Т.Н.Гущина
Технология педагогической оценки в системе мониторинга дополнительного образования детей
Об авторе: Татьяна Николаевна Гущина, доцент кафедры воспитания и социальной педагогики Института развития образования, к. пед. наук
Из " Внешкольника" № 1( 15 )- С.43-45.
Педагогическая студия "Технология педагогической оценки" как интерактивная форма повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей стала звеном в цепочке практикумов по современным педагогическим технологиям. Мы разработали данную студию в соотношении с темой мониторинга в образовании; провели ее для педагогов дополнительного образования, а также для социальных педагогов, воспитателей групп продленного для и старших вожатых в системе непрерывного повышения их квалификации в Институте развития образования.
Опыт проведения студии "Технология педагогической оценки" еще раз убедил нас в необходимости целенаправленного формирования важнейших педагогических умений и позволил рекомендовать руководителям и методистам учреждений дополнительного образования детей практико-ориентированное обучение педагогов по данной теме.
Мы разработали конспект-иллюстрацию новой педагогической студии, которая может быть полезна как самим педагогам, так и организаторам их профессионального обучения.
Пролог. Студийцам предлагается высказать свое отношение к проблеме, обозначенной в теме, и закончить фразу: "Для меня оценка - это:" или "Под педагогической оценкой я понимаю:".
Этюд. Ведущий предлагает оценить два кубика (можно сравнивать любые предметы), один из которых пластмассовый, а другой деревянный. Кубики разных размеров и цвета. Вопрос студийцам: "На что вы ориентировались, оценивая эти предметы?". Сразу после первой наглядной картинки предлагается вторая: ведущий показывает студийцам куклу (растрепанную, грязную, неряшливо одетую) и просит оценить ее как игрушку.
После высказываний студийцев ведущий задает вопросы: "Если бы перед вами вместо куклы оказался живой ребенок (пофантазируйте), всё ли бы вы ему сказали из только что произнесенного? Почувствовали вы разницу в этих оценках?"
Ведущий делает вывод о том, что оценка - дело серьезное, и необходимо помнить "золотое правило" нравственности: "Никогда не сравнивай людей друг с другом - сравнивай человека с самим собой!" Не только людей, но и предметы мы оцениваем в соотношении с определенным эталоном, образцом.
Экспликация. Понятие оценки многогранно. Человечество, по мнению Декарта, избавило бы себя от многих проблем, если бы научилось разбираться в словах. Филологическое лото поможет нам определиться с понятиями темы. Ведущий рисует на доске круг, состоящий из четырех сегментов. В каждую часть круга вписывает слова: оценка, мониторинг, диагноз, диагностика. Затем даются поочередно определения понятий, и слушатели соответственно вписывают цифры в сегменты с понятиями, о которых идет речь.
Можно предложить такую трактовку слов:
- диагноз - распознавание, определение, "прозрачное знание";
- диагностика - учение о способах установления диагноза;
- оценка - мнение о ценности, уровне или значении чего-либо;
- мониторинг - постоянное слежение за состоянием и результатами какой-либо деятельности или объекта.
Ведущий анализирует несколько определений понятия "мониторинг":
Ю.А. Израэль: "Мониторинг - наблюдение, оценка и прогноз окружающей среды и деятельности человека".
И.П. Герасимов: "Мониторинг - система наблюдения, контроля, оценивания и управления образовательными системами".
М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев: "Мониторинг в образовании - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития".
Ведущий перечисляет виды мониторинга в образовании: педагогический, социологический, психологический, медицинский, экологический, демографический".
Вопрос студийцам: "Какое место в системе педагогического мониторинга принадлежит педагогической оценке?" Делается вывод о том, что педагогическая оценка - важный компонент мониторинга, цель которого - оценить способность учреждения образования, подразделения, средства содействовать развитию личности ребенка, улучшению качества образования.
Выводы по поводу понятия "оценка":
- мнение в отношении кого-либо, чего-либо в сравнении его с определенным эталоном;
- установление уровня, степени, качества
- определение цены чего-нибудь;
- высказанное мнение, суждение о ценности или значении.
Оценка рассматривается на педагогической студии и как философская категория, то есть определенное отношение к социальным явлениям человеческой действительности, поведению, установлению их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали.
В психологии различают оценку внешнего мира, самооценку, рефлексивную оценку.
Педагогическая оценка - оценка качеств личности ребенка, его поведения, ориентированная на нормы современной культуры с целью становления, развития социально-ценностного отношения к миру. Педагогическая оценка предполагает и оценку педагогом средств воздействия на личность ребенка.
Оценка педагога становится для ребенка средством ориентации среди множества ценностей. Благодаря оценке педагог предъявляет ребенку свое ценностное восприятие мира, свое отношение к ценностям. Тем самым педагог транслирует ребенку определенный эталон, учит оценивать этот мир в будущем, формируя ценностное отношение к окружающему.
Студийцы рассуждают в процессе теоретического осмысления проблемы над объективным и субъективным характером оценки.
В групповой работе студийцы определяют функции педагогической оценки: информационная, ориентирующая, социализирующая (регулятивная), стимулирующая, воспитывающая, формирующая основы самооценки и другие. Проигрываются ситуации как переход от одного блока теоретического материала к другому: о видах педагогической оценки.
Дано:Ситуация 1 (проиграть).
- Ребенок опоздал на учебное занятие в Дом творчества.
- Ребенок дал неверный ответ на предложенный вопрос.
- Ребенок хорошо работает на учебном занятии.
Надо: Дать педагогическую оценку каждой их предложенных ситуаций.
В теоретическом блоке "Виды педагогической оценки" студийцы заполняют таблицу "Открытая оценка - скрытая оценка".
Открытая оценка:
- одобрение (неодобрение);
- похвала (замечание);
- материальное поощрение (лишение удовольствия);
- благодарность (выговор);
- присвоение звания (исключение из группы).
Скрытая оценка:
- "Я-сообщение";
- "Ты-сообщение";
- "Естественные последствия";
- "Позитивная инструментовка негативного поведения".
На закрепление теории в отношении видов "скрытой оценки" проводится тренинг. Выполняются задания.
Задания на предъявление педагогической оценки в режиме "Я-сообщение" (педагог оценивает ситуации, говоря о своих чувствах, переживаниях и начинает свое суждение с "Я:").
1. "Я-сообщение".
- Девочка говорит педагогу: "Я забыла принести ножницы и ткань".
- Дети подарили цветы педагогу.
Задания на предъявление педагогической оценки в режиме "Ты-сообщение" (педагог говорит: "Ты, наверное, думал:, устал:, торопился: и др.").
2. "Ты-сообщение".
- Ребенок грубо разговаривал с педагогом.
- Дети не хотят убирать комнату после учебного занятия.
Задания на предъявление педагогом оценки в режиме "Естественного последствия" (пролил ведро с водой - вытирает пол:)
3. "Естественные последствия"
- Дети насорили на полу.
- Ребенок защитил обиженного товарища.
Задания на предъявление педагогической оценки в режиме "Позитивная инструментовка негативного поведения" ("Ты очень торопился на занятие и забыл переодеться:")
- Ребенок вбегает на занятие растрепанным и неряшливо одетым.
- Ребенок медленно работает на занятии.
В режиме дискуссии слушатели определяют условия эффективности оценочного воздействия.
IV. Коррекция. Тренинг на использование разных видов скрытой оценки в ситуациях:
- ребенок остался после занятия и помог убрать помещение;
- ребенок жует на занятии жевательную резинку;
- дети хорошо работают на учебном занятии.
Ведущий студии ставит вопрос о механизме педагогической оценки. Показывает апельсин и говорит: "У меня в руках это чудо природы и творение рук человеческих. Посмотрите, какой это красивый, солнечный, вкусный фрукт". Эти слова можно продолжить по-разному. Представим, что Вы - дети из 2-х разных учебных групп. В первой группе мы продолжаем слова так: "И как хорошо, что мы можем любоваться апельсином и ощущать его удивительный вкус". Для второй группы ведущий произносит такие слова: "И как хорошо, что моя зарплата значительно больше, чем ваш семейный бюджет, поэтому я могу покупать апельсины каждый день, а вы - нет"".
Вопрос студийцам: "Почувствовали разницу? В чем она, ведь апельсин был один и тот же?"
Делаются выводы о том, что очень важно не только предъявить педагогическую оценку (есть оценки и есть иные оценки), но и обозначить ее в соответствии с механизмом, который мы определяем как предъявление вместе с оценкой значимой нравственной ценности:
V. Рефлексия. Вопросы студийцам: "Как вы оцениваете практику с позиций нашего решения на педагогической студии?" Возможна рефлексия на карточках : "Оценка для меня - это:, а педагогическая оценка - это:"; "Педагог должен знать назначение оценки, поэтому что:"; "педагогический мониторинг и педагогическая оценка:"; "Педагогическая оценка важна в работе с детьми, потому что:"; "Я никогда не задумывался (лась), что оценка:"; "Хотелось бы добавить ко всему сказанному:"
Литература
- Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2003. - 256 с.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Сфера, 2001. - 128 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - 846 с.
- Философский словарь /Под ред. И.Т. Фроловой. - М.: Изд-во Политической литературы, 1980. - 445 с.
- Щуркова Н.И. Практикум по педагогической технологии. - М.: Пед. общество России, 1998. - 249 с.