Введение
Структура взаимодействия субъектов образовательного процесса по
внедрению здоровьесберегающих технологий
Направления деятельности ЦДЮТТ в рамках осуществления работы
по внедрению в образовательный процесс технологий здоровьесбережения
Цели, задачи, принципы программы
Этапы реализации программы
Проблемно-аналитический этап
Исследовательско-продуктивный этап
Организационно-технологический этап
Деятельно-практический этап
Диагностический этап
Коррекционный этап
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение № 1: Анкета для кружковцев
Приложение № 2: Анкета для педагогов
Приложение № 3: Методические рекомендации по проведению с учащимися
целенаправленной воспитательной работы но охране зрения
Приложение № 4: Комплексы игровых упражнений для глаз
детей младшего школьного возраста
Приложение № 5: Конспект беседы для детей младшего возраста
"Почему у Ксюши испортилось зрение?"
Приложение № 6: Планы проведения семинара для педагогов
Приложение № 7: Методические рекомендации по организации рабочего
места в мастерской
Приложение № 8: Профилактика близорукости у
подростков
Приложение № 9: Советы родителям
Приложение № 10: Cценарий проведения игры "Мы
и наши глазки"
Приложение № 11: Сценарий развлечения "Советы
Айболита"
Приложение № 12: Требования по обеспечению безопасности
пользователей ПК
Несмотря на то, что образовательная функция является важнейшим аспектом деятельности ЦДЮТТ, сохранность здоровья детей, посещающих кружки нашего Центра, также является актуальной задачей.
В ЦДЮТТ ведется обширная работа по культивированию здорового образа жизни и охране здоровья среди кружковцев. Методической службой и педагогами разработан ряд мероприятий по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Одним из приоритетных направлений деятельности является работа, направленная на охрану здоровья зрения кружковцев. Исходя из специфики деятельности ЦДЮТТ, видно, что в любом виде детского творчества очень важно организовать образовательный процесс таким образом, что бы получая новые знания и навыки, ребенок не подвергал опасности свое зрение.
Методической службой ЦДЮТТ разработана программа деятельности, направленной на охрану здоровья зрения, которая является первой ступенью в создании программы здоровья.
Программа базируется на следующих принципах:
Основная цель деятельности - способствовать созданию условий для обеспечения здоровья и охраны детского зрения в рамках образовательного процесса в ЦДЮТТ.
Задачи.
Методическим советом нашего Центра была проделана следующая работа по выявлению проблемы о нарушении зрения у кружковцев. Для этого было проведены следующие мероприятия:
Результаты анкетирования кружковцев.
Нами было опрошено 100 человек из числа кружковцев ЦДЮТТ, занимающихся в различных творческих объединениях, в возрасте от 7 до 18 лет. Результаты показали:
![]() |
![]() |
Глаза детей устают при:
При работе в кружке глаза детей устают:
![]() |
![]() |
Чтобы снять напряжение с глаз, ребята:
![]() |
![]() |
Результаты анкетирования педагогов.
В результате анкетирования мы выяснили, что 90% педагогов интересуются состоянием зрения детей, с которыми они работают. Все опрошенные ответили, что для предотвращения утомления глаз детей, они меняют вид деятельности. По мнению педагогов наиболее эффективными в целях профилактики нарушения зрения у детей являются следующие методы:
![]() |
![]() |
В организации своей деятельности по профилактике нарушения зрения у детей педагоги
хотели бы получить от методической службы Центра помощь по следующим направлениям:
![]() |
![]() |
Данные статистики:
![]() |
![]() |
Данные наблюдения за состоянием образовательного процесса.
Факторы, влияющие на зрение:
Вывод: необходимо разработать систему мер для предотвращения ухудшения детского зрения.
ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|
СОСТАВЛЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
|
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
|
План работы ЦДЮТТ по внедрению технологий охраны детского зрения в образовательный процесс в 2005 - 2006 учебном году:
№ | Вид деятельности | Время | Ответственный | Отметка о выполнении |
1 | Семинар для педагоговпо теме "Организация занятий с позиций охраны зрения детей" | октябрь | Мельникова Е.А. | |
2 | Семинар-практикум "Как заботиться о своем зрении" | декабрь | Скобелева Л.В. | |
3 | Круглый стол "Проблема здоровья детского зрения" совместно с представителями СОШ и детских поликлиник | апрель | Жукова Н.Н. | |
4 | Игровые занятия для детей по оздоровительной тематике
|
октябрь - апрель | Консультации для педагогов | |
5 | Консультации для педагогов | В течение года | Методисты | |
6 | Консультации для родителей | В течение года | Педагоги дополнительного образования | |
7 | Проведение физкультминуток и гимнастики для глаз на занятиях | В течение года | Педагоги дополнительного образования | |
8 | Проведение бесед для кружковцев по профилактике нарушения и гигиене зрения | В течение года | Педагоги дополнительного образования | |
9 | Конкурс методических разработок по здоровьесберегающим технологиям | март | Методисты |
|
10 | Пополнение методической базы по проблеме здоровьесбережения
|
В течение года | Методисты, педагоги | |
11 | Оформление уголка здоровья | сентябрь | Методисты |
Деятельность на данном этапе планируется в зависимости от результатов диагностики, усовершенствования технологий здоровьесбережения, а также индивидуальных особенностей участников образовательного процесса.
В наше время ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств. И в первую очередь на зрение. Это не может не иметь последствий, и вот, согласно медицинской статистики, растет во всем мире количество близоруких. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами можем - и должны! - бороться за хорошее зрение и его сохранение.
По данным некоторых ученых 70% всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения, другие полагают, что цифра должна быть увеличена до 90%. Недаром А. М. Горький, которому пришлось несколько дней во время болезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своем состоянии так: "Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,- это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира".
Рассматриваемый нами вопрос, как никакой другой, требует единства требований к детям со стороны школы и семьи. Учителю полезно рассказать родителям о рекомендациях, которые он дал детям. Все выше перечисленные принципы и методики очень важны для профилактики различных нарушений зрения для всех возрастных групп, особенно детей, что позволяет вовремя избежать осложнений.
В 1 классе охране зрения служит, прежде всего,
Во 2- 3 классах
Цель: способствовать формированию у детей знаний о гигиене зрения, а также осознанного желания заботиться о своем здоровье.
Ребята, сегодня я расскажу вам о девочке, с которой произошла одна не очень приятная история.
Жила - была девочка. Звали ее Ксюша. И всем - то она была хороша: и умница, и красавица, и рукодельница. Ксюше было 10 лет, и она училась в третьем классе. Ей очень нравилось ходить в школу. Сегодня у Ксюши было четыре урока: математика, чтение, рисование и физкультура. На математике - решали задачи. Сгорбясь и положив голову на стол, Ксения писала в тетради. На уроке чтения ребята читали по ролям рассказ, чтобы было удобней, Ксюша подносила учебник близко к лицу. А вот и любимый урок - рисование. Сегодня рисовали море. Ксюша очень старалась, низко склонясь над альбомом и подперев голову рукой, она выводила на листе волны. Рисунок получился очень красивый, Ксюша стала вертеться по сторонам, чтобы посмотреть работы товарищей, поворачиваясь, девочка не заметила, как Ваня - сосед по парте поднял руку с карандашом вверх и нечаянно попал Ксюше в глаз. "Ой, мой глаз!", - закричала Ксюша и быстро начала тереть глаза грязной от краски рукой. Учительница велела девочке умыться. На урок физкультуры Ксения не пошла, сказав медсестре, что плохо себя чувствует.
Придя домой, она первым делом включила телевизор и, лежа на полу у самого экрана,
не отрываясь, смотрела передачи до самого прихода мамы.
- Ты выучила уроки, дочка? - строго спросила мама.
- Сейчас, - ответила Ксюша и, взяв учебник, пошла ужинать.
За ужином она успела прочитать заданный учителем рассказ и пошла учить другие уроки. Удобно расположившись за письменным столом, Ксюша, не включая настольной лампы, приготовила домашнее задание по всем предметам. Мама проверила уроки и велела дочке ложиться спать. Ксения решила перед сном почитать книгу о веселых приключениях Карлсона. Лежа на софе, не включая светильника, она читала страницу за страницей, пока ее не сморил сон.
Так и жила Ксюша день за днем. Однажды, весь класс, в котором она училась,
осматривал окулист.
- А ты, девочка, похоже, совсем не заботишься о своих глазах, я вынужден прописать
тебе очки, - строго сказал врач, осмотрев Ксюшу.
- Но почему? Что же я делала не так?
Необходимость длительно сохранять вынужденную рабочую позу достаточно утомительна для любого человека. С точки зрения статики и биомеханики позы, сопровождающиеся малым наклоном корпуса, более выгодны, .так как вызывают малые колебания центра тяжести. Позы с большим наклоном корпуса вперед приводят к смещению центра тяжести, повышается напряжение мышц шеи и спины, что сопровождается нарушением cердечно - сосудистой (учащается пульс) и дыхательной (понижается глубина дыхания) функций, сдавливаются передние отделы межпозвоночных дисков.
Занятия в производственных мастерских должны начинаться по сути дела с подбора рабочего места в соответствии с ростом учащегося. При работе на слишком высоких станках и верстаках школьник принимает такое положение, когда плечевой пояс приподнят, а рука согнута в плечевом суставе. Следовательно, плечевому поясу во время работы приходится нести двойную нагрузку - выполнять определенные рабочие движения и поддерживать неудобную позу, что приводит к дополнительному мышечному напряжению. Кроме того, напрягается зрение, так как детали удалены от глаз на большее расстояние, чем это требуется. Расстояние от деталей до глаз должно быть в пределах 35-40 см. Как более близкое, так и более далекое расположение может привести к напряжению зрения, особенно у школьников с пониженным зрением. Работая на низких верстаках и станках школьник невольно начинает наклоняться, особенно сгибается позвоночник в шейном и поясничном отделах, сгибаются ноги в коленных суставах и т. д. При таком положении сдавливаются органы брюшной и грудной полости, затрудняется кровообращение и дыхание, устают глаза.
Правильная поза при работе в мастерских это прямо или слегка наклоненное вперед положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение нагрузки на правую и левую половину тела, по возможности частая смена положения, так как статические усилия по удержанию тела в определенной позе особенно утомительны. Несоответствие рабочего места росту учащегося устраняется с помощью специальных подставок. Размеры простой решетчатой подставки -55х75 см, высота -5, 10, 15 см. Если таких подставок нет в мастерской, их нетрудно изготовить самим. Необходимо иметь подставки каждой высоты.
Для того чтобы определить, подходит ли высота столярного верстака, школьник становится прямо, боком к его торцовой стороне, ладонь кладет на верстак. Если рука не сгибается в локтевом суставе, т. е. предплечье и плечо составляют прямую линию, значит верстак соответствует росту данного ученика.
Так же просто может быть определена и необходимая высота слесарного верстака. Ученик становится перед верстаком лицом к тискам. Правая рука сгибается в локтевом суставе и локоть ставится на губки тисков. Пальцы раскрытой ладони подносятся к подбородку. Если верстак соответствует его росту, то концы пальцев должны касаться подбородка. В мастерской за каждым учеником закрепляется рабочее место.
Каждому кружковцу следует знать номер своей подставки и пользоваться ею без напоминания учителя.
Нередко школьники, пользуясь очками в классе, в мастерской снимают их. Это неправильно. Во время работы в производственной мастерской каждый, у кого понижено зрение, должен для предупреждения зрительного утомления и повреждения глаз пользоваться очками, назначенными врачом.
Выполнение всех перечисленных правил работы в мастерской сохранит осанку, предохранит от излишнего утомления, в том числе и глаз, а следовательно, и травматизма.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья
Зрение и движение неразрывны. И действительно, глаза - самый подвижный наш орган. Еще И.М.Сеченов, отец русской физиологии, тесно связывал зрительное восприятие с деятельностью мышечного аппарата глаз. Он указывал, что мышцы не только обеспечивают изменение положения глаз в орбите, но и являются также механизмом, при помощи которого сознание получает информацию о пространственных отношениях внешнего мира. Дефицит движений в жизни современного человека неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата. Яркий пример этого-близорукость (миопия), которая формируется, как оказалось, в школьные годы преимущественно у подростков с недостаточным физическим развитием. Не последнюю роль играют здесь также неправильная осанка и недостатки в освещенности рабочего места
Плохое зрение, чаще всего, зависит от ослабления аккомодациональной мышцы, регулирующей кривизну хрусталика для постоянной "наводки на резкость" нашего глаза. Возникает вопрос, какие же конкретные специальные движения и упражнения могут быть рекомендованы для профилактики подобных нарушений работы глаза?
Новейшие работы ученых подтверждают: глаз - не просто орган чувств, он - часть мозга, вынесенная на "передний край" восприятия. Глаз - одна из сложнейших систем в организме человека; каждой его части посвящены тома исследований! Взять хотя бы фоторецепторы - многослойные механизмы, служащие как бы входными устройствами, трансформирующие световую энергию в сигналы для мозга, детекторы этих сигналов в самом мозге. Вся эта цепочка, связывающая мозг человека с внешним миром, налаживается с первых дней - раньше, чем ходить и даже слышать
В самых разных областях современной науки накопилось множество интересных фактов, которые подобны частицам мозаики, отражающей сложнейший процесс зрения. Но собрать эти крупицы в единую, четкую картину до сих пор не удавалось никому. Процесс зрения так и остается до конца непознанным. На сегодняшний день нет также ни одной окончательно утвердившейся теории зрения
Зрение изучают физиологи, биохимики, оптики, специалисты в области бионики и многих других наук. В последние годы появились работы, связывающие различные стороны социальной жизни человека с психофизиологией его восприятия. Зрение как социальный феномен проявляется в познании человеком окружающей жизни, служит основным информационным каналом: без газет, телевидения, компьютера и т.п. жизнь человека в ХХI веке немыслима. Именно зрение в первую очередь способствует знакомству людей, проявлению их взаимной симпатии, образованию семьи. Ничто так не воспитывает в человеке профессиональных навыков, художественного вкуса, ничто не позволяет так концентрировать внимание, как зримый воочию пример или образ. Народная мудрость гласит: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Сегодня уже говорят и о визуальной культуре личности - об умении не только смотреть, но и видеть
В наше время ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств. И в первую очередь на зрение. Это не может не иметь последствий, и вот, согласно медицинской статистики, растет во всем мире количество близоруких, в том числе пожилых людей, страдающих высокой близорукостью и катарактой. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами можем - и должны! - бороться за хорошее зрение и его сохранение
Говорят, глаза - зеркало души. К этому можно добавить, что глаза - это еще и зеркало, в котором отражается состояние нашего здоровья. Глаз - самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Мелкие движения глаз (микродвижения) играют значительную роль в зрительном восприятии. Без них невозможно было бы различать предметы. Кроме того, глаз совершает заметные движения (макродвижения) - повороты, перевод взора с одного предмета на другой, слежение за движущимся предметом (например, на экране телевизора, дисплея и т. д.), сведение глаз к носу, когда предмет приближается к лицу. Различные движения глаза, повороты в стороны, вверх, вниз обеспечивают глазодвигательные мышцы, расположенные в глазнице. Всего их 6, 4 прямые мышцы крепятся к передней части склеры (сверху, снизу, справа, слева) и каждая из них поворачивает глаз в свою сторону. А две косые мышцы, верхняя и нижняя, прикрепляются к задней части склеры. Содружественное действие глазодвигательных мышц обеспечивает одновременный поворот глаз в ту или иную сторону. При повреждении мышц глаза у человека ограничивается поле зрения, поскольку утрачивается способность поворачивать глаза в ту или иную сторону
Глаз человека представляет собой сложную оптическую систему, которая состоит из роговицы, хрусталика и стекловидного тела. Преломляющая сила глаза, прохождение луча света через прозрачные среды и изменение его направления, зависит от состояния оптической системы глаза у данного человека. Попадающие в глаз световые лучи претерпевают преломление и, собираясь в фокусе этой системы, дают изображение предметов, от которых они идут. Если проходящие через прозрачные среды лучи света преломляются слишком сильно, они фокусируются впереди сетчатки: в таком случае у человека определяется близорукость
Переднезадняя ось близорукого глаза по сравнению с осью нормального, как правило, удлинена, поэтому фокус располагается впереди сетчатки, а на самой сетчатке изображение получается нечеткое, образуются фигуры светорассеяния. Диаметр таких фигур прямо пропорционален диаметру зрачка. Иногда можно видеть, как близорукие люди прищуриваются, - этим они уменьшают диаметр зрачка, и изображение предмета становится несколько ярче и четче. Для коррекции близорукости достаточно ослабить преломление лучей рассеивающей линзой, которая совместит фокус с сетчаткой. Близорукий глаз может ясно видеть предметы, находящиеся только на близком расстоянии от него
Близорукость бывает врожденной, может появляться у дошкольников, но чаще всего возникает в школьном возрасте, причем с каждым годом обучения в школе число учащихся с миопией увеличивается, а степень ее нередко возрастает. Ко времени совершеннолетия примерно пятая часть школьников из-за миопии ограничена в той или иной мере в выборе профессии. Прогрессирование близорукости может вести к серьезным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения.
Каждый кружковец должен иметь правильно организованное место для занятий и условия, которые не заставляли бы орган зрения перенапрягаться. К ним относятся, прежде всего, достаточная освещенность рабочего места как днем, так и в вечернее время; соответствие мебели (стол, парта) росту школьника; чередование зрительной работы с отдыхом для глаз
Необходимость длительно сохранять вынужденную рабочую позу достаточно утомительна для любого человека. С точки зрения статики и биомеханики позы, сопровождающиеся малым наклоном корпуса, более выгодны, .так как вызывают малые колебания центра тяжести. Позы с большим наклоном корпуса вперед приводят к смещению центра тяжести, повышается напряжение мышц шеи и спины, что сопровождается нарушением cердечно - сосудистой (учащается пульс) и дыхательной (понижается глубина дыхания) функций, сдавливаются передние отделы межпозвоночных дисков
Занятия в производственных мастерских должны начинаться по сути дела с подбора рабочего места в соответствии с ростом учащегося. При работе на слишком высоких станках и верстаках школьник принимает такое положение, когда плечевой пояс приподнят, а рука согнута в плечевом суставе. Следовательно, плечевому поясу во время работы приходится нести двойную нагрузку - выполнять определенные рабочие движения и поддерживать неудобную позу, что приводит к дополнительному мышечному напряжению. Кроме того, напрягается зрение, так как детали удалены от глаз на большее расстояние, чем это требуется. Расстояние от деталей до глаз должно быть в пределах 35-40 см. Как более близкое, так и более далекое расположение может привести к напряжению зрения, особенно у школьников с пониженным зрением. Работая на низких верстаках и станках школьник невольно начинает наклоняться, особенно сгибается позвоночник в шейном и поясничном отделах, сгибаются ноги в коленных суставах и т. д. При таком положении сдавливаются органы брюшной и грудной полости, затрудняется кровообращение и дыхание, устают глаза
Правильная поза при работе в мастерских это прямо или слегка наклоненное вперед положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение нагрузки на правую и левую половину тела, по возможности частая смена положения, так как статические усилия по удержанию тела в определенной позе особенно утомительны. Несоответствие рабочего места росту учащегося устраняется с помощью специальных подставок. Размеры простой решетчатой подставки -55х75 см, высота -5, 10, 15 см. Если таких подставок нет в мастерской, их нетрудно изготовить самим. Необходимо иметь подставки каждой высоты
Для того чтобы определить, подходит ли высота столярного верстака, школьник становится прямо, боком к его торцовой стороне, ладонь кладет на верстак. Если рука не сгибается в локтевом суставе, т. е. предплечье и плечо составляют прямую линию, значит верстак соответствует росту данного ученика
Так же просто может быть определена и необходимая высота слесарного верстака. Ученик становится перед верстаком лицом к тискам. Правая рука сгибается в локтевом суставе и локоть ставится на губки тисков. Пальцы раскрытой ладони подносятся к подбородку. Если верстак соответствует его росту, то концы пальцев должны касаться подбородка. В мастерской за каждым учеником закрепляется рабочее место
Каждому кружковцу следует знать номер своей подставки и пользоваться ею без напоминания учителя
Нередко школьники, пользуясь очками в классе, в мастерской снимают их. Это неправильно. Во время работы в производственной мастерской каждый, у кого понижено зрение, должен для предупреждения зрительного утомления и повреждения глаз пользоваться очками, назначенными врачом
Выполнение всех перечисленных правил работы в мастерской сохранит осанку, предохранит от излишнего утомления, в том числе и глаз, а следовательно, и травматизма.
Врачами гигиенистами доказано, что все зрительные функции (острота зрения, контрастная чувствительность и др.) резко снижаются в условиях плохой освещенности. Поэтому большое значение имеет рациональное и достаточное по уровню освещение производственной мастерской. Недостаточная освещенность рабочих мест снижает зрительную работоспособность глаз. Резко снижает уровень естественной освещенности мастерских загрязнение или запыленность оконных стекол, за чистотой которых надо постоянно следить. Естественную освещенность можно повысить путем окраски поверхностей станков и верстаков в светло-зеленый цвет и цвет натурального дерева, а подоконники, стены, потолки либо - в белый цвет, который обладает самым высоким коэффициентом отражения - 80%, либо в светло-зеленый и разные оттенки желтого цвета, имеющие коэффициент отражения от 40 до 60% и тем самым повышающие условия видимости обрабатываемых деталей. Уровень естественной освещенности значительно колеблется в зависимости от времени дня, погоды, сезона и т. д., поэтому при его снижении следует использовать искусственный свет. Не следует думать, что смешанное освещение портит глаза. Ученые проверили это предположение и пришли к выводу, что для работы глаз лучше всего естественное освещение, затем смешанное и наконец искусственное
Искусственное освещение в мастерских должно быть равномерным, лампы не должны оказывать слепящего действия. Перевод взгляда на источники освещения большой яркости вызывает рефлекторное сужение зрачка, что в свою очередь уменьшает количество света, падающего в глаза и ухудшает различение деталей, а возвращение глаза к нормальному видению происходит не сразу. При освещении мастерских нельзя применять открытые лампы без абажура, лучше всего использовать люминесцентные лампы. Уровень освещенности рабочей поверхности - 300 лк. Степень освещенности измеряется с помощью люксметра. При лампах накаливания освещенность рабочей поверхности должна составлять 150 лк. В мастерских очень важно иметь местное освещение, особенно при выполнении тонких работ, требующих повышенной напряженности глаз, при работе с мелкими деталями и т. п
Верстаки и станки оборудуются лампами на кронштейнах, позволяющими менять освещенность рабочей поверхности по мере необходимости. В то же время использование одного только местного освещения, недопустимо, так как получается большой перепад яркостей от освещенной рабочей поверхности к темному фону помещения. При этом глаза быстро утомляются, повышается риск получить травму.
При чтении, письме, рисовании, конструировании, выполнении столярных и слесарных работ, помимо достаточной освещенности, соответствия мебели росту, правильной посадки за столом, очень важно соблюдать чередование этого вида деятельности с активным отдыхом, т. е. переключением на физические упражнения. Упражнения следует проводить через каждый час напряженной зрительной работы в течение 10-15 мин, лучше на свежем воздухе вне зависимости от времени года и погоды. Физическая нагрузка улучшает вентиляцию легких, кровоснабжение сердечной мышцы, вовлекает в динамическую работу различные группы мышц, уставшие от статической (сохранение неподвижности) позы, и в то же время расслабляются мышцы глаз, особенно при взгляде вдаль. Если выбежать на улицу на 10- 15 мин не удается, то при открытой форточке, фрамуге можно сделать несколько физических упражнений, постоять у окна, глядя вдаль.
Врачи утверждают, что полноценное рациональное питание - важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для детей еще и необходимое условие роста и развития. Рациональное питание - важнейшее непременное условие профилактики многих заболеваний. Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов, особенно, В и А. Витамин В содержится в таких продуктах, как печень, сельдь, желток яиц, сливочное масло. Витамин А является компонентом зрительного пурпура (родопсин), который входит в состав палочек и обеспечивает сумеречное зрение, участвует в биохимических процессах глаза. При его недостатке замедляется рост организма, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин А содержится в сливочном масле, молоке, сельди, яичном желтке, печени. Он может также образовываться в организме из провитамина А - каротина, который входит в состав растительных продуктов (морковь, томат, хурма, шиповник, салат и др.).
Каждый кружковец должен иметь правильно организованное место для занятий: письменный стол, стул, книжный шкаф или полку. Если вы пользуетесь секретером, то его также надо разместить так, чтобы свет падал слева на рабочую поверхность стола
В предупреждении близорукости большую роль играет свет, особенно в утренние часы, когда на организм оказывают интенсивное воздействие ультрафиолетовые лучи. При ультрафиолетовом "голодании" происходит нарушение фосфорно-кальциевого обмена, снижается работоспособность аппарата аккомодации. Под влиянием ультрафиолетовых лучей провитамин В, находящийся в коже, переходит из недеятельного состояния в активное, способствуя тем самым правильному усвоению солей кальция и фосфора. Необходимо как можно больше бывать на воздухе в период наиболее интенсивного действия ультрафиолетовой радиации (с 10 до 16 ч) не только во время каникул, но и в учебные, в воскресные дни желательно для прогулок отводить именно эти часы. Не зря врачи советуют после занятий в школе 1-2 ч гулять на улице. Это важно не только для восстановления работоспособности всего организма, но и для отдыха глаз
В солнечные дни избы ток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 ч. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение
При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет - появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости. Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Поэтому освещенность от настольных ламп должна быть 150 лк. Итак, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.
Когда ребенок сидит, то испытывает постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия. Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки (сутулая, круглая спина, выпяченный вперед живот и т. д.), а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, он увеличивает нагрузку на зрение и тем самым способствует развитию близорукости
Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула
В последнее время врачи гигиенисты пришли к выводу, что при письме менее утомительна поза с малым наклоном корпуса вперед. При такой посадке мышцы спины не так напряжены, как при большом наклоне корпуса. Кроме того, обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения (не сдавливаются столом органы грудной и брюшной полости), создаются благоприятные условия для зрительного восприятия
Во время чтения и письма весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).При утомлении органа зрения это расстояние уменьшается и вырабатывается, как говорят врачи офтальмологи, навык низко склоненной головы. Обнаружена прямая связь между степенью выраженности наклона головы при чтении и письме и нарушением зрения. Среди школьников, у которых в процессе учебы навык низко склоненной головы был выражен наиболее сильно, проявления близорукости отмечались чаще и в большей степени.
Как всякая зрительная работа, просмотр телепередач может привести к утомлению, особенно если проводится в неблагоприятных условиях. Напряжение зрения объясняется не какой-то особой спецификой телевидения, а скорее тем, что в течение дня к органу зрения предъявляются большие требования, и ежедневный просмотр телепередач может стать дополнительной нагрузкой на зрение. Нужно помнить, что с возрастом непрерывно совершенствуется работа зрительного аппарата (это связано с ростом и развитием самого школьника). В период роста орган зрения легко поддается различным влияниям, благоприятным и неблагоприятным. Многие врачи считают, что близорукость возникает и развивается вследствие длительной напряженной зрительной работы на близком расстоянии, особенно выполняемой при плохих условиях освещения. У детей же нагрузка на зрение увеличивается из года в год. И с этим нельзя не считаться. Уже у детей 5-6 лет зрительная работа занимает около 2 ч в день (21 ч в неделю), у детей младшего школьного возраста 5-7 ч в день (30-42 ч в неделю), у школьников среднего и старшего возраста еще больше - 8-10 ч в день (48-60 ч в неделю). Таким образом, продолжительность зрительной работы детей школьного возраста в течение недели достаточно велика. Причем наибольшее время отводится просмотру телепередач, что, по мнению врачей, является одним из факторов, способствующих развитию или прогрессированию расстройств зрения
Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, качество изображения на экране. Экспериментальные исследования показали, что наибольшее утомление и напряжение зрения у людей возникает при слишком близком расположении к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах. В семье каждый имеет свое излюбленное место перед телевизором. Вот лучше всего и расположиться удобно в кресле, на стуле (обратите внимание, они не должны быть слишком мягкими), на расстоянии не ближе 1-2 м от черно-белого телевизора и 2-3 м от цветного. Сидеть дальше 5-5,2 м от телевизора не рекомендуется. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Если школьник носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть, чтобы излишне не напрягалось зрение. Если смотреть телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность их возрастает, и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время сказывается большая разница между ярким свечением экрана телевизора и темным фоном комнаты - глаза быстро устают. Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, торшером и т. п., не находящимся в поле зрения и не отражающимся на экране телевизора. Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна легкими шторами, так как яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение
С позиций профилактики зрительного утомления очень важно не концентрировать внимания в течение длительного периода на экране телевизора. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, чтобы дать отдых глазам
Особенно сильно устают глаза, когда изображение на экране размытое, нечеткое, часто изменяются яркость и контрастность, появляются мелькания. Лучше всего настраивать телевизор не во время передачи, как это делают многие, а перед ней - по испытательной таблице, а потом лишь слегка подрегулировать контрастность изображения
Сегодня это изобретение получает все большее распространение во всех сферах деятельности человека и ребенка, в частности. В то же время, длительная работа перед экраном вызывает ряд негативных реакций: резь в глазах, быструю утомляемость, усиленная слезоточивость, снижение резкости зрения, а так же головные боли и другие симптомы перенапряжения. Условия работы за монитором противоположны тем, которые привычны для наших глаз. В обычной жизни мы воспринимаем, в основном, отраженный свет (если только не смотрим на солнце, звезды или искусственные источники освещения), а объекты наблюдения непрерывно находятся в поле нашего зрения в течение хотя бы нескольких секунд. А вот при работе за монитором мы имеем дело с самосветящимися объектами и дискретным (мерцающим с большой частотой) изображением, что увеличивает нагрузку на глаза
Таким образом, характерной особенностью труда за компьютером является необходимость выполнения точных зрительных работ на светящемся экране в условиях перепада яркостей в поле зрения, наличии мельканий, неустойчивости и нечеткости изображения. Объекты зрительной работы находятся на разном расстоянии от глаз пользователя (от 30 до 70 см) и приходится часто переводить взгляд в направлениях экран-клавиатура-документация (согласно хронометражным данным от 15 до 50 раз в минуту). Частая переадаптация глаза к различным яркостям и расстояниям является одним из главных негативных факторов при работе с дисплеями. Неблагоприятным фактором световой среды является несоответствие нормативным значениям уровней освещенности рабочих поверхностей стола, экрана, клавиатуры. Нередко на экранах наблюдается зеркальное отражение источников света и окружающих предметов. Все вышеизложенное затрудняет работу и приводит к нарушениям основных функций зрительной системы. Работающие с видеодисплейными терминалами предъявляют жалобы на боль и ощущение "песка" в глазах, покраснение век, трудности перевода взгляда с близких на далекие предметы. Отмечается быстрое утомление и затуманенность зрения, двоение предметов. Комплекс выявляемых нарушений был охарактеризован специалистами как "профессиональная офтальмопатия" или астенопия - субъективные зрительные симптомы дискомфорта или эмоциональный дискомфорт, являющийся результатом зрительной деятельности. Что касается риска появления миопии, то при соблюдении режима труда и отдыха она, как правило, может возникнуть или усилиться только у людей, изначально к ней склонных
С учетом изложенного мы предлагаем несколько рекомендаций для уменьшения утомления при работе с мониторами:
В современной науке существует множество теорий относительно причин нарушений зрения, однако ни одна из них не объясняет, почему при одних и тех же воздействиях, считающихся вредными, у одного эти нарушения происходят, а у другого - нет. Могут существовать тысячи реальных причин, о которых не подозревает ни "заболевший", ни его лечащий врач. Известно, что 50% всей своей энергии человек тратит на зрение, а остальные 50% приходятся на все остальное (в том числе 40% - на пищеварение); таким образом, на борьбу с различными микробами и вирусами остается всего 10%. Вполне возможно, что именно нехватка энергии у конкретного человека привела к ухудшению его зрения (таким образом, уменьшается количество информации, воспринимаемой через зрение, и соответственно уменьшается доля энергии, необходимой для ее обработки). В целом могут существовать тысячи ситуаций, когда исправление отдельных характеристик человеческого организма нанесет только вред
Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органов зрения, и сохранение их полноценной функции на будущее
Каждый учащийся уже в начальной школе должен овладеть рядом важных навыков. Из них самый трудный для усвоения - соблюдение необходимого расстояния от глаз до рабочей поверхности (тетради, книги), овладение правилами самоконтроля и их применение . Кроме того, в начальной школе ребенок должен выработать навыки:
К сожалению, есть семьи, где этому не уделяется внимание или даже поощряется, когда дети подолгу смотрят телевизор или сидят за компьютером, дети заняты и не мешают взрослым
Рассматриваемый нами вопрос, как никакой другой, требует единства требований к детям со стороны образовательных учреждений и семьи. Педагогу полезно рассказать родителям о рекомендациях, которые он дал детям. Все выше перечисленное очень важно для профилактики различных нарушений зрения для всех возрастных групп, но для детей особенно
Как обнаружить, что Ваш ребенок плохо видит? Присмотритесь к нему. Запомните, ребенок плохо видит, если:
Цель: способствовать закреплению знаний кружковцев о гигиене зрения и формированию осознанного желания заботиться о своих глазах.
Перед проведением игры желательно провести беседу о гигиене зрения и познакомить с пословицами и поговорками о зрении и глазах.
Участники игры: В игре принимают участие учащиеся 1- 4 классов. Дети делятся на две или три команды по 5 - 10 человек.
Организация игры:
Конкурсная программа
Подведение итогов игры.
Цель: способствовать закреплению знаний о гигиене зрения; - воспитывать осознанное желание заботиться о своем здоровье.
Ход:
Педагог показывает детям письмо:
- Смотрите, ребята, здесь письмо ! Интересно, кто нам его написал?
Адрес: ЦДЮТТ, детям. Давайте его прочтем.
(Письмо)
Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки!
Пишу вам это письмо, т.к. обеспокоен вашим здоровьем. Мне кажется, что вы его
совсем не бережете. А особенно меня беспокоят ваши глазки. Сколько им приходится
трудиться! Ведь они помогают нам ориентироваться в пространстве, узнавать новое
и интересное из любимых книг, фильмов, с помощью зрения мы можем любоваться
красивыми пейзажами родного края и многое другое. Но все это возможно только,
если у вас хорошее зрение. Поэтому очень важно с детства беречь свои глазки,
и тогда на протяжении всей жизни они будут радовать вас хорошей работой. Высылаю
вам свои советы, надеюсь, что они пригодятся.
- Какое странное письмо и почему-то вместо подписи загадка. Давайте попробуем ее отгадать и узнаем, кто нам его прислал.
Загадка. Лечу я маленьких детей, Лечу я птичек и зверей, За всех моя душа болит, Я добрый доктор… (Айболит)! |
Доктор Айболит прислал нам советы о том, как заботится о своем зрении. Давайте их прочитаем.
Советы. Чтоб со зрением не расстаться, Чаще выходи гулять, Если вдруг глаза твои Ну а если добрый доктор Я уверен, что зарядкой |
Все мы знаем, что такое зарядка, а знаете ли вы, что бывает зарядка для глаз? Хотите попробовать?
Наши глазки так устали, Ночь. Темно на улице. Снова до пяти считаем, А теперь всем вместе нужно Отдохнули? Хорошо. |
Вот такую гимнастику нужно делать, если ваши глазки долго работали и устали.
А теперь давайте поиграем. Игра называется "Кузнечик - путешественник". Эта игра тоже укрепляет наши глаза. Перед вами таблица, в которой сидит нарисованный кузнечик. Сейчас я буду называть направления, а вы мысленно перемещайте кузнечика из клеточки в клеточку.
Игра состоит из трех этапов:
Вот, ребята, мы познакомились с советами доброго доктора Айболита.
Я надеюсь, что советы слушали внимательно,
И начнете выполнять их обязательно.
В настоящее время во всех областях деятельности человека наблюдается интенсивная компьютеризация, что требует реализации мер по обеспечению эргономической безопасности пользователей при работе с вычислительной техникой.
Выполнение требований эргономической безопасности означает гарантию комфортности, эффективности, безопасности и надежности работы человека с персональным компьютером (ПК). Эргономическая безопасность ПК может быть охарактеризована следующими требованиями:
Важным условием безопасности человека перед экраном является правильный выбор визуальных параметров дисплея и светотехнических условий рабочего места. Работа с дисплеями при неправильном выборе яркости и освещенности экрана, контрастности знаков, цветов знаков и фона, при наличии бликов на экране, дрожания и мелькания изображения приводит к зрительному утомлению, головным болям, к значительной физиологической и психической нагрузке, к ухудшению зрения.
В ГОСТ Р 50948-96 и ГОСТ Р 50949-96 и в Санитарных правилах и нормах (СанПиН) установлены требования к двум группам визуальных параметров:
Однако не только конкретное значение каждого из перечисленных параметров определяет эргономическую безопасность. Главное - совокупность определенных сочетаний значений основных визуальных параметров, отнесенных к первой группе требований.
Вторая группа требований обеспечения эргономической безопасности - нормы на излучения ПК. Часто компьютер (точнее, его дисплей) обвиняют в испускании рентгеновского излучения, которое по свойствам напоминает гамма-радиацию. Действительно, рентгеновское излучение, возникающее при торможении электронов, характерно для любого кинескопа - и телевизионного, и компьютерного, однако в современных кинескопах применяются настолько эффективные меры по снижению рентгеновского излучения, что оно практически не обнаруживается на фоне естественного радиационного фона Земли. На самом деле для пользователя реальную угрозу представляют электромагнитные поля, излучаемые ПК. С физической точки зрения ткани человека - парамагнитный материал: то есть они способны "намагничиваться", воспринимать магнитные поля. Медицинские исследования показывают, что воздействие таких полей вызывает изменение обмена веществ на клеточном уровне. Переменные электромагнитные поля вызывают колебания ионов в человеческом организме, что тоже имеет определенные последствия. Говоря о мониторах компьютеров, не следует забывать и об электростатическом поле, которое создают эти устройства. Сильное электростатическое поле не безобидно для человеческого организма. Правда, на расстоянии 50-60 см от экрана его влияние значительно убывает. Применение же специальных фильтров, прикрывающих экран, вообще позволяет свести его к нулю. Стоит обратить внимание еще и на то, что при работе монитора электризуется не только его экран, но и воздух в помещении. Причем он приобретает положительный заряд. Положительно наэлектризованная молекула кислорода не воспринимается организмом как кислород, что вызывает у пользователя кислородное голодание.
В настоящее время все мониторы должны соответствовать стандарту MPRII, ограничивающему излучения мониторов в диапазоне крайне низких частот. Принимая во внимание все вышеизложенные сведения, можно сделать вывод о том, что необходимо проводить комплексную оценку электромагнитной обстановки в рабочих помещениях с компьютерами (в компьютерных классах, операторских залах ВЦ и т.п.) с учетом взаимного расположения рабочих мест.
Во-первых, исследования показали, что установка фильтров на экранах, уменьшая электрическую составляющую электромагнитного поля в непосредственной близости от экрана, может, вследствие перераспределения поля, привести к его увеличению на расстояниях более 1,0-1,5 м от экрана по оси электронно-лучевой трубки и по сторонам от нее.
Во-вторых, уровень электромагнитного поля в значительной степени зависти от типа и качества электропроводки. Так, например, во многих компьютерных классах отсутствует общее заземление третий контакт вилки ПК оказывается "висящим" в воздухе, что существенно увеличивает уровень электромагнитного поля. Кроме того, низкочастотные поля излучаются и электроприборами, и люминесцентными лампами, и жгутами проводов, нередко оплетающих рабочие места.
С учетом изложенного мы предлагаем несколько рекомендаций для уменьшения утомления при работе с мониторами: