Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского и юношеского туризма и экскурсий
Департамента по делам образования и молодежи
Рыбинского муниципального округа
Очно-заочный конкурс "По следам
Робинзона"
в аспекте внедрения технологий здоровье сбережения
Введение
Пояснительная записка
Описание игры-конкурса
Образовательно-оздоровительная программа
Ожидаемые результаты и методика их замера
Оценка позитивности конкурса
Здоровье сберегающие технологии, используемые в ходе реализации
очно-заочного имитационного конкурса "По следам Робинзона"
Список литературы
Приложения
Приложение № 1: Положение о проведении очно-заочного имитационного
конкурса "По следам Робинзона"
Приложение № 2: Задания заочных туров конкурса за 2003-2004 гг
Приложение № 3: Ответы участников на задания заочных туров
Приложение № 4: Фотоматериалы о проведении очного тура конкурса
Приложение № 5: Дневники участников очного тура конкурса
Приложение № 6: Результаты анкетирования участников конкурса.
Приложение № 7: Удостоверение участника конкурса

ВВЕДЕНИЕ
На смотр- конкурс методических служб образовательных учреждений Рыбинского муниципального
округа "Методическая работа в аспекте внедрения технологий здоровье сбережения
участников образовательного процесса" Центр детского и юношеского туризма
и экскурсий представляет описание наиболее привлекательной для детей формы работы,
на сегодняшний день используемой только в нашем коллективе - очно-заочного конкурса
(игры) "По следам Робинзона". Разработкой Положения этого конкурса
занимается методическое объединение "Школа выживания" (руководитель
Никитин В.Б.).
Очно-заочный имитационный конкурс "По следам Робинзона" является
преемницей очной игры "Хатифнат" и в 2004-05 учебном году проводится
Центром в седьмой раз. Ежегодно в заочных турах конкурса принимает участие 50-60
человек, в очном туре - 12-14 человек.
Участниками конкурса в разное время были учащиеся школ №1, 3, 5, 6, 15, 17,
19, 20, 26, 32, 33, 43, Кстовской, Ломовской, Сретенской, Покровской, ПУ №1,
23, РРУ, Милюшинского детского дома, клуба "Сокол" и объединения скаутов.
Трижды принимали участие в очном этапе конкурса педагоги.
В ходе написания методической разработки использованы следующие методы исследования:
- наблюдения;
- тестирование;
- анализ работ учащихся и результатов деятельности педагогов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление
здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни и ответственности
за свое здоровье, выбор таких технологий, которые были бы адекватны возрасту
учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.
О здоровье сберегающих технологиях в последнее время говорят очень много. Но
вот парадокс: до сих пор термин "здоровье сберегающие технологии"
многие понимают как оздоровление учащихся, используя, например, фиточаи, тренажеры
и т.д. (хотя эти медицинские технологии должны применяться только под наблюдением
врача), или просто соблюдение СанПиНов, выдвигающих очень жесткие требования,
которые нужно воспринимать как руководство к действию.
Педагогический коллектив ЦДЮТЭ, анализируя сложившийся стиль работы, пришел
к следующему пониманию применения здоровье сберегающих технологий в учреждении:
- Соблюдение требований СанПиНов (контроль, обсуждение на совещаниях и педсоветах,
устранение выявленных недостатков и нарушений);
- Оздоровление через физкультуру и спорт (организация работы объединений спортивной
направленности, проведение массовых туристско-спортивных мероприятий, летних
полевых профильных лагерей и походов, в том числе для педагогического коллектива);
- Создание комфортной атмосферы для всех участников образовательного процесса
(создание ситуаций успеха; формирование интереса к предмету; предотвращение
дискомфортных отношений; учет индивидуальных особенностей и дифференцированный
подход; использование приемов и методов, защищающих ребенка от стрессов)
Гигиеническое обучение и воспитание, привитие школьникам норм и навыков здорового
образа жизни в ЦДЮТЭ носит комплексный и непрерывный характер, побуждает детей
к активным и сознательным действиям, направленным на:
- улучшение их собственного здоровья,
- отказ от поведения, наносящего вред собственному здоровью, здоровью окружающих,
а также природе,
- сознательное участие в охране своего здоровья и здоровья окружающих,
- активное участие в формировании среды, способствующей созданию здоровых
условий труда и быта,
- адекватное поведение в случае болезни, попадания в экстремальную ситуацию.
Реализация этих принципов возможна, в частности, через игру-конкурс "По
следам Робинзона".

ОПИСАНИЕ ИГРЫ - КОНКУРСА
Человечество достигло огромных высот в техническом прогрессе:
мир опутан сетью железных дорог, линиями телекоммуникаций и электросетями, самолеты
позволяют преодолевать расстояния за часы. Человечество подчиняет себе природу,
постигает тайны стихийных явлений и учится их предсказывать. Но и современная
система защиты дает сбой, и тогда человек, отправившийся в путешествие, остается
один на один с природой. Только в таких ситуациях человек понимает, что природа
не покорилась ему, но лишь несет бремя человечества, использующего ее богатства
в своих целях и дающего взамен слишком мало.
Человек может попасть в экстремальную ситуацию по целому
ряду причин. Это авиакатастрофа, кораблекрушение, потеря ориентации группой
туристов, поломка систем связи в турпоходе или просто попытка победить природу
в одиночку. В этих и во многих других случаях человек может выжить сам и спасти
своих товарищей, правда, приложив для этого немало сил.
Очно-заочный конкурс "По следам Робинзона"
способствует развитию волевых качеств, воспитанию выносливости, терпимости,
которые необходимы человеку, попавшему в экстремальную ситуацию. Кроме этого,
игра дает возможность детям в реальных условиях природной среды проверить свои
знания, навыки и опыт в области выживания и безопасного существования в природе
Данный конкурс проводится в ЦДЮТЭ с 1998 года. Количество
желающих принять в нем участие не только не уменьшается, но, напротив, растет,
особенно после выхода на экраны телевизионного проекта "Последний герой",
в котором дети принять участие не могут.
Ведущая цель конкурса - способствовать укреплению мотивации
подростка к здоровому образу жизни и обогащению опытом ненасильственного существования
в природе.
Задачи:
- ознакомление с навыками выживания в полевых условиях,
- туристская подготовка и привлечение детей и подростков к занятиям туризмом,
- организация содержательного досуга подростков,
- воспитание волевых и нравственных качеств.
- приобретение навыков самообслуживания, самоконтроля;
- оздоровление участников игры через жизнь в природной среде и закаливание.
- пробуждение инстинкта самосохранения.
Конкурс предназначен для детей старше 13 лет, занимающихся в объединениях
туристского направления, "школы выживания", "школы безопасности",
а также для подростков, желающих проверить себя в экстремальной ситуации.
Только имея значительный теоретический и практический навык пребывания в природной
среде, можно рассчитывать на победу, если не в конкурсе, то над самим собой.
Конкурс состоит из четырех заочных туров, совпадающих по продолжительности с
учебными четвертями, и очного тура, проводящегося в форме полевого лагеря в
летние каникулы.
Выполняя задания заочных туров, участники готовятся к преодолению возможных
трудностей теоретически, используя различные источники: специальную туристскую
литературу и литературу по выживанию, опыт прошлых "робинзонад", помощь
старших товарищей, родителей. Заочные туры включают задания, требующие от участников
теоретических знаний по строительству жилищ различного типа, способам добывания
огня, пищи, воды и способам ее очистки, знаний лекарственных, съедобных и ядовитых
растений и т.д.
Задания заочных туров оцениваются независимым жюри. Участнику конкурса в каждом
туре необходимо набрать определенное количество баллов. Тот, кто не набирает
необходимого количества баллов, выбывает из числа участников конкурса.
Большое внимание на подготовительном этапе уделяется состоянию здоровья участников:
закаливанию организма, физической подготовке, тренировке выносливости, психологическому
и эмоциональному настрою. В очном туре конкурса могут принять участие только
те дети, которые не имеют противопоказаний по состоянию здоровья. Каждый ребенок
предоставляет в Оргкомитет конкурса медицинскую справку от участкового врача
по месту жительства об отсутствии хронических заболеваний. Это требование уже
на подготовительном этапе служит стимулом для укрепления своего здоровья через
регулярные занятия спортом, физической подготовкой, закаливанием, поддержанием
здоровья (посетить стоматолога, сделать прививки от клещевого энцефалита и др.).
Участники, справившиеся с заданиями заочных туров, получают право на участие
в очном туре, который проходит в летнее время на островах Рыбинского водохранилища.
Обязательным условием участия в очном конкурсе является письменное разрешение
родителей (или опекунов). Проведению очного тура предшествует значительная подготовительная
работа: обследование островов, выбор места для базового лагеря, получение данных
санитарно - эпидемиологической службы о ситуации по клещевому энцефалиту, получение
разрешения Комитета охраны природы, лесничества, сельской администрации. Оформляются
приказы по Департаменту образования и ЦДЮТЭ, документы по организации полевого
лагеря. Производится отбор в группу наблюдателей, инструкторов, подготовка и
подбор оборудования и снаряжения, консультации и инструктажи участников конкурса,
родителей. Решаются вопросы с транспортом и материальным обеспечением лагеря.
Система полевых лагерей - достаточно традиционная форма проведения школьных
каникул. В чем состоит актуальность организации полевых лагерей сегодня?
- Лагерь позволяет получить максимальный образовательно-оздоровительный эффект
без значительных физических и эмоциональных перегрузок, характерных для многодневного
туристского похода. Осваивая элементы выживания в природной среде, навыки
туристского быта, жизни в коллективе и т.д., ребенок получает базовое образование,
не только единое для всех видов туризма, но необходимое в повседневной жизни.
- Полевой лагерь, расположенный в пределах родного края, экономичен для государства
и для семьи, что немаловажно при современных сложностях в финансировании системы
образования (исключает значительные расходы на проезд участников и руководителей;
создает возможность использования транспортных средств проводящей лагерь организации
и родителей).
- Относительно доступное расположение лагеря позволяет избежать большей части
естественных родительских страхов за жизнь и здоровье ребенка, возникающих
при организации дальних туристских походов.
- Актуальной является возможность вывезти детей из экологически неблагополучных
условий города в чистую природную среду.
- В число участников могут быть включены даже такие дети, которые по своим
физическим возможностям не смогли бы принять участие в туристском походе.

Образовательно-оздоровительная программа
Образовательно-оздоровительные задачи группируются в три взаимосвязанных блока:

В соответствии с данной структурой и распределяются частные задачи:
- Выживание в природной среде (задачи овладения навыками выживания в природной среде).
- Задачи физического оздоровления школьников.
- Формирование двигательных навыков, силы, ловкости, выносливости, быстроты
реакции, ежедневных физкультурных упражнений, игр.
- Закаливание, купание.
- Оздоровительно - рекреационные задачи - проживание детей в экологически
чистой природной среде.
- Задачи по организации четкого режима физических нагрузок, отдыха и питания.
- Формирование прикладных умений и навыков.
- Навыки организации и поддержания полевого быта.
- Навыки преодоления житейских проблем.
- Навыки ориентирования и следопытства.
- Жизнь в коллективе, лидерство (задачи развития коммуникативных и лидерских
качеств).
- Создание и поддержание комфортного социально - психологического климата
в группе.
- Задачи социализации ребенка посредством его самореализации в естественных
и искусственно созданных микрогруппах.
- Накопление опыта лидерства в малых группах.
- Комплексное краеведение.
- Задачи ознакомления с природными особенностями родного края.
- Обучение умению вести простейшие наблюдения.
- Обучение умению творчески фиксировать собственные впечатления, результаты
наблюдений.
Территория базового лагеря выбирается с учетом следующих условий: сосновый
лес, продуваемое место, наличие чистой воды, дров, удаленность от населенных
пунктов (не менее 2км, так как это связано с вопросами эвакуации при необходимости),
наличие изолированных водой участков суши (для этого подходят острова Рыбинского
водохранилища), отсутствие ядовитых и хищных животных, наличие пляжа и места
для купания, полян, пригодных для размещения палаток и проведения игр, соревнований.
На протяжении 7 лет таким местом для проведения конкурса стала прибрежная
территория неподалеку от базы отдыха Коприно Погорельской сельской администрации.
При обустройстве полевого лагеря необходимыми элементами как базового лагеря,
так и бивуаков "Робинзонов" являются наличие ямы для мусора, туалета,
умывальников, навеса от дождя и солнечных лучей, запаса кипяченой воды и дров,
склада для хранения снаряжения и продуктов, места общего сбора, флагштока
для поднятия лагерного флага.
Пребывание в лагере делится на три периода:
- организационно-обучающий;
- пребывание на острове;
- реабилитационный.
Перед высадкой на острова проводится трехдневный практический семинар, где
опытные инструкторы обучают ребят изготавливать орудия лова и охоты, строить
укрытия, добывать огонь, узнавать и использовать лекарственные и съедобные растения,
грибы, изготавливать обувь и одежду, строить плавсредства и многому другому,
столь необходимому в условиях островной изоляции.
Обязательным элементом конкурса является безопасность участников. Поэтому среди
наблюдателей - экспертов должен быть врач или взрослый, умеющий оказывать первую
доврачебную помощь, который проводит ежедневные осмотры участников. Участники
в обязательном порядке проинструктированы на случай возникновения нештатных
ситуаций на острове. Все участники проходят инструктаж по технике безопасности
с фиксацией в журнале.
В силу того, что все острова отличаются по богатству ресурсов и по площади,
среди участников проводятся соревнования, в результате которых право выбора
острова предоставляется сильнейшим.
После распределения островов среди участников каждый ребенок самостоятельно
определяет для себя десять предметов, которые ему потребуются для жизни на острове.
Обязательными для всех участников являются: личная медицинская аптечка, фонарь,
соль и 0,2 л растительного масла.
После заброски на острова ежедневно в условленное время инструкторы посещают
"Робинзонов" с целью осмотра участников, оценки их здоровья, психологического
и эмоционального состояния, контроля проведения "чистоты" конкурса.
Начиная с третьего-четвертого дня изолированного пребывания, "Робинзонам"
предлагается выполнение различной сложности практических заданий. В случае его
успешного выполнения каждый получает приз. Это могут быть продукты или предметы,
необходимые для выживания.Если участник принял решение закончить "Робинзонаду",
то он о своем решении сообщает наблюдателям во время очередного посещения, или
подает условный сигнал: ночью - фонарем, днем - вымпелом, выставленным на берегу.
В обязательном порядке "Робинзон" снимается с острова независимо
от его желания в следующих случаях: заболевание, укус ядовитой змеей, перелом
конечностей, получение помощи от других людей. Таких случаев принудительного
снятия с островов не было.
Все участники в обязательном порядке ведут дневник, в котором описывают свои
шаги, предпринятые для организации жизни на острове, ведут различные наблюдения
(за погодой, природными особенностями, самочувствием, отмечают календарь).
Победитель определяется по количеству дней и часов, проведенных на острове
в условиях полной изоляции.
Участники, досрочно снявшиеся с островов, прибывают в базовый лагерь, где включаются
в лагерную жизнь: проходят реабилитационный период, несут дежурство по лагерю,
участвуют в мероприятиях, тренингах, проходят анкетирование.
В результате проведения конкурса каждый ребенок имеет возможность оценить свои
знания, умения и навыки выживания в реальных условиях природной среды.

Ожидаемые результаты и методика их замера
Раздел программы |
Ожидаемые результаты |
Методика отслеживания результатов |
1. Выживание в природной среде. |
1. Результаты физического оздоровления:
- увеличение объема двигательных навыков, силы, ловкости, выносливости,
быстроты, реакции, улучшение физического самочувствия;
- сформированность навыков личной гигиены: навыки поддержания опрятности
и чистоты одежды и обуви, умение организовать стирку вещей, ежедневные
гигиенические процедуры в природных условиях.
|
- Самооценка,
- Оценка педагога,
- Тестирование,
- Результаты спортивных игр,
- Организация соревнований
|
- организация и поддержание полевого быта
|
2. Результаты сформированности прикладных знаний, умений и навыков:
участники должны знать:
- требования, предъявляемые к месту размещения бивака;
- принципы отбора съедобных растений и способов их приготовления;
- специфику организации питания в экстремальных условиях;
- основные приемы оказания первой медицинской помощи;
- правила безопасности;
- основные приемы и способы изготовления орудий лова и охоты;
участники должны уметь:
- добыть огонь и быстро разводить костер;
- готовить на костре еду;
- грамотно (технически безопасно) работать топором, пилой, ножом;
- заготавливать, перерабатывать и хранить дрова и растопку;
- правильно планировать место бивака;
- организовывать оптимальную последовательность работ;
- очищать воду;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- определять съедобные и ядовитые растения, животных;
- ловить рыбу;
- вести физиологические наблюдения и дневник;
|
- самооценка,
- оценка педагога,
- организация смотра на лучшую организацию быта,
- конкурс бытовых самоделок
|
- прикладные навыки выживания
|
участники должны уметь:
- передвигаться по лесу, подлеску, кустарнику и т.д.;
- плавать;
- изготавливать и использовать простейшие плавсредства;
- строить укрытия от дождя, ветра, солнечных лучей;
- изготавливать и использовать орудия лова, охоты;
- ориентироваться в пространстве и во времени;
- читать следы животных и человека, их деятельности;
- использовать различные предметы для организации быта, комфорта;
|
- самооценка,
- оценка педагога,
- анализ ребенком собственной деятельности,
- письменные личные отзывы участников,
- организация смотра прикладных навыков выживания.
|
- Жизнь в коллективе, лидерство
|
Наличие комфортного социально - психологического климата в
группе, удовлетворенность детей и педагогов пребыванием в данном коллективе. |
- наблюдения педагогов,
- групповое обсуждение,
- устный опрос детей,
- письменные личные отзывы участников,
- содержание дневников наблюдений,
- беседы с родителями
|
|
Умение детей выполнять обязанности в группе и самостоятельно |
- анализ ребенком собственной деятельности,
- оценка педагога,
- групповое обсуждение
|
|
Наличие у ребенка опыта лидерства в малых группах |
- оценка педагога,
- групповое обсуждение,
|
- Комплексное краеведение.
|
Участники должны знать:
- природные особенности родного края, района проведения конкурса;
- лекарственные, ядовитые, охраняемые растения родного края;
- животный мир родного края;
- основные признаки изменения погоды;
- основные правила поведения в природе;
Участники должны уметь:
- проводить наблюдения (оценивать температуру воды, воздуха, характер
облачности и осадков, определять силу и направление ветра, чистоту воды);
- фиксировать результаты наблюдений и личных впечатлений в форме дневника,
личных письменных отзывов, отчета.
|
- самооценка,
- оценка педагога,
- организация смотра между участниками,
- анализ содержания дневника наблюдений, личных письменных отзывов,
- оформление отчетов
|

Оценка позитивности конкурса
- Приобретение навыков самообслуживания, самоконтроля;
- Закрепление навыков выживания и знаний об окружающем мире;
- Оздоровление участников через жизнь в природной среде и закаливание.
- Сближение с природой, использование ее даров в дальнейшем (фиточаи, лекарственные
растения), ее охрана.
- Пробуждение инстинкта самосохранения, создание предпосылок к изменению миропонимания
и мироощущения, изменение шкалы ценностей (кусок хлеба, по оценке детей, слаще
пирожного)…
- Воспитание бережного отношения к пище, одежде, предметам быта.
- Раскрытие личности, подлинного "Я" во взаимоотношениях между участниками.
Здоровье сберегающие технологии, используемые в ходе реализации
очно-заочного имитационного конкурса "По следам Робинзона"
(по классификации Н. Смирнова)
- Медико-гигиенические технологии:
- соблюдение санитарно-гигиенических норм во время пребывания в базовом
лагере и на островах (места для туалета, умывальники, запас кипяченой
воды, яма для отходов),
- наблюдения за состоянием участников игры.
- Физкультурно-оздоровительные технологии:
- укрепление здоровья через занятия физкультурой и спортом,
- укрепление мотивации к здоровому образу жизни, в т.ч. отказ от курения,
наркотиков, алкоголя,
- активный отдых на природе, закаливание, купание.
- Экологические здоровье сберегающие технологии:
- очистка места базового лагеря и островов от мусора, оставленного "дикими
туристами" (мусор или сжигается, или закапывается)
- поддержание порядка на острове ("остров - мой дом").
- Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
- постоянный многоступенчатый инструктаж
- контроль за соблюдением требований инструкций
- обязательный допуск медицинского работника к участию в очном туре
- обязательное наличие медицинской аптечки на острове
- обязательное условие для наблюдателей - умение оказывать первую медицинскую
помощь
- ознакомление участников с условиями обеспечения безопасности во время
пребывания на островах и сигналами связиналичие телефона для связи.
- Здоровье сберегающие образовательные технологии
- создание благоприятного психологического климата в коллективе учащихся
и педагогов
- создание "ситуаций успеха" для воспитанников
- развитие творческих способностей, возможности перенесения и применения
полученных знаний в новых, экстремальных условиях и ситуациях
- создание условий для поиска оптимального выхода из ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме: Методические рекомендации.
- М., ЦРИБ "Турист", 1988.
- Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов - пешеходников: Методические
рекомендации. - М., ЦРИБ "Турист", 1979.
- Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М. и др. Туризм в школе. - М., Физкультура
и спорт, 1983.
- Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. - М., Издательский дом "Вокруг
света", 1994.
- Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. - М., ЦДЮТур РФ, 1997.
- Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря: Учебно
- методическое пособие. - М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
- Михайлов Б.А., Федотова А.А., Федотов Ю.Н. Физическая подготовка туристов:
Методические рекомендации. - М., ЦРИБ "Турист", 1985.
- Некляев С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы. - М.,
Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Панфилов А.М. Организация и проведение полевой школьной экспедиции: Вопросы
безопасности. - М., ЦДЮТур РФ, 1997.
- Потресов А.С. Спутник юного туриста. - М., Физкультура и спорт, 1967.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя
и школы.- М., АРКТИ. 2003.
- Шальков Ю.Л. Здоровье туриста (Туризм для всех). - М., Физкультура и спорт,
1987.
- Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма: Методические рекомендации:
"Как не стать жертвой несчастного случая". - М., 1992.
- Энциклопедия туриста \ Гл. ред. Е.И. Тамм.- М., Большая Российская энциклопедия,
1993.

Приложение № 1
Положение
О проведении имитационной игры - конкурса
"По следам Робинзона" среди учащихся РМО
Утверждаю
Директор ЦДЮТЭ
Чистякова Л.А.
"----"------------2003г.
- Цель игры - конкурса:
Способствовать укреплению мотивации подростка к здоровому образу жизни и обогащению
опытом ненасильственного существования в природе.
Задачи:
- ознакомление с навыками выживания в полевых условиях,
- туристская подготовка и привлечение детей и подростков к занятиям туризмом,
- организация содержательного досуга подростков,
- воспитание волевых и нравственных качеств.
- приобретение навыков самообслуживания, самоконтроля;
- оздоровление участников игры через жизнь в природной среде и закаливание.
- пробуждение инстинкта самосохранения.
- Организатор игры:
Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Рыбинска.
- Время и место проведения игры - конкурса:
- 1 этап - 15 октября - 10 ноября (заочно),
- 2 этап - 15 ноября - 10 января (заочно),
- 3 этап -15 января - 10 марта (заочно),
- 4 этап - 15 марта - 10 мая (заочно),
- 5 этап - июль - август (очный, выездной).
Игра проводится в ЦДЮТЭ (ул. Чкалова,25). Заявки на участие в игре принимаются
вместе с ответами на задания 1 тура по адресу; 152901,г. Рыбинск, ул. Чкалова,
25, кабинет 1, ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 9.00 ч. до 17.00
ч. Справки по телефону 52 - 36 - 56 или 26 - 65 - 36.
- Участники игры - конкурса:
В игре принимают участие учащиеся РМО в возрасте не младше 13 лет. Для участия
можно создать команду в количестве не более 3 человек.
- Содержание игры- конкурса:
- изучение навыков туристкой подготовки, а также способов и законов выживания
в полевых условиях,
- повторение исторически достоверных робинзонад прошлого;
- формирование навыков изготовления простейших предметов быта, жилищ и
орудий;
- ознакомление со способами добывания пищи в полевых условиях;
- формирование навыков совместной работы в малых группах;
- формирование творческих и поисковых навыков
- Подготовка к 1 этапу (для участников игры):
- Принять решение об участии в игре. В случае командного участия, выбрать
капитана (командира), выбрать название, девиз, эмблему команды, придумать
и нарисовать карту своего острова в дневнике путешествия (корабельном
журнале). Эти же требования относятся к одиночным участникам игры.
- Выполнить тематическое задание первого тура;
- вспомнить (прочитать) книгу Д. Дефо "Робинзон Крузо" и другие
книги о путешественниках, написать краткую аннотацию о них.
- Подведение итогов игры - конкурса:
Участники (команды), набравшие необходимое количество баллов данного тура,
проходят для участия в последующие этапы игры. Те участники (команды), которые
не набрали необходимое количество баллов, в дальнейшей игре участия не принимают.
Окончательный итог игры подводится на заключительном, пятом этапе, который
проводится в очной форме в период летних каникул.
Победителем будет тот, кто дольше всех в условиях " робинзонады"
продержится на острове, выполнив все условия пяти этапов.
Участники (команды) - победители игры награждаются ценными подарками и
призами, грамотой на ежегодной туристско-краеведческой конференции.

Приложение № 2
Задания заочных туров конкурса за 2003-2004 гг

Предлагаем Вам принять участие в интересной и увлекательной игре " По
следам Робинзона". Вы почувствуете себя настоящим Робинзоном, если примите
участие в городской очно - заочной игре " По следам Робинзона".
Все вы, без сомнения, читали книгу известного английского писателя Даниэля
Дефо "Робинзон Крузо" и другие книги, герои которых попадали в положение
" Робинзонов" на необитаемые острова в результате крушений или несчастных
случаев, или сознательно создавали условия "робинзонады".

Участвовать можно в одиночку, как настоящий Робинзон, но можно вместе с друзьями.
Если Вы решили участвовать вместе с друзьями (не более 3 человек), тогда соберите
команду, выберите капитана (командира), придумайте название команды, эмблему,
девиз и "плывите" к нам, но еще вам необходимо придумать и нарисовать
карту своего острова для заочного периода игры.
А также вам необходимо подать заявку в организационный комитет игры, который
находится по адресу:
152901 г. Рыбинск
ул. Чкалова, д.25, кабинет №1,
ЦДЮТЭ, телефон 52 - 36 - 56 |
Ул. Расплетина, д.9,
Лагерь туристского актива ЦДЮТЭ
Телефон 26 - 65 -36. |
Счастливого вам пути "Робинзоны!"
Ждем вас!
Оргкомитет игры
"Все неизвестное представляется величественным".
Латинская пословица.

1 тур
Если вы решили принять участие в конкурсе-игре, то укажите на ответах вашу
фамилию, возраст, класс и школу, в которой учитесь (или участников команды).
- Дайте ответ на вопрос: "Почему Вы хотели бы принять участие в этом
конкурсе?" (дать обстоятельный ответ каждому участнику команды)
- Придумайте и нарисуйте карту вашего воображаемого острова (его очертания,
название острова, название морей и океанов, его омывающих, ориентация по
сторонам горизонта, местонахождение различных объектов природы, рельефа,
месторасположение вашего жилища, характеристика воображаемой растительности,
животного мира, климата, погоды на острове и т.д.).
- Придумайте девиз и нарисуйте эмблему (герб, флаг) вашей команды или ваш
лично. Объясните, что означает каждый из элементов эмблемы.
Дайте обстоятельные ответы на следующие задания этого тура игры:
- "Мастерская Робинзона".
- Вы на необитаемом острове, как истинный Робинзон. Но вот беда - нет
посуды, для приготовления пищи, ее хранения, приема. Сколько пробудете
на острове, пока вас не найдут люди, неизвестно. Из орудий труда при себе
есть охотничий нож, спички и лупа. Это уже что - то!!! Рано опускать руки.
Какую посуду вы изготовите для жизни на острове и как?
- Условия смотри выше. Длительное пребывание на острове привело к тому,
что ваша одежда очень износилась, требуется обновление гардероба. Какую
одежду Вы изготовите, какие материалы и инструменты при этом будете использовать?
- "Тропа Робинзона".
В этом задании вы должны рассказать, с помощью каких простейших способов,
позволяющих без применения снаряжения:
- вы будете ориентироваться во времени в течение дня, всего срока пребывания
на острове, как построите режим дня?
- какие приспособления и приемы будете использовать для хранения продуктов
питания (запаса продуктов питания, воды, лекарственных растений)?
- Какие сооружения построите для жилья, хранения продуктов, отправления
естественных надобностей, гигиены, орудий труда и др.?
Ждем обстоятельных ответов на задания до 15 ноября 2003 года по адресам:
152901,
г. Рыбинск, ул. Чкалова, 25, туристско-массовый отдел, телефон: 52 - 36
-56 |
|
ул. Расплетина, 9, лагерь туристского актива "Поиск",
телефон: 26 - 65 -36. |
Успеха!
Оргкомитет
2 тур
Оргкомитет конкурса благодарит всех участников, приславших ответы на задания
1тура. С 15 ноября по 10 января 2004 г. можно присылать ответы на задания 2
тура по адресам: ул. Чкалова, д.25 или ул. Расплетина , д.9.
Телефоны для справок: 52-36-56 , 26-65-36.
- задание: "Мастерская Робинзона".
Это задание связано с тем, что зачастую Робинзону для создания более или менее
благоприятных условий жизни требуется изготавливать из природных материалов
предметы для выживания. Опишите технологию изготовления следующих предметов:
посуды, одежды, средств охоты и ловли рыбы, жилья, вспомогательных инструментов.
Какие, на Ваш взгляд, предметы будут вам необходимы на острове в первую очередь,
а какие - во вторую. Из каких материалов Вы их будете изготавливать и как?
- задание: "Найди несоответствия"
Найди в приведенном ниже рассказе несоответствия и объясни их.
"Выбравшись на берег, Робинзон оглядел содержимое своих карманов. Первым
делом он достал компас, приложил его к уху, но компас не тикал. Робинзон вспомнил,
что если через лупу собрать солнечный свет, то она может служить осветительным
прибором. Тут он увидел на берегу топор, выброшенный волнами с разбитого корабля.
"Отлично",- воскликнул Робинзон, - достаточно срубить одну лиану
потолще, чтобы, выдолбив ее изнутри, сделать лодку- каноэ. Я спасен"!
- задание: "Тропа Робинзона".
В этом задании Вы должны показать знания по теории простейших способов, позволяющих
без применения снаряжения:
- ориентироваться в пространстве и во времени,
- переправляться через бурные реки, двигаться безопасно по болоту, горам,
- использовать для лечения болезней травы, лесную аптеку.
Условно будем считать, что Робинзон находится в умеренной природной зоне
на острове.
- задание: "Составь НАЗ":
Робинзон, находясь на острове, решил отправиться в дальнее путешествие по
своему острову, чтобы получить полное представление о нем. Для дальнего путешествия
ему требуется укомплектовать НАЗ (носимый аварийный запас). Помогите Робинзону
укомплектовать НАЗ для дальнего путешествия по своему острову.
Ждем ваших ответов до 10 января 2004 года. Успехов!
Оргкомитет конкурса
"Все неизвестное представляется
величественным".
Латинская пословица
3 тур
Оргкомитет игры- конкурса благодарит всех участников, приславших свои ответы
на задания 2 тура.
С 15 января по 10 марта 2004 года продлится 3 тур игры. Ваши ответы присылать
(или приносить) по адресу: г. Рыбинск, ул. Чкалова, д. 25, телефон для справок:
52 - 36- 56, туристско-массовый отдел ЦДЮТЭ.
Для жизни на острове Робинзон должен многое уметь делать. Помощи ждать неоткуда,
поэтому ему самостоятельно необходимо наладить комфортные условия для своей
жизни.
Ваша задача - ответить на следующие задания:
- Мастерская "Робинзона"
Написать о простейших способах, позволяющих без применения инструментов:
- построить жилье, пригодное для любых природных условий. У вас есть топор
и нож. Какое жилье Вы построите, какой материал будете использовать для
сооружения жилья, где разместите жилище? Как защитите его от возможных
внезапных нападений хищных зверей, недоброжелателей (врагов)
- построить плавсредство (с учетом его необходимости на острове) с помощью
только ножа. Из какого материала будет построено, какого типа, его размеры,
оснастка, средства управления? С помощью каких технологий будете строить?
- "Тропа Робинзона"
В этом задании Вам необходимо показать свои знания по теории простейших способов:
- ориентироваться во времени. У Вас нет часов, а как важно знать время.
Час за часом, день за днем, неделя за неделей и т.д. Как Вы будете отмечать
время и ориентироваться в нем?
- Использование лесной аптеки. Вы на острове в умеренном природном поясе.
Вам необходимы асептические (обеззараживающие), кровоостанавливающие,
сердечные, витаминные средства. Опишите их, сроки сбора, хранения, приготовления
лекарственных препаратов.
- "Охота Робинзона"
В этом задании Вы должны показать знания по организации охоты на зверей, приспособлениях
для охоты.
На острове достаточно зверей и животных, которых можно использовать для одомашнивания,
а также животных, на которых можно охотиться.
Какие средства охоты Вы изготовите для обеспечения себя мясом, шкурами, молоком
и другими необходимыми вещами?
Ждем ответов до 10 марта 2004 года.Успехов!
Оргкомитет игры
"Человечество всегда нуждалось в романтике
и пожалуй, в наш технологический век она нужнее,
чем когда- либо".
Чейз Блайт
4 тур
Оргкомитет игры благодарит Всех участников за своевременно присланные ответы.
4 тур игры продлится с 15 марта по 10 мая 2004 года. Ваши ответы присылать
по адресу: г. Рыбинск, ул. Чкалова д. 25, телефон для справок: 52 - 36 - 56,
туристско-массовый отдел ЦДЮТЭ.
- задание:
Волею судьбы Вы оказались на необитаемом острове. Здесь богатый животный и
растительный мир, но есть опасности: ядовитые растения, холодная зима, возможны
визиты каннибалов с соседних островов. Сплоченной группой продержаться можно,
а в одиночку - почти нереально. В ближайшие 20 лет Вы не сможете вернуться
к нормальной жизни. Ваша задача - создать для себя условия, в которых вы могли
бы выжить. Поймите серьезность и драматичность происходящего, тем более, что
за такой срок люди дичают, за раздражительностью вспыхивают ярость и драки
насмерть. Тут не место для легкомыслия - Вам нужно чем - то питаться и нужно
выжить. Настройте себя соответствующим образом, наблюдайте за собой: как проявите
себя в этой жизни?
Вы должны освоить остров, организовать хозяйство. На листе бумаги нарисуйте
карту острова и нанесите обозначения.
Вы лидер. Вам нужно наладить социальную жизнь: наметить первоочередные дела,
распределить обязанности. Каковы будут санкции за невыполнение или плохое
выполнение обязанностей? По каким законам будет жить ваша маленькая община?
Как будете решать задачу распределения? Каковы пределы власти вашей общины?
Какое будет наказание за совершенное преступление? Как Вы будете решать отношения
между мужчинами и женщинами? Как будете решать вопросы планирования семьи,
воспитания детей? Будут ли выходные, праздники? Какие, когда? И многие другие
вопросы жизни Вам необходимо решить. Ведь от успешности решений будет зависеть
ваше 20 - летнее пребывание на острове.
- Для Робинзона важно иметь пытливый и гибкий ум. Перед вами не совсем обычные
задачки, которые необходимо решить.
Здесь зашифрованы высказывания двух выдающихся полководцев - Наполеона Бонапарта
и А.В. Суворова. Чтобы прочитать их по горизонтали, нужно каждый прямоугольник
мысленно (а можно и ножницами) разрезать на 8 вертикальных колонок и расставить
их в нужном порядке. Для знаков препинания отведены свои клетки, а пустоты
означают пробелы между словами.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
о
|
н
|
о
|
п
|
и
|
л
|
|
д
|
В
|
|
х
|
л
|
и
|
а
|
г
|
о
|
д
|
о
|
н
|
а
|
к
|
и
|
м
|
о
|
у
|
и
|
у
|
|
щ
|
л
|
и
|
ю
|
х
|
|
ч
|
в
|
е
|
у
|
д
|
ш
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
г |
д |
е |
|
н |
е |
о |
н |
т |
с |
о |
д |
т |
о |
|
л |
, |
ч |
т |
|
а |
т |
|
о |
в |
ч |
а |
т |
о |
т |
е |
е |
н |
|
м |
г |
|
"
|
е |
о |
з |
а |
т |
" |
у |
|
н |
ь |
|
5 тур (очный)
Оргкомитет поздравляет всех участников, успешно справившихся с заданиями игры
в течение учебного года.
В очном туре принимают участие только те участники, которые указаны в списке
успешно выполнившие все задания.
Участники из ниже прилагаемого списка предметов выбирают 10 (десять), которые,
по мнению "Робинзонов", необходимы для существования в автономных
(изолированных) условиях островов Рыбинского водохранилища. Участники высаживаются
на острова по одному или двое (не больше).
Главная задача "Робинзонов": используя знания, опыт, выбранные из
списка предметы и ресурсы вашего острова, выжить продолжительное время.
Победитель определяется по количеству дней и часов, проведенных в условиях
островной изоляции и ограниченных ресурсов острова.
Каждый участник к старту 5 тура должен пройти медицинское обследование в поликлинике
и иметь письменное заявление от родителей на участие в конкурсе.
Участники предоставляют в Оргкомитет игры медицинскую справку установленного
образца.
Возраст участников - не младше 13 полных лет на момент проведения игры.
Контроль за "чистотой" игры будет осуществлять экспертная комиссия
с берега, с каждодневным осмотром участников врачом в установленное время. На
случай непредвиденных ситуаций, требующих срочной эвакуации, участники подают
сигнал (дымовой, звуковой, световой). Эксперты принимают решение согласно возникшей
ситуации на месте совместно с врачом.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДМЕТОВ И ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ МОЖЕТ ВЗЯТЬ С СОБОЙ КАЖДЫЙ
"РОБИНЗОН".
- палатка или тент,
- лопатка саперная,
- ножовка,
- нож,
- ложка, вилка,
- котелок,
- часы,
- компас,
- куртка,
- дождевик (накидка),
- спички,
- фонарь (с 1 комплектов батареек) обязателен для всех участников,
- блокнот,
- карандаш (или ручка, фломастер, маркер),
- рюкзак (или спортивная сумка),
- полотенце,
- мыло,
- шампунь,
- зубная паста,
- зубная щетка,
- рыбацкий набор (поплавок , леса, 5-6 крючков, грузила),
- швейный набор (катушка ниток,2 иглы,2 булавки),
- капроновый шнур (15метров),
- фляжка,
- термос,
- головной убор,
- аптечка (индивидуального пользования обязательна для всех участников),
- крем для рук (лица) 1 тюбик,
- реппеленты от насекомых 1 шт.,
- лупа или увеличительное стекло,
- спальный мешок,
- одеяло,
- коврик теплоизоляционный,
- жгут резиновый (2 м.),
- топор,
- транзистор,
- плеер,
- книга или журнал (кроме пособий по выживанию, туристской литературы).
Сбор участников игры --------------------- в ---------ч. по адресу:
Ул. Расплетина, д.9, телефон для справок: 26 - 65 -36, лагерь туристского актива
ЦДЮТЭ.

Приложение № 6
Из анкет учащихся
- При анонимном анкетировании учащихся - участников летних полевых лагерей
в августе 2004 г. все побывавшие на "Робинзонаде" ответили, что
они:
- приобрели новые знания и умения, которые помогут им в жизни,
- стали более организованными, дисциплинированными, уверенными в себе,
ответственными, а их физическое состояние улучшилось,
- хотели бы вновь стать участниками подобного лагеря.
- При анонимном анкетировании учащихся объединений "Водный туризм"
и "Школа выживания" (февраль 2005г.) воспитанники ответили, что:
- знания, полученные на занятиях, помогают им в жизни,
- они чувствуют себя более крепкими и здоровыми, чем до начала занятий
в объединении,
- они стали меньше болеть; к врачу по поводу таких заболеваний, как грипп,
ангина, ОРВИ воспитанники объединений обращаются очень редко (за исключением
1 человека, который занимается первый год),
- их отношение к занятиям и педагогу положительное.
Приложение № 7
Удостоверение участника конкурса
Удостоверение
"Робинзона"

г. Рыбинск
|
Дано:
______________________
в том, что он (она)
достойно выдержал(а) все
испытания на выживание
в природных условиях
Рыбинского водохранилища.
________________ 200 года
|
