Автор: Гущина Татьяна Николаевна, доцент кафедры воспитания и социальной педагогики Ярославского областного Института развития образования, кандидат педагогических наук

Про диалектику, воспитание и самовоспитание

Воспитание, побуждающее к самовоспитанию - это и есть,
по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание
В.А.Сухомлинский

Современная педагогическая наука, определяя подходы к воспитанию как феномену человеческой культуры, рассматривает его как общественное явление, ценность, систему, деятельность, процесс, взаимодействие и так далее. И каждое из этих значений одновременно многогранно и недостаточно, ибо неоднозначно и само понятие. Сегодня многие исследователи определяют объём понятия воспитания на нескольких уровнях:

Многие проблемы в области воспитания дискуссионны, на наш взгляд, ещё и потому, что "педагогика - наука диалектическая, абсолютно не допускающая догмы" (А.С.Макаренко). Поэтому есть основание говорить и о такой составляющей понятия воспитания, как самовоспитание, ибо субъект воспитания в гуманистической педагогике - сам ребёнок. Следовательно, важным условием его развития является самовоспитание. Воспитание - внешнее воздействие на ребёнка, а формирование каких-либо качеств возможно лишь тогда, когда следствием воспитания является самовоспитание. Только присваивая и проживая ценностные отношения, ребёнок воспитывается.

Самовоспитание - важнейшая сторона воспитания, реализуемая как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. Самовоспитание подчёркивает целенаправленное действие самого воспитанника; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения.

Таким образом, самовоспитание - относительно самостоятельный процесс, а также это результат воспитания. Путь восхождения ребёнка от воспитания к самовоспитанию, а значит, к воспитанности должен быть организован на взаимодействии этих двух систем - воспитания и самовоспитания. Такой подход особенно актуален в связи со сложной экономической и социальной ситуацией в стране, чем объясняется определённая рассогласованность позиций различных институтов воспитания, семьи, средств массовой информации. Воспитывать без учёта механизмов самовоспитания неэффективно, расточительно. Многие замечательные усилия педагогов окажутся напрасными. Качества личности и поступки могут не сформироваться и не проявиться, если не включатся механизмы "самости" на уровне самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.

В соответствии с принципом диалектики воспитания и самовоспитания творческой личности в системе дополнительного образования выстраиваются новые задачи по формированию мотивов самовоспитания в достижении общей цели формирования мотивации личности к познанию и творчеству, корректируется содержание, и возникают новые направления и формы организации образовательного процесса.

Под содержанием дополнительного образования детей и воспитания-самовоспитания внутри данной системы мы понимаем культуру на уровне социального опыта, имея в виду опыт познания, исполнительской деятельности, творчества и ценностных отношений, а также природу, в том числе и самого человека. Наверное, всё-таки неслучайно К.Д.Ушинский назвал одну из своих судьбоносных для педагогики книг - "Человек как предмет воспитания":

Обновляя содержание дополнительных образовательных программ, педагоги привносят в систему воспитания и обучения новые направления деятельности по изучению детьми самих себя и своих потенциалов, по самовоспитанию, самореализации, самоактуализации, самотворчеству. Безусловно, всё это обновление должно происходить с учётом многих факторов: половозрастных, психологических, профессионально-педагогических, ситуативных: Но происходить должно, в противном случае, разговор о программах нового поколения в системе дополнительного образования детей останется формальным, а индивидуальные образовательные или творческие маршруты не будут прожиты воспитанниками как личностно значимые события, повлиявшие на самопринятие, самореализацию, самокоррекцию.

Возникает вопрос, почему так трудно педагогам дополнительного воспитания, даже приняв как основную цель воспитания - самовоспитание, скорректировать в новых условиях жизни общества цели, содержание и организацию педагогической деятельности?

Нам кажется, что ответы на этот вопрос лежат в нескольких плоскостях. Одна из них - готовность к самовоспитанию самих педагогических работников. В этой плоскости на уровне мотивов самовоспитания свои проблемы: субъекты не всегда понимают значимость самовоспитания или недостаточно осознают потенциалы диалектики воспитания и самовоспитания. На уровне умений и навыков самовоспитания уместно говорить о недостаточных умениях проникать в суть проблемы, анализировать опыт самовоспитания, конструировать и продуктивно решать задачи самовоспитания. Трудно педагогу составлять и реализовывать дополнительную образовательную программу, в которой не только провозглашаются идеи, но и представлена обновлённая содержательно-технологическая модель творческой преобразующей деятельности по самовоспитанию, в том числе обновлённая диагностическая деятельность, отслеживание процессов и результатов, коррекция.

Детям тоже непросто трудиться над собой. В процессе деятельности экспериментальной площадки Института развития образования на базе Ярославского городского Центра внешкольной работы по теме эксперимента: "Особенности организации самовоспитания в учреждении дополнительного образования детей" нами выявлены основные проблемы, которые возникают у ребят в процессе работы над собой. Это трудности, связанные с недостаточной требовательностью к себе и развитостью воли, а также с неадекватностью самооценки. Дети затрудняются в понимании сущности самовоспитания, не знают его методики. Своё свободное время ребята не всегда заполняют с пользой для самосовершенствования, а в кругу их общения мало кто может передать опыт самовоспитания.

Но дорогу осилит идущий, тем более что хорошим подспорьем для педагогов-практиков могут быть разработанные в педагогической науке методики самовоспитания и стимулирования процессов самовоспитания. В качестве примера приведём алгоритм формирования самосовершенствующейся личности, стимулирования процессов самовоспитания (по П.Н.Осипову):

Ощущая каждый день в рамках эксперимента неразработанность в педагогической науке проблемы организации самовоспитания в системе дополнительного образования детей, мы выходим на поиск новых форм и технологий, в основе которых диалектическое единство воспитания и самовоспитания. Появляются специальные методологические семинары и тематические практикумы для педагогов, создаются тренинговые группы и детские общественные организации для воспитанников, наполняются новым содержанием, технологиями самовоспитания и стимулирования процессов самовоспитания дополнительные образовательные программы, в которых есть простор для методов педагогики творчества и рефлексии. И апробируется на практике самими педагогами и их воспитанниками гуманистическая технология самовоспитания (по В.Г. Маралову), которая включает в себя:

Воспитательные результаты при такой организации дополнительного образования детей как диалектическое взаимодействие воспитания и самовоспитания надо рассматривать и отслеживать в динамике как минимум на трёх уровнях:

  1. 1. уровень воспитанности ребёнка и готовности его к самовоспитанию;
  2. 2. уровень сформированности воспитательного коллектива и в том числе его влияние как совокупного субъекта на воспитанность детей и готовность их к самовоспитанию;
  3. 3. уровень сформированности воспитательных систем детского коллектива, структурного подразделения, в которое входит данный воспитательный коллектив, и самого учреждения дополнительного образования детей в соотношении с их влиянием на воспитанность детей и их готовность к самовоспитанию.

Трёхуровневый подход к отслеживанию воспитательных результатов в сочетании с соотнесением воспитания и самовоспитания осуществили слушатели пролемных курсов "Мониторинг образовательных результатов" на базе ИРО. Предлагаем читателям журнала наработанные в группах материалы для дальнейшего совершенствования и практического применения.

При организации процесса воспитания-самовоспитания в системе дополнительного образования детей уместно употребить понятие "сопровождение", которое мы определяем как способ включения взрослого в учебно-воспитательный процесс с целью создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия. Если педагог-профессионал выйдет в своей воспитательной системе на диалектику воспитания и самовоспитания личности, то можно будет, несмотря ни на что и вопреки всему, надеяться на высшие результаты воспитания, к коим мы относим готовность к самовоспитанию и потребность к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства ребёнка и его стремление к свободе, способность сочувствовать людям и готовность взять на себя ответственность за собственное благополучие, за благополучие своей семьи, своей Родины.

	Пергаменты не утоляют жажды,
	Ключ мудрости не на страницах книг.
	Кто к тайнам жизни рвётся мыслью каждой.
	В своей душе находит он родник.
					И.В.Гёте "Фауст"