятиям физической культуры, создание специальных
медицинских групп;
- индивидуальное обучение детей с ослабленным здоровьем;
- создание условий для успешной адаптации учащихся 1, 5, 10 классов на новой
ступени обучения;
- преподавание курсов основ безопасности жизнедеятельности с 1 по 11 классы;
- методико-психологическое образование учащихся и создание условий для формирования
здорового образа жизни через реализацию муниципальной программы социального
закаливания школьников и работу общешкольного клуба "Здоровье" (Приложение
№ 3 Клуб "Здоровье").
- организация спортивно-массовой работы с учащимися (Приложение № 4
"План организации физкультурно-оздоровительной спортивно-массовой работы
в школе");
- утренняя зарядка для всех учащихся школы, физкультминутки на уроках, динамическая
пауза в течение учебного дня для первоклассников;
- работа на базе школы секций от спортивной школы п.Песочное, в которых занимается
44,9 % учащихся;
- система мониторинга уровня физического развития;
- ежегодная работа летнего оздоровительного лагеря.
В ходе реализации летнего оздоровительного лагеря подтвердилась его эффективность
в плане оздоровления учащихся путем приобщения их к здоровому образу жизни,
повышения потребности в совершенствовании физической, духовной, нравственной
и социальной культуры, адаптации детей подготовительной группы детского сада
"Сказка" к школе через общение и сотрудничество с классным руководителем,
психологом, логопедом.

Общие положения
Историческая справка
Детский оздоровительный лагерь отдыха при Октябрьской средней школе функционирует
более 10 лет.
Адрес: 152961, Ярославская обл.,
Рыбинский район,
п.Октябрьский,
Октябрьская средняя школа.
Краткая характеристика лагеря
- Количество детей 60 - 100 человек;
- Возраст детей - 7 - 14 лет;
- Продолжительность смены - 18 дней;
- Количество отрядов - 3;
- Пребывание в лагере - с 8 до 17 часов.
Финансирование
Средства на содержание лагеря выделяются Фондом социального страхования. Определённый
процент от стоимости путёвки составляет родительская плата. Помощь в финансировании
хозяйственной и досуговой деятельности оказывают ОАО "Ярославский бройлер"
и "Юниор".
Материально-техническая база
Здание школы расположено на территории Октябрьской сельской администрации. Вокруг
школы находятся жилые дома. Под лагерь задействованы правое крыло здания начальной
школы (учебные кабинеты, коридоры, туалеты), спортивный зал, актовый зал, библиотека,
спортивная площадка у школы, стадион. Для организации досуговой деятельности
имеются настольные игры, конструкторы, теннис, бадминтон, шашки, шахматы, спортивный
инвентарь. Специально оборудованы игровые комнаты для младших и старших школьников,
комната отдыха на 30 мест. В видеосалоне имеются телевизор, аудио - и видеоаппаратура.
Организация питания
Питание организуется на базе школьной столовой. В связи с повышенной двигательной
активностью в летний период энергетический обмен и потребность в пищевых веществах
увеличивается.
По утверждённому СЭС цикличному меню осуществляется трёхразовое питание с достаточным
количеством свежих фруктов, овощей, ягод, зелени.
Имеются в наличии необходимые журналы для контроля:
- За качеством продукции для детского питания, поступающей в столовую;
- Блюд, выпускаемых пищеблоком;
- Учёта питания детей;
- Контроля за соблюдением питьевого режима.
Санитарно-гигиенический режим
Приобретается необходимый запас моющих средств, дезосредств, уборочного инвентаря,
спецодежды для технического персонала. Выделены специальные помещения для хранения
и обработки уборочных принадлежностей. Влажная уборка лагерных помещений, коридоров,
пищеблока, мест общего пользования осуществляется согласно графика 2 раза в
день в 11.30 и 16.30. Соблюдается режим проветривания лагерных помещений, согласно
предписаний СЭС по специальному графику проводятся противомушные, дезинфекционные
и дезинсекционные мероприятия, осуществляется контроль за качеством поступающей
воды. В местах общего пользования и спальной комнате за каждым ребёнком закрепляется
определённое место и маркируется соответствующим образом. Каждый ребёнок имеет
личные средства гигиены и сменную обувь (приложение № 5 "Циклограмма производственного
контроля в летнем оздоровительном лагере Октябрьской средней общеобразовательной
школы").
Обеспечение безопасности детей
Руководитель лагеря проходит обучение по пожарно-технической подготовке. До
открытия лагеря с каждым работником проводятся инструктажи по технике безопасности
с рассмотрением вопросов:
- Требования пожарной безопасности к зданиям и помещениям;
- Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.
- Действия при возникновении пожара и чрезвычайных ситуациях на основе соответствующих
инструкций. В коридоре оформляется инструктивный уголок данной тематики, ведётся
необходимая документация (Приложение № 6 "Инструкция по пожарной безопасности
в летнем оздоровительном лагере при Октябрьской средней общеобразовательной
школы").
Организация жизнедеятельности детей
Осуществляется на основе комплексного плана оздоровительной, воспитательной
и спортивной работы, утвержденного начальником лагеря.

Кадры
В лагере работают учителя начальных и старших классов школы, музыкальный и физкультурный
работники, медсестра, логопед, вожатые из числа старшеклассников школы, учащихся
педагогического колледжа и университета.
Должностные обязанности работников
летнего оздоровительного лагеря
Воспитатель
- Планирует и организует жизнедеятельность детей, их воспитание.
- Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий социальной
адаптации.
- На основе изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолога
планирует и проводит с ними коррекционно-развивающую работу.
- Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление
здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию,
отвечает за их жизнь и здоровье.
- Организует с учётом возраста детей работу по самообслуживанию.
- Организует выполнение детьми режима дня, оказывает им помощь в организации
досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное
и научно-техническое творчество и другие объединения по интересам.
- Способствует проявлению интереса детей к определённому виду деятельности.
- Оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности
коллектива.
- Взаимодействует с родителями детей.
- Координирует деятельность вожатых и других работников в рамках единого
воспитательного процесса.
Вожатый
- Содействует развитию личности, талантов, умственных и физических способностей,
формированию общей культуры личности, педагогизации окружающей среды.
- Изучает возрастные и педагогические способности, интересы и потребности
детей, создаёт условия для их реализации в различных видах творческой деятельности.
- Организует разнообразную совместную деятельность детей и взрослых, индивидуальную
работу с детьми и подростками.
- Руководит одним из направлений: научно-техническим, художественно-творческим,
спортивно-туристическим и др.
- Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально
значимые инициативы детей в сфере свободного времени, досуга и развлечений.
- Использует для работы с детьми учреждения культуры и спорта, привлекает
родителей, общественность.
- Организует отдых детей, несёт ответственность за их жизнь и здоровье.
Медицинская сестра
- Проводит диагностику оздоровления детей;
- Осуществляет контроль за соблюдением режима дня;
- Контролирует качество продукции, выпускаемой пищеблоком и организацию питания
детей;
- Проводит санитарно-гигиеническую работу и профилактические мероприятия
по предупреждению детского травматизма;
- Пропагандирует здоровый образ жизни;
- Организует обучение и оказание первой медицинской помощи;
- Контролирует соблюдение двигательного режима;
- Осуществляет контроль за всеми формами физкультурных мероприятий, трудовых
дел, закаливанием детей;
- Контролирует питьевой режим;
- Ведёт медицинскую документацию;
- Осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием лагерных помещений,
качеством поступающей воды;
- Организует и ведёт учёт витаминизации детей;
- Совместно с физкультурным работником проводит коррекционную гимнастику
для детей с нарушением осанки, зрения, плоскостопием.
Музыкальный работник
- Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребёнка,
формирование эстетического вкуса;
- Использует различные виды и формы организации музыкальной деятельности
детей;
- Стимулирует развитие творческой деятельности детей через использование
активных форм;
- Умеет формировать подгруппы детей с учётом их способностей и интересов;
- Владеет и применяет методики музыкального воспитания;
- Организует и проводит музыкальные праздники, игры, конкурсы, участвует
в проведении спортивных мероприятий, утренней зарядки;
- Воспитывает любовь к музыке через разучивание песен, частушек, участие
детей в мероприятиях;
- Знакомит детей элементами национальной культуры, воспитывает любовь к народному
творчеству.
Физкультурный работник
- Владеет организационными формами работы с детьми;
- Внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания;
- Организует и проводит оздоровительные физкультурные мероприятия, секции;
- Осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией спортивного инвентаря,
хранением и использованием спортивной формы;
- Способствует физической реабилитации детей, имеющих отклонения в здоровье
и слабую физическую подготовку;
- Осуществляет подготовку команд к участию в лагерных спортивных соревнованиях.
Логопед
- Обследует детей, будущих первоклассников, определяет структуру и степень
выраженности имеющегося у них дефекта;
- Организует и осуществляет групповые и индивидуальные занятия по исправлению
отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;
- Использует данные медицинского обследования детей;
- Консультирует педагогических работников, родителей по применению приёмов
и методов оказания помощи детям;
- Имеет соответствующие наглядные пособия и материалы для занятий, ведёт
необходимую документацию.
(Приложение № 7 "Программа логопедических занятий").

Социальное партнёрство
В процессе работы лагеря планируется сотрудничество с Октябрьским культурно-
досуговым комплексом через проведение совместного традиционного праздника к
Дню защиты детей, праздников русской берёзки, любителей животных "Мисс
кис-кис", а также игр, конкурсов, аттракционов, дискотек. В Октябрьском
ДШ "Алые паруса" для ребят организуются занятия в кружках, посещения
компьютерного клуба, развлекательные мероприятия.
В течение смены планируются поездки в Рыбинский драматический театр, Рыбинский
историко-художественный музей, Ярославский цирк, прогулка на теплоходе по р.Волга,
поездка в парк отдыха на карусели с посещением аттракционов, туристические мероприятия.
Помощь в подборе материалов, литературы и проведении мероприятий оказывают работники
сельской детской библиотеки.
Общее руководство и контроль за деятельностью лагеря
Общее руководство и контроль за деятельностью всех структур лагеря осуществляется
начальником лагеря совместно с другими работниками на основе специально разработанной
Циклограммы производственного контроля за деятельностью всех структур лагеря.

Концептуальная модель детской оздоровительной смены "Планета Почемучек"
Целеполагание
Цель: организация полезного и содержательного летнего отдыха детей, укрепление
здоровья, удовлетворение потребностей в творческой самореализации, общении и
самодеятельности, стимулирование процесса саморазвития личности ребёнка.
Задачи:
- Создание условий для восстановления и укрепления здоровья детей, работа
над общим закаливанием организма;
- Формирование навыков коммуникативной культуры детей, взрослого и ребёнка,
толерантного поведения;
- Приобщение к духовным и художественным ценностям, национальной культуре;
- Воспитание гуманного отношения к природе, окружающей среде, любви к малой
Родине;
- Поддержка и развитие инициативы и творчества детей, содействие психосоциальной
самореализации каждой личности.
Основные приоритеты
Исходным считается положение, что в свободное каникулярное время ребёнок должен
иметь больше возможностей стать активным участником и организатором социально
значимой деятельности. Происходит развитие самостоятельности, взросление и социальная
ориентация ребёнка как субъекта развития. Детский оздоровительный лагерь является
частью социальной среды, пространством для реализации потребностей в художественном,
физическом, социальном самовыражении личности. Составляющие детского отдыха
- оздоровление, общение и сотворчество. Полноценный отдых ребёнка невозможен
без создания доброго климата в детском коллективе, гуманистического стиля взаимоотношений
детей и взрослых.
Психолого-педагогические положения организации летнего отдыха и оздоровления
детей
- Личностно-ориентированный подход к организации коллективной жизнедеятельности
лагеря, признание личности как социальной ценности;
- Единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми, взаимосвязь
с семьёй и социальной средой;
- Дифференциация интересов детей с учётом уровня их потребностей, социально
значимая направленность деятельности;
- Массовость и добровольность участия детей в предлагаемых видах и формах
свободного времени;
- Участие детей в реальном самоуправлении, делегирование детям ответственности
за принимаемые решения;
- Субъект - субъектные отношения взрослых и детей на основе совместного интереса
и деятельности;
- Обеспечение гарантий социальной защищённости, оказание помощи детям, находящимся
в трудной жизненной ситуации;
- Развитие ценностных ориентаций, превращение обобщённого социального опыта
в навыки общественно-ценной деятельности.

Основные направления и виды деятельности
Детский оздоровительный лагерь характеризуют предметно-практическая деятельность,
конкретные жизненные ситуации. Взаимодействие детей носит нетрадиционный характер
по содержанию и форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует
проявлению инициативы и социальной активности. Диапазон видов деятельности разнообразен:
коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, образовательная
и др., составляющих процесс социального взаимодействия и сотворчества детей.
Механизм жизнеобеспечения строится на основе создания оптимальных условий для
успешной деятельности ребёнка в пространстве свободного времени.
Спортивно-оздоровительное направление
Цель:
- сохранение и укрепление здоровья детей.
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой
физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных
упражнений, витаминизацию детей.
Формы работы:
- Ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
- Бег и прыжки;
- Спортивные игры;
- Аттракционы;
- Эстафеты и соревнования;
- Спортивные праздники;
- Принятие солнечных воздушных ванн;
- Водные процедуры;
- Корригирующая гимнастика для детей, имеющих нарушения зрения, осанки, плоскостопие;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Витаминизация детей.

Творческо-интеллектуальное направление
Цель:
- расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей
детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе
которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми
предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к
труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее
целесообразном применении.
Культурно-массовое направление
Цель:
- организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического
вкуса и коммуникативной культуры.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и
положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление
норм поведения и правил этикета, толерантности.
Формы работы:
- Игра;
- Конкурс;
- Викторина;
- Праздник;
- Турнир;
- Поход;
- Библиотечный час;
- Посещение музея, театра;
- Просмотр фильма;
- Чтение книги;
- Дискотека;
- Соревнование;
- Эстафеты;
- Трудовой десант;
- Занятия в кружках.

Структурная модель программы "Планета Почемучек"
Планета Почемучек находится в нашей Галактике. Она становится домом, местом
существования для детей. Ребята, попадая на эту планету, встречаются массой
нового, неизвестного и загадочного. На каждом шаг их ждут таинственные сложные
испытания. Чтобы их преодолеть, нужно проявить собственные смекалку и творчество,
быть сильными, настойчивыми. Ребята узнают, что многие дела лучше спорятся,
когда их выполняешь сообща, что ведет за собой сплочение коллективов.
Каждый день жизни на Планете - это не только принятие новой информации, но поиск
приключений. Открытие ответов на вопросы "Почему?", "Как?",
"Зачем?" влечет за собой постоянное совершенствование личности ребенка.
Девиз жителей Планеты Почемучек "На планете я живу и вопросы задаю. Дальше
к звездам полечу, все на свете знать хочу". Новый их день начинается с
песни. Взрослые являются наставниками, помогающими детям узнавать новые интересные
факты, ведущими их по сложным, интересным дорогам на Планете Почемучек. Каждый
отряд - это один из элементов солнечной системы (метеорит, летающая тарелка,
комический корабль и др.). В каждом отряде есть капитан, штурман, любитель природы,
художник и т.д.
Капитан и штурман следят за соблюдением распорядка дня. Ребята самостоятельно
могут выбирать и назначать ответственных за другие дела на Планете Почемучек.
В отрядах существует система поощрения "Экран приключений на Планете Почемучек",
в котором отражается активность каждого ребенка. Итогом деятельности является
Информина с ответами на 18 вопросов "Почему?", полученными детьми
за 18 дней лагерной смены. Эту информину оформляют сами дети, рассказывая о
тех новых знаниях и умениях, которые они приобрели. Фон фрагмента данной информины
соответствует направлению деятельности течении дня:
- Красный - "здоровье";
- Оранжевый - "общение";
- Жёлтый - "творчество";
- Зелёный - "познание";
- Голубой - "игра";
- Синий - "культура";
- Фиолетовый - "спорт".
Каждый день, уходя из лагеря, дети отмечают звездочкой своё настроение в цветовой
гамме:
- Красный - "отличное";
- Жёлтый - "хорошее";
- Зелёный - "грустное";
- Синий - "плохое".
В конце смены в небе над Планетой Почемучек засверкает всеми цветами космический
звездопад - символ света, радости и счастья.
Заключение
В условиях ежегодной работы летнего оздоровительного лагеря:
- учащиеся и будущие первоклассники чувствуют себя комфортно;
- снизилась заболеваемость органов зрения, опорно-двигательной и нервной системы
(Приложение № 8 "Информационная справка о результативности деятельности
летнего оздоровительного лагеря "Планета почемучек" Октябрьской
средней общеобразовательной школы").
- повысилась потребность учащихся к здоровому образу жизни;
- родители включились в реализацию школьной программы "Здоровье";
- наблюдается положительная динамика адаптации дошкольников на 1 ступени обучения
(Приложение № 9 "Адаптация будущих первоклассников к школе").
Из отзывов родителей учащихся о летнем оздоровительном лагере:
- лагерь стал родным домом для наших детей;
- воспитатели являются наставниками, развивают творческие способности учащихся;
- наши дети стали выносливее физически и устойчивы к простудным заболеваниям;
- каждый день жизни на планете - это путешествия, поиск новых приключений;
- дети возвращаются домой с приподнятым настроением.
