Т.Н.Гущина
Мысль о создании педагогической студии для методистов и педагогов-организаторов учреждений дополнительного образования на категорийных курсах в институте повышения квалификации работников образования возникла вполне закономерно. Сегодня интерес к новым технологиям воспитывающей деятельности огромен, как, впрочем, и опыт работы педагогов сферы дополнительного образования. Этот опыт требует осмысления, систематизации и пропаганды. Кроме того - у участников курсовой подготовки, подавших заявления для прохождения аттестации на первую и высшую квалификационные категории, возникло желание повысить свой профессиональный уровень. Многие выразили готовность внедрять инновации, апробировать неизведанное.
Из всего многообразия форм повышения квалификации по специализации мы, в целях комплексного решения поставленных задач, выбрали педагогическую студию.
На наш взгляд, педагогическая студия - это своеобразная лаборатория творческих замыслов, где можно проверить новые идеи и предотвратить педагогические и методические ошибки.
Существенным отличием студийной формы занятий от любой другой традиционной является то, что обучение происходит почти одновременно на трех уровнях: теоретическом, методическом и технологическом. Обратясь к теоретическому положению и рассмотрев его, педагоги находят методическое воплощение этого положения в системе своего учреждения или коллектива и тут же, воспроизводя предполагаемую ситуацию в игровой форме, находят технологическую инструментовку методического решения.
Педагогическая студия - это вид профессионального обучения, совершенствования и экспериментирования в системе непрерывного педагогического образования, существенным признаком которого является неразрывная связь профессионального мышления и приобретения профессионального мастерства.
Педагогическая студия - это и этико-психологическое влияние на педагога, совершенствование его личностных, профессионально необходимых качеств.
Педагогическая студия - это и способ социальной и психологической поддержки специалиста в области воспитания, консолидация педагогических сил.
Исходя из предназначения педагогической студии как комплексной формы, направленной на всестороннее овладение какой-либо вполне определенной педагогической проблемой, обозначенной самими слушателями курсов, мы дали своей педагогической студии название "Технология воспитывающей деятельности" и поставили перед студийцами и собой такую цель: развитие педагогической технологии методиста и педагога-организатора учреждений дополнительного образования как определенной совокупности умений и навыков, позволяющих практически реализовывать положения теории воспитания.
Для успешного овладения технологией воспитывающей деятельности как "умением свободно и творчески воздействовать на группу детей или ребенка" (Н.Е.Щуркова, "Педагогическая студия") мы составили с учетом предложений студийцев программу из четырех педагогических студий: "Ситуация успеха, как ее создать", "Организация игровой деятельности детей", "Авторская программа - "Человековедение", "Искусство быть собой. Искусство быть другим".
В данной статье мы не рассматриваем всех аспектов создания педагогической студии - остановимся лишь на методике студийного обучения, которая представляет собой органическое единство разнообразных методов, предназначенных для решения задач профессионального обучения. В этом сочетании методов нет ни одного который был бы сегодня неизвестен, если рассматривать каждый метод отдельно: теоретические сведения преподносятся лекционным способом, практические умения формируются через упражнения, педагогические представления иллюстрируются наглядными средствами, педагогическое мышление развивается через создание проблемных ситуаций и т.д. Но инструментовка методов в педагогической студии модифицирует их до неузнаваемости, и складывается впечатление, будто для организации студии потребовалось создать новые методы работы.
Итак, четыре педагогические студии для методистов и педагогов-организаторов учреждений дополнительного образования уже состоялись в кабинете методики воспитательной работы Института повышения квалификации работников образования. Но очарование новой формой повышения квалификации оказалось столь велико, что педстудии стали проводиться в институте и для классных руководителей, и для учителей этики, и для воспитателей групп продленного дня.
В форме студий могут проводиться и учебные занятия в детских коллективах в системе дополнительного образования. Так, к примеру, мы пробуем проведение педагогических студий в педагогическом классе и в подростковом объединении "ПАКТ" на базе Ярославского городского Центра внешкольной работы.
В широком контексте гуманизации образования педагогическая студия выступает как элемент движения к совершенствованию воспитательного процесса. Студия содействует объединению педагогических сил, а как форма пропаганды педагогических знаний - и движению общества к педагогической культуре.
Пролог (терминологическое обозначение структурных частей заимствовано из практики педагогического и социально-психологического тренинга в связи с аналогичностью задач обозначаемых этапов педагогической студии). Установление личного контакта руководителя студии с каждым из педагогов. Приветствие каждого студийца (игровой зачин или другая форма творческого "здравствуйте"). Вопрос, обращенный к каждому в момент приветствия: "Как часто в роли педагога Вы использует те игру в качестве воспитательного средства?" Или варианты вопроса: какие игры Вы более всего предпочитаете в своей работе с детьми, в какие игры более всего любят играть Ваши воспитанники?
Этюд.
Первые подступы к проблеме, установка на
предстоящую деятельность. Организуется игровая
деятельность всей группы по типу игры
"Необитаемый остров" (или упрощенный
вариант игры "Кораблекрушение", или другая
игра) с целью введения в проблему и показа на
конкретном примере особенностей организации
игровой деятельности и самой формы
воспитательной работы - игры.
Игровая деятельность
интерпретируется как наиболее характерное и
органичное для ребенка его взаимодействие с
миром, как его во многом творческая деятельность.
Экспликация (этап исследования, заключающийся в раскрытии сущности явления). Дается научная информация, теоретический материал и практические упражнения, подтверждающие теорию. В теоретическом блоке "Разберемся в понятиях" дается определение понятия игры с точки зрения этимологии. с точки зрения педагогики, а также - как формы воспитательной работы. Даются основные признаки игры, отличающие ее от других видов деятельности и форм воспитательной работы. В игровой форме слушателям дается задание: определить последовательность формирования ведущих типов деятельности, в том числе игровой. Определяются основные функции игры. Организуется дискуссия, в ходе которой рассматриваются ступени игровой деятельности и формы проявления их, которые схематично можно выразить следующим образом:
- V. "Собственно творчество" создание авторских игр и программ.
- IV. "Коллективная творческая деятельность": создание игровых программ, праздников и КТД.
- III. "Организация - рефлексия": Ведущий организует игру и анализирует итоги
- деятельности (упражнения, деловые игры).
- II. "Организация": ведущий - организатор игры-Работа творческих групп в
- условиях игровой ситуации.
- I. "Введение": ведущий - играющие ("Делай, как я"), игры с залом, в кругу и
- др.
Студийцам, по мере вычерчивания "лестницы", предлагается привести примеры игр на каждой "ступеньке".
Вывод о психологических предпосылках игровой деятельности:
осознание педагогом необходимости игровой деятельности для ребенка, осмысление предназначения игры;
позитивное отношение педагога и ребенка к игре;
мотивация на игру; способности ведущего: коммуникативные, мыслительные, творческие.
- Студийцам предлагается проверить на практике все сказанное об игре, приняв участие в игровой ситуации "Предлагаю - выбирай" (методика описана в книге Н.Е.Щурковой "Собранье пестрых дел").
Завершением экспликационной части работы является формулирование методических правил организации игровой деятельности детей. Студийцы, проделавшие упражнения, могут самостоятельно вывести эти правила:- 1. Игровая деятельность организуется как последовательный подъем со ступени на ступень по мере увеличения игровой творческой активности ребенка.
- 2. Все виды игр требуют некоторой предварительной подготовки. состоящей в развитии психологических предпосылок.
- 3. Игровая деятельность организуется по двум направлениям: общение играющих с ведущим и друг с другом и самодеятельность играющих по созданию игр, игровых программ.
Дискуссия. Обсуждение теоретического материала. Вопрос к студийцам: "Что бы Вы сказали по этому поводу?" Варианты вопроса (направлены на критический анализ): "Как Вы оцениваете современную игровую практику в учреждении дополнительного образования с позиции нашего решения?" или "В какой мере педагог дополнительного образования должен заниматься игровой деятельностью с детьми?"
Рефлексия. Заканчивается студийная работа самооценкой каждого участника, в том числе и руководителя студии: оценивается работоспособность, содержание деятельности, психологическое состояние, результативность работы.
Руководитель студии предлагает каждому студийцу, по кругу передавая друг другу "рефлексивный" мячик, продолжить фразу: "Я для себя как педагога-профессионала извлек из этих трех часов работы..." или "Как Вам работалось?", или "До начала занятий я думал..., а теперь я…", или "Что Вам дало студийное занятие?"
Студия завершается пожеланиями руководителя всем участникам студии профессионального успеха в организации игровой деятельности.Об авторе: Гущина Татьяна Николаевна, методист кабинета методики воспитательной работы Института повышения квалификации работников образования, руководитель педагогической студии "Технология воспитывающей деятельности" тел. 21-45-96.