Программа развития учреждения дополнительного образования детей

Программа развития – нормативно-управленческий документ, свидетельствующий о том, как в учреждении, с учетом конкретных условий, создается собственная модель образования детей. Это необходимый инструмент самоидентификации учреждения, его самоопределения и, одновременно, форма фиксации всей системы новшеств, осваиваемых в конкретном учреждении.

Программа развития учреждения – документ, представляющий единую, целостную модель совместной деятельности всего коллектива учреждения и определяющий:

  1. - исходное состояние системы;
  2. - образ желаемого будущего состояния этой системы;
  3. - состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

Структура данного документа, его объем во многом зависят от выбора учреждением цели своего развития, желания представить себя как уникальное явление в образовательной системе региона. Поэтому важными требованиями к программам развития учреждений дополнительного образования детей являются:

  1. - индивидуальность, соответствие специфике учреждения, его организационной культуре, традициям, особенностям взаимодействия в коллективе и т.д.;
  2. - реалистичность и реализуемость, основанные на обязательном учете всех ресурсов.

Структура программы развития учреждения дополнительного образования детей чаще всего имеет следующие разделы.

1. Информационная справка о деятельности и потенциале учреждения (паспорт). Краткий исторический очерк; сведения об организационно-правовом статусе, о кадровом составе, о детских творческих объединениях, программно-методическом, материальном, техническом и другом обеспечении жизнедеятельности. Описание образовательных интересов, потребностей детей, родителей, социума; оценка состояния педагогического процесса и условий для его развития; выделение проблем, на которые направлены усилия.

2. Систематизированный анализ сведений о состоянии и тенденциях развития:

  1. - внешней среды (информация о микросоциуме, его специфических особенностях, об источниках социального заказа; данные социологического исследования социального состава, уровня, интересов и потребностей основных заказчиков на дополнительное образование, степени их удовлетворения; определение своего места в ряду других учреждений дополнительного образования детей на территории; описание сложившегося взаимодействия, сотрудничества с другими учреждениями и организациями, работающими с детьми, органами управления образованием. На его основе:
  2. - определение тенденций возможного совершенствования, развития форм и направлений взаимодействия;
  3. - среды самого учреждения (результатов и условий педагогической деятельности, достоинств, недостатков образовательного процесса, его всестороннего обеспечения).

3. Концепция будущего учреждения. Ведущие концептуальные подходы, приоритеты дополнительного образования детей, философия образования, цели, ценности и задачи образовательной деятельности учреждения.

Формулировки миссии, модели выпускника данного учреждения. Образ желаемого будущего состояния.

4. Этапы перехода учреждения в новое состояние (тактика реализации программ).

В данном блоке программы развития, кроме описания конкретных этапов перехода учреждения в новое состояние, конкретизации направлений развития, формулируются операциональные этапы в соответствии со спецификой дополнительного образования детей.

Здесь могут быть подразделы:

  1. - управление реализацией программы;
  2. - учебный план учреждения, регламентирующий образовательный процесс;
  3. - описание особенностей образовательного процесса, преемственности уровней содержания образования, форм деятельности и педагогических технологий, системы педагогического мониторинга;
  4. - организация экспериментальной площадки и карта инновационной деятельности;
  5. - психолого-педагогическое и методическое обеспечение реализации программы;
  6. - материально-техническое обеспечение реализации программы.

Решение о разработке программы развития учреждения дополнительного образования детей принимается всем коллективом и администрацией.

Стратегия развития учреждения разрабатывается и для того, чтобы повысить его конкурентноспособность и увеличить привлекательность для потребителей.

Разработка программы развития учреждения связана с серьезной и сложной работой, и процесс ее создания – это результат организованной, слаженной работы многопрофильной команды.

Совпадая по содержанию и логике с многими структурами образовательной программы учреждения, программа развития может быть включена в нее в качестве отдельного модуля, после соответствующего сокращения.

Независимо от выбора следует помнить существенное отличие программы развития от других планов или программ учреждения (например – плана деятельности), к числу которых следует отнести:

  1. - четкую направленность на решение наиболее важных проблем, определяющих стратегию жизнедеятельности учреждения в целом;
  2. - прогностичность, ориентацию на удовлетворение «завтрашнего» запроса, социального заказа;
  3. - инновационность или целевое планирование деятельности по осуществлению нововведений в учреждении;
  4. - системный подход в управлении;
  5. - опору на ясную, актуальную концепцию развития.

 
 

К оглавлению