Автор: Гущина Татьяна Николаевна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии
Государственного образовательного учреждения
Институт развития образования

Содержательно-организационная модель интеграции внутри учреждения дополнительного образования детей

Моделирование – один из теоретических методов исследования. Моделирование характеризуется как воспроизведение характеристик некого объекта на другом объекте, созданном для их изучения. Этот второй объект называется моделью (компоненты и ведущие связи феномена).
Модель интеграции дополнительного и других сфер образования в условиях учреждения дополнительного образования детей (модель «внутренней интеграции») позволяет в образовательном пространстве выделить взаимосвязанные компоненты и уровни интеграции, определить их вариативные возможности, следовательно, содействовать осмыслению и повышению качества дополнительного образования детей.
В структурно-содержательной модели интеграции в условиях учреждения дополнительного образования детей (УДО) мы выделяем 4 взаимосвязанных компонента: ценностно-целевой, содержательный, организационно-управленческий, аналитико-рефлексивный.
Общая цель моделирования: содействовать созданию целостной воспитательной гуманистической среды развития ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Конкретная цель моделирования: содействовать качественному сопровождению процессов интеграции и их развития внутри учреждения дополнительного образования детей.
Ценностно-целевой компонент детерминирован системой побудительных сил субъектов интеграции, их опредмеченных потребностей, притязаний, намерений, предложений. Данный компонент характеризует социальную позицию субъектов взаимодействия.
Ценностно-целевой компонент характеризует степень интереса субъектов образовательного процесса к интегративной деятельности и включает:
  • профессиональную направленность как устойчивый интерес к интегративной деятельности;
  • осознание субъектами взаимодействия ценностей, наличие мотивации к процессам интеграции внутри УДО детей;
  • целевую программу интеграции внутри учреждения;
  • подбор средств и методов взаимодействия, адекватных целям интеграции.
Ценностно-целевой компонент «внутренней интеграции» также включает в себя конструирование образовательного процесса в УДО детей на уровне целей и задач, планирование интегративной деятельности, разработку педагогического взаимодействия, адекватного целям.
Данный компонент включает ценностное принятие и осмысление интеграции внутри УДО детей.
Содержательный компонент модели интеграции в условиях УДО детей детерминирован основными функциями дополнительного образования и предполагает:
  • преемственность образовательных программ в УДО детей;
  • наличие интегрированных дополнительных образовательных программ;
  • расширение возможностей по реализации функций обучения, воспитания, оздоровления, развития, коррекции, профориентации, информирования, компенсации, социально-педагогических функций и других;
  • умение педагогами проектировать и конструировать интегративное содержание образования, учебно-воспитательный процесс, а также систему и последовательность собственных действий и действий воспитанников с учетом особенностей интеграции, результатов взаимодействия, личностных особенностей участников педагогического процесса;
  • знания и умения по основам интеграции внутри УДО детей, по методологии и теории интеграции в образовании;
  • проявление творчества в отборе содержания интегративной деятельности.
Организационно-управленческий компонент модели «внутренней интеграции» обусловлен владением специалистами на практике технологиями образовательной и управленческой деятельности на основе идеи интеграции, а также владение конструированием, организацией и управлением результативной интеграцией в условиях УДО детей.
Организационно-управленческий компонент включает:
  • владение средствами, техникой, методами, формами, приемами интегративной деятельности как системой умений по решению педагогических задач;
  • умение проектировать и конструировать процессы интеграции;
  • систему и последовательность действий субъектов интеграции с учетом специфики образовательного процесса, результатов деятельности, личностных особенностей участников педагогического процесса;
  • высокоразвитые умения педагогического взаимодействия, дающие специалистам возможность адекватно оценивать педагогическую ситуацию, правильно понимать воспитанников, коллег, взаимодействовать с воспитанниками на уровне сотрудничества;
  • наличие координационного Совета по вопросам интеграции в УДО детей;
  • стимулирование процессов интеграции в учреждении;
  • создание системы управления внутренней интеграцией;
  • контроль и мониторинг результатов интеграции.
Аналитико-рефлексивный компонент интеграции в условиях учреждения дополнительного образования составляют умения определять результаты интегративной деятельности, осуществлять самооценку, рефлексию и самоанализ собственной педагогической деятельности.
Аналитико-рефлексивный компонент модели «внутренней интеграции» составляют умения педагогических работников в области педагогического анализа процессов интеграции:
  • умения анализировать и обобщать результаты интеграции внутри УДО детей;
  • осуществление самоанализа процессов интеграции и рефлексию собственных действий на основе интеграции в УДО;
  • мониторинговые умения по вопросам интеграции в УДО детей.
В структуре модели интеграции в условиях УДО детей мы на основе интегративного и дифференцированного подходов выделяем три взаимосвязанных уровня: ситуативный (формальный), базовый и высокий.
Предназначение каждого уровня – в обеспечении информацией об исходном или текущем состоянии сформированности интеграции в учреждении дополнительного образования детей и определении перспектив дальнейшего развития процессов взаимодействия в учреждении.

Уровни интеграции в условиях учреждения дополнительного образования детей («внутренней интеграции»)

  1. Уровень ситуативной (формальной) интеграции:
    • интеграция осуществляется ситуативно, отсутствуют осознанные цели внутренней интеграции;
    • отсутствуют оформленные в документах цели, план и программа интеграции;
    • не определены должностные обязанности по воплощению интеграции;
    • нет системы мониторинга внутренней интеграции;
    • преемственность учебных и воспитательных планов и программ осуществляется на уровне отдельных педагогов;
    • низкая мотивация педагогов ни участие в процессах интеграции, не сформированы отношения взаимопомощи и сотрудничества;
    • процесс обогащения субъектов интеграции знаниями и опытом совместной практической деятельности системно не управляем;
    • слабое проявление интеграции не приводит к формированию целостного восприятия педагогами образа воспитательного пространства учреждения дополнительного образования.
  2. Базовый уровень «внутренней интеграции»:
    • осуществление интеграции не носит системного характера;
    • цели интеграции внутри УДО детей определены, оформлены в документах, имеется план внутренней интеграции;
    • определены ответственные по воплощению внутренней интеграции;
    • проводятся совместные дела между отдельными детскими объединениями, между педагогическим и детскими коллективами, в процессе которых формируются отношения сотрудничества, партнерства;
    • имеется информационный обмен о деятельности детских объединений, отдельных педагогов;
    • изучается эффективность процессов внутренней интеграции, разрабатывается мониторинг результатов интеграции;
    • складывается система управления процессами интеграции в условиях УДО детей
  3. Высокий уровень «внутренней интеграции» в УДО детей:
    • цели интеграции приняты, сориентированы и осознаны всеми субъектами взаимодействия;
    • определена программа, план внутренней интеграции, направленные на организацию преемственности учебных и воспитательных планов и программ УДО детей, организацию общих дел;
    • разработана система информации о деятельности субъектов интеграции;
    • субъекты деятельности осознают необходимость и мотивированы на участие в процессах внутренней интеграции;
    • системно проводятся совместные дела между педагогическим и детскими коллективами, происходит взаиморазвитие субъектов и учреждения в целом, формируются отношения сотрудничества и сотворчества;
    • осуществляется мониторинг результатов внутренней интеграции;
    • система деятельности и информационного обмена способствует созданию индивидуальных образовательных маршрутов детей;
    • разработана система управления процессами «внутренней интеграции» в УДО детей;
    • сформировано целостное восприятие педагогами образа воспитательного пространства УДО детей.
Надеемся, что наши исследования в области изучения возможностей, проблем и трудностей «внутренней интеграции» и моделирования данных процессов послужат развитию практики образования в рамках муниципальной образовательной системы.

Возврат