Программа развития учреждения дополнительного образования детейПрограмма развития – нормативно-управленческий документ, свидетельствующий о том, как в учреждении, с учетом конкретных условий, создается собственная модель образования детей. Это необходимый инструмент самоидентификации учреждения, его самоопределения и, одновременно, форма фиксации всей системы новшеств, осваиваемых в конкретном учреждении. Программа развития учреждения – документ, представляющий единую, целостную модель совместной деятельности всего коллектива учреждения и определяющий:
Структура данного документа, его объем во многом зависят от выбора учреждением цели своего развития, желания представить себя как уникальное явление в образовательной системе региона. Поэтому важными требованиями к программам развития учреждений дополнительного образования детей являются:
Структура программы развития учреждения дополнительного образования детей чаще всего имеет следующие разделы. 1. Информационная справка о деятельности и потенциале учреждения (паспорт). Краткий исторический очерк; сведения об организационно-правовом статусе, о кадровом составе, о детских творческих объединениях, программно-методическом, материальном, техническом и другом обеспечении жизнедеятельности. Описание образовательных интересов, потребностей детей, родителей, социума; оценка состояния педагогического процесса и условий для его развития; выделение проблем, на которые направлены усилия. 2. Систематизированный анализ сведений о состоянии и тенденциях развития:
3. Концепция будущего учреждения. Ведущие концептуальные подходы, приоритеты дополнительного образования детей, философия образования, цели, ценности и задачи образовательной деятельности учреждения. Формулировки миссии, модели выпускника данного учреждения. Образ желаемого будущего состояния. 4. Этапы перехода учреждения в новое состояние (тактика реализации программ). В данном блоке программы развития, кроме описания конкретных этапов перехода учреждения в новое состояние, конкретизации направлений развития, формулируются операциональные этапы в соответствии со спецификой дополнительного образования детей. Здесь могут быть подразделы:
Решение о разработке программы развития учреждения дополнительного образования детей принимается всем коллективом и администрацией. Стратегия развития учреждения разрабатывается и для того, чтобы повысить его конкурентноспособность и увеличить привлекательность для потребителей. Разработка программы развития учреждения связана с серьезной и сложной работой, и процесс ее создания – это результат организованной, слаженной работы многопрофильной команды. Совпадая по содержанию и логике с многими структурами образовательной программы учреждения, программа развития может быть включена в нее в качестве отдельного модуля, после соответствующего сокращения. Независимо от выбора следует помнить существенное отличие программы развития от других планов или программ учреждения (например – плана деятельности), к числу которых следует отнести:
|
|