Т.Н. Гущина

Педагогическая студия —
интерактивная форма повышения квалификации
(методический аспект)

    Студийное обучение на курсах повышения квалификации педагогических работников УДО стало неотъемлемой частью системы курсовой подготовки. Педагогическая студия как комплексное занятие, направленное на всестороннее овладение какой-либо определенной педагогической проблемой, сегодня выступает своеобразной лабораторией замыслов и новых идей педагогов, Эти идеи можно здесь же, на студии, обсудить, проверить в групповой работе со студийцами, предупредить возможные ошибки.

    Несомненно, педагогическая студия — новационный вид профессионального обучения и совершенствования, достаточно новый элемент в системе непрерывного педагогического образования, существенным признаком которого является логическое сочетание теоретического, методического и технологического изучения педагогических проблем, а также — неразрывная связь профессионального мышления и приобретения профессионального мастерства. Педстудия как таковая призвана обеспечить свободное владение профессиональным ремеслом, содействовать тому, чтобы педагогическая деятельность доставляла удовлетворение и при этом не разрушала нервную систему педагога-практика.

    Включая ежегодно 4-5 педагогических студий в программу курсов повышения квалификации педагогических работников УДО, мы руководствуемся еще и тем, что студия - это и своего рода этико-психологическое влияние на педагога, способствующее формированию и совершенствованию его личностных качеств, и способ социально-психологической поддержки специалистов в области образования.

    Тематика наших авторских студий отвечает конкретному запросу слушателей и соответствует актуальным педагогическим проблемам: "Педагогическое проектирование", "Педагогическая диагностика", "Самосознание", "Организация игровой деятельности", "Ситуация успеха: как ее создать". Часто одна студия зарождает содержание следующей. К примеру, мысль о создании студии "Ситуация успеха: как ее создать" возникла в ходе проведения студии по проблеме педагогического проектирования, когда, выполняя задание по определению предназначения системы дополнительного образования, педагогов УДО, студийцы пришли к выводу, что главная педагогическая задача — создать ситуацию успеха каждому ребенку. Так возник замысел новой работы, нового для студийцев разговора.

    Говоря о методике организации педагогической студии, мы имеем в виду как описание процесса осуществления уже совершенной деятельности, отражающее ее логико-операциональную сторону, так и сам процесс протекания, осуществления деятельности, отличающийся специфической организацией и результативностью.

    Наиболее адекватно отражает суть методики организации и проведения педагогической студии как образа действия такое понятие как "алгоритм". И если мы будем воспринимать методику как алгоритм конструирования и организации результативной педагогической деятельности (определение Е.В, Титовой, д.п.н., проф. РГПУ им. А.И. Герцена, СПб.), то наше внимание сосредоточится на организации деятельности, приводящей к заранее определенным и осознанным результатам. В основу нашей работы была положена методика проведения педагогической студии Н.И.Щурковой.

    В качестве примера хотелось бы представить иллюстрацию-конспект (алгоритм) педагогической студии "Ситуация успеха: как ее создать".

    Пролог. Установление личного контакта руководителя студии с каждым из педагогов-студийцев. Приветствие каждого студийца. Мотивация на работу вопросом, обращенным к каждому в момент приветствия: "Как Вы относитесь к успеху?" Возможны варианты вопроса: "Считаете ли Вы себя успешным человеком? Почему?", "Что в Вашей жизни значит успех?", "Какого человека, на Ваш взгляд, можно назвать успешным?"

    Этюд. Первые подступы к проблеме. Установка на предстоящую деятельность. Разыгрывается этюд с целью введения в проблему и демонстрации на конкретном примере приемов создания атмосферы доброжелательности (а в итоге — ситуации успеха) для участника этюда.

    Для его разыгрывания приглашается один из студийцев. Ведущий студии использует прием усиления мотива на участие в этой работе: "Ваше участие в этюде нам очень необходимо для успешной работы студии". Студиец получает творческое задание: нарисовать животное (медведя, оленя, зайца и т.д.); спеть (эстрадную, детскую, народную песню, романс, арию и т.п.), исполнить танец, что-либо рассказать и т.п. Условие: до начала исполнения задания каждый студиец должен каким-то образом поддержать исполнителя: советом, напутствием, аплодисментами, комплиментом, тихим словом поддержки т.п.

    После исполнения задания студийца благодарят и предлагают выполнить второе задание, но предварительно ведущий просит его выйти за дверь, сам же договаривается со студийцами о том, что они умышленно создадут студийцу ситуацию неуспеха: посоветуют исполнителю не делать того, о чем его попросит ведущий.

    Студиец приглашается в аудиторию, коллеги начинают убеждать его в том, чтобы он не соглашался на выполнение задания.

    Задание 2. Участнику предлагается представить, что он рыбак на берегу водоема. "Удочку" он может забросить только после того, как каждый студиец даст ему какой-либо совет. Ведущий убеждает студийца, вопреки отговорам, исполнить задание.
    После выполнения заданий этюда начинается их обсуждение.

    Возможные вопросы к исполнителю:

В какой из ситуаций Вы чувствовали себя более комфортно? Почему?

Какие слова, советы были для Вас более значимы в первой и во второй ситуациях?

    Выполнение этюда интерпретируется ведущим как пример создания ситуации успеха-неуспеха, как алгоритм созданий атмосферы доброжелательности (ситуации успеха) - при выполнении первого задания.

    Возможные варианты создания атмосферы доброжелательности (материал педагогических студий ИПК работников образования Ярославской области):

снятия страха и напряжения ("не бойтесь", "ничего страшного");

усиление мотива ("это очень нужно для работы студии");

авансирование успеха ("у Вас обязательно получится");

инструктирование ("начните рисовать так...");

эмоциональная поддержка ("молодец", "прекрасно" и т.п.)

    Экспликация. Это этап исследования, заключающийся в раскрытии сущности явления. Ведущий дает научную информацию, теоретический материал и описание практических упражнений, подтверждающих теорию. В начале этого блока определяются цель и задачи данной педагогической студии: освоение (или разработка) алгоритм создания ситуации успеха, формирование основных понятий; рассмотрение феномена ситуации успеха с точки зрения психолого-педагогической науки; формирование банка ситуаций успеха.

    Теоретический материал включает словарное (общелексическое) определение успеха (Толковый словарь русского языка), взгляды различных ученых. Студийцам предлагается проиллюстрировать, теоретический материал приемами создания ситуации успеха из собственной практической деятельности. Таким образом создается ко пилка (банк), которую дополняет алгоритм создания атмосферы доброжелательности (выполнение первого задания).

    Приведем некоторые примеры из копилки, созданной участниками разных педагогических студий:

"даю шанс";

умышленная ошибка педагога;

доведение ситуации до абсурда;

анонсирование успеха;

создание радостной перспективы;

эмоциональный всплеск;

исповедь педагога;

разумные материальные стимулы.

    На следующем этапе — создание алгоритма успешной деятельности — студийцам сначала предлагается выполнить задание, а потом записать его в качестве шага алгоритма.

    1 задание: выберите в аудитории предмет, который Вас привлекает более всего. По сигналу ведущего подойдите к нему и коснитесь предмета рукой.

    2 задание: разбейтесь на пары; выберите предмет, которым вам двоим нравится больше всего в аудитории, подойдите к нему вдвоем и коснитесь предмета одновременно. Причем — один должен дойти до предмета как можно более длинным путем, второй — наиболее коротким.

    3 задание: напишите 5 своих самых заветных желаний, проранжируйте по степени их значимости для Вас (вариант — игра "Золотая рыбка", когда рыбка может выполнить только одно желание).

    После выполнения трех заданий фиксируется первый шаг алгоритма: выбор педагогической цели.

    4 задание: напишите за 3-5 ми нут 10 дел, которые удаются Вам особенно успешно. Затем по принципу "карусели" листки с перечисленными делами передаются по кругу, пока к каждому студийцу не вернется его листок. В ходе игры каждому участнику предлагается записать в тетрадях из листков других студийцев те дела, которые они могут отнести и к себе, но по каким-то причинам не включили данные дела в свой перечень. Подводятся итоги, насколько у каждого расширился перечень по сравнению с началом игры.

    После выполнения 4 задания фиксируется второй шаг алгоритма: определение своих сильных и слабых сторон.

    5 задание: необходимо разбиться на пары, подумать, что хотелось бы каждому совершить или добиться успешно; затем в каждой паре поочередно участники говорят друг другу по три фразы (всего 9 фраз), начинающиеся со слов "я хочу", "я могу", "я буду".

    Определяется третий шаг алгоритма: установка на готовность действовать.

    6 задание: игра "Предлагаю — выбирай" (методика описана Н.Е.Щурковой в книге "Собранье пестрых дел"), когда студийцам предлагается выходить из непростых жизненных ситуаций в ходе дискуссии с элементами театрализации.

    По итогам игры записываются четвертый и пятый шаги алгоритма: определение пути наилучшего выхода из ситуации и контроль за ситуацией.

    Завершением экспликационной части работы является обсуждение алгоритма, в ходе которого обозначенные шаги детализируются и могут быть наполнены конкретным содержанием. В итоговой части можно предложить студийцам алгоритмы успешной деятельности Карнеги, Паркинсона, Рейнуотер и др.; сориентировать в психолого-педагогической литературе.

    Дискуссия. Основное содержание — обсуждение теоретического материала. Вопрос участникам: "Как вы оцениваете тактику создания ситуации успеха в учреждении дополнительного образования с позиции нашего решения?" Варианты вопроса: "В какой мере педагог дополнительного образования должен (может) владеть технологиями создания ситуации успеха?", "Всегда ли опасен для ребенка и педагога "неуспех"? И можно ли (если — да, то как) создать из неуспеха ситуацию успеха?"

    Рефлексия. Студийная работа завершается самооценкой каждого участника, в том числе и руководителя студии: оценивается предложенное содержание и проделанная работа, психологическое (эмоциональное) состояние, работоспособность и результативность (полезность) работы.

    Хотелось бы отметить, что данный вариант студийного занятия был неоднократно использован не только в работе со взрослыми в системе повышения квалификации, но и с детьми среднего и старшего возраста — в подростковом объединении "ПАКТ", действующим на базе ярославского городского Центра внешкольной работы: а также во временном детском коллективе клуба "Лидер" в загородном оздоровительном центре детей "Спутник".

Об авторе: Гущина Татьяна Николаевна, методист кабинета методики воспитательной работы Института повышения квалификации работников образования, руководитель педагогической студии "Технология воспитывающей деятельности" тел. 21-45-96.

©  Гущина Т.Н., 1999
©  Опубликовано: "Внешкольник" , 1999