Педагогические студии в системе курсовой подготовки слушателей

Гущина Т.Н.,
методист кабинета воспитательной работы и дополнительного образования ИПК, аспирантка ЯГПУ им К.Д. Ушинского

Методическое обеспечение курсовой подготовки педагогических работников учреждений дополнительного образования на базе института повышения квалификации интегрирует в себе такие виды деятельности, как методическое руководство, методическую помощь, создание методической продукции, методическое обучение. Методическое обучение, в свою очередь, предусматривает не только повышение методической компетентности педагогов, но и устранение затруднений у тех, кто организует педагогическую деятельность, а также своевременное предоставление ответов на их вопросы, связанные с организацией этой деятельности.

В идеале как методическое обеспечение в целом, так и методическое обучение в частности, основанные на прогнозировании потребностей педагогов-практиков, должны иметь опережающий характер.

Наша задача - создать в системе курсовой подготовки необходимые условия для того, чтобы методическое обеспечение опережающего характера способствовало эффективному осуществлению педагогической деятельности слушателей курсов повышения квалификации по завершении обучения.

Одним из таких необходимых условий, на наш взгляд, стал выбор интерактивных форм методического обучения. Именно такой и является педагогическая студия. Сегодня педагогическая студия (методика разработана Н.Е.Шурковой), как новое явление в педагогической сфере, представляет собой универсальную форму совершенствования профессионализма педагогов.

Единая цель педагогических студии вне зависимости от их тематики - профессиональное осмысление (порой переосмысление) педагогической позиции и профессиональное оснащение педагогическим мастерством. Основное предназначение педагогической студии нам видится в формировании и развитии педагогических, методических умений, научно обоснованных и практически проверенных.

Вместе с тем педагогическая студия - это лаборатория творческих замыслов и новых идей, где в коллективном обсуждении или игре (ролевой, продуктивной и др.) проверяются идеи и предотвращаются возможные ошибки.

Существенным отличием студийной формы занятий на курсах повышения квалификации педагогов от любой другой традиционной является то, что обучение происходит почти одновременно на трех уровнях: теоретическом, методическом и технологическом. Рассмотрев теоретическое положение, слушатели находят его методическое воплощение применительно к педагогической системе своего образовательного учреждения и тут же, воспроизведя предлагаемую ситуацию в деловой игре (упражнении), определяют технологическую инструментовку данного методического решения.

Педагогическая студия органично решает проблему перевода процесса повышения квалификации в состояние творческое, инновационное. "Суть студийного движения в овладении педагогическим искусством — в доведении профессионализма до уровня, когда воспитания, организуемого педагогом, "не видно", когда работа с детьми идет ненатужно и свободно, естественно и легко" (Н.Е.Шуркова).

На курсах в ИПК мы вводим специальные профессиональные занятия в форме педагогических студий для обеспечения подготовленности педагогов дополнительного образования к деятельности в современных условиях, к работе по нетиповым и авторским программам, в режиме эксперимента и т.д. Это реально, ведь обучение на педагогической студии ведется на фундаменте приобретаемых педагогических знаний, которые получают свое профессиональное воплощение тут же, на самом занятии на основе реального опыта педагогов и при уже сформировавшихся профессиональных умениях и взглядах.

В течение последних трех лет нами апробированы на курсах повышения квалификации для различных категорий слушателей шесть авторских педагогических студий: "Организация игровой деятельности", "Ситуация успеха: как ее создать", "Педагогическое проектирование", "Самопознание", "Педагогика досуга", "Педагогическая диагностика" (руководящие кадры, педагогические работники учреждений дополнительного образования, учителя музыки, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, иностранного языка, физической культуры).

Сама же методика проведения педстудий создана и описана Н.Е.Шурковой и содержит ряд необходимых последовательных шагов. Не нарушая последовательности этапов студийного обучения, мы отобрали соответствующие тематике авторских частных методик в рамках студийного обучения.

Предлагаемый план-конспект студии "Педагогическое проектирование" проиллюстрирует вышесказанное о педагогической студии как интерактивной, инновационной форме повышения квалификации педагогических работников учреждений образования, новом элементе в системе непрерывного педагогического образования, существенным признаком которого являются гармоническое сочетание теоретического, методического и технологического изучения педагогических проблем, неразрывная связь развития профессионального мышления и повышения методической компетентности и профессионального мастерства в целом.

Конспект-иллюстрация студии "Педагогическое проектирование"

I этап - "Пролог": установление личного контакта с каждым студийцем, введение в проблему. Объявление темы педстудий. Обращение к слушателям-студийцам с вопросом: "Какое место в системе вашей работы занимает педагогическое проектирование?" (Варианты: "Как вы относитесь к педагогическому проектированию?", "Что лично Вы проектируете (планируете, программируете, прогнозируете, моделируете)?" Желательно, чтобы каждый студиец выразил свое отношение к обозначенной проблеме. Этап "Пролог" завершается постановкой целей и задач студии:

II этап - "Этюд": первые подступы к проблеме в форме игры "Педагогическое лото".

Ведущий студии зачитывает определение понятия, группа совещается и выставляет на табло (доске) цифру с обозначением номера прочитанного тезиса. (Вариант: задание выполняется каждым студийцем индивидуально). Даются определения таких понятий, как "план", "программа", "концепция", "модель", "прогноз".

III этап - "Экспликация": теоретический блок, дается научная информация.

Ведущий знакомит слушателей с толкованием слов "программа", "план", "проект" в этимологическом словаре и словаре С.И. Ожегова. Дается определение педагогического проектирования по Е.С. Заир-Бек: "Специальным образом организованное осмысление педагогических проектов и систем, когда на основе имеющегося состояния и прогноза желаемых результатов создается новый облик системы и одновременно процесс реализации в действительности задуманного".

От логической схемы, заданной определениями, осуществляется переход к наглядно-образному уровню на следующем этапе работы студии.

IV этап - "Дискуссия": обсуждение теоретического материала.

На основе сравнения традиционных видов проекта-плана и программы по трем параметрам (приоритет функций, характер содержания, структурное выражение) студийцы делают вывод о специфике каждого вида проекта. По первому параметру у плана в приоритете будет функция определения объема и порядка деятельности, у программы - прогнозирующая и конструирующая функции. По характеру содержания план отражает лишь содержательные границы и оргмоменты.

Прежде чем зафиксировать в таблице на доске структурные выражения плана и программы, ведущий раздает напечатанные программы по разнообразным видам деятельности детских объединений (организаций). Студийцы изучают по 3-5 программ (каждые 3 минуты, обмениваясь ими по часовой стрелке) и делают соответствующие записи тетрадях. Через 15 минут в результате группового обсуждения в таблицу записывается общий алгоритм структурного выражения программы и плана. Даются необходимые комментарии по каждому элементу структуры и варианты написания планов (программ). В режиме дискуссии проводится и заполнение матрицы "Виды планов":

Ведущий информирует о видах проектов и планов, предлагает для обсуждения вопрос о возможных вариантах набора проектов-документов у педагога в учреждении образования.

V этап - "Коррекция": коллективное взаимодействие по выработке алгоритма проектирования, акцентирование внимания студийцев на необходимость совершенствования педагогической деятельности либо на внесение в нее новаций.

По длительности планируемого периода

Перспективный

Этапный

Краткосрочный

Оперативный

По содержанию

 

 

 

 

Комплексный

 

 

 

 

Тематический

 

 

 

 

Предметный

 

 

 

 

Предлагается работа по содержанию алгоритма проектирования, заполнение матрицы "Предназначение":

Предназначение профессиональной педагогической деятельности

Предназначение Вашего учреждения образования

Предназначение предмета Вашей деятельно сти

 

 

 

Предназначение профессиональной педагогической деятельности

Предназначение Вашего учреждения образования

Предназначение предмета Вашей деятельности

Сам алгоритм педагогического проектирования может выстраиваться по обозначенным заранее основным этапам. (Вариант: последовательное выстраивание алгоритма "мелкими шагами"),

Примерный алгоритм педпроектирования, созданный на одной из педстудий представлен в таблице.

Алгоритм программирования

№ п.п

Этапы

Шаги

 

Подготовительный

- определение предмета программирования;
- определение временного периода

 

Аналитический

- анализ результатов имеющегося состояния системы (процесса);
- обобщение результатов анализа

 

Собственно проективный

- обозначение замысла, идеи;
- выстраивание идеального образа

 

Моделирующий

- целеполагание;
- коллективное планирование;
- выбор содержания;
-структурирование предмета программирования;
-определение логики дел и событий

 

Оформительский

- выбор вида и структуры программы
- оформление программы

 

Внедренческий

- создание условий для реализации проекта

 

Контрольно-коррекционный

- контроль за ходом освоения программы;
- корректировка программы

 

Регулярное использование программы

- фиксация и анализ результатов работы
- системная контрольно-коррекционная деятельность

 

Утилизация

 

VI этап - "Рефлексия": подведение итогов работы педстудии. Ведущий, обобщая положение теоретического блока (экспликация) и выводы по итогам групповой дискуссии, обращается к студийцам с вопросами: "Зачем нужно проектировать в учреждении образования?", "Что это может дать учреждению, педагогу?". Выводы фиксируются.

Ведущий спрашивает каждого студийца, что дала ему как педагогу-профессионалу работа на педагогической студии, как он себя при этом чувствовал. Примерные вопросы к студийцам: "Что бы Вы сказали по этому поводу?", "Что Вы предлагаете изменить в Вашей работе?", "В какой мере Вы можете реализовать идеи педагогической студии?".

Вариант: продолжить по кругу незаконченный тезис: "А напоследок я скажу" или "Сегодня на педагогической студии..."

Заключительное слово ведущего. Благодарность студийцам за творческую работу.


Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru