Содержание блоков и модулей программы

Содержательные инвариантные блоки программы

Блок 1. Теоретические основы формирования методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей.

Данный блок предполагает рассмотрение сущности методической компетентности как системного образования знаний, умений и навыков педагога в области методики и оптимального сочетания методов сознательного оперирования педагогическими средствами; системного образования, необходимого для профессиональной педагогической деятельности и позволяющего выделить данную компетенцию как частный вид педагогической компетентности, органически включенной в нее. Методическая компетентность рассматривается и как многоуровневое интегральное качество личности (совокупность мотивационно-целевых, аксиологических, когнитивных, поведенческих особенностей, обуславливающее результативную профессиональную деятельность педагога, направленную на достижение нового качества образования. Предполагается рассмотрение понятия "методическая компетентность" в соотношении с понятиями "методологическая компетентность", "методическая культура", "методологическая культура", "методическое мышление".

В данном теоретическом блоке рассматриваются принципы формирования методической компетентности: интегративности методической доминанты формирования методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей; перехода от стихийных механизмов формирования методической компетентности педагогов к сознательно управляемому и самоуправляемому; педагогической оценки, самооценки и рефлексии в процессе формирования методической компетентности педагогов; принцип индивидуальной траектории формирования методической компетентности; фасилитирующего формирования методической компетентности педагогов УДО детей.

В данном разделе программы выстраивается и рассматривается структурно-содержательная модель методической компетентности педагогических работников УДО детей, которая представлена мотивационным, практико-прикладным и оценочным блоками и пронизывающими их компонентами: мотивационно-целеполагающим, аксиологическим, аналитико-рефлексивным и индивидуально-творческим.

В структуре методической компетентности рассматриваются уровни ее сформированности и этапы формирования.

Предполагается в данном блоке программы определение слушателями уровня собственной методической компетентности, на основе критериев сформированности данной компетенции педагогических работников УДО детей.

Блок 2. Педагогические условия формирования методической компетентности специалистов УДО детей.

Содержание данного блока предполагает организацию процессов активного осмысления педагогических условий эффективного формирования методической компетентности педагогических работников УДО детей: наличие взаимосвязи целей, содержания, процессуальных характеристик формирования методической компетентности с уровнями сформированности; вариативность методической подготовки в различных учреждениях дополнительного образования детей; опережающее методическое обеспечение формирования методической компетентности специалистов УДО детей; учет сущностных характеристик методической компетентности и принципов ее формирования в условиях региональной системы дополнительного образования детей.

В процессе освоения содержания данного блока будут определены необходимые средства реализации условий эффективного формирования методической компетентности педагогов: наличие общей стратегии формирования методической компетентности педагогов дополнительного образования; использование в системе повышения квалификации педагогических работников (в ИРО, в УДО детей и др.) активных форм и методов; собственная познавательная активность методистов и педагогов.

Вариативные модули вариативной программы

Вариативный блок программы рассчитан на 16 часов, предусматривает возможность выбора слушателями двух модулей из четырех. Каждый модуль рассчитан на 4 часа.

Модуль 1. Моделирование системы формирования методической компетентности педагогических работников тех учреждений дополнительного образования детей, которые представляют слушатели. Определение стратегии и тактики формирования данной компетентности.

Модуль 2. Моделирование системы формирования собственной методической компетентности методиста - слушателя курсов. Выстраивание индивидуального маршрута формирования методической компетентности педагогического работника УДО детей.

Модуль 3. Авторская педагогическая студия "Педагогическое проектирование". Данная студия - иллюстрация теоретического блока программы по конкретной проблеме. Педстудия - комплексное занятие, направленное на всестороннее овладение методикой педагогического проектирования (программирования, планирования); своеобразная лаборатория замыслов и новых идей педагогов. Основное предназначение педагогической студии - в формировании и развитии методических умений, в содействии эффективному формированию методической компетентности педагогов. На данной педагогической студии слушатели "разведут" понятия педагогического проектирования (план, программа, модель, концепция, проект и др.), разработают и "присвоят" алгоритм проектирования, продолжат освоение технологии педпроектирования.

Модуль 4. Авторская педагогическая студия "Технология создания ситуации успеха". Содержание студийного обучения предусматривает освоение понятий по данной проблеме ("Технология", "методика", "успех") с точки зрения педагогики, психологии, методики, социальной педагогики, филологии. В процессе студии создается "банк" приемов, приводящих к ситуации успеха. Разрабатывается алгоритм создания ситуации успеха, описывается технология создания ситуации успеха. В определенные моменты педстудия напоминает элементы психодрамы, в той части, когда слушатели выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование педагогических ситуаций.