КОНКУРС "ШКОЛА ГОДА-97" В областном туре Всероссийского конкурса "Школа года-97", который проходил в ноябре 1997 г., приняли участие 24 школы в следующих номинациях
-----------------T-----------------T-------------------T-----T-------¬
¦ Инновационные  ¦Массовая общеобр.¦     Сельская      ¦В С Ш¦Коррек-¦
¦  учреждения    ¦    школа        ¦                   ¦     ¦ционные¦
+----------------+-----------------+-------------------+-----+-------+
¦N 63 г.Ярославль¦ N 6 г.Рыбинск   ¦Горкинская НСШ     ¦Некра¦ Спец. ¦
¦                ¦                 ¦Пересл.            ¦совск¦ корр. ¦
¦N 7 г.Переславль¦ N 20 г.Рыбинск  ¦                   ¦ая   ¦шк-инт.¦
¦                ¦                 ¦Смоленская основная¦ВСШ  ¦д/детей¦
¦N 3 г.Тутаев    ¦ N 7 г.Углич     ¦общеобразовательная¦     ¦с нару-¦
¦                ¦                 ¦школа. Пересл.     ¦     ¦шением ¦
¦                ¦                 ¦                   ¦     ¦разви- ¦
¦Мед.-пед. шк.Дз.¦ Шк-инт. N 2     ¦Октябрьская общеоб-¦     ¦тия    ¦
¦р-на г.Ярославля¦ г.Рыбинск       ¦разовательная школа¦     ¦г.Пере-¦
¦                ¦                 ¦Рыб.р-он           ¦     ¦славль ¦
¦Учебно-научный  ¦ N 4 г.Ростов    ¦                   ¦     ¦       ¦
¦комплекс инфор- ¦                 ¦Радищевская осн.   ¦     ¦       ¦
¦мационных техно-¦ N 43 г.Ярославль¦общеобразов-ная    ¦     ¦       ¦
¦логий           ¦                 ¦школа. Углич.р-он  ¦     ¦       ¦
¦                ¦ N 55 г.Ярославль¦                   ¦     ¦       ¦
¦                ¦                 ¦Вышеславская СШ    ¦     ¦       ¦
¦                ¦ N 58 г.Ярославль¦-Г-Ямский р-он     ¦     ¦       ¦
¦                ¦                 ¦                   ¦     ¦       ¦
¦                ¦                 ¦Бурмакинская СШ N 1¦     ¦       ¦
¦                ¦                 ¦- Некр.р-он        ¦     ¦       ¦
¦                ¦                 ¦                   ¦     ¦       ¦
¦                ¦                 ¦Отрадновская СШ    ¦     ¦       ¦
¦                ¦                 ¦Угличский р-он     ¦     ¦       ¦
¦                ¦                 ¦                   ¦     ¦       ¦
¦                ¦                 ¦Мартыновская ООШ   ¦     ¦       ¦
¦                ¦                 ¦- Мышк.р-он        ¦     ¦       ¦
¦                ¦                 ¦                   ¦     ¦       ¦
¦                ¦                 ¦Дуниловская ООШ    ¦     ¦       ¦
¦                ¦                 ¦- Большес. р-он    ¦     ¦       ¦
L----------------+-----------------+-------------------+-----+--------
Основные направления деятельности представленных школ : С е л ь с к а я ш к о л а Горкинская сельская основная общеобразовательная школа. Переславский муниципальный округ. Директор - Челышева Лидия Александровна. Численный состав учащихся - 104 чел. учителей - 14 чел. Разработана программа развития школы. Педколлектив взял на себя задачи : - максимальное развитие индивидуальных способностей каждого ребенка через интеграцию учебной и воспитательной работы; - формирование национального самосознания через приобщение детей к ценностям гуманитарной культуры русского народа, изучение истории и природы родного края и вовлечение детей в поисковую работу. На основе диагностики уровня развития детей, учитывая условия работы школы, пожелания детей и родителей, коллектив пришел к необходимости индивидуального учебного плана, составленного на основе базисного. В школе работает психологическая служба. Воспитательная работа проводится в соответствии с Программой "Истоки", основные направления деятельности : "Мой любимый край" "Удивительный мир природы" "Кладоискатели" "Хотим все знать". Школа работает в тесном контакте с родителями по разработанной комплексной программе "Семья". Отрадновская СШ, Угличский район. Директор - Хорошулина Ирина Николаевна. Численный состав учащихся - 208 чел. учителей - 32 чел. Главная особенность работы школы - программа "Возрождение русской национальной культуры", которая проходит по следующим этапам : I этап (1990-92гг.) "Возрождение русской народной песни" II этап (1992-94гг.) "Фольклор в эстетическом воспитании" III этап (1994-95 уч.г.) "Через фольклор и уроки духовности к русской национальной школе" IV этап (1996-97 уч.г.) "Становление личности ребенка через русский фольклор и русские национальные традиции" В школе идет большая работа по экологическому воспитанию детей, которая начинается еще в д/с : школьное лесничество, теплица, осуществление нового проекта "Восстановление и сохранение популяции бобров". Вышеславская средняя школа Гаврилов-Ямского муниципального округа. Директор - Груздева Вера Васильевна. Численный состав учащихся - 68 чел. учителей - 19 чел. Свою деятельность школа организует на основе базисного плана, инвариантная часть которого используется в соответствии с возрастными группами учащихся. Введены : - школьный компонент "Экология"; - дополнительные часы на математику, историю, практикум по физике. Приоритетное направление деятельности школы - Развитие обще- учебных интеллектуальных умений и навыков учащихся. Работа школы спланирована на основании диагностики профессиональной компетенции педагогов. Ежегодно под руководством администрации проводится ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ, определяется уровень базовых знаний на начало года, результатом которого является подробная диагностическая карта, позволяющая вести индивидуальную работу с каждым педагогом. Проводится ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ из начального звена в среднее. Практикуются : - педконсилиумы (при выпуске из 4 в 5 кл.); - малые педсоветы по выработке единых требований к учащимся. На основе диагностики семей учащихся спланирована работа по социальной защите детей. Учебный процесс продолжается во внеурочной деятельности. В школе работают 5 кружков : 1. Краеведческий 2. Юный цветовод 3. Юный овощевод 4. Спортивные секции : - для начальных классов; - для среднего и старшего звена. Юными краеведами под руководством учителя русского языка и литературы создан музей крестьянского быта. Основные направления воспитательной работы : - изучение истории родного края и традиций русского народа; - воспитание любви к природе, умения замечать красоту окружающего мира; - привитие любви к сельскохозяйственному труду (в школе имеются теплица для выращивания рассады, пришкольный участок). Смоленская общеобразовательная школа Переславского муниципального округа. Директор - Опалева Галина Витальевна. Численный состав учащихся - 91 чел. учителей - 14 чел. Педагогический коллектив школы строит свою работу в соответствии с поставленными задачами : - развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся; - осуществление преемственности в обучении и воспитании; - совершенствование внеурочной деятельности учащихся; - тесное содружество и сотрудничество : учитель - ученик - родители. Свою деятельность школа строит на основе базисного плана с внесением изменений в содержание обучения (в соответствии с результатами диагностики уровня развития детей, возможностями школы, пожеланиями родителей и учащихся). Введены новые предметы : - естествознание, - экология, - этическая грамматика (в начальных классах). Приоритетное направление деятельности школы - Подготовка учащихся к жизни в новых социально- экономических условиях. Развивая познавательные интересы и творческие способности учащихся учителя школы применяют нетрадиционные и обновляют существующие формы и методы обучения : - организация дифференцированной и индивидуальной работы на уроке; - выполнение творческих домашних заданий; - использование способов КТД; - создание ситуаций свободного выбора учащимися учебных действий; - проведение уроков по заявке учащихся; - привлечение учащихся, родителей к проведению уроков. Адаптация детей к школе. Преемственность - одно из основных направлений деятельности пед. коллектива. Разработана программа, которая включает в себя : - вопросы преемственности при осуществлении перехода детей из детского комбината в школу; - из начального звена в среднее; - из среднего в старшие классы. Совершению внеурочной деятельности учащихся способствует создание единой общешкольной системы организации и управления внеурочной работой (по типу детской организации). Дети объединены в центры по интересам : - экологический центр; - творческий центр; - центр чистоты и порядка; - центр друзей младших школьников; - учебный центр; - шоу-центр; - спортивный центр. Представители каждого центра входят в управляющий орган - Палату Советников. Программа "Семья" ориентирует педколлектив на решение следующих задач : - укрепление семьи, - оказание помощи в воспитании детей, - профилактика асоциального поведения и правонарушений среди несовершеннолетних. Октябрьская СШ, Рыбинский муниципальный округ. Директор - Шарапова Вера Александровна. Численный состав учащихся - 502 чел. учителей - 52 чел. Работа над общешкольной методической темой "Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию уч-ся" сложилась в определенную систему, которая позволила разработать комплексную программу - технологию обучения и воспитания уч-ся. Реализация данной темы в условиях сельской школы предусматривает решение следующих задач : - чтобы дети не уступали в уровне развития, обученности, эрудиции, культуры от городских; - чтобы каждый ученик учился согласно его возможностей и интересам и развивал их; - чтобы пребывание в школе для ребенка было комфортным, вызывало положительные эмоции. Исходя из поставленных задач, НЕОБХОДИМО : - обучать уч-ся на основе дифференциации и индивидуализации в учебном процессе; - внеклассную работу с уч-ся вести в единстве с учебной деятельностью; - досуг детей организовывать совместными усилиями школы, ДК, Дома школьника, учитывая многообразие интересов уч-ся. Основные звенья воспитательной работы : 1. Знания и культура как собственная ценность. 2. Отечество как уникальная единственная Родина. 3. Труд как основа человеческого бытия. 4. Земля как общий дом человечества. 5. Мир, покой и согласие, дружба между народами и государствами - главное условие существования земли и человечества. Отслеживание УВП ведется в 3-х направлениях : 1. Диагностика учебного процесса. 2. Диагностика воспитательного процесса. 3. Диагностика умственных процессов уч-ся. Радищевская основная общеобразовательная школа с.Никольское, Угличского района. Директор школы: Игнатьев Николай Валентинович, директор высшей категории, "Отличник просвещения", педстаж 27 лет. Численный состав учащихся: 49 человек. Численный состав учителей: 12 человек. Педагогический коллектив работает над темой "Выбор оптимальных методов и форм обучения и воспитания на краеведческом материале". Учителя скорректировали программы, в методическом кабинете имеется набор конспектов уроков с использованием краеведческого материала по всем темам школьной программы. Школа является в районе опорной по данной проблеме. По инициативе педагога-организатора создана и реализуется программа учебной и воспитательной работы по направлениям (порогам): - "Зеленый друг" (1 класс) - "Друзья животных" (2 класс) - "Следопыты" (3 класс) - "Отчий дом" (4 класс) - "Здравствуй, праздник" (5 класс) - "Ветеран живет рядом" (6 класс) - "Знаменитые земляки" (7 класс) - "Малая Родина" (8 класс) - "Мое отечество" (9 класс) Краеведение является стержнем всего учебно-воспитательного процесса и делает единым ученический, учительский и родительский коллективы. Бурмакинская средняя школа N1 Некрасовского района. Директор школы: Боровкова Галина Романовна. Численный состав учащихся: 511 человек. Численный состав учителей: 38 человек. Ведущая педагогическая идея коллектива учителей: Воспитать и развить свободную, талантливую личность. Для достижения этой идеи коллектив ставит перед собой следующие задачи: - развитие интеллекта учащихся - формирование нравственных отношений - здоровье детей (их физическая закалка) Три года школа работала над темой "Организация деятельности учащихся на уроке". Школа является центром методической работы микрорайона по программе "Некрасовские родники", созданной ИПК г.Ярославля. Дуниловская основная общеобразовательная школа, Большесельского района. Директор школы: Крымова Галина Павловна, педстаж 24 лет. Численный состав учащихся: 85 человек. Численный состав учителей: 16 человек. Школа работает по учебному плану, составленному на основе базисного регионального плана. Введены предметы: история (4 класс), этическая грамматика, ИЗО и художественный труд (1-4 класс), МХК (8 класс). Увеличено количество часов на технический труд по теме "Обработка древесины". Труд рассматривается как основа нравственности, цельности человека. Учебно-воспитательный процесс идет по направлениям: - развитие интеллектуального развития личности - формирование умений и навыков,необходимых сельскому жителю - художественно-эстетическое направление - привитие интереса к русской культуре и национальным традициям - воспитание любви к родному краю. Взаимопонимание, добрые отношения с родителями помогают проводить совместные праздники, трудовые десанты, акции "Милосердие". Школа является культурным центром микрорайона. Мартыновская основная общеобразовательная школа Мышкинского района. Директор школы: Воробьева Татьяна Владимировна. Численный состав учащихся: 39 человек. Численный состав учителей: 12 человек. Мартыновская школа самая малочисленная в Мышкинском районе основана в 1892 году. Этим определена ведущая педагогическая идея коллектива: Воспитать доброго, умного, трудолюбивого человека на традициях семьи и края. К базисному плану района школа добавила курс преподавателя учителя истории С.Н. Темняткина - Розова "Родиноведение". Им разработано тематическое планирование для 5-9 классов. Материал к урокам печатается в газете "Кадская летопись", редактором которой является С.Н. (Кадка - старинное название тех мест).В создании газеты принимают участие и ученики, и учителя, и родители села. Газета доставляется в каждый дом Мартыновской сельской территории бесплатно. Для многих она является единственным печатным периодическим изданием в доме. Этими же силами создан музей газеты "Кадская летопись". В нем собрано 2 тысячи экземпляров. Школа является частью социокультурного комплекса"Школа-детс- кий сад-библиотека-Дом культуры." В С Ш Некрасовская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа. Директор: Струкова Наталья Михайловна. Численный состав учащихся: 125 человек. Численный состав учителей: 5 человек. Педагогический коллектив школы работает над проблемой "Практическая направленность обучения и воспитания учащихся в вечерней школе". На основании диагностики интеллектуального развития и уровня сформированности учебных умений и навыков вновь поступивших учащихся школа выбирает оптимальные пути решения коррекционно-реабилитационных задач. Коллектив работает по принципам социальной педагогики и выполняет специфические функции: - защита; - профориентация; - социализация; - адаптация в окружающей среде своих учащихся. Занятия ведутся по базисному учебному плану. С п е ц и а л ь н ы е (коррекционные) у ч р е ж д е н и я Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушением развития. г.Переславль-Залесский. Директор - Ивахненко Александр Иванович. Численный состав учащихся - 126, педагогов - 39. Основная цель - организация образовательной среды, способствующей реализации возможностей детей с различными недостатками и их успешной социальной адаптации. УВП состоит из следующих блоков : - диагностический - учебно-коррекционный - воспитательно-коррекционный. В школе открыты три типа классов : - классы вспомогательной школы для уч-ся, имеющих диагноз : умственная отсталость в степени дебильности; - классы выравнивания для уч-ся с ЗПР органического и неясного генеза; - группы "Особый ребенок" для детей с выраженной умственной отсталостью (легкая имбецильность или выраженная дебильность, осложненная комбинированным дефектом). Функционируют группы для детей с речевыми нарушениями, лечебной физкультуры. В 1997-98 уч.г. совместно с общественной некоммерческой организацией "Развитие в игре", будет осуществляться проект "Создание абилитационно-адаптационной площадки для детей с особыми нуждами", получивший грант фонда Сороса. С 1995 г. в школе внедряется инновационный проект "Создание системы дифференцированного обучения в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с нарушениями развития" в разделе "Социальная адаптация и реабилитация подростков с нарушениями интеллекта на базе новых коррекционных программ", руководитель проекта профессор кафедры олигофренопедагогики и логопедии Московского открытого педагогического университета А.К. Аксенов. М а с с о в а я о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я ш к о л а Общеобразовательная школа-интернат N 2 г.Рыбинска. Директор - Ульянов Владимир Леонидович Численность учащихся - 255 чел. педагогов - 49 чел. Учитывая специфику деятельности интерната, круглосуточность пребывания детей в учреждении, педколлектив в течении последних лет работает над актуальной темой - "Формирование гармоничного отношения человека с окружающим миром". В учебном процессе используются : - активные формы обучения; - дифференцированный подход к уч-ся на уроках; - консультации и индивидуальная помощь детям; - краеведческий материал на уроках; - детальное изучение особенностей и возможностей каждого ребенка. В школе действует филиал детской музыкальной школы, хореографическая студия, мотосекция, специализированные футбольные классы, туристско-краеведческий кружок, основное направление деятельности которого осуществляется в рамках федеральной программы "Возрождение русской усадьбы". Ведется работа по созданию картинной галереи "История дворянских усадеб Рыбинского края", много лет существует музей школы-интерната. В 1997 году школа стала лауреатом Всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию туристско-краеведческой работы. Общеобразовательная средняя школа N 43 им. Пушкина с углубленным изучением немецкого языка Кировского района г.Ярославля Директор школы - Жарова Татьяна Сергеевна Численность учащихся - 1020 чел. педагогов - 73 чел. Основная цель учебно-воспитательного процесса - воспитание человека высокой гуманитарной культуры, интеллектуально и духовно развитого, готового к самостоятельной жизни в обществе в условиях новых экономических отношений. Учебный план школы составлен на основе федерального и городского базисного учебных планов. Часы вариативной части используются для углубления гуманитарного образования. В школе работают следующие классы : - филологические (с углубленным изучением немецкого языка и музееведения); - педагогические (с углубленным изучением истории); - инженерные классы (с автомеханическим направлением). Школа является звеном в комплексе "Школа-ВУЗ". Заключены договора с факультетами ВУЗов : - автомеханическим (ЯГТУ); - иностранных языков (ЯГПУ им. К.Д.Ушинского); - историческим (ЯГПУ им. К.Д.Ушинского); - ЯГПУ им.Демидова. Учителя школы активно обновляют традиционную систему обучения новыми технологиями. Основными видами воспитательной работы в школе являются познавательная и клубная. Развитие познавательного интереса учащихся осуществляется через организацию и проведение во внеурочное время интеллектуальных турниров и развивающих игр : - "Великолепная семерка", - "Счастливый случай", - "Литературный аукцион знаний" по произведениям Пушкина, - "Эрудицион" и пр. Команда старшеклассников школы в течение трех сезонов становилась призером городской телевизионной игры "Эрудицион" (1995г. - 1-е место в городе). В 1997 году школа подключилась к международному проекту фонда Сороса "Дебаты". В школе работают клубы : 1. Туристический "Одиссей" (руководитель - учитель физики Е.Б.Антонов, дважды лауреат гранта Сороса). Работа клуба охватывает следующие направления современного туризма : 1) Спортивный туризм различных видов (водный, лыжный, вело, горный); 2) Экологический; 3) Туристическое конструирование и творчество; 4) Интеллектуальный; 5) Сотрудничество со школьниками и молодежью зарубежных стран. 2. Клуб по изучению родного края. 3. Клуб веселых и находчивых. 4. Клуб друзей немецкого языка. Продолжением клубной деятельности является кружковая работа. В школе функционируют кружки : - выжигание, - минералогия, - театральный, - драматический, - пушкиноведение. Ведущее направление в развитии школы - изучение жизни и творчества А.С.Пушкина. Это направление охватывает следующие аспекты : - систему проведения уроков, - заседания методических советов; - педагогические чтения; - систему внеклассной работы; - туристическую работу. В феврале в школе традиционно поводится пушкинская неделя: конкурсы : - на лучшее чтение стихотворений А.С.Пушкина; - инсценировку отрывка из сказки, повести; - исполнение романса на стихи Пушкина. Неделя завершается общешкольным литературным вечером. Темы этих вечеров продумываются в соответствии с желаниями и интересами ребят и охватывают разные стороны жизни А.С.Пушкина. Средняя муниципальная общеобразовательная школа N4 Г. Ростова. Директор: Гаврилова Галина Максимовна. Численный состав учащихся: 1548 человек. Численный состав учителей: 120 человек. Коллектив школы образование понимает как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на самообразование личности. Задачи школы: - Возродить престиж знаний, истинного богатства человека,позволяющего ему реализовать свои способности, приобрести интересующую его профессию, успешно трудиться. - Обеспечить в школе атмосферу свободного и желанного учебного труда, выработать умение учиться. - Придать учебному процессу воспитывающий характер, обеспечить личностный дифференцированный подход к каждому ребенку. Цель методической работы педагогического коллектива: Обеспечение роста уровня педагогического мастерства учителя и коллектива в целом. Самым существенным в этой работе является оказание реальной действенной помощи учителям, классным руководителям, воспитателям в развитии их мастерства, как сплава профессиональных знаний, навыков, умений,необходимых для педагога свойств и качеств личности. Администрация в своей работе использует принцип дифференциации и индивидуальной работы с учителем. В основе работы - методические рекомендации: - по изучению учебных планов, программ; - по изучению отдельных разделов, тем предмета; - по отдельным вопросам методики преподавания; - по усилению практической направленности обучения; - по применению нестандартных форм обучения; - по разработке контрольных работ, тестов и других форм контроля знаний, умений и навыков. - по совершенствованию психологической грамотности учителя; - по воспитательной работе. Проблемы, которые предстоит решить: - Как научить каждого? - Как наиболее эффективно соблюдать преемственность и межпредметные связи в обучении. - Как наиболее эффективно использовать базисный план. - Повышение качества обучения учащихся через использование новых форм и методов организации урока. - Развитие системы воспитательной работы в школе. - Совершенствование работы с родителями. Средняя школа N6 г.Рыбинска. Директор: Аганина Валентина Викторовна. Численный состав учащихся: 1289 человек. Численный состав учителей: 80 человек. В школе поддерживается демократический стиль управления, коллегиальность принятия решений, деятельность коллектива строится на принципах "педагогики сотрудничества", администрацией целенаправленно создается коллектив единомышленников. Классы формируются по следующему принципу: - по развивающей системе Л.В.Занкова, - по системе 1-3, - по системе 1-4, - для ослабленных детей - класс коррекции, что позволяет детям чувствовать себя комфортно и дает положительные результаты. Педагоги школы активно используют современные методы и средства обучения, нетрадиционные формы организации УВП: - уроки-семинары, - интегрированные уроки, - парное консультирование, - зачеты. Школа имеет свое лицо в городе, является центром воспитательной работы в микрорайоне. Основное направление работы с учащимися - спортивно-туристическое, исследовательско-краеведческое. Команда школы занимает ежегодно призовые места в городских и областных соревнованиях по туризму. Средняя школа N7 г. Углича. Директор: Шашкова Татьяна Кузьминична. Численный состав учащихся: 1200 человек. Численный состав учителей: 90 человек. Система обучения в школе - разноуровневая: - гимназические классы (8-11) - прогимназические (7) - выравнивания - общеобразовательные. Направление в учебной работе: "Развитие творческих способностей школьника на уроке и во внеурочное время". Направление в воспитательной работе: "Развитие творческой личности через детское самоуправление". Педагогическим коллективом созданы авторские программы по: - этике и психологии; - музыке; - индивидуальные программы по ИЗО и художественному труду; - историческому краеведению; - географическому краеведению. Средняя общеобразовательная школа N20 г.Рыбинска. Директор школы: Мамаева Людмила Юрьевна, педстаж 26 лет. Численный состав учащихся: 794 человек. Численный состав учителей: 56 человек. Структура школы: 1. Начальная школа (программа 1-3,1-4), в которой есть классы раннего изучения английского языка, программа ТРИЗ, программа этической грамоты,курс "Русская школа", курс "Подвижные игры", курс И иВТ с первого класса. 2. Средняя и старшая школа: курс "Русская школа", Классы с углубленным изучением английского языка, ТРИЗ - русский язык, курс "Краеведение и экология",расширенное изучение предметов на основе тестирования. Формой организации жизнедеятельности детей и взрослых в школе является корабль "Мечта". Педагогическим советом разработана программа развития учащихся с 1 по 11 класс., методическое ее обеспечение-сборники: - " Семья и школа - грани сотрудничества" - " Интеллектуальная игра" - " Путешествие в город Историск" - " Свистать всех наверх". Средняя общеобразовательная школа N 55 г.Ярославль Директор - Белосельская Маргарита Владимировна Численный состав учащихся - 974 чел. (37 классов) учителей - 68 чел. Исходя из глубокого анализа изучения психологических особенностей ранней юности, методологических особенностей преподавания в старшем звене и учитывая профессиональные возможности педколлектива и специфику контингента уч-ся, выделяются три основнын направления работы : 1. Структура и содержание образования в старшем звене и освоение новой организационной модели внешней дифференциации. 2. Освоение и разработка новых форм, методов, средств обучения, ориентированных на максимальный учет особенностей учащихся (технология уровневой дифференциации). 3. Создание целостного учебно-воспитательного процесса как необходимого условия для развития личности. В школе с 1989 г. существует профильная подготовка по педагогическим и юридическим профессиям. Открыта психологическая лаборатория, в которой проводятся исследования процессов познавательной деятельности, взаимодействие учеников и педагогов в учебное и внеурочное время, осуществлялась апробация диагностических методик. В 1995 г. в рамках программы международных обменов по линии NASSP USA школа выиграла гранд на участие в американских экологических программах. Целенаправленная серьезная работа с партнерами из штата Орегон США оказалась очень полезной и плодотворной. С 1996 г. школа работает по 2-му международному проекту "Мы и бизнес", несколько лет является членом фонда "Интеркультура". Вся воспитательная система школы строится на педагогике сотрудничества. Выбираются дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели, общие жизненно важные заботы и отношения строятся на принципах сотрудничества и сотворчества: День знаний, Парад науки, Интеллектуальный марафон, День дублера и др. Средняя общеобразовательная школа N 58 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла г.Ярославль Директор - Остапенко Ирина Сергеевна. Численный состав учащихся - 1053 чел. (42 класса) учителей - 69 чел. Главная идея - изучение и развитие способностей, наращивание творческого потенциала ученика. Принципы : 1. Индивидуализация обучения. 2. Многообразия и вариативности педагогических средств. 3. Психологической культуры участников пед. процесса. 4. Преемственности в обучении. 5. Эстетизации среды. Структура общеобразовательной системы школы -------------------------T----------------------T------------------¬ ¦ Содержание образования ¦Программы, технологии ¦Внеклассная работа¦ +------------------------+----------------------+------------------+ ¦ ¦ ¦ Начальная школа : 1 - 4 классы ¦ +------------------------T----------------------T------------------+ ¦ Традиционные предметы. ¦Программы 1-3, 1-4. ¦Кружок по РТС. ¦ ¦ Школьный компонент : ¦Система : ¦Музыкальная школа ¦ ¦ Этика ¦ Л.В.Занкова ¦"Канцона". ¦ ¦ Риторика ¦ И.В.Зайцева ¦Бассейн. ¦ ¦ Иностранный язык. ¦Компьютер - как сред- ¦Спортивные кружки.¦ ¦ ¦ство обучения. ¦ ¦ ¦ ¦Внутренняя дифферен- ¦ ¦ ¦ ¦циация. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+----------------------+------------------+ ¦ Средняя школа : 5 - 7 классы ¦ +------------------------T----------------------T------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Традиционные предметы. ¦Компьютер - как сред- ¦Кружок по РТС. ¦ ¦ Школьный компонент : ¦ство обучения. ¦Музыкальная школа ¦ ¦ Риторика. ¦Внутренняя дифферен- ¦"Канцона". ¦ ¦ Иностранный язык. ¦циация. ¦Театр. ¦ ¦ Информатика. ¦Элементы КСО. ¦Спортивные кружки.¦ ¦ Занимательная мате- ¦Элементы методики ¦Прикладное твор- ¦ ¦ матика. ¦ Шаталова. ¦ чество.¦ ¦ Химия. ¦ ¦ ¦ ¦ Биология. ¦ ¦ ¦ +------------------------+----------------------+------------------+ ¦ Средняя и старшая школа: 8 - 11 классы. ¦ ¦ Внешняя дифференциация. ¦ +------------------------T----------------------T------------------¦ ¦ Традиционные предметы. ¦Компьютер - как сред- ¦Работа научных ¦ ¦ Школьный компонент : ¦ство обучения. ¦ обществ. ¦ ¦ Прикладная экономика. ¦Элементы КСО. ¦Система математи- ¦ ¦ Иностранный язык. ¦Семинарско-зачетная ¦ческих боев. ¦ ¦ Информатика. ¦ система. ¦Работа с ВУЗами. ¦ ¦ Программирование. ¦Программы углубленного¦Олимпиады. ¦ ¦ Спецкурсы преподавания¦изучения математики, ¦Музыкальная школа ¦ ¦ ВУЗов. ¦химии, биологии. ¦"Канцона". ¦ ¦ ¦ ¦Театр. ¦ ¦ ¦ ¦Спортивные кружки.¦ L------------------------+----------------------+------------------- Воспитательная система школы складывается из нескольких подсистем : - логика возрастного развития методов и форм воспитательной работы, заложенная в Программу воспитания кл.рук. - работа школы по тематическим периодам; - традиции школы; - проведение общенародных, общекультурных, школьных праздников, межпредметных тематических вечеров; - деятельность центров УВР : Эрудит, Русичи, Истоки, Муза, Умельцы, Богатыри; - самоуправленческая деятельность уч-ся. Учебные учреждения и н н о в а ц и о н н о г о т и п а Социально-педагогический комплекс хозяйственно-экономического направления на базе СШ N 3 г.Тутаева Директор - Маничева Людмила Геннадьевна Численный состав учащихся - 2016 чел. (77 классов) учителей - 127 чел. Деятельность школы строится на основе следующих методологических принципов : - осуществление гуманно-личностного подхода, постановка личности в центр всей жизнедеятельности школы; - сотрудничество школы и социальной микросферы в воспитании подрастающего поколения: разработка и претворение в жизнь системы взаимодействия; - подготовка ребенка к жизни в современной социально-экономической обстановке; - дифференциация обучения по интересам. Предоставление ребенку свободы выбора всех направлений специализации, существующих в школе; - параллельное обеспечение высокого уровня нравственно-эстетического воспитания. Воспитание духовной культуры человека; - подготовка выпускника школы к основным социальным ролям. Учебно-воспитательный процесс в школе представляет собой три взаимосвязанные подсистемы : - СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, удовлетворяющее интересам и социальный заказ на него со стороны детей и родителей, основанное на дифференциации по интересам; - СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, делающая родителей партнерами школы, эффективно использующая возможности семьи в воспитании ребенка, помогающая его социализации; - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, осуществляющая социально-педагогическую помощь ребенку, являющаяся связующим звеном в цепочке: ребенок-семья-школа-общество. Приоритетный принцип обучения - ПРОФИЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ. Структура учебного процесса - это шесть отделений дифференциации : - политехническое отделение - предпринимательское - отделение малых форм хозяйствования - юридическо-правовое отделение - эколого-валеологическое отделение - гуманитарное отделение. Учебный процесс продолжается во ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, в работе 8 социально-педагогических центров, которые существуют в школе с 1993 г. : "Школа и семья + Я" "Интеллектуал" "Предприниматель" "Возрождение России" "Здоровый образ жизни" "Гражданин" "Досуг" "Пресс-центр". Средняя общеобразовательная школа (гимназия) N 63 г.Ярославль Директор - Василенко Ирина Айзиковна Численность учащихся - 712 чел. (28 классов) учителей - 79 чел. Определены приоритетные направления в организации образовательного процесса и управления школой нового типа. Реализуя их, педколлектив решает следующие задачи : 1. Предоставление оптимальных возможностей для получения широкого образования путем : а) внедрения альтернативных программ; б) расширения базового компонента в целях подготовки уч-ся к получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности. 2. Создание благоприятных санитарно-гигиенических и психофизиологических условий укрепления здоровья обучаемых и педагогов; валеологическая направленность образовательного процесса. 3. Формирование внутришкольной культуры свободного времени, организация досуга уч-ся и учителей для формирования потребностей к саморазвитию и самообразованию. Поставленные задачи потребовали изменений а) В концепции школы - школа (гимназия) N 63 - экспериментальная площадка ЯГПУ им.К.Д.Ушинского. Временным творческим коллективом в составе преподавателей ВУЗа и учителей школы разработаны : - "Концепция гуманитарного образования в современных условиях" - "Система критериев гуманитарной образованности в условиях реформы" - "Обоснование внедрения новых педагогических технологий в условиях реализации концепции" - "Модель выпускника гимназии" б) В структуре школы ------- ¦ ВУЗ ----------------- ¦ профильное ¦ гимназическое ¦ образование ¦ 10-11 кл. ---------- ¦ гимназия ¦ 5-9 кл. --------------- ¦ прогимназия ¦ 1-3 кл. ---------------- ¦ Школа ¦ раннего ¦ развития ¦ 4-6 лет в) В структуре управления. г) В организации образовательного процесса. Введены дополнительные должности : валеолог, фельдшер, освобожденные классные руководители, психологи, педагоги дополнительного образования. д) В содержании образования (свой уч. план) е) В методике, технологиях, средствах образовательного процесса (новые учебники, авторские программы). Школа в 1995 году включилась в общенациональный проект "Билингвистическое развитие в средней школе. Развитие Российской модели Еврошколы". Разработана "Концепция билингвистического социокультурного образования". Работает гимназическое научное общество молодежи (ГНОМ). Цель воспитательного процесса - создание условий для развития личности - здоровой, высокообразованной, глубоконравственной, сильной, счастливой. Такой подход к формированию личности ученика школы-гимназии способствует духовному росту, поиску, открытию самого себя, своего образа - Я. Для этого разработана и апробируется система ключевых дел, тематических периодов : I четверть - образ А.С.Пушкина, несущий идеи российского просвещения, высокой духовности, гимназического братства. II четверть - образ В.Шекспира в школе и открытие Шекспировских действ в театре им.Ф.Волкова, фестиваль спектаклей с 1 по 11 кл. III четверть - тематический период "Интеллект" и появление образа М.Ломоносова. IV четверть - образ великого преобразователя и рефоматора Петра I приносит с собой тематический период "До свидания, учебный год". Школа на ассамблеи Петра I подводит итог жизни за год. Школа имеет мультимедийный компьютерный класс с выходом в Internet. Система дополнительного образования ------------------------------------- отдых - развлечения - самообразование - творчество ------¬ ------¬ ¦Драма¦ ¦ ИЗО +----¬ L--T--- L------ v v -------¬ -------------¬<----+Поэзия¦ ------¬ ¦ Союз ¦ L------- ¦Проза+---->¦ творческих ¦ -------¬ L------ ¦ личностей ¦<----+ Танец¦ ------¬ L^----T------- L------- ¦ Хор +----- ¦ ^ ------¬ L------ ¦ L--+Театр¦ v L------ ------------------¬ ¦ СИСТЕМА ¦ ¦ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ¦ -------------¬ ¦ ОБРАЗОВАНИЯ ¦ ----------¬ ¦Факультативы¦ L------------------ ¦Каратэ-до¦ L------T------ ^ ^ L--T------- v -------------- L--------------------¬ v --------+--¬ ------------¬ ---+--------¬ ¦ Научное ¦ ----------¬ ¦Туристичес-¦ ¦Физическое ¦ ¦ общество ¦<-+Спецкурсы¦ ¦кая секция +->¦ совершен- ¦ ¦ "Гном" ¦ L---------- L------------ ¦ ство ¦ L----------- L------------ ^ ^ ^ ¦ ----------¬ ----+--¬ ---+-------¬ L-+Кружки по¦ ¦Футбол¦ ¦Спортивное¦ ¦предметам¦ L------- ¦ориентиро-¦ L---------- ¦ вание ¦ L----------- Учебно-научный комплекс информационных технологий Угличского района. Директор - Аверьев Владимир Михайлович. Численный состав учащихся - 1300 чел. учителей - 21 чел. УНКИТ состоит из следующих подразделений - учебный компьютерный центр - физико-математическая школа - лаборатория дистанционного обучения. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ : - удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; - создание единой учебной базы различных ступеней образова- ния в г.Угличе; - проведение исследовательских и поисковых работ по новым формам и методам ведения образовательного процесса; - использование информационных технологий в обучении на всех ступенях образовательного процесса; - организация дистанционного обучения с использованием мировых информационных сетей; - содействие Управлению образования в вопросах информатизации системы образования. Образовательные программы : - физико-математическая школа ведет подготовку уч-ся 9-11 классов по программам общего среднего образования с углубленным изучением математики, физики и информатики; - учебно-компьютерный центр проводит занятия по информатике с уч-ся 8-11 классов школ г.Углича на собственной материальной базе по соответствующим программам, организует и направляет методическую и инженерную помощь в применении компьютеров в образовании, организует работу кружков по информатике и программированию; - центр дистанционного обучения ведет работу по созданию единой учебно-научной базы различных ступеней образования в г.Угличе, разрабатывает и внедряет дистанционные методы обучения, координирует и направляет работу по компьютеризации образования в г.Угличе, ведет работы по обмену опытом с другими образовательными и научно-исследовательскими организациями. Средняя общеобразовательная школа N 7 (гимназия) г. Переславль-Залесский Директор - Киселева Татьяна Павловна. Численный состав учащихся - 732 чел. (28 классов) учителей - 58 чел. Основная задача педагогического коллектива - поддержка способных и одаренных детей, максимальное развитие индивидуальных способностей уч-ся, их личных образовательных интересов и возможностей, формирование потребности к образованию и самообразованию. Перспективная цель гимназии - формирование личности, способной к самореализации на основе нравственного, гуманитарно-эстетического, интеллектуального развития. Этому способствуют применяемые в школе системы развивающего обучения, авторские программы и спецкурсы, возможности обучения по индивидуальному учебному плану и экстерната. Разработан проект "Организация работы с одаренными детьми в Российской провинции". Эта работа осуществляется по четырем направлениям : 1) формирование навыков научно-исследовательской деятельности через работу научного общества "Интеллект", его секций: физики и математики, экологии (химии и биологии), истории и литературоведения; 2) формирование эстетической восприимчивости и художественного вкуса через творческое общ-во "Вдохновение"; деятельность школы изобразительного искусства, клуба любителей изящной словесности, клуб любителей искусства, школы бального танца, театральной студии и хорового коллектива; 3) активизация навыков общения на иностранных языках : работа английского клуба "Общение", культурологического клуба (немецкого, английского и французского языков); 4) обеспечение возможности работы в мировом информационном пространстве, предоставление работ уч-ся в сети Интернет через компьютерный клуб. Эти направления помогают решить одну из главных задач, стоящих перед коллективом - развитие сильных сторон личности каждого ученика, формирование потребности к образованию и самообразованию. Основной принцип внеклассной работы с детьми : "Я - лидер, мы - коллектив". Школьники работают по принципу "4 - сами" : планируем, готовим, проводим, анализируем. Вся школьная жизнь - это сотрудничество, содружество, соуправление, сопереживание. Медико-педагогическая школа Дзержинского района г.Ярославля Директор - Шелкова Валентина Анамовна. Количество обучающихся по различным программам : - учащихся - 14237 - родителей - 3560 - педагогов - 95 Численный состав сотрудников - 12 чел. МПШ Дзержинского района - первое учреждение подобного типа в системе МО РФ. Она является дополнением к действующей системе охраны здоровья, психолого-социальной помощи детям и подросткам. Выполняя, с одной стороны, функции санитарного просвещения детей и подростков, направленного на профилактику СПИДа и венерических заболеваний, алкоголизации, нарко и токсикомании, подготовку к семейной жизни, с другой стороны, МПШ оказывает неотложную помощь в разрешении психологических проблем, проблем нарушения физического и полового развития, сексуального здоровья. МПШ так же является центром досуга для подростков. Профилактическая ф-ция школы осуществляется через специальный курс обучения школьников, направленный на утверждение в их сознании основных жизненных ценностей : здоровья, семьи, достоинства личности и наработки поведенческих стереотипов. Большинство занятий строятся по типу интерактивных : психологические тренинги, игры и т.д. Структура МПШ и ее социальные функции --------------------------------------------¬ ¦ У п р а в л е н и е ¦ ¦ (директор, зам. по науч. ¦ ¦ -метод. работе, зам. по ¦ ¦ внекл.работе, зам. по АХР) ¦ L------T--------------T------------------T--- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------------+---¬ ---------+--------¬ ------+---------------¬ ¦ ШКОЛА ¦ ¦ОТДЕЛЕНИЕ МЕДИКО-¦ ¦ ПОДРОСТКОВЫЙ ¦ ¦ Учебный курс ¦ ¦ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ¦ ¦ КЛУБ ¦ ¦ для детей и ¦ ¦КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ¦ ¦Волонтерское подрост-¦ ¦ подростков, их ¦ ¦Служба доверия ¦ ¦ковое объединение ¦ ¦ родителей,учи- ¦ ¦для подростков ¦ ¦"От сердца к сердцу" ¦ ¦ телей и др. ¦ ¦(телефон доверия ¦ ¦(театр-миниатюр "Сту-¦ ¦ работников ¦ ¦и приемы). Кон- ¦ ¦пени, правозащитная ¦ ¦ соц. помощи ¦ ¦сультации для ¦ ¦группа "Фемида", ¦ ¦ юношеству. ¦ ¦родителей и ¦ ¦группа общения, ¦ ¦ ¦ ¦педагогов. ¦ ¦"Мы и они". ¦ L----------------- L------------------ L---------------------- Перспективы развития : ПРОГРАММА "ДЕТИ РИСКА" - направлена на профилактику и раннюю диагностику различных форм социальной дезадаптации детей и подростков и их коррекцию. ПРОГРАММА "ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ" - направлена на организацию взаимодействия подростков-сверстников между собой, позитивного взаимовлияния их друг на друга. По итогам I тура в г.Москву для участия во Всероссийском конкурсе "Школа года-97" направлены материалы следующих школ-победителей и лауреатов : ----T---------------------T----------------------------T--------------¬ ¦ N ¦ Школа ¦ Адрес ¦ Директор ¦ ¦п/п¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------------+----------------------------+--------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1.¦ Смоленская основная ¦152003 Яр.обл.,Переславский ¦Опалева Галина¦ ¦ ¦ общеобразовательная ¦муниципальный округ ¦Витальевна ¦ ¦ ¦ школа ¦п/о Смоленское, школа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2.¦ Октябрьская общеоб- ¦152811 Яр.обл.,Рыбинский ¦Шарапова Вера ¦ ¦ ¦ разовательная школа ¦р-он, п.Октябрьский ¦Александровна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3.¦ Радищевская основная¦152620 Яр.обл.,Угличский ¦Игнатьев ¦ ¦ ¦ общеобразовательная ¦р-он, с.Никольское ¦Николай ¦ ¦ ¦ школа ¦ ¦Валентинович ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4.¦ Вышеславская СШ ¦ Яр.обл.,Гаврилов- ¦Груздева Вера ¦ ¦ ¦ ¦Ямский р-он, д.Прошенино ¦Васильевна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5.¦ Бурмакинская СШ N 1 ¦152550 Яр.обл.,Некрасовский ¦Боровкова ¦ ¦ ¦ ¦муниципальный округ, ¦Галина ¦ ¦ ¦ ¦пос.Бурмакино ¦Романовна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6.¦ Отрадновская СШ ¦152620 Яр.обл.,Угличский ¦Хорошулина ¦ ¦ ¦ ¦р-он, п.Отрадное ¦Ирина ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Николаевна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 7.¦ Специальная коррек- ¦152140 Яр.обл.,г.Переславль-¦Ивахненко ¦ ¦ ¦ ционная школа-ин- ¦Залесский, школьный городок ¦Александр ¦ ¦ ¦ тернат для детей с ¦ ¦Иванович ¦ ¦ ¦ нарушением развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 8.¦ СШ N 7 ¦152620 г.Углич, ¦Шашкова ¦ ¦ ¦ ¦ул.Старостина, 12 ¦Татьяна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Кузьминична ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 9.¦ СШ N 43 им.Пушкина ¦150000 г.Ярославль, ¦Жарова ¦ ¦ ¦ с углуб.изучением ¦ул.Б.Октябрьская, 64-а ¦Татьяна ¦ ¦ ¦ немецкого языка ¦ ¦Сергеевна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10.¦ СШ N 4 ¦152100 г.Ростов,Ярославской ¦Гаврилова ¦ ¦ ¦ ¦обл., 1-й микрорайон, д.27 ¦Галина ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Максимовна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦11.¦ СШ N 55 ¦150061 г.Ярославль, ¦Белосельская ¦ ¦ ¦ ¦ул. Громова, 36 ¦Маргарита ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Владимировна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦12.¦ СШ N 58 с углубл. ¦150063 г.Ярославль, ¦Остапенко ¦ ¦ ¦ изучением предметов ¦ул.Труфанова, 21-а ¦Ирина ¦ ¦ ¦ естественно-матема- ¦ ¦Сергеевна ¦ ¦ ¦ тического цикла ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦13.¦ СШ N 20 ¦152915 г.Рыбинск, Яр.обл. ¦Мамаева ¦ ¦ ¦ ¦ул.Полиграфическая, д.3 ¦Людмила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Юрьевна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦14.¦ СШ N 63 ¦150051 г.Ярославль, ¦Василенко ¦ ¦ ¦ ¦ул.Саукова, 5 ¦Ирина ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Айзиковна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦15.¦ СШ N 7 ¦152140 Яр.обл.,г.Переславль-¦Киселева ¦ ¦ ¦ ¦Залесский, ул.Менделеева, 36¦Татьяна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Павловна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦16.¦ Муниципальное обра- ¦152620 Яр.обл., г.Углич, ¦Аверьев ¦ ¦ ¦ зовательное учреж- ¦ул.Северная, 4 ¦Владимир ¦ ¦ ¦ дение "Учебно-науч- ¦ ¦Михайлович ¦ ¦ ¦ ный комплекс инфор- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мационных техноло- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гий" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦17.¦ Медико-педагогичес- ¦150044 г.Ярославль, ¦Шелкова ¦ ¦ ¦ кая школа Дзержинс- ¦ул.Пионерская, 19 ¦Валентина ¦ ¦ ¦ кого района ¦ ¦Анамовна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦18.¦ Социально-пед. комп-¦152300 Яр.обл. г.Тутаев, ¦Маничева ¦ ¦ ¦ лекс хозяйственно- ¦ул.Магистральная, д.16 ¦Людмила ¦ ¦ ¦ экономического ¦ ¦Геннадьевна ¦ ¦ ¦ направления на базе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ СШ N 3 ¦ ¦ ¦ L---+---------------------+----------------------------+---------------