Урок 9

I. Задание:
1. Используя гербарии злаковых растений: пшеницы, ржи, овса, риса, ячменя, выявить общие признаки во внешнем строении.
2. Составить морфологическую характеристику пшеницы.
3. Составить таксономическую характеристику пшеницы.
II. Беседа:
- Назовите растения, относящиеся к семейству злаки.
- По каким признакам данные растения объединяются в одно семейство?
- Какое строение имеют вегетативные органы пшеницы?
- Расскажите о строении репродуктивных органов пшеницы.
- Зачем человек выращивает пшеницу?

Урок 10

I. У доски заполнить схему, вписав названия классов и семейств:

r3.gif (1575 bytes)

II. Фронтальная беседа с использованием наглядного материала, где изображены растения изученных отделов.
- Какие отделы растений мы изучили?
- Каковы особенности в строении водорослей? Мхов? Папоротников? Голосеменных? Покрытосеменных?
- Какие растения изученных отделов имеют сложное строение?
- А какие растения являются самыми древними? Самыми молодыми?
- Давайте вспомним характерные признаки растений отдела покрытосеменных.
III. Рассказ о признаках растений класса однодольных и двудольных с использованием таблицы.
IV. Повторение признаков растений изученных семейств.
По ходу чтения признаков записать признаки растений изученных семейств.
- ответ : цифры.
1 группа - розоцветные
2 группа - мотыльковые ( бобовые)
3 группа - злаки
4 группа - лилейные
1. цветок имеет двойной околоцветник : чашечка из 5 сросшихся чашелистиков, а венчик состоит из паруса, двух весел и лодочки, тычинок 10, из них 9 срослись, 1 свободная.
2. стебель у растений называется соломина.
3. у растений данного семейства плоды -костянка, яблоко, сухая костянка, многоорешек, многокостянка.
4. в основном это травянистые луковичные или корневищные растения, листья простые с дуговым или параллельным жилкованием, околоцветник простой из 6 листочков, тычинок 6, пестик 1.
5. плод-боб.
6. цветки собраны в соцветие сложный колос.
7. листья растений этого семейства очень разнообразны: тройчатосложные, непарноперистосложные.
8. растения данного семейства содержат особые летучие вещества, угнетающие бактерии -фитонциды.
9. каждый цветок состоит из 2 цветковых чешуи, 3-х тычинок с пыльниками на длинных тычиночных нитях, пестик с 2 мохнатыми перистыми рыльцами.
10. на корнях этих растений имеются клубеньки, где живут азотфиксирующие бактерии.
11. многие растения имеют на стеблях колючки или шипы.
12. плод - ягода, коробочка.
Ответы:
1 гр.- розовоцветные -3,7, 11.
2 гр. - мотыльковые - 1,5, 10.
3 гр. - злаки - 2, 6, 9.
4 гр. - лилейные - 4, 8, 12.
Проверка: правильный ответ - 1 балл.
V. Групповая работа - запиши только ошибки.
Картофель - деревянистое растение, побеги - столопы образуют утолщения - клубни с глазками. В России картофель появился в 10-м веке при Петре 1. Плодыкартофеля - ягоды появляются в начале лета. К семейству пасленовых кроме картофеля относят баклажаны, сладкий перец, бобы, томаты, фасоль. Часто у жилья, на пустырях встречаются белена черная и дурман обыкновенный. Это неядовитые растения из них изготавливают лекарства.
Ошибки: деревянистое, 10 век, начало лета, бобы.фасоль, неядовитые.
Каждая ошибка - 1 балл, самопроверка.
VI. Определи растение, составь таксономическую характеристику, (правильно определенное растение - 5 баллов, индивидуальная работа).
VII. Задание для групп:
1гр. - лилейные
2 гр. - бобовые
3 гр. - пасленовые
4 гр. - розоцветные

Составить таблицу:

Значение растений изученных семейств

Пищевые Декоративные Лекарственные

в начало документа