Программа курсов обучения "Экспертные оценки в дополнительном образовании детей"

Содержание

  1. I. Введение
  2. II. Содержание блоков и модулей программы
  3. III. Организация обучения
  4. IV. Методические рекомендации и условия реализации программы

I. Введение

Современная система дополнительного образования детей развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг детям школьного возраста.

На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации и содержанию дополнительного образования детей; интеграции дополнительного и других сфер образования, культуры и спорта; взаимодействия дополнительного образования с семьей и общественными организациями; делается акцент на эффективности процессов социализации, индивидуализации личности воспитанника.

В связи с этим все более острой становится потребность в профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования России оценивать и выбирать наилучшие варианты организации образовательного процесса, просчитывать педагогические результаты, стимулировать творческую деятельность педагогов по разработке дополнительных образовательных программ, инновационных педагогических технологий, методических рекомендаций для обучения и воспитания в системе дополнительного образования детей.

Современное понимание внешкольной работы с детьми, трансформация сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования детей, переход к личностно ориентированному образованию в системе непрерывного повышения квалификации педагогических работников учреждений дополнительного образования детей предполагают совершенствование оценки качества дополнительного образования.

Введение процедуры аттестации педагогических кадров и учреждений дополнительного образования детей требуют от специалистов дополнительного образования знания методологии экспертных оценок и владения технологией аттестации с учетом периодически изменяющихся федеральных и региональных требований, специфики состояния дополнительного образования в Ярославской области.

Качественная аттестация педагогических кадров учреждений дополнительного образования детей способствует формированию профессиональной компетентности педагогических работников системы дополнительного образования детей, а следовательно, содействует достижению качества педагогической деятельности.

Указанные причины являются основанием создания данной программы курсов обучения экспертов для системы дополнительного образования детей.

Цель курсов - обеспечить организационно-педагогические условия для освоения слушателями основ научно-педагогической экспертизы, теории и методологии экспертных оценок в дополнительном образовании детей.

Реализация поставленной цели предполагает решение трех групп взаимообусловленных задач.

Первая группа задач связана с освоением слушателями конкретного образовательного содержания, которое включает:

  1. -    представление о методологии и методах экспертных оценок, сущности научно-педагогической экспертизы, области применения экспертных методов, специфике и методике экспертной оценки в системе дополнительного образования детей на основе современных научных подходов к управленческой деятельности;
  2. -    знание основных этапов педагогической экспертизы, способов оценки компетентности экспертов в области педагогики, статуса эксперта и этики его поведения, организации работы экспертов;
  3. -    знакомство с пакетом нормативно-правовых документов по проведению педагогической экспертизы в процессе аттестации учреждений дополнительного образования детей, по экспертной оценке работы педагогов учреждений дополнительного образования (УДО) России;
  4. -    знание технологии разработки анкет, опросников для экспертизы, а также технологии и системы критериев комплексной оценки деятельности педагогов дополнительного образования в процессе педагогической экспертизы.

Вторая группа задач связана с овладением слушателями следующими практическими умениями для осуществления научно-педагогической экспертизы в учреждении дополнительного образования детей:

  1. -    анализ и экспертная оценка дополнительных образовательных программ, педагогических технологий и методик дополнительного образования и воспитания детей;
  2. -    анализ и экспертная оценка характера взаимодействия педагога с детьми в разных видах детской деятельности;
  3. -    экспертная оценка кадрового обеспечения педагогического процесса в УДО детей;
  4. -    экспертная оценка материальной развивающей среды и медико-социальных условий пребывания детей в УДО (безопасность, охрана физического и психического здоровья);
  5. -    экспертная оценка методического обеспечения образовательного процесса;
  6. -    оценка качества дополнительных образовательных услуг;
  7. -    анализ нормативных документов и на их основе экспертная оценка деятельности педагогического работника дополнительного образования детей (учреждения в целом); оформление документации по педагогической экспертизе.

Третья группа задач направлена на развитие личности слушателя и предполагает:

  1. -    осознание слушателями педагогической экспертизы как средства государственного контроля и стимулирования качества образовательных услуг, обеспечивающего социальную защиту ребенка и его семьи от некомпетентных педагогических воздействий;
  2. -    осознание процедуры самоанализа как эффективного средства развития педагогической рефлексии эксперта;
  3. -    умение работать в составе экспертной группы, обеспечивать гуманистический характер экспертизы, согласованность экспертных оценок и заключений.

Цель и основные группы образовательных задач определили структуру целевых курсов "Экспертные оценки в дополнительном образовании детей".

В первом блоке "Теория и практика экспертных оценок в дополнительном образовании детей" рассматриваются методологические основы научно-педагогической экспертизы и экспертных оценок в образовании, а также основные подходы к практическому использованию экспертных методов в педагогике.

Второй блок программы "Практические и семинарские занятия по технологиям экспертных оценок в дополнительном образовании детей" предполагает приобретение слушателями конкретных навыков в осуществлении экспертных оценок и научно-педагогической экспертизы в учреждениях дополнительного образования детей, при этом особое внимание будет уделено изучению законодательных и нормативно-правовых документов по педагогической экспертизе, технологии и процедуре ее проведения в УДО детей, оформлению документации.

Программа рассчитана на 72 часа.
 

II. Содержание блоков и модулей программы

Введение. Цели и задачи курсов "Экспертные оценки в дополнительном образовании детей". Знакомство с логикой построения и содержанием курсов, с основными видами деятельности его участников. Формирование мотивационно-целевых установок слушателей курсов. Тестирование слушателей с целью определения уровня готовности и способности к аналитической деятельности и сформированности их мотивационно-целевых установок.

Блок 1. Теория и практика экспертных оценок в дополнительном образовании детей.

Модуль 1. Государственная политика в сфере дополнительного образования детей. Проблема качества образования и его экспертная оценка.

Тема 1. Качество дополнительного образования детей как объект экспертной оценки.

Основное содержание. Государственная политика в сфере образования. Ведущие положения Закона РФ "Об образовании", регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования детей. Концептуальные основы, определяющие процесс развития современного учреждения дополнительного образования детей. Основные идеи, положенные в основу региональных документов по аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров.

Подходы к пониманию качества образования и учет своеобразия системы дополнительного образования детей. Качество дополнительного образования детей как степень достижения научно-обоснованных целей и задач дополнительного образования и степень удовлетворения ожиданий всех субъектов образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Качество дополнительного образования как социальная категория.

Тема 2. Экспертные оценки в дополнительном образовании детей как результат научно-педагогической экспертизы.

Основное содержание. Понятия темы. Значимость экспертных оценок в дополнительном образовании. Взаимосвязь внешней, независимой экспертизы и самоэкспертизы.

Экспертная оценка как результат научно-педагогической экспертизы, мотивированное мнение, суждение специалиста о качестве того, что было предметом экспертизы.

Тема 3. Мониторинг качества дополнительного образования детей.

Основное содержание. Понятия темы.

Функции мониторинга применительно к системе дополнительного образования детей. Мониторинг качества как система. Проблема измеримости показателей мониторинга. Мониторинг как механизм корректировки и путей достижения целей. Аппарат мониторинга. Классификации видов мониторинга дополнительного образования. Субъекты осуществления мониторинга качества дополнительного образования детей.

Тема 4. Экспертный метод как механизм научно-педагогической экспертизы.

Основное содержание. Понятия темы.

Экспертный метод как комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения. Возможности метода. Этапы метода экспертных оценок - основные этапы педагогической экспертизы. Экспертное заключение как документ, содержащий мотивированную экспертную оценку, суждение эксперта о предмете экспертизы. Структура и содержание экспертного заключения. Индивидуальные, групповые и коллективные экспертные оценки. Методы коллективной работы экспертов: метод "мозговой атаки", метод ранговых оценок. Алгоритм разработки критериев и показателей экспертной оценки.

Тема 5. Системно-комплексный подход в научно-педагогической экспертизе.

Основное содержание. Понятия темы.

Основополагающие положения теории систем при проведении научно-педагогической экспертизы. Экспертный подход в оценке эффективности существующей системы дополнительного образования детей как основа для принятия грамотного управленческого решения.

Тема 6. Нормативно-правовое обоснование педагогической экспертизы и экспертных оценок в дополнительном образовании детей.

Основное содержание. Нормативно-правовое обеспечение аттестации и аккредитации УДО детей. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений и педагогических кадров дополнительного образования детей.

Тема 7. Экспертные оценки и педагогические проекты (образовательная программа и программа развития УДО детей, дополнительные образовательные программы).

Основное содержание. Понятия темы. Виды проектов. Типы программ. Содержание и структура программ в УДО детей. Экспертные оценки программ, планов. Критериальный подход к экспертизе проектов.

Литература:

  1. 1. Алексашин И. Новая философия образования: пути и проблемы становления //Директор школы. - 2001. -
    № 1. - С. 71-74.
  2. 2. Баранников А.В. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования //Стандарты и мониторинг. - 1999. - № 6. - С. 11.
  3. 3. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России: состояние, проблемы, перспективы развития //Внешкольник. - М., 2000. - №2. - С. 15-17.
  4. 4. Богданов А. Новая научно-образовательная политика - новый научно-образовательный процесс //Открытое образование. - 2001. - № 6. - С. 54-56.
  5. 5. Валицкая А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие //Педагогика. - 2001. - № 7. - С. 3.
  6. 6. Дополнительное образование детей. Словарь справочник /Автор - составитель Д.Е. Яковлев. - М.: АРКТИ, 2002. - 112 с.
  7. 7. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. О.Е. Лебедева. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2000. - 256 с.
  8. 8. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: Владос, 2002. - 352 с.
  9. 9. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1995. - 276 с.
  10. 10. Золотарева А.В. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования //Дис…. канд. пед. наук. - Ярославль, 1999. - 208с.
  11. 11. Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 112 с.
  12. 12. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по защите прав ребенка /Сборник - справочник. - М.: ООО Фирма "Инфограф", 1998. - 320 с.
  13. 13. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 30 июня 1999 г. - № 466/28-16.
  14. 14. Программа развития образования в Ярославской области на 2001-2003 годы и перспективы до 2005 г. - Ярославль, 2000. - 50 с.
  15. 15. Сборник материалов по аттестации и государственной аккредитации учреждений дополнительного образования детей /Сост. В.А. Горский и др. - М.: Центр развития системы дополнительного образования детей, 1996 г. - 31 с.
  16. 16. Словарь основных психолого-педагогических понятий. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1998. - 35 с.
  17. 17. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 233, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.97 № 212).
  18. 18. Щетинская А.И. Проблемы интеграции общего и дополнительного образования, развития воспитания в системе образования //Внешкольник. - М. - 2000. - № 3. - С. 6-8

 

Модуль 2. Акмеология развития зрелой личности.

Тема 1. Юность (от 17 до 23 лет).

Основное содержание. Условия развития, основные линии онтогенеза. Учет возрастных особенностей данной категории экспертируемых.

Тема 2. Молодость (от 20 до 30 лет).

Основное содержание. Главные стороны жизни, основные линии онтогенеза, проблемы смысла жизни. Учет особенностей возраста данной категории экспертируемых.

Тема 3. Зрелость (от 30 до 70 лет).

Основное содержание. Особенности развития личности, профессиональная продуктивность, основные линии онтогенеза. Учет возрастных особенностей данной категории аттестуемых.
 

Литература:

  1. 19. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980 - 335 с.
  2. 20. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2?х т. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 230 с.
  3. 21. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  4. 22. Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", при участии "Юрайт?М", 2001. - 464 с.
  5. 23. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. - М.: ТЦ "Сфера", 2002. - 128 с.
  6. 24. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. - М.: Владос, 1998. - 496 с.
  7. 25. Степанова Е.И. Психология взрослых - основа акмеологии. - СПб: Акмеологическая академия, 1995. - 168 с.

 

Модуль 3. Комплексная экспертиза деятельности УДО детей в процессе аттестации.

Тема 1. Сущность, значение и задачи аттестации УДО детей.

Основное содержание. Основные цели и задачи аттестации учреждения дополнительного образования детей. Аттестация как комплексная экспертиза деятельности УДО детей с целью выявления его соответствия (несоответствия) предназначению и заявленным целям дополнительного образования детей. Аттестация и аккредитация учреждения дополнительного образования детей.

Тема 2. Технология экспертной оценки при аттестации УДО детей.

Основное содержание. Предмет и содержание экспертизы в ходе аттестации. Этапы аттестации УДО детей. Критерии оценки деятельности УДО детей. Содержание педагогической экспертизы. Анализ организации деятельности УДО. Анализ содержания образовательной деятельности. Анализ учебных планов. Особенности реализуемых образовательных программ, их уровни, многообразие, полифункциональность. Анализ результатов образовательной деятельности; анализ ее условий.
 

Литература:

  1. 1. Андреева В.В., Гаврилин А.В. Технология аттестации образовательных учреждений: Сборник научно-методических и инструктивных материалов. - М.: АРКТИ, - 2000. - 152 с.
  2. 2. Аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Справочник. - Том 1. - 2-е изд., доп. - М.: ИФ "Образование в документах", - 2002. - 128 с. (Серия "Библиотека нормативных правовых актов в помощь работникам образования").
  3. 3. Аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Справочник. - Том II. 2-е изд., доп. - М.: ИФ "Образование в документах", 2002. - 136 с. (Серия "Библиотека нормативных правовых актов в помощь работникам образования").
  4. 4. Ильина Т.В., Ушакова М.В., Шинкевич И.В. Педагогическое программирование в учреждении дополнительного образования: методический аспект. - Ярославль, 1996. - 34 с.
  5. 5. Методическая деятельность. Словарь - справочник. - Л., 1991. - 45 с.
  6. 6. Об утверждении положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений: Приказ Мин. образ. РФ от 25 января 1996 г. № 27.
  7. 7. Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 23 марта 1999 г. № 712 "Об аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей".
  8. 8. Сборник авторских образовательных программ лауреатов III Всероссийского конкурса (для системы дополнительного образования детей) /Сост. А.К. Бруднов, А.В. Егорова, А.А. Коц. - М., 1999. - 324 с.
  9. 9. Технология проведения аттестации //Управление персоналом. - 2000. - № 5. - С. 30-32.
  10. 10. Эксперимент в системе дополнительного образования детей: теория и практика. - Часть 1. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002. - 64 с. (Серия "Библиотечка для педагогов, родителей и детей").

 

Модуль 4. Экспертная оценка деятельности педагогических работников в УДО детей.

Тема 1. Основные принципы, цель, задачи аттестации педагогических работников учреждений дополнительного образования детей.

Основное содержание. Аттестация кадров как средство мониторинга их профессионализма и процедура установления соответствия деятельности требованиям квалификационных категорий и разрядов оплаты труда. Цель аттестации и ее основные задачи. Добровольность, обязательность, открытость и коллегиальность как основные принципы аттестации.

Тема 2. Технология экспертной оценки при аттестации педагогических работников дополнительного образования.

Основное содержание. Этапы аттестации. Экспертные группы и аттестационные комиссии разных уровней. Комплексная диагностика как основа экспертизы профессиональной компетентности.

Методы экспертизы: наблюдение деятельности педагога, анализ продуктов детской деятельности, анализ дополнительных образовательных программ и другие.

Тема 3. Алгоритм составления экспертного заключения по итогам деятельности аттестуемого.

Основное содержание. Знакомство с алгоритмом составления экспертного заключения. Обсуждение вариантов экспертных заключений. Создание авторского алгоритма написания справки.
 

Литература:

  1. 1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. - Казань: Изд. Казан. Университета, 1988. - 237 с.
  2. 2. Анисимов О.С. Основы методологического мышления. - М.: Просвещение, 1989. - 412 с.
  3. 3. Аттестация: вариативные формы и процедуры аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. - Изд. 2-е. - Ярославль, 2002.
  4. 4. Аттестация педагогических и руководящих кадров. Справочник. 5-е изд., доп. - М.: ИФ "Образование в документах", 2002. - 192 с. (Серия "Библиотека нормативных и правовых актов в помощь работникам образования").
  5. 5. Выписка из тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений дополнительного образования //Сб. материалов по аттестации для педагогических работников учреждений дополнительного образования. - Ярославль, 1994. - С. 19-40.
  6. 6. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, - М.: Совершенство, 1997. - 171 с.
  7. 7. Гущина Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации //Дис…. канд. пед. наук. - Ярославль, 2001. - 252 с.
  8. 8. Кан-Калик В.А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 141 с.
  9. 9. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига: ПЦ "Эксперимент", 1995. - 223 с.
  10. 10. Краткий справочник по педагогической технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1997. - 64 с.
  11. 11. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "Модэк", 1998. - 288 с.
  12. 12. Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесении изменений в приказ Министерства образования РФ по высшему образованию от 31 августа 1995 г. № 463/1268: Приказ Министерства образования и Государственной комиссии по высшему образованию от 14 декабря 1995 г. № 622/1646 // Вестник образования. - 1996. - № 10. - С.11-31.
  13. 13. Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей: Приказ Мин. образ. РФ и Гос. ком. РФ по высш. образованию от 31 августа 1995 г. № 463/1268 //Вестник образования. - 1995. - № 11. - С. 31-90.
  14. 14. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников и организаций образования /Под ред. В.И. Рыбаковой. - Ярославль, 1993. - Вып. 1. - 105 с.
  15. 15. Теория и методика воспитательной работы: Курс лекций /Под ред. Л.В. Байбородовой, А.Э. Мельникова. - Ярославль; Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. - 172 с.
  16. 16. Титова Е.В. Методика воспитания: Методологические аспекты. - СПб.: Культурная инициатива, 1996. - 52с.

 

Модуль 5. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основа принятия управленческого решения.

Тема 1. Значение педагогической диагностики для повышения качества дополнительных образовательных услуг.

Основное содержание. Понятия темы. Суть педагогической диагностики, ее значение. Основные этапы диагностирования и общая характеристика методов педагогической диагностики образовательного процесса в УДО детей. Особенности педагогической диагностики в дополнительном образовании детей.

Тема 2. Наблюдение как исходный метод педагогической диагностики.

Основное содержание. Цель наблюдения. Технология наблюдения. Схемы наблюдения, технологические карты для сбора информации при наблюдении, карточки наблюдений. Системный подход к анализу образовательного процесса. Общий алгоритм педагогического анализа.

Тема 3. Педагогическая диагностика реализации дополнительных образовательных программ.

Основное содержание. Применение метода экспертных оценок для контроля успешности реализации дополнительных образовательных программ. Вариативный набор тестовых методик на выявление уровня освоения детьми образовательного содержания.
 

Литература:

  1. 1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Сфера, 2000. - 128 с.
  2. 2. Вульфов Б.Э., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. - М.: Магистр, 1995. - 112 с.
  3. 3. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей: научно-методический аспект. - Ярославль, 2000. - 140 с.
  4. 4. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. - 2-е изд., испр. и доп. - Мн.: Ред. журн. "Адукацыя i Выхаванне", 1996. - 312 с.
  5. 5. Краевский В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. - Волгоград: Перемена, 1994. - 32 с.
  6. 6. Маркова А.К., Никонова А.Я. Индивидуальный стиль деятельности учителя //Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 40-48.
  7. 7. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности как основное направление повышения квалификации работников образования //Академический вестник. - № 5. - М.: АПКиПРО, 2001. - 112 с.
  8. 8. Проблемы результативности педагогической деятельности /Под ред. Е.И. Казаковой, Е.В. Титовой, А.П. Тряпицыной. - СПб., 1997. - 56 с.
  9. 9. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования. - К.: Освita, 1992. - 220 с.

 

Блок 2. Практические и семинарские занятия по технологиям экспертных оценок в дополнительном образовании детей.

Модуль 1. Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза в теории и практике дополнительного образования детей.

Тема 1. Базовые понятия изучаемой проблемы.

Основное содержание. Работа с понятиями: экспертные оценки в образовании, научно-педагогическая экспертиза, мониторинг качества образования, качество образования. Составление словаря эксперта.

Тема 2. Пакет современных нормативно-правовых и научно-методических документов педагогической экспертизы в системе дополнительного образования детей.

Основное содержание. Изучение и анализ нормативно-правовых и научно-методических документов по дополнительному образованию и экспертизе.

Тема 3. Деловая игра "Психолого-педагогическая экспертиза образовательной программы УДО детей".
 

Литература:

  1. 1. Алексашин И. Новая философия образования: пути и проблемы становления //Директор школы. - 2001. - № 1. - С. 71-74.
  2. 2. Баранников А.В. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования //Стандарты и мониторинг. - 1999. - № 6. - С. 11.
  3. 3. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России: состояние, проблемы, перспективы развития //Внешкольник. - М., 2000. - №2. - С. 15-17.
  4. 4. Богданов А. Новая научно-образовательная политика - новый научно-образовательный процесс //Открытое образование. - 2001. - № 6. - С. 54-56.
  5. 5. Валицкая А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие //Педагогика. - 2001. - № 7. - С. 3.
  6. 6. Дополнительное образование детей. Словарь справочник /Автор - составитель Д.Е. Яковлев. - М.: АРКТИ, 2002. - 112 с.
  7. 7. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. О.Е. Лебедева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
  8. 8. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: Владос, 2002. - 352 с.
  9. 9. Заир - Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1995. - 276 с.
  10. 10. Золотарева А.В. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования //Дис…. канд. пед. наук. - Ярославль, 1999. - 208с.
  11. 11. Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 112 с.
  12. 12. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по защите прав ребенка /Сборник - справочник. - М.: ООО Фирма "Инфограф", 1998. - 320 с.
  13. 13. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 30 июня 1999 г. - № 466/28-16.
  14. 14. Программа развития образования в Ярославской области на 2001-2003 годы и перспективы на 2005 г. - Ярославль, 2000. - 50 с.
  15. 15. Сборник материалов по аттестации и государственной аккредитации учреждений дополнительного образования детей /Сост. В.А. Горский и др. - М.: Центр развития системы дополнительного образования детей, 1996 г. - 31 с.
  16. 16. Словарь основных психолого-педагогических понятий. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1998. - 35 с.
  17. 17. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 233, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.97 № 212).
  18. 18. Щетинская А.И. Проблемы интеграции общего и дополнительного образования, развития воспитания в системе образования //Внешкольник. - М. - 2000. - № 3. - С.6-8

Модуль 2. Технология экспертизы деятельности УДО детей в процессе аттестации.

Тема 1. Технология и методы анализа при аттестации педагогических работников УДО детей.

Основное содержание. Анализ форм психолого-педагогической диагностики и изучения результативности педагогической деятельности. Разработка критериев профессиональной компетентности педагога дополнительного образования детей.

Тема 2. Экспертная оценка деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей.

Основное содержание. Составление рейтинг - листа для аттестации педагогических работников УДО детей (методистов, педагогов - организаторов, педагогов дополнительного образования) на основе критериев квалификационных категорий. Подготовка текста проекта экспертного заключения аттестуемого на первую (высшую) квалификационную категорию в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами.

Тема 3. Деловая игра по проведению психолого-педагогической экспертизы дополнительной образовательной программы.

Тема 4. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки

Основное содержание. Разработка технологических карт для анализа учебного занятия в зависимости от его типа и вида. Определение критериев и системы условных обозначений для фиксации наблюдений, определения степени профессиональных умений педагога и уровня освоения образовательной деятельности детьми.

Тема 5. Экспертное заключение как документ по итогам работы эксперта.

Основное содержание. Структура и содержание экспертного заключения. Составление экспертного заключения.

Тема 6. Этика и конфликтологическая компетентность эксперта.

Основное содержание. Разработка требований, предъявляемых к эксперту. Составление кодекса эксперта. Определение статуса эксперта. Диагностика компетентности экспертов в области дополнительного образования детей.

Тема 7. Круглый стол "Условия эффективности проведения экспертизы в системе дополнительного образования детей".
 

Литература:

  1. 1. Андреева В.В., Гаврилин А.В. Технология аттестации образовательных учреждений: Сборник научно-методических и инструктивных материалов. - М.: АРКТИ, - 2000. - 152 с.
  2. 2. Аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Справочник. - Том 1. - 2-е изд., доп. - М.: ИФ "Образование в документах", - 2002. - 128 с. (Серия "Библиотека нормативных правовых актов в помощь работникам образования").
  3. 3. Аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Справочник. - Том II. 2-е изд., доп. - М.: ИФ "Образование в документах", 2002. - 136 с. (Серия "Библиотека нормативных правовых актов в помощь работникам образования").
  4. 4. Ильина Т.В., Ушакова М.В., Шинкевич И.В. Педагогическое программирование в учреждении дополнительного образования: методический аспект. - Ярославль, 1996. - 34 с.
  5. 5. Методическая деятельность. Словарь - справочник. - Л., 1991. - 45 с.
  6. 6. Об утверждении положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений: Приказ Мин. образ. РФ от 25 января 1996 г. № 27.
  7. 7. Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 23 марта 1999 г. № 712 "Об аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей".
  8. 8. Сборник авторских образовательных программ лауреатов III Всероссийского конкурса (для системы дополнительного образования детей) /Сост. А.К. Бруднов, А.В. Егорова, А.А. Коц. - М., 1999. - 324 с.
  9. 9. Технология проведения аттестации //Управление персоналом. - 2000. № 5. - С. 30-32.
  10. 10. Эксперимент в системе дополнительного образования детей: теория и практика. - Часть 1. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002. - 64 с. (Серия "Библиотечка для педагогов, родителей и детей").
  11. 11. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. - Казань: Изд. Казан. Университета, 1988. - 237 с.
  12. 12. Анисимов О.С. Основы методологического мышления. - М.: Просвещение, 1989. - 412 с.
  13. 13. Аттестация: вариативные формы и процедуры аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. - Изд. 2-е. - Ярославль, 2002.
  14. 14. Аттестация педагогических и руководящих кадров. Справочник. - 5-е изд., доп. - М.: ИФ "Образование в документах", 2002. - 192 с. (Серия "Библиотека нормативных и правовых актов в помощь работникам образования").
  15. 15. Выписка из тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений дополнительного образования //Сб. материалов по аттестации для педагогических работников учреждений дополнительного образования. - Ярославль, 1994. - С. 19-40.
  16. 16. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, - М.: Совершенство, 1997. - 171 с.
  17. 17. Гущина Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации //Дис:. канд. пед. наук. - Ярославль, 2001. - 252 с.
  18. 18. Кан - Калик В.А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 141 с.
  19. 19. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига: ПЦ "Эксперимент", 1995. - 223 с.
  20. 20. Краткий справочник по педагогической технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1997. - 64 с.
  21. 21. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "Модэк", 1998. - 288 с.
  22. 22. Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесении изменений в приказ Министерства образования РФ по высшему образованию от 31 августа 1995 г. № 463/1268: Приказ Министерства образования и Государственной комиссии по высшему образованию от 14 декабря 1995 г. № 622/1646 //Вестник образования. - 1996. - № 10. - С.11-31.
  23. 23. Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей: Приказ Мин. образ. РФ и Гос. ком. РФ по высш. образованию от 31 августа 1995 г. № 463/1268 //Вестник образования, 1995. - № 11. - С. 31-90.
  24. 24. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников и организаций образования /Под ред. В.И. Рыбаковой. - Ярославль, 1993. - Вып. 1. - 105 с.
  25. 25. Теория и методика воспитательной работы: Курс лекций /Под ред. Л.В. Байбородовой, А.Э. Мельникова. - Ярославль; Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. - 172 с.
  26. 26. Титова Е.В. Методика воспитания: Методологические аспекты. - СП?б.: Культурная инициатива, 1996. - 52с.
  27. 27. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Сфера, 2000. - 128 с.
  28. 28. Вульфов Б.Э., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. - М.: Магистр, 1995. - 112 с.
  29. 29. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей: научно-методический аспект. - Ярославль, 2000. - 140 с.
  30. 30. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. - 2-е изд., испр. и доп. - Мн.: Ред. журн. "Адукацыя i Выхаванне", 1996. - 312 с.
  31. 31. Краевский В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. - Волгоград: Перемена, 1994. - 32 с.
  32. 32. Маркова А.К., Никонова А.Я. Индивидуальный стиль деятельности учителя //Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 40-48.
  33. 33. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности как основное направление повышения квалификации работников образования //Академический вестник. - № 5. - М.: АПКиПРО, 2001. - 112 с.
  34. 34. Проблемы результативности педагогической деятельности /Под ред. Е.И. Казаковой, Е.В. Титовой, А.П. Тряпицыной. - СПб., 1997. - 56 с.
  35. 35. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования. - К.: Освita, 1992. - 220 с.

III. Организация обучения

Суть обучения на курсах в организации коллективной мыслительной и практической деятельности в "способствовании ее быстрейшей интериоризации, а не в показе образцов действия для копирования и тем более не в сообщении готовой информации".

Слушателям предлагается теоретический блок, рассчитанный на 37 часов, и практический блок, рассчитанный на 35 часов. В теоретическом блоке пять часов отводится практическим упражнениям на закрепление теории.

В процессе курсов предпочтение отдается активным формам: лекциям-полилогам, дискуссиям, моделированию, деловым играм, педагогическим студиям. Педагогические студии используются для обеспечения деятельности экспертов в современных условиях работы учреждений дополнительного образования детей по авторским образовательным программам, в режиме развития. Обучение в педагогической студии ведется на фундаменте приобретаемых экспертами знаний, которые получают свое профессиональное воплощение на данной студии.

Предполагается в процессе курсов организовать работу слушателей в учреждении, проходящем аттестацию в текущем учебном году.

IV. Методические рекомендации по реализации программы

Программа будет эффективна при соблюдении следующих условий:

  1. -    опора на познавательную активность слушателей;
  2. -    работа со слушателями в режиме полилога, с опорой на интерактивные технологии, формы и методы обучения;
  3. -    создание комфортного психологического климата в группе слушателей, требовательность в сочетании с доверием;
  4. -    учет комплекса факторов: учет сущностных характеристик экспертной оценки и принципов ее осуществления; реализация стратегии и тактики экспертизы, в основе которых содействие повышению качества дополнительного образования детей;
  5. -    качественное методическое обеспечение процессов экспертизы в системе дополнительного образования детей.

 
 

К оглавлению